Курсовая работа: Значение физкультурных праздников в организации активного отдыха детей дошкольного возраста. Активный отдых детей в детском саду

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АКТИВНОГО ОТДЫХА

В УЧРЕЖДЕНИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Решению задач физического воспитания в детском саду способствует целесообразный двигатель-ный режим. Основу его составляют ежедневные физические упра-жнения и игры в различных режимных процессах под руковод-ством воспитателей, а также в самостоятельной деятельности детей: это и занятия, и физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня, и активный отдых, куда входят физкультурные досуги, физкультурные праздники, Дни здоровья, каникулы.

В младших и средних группах должны преобладать занятия общеразвивающего характера: познавательная практическая деятельность, экскурсии, прогулки, лепка, аппликация, конструирование, рисование. Для развития движения детей: физическая культура, музыкальные занятия, ритмика, игра.

Особое место занимают физкультурные досуги, которые планируются во всех возрастных группах в дни каникул и ежемесячно в течение года.

Физкультурный досуг проводится 2-4 раза в месяц по 20-30 минут. Содержанием его являются фи-зические упражнения, которые имеют форму веселых игр, забав, развлечений. Предусмат-ривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается сила мы-шечной и эмоциональной нагрузки;

Рекомендуется организовывать в часы прогулок, строится на знакомом материале, может проводится с одной группой или с несколько близкими по возрасту. Важную роль играет музыкальное сопровождение, элементы украшения, атрибуты.

При разработке программы физкультурного досуга необходимо учитывать особенности физиче-ского развития детей данной возрастной группы, наличие сюрпризных моментов, подбор оборудования и атрибутов для игр.

Для того чтобы физкультурный досуг был более интересным, каждый воспитатель должен проявить свою инициативу и твор-чество— это помогает разнообразно и правильно планировать вариативность игр, развлечений, аттракционов с учетом про-грамм для последующих физкультурных досугов.

Все программы физкультурных досугов для всех возрастных групп просматривают заведующий и заместитель заведующего по ОД. Далее организуется их обсуждение в педагогическом коллективе, на котором воспитатели высказывают критические замечания и по-желания, обмениваются опытом по вопросам использования музыкального сопровождения, атрибутики к играм, изготовления эмблем, организации награждения. Однако следует заметить, что самое главное в проведении физкультурных досугов — это умелое руководство воспитателя, его творчество, настроение, которое влияет на эмоциональное состояние детей.

Цель активного отдыха - создать радостное бодрое настроение у детей, закрепить имеющиеся навыки, развить физические качества, способствовать воспитанию морально-волевых качеств личности.

Содержание физкультурного досуга составляют в основном все знакомые детям подвижные игры и физические упражнения, обновляемые путем введения неожиданных для детей вариантов и вызывающие у них интерес и радостные эмоции.

Распределение нагрузки осуществляется равномерно с постепенным нарастанием. Во вводной части - игры средней подвижности, в основной части - большой подвижности, эстафеты, в заключительной - малой подвижности, спокойного характера.

По содержанию и композиции досуги могут быть разных вариантов:

I. Знакомые игры, упражнения, игры-задания, соревновательного ха-рактера:

* общая игра средней подвижности для всех детей;

* игровые задания соревновательного характера по подгруппам или командам / 2-3 задания/;

* игра большой подвижности для всех детей;

* игра малой подвижности, способствующая снятию нагрузки.

2. Разнообразные основные движения (бег, прыжки), спортивные упражнения:

* метание вдаль с места, с разбега, прыжки через короткую скакалку разными способами, длинная скакалка для команд;

* езда на велосипеде но прямой, на скорость между начерчен-ными линиями, змейкой между предметами, по линии на-рисованными на земле.

3. Строятся из элементов одной из спортивных игр (баскетбола, хоккея):

* бросание мяча о земли и ловля его двумя руками, одной, отбивание мяча с продвижением между предметами и передача друг другу разными способами, броски и ловля мяча, броски мяча в корзину на счет;

* игра-соревнование команд в баскетбол на счет, высота шеста З м, длина - 4м, диаметр - 35 см.

4. Игры-эстафеты . Между играми дается задания, способствующие снятию физической нагрузки: кто быстрее перенесет яйцо в ложке, игра на спортивное ориентирование - куда ведет дорожка, упражнения с цветам.

Варианты 3 и 4 для детей старшего дошкольного возраста когда они усвоили -элементы данных игр на физкультурном занятии.

5. Комбинированный вариант музыкального и физкультурного досуга:

Разнообразные движения с предметами;

Танцевальные упражнения, игры, которые выполняются под музыку.

В программу каждого варианта досуга необходимо включать художественное слово, песни на спортивную тематику, сюрпризные и импровизированные номера, которое готовятся в тайне от детей.

Подготовительная работа к физкультурным досугам:

1. Составление конспекта.

2. Определение места и его оформление.

3. Подготовка атрибутов, разучивание игр, упражнений основных движений.

Начало может быть разным - построение, вход под музыку, свободный

вход и сообщение заданий, использование ситуации из сказки, игровое задание, игра.

Номера, включенные в программу должны логически быть взаимосвязаны друг с другом. Выполнение каждого задания должно оцениваться воспитателем в виде похвалы, поощрений.

В календарном плане воспитатель перечисляет названия игр, заданий,

если хорошо знакомы - не раскрывает, а дает описание нового варианта, указывает дозировку, способы организации детей при выполнении заданий.

Физкультурные праздники проводится 1 раз в квартал, продолжительность- в младшей группе 20-30 минут, в средней-40-50 минут, в старшей группе- 50-60 минут. Планируются физические упражнения, игры с элемен-тами спорта, подвижные игры, спортивные уп-ражнения, игры-эстафеты, а также занима-тельные викторины и загадки.

Организуются на участке, в зале, на лугу, на стадионе, в зависимости

от природного окружения, времени года, состояния погоды.

Чтобы на нарушать режим жизни, надо организовывать физкультурные праздники второй половине дня. При условии их проведения в дни каникул и в Дни здоровья - в первую половину дня.

Допускается объединение нескольких групп.

Варианты проведения физкультурных праздников:

1. Праздник, целью которого является пропаганда значимости физкультуры и спорта, привлечение детского и взрослого населения к разнообразной физкультурной и спортивной деятельности. Характерны следующие названия и девизы: «Веселые старты», «Олимпийские надежды», «День волейбола», «День футбола», «праздник Нептуна», «Мы-физкультурники», «День эстафет».

2.Физкультурные праздники, посвященные чувствованию труда людей разных профессий. Задача - воспитание и уважение к людям труда, закрепление знаний о разных профессиях и трудовых действиях. Должно быть сочетание традиционных игр и физкультурных упражнений имитирующие различные профессии: матросы на вахте, кто построил красивый домик. Приглашаются ветераны, воины, молодые рабочие, которые принимают участие в выступлениях, соревнованиях, подводят итоги, поздравляют и награждают детей.

З. Совместные праздники детей и родителей: «Всей семьей на старт», «Семейный поход», «Мама, папа, я - спортивная семья». Они содействуют вовлечению детей и взрослых к совместному занятию физкультурой, повышают интерес взрослых к жизни д/с.

4. Игры.

5. Эстафеты для взрослых и детей, в которых дети выступают вместе с родителями, соревнуются друг с другом.

Обязательный компонент праздника - сюрпризный момент.

Для руководства подготовки праздника выбирается оргкомитет и комиссия, которая утверждается на производственном собрании всего коллектива, ее обязанность составить программу в которой отражается:

- цель, задачи, место и время проведения, состав комиссии, участники.

Предварительная работа: распределение обязанностей между музыкальным руководителем, руководителем физвоспитания, подготовка спортивного участка.

Далее составляется сценарий праздника в зависимости от выбранного ва-рианта проведения. Окончательное утверждение сценария происходит на педсовете, где утверждается ведущий праздника. Оформлением занимается группа, ответственная за художественное оформление: объявление для родителей, приглашения для гостей, выставки и стенды на спортивную тематику, плакаты и транспаранты. Рекомендуется использовать участие детей. - открытие праздника начинается с торжественной части-построение, приветствие, представление жюри, открытие завершается подъемом флага или парадом участников.

После торжественной части рекомендуется проводить показательные выступления с атрибутами и без: акробатика, ритмическая гимнастика. Выступления могут быть групповыми и индивидуальными. Физкультурные номера должны чередоваться с исполнением песен, чтением, с показательными номерами, могут выступать и приглашенные.

Подведение итогов идет по ходу праздника, на табло выставляется очки. Ведущий, жюри должны заботиться о поддержке, взаимоуважении.

В конце физкультурного праздника - общее подведение итогов, вручение памятных медалей, значков, эмблем, исполнение любимых песен, показ театра, концерт, круг почета, спуск флага соревнования.

В системе мероприятий, направленных на укрепление здо-ровья, закаливание и физическое развитие детей, важная роль принадлежит Дням здоровья.

В День здоровья отменяются все учебные занятия во всех возрастных группах, режим дня насыщается активной деятель-ностью детей, включая мероприятия, предусмотренные програм-мой физического воспитания, разнообразные движения в играх, эстафетах, аттракционах, простейший туризм в теплое время го-да пеший, в зимний период на лыжах, прогулки за пределы участка детского сада. Организуя Дни здоровья, необходимо максимально использовать климатические условия, особенности сезона, природные факторы (бор. парк, берег залива и т. п.). Так, для детей старших групп пеший поход проводится в два перехода: 30—40 мин движение в одну сторону, затем привал, во время которого в соответствии с целью похода либо орга-низуется активный отдых (игры, упражнении в природных усло-виях, игры-забавы, загорание и т. п.), либо осуществляется ознакомление с природой, со знаменательными событиями и т. п. В зимний период предпринимаются лыжные походы, основные задачи которых—развитие навыков самоорганизации, дисци-плинированности, воспитание чувства товарищества, взаимовы-ручки. Продолжительность лыжных походов в старшей группе до 1,5 час, дистанция — 2-2,5 км (в два перехода).

Для детей средней группы организуются походы продолжи-тельностью 15—20 мин в один конец, для второй младшей груп-пы - походы продолжительностью 10—15 мин.

Планируя поход, необходимо продумать такие вопросы, как места от-дыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты, награждение, приглашение родителей, гостей и их приобщение к участию в играх и упражне-ниях.

О времени проведения и программе предстоящих Дней здо-ровья и дети, и родители извещаются заранее.

Каждый поход осуществляется по заранее подготовленному плану-сценарию, предусматривающему появление сказочных пер-сонажей, чаепитие на свежем воздухе, игры, соревнования. Все эти элементы имеют большое значение для поднятия эмоцио-нального тонуса детей и взрослых. В мероприятиях желательно участие ро-дителей, так как они-то в первую очередь должны понимать, что подобные Дни здоровья способствуют приобщению детей к заня-тиям спортом, пропаганде физической культуры и спорта в семье.

Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий для активного отды-ха детей, в связи, с чем отменяются все заня-тия. Эти формы могут носить тематический характер - "Спорт — наш друг!", "Весенние мотивы", "Зимние приключения". Они включа-ют знакомые детям подвижные игры, эстафе-ты, разнообразные движения, танцы. Празд-ники организуются на территории дошкольно-го учреждения, стадионе, в лесопарке. Руко-водитель физического воспитания оказывает организационную и методическую помощь воспитателям в подготовке физкультурно-оз-доровительных мероприятий в режиме дня (комплексы утренней гимнастики, упражнения после сна, подвижные игры и физические уп-ражнения на прогулке) и по необходимости включается в эту деятельность.

Сценарии физкультурных праздников, дней здоровья составляются совместно: руководи-телем физического воспитания, инициативной группой и администрацией дошкольного уч-реждения.

Физкультурное занятие с элементами туризма представляет собой пешие и лыжные прогулки. Проводится в естественных условиях с целью реализации двига-тельной потребности детей, совершенствования функционального состояния опорно-двигательного аппарата, повышения выносливости и устойчивости организма к небла-гоприятным воздействиям внешней среды. Длительность пеших и лыжных прогулок за-висит от возраста, физической подготовленности детей, погоды и времени года. Физкультурное занятие с элементами туризма проводится 1 раз в неделю, начиная со старшей сту-пени дошкольного образования с 5 лет)

Хочется подчеркнуть, что Дни здоровья, физкультурные досу-ги, физкультурные праздники, физкультурное занятие с элементами туризма способствуют не только физическо-му развитию детей, но и их нравственному воспитанию, форми-руют положительные эмоции, объединяют взрослых и детей об-щими целями.

ТУРИСТИЧЕСКИХ ПОХОДОВ

Во время каждого туристического дохода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо всякий раз четко разрабатывать маршрут, определять места остановок, необходимые снаряжение, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похо-да воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять уча-стие в походе.

Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.

Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.

1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.

2. С детьми должны идти не менее двух взрослых.

3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.

4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.

5. При переходе улиц, дорог воспитатель должен соблюдать правила дорож-ного движения.

6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ

1. Строго подчиняться воспитателю.

2. Без разрешения не рвать растений.

3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.

4. Всегда оставлять место отдыха чистым.

Куда деть дошкольника летом – головня боль многих работающих родителей. Большинство муниципальных детсадов на лето закрывается, а детки оказываются не у дел. Работающие мама и папа часто оставляют малышей на попечение бабушек и дедушек. Но если такой возможности нет? В таком случае в помощь родителям приходят летние детские сады. Зачастую, это удовольствие не бесплатное, однако огромный плюс в том, что за малыша можно не переживать: он будет при деле, одет, накормлен и под присмотром.

Летние группы в частном детсаде

Летние детские сады, как правило, частные. Это своего рода услуга, предоставляемая частными садами, детскими развивающими центрами и т.д. Летние группы в детском саду, небольшие: до 10 человек. Ориентировочная стоимость летнего посещения таких детсадов в Москве, с учетом пятиразового питания и времени пребывания деток с 8:00 до 20:00:

  • на календарный месяц (с 1 по 30/31) – от 26 000 до 37 000 руб.;
  • на месяц не календарный (с 14.07 по 15.08) – 31 000 руб.;
  • календарный месяц на полдня обойдется от 13 000 до 23 000 руб.;
  • существует услуга пробной недели (5 рабочих дней) – от 9 000 до 15 000 руб.;
  • неделя на ½ дня – 9 000 руб.;
  • многие детские сады работают по сменам – 2 недели. Средняя стоимость смены – 21 000 руб.

Каждый частный летний детсад предлагает массу летних занятий. В основном, это игры на воздухе. Основные направления и специальные предложения:

  • обучение английскому;
  • музыкальные занятия;
  • всевозможные игры с песком и водой;
  • подвижные игры;
  • изучение окружающей среды, уход за растениями;
  • экскурсии;
  • разнообразные недели добрых дел, сказок, искусства и т.д.;
  • существуют спецпредложения: мыловарение, ЛФК, пластилиновая анимация, лепка из пластика, рисунки песком и т.д.

Летние группы в муниципальных детсадах

Муниципальные детсады также могут функционировать летом. В связи с сокращением численности групп и согласно графика отпусков, летом объединяют несколько групп в одну. Информацию о том, будет ли действовать летняя группа того детсада, который посещает ваш ребенок, можно узнать у заведующей и написать заявление на посещение. Летние развлечения в детском саду, который находится на попечении государства, схожи с теми, которые проводятся в частных детсадах. Тут также отдается предпочтение играм на свежем воздухе, познанию окружающего мира, подвижным играм и т.д.

Летние детские сады-дачи

Летний сад-дача — аналог летним лагерям. Основное преимущество таких садов - это то, что они находятся за чертой города. Количество детей в группе очень мало – в среднем 6 человек. Условия проживания в детском саду-даче зависят от самого учреждения. В некоторых садах предлагают для детей бассейн, как альтернативу природному водоему. За дополнительную плату с ребенком могут заниматься изучением английского.

Средняя стоимость посещения таких детсадов – 1000 — 1200 руб. в сутки. Пребывание с ночлегом.

Для малыша в таких садах могут предложить:

  • прогулки на свежем воздухе, игры и соревнования;
  • походы в лес и на речку (озеро);
  • разнообразные вечерние занятия, характерные для лагерей: настольные игры, чтение книг, просмотр фильмов.

Что нужно, чтобы попасть в летний детсад

Чтобы записаться в детсад, нужно созвониться с заведующей и оставить заявление, подтверждающее желание на посещение ребенком летней группы. Обращаться нужно как можно раньше, иначе есть риск столкнуться с ответом об отсутствии свободных мест.

Для посещения летнего детсада нужно иметь:

  • медкарточку ребенка;
  • сменную обувь и одежду, так как часто проводятся игры с песком и водой;
  • пижаму для сна и расческу;
  • предметы личной гигиены (зубную щетку, мыло, шампунь) если ребенок отправляется в детский сад-дачу;
  • в некоторых детсадах могут потребовать резиновые сапожки и зонтик для прогулок в дождливую погоду.

В жару обязательно нужно одеть на ребенка головной убор. Следует отдать предпочтение не ярким синтетическим вещам, а светлой одежде из натуральных тканей. Не покупать и не одевать ребенка в футболки или платья с прорезиненным рисунком, потому что он не пропускает воздух. Нужно придать особое значение обуви. Она должна быть из натуральных материалов, качественной, подобранной по размеру и надежно фиксирующей ступню.

«Организация активного отдыха в ДОУ»

П л а н.

1. Введение. Стр.2.

2. Физкультурный досуг. Стр.4.

3. Физкультурный праздник. Стр.6.

4. День здоровья. Стр.9.

5. Простейший вид детского туризма. Стр.10.

6. Каникулы. Стр.12.

7. Список используемой литературы. Стр.13.

Задача создания всех необходимых условий для того, чтобы дети росли физически здоровыми, крепкими, является одной из важнейших. Поэтому правильно поставленной воспитательной работой может считаться только та, в рамках которой большое место занимает физическое воспитание детей.

Известно, что в результате учебной деятельности, связанной с длительным поддержанием статической позы, у детей развивается утомление, падает активность, внимание, понижается восприятие. Выполнение физических упражнений вызывает активную работу мышц, а это в свою очередь усиливает кровообращение и тем самым повышает интенсивность работы сердца, активизирует деятельность нервной системы, повышает тонус всего организма, восстанавливает работоспособность.

Для того, чтобы дети росли здоровыми и жизнерадостными, чтобы были созданы условия для решения задач умственного, нравственного и физического их развития, необходимо чередовать работу и отдых, занятия умственного характера и физических упражнений, игр, развлечений.

Одной из форм организации двигательной деятельности детей является активный отдых в детском саду.

Активный отдых в детском саду:

§ Физкультурный досуг;

§ Физкультурные праздники;

§ Дни здоровья;

§ Детский туризм;

§ Каникулы.

Эти формы работы нацелены не на оттачивание техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

Активный отдых решает как общие, так и частные задачи . Общие задачи – оздоровительные, учебные и воспитательные. К частным можно отнести следующие задачи:

Ø Повышать эмоциональный настрой детей;

Ø Воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;

Ø Способствовать формированию правильной осанки;

Ø Повышать физическую работоспособность;

Ø Развивать основные физические качества;

Ø Совершенствовать основные виды движений.

Решение этих задач всецело направлено на воспитание гармонично развитой личности.

Физкультурный досуг – один из ярких, эмоциональных моментов в повседневной жизни детей, объединяющий их веселой, двигательной деятельностью.

Планирование досуга осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей.

Программа физкультурного досуга составляется по-разному: в младших и средних группах преобладают несложные игры с эмоциональными поручениями: кто скорее принесет игрушки, прибежит и построится около куклы, выполнит веселые игровые действия с ней и т.д.

В старших группах дети выявляют свои двигательные умения индивидуально и коллективно – командами в веселых несложных играх с соревнованием и в играх-эстафетах, а в подготовительной к школе группе и в спортивных играх. Старшие дети участвуют также в соревновании типа небольшой спартакиады. При выполнении физкультурных заданий они проявляют ловкость, быстроту, силу, выносливость. В содержание досуга включаются интересные и доступные детям аттракционы, вызывающие общее веселое настроение; могут быть использованы и знакомые детям танцы и пляски.

Главной задачей воспитателя при проведении досуга является создание радостного настроения у детей и возможности совершенствовать двигательные умения в непринужденной обстановке, располагающей всех детей к творческой дружеской деятельности.

Э.Я.Степаненкова в Программе и методических рекомендациях по физическому воспитанию в детском саду определяет длительность для физкультурных досугов:

§ Для 2 младшей группы – один раз в месяц 20 минут;

§ Для средней группы – один раз в месяц 20 минут;

§ Старшей группы – один раз в месяц 25 – 30 минут;

§ Подготовительной к школе группы – один раз в месяц 40 минут.

Физкультурный праздник в детском учреждении представляет собой демонстрацию здорового, жизнерадостного состояния детей и их достижений в формировании двигательных навыков. Насыщенный динамикой двигательного содержания, проводимый на свежем воздухе, он является радостным событием в жизни детей.

Основу программы физкультурного праздника должны составлять веселые подвижные игры и разнообразные физические упражнения, отражающие приобретенные детьми двигательные навыки за определенный период времени. Усвоенные на регулярных физкультурных занятиях, они не требуют специальной подготовки и естественно вливаются в праздничную программу, доставляя детям большое удовольствие.

Подготовка к празднику не должна нарушать плановую воспитательную работу. Многократно повторяемые до праздника «номера» часто без учета продолжительности по времени вызывают у детей физическое и психическое утомление, потерю интереса, притупление эмоций и выполнение их на празднике как заученного урока. Праздник должен быть результатом систематической работы с детьми.

Физкультурные праздники, отличаясь присущей только им спецификой содержания, могут быть весьма разнообразными по программе и структуре.

Этот праздник выделяется на фоне повседневной жизни необычным украшением участка, нарядно оформленными физкультурными пособиями: цветы, фонарики, ленты и т.п. изменяют привычный вид детской площадки, вызывая радостное ожидание и праздничное настроение у детей. В процессе самого праздника большую роль играет музыка, создающая эмоциональный подъем и объединяющая детей веселым, бодрым настроением.

Первая часть праздника может быть построена в форме физкультурного парада, который начинается общим шествием детей, разделенных на отдельные команды, идущие со своим вымпелом и значками. Движения детей, сочетающиеся с песнями, стихами, вызывают эмоциональный подъем. Следом за этим дети могут демонстрировать свои достижения в играх и упражнениях. Старшие группы участвуют в доступном им соревновании (в беге, метании, прыжках и т.д.), в играх-эстафетах. Могут быть включены веселые аттракционы. Все это проводится с учетом времени для каждой возрастной группы.

Программа второй части праздника может быть организована в форме зрелища – кукольный театр, концерт с участием взрослых и детей или в форме прогулки в «волшебном лесу». Непременным компонентом этой части бывают сюрпризные моменты: появление каких-либо сказочных героев, фокусника и т.д.

В заключение праздника хорошее настроение поддерживает общий танец, когда дети по предложению ведущего приглашают гостей: родителей, педагогов, сотрудников детского сада.

Физкультурные праздники хороши и зимой. Содержание их также составляет двигательная деятельность детей, характерная для данного сезона, - катание на санках с заданиями на ловкость, катание и игры на коньках, ходьба на лыжах, игра в хоккей, веселые подвижные игры, массовые несложные пляски и сюрпризные моменты, подготовленные взрослыми или школьниками. Зимний праздник может быть организован вокруг новогодней елки как праздник русской зимы или в виде игр на определенные темы («Поездка на Север», «Путешествие» и др.) Основу программы составляют и в зимнее время физические упражнения и игры, которыми к этому времени овладевают дети. Использование красочных атрибутов и музыки делают их необычайно и заново привлекательными. В зимнем празднике не звучат песни и стихи в исполнении детей, однако музыка, обращение ведущего (в стихах или прозе) придают праздничное настроение и соединяют в единое целое отдельные действия и игры детей. Сюрпризные моменты – источник радостных удивлений и смеха – выполняются взрослыми или школьниками.

Дети могут участвовать в доступной для них подготовке праздничного оформления. В день проведения праздника жизнь детей не должна нарушаться ненужной спешкой, срывом режима, нервозностью.

Праздник можно провести в форме физкультурно-спортивного музыкально-театрализованного представления. Содержание его составляет знакомая детям сказка. Дети освобождают сказочных героев, преодолевая препятствия, соревнуясь с отрицательным персонажем.

При общей заинтересованности взрослых в успехе праздника, желании их доставить детям радость и удовольствие, осуществить все намеченное в плане общая длительность праздника не должна превышать 45 мин – 1 ч.

В Программе по физвоспитанию Э.Я Степаненковой рекомендуется проводить физкультурные праздники в средних и старших группах два – три раза в год.

День здоровья рекомендуется проводить в соответствии с указаниями программы, начиная со 2 младшей группы. Его задачей является забота о профилактике нервной системы ребенка, оздоровление его организма в тесной связи с поддержанием положительно-эмоционального состояния психики. Поэтому в этот день следует обеспечить детям максимальное пребывание на воздухе и по возможности провести его на природе . Дети освобождаются от занятий, требующих умственного напряжения. Они играют в интересные для них и любимые игры, поют, слушают музыку, спокойно, весело общаются друг с другом.

Планирование этого дня должно учитывать интересы детей данной возрастной группы, любимые ими виды деятельности, предупреждать возникновение конфликтов. В программу этого дня можно включить подвижные игры, игровые упражнения, элементы спортивных игр и упражнений, веселые эстафеты, развлечения и забавы, преодоление разнообразных природных препятствий.

Пешеходные прогулки и экскурсии за пределы детского учреждения представляют собой простейший вид детского туризма. Это интересные и полезные для детей небольшие путешествия с определенной целью. Они содействуют укреплению здоровья, физическому развитию детей, воспитанию эстетических чувств, общению с природой, совершенствованию двигательных навыков и физических качеств.

Часто дети, хорошо выполняя различные упражнения в знакомом помещении или на участке детского сада, теряются в новой обстановке. Изменяющиеся природные условия, с которыми сталкиваются дети во время дальних прогулок, содействуют воспитанию необходимой жизненной ориентировки на местности, решительности, смелости, общей выносливости, укреплению дружеских взаимоотношений.

Во время каждого туристического похода решаются определенные задачи. Поэтому необходимо всякий раз четко разрабатывать маршрут, определять места остановок, необходимые снаряжения, одежду (в зависимости от погоды). План и маршрут согласовываются с медицинскими работниками. Накануне похода воспитатель проводит с детьми беседу, приглашает родителей принять участие в походе.

Форма организации детей во время похода зависит от условий, в которых он проводится. Чаще всего в лесу дети идут свободно.

Во время отдыха воспитатели проверяют состояние детей, их одежду.

Инструкция по охране жизни и здоровья детей.

1. Маршрут должен быть тщательно изучен взрослыми.

2. С детьми должны идти не менее 2 взрослых.

3. Одежда детей во избежание перегрева или переохлаждения организма должна соответствовать сезону.

4. Каждый взрослый должен хорошо знать содержание аптечки и правила пользования ею, чтобы при необходимости уметь оказать первую помощь.

5. При переходе улиц, дорог, воспитатель должен соблюдать правила дорожного движения.

6. Воспитатель должен учитывать физические возможности детей.

Правила поведения детей.

1. Строго подчиняться воспитателю.

2. Без разрешения не рвать растения.

3. Не оставлять товарища в беде, всегда приходить ему на выручку; помогать слабому.

4. Всегда оставлять место отдыха чистым.

Каникулы предусматриваются программой в начале января и конце марта длительностью каждый раз в течение недели. Задачи их имеют общую направленность с днями здоровья – обеспечить отдых нервной системы ребенка, создать условия, содействующие оздоровлению и укреплению организма в единстве с эмоционально-положительным состоянием психики. Содержанием каникул может быть художественно-творческая, музыкальная, физкультурная деятельность. Очень полезны простейшие туристические походы. При наличии возможности очень полезен выезд за город в дом отдыха или на дачу детского сада. Новая обстановка, катание с горок, ходьба на лыжах и игры на природе будут приближать жизнь детей к санитарному режиму, оздоровительное значение которого бесспорно. Организация таких каникул для детей требует продуманности и тщательной подготовки.

План зимней спортивной недели (каникул).

1-й день: строительство снежного городка.

2-й день: снежный праздник в снежном городке;

3-й день: для 5-летних детей – гонки на лыжах; для 4-летних – спортивные игры в городке Дворца;

4-й день: для 3-летних – спортивные игры в снежном городке; для 4-летних – лыжные соревнования; для 5-летних и 6-летних – спортивные игры;

5-й день: гонки на санках, лыжах, спортивные игры;

Список используемой литературы.

А.В.Кенеман, Д.В.Хухлаева. «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста».

Э.Я.Степаненкова. «Физическое воспитание в детском саду». Программа и методические рекомендации.

«Физическое воспитание детей дошкольного возраста». Из опыта работы. Составитель Ю.Ф.Луури.

Э.Й.Адашкявичене. «Спортивные игры и упражнения в детском саду».

«Игрушка в педагогическом процессе

детского сада».

План.

1. История Игрушки.

2. Роль игрушки в жизни ребенка.

3. Роль игрушки в педагогическом процессе.

4. Виды игрушек.

5. Методика ознакомления ребенка с новой игрушкой в дошкольном учреждении.

6. Требования, предъявляемые к игрушкам.

7. Список используемой литературы.

« По сию пору игрушки, кои даваны детям, служили к умножению их знаний, и через оныя познакомились

со многими в свете вещами».

Екатерина II

1.История игрушки.

Игрушка – относительно хрупкий предмет, и жизнь её коротка, поэтому время появления игрушек определить очень трудно. Совершенно очевидно, что первые игрушки были близки к орудиям труда, приспособленным к силам ребенка. Маленький лук, стрелы были похожи на подлинные. Они изготавливались взрослыми, чтобы развить у детей меткость, четкость и координированность движений. Значительно позже были обнаружены игрушки, изображающие зверей, птиц, фигурки людей.

Из истории мировой игрушки.

В Vв. до н.э. в небе Китая появились первые воздушные змеи, в которые до сих пор играют взрослые и дети.

Механический конструктор – набор планок с отверстиями, гаек и болтов, с помощью которых, с помощью которых можно строить подъемные краны, лебедки, тележки, мельницы, - был придуман приказчиком Хорнби из мясной лавки английского города Ливерпуля в 1900 году.

Конструктор из разноцветных кубиков был придуман около 200 лет назад в Германии человеком по фамилии Либих.

Уже в XIII в. французские куклы стали законодательницами моды и стоили безумно дорого. Для них, как для Барби, делали кукольные дома с полной обстановкой, но не из пластмассы. Дом был из ценного дерева, а посуда из серебра и фарфора. Все это хранилось и передавалось по наследству от матери к дочери, как и другие фамильные драгоценности.

Долгое время игрушки создавались в семье взрослыми в часы досуга «на потеху» детям. Игрушки отражали любовь к детям, желание их порадовать, позабавить, чему-то научить. В изготовлении игрушки проявлялись творческая выдумка, понимание интересов детей, их желаний. Игрушка отражала характерные черты труда людей, любовь к природе, знание ее, воспроизводила особенности и повадки животных, птиц.

Со времен Ф.Фребеля большое внимание стали уделять строительным материалам для детских игр. Их выпускалось много – разнообразных размеров, конструкций.

Первая кукла в России была сделана из дерева. В средней полосе России известна тряпичная кукла из белой холстины. У девицы-белолицы обязательно была коса из пакли или натуральных волос, но не было лица, чтобы в нее не вселились злые духи. Без куклы не обходились даже в самом бедном доме. Почти каждая крестьянка умела сама мастерить кукол.

Наиболее талантливые умельцы стали делать игрушки не только для своих детей, но и для сбыта. Постепенно возник игрушечный промысел. В России крупный игрушечный промысел был в селе Богородском под Москвой (впервые упоминается в 1663 г.). Особым вниманием у богородских резчиков пользовался медведь. В игрушке он наделялся характерными чертами неторопливого, косолапого лесного жителя, а также человеческими качествами: трудолюбием, любознательностью, пристрастием к веселью, музыке.

В селе Бабенки Подольского района Московской области в 1911 г. Организовалась артель русских умельцев, прославившихся изготовлением токарно-полированных игрушек: конусов, башенок из колец разного цвета и др. Бабенские игрушки отличаются четкостью форм, чистотой и сочностью цвета, их простая конструкция позволяет производить с игрушками разнообразные действия. В Нижегородской губернии (ныне Горьковской области) в с.Хохлома мастера, изготовлявшие деревянные игрушки (самовары, часки и др.), расписывали их в золотисто-красные тона. В с.Городец занимались резьбой коньков, козлов, быков, в с.Семеново изготавливались матрешки. В Вятской губернии (ныне Кировской обл.) в с.Дымково с давних времен существует глиняная (дымковская) игрушка, особенностью которой является пластичность форм и яркая, красочная роспись. Ассортимент дымковских игрушек разнообразен. Здесь и собственно игрушки-свистульки – небольшие уточки-крылатки, барашки, лошадки, всадники на конях. Более крупные фигуры, приближающиеся к декоративной настольной скульптуре – барыни, няньки, кормилицы, водоноски, лихие гусары, крупные фигурки зверей и птиц. Наконец, целые композиции, например масленичное катание по наклонным бревнам, облитым водой и покрывшимся ледяной корочкой; доярка с коровой и др. В селе Филимоново Тульской области игрушечницы создавали причудливые образы коней, коровушек, быков, медведей. Используя пластичный материал – глину, они не стремились к правдоподобию. Эти игрушки отличает удлиненная форма шеи, ритм красочных полос.

Музей игрушки создан в 1920 г. В Москве. В 1931 г. Музей перевели в Загорск (теперь Сергиев Посад).

2. Роль игрушки в жизни ребенка .

Игрушка – предмет, специально предназначенный для детских игр. Использование ее содействует расширению детского кругозора, воспитанию интереса к отраженным в ней предметам и явлениям действительности, развитию самостоятельности. В совместных играх с игрушками у детей формируются дружеские взаимоотношения, умение согласовывать свои действия.

Нормальное развитие ребенка, становление его внутреннего мира немыслимо без игры, а следовательно, без игрушки. Игрушки для ребенка – та «среда», которая позволяет исследовать окружающий мир, формировать и реализовать творческие способности, выражать чувства; игрушки учат общаться и познавать себя. Основа развития маленького ребенка – крепкое здоровье, жизнерадостность. Любимые детские игрушки (мяч, кегли, обруч и др.) побуждают малышей бегать, бросать, метать, прыгать, т.е. развивают движения, удовлетворяют потребности в двигательной активности, общении. Игрушки с сюрпризом, звучащие, заводные вызывают удивление, неожиданную радость, смешат и забавляют, делают жизнь ребенка счастливее. Игрушки для маленького ребёнка – своеобразное окно в мир, они расширяют его кругозор , пробуждают любознательность . Многие предметы входят в жизнь ребенка через игрушки, изображающие животных, технику и др. Есть игрушки, с помощью которых ребенок решает проблемные задачи, учиться самостоятельно мыслить, экспериментировать. Игрушка, по образному выражению А.С.Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребенок создает задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль. Таким образом, игрушка, как справедливо отмечала Е.А.Флерина «учит ребенка жить и действовать».

3. Роль игрушки в педагогическом процессе.

Игра – одно из наиболее эффективных средств воспитания. Умственные способности, нравственные качества, эстетические чувства воспитываются в процессе интересной игровой деятельности. Игра и игрушка – понятия неразделимые. Игрушка – это предмет, специально созданный для детских игр.

Дидактические игрушки устроены так, что ребенок, играя с ними, учится новым действиям, приобретает определенные умения.

Образовательная задача таких игрушек – проверить, уточнить, расширить знания детей, развить у них память, внимание, сообразительность.

С любой из спортивных игрушек можно провести немало разнообразных динамических игр. Такие игрушки решают задачу физического развития детей , развитие разнообразных двигательных умений и навыков.

Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

К.Д.Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка – это своеобразная школа воспитания чувств ребенка. «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно, и любит в них не красоту их, а те картины воображения, которые само же к ним привязало» (К.Д.Ушинский).

4. Виды игрушек.

Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр : сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями .

Сюжетно-образные игрушки .

Прообразом этих игрушек являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, использующиеся преимущественно в сюжетных играх: куклы, фигурки людей , фигурки животных, предметы игрового обихода и др. Они могут быть простыми и со специальными устройствами и механизмами – заводные, озвученные. К сюжетно-образным игрушкам относятся и театральные игрушки . Наборы игрушек, изображающих знакомых героев сказок для настольного (объемного или плоскостного) театра, фланелеграф с фигурками и декорацией из бумаги на ворсовой основе. Тематика определяется «Программой воспитания и обучения в детском саду», куклы-персонажи для кукольного театра, выполненные из ткани, соразмерные руке взрослого. Празднично-карнавальные игрушки необходимы для участия в праздничных утренниках и развлечениях. Технические игрушки , отображающие простейшие орудия труда, бытовую технику, различные механизмы, виды транспорта.

Дидактические игрушки .

Большинство дидактических игрушек предназначено для умственного и сенсорного развития детей. К ним относятся собственно дидактические игрушки, дидактические игры (игровые наборы) с правилами, конструкторы и строительные наборы (игрушки-головоломки). Любая дидактическая игрушка ставит перед ребенком практическую задачу, решение которой заложено в содержании и конструкции самой игрушки. Это и народные игрушки – разноцветные шары, пирамиды, матрешки, грибы, мелкие игрушки и др. , и разнообразные игры для

конструирования – мозаика, палочки и др. Особый вид составляют настольные и печатные игры : лото, парные картинки, квартеты, кубики.

Назначение игр со строительным материалом – развитие внимания, сообразительности, конструктивных способностей детей. Игры со строительными игровыми материалами объединяют детей единством замысла и действий, стремлением к цели – созданию постройки.

Музыкальные игрушки способствуют развитию у детей музыкальных способностей, проявляющихся в умении сосредоточиться при восприятии отдельных музыкальных звуков, различать их высоту, тембровую окраску, длительность, силу (динамику) звучания; в желании слушать и узнавать знакомые мелодии песен, танцев и др.

Игрушки для игр с песком, водой, ветром, снегом расширяют представление об окружающем мире, дают возможность опытным путем познакомиться со свойствами природных материалов.

Спортивно-моторные игрушки.

Они предназначены, прежде всего, для осуществления задач физического воспитания. Они способствуют повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве, ловкости, смелости. Эти игрушки можно разделить на несколько групп.

1-я группа – игрушки, развивающие сенсорномоторный аппарат, укрепляющие мелкие мышцы, содействующие развитию координации движений кисти рук и пальцев, развитию ловкости и глазомера (волчки, блошки, бусинки и др.)

2-я группа – игрушки для укрепления мышц предплечья и плеча, развитие силы, ловкости, координации движений руки и корпуса (серсо, обручи, мячи, кольцебросы и др.)

3-я группа – игрушки, содействующие развитию бега, прыжков, укрепляющие мышцы ног и туловища (каталки, обручи, скакалки, коньки, ролики, велосипеды и др.)

4-ю группу составляют игрушки для групповых игр, в которых дети соревнуются в точности, быстроте, ловкости движений (пинг-понг, баскетбол и др.) Они содействуют развитию коллективных взаимоотношений, умение рассчитать силу удара, соотнести свои движения с движениями товарища.

Игрушки – забавы.

Эти игрушки должны вызывать у детей любопытство, радость, развивать чувство юмора и любознательность. Использовать их следует с осторожностью, с учетом возраста ребенка, его настроения. Игрушка, вызывающая восторг у старшего дошкольника, может испугать малыша.

Для младших дошкольников это неваляшки, забавные игрушки-подвески (если потянуть за шнур они движутся и звенят), заводные клюющие курочки и др.

Для старших дошкольников применяются механические, заводные, инерционные, пневматические и др. игрушки. Тематика расширяется: она может быть связана с представлениями детей о живой и неживой природе, со сказочными персонажами и др.

Виды игрушек по степени готовности: готовые, сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей, заготовки и полуфабрикаты для игрушек- самоделок, наборы различных материалов для создания игрушек-самоделок.

Игрушки –самоделки делаются самими детьми или родителями, воспитателями. При изготовлении самой простой игрушки ребенок мыслит, преодолевает затруднения, радуется успеху. Изготовление игрушек – труд для ребенка посильный и радостный. Создавая игрушку, ребенок стремиться к созидательной деятельности. Для игрушек-самоделок широко используется природный материал:

шишки, желуди и т.д. Благодарный материал для создания игрушек-самоделок глина. Годится для этого и бросовый материал. В последнее время в продаже появились наборы для создания игрушек-самоделок.

Игрушки по виду применяемого сырья: деревянные, пластмассовые, металлические, из тканей, набивные игрушки, резиновые, из бумаги и картона, из керамики, фарфора и фаянса, из древесных материалов, папье-маше, из синтетических материалов.

Игрушки по величине: мелкие, средние, крупногабаритные.

Виды игрушек по функциональным свойствам: простые, без подвижных деталей, с подвижными деталями, механические, гидравлические, пневматические, магнитные, электрофицированные, электронные, наборы игрушек из деталей, наборы игрушек, объединенных единой темой.

Игрушки по художественно-образному решению: реалистические, условные, конструктивные.

5.Методика ознакомления ребенка с новой игрушкой.

Появление в группе новой игрушки – всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог.

Предлагая игрушку, изображающую взрослого, ребенка, зверюшку, воспитатель проявляет свое положительное отношение к ней, тем самым возбуждая такое же отношение у детей.

При внесении сюжетно-моторных игрушек необходимо раскрыть их назначение, способы действия с ними.

Появлению веселой, забавной игрушки предшествует интригующее предупреждение. Ожидание детьми чего-то нового возбуждает их интерес, настраивает на радостное восприятие игрушки.

Если игрушка хрупкая и механизм её требует осторожного обращения, нужно об этом предупредить детей, показать способы обращения с нею.

Процесс обыгрывания игрушки, усвоения детьми способов обращения с нею неодинаков по отношению к разным игрушкам. Одни быстро входят в самостоятельные игры детей, другие требуют более медленного внедрения, неоднократного обыгрывания.

Например, при ознакомлении с куклой, дети проникаются к ней чувством симпатии, но игры с ней сводятся к тому, что они кормят её, укладывают спать, одевают и т.д. Чтобы расширить представления детей, педагог неоднократно показывает разнообразные игрушки – «спутники» куклы: её одежду, предметы быта, труда. Знакомя дошкольников с новой игрушкой, воспитатель уже использует элементы игры: от имени куклы рассказывает, откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни, игры и т.д. Вызвав интерес к игрушке, сообщив о ней все необходимое, педагог организует игру с новой игрушкой.

6. Требования, предъявляемые к игрушкам.

В целях развития личности и защиты интересов детей Министерство образования Российской Федерации совместно с Художественно-техническим советом по игрушке подготовило пакет документов по психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек.

В методическом письме МО РФ от 17.05.05 № 61/19 – 12 сформулированы обязательные требования, предъявляемые к игрушкам.

Невозможно, чтобы игрушка могла:

Ø Провоцировать ребенка на агрессивные действия;

Ø Вызывать проявления жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый) и в качестве которых выступают сюжетные игрушки (Куклы, животные);

Ø Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

Ø Вызывать интерес к сексуальным вопросам, выходящим за рамки детского возраста.

Особую педагогическую ценность имеют игрушки, обладающие следующими качествами:

Ø Полифункциональность (возможность их широкого использования в соответствии с замыслом ребенка и сюжетами игры, способствующая развитию творческих способностей, воображения, знаковой символической функции мышления и других качеств);

Ø Дидактические свойства (возможность обучения ребенка конструированию, ознакомления с цветом и формой, наличие механизмов программированного контроля, например, в электрифицированных игрушках);

Ø Возможность применения группой детей (пригодность игрушки к использованию её несколькими детьми, в том числе с участием взрослого как играющего партнера (например, коллективные постройки);

Ø Высокий художественно-эстетический уровень либо их принадлежность к изделиям художественных промыслов, обеспечивающие приобщение ребенка к миру искусства и народному творчества и народному творчеству.

Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна содействовать развитию ребенка на каждой возрастной ступеньке дошкольного детства.

В игрушке пересекаются интересы и задачи взрослого и ребенка. Игрушка обязательно должна, с одной стороны развивать способности ребенка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того чтобы игрушка способствовала развитию ребенка, она должна отвечать интересам ребенка, способствовать его потребностям, быть увлекательной и привлекательной. Соответствие интересам самого ребенка – важнейшее требование к игрушке , которое собственно, и делает её игрушкой. Главное достоинство игрушки, привлекающее ребенка, - возможность что-либо с ней делать. Игрушка выступает как предмет деятельности ребенка и рассматривается с позиции возможного развивающего эффекта. Игрушка должна быть максимально открыта для преобразований. Такие универсальные и популярные во все времена мячи, кубики, вкладыши, куклы, благодаря своей простоте, чрезвычайно пластичны, допускают бесконечные усложнения, тысячи новых комбинаций. Они не могут наскучить. Отсюда: открытость для разнообразных действий, гибкость и простота – важное требование для хорошей игрушки.

В доступной и занимательной форме игрушка должна побуждать детей к творческому отображению явлений, событий жизни, к совместным играм, в которых формируются дружеские отношения, умение согласовывать свои желания с желаниями сверстников, организованность, взаимопомощь, справедливость и честность. В этой связи особое достоинство игрушки – потенциальная направленность на общую, совместную игру.

Итак, действия ребенка с игрушкой должны быть осмысленными, вариативными, самостоятельными и включенными в коммуникацию. Всё это психолого-педагогические требования к игрушке.

Однако игрушка – не только объект детской деятельности, но и предмет культуры, вобравший в себя определенное социокультурное содержание и передающий его детям. Игрушка должна вызывать гуманные чувства и стимулировать просоциальные действия . Она должна поддерживать бережное отношение к живому, подчеркивать человеческое начало в животных, растениях, в человеке. Недопустимо наличие в игрушке качеств, стимулирующих насилие, жестокость, агрессивность. Нарушение этических требований к игрушке, даже при ее хорошем развивающем эффекте, должно быть основанием для ее отрицательной оценке.

Кроме того, важное достоинство игрушки – её связь с культурными традициями своего народа. Российская культура накопила огромные богатства, связанные с изобретением и изготовлением игрушек.

Игрушка нуждается в привлекательном, красочном оформлении, чтобы вызвать у ребенка эмоциональное отношение, воспитывать художественный вкус.

Создание игрушек – это всегда творчество, изобретение нового. Оригинальность игрушки, уникальность и неповторимость – ее несомненное достоинство.

Гигиенические требования к игрушкам предусматривают безопасность пользования ими . Окрашиваются они стойкими и безопасными красками и должны легко подвергаться гигиенической обработке (мытье, протирание дезинфицирующими растворами, проглаживание).

Угрозу для ребенка могут представлять игрушки с дефектами, возникшими в процессе «эксплуатации», поэтому необходим частый контроль за состоянием игрового материала.

В дошкольном учреждении игрушки должны быть соответствующим образом размещены, что требует использования определенного игрового оборудования: шкафов, стеллажей, ящиков, сеток для хранения мячей и т.д. Особенности хранения игрушек обусловлены необходимостью обеспечить:

Ø Доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими;

Ø Общий порядок, сохранение привлекательности каждой игрушки;

Ø Сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками.

Для развертывания самостоятельных игр желательно иметь модули, трансформирующуюся мебель-игрушку, сценическое оборудование, подиумы.

Создание игрушек в нашей стране является государственным делом.

Разработка тематики игрушек, их оформления строится на научной основе с учетом психологии детей, воспитательного и развивающего воздействия игрушки на ребенка. В 1932 г. в г.Загорске создан Научно-исследовательский институт игрушки, в котором работают художники, скульпторы, инженеры, педагоги. В задачи института входит техническая и консультативная помощь предприятиям, производящим игрушки.

Список используемой литературы.

«Дошкольная педагогика». В.И.Ядэшко и Ф.А.Сохина.

«Дошкольная педагогика» С.А.Козликова, Т.А.Куликова.

«Дошкольное образование в России». Сборник действующих нормативно-правовых документов. Редактор-составитель Р.Б.Стеркина.

«Детский сад. Книга для заведующих». В.М.Изгаршева, Т.П.Сафонова и др.

«Игра дошкольника». Под редакцией С.Л.Новоселовой.

«Игрушка в жизни ребенка». Е.А. Коссаковская.

«Игрушки: как оценить их качество». (Журнал «Дошкольное воспитание», №4, 2005 г.) Е.Смирнова, доктор психологических наук, Психологический институт РАО.

«Оформление помещений дошкольных учреждений». Г.Н. Пантелеев.

Консультация для родителей ДОУ на тему: Лето

Бардеева Татьяна Сергеевна, воспитатель первой категории, АНО ДО "Планета детства "Лада", д/с №63 "Весняночка"
Описание: данный материал будет интересен педагогам для проведения консультаций и работы с родителями. А так же родителям, которые планируют совместный летний отпуск.
Цель: развивать творческий потенциал родителей.
Задачи:
1. расширить представления родителей о способах организации летнего отдыха ребенка;
2. способствовать совместному времяпровождению родителей и детей.

Лето - это время отпусков! С нетерпением каждый из нас ждет это время года, чтобы по больше времени уделить нашим детям. Каждая семья выбирает для себя свой отдых. Одни уезжают в теплые страны, в поисках новых впечатлений, другие уезжают за город, на дачу, кто-то отправится в очарование глубинки (в деревню к бабушкам), а кто-то просто останется в городе. Но тем не менее, для каждого родителя будет полезна информация, как можно развивать ребенка летом, что новое и интересное можно показать, в какие познавательные игры можно с ним поиграть, и вообще какие открытия можно совершить летом юному исследователю.
Лето для нас предоставляет идеальную возможность, когда необходимо развивать и воспитывать детей, главное не упустить эти возможности данного времени года. Разнообразить деятельность ребенка и найти новые впечатления можно как и в родном городе, так и за его пределами, для этого важно подготовить активный познавательный совместный отдых с ребенком, в деятельности которого необходимо видеть необычное в простом: как красиво сверкает роса под завораживающую музыку леса. Но главное, не только увидеть необычное явление, а еще суметь преподнести это ребенку.
Так же, основной задачей необходимо наметить воспитание экологической культуры. Природа летом завораживает детей, но если они не будут знать правила поведения, тогда можно принести вред, как самому ребенку, так и окружающей природе. Что бы избежать этого, я предлагаю родителям поиграть с детьми в игру «Светофор природы».
В начале игры необходимо родителям выбрать ситуации для трех блоков, которые соответствуют цветам светофора:
- красный цвет - означает вред, который мы наносим природе;
- желтый цвет – символизирует нейтральность, вреда никакого для природы не приносим, но в то же время пользы для нее нет;
- зеленый цвет – приносим реальную пользу для природы.
Так же, во время летнего отпуска важно не забыть про формирование творческих способностей ребенка.
Дорогие родители, главное не забывайте, если правильно будете использовать, без злоупотребления естественную силу природы, только тогда, она будет оказывать благоприятное влияние на растущий организм ребенка. Именно поэтому, родителям важно с самого раннего возраста приучить своих детей осознанно выполнять правила безопасного поведения, особенно во время летнего отпуска.
Если вы хотите, чтобы летние каникулы вашего ребенка были активными, но одновременно и безопасными, тогда необходимо запомнить несколько основных правил. Солнце вырабатывает не только тепло и свет, но еще благодаря воздействиям солнечных лучей в нашем и детском организме вырабатывается витамин Д, который нужен для роста и формирования организма, а так же защищает его от разных родов инфекции. Но в то же время, если долго находиться под прямыми солнечными лучами, температура воздуха когда нагревается больше 25 градусов, тогда можно вызвать или солнечный или тепловой удар.
Купание является самым приятным и эффективным видом закаливания. Во время плавания в работу подключаются все виды мышц, подкрепляется нервная, дыхательная и сердечно-сосудистая системы. Но так же важно помнить, что следует начинать постепенно и осторожно. Во время первого купания, если ребенок не подготовлен, вода должна быть не менее 22 градусов, а само купание не должно превышать 2-4 минут, лишь спустя пару дней игры в воде продлеваются до 10 минут.
Если вы будете помнить и выполнять эти несложные правила, тогда вы убережете и себя, и своих родных от многих неприятностей, а летний отпуск для вас будет здоровым и радостным!

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

3 Физкультурный праздник

4 Дни здоровья, каникулы

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникулы, в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Заключение

Список использованных источников

Введение

«Береги здоровье смолоду» - это девиз отражает необходимость укрепления здоровья ребёнка с первых дней его жизни. Растить здоровыми, сильными, эмоциональными - задачи каждого дошкольного учреждения.

Невозможно представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых досугов и развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр и увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие- смекалку, третьи- воображение и творчество, но объединяет их общее- воспитание у ребенка потребности в движениях и эмоциональном восприятии жизни. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать в нем, совершенствуя опыт организации игр, поскольку игра для дошкольника- это не просто воспоминание каких-то действиях, сюжетах, а творческая переработка имевших место впечатлений, комбинирование их и построение новой действительности, отвечающей запросам и впечатлениям ребёнка.

Сложившаяся социально- экономическая обстановка в стране изменила отношений к детям со стороны воспитывающих взрослых. Напряженный ритм жизни требует от современного человека целеустремленности, уверенности в своих силах, упорства и конечно же здоровья. В то же время отсутствие эмоционально- психологического благополучия в дошкольном учреждении может вести к деформации личности ребёнка, к уменьшению возможностей эмоционального контакта с окружающими, возрастанию трудностей в установлении новых социальных отношений. Поэтому в современных условиях актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступными двигательными умениям.

Одной из основных задач физического воспитания дошкольников является использование разнообразных форм работы с детьми, которые способствуют функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делают его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды, то есть создают условия для того, чтобы все дети росли здоровыми.

Физкультурный досуг нацелен не на оттачивании техники выполнения тех или иных упражнений, а на воспитание положительных эмоций, высокую двигательную активность детей, свободное и непринужденное взаимопонимание.

1 Формы организации активного отдыха

Работа по физическому воспитанию с дошкольниками представляет собой комплекс оздоровительно- образовательных и воспитательных мероприятий, основу которых составляет двигательная деятельность. Главная цель их состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность в движении, добиться хорошего здоровья и физического развития детей; обеспечить овладение дошкольниками жизненно важными двигательными навыками и элементарными знаниями о физической культуре; создать условия для разностороннего развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Существуют разные формы организации физического воспитания и в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения прочное место занимают:

Физкультурный досуг;

Физкультурные праздники;

Дни здоровья, каникулы.

Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. При организации активного отдыха важно учитывать климатические условия, особенности, сезона, природные факторы. Положительные результаты могут быть достигнуты при условии тесного сотрудничества коллектива дошкольного учреждения и семьи. О программе и времени проведения предстоящего мероприятия дети и родители извещаются заранее, с тем, чтобы они тоже могли активного включиться в их подготовку .

2 Физкультурный досуг в детском саду

Физкультурный досуг - одна из наиболее эффективных форм активного отдыха. Он повышает интерес к занятиям, оказывает благотворное воздействие на организм ребенка, закрепляет двигательные умения и навыки, развивает двигательные качества (быстроту, ловкость), способствует воспитанию чувства коллективизма, дружбы, развивает выдержку, внимание, смелость, упорство, организованность.

Физкультурный досуг не требует специальной подготовки, он строится на хорошо знакомом детям материале и проводится с несколькими группами, близкими по возрастному составу (старшие и подготовительные группы). Такое мероприятие можно организовать 1-2 раза в месяц, длительность по 30-50 минут.

При проведении досуга необходимо участие воспитателя. Он дает команды, подводит итоги, является судьей в соревнованиях. Значительную роль в создании положительного эмоционального настроя детей играет музыка, которая благотворно влияет на развитие чувства прекрасного, закрепляет умение ритмично двигаться, согласовывая свои движения с музыкальным сопровождением.

Физкультурные досуги могут быть различные по содержанию и организации.

2.1 Методика проведения физкультурного досуга в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Первая младшая группа

Физкультурные развлечения проводятся 1-2 раза в месяц, как правило, во второй половине дня. Дети привлекаются к совместным действиям в подвижных играх, выполняют физические упражнения с предметами, эмоционально откликаются на яркие впечатления. Вместе со старшими детьми они принимают участия в народных праздниках, выполняют двигательные действия в играх с взрослыми. Необходимо при этом побуждать каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Важно, чтобы совместная деятельность способствовала удовлетворению потребностью ребёнка в движениях, доставляла ему радость, удовольствие.

Вторая младшая группа

Физкультурный досуг проводиться во второй половине дня 2-3 раза в месяц в течение 20 минут. Содержанием его являются физические упражнения, которые имеют форму игр, забав и развлечений. Задача воспитателя привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных двигательных действиях. При подборе содержания досуга лучше использовать занимательный сюжет «Поездка в лес», «У нас в гостях», «Петрушка».

Основное время досуга должно быть заполнено движениями. Предусматривается в основном фронтальная работа с детьми, но при этом обеспечивается смена мышечной и эмоциональной нагрузки.

Средняя группа

Физкультурный досуг проводится 1-2 раза в месяц во второй половине дня. Длительность его 20-30 минут. В «каникулы», а также в летнее время досуги могут проводиться и в первой половине дня после завтрака. Важно приучать детей к самостоятельному участию в совместных упражнениях, играх, развлечениях, побуждая каждого ребёнка к проявлению своих возможностей. Физкультурный досуг является как бы итогом работы за прошедший месяц.

С особо одаренными в двигательном отношении детьми разучивается спортивный танец и используется на досугах, праздниках и утренниках. Спортивный танец представляет собой комплексное использование упражнений ритмической гимнастики, которые чередуются с простейшими элементами акробатики. Длительность 2 - 2,5 минут.

Старшая группа

В старшем возрасте необходимо развивать у детей умение творчески использовать свой двигательный опыт в условиях эмоционального общения со сверстниками, приучать проявлять инициативу в разнообразных видах деятельности. Этому может способствовать привлечение к участию в подготовке физкультурного досуга: дети оформляют спортивную площадку, посыпают песком дорожки, прокладывают лыжню, строят снежную горку, вал, лабиринт, расчищают каток, изготавливают цветные льдинки.

Требование ко времени физкультурного досуга такие же, как и в средней группе, длительность – 30 минут.

Содержание физкультурного досуга будет зависеть от выбора тематики, поставленных задач и условий его проведения.

3 Физкультурный праздник

Физкультурные праздники являются эффективной формой активного отдыха детей.

Физкультурные праздники способствуют приобщению к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают такие черты характера, как коллективизм, дисциплинированность, уважительное отношение к соперникам.

Во время физкультурных праздников все дети должны принимать активное участие в подвижных и спортивных играх, эстафетах, танцах, аттракционах, упражнениях с элементами акробатики, музыкально- ритмических движениях. Широкое использование разных игровых приемов, игровых упражнений, загадок, музыкальных произведений способствует положительному эмоциональному настрою детей активному применению приобретенных ранее двигательных умений и навыков. Так, у чрезмерно подвижных детей развивается умение доводить задание до конца, проявляя внимательность и добиваясь точности выполнения: малоподвижные дети учатся хорошо и свободно ориентироваться в пространстве, с интересом участвуют в коллективных играх, проявляя такие качества, как быстрота реакции, ловкость и гибкость.

На физкультурные праздники приглашаются школьники – бывшие воспитанники дошкольного учреждения, родители, сестры, братья.

Праздники проводятся, начиная со средней группы, 2 – 3 раза в год и один на воде (в бассейне), длительность физкультурного праздника 1 – 1 час 20 минут. В мероприятиях могут участвовать и дети из соседнего дошкольного учреждения. Темы праздников могут быть самыми разнообразные: «Олимпийские игры», «Веселые старты», «Зимняя карусель», «Зимушка – зима», «Праздник Нептуна» и так далее.

Физкультурные праздники могут быть организованы не только на участке дошкольного учреждения, но и в близлежащем парке, лесу, на стадионе. От места проведения во многом зависят тематика и организация. При планировании и подготовке праздника необходимо:

Обозначить задачи праздника, дату, время, место его проведения;

Подготовить показательные выступления: парад участников, конкурсы, игры, соревнования;

Выделить ответственных за подготовку и проведение праздника (желательно участие заведующей, методиста, воспитателей групп, воспитателя по физической культуре, родителей, представителей микрорайона);

Определить количество участников каждой возрастной группы детского сада, а также приглашенных гостей;

Обозначить порядок подведения итогов конкурса и соревнований, поощрение участников праздника.

Успешность проведения физкультурного праздника во многом зависит от того, насколько подробно и четко спланирована его программа.

При любой форме организации физкультурного праздника для дошкольников необходимо помнить следующее:

Недопустимо перерастание детского праздника в развлекательное зрелище для взрослых. Особенно это касается праздников с элементами состояний, организуемых по инициативе спортивных организаций;

Недопустимо отбор участников – детей, дающих только лучшие результаты. Желательно, чтобы участвовали все дети;

При подготовке к празднику важно поддерживать живой интерес детей к мероприятию. Не следует увлекаться чрезмерным количеством повторов, тренировок, отдельных заданий – выступлений, особенно игр соревновательного характера;

Необходимо рациональное распределение физической нагрузки в разных видах деятельности (с учетом уровня развития двигательной активности и физической подготовленности детей).

Наибольшую пользу для оздоровления и закаливания детей приносят физкультурные праздники, организованные на открытом воздухе.

3.1 Методика проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

Физкультурный праздник чаще всего дети младшего возраста приглашаются к более старшим, однако он может устаиваться и для воспитанников 2- ой младшей группы.

Необходимо в начале года спланировать физкультурный праздник, наметить его тематику. Содержание физкультурного праздника во многом зависит от сезона года и конкретных условий, в которых проводится. В зимнее время необходимо использовать упражнения, характерные для зимних условий – катание на санках, игры на снегу, в летнее время возможно включение упражнений, требующих большого пространства – игры с бегом, прыжками, метанием, упражнения в равновесии в разных условиях.

Задачи физкультурного праздника - привлечь детей к посильному участию в коллективных и индивидуальных действиях, обогатить их яркими впечатлениями, доставить радость от ощущения свободы и красоты движений в играх, забавах, танцах и хороводах.

Средняя группа

Физкультурный праздник, как правило, воспитанники средних групп привлекаются к участию в праздниках, организуемых для старших дошкольников.

Однако не меньше 2 раз в год – зимой и летом – организуются для этих детей самостоятельные физкультурные праздники. Длятся они в пределах 50 минут.

В программе праздника планируются знакомые веселые игры и упражнения (аттракционы, хороводы), в которых принимают участия вся группа, а также танцевальные выступления детей и выступления – экспромты (бег вдвоем в одном обруче, прыжки через снежный вал). Созданию хорошего праздничного настроения включение в содержание праздника «сюрпризного» момента – неожиданное появление Зимы, Снегурочки, Красной Шапочки. Важно создать на празднике общее радостное настроение, вызвать у детей желание участвовать в будущих праздниках.

Старшая группа

Физкультурный праздник проводится 2 – 3 раза в год. Длительность составляет 60 минут. Целью праздника в старшем дошкольном возрасте является активное участие всего коллектива группы, посредствам чего выявляются двигательная подготовленность детей, умения проявить физические качества в необходимых условиях.

В программу праздника включаются физические упражнения, игры с элементами спорта, подвижные игры, спортивные упражнения, игры – эстафеты, а также занимательные викторины и загадки. На праздниках к детям приглашаются школьники, спортсмены, активными его участниками являются родители.

Содержание праздника разнообразят спортивные танцы детей. Спортивный танец разучивается с группой детей, проявивших себя в гимнастике и акробатике. Продолжительность его 3 минуты. Основное содержание составляют упражнения комплекса ритмической гимнастики и элементов акробатики. Танец усложняется в этой группе выступлением наиболее одаренных детей в виде соло, дуэта, трио на фоне танцевальных действий остальных участников танца.

Проведение праздников возможно в разные сезоны года. С учетом этого они могут проводить в разнообразных природных условиях местности (в парке, в лесу, на лугу, берегу реки). Своеобразно содержание физкультурного праздника на воде – в бассейне, на берегу реки. В ходе его дети показывают свои умения в выполнении подготовленных к плаванию упражнений (скольжение), плавание с поддерживающими предметами и без них. При этом широко включаются разнообразные игры, аттракционы в воде и у воды.

4 Дни здоровья, каникулы

Дни здоровья и каникулы призваны содействовать оздоровлению детей и предупреждению утомления. В эти дни отменяются все учебные занятия. Режим дня насыщается активной двигательной активностью детей, самостоятельными играми, музыкальными развлечениями. В холодное время года пребывание на открытом воздухе по возможности удлиняется. В теплое время года - вся жизнь детей переносится на открытый воздух.

День здоровья начинается утренним приемом детей, который может проходить в занимательной, шуточной форме. Детям и родителям предлагают выполнить, различные веселые, задания, прежде чем они попадут в группу: это может быть «полоса препятствий», загадывание загадок о спорте и так далее.

Во второй половине дня может быть проведен физкультурный праздник или физкультурный досуг.

4.1 Методика проведения дня здоровья, каникул в разных возрастных группах дошкольных учреждений

Вторая младшая группа

День здоровья проводится не реже одного раза в квартал. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи с чем отменяются все занятия. В теплое время года желательно, чтобы дети максимально находились на открытом воздухе, в течении дня, в холодное время года – пребывание детей на воздухе по возможности увеличивается.

Средняя группа

День здоровья – день отдыха, развлечений и игр. Проводится один раз в квартал.

В этот день отменяются все учебные занятия, включая и физкультурные. Содержание Дня здоровья составляют подвижные игры, спортивные упражнения, прогулки за пределы участка детского сада, физкультурные досуги.

Старшая группа

День здоровья проводиться один раз в квартал. Содержанием его являются подвижные игры, спортивные упражнения и игры, спортивные развлечения, игры – эстафеты, пешеходные и лыжные прогулки, простейший туризм. Очень важно развить у детей интерес к организации по собственному желанию подвижных игр и простейших соревнований со своими сверстниками.

Каникулы

Проводятся в течение первой недели января и последней недели марта.

Заключение

Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному овладению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку к себе и деятельности товарищей.

Такая работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально – психологического благополучия, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой, пробуждает интерес к самовыражению, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.

При проведении спортивных праздников досугов и развлечений дети получают возможность проявлять большую активность, самостоятельность и инициативу в действиях. Это открывает еще один немаловажный аспект: отпадает необходимость давать детям временные и пространственные ориентиры, подгоняя их такими словами, как «быстрее, скорее, поторопись» или «живее, не туда, выше», так как дети без суеты, спокойно и уверенно выполняют задания.

Практика работы убеждает, что для результативной деятельности с детьми необходима хорошо продуманная система подготовки воспитателей, тесный контакт с медицинским персоналом и семьёй.

Родители проявляют большую заинтересованность в том, чтобы в режиме дня дошкольного учреждения ежедневно предусматривалась двигательная активность детей. Семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу. Этому способствует эмоционально близкое общение детей и родителей в различных ситуациях и естественно возникающая их совместная деятельность: осуждение успехов спортивной жизни страны, просмотр телепередач, спортивные совместные праздники, досуг, развлечения, соревнования и аттракционы в дошкольных учреждениях и на договорных площадках.

Дети особенно восприимчивы к убеждениям, положительному примеру отца, матери, уклада жизни семьи. Поэтому педагогам дошкольных учреждений необходимо совершенствовать методы педагогической пропаганды, вовлекать родителей в активный воспитательно – образовательный процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по физическому воспитанию детей. Если меры по укреплению здоровья ребенка, проводимые в детском саду, дополняются ежедневными упражнениями и играми в домашних условиях, с учетом индивидуальности ребенка, с использованием разнообразных играх и упражнений, у детей развиваются определенные положительные склонности и интерес.

Список используемых источников

1. Лысова В.Я., Яковлева Т.С. Спортивные праздники и развлечения. – М.: АРКТИ, 2000. С. 3 -4

2. Копухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Самодурова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях. М.: Издательский центр «Академия», 2002. С. 198 – 199

3. Рунова М.А. Двигательная активность ребёнка в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. 12 с

4. Мащенко М.В., Шишкина В.А. Физическая культура дошкольников. – Мн.: Ураджай, 2000. 275 с

5. Шебеко В.Н., Овсянкин В.А., Карманова Л.В. Физкульт- ура! – Мн.: «Просвещение», 1997. 125 с

6. Аксенова З.Ф. Спортивные праздники в детском саду.- М.: АРКТИ, 2000. 90 с

7. Шумилова В.А. Спортивно – развлекательные праздники в детском саду. – Мозырь, ООО ИД «Белый ветер», 2002. 70 с

8. Кильпио Н.Н. 80 игр для детского сада. М.: 1973. 196с

9. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Организация и проведение физкультурных праздников в детском дошкольном учреждении. – М.: Издательский центр «Академия», 1987. 197 с

10. Мащенко М. В., Шишкина В.А. Какая физкультура нужна дошкольнику? – Мн.: НМ Центр, 1998. 136 с

Загрузка...
Top