Психологическое и эмоциональное благополучие детей в детском саду. Эмоциональное благополучие ребенка

Соотношение физического здоровья и эмоционального состояния человека. Характеристика здорового ребенка. Психосоматические заболевания и эмоциональное благополучие ребенка. Эмоциональный портрет детей с нервно-психическими нарушениями.

Основные понятия: здоровье, эмоциональное состояние, составляющие здоровья, психосоматические заболевания, нервно-психические нарушения у детей.

С. Цвейг писал: "Здоровье для человека естественно, болезнь - неестественна. Здоровье приемлется его телом как нечто само собой разумеющееся, так же, как воздух - легкими и свет - глазами: не заявляя о себе, живет оно и растет в нем вместе с общим его жизнеощущением. А болезнь - она проникает внезапно, как что-то чуждое, она нечаянно набрасывается на объятую страхом душу и бередит в ней множество вопросов".

Чтобы утверждать, как тесно связано здоровье человека с его эмоциональным состоянием, попробуем соотнести между собой определение этих двух понятий.

Эмоциональное состояние, как мы уже отмечали ранее, - это особое состояние сознания, состояние субъективного эмоционального комфорта - дискомфорта (мне хорошо или мне плохо), как интегральные ощущения благополучия - неблагополучия в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом.

Врач-психотерапевт Э.Кублер-Росс выдвинула такую идею: здоровье человека можно представить в виде круга, состоящего из четырех квадрантов: физического, эмоционального, интеллектуального и духовного. Лишь соединение всех этих аспектов и может дать здоровую и полноценную личность. Главная задача сохранения и укрепления здоровья состоит в том, чтобы попытаться сбалансировать эти квадранты вокруг здоровья.

Данное определение, с одной стороны, свидетельствует о некой тождественности здоровья и эмоционального состояния, с другой - эмоциональная сфера рассматривается в нем как неотъемлемая составная часть здоровья. Это подтверждается существованием всем нам известных словосочетаний: эмоциональное самочувствие, физическое и психическое здоровье и др. Так или иначе заболевание - это некое нарушение баланса, равновесия нескольких или даже всех систем, подсистем организма, среди которых в первую очередь затрагивается эмоциональная сфера человека. Эмоции в данном случае мы можем рассматривать как первые позывные, как внешние проявления более сложных внутренних нарушений организма. Данная закономерность проявляется, например, в том, что при разных соматических заболеваниях ребенка мы наблюдаем примерно одинаковый спектр эмоциональных проявлений: капризность, неустойчивое, легко меняющееся настроение, заостренную эмоциональную чувствительность и впечатлительность, ранимость, склонность легко расстраиваться, много волноваться, плаксивость, неспособность защитить себя, боязливость, неуверенность в себе, тревожность и т.д.



Если попытаться представить портрет здорового ребенка, то получатся следующие характеристики: активный, веселый, с хорошим настроением. У него хороший аппетит и крепкий сон, он легко просыпается, умеет быстро сосредоточиться, работать без отвлечений. Он не хлюпает носом, не дышит открытым ртом, не жалуется на недомогания, головную боль или боли в животе. В понятие здоровья входят также оценка его поведения и соответствующее возрасту ребенка физическое и психическое развитие.

Как правило, дети не в состоянии адекватно оценить свое болезненное состояние, а родители зачастую недостаточно внимательны, и в результате больной ребенок приходит в детский сад. Нередки случаи, когда родители знают, что ребенок болен, но первые, по их мнению, неопасные проявления заболевания не сравнимы с тем уроном, который может быть нанесен их карьере, возможностью вообще лишиться работы, если ребенок болеет очень часто.

Естественно, ни о каком эмоциональном комфорте не может идти речь, если ребенок болен. Он страдает сам, доставляет неудобства окружающим. Если же заболевшего ребенка все-таки привели в детский сад, отношение к нему должно быть предельно благожелательным.

В последнее время мы имеем дело с таким явлением, как психосоматические расстройства, проявляющиеся у детей на фоне нежелания ходить в детский сад. Психосоматические заболевания - это психические нарушения, которые проявляются как болезнь внутренних органов. Это могут быть нарушения желудочно-кишечного тракта, кожи, эндокринной системы, головные боли и т. п.

Подобные нарушения функций органов возникают в ответ на любые значимые для ребенка ситуации, которые вызывают эмоциональное напряжение (стресс). Общее для всех психосоматических расстройств у детей - различной степени депрессивные состояния, проявляющиеся в вялости, апатии, малоподвижности, жалобах на усталость и скуку. Эти дети редко улыбаются, сон у них поверхностный, просыпаются они рано.

Психосоматические расстройства у детей чаще всего, к сожалению, распознаются несвоевременно. Дети болеют годами с обострениями весной и осенью.

Иногда за теми или иными соматическими нарушениями, на первый взгляд не имеющими никакого отношения к личностным и познавательным сферам ребенка, скрываются стойкие эмоциональные нарушения, проявляющиеся в высокой возбудимости ребенка, импульсивности, повышенной тревожности, нестабильности настроения, а иногда и яркой агрессивности.

Пример 1. Даша Ф. (4 г. 5 мес.). Родилась с продольным плоскостопием. До полутора лет эта особенность никак не проявлялась, а к двум годам родители заметили, что девочка ходит на цыпочках. Обращение к невропатологу ничего не дало. Даже в тяжелой обуви девочка умудрялась ходить на цыпочках. Такой способ ходьбы отражался на устойчивости ребенка. Девочка постоянно спотыкалась, падала, часто плакала, быстро уставала, плохо спала и ела. В группе и на прогулках она старалась меньше двигаться. Почти каждый месяц ребенок болел простудными заболеваниями, все физические показатели по сравнению с другими детьми были низкими. Одновременно ухудшалось эмоциональное состояние ребенка. Девочка постоянно на всех обижалась, усиливалась тревожность, плаксивость, появились разного рода страхи.

Удивительно, что мать смирилась с походкой ребенка, считая ее привычкой. Значительные усилия потребовались для того, чтобы убедить родителей в необходимости комплексного обследования девочки, и прежде всего консультации у психолога и хирурга-ортопеда. Обследование заняло длительное время из-за частых простуд. Однако после назначенного лечения наступили заметные улучшения. Девочка стала меньше уставать, стала более спокойной, движения все более приобретали уверенность.

Пример 2. Артем 3. (3 г. 6 мес.). При поступлении в детский сад долго адаптировался, в основном тихо плакал и быстро уставал от плача. Вся деятельность ребенка проходила на ковре в игровой комнате. Мальчик либо просто лежал, либо лежа играл - катал машину. Ел плохо, за столом почти засыпал. Спал долго, иногда не мог проснуться до 17 часов. Физически очень сильно отставал от других, был настолько ослаблен, что не мог без помощи взрослых поднять руку или ногу при одевании. Походка Артема напоминала ходьбу полуторагодовалого ребенка. Он часто болел, был бледен. Ни в какой деятельности, организуемой для детей группы, Артем не принимал участия. Казалось, что он живет в своем замкнутом мирке. Впоследствии выяснилось, что у ребенка сильнейший диатез и ему постоянно дают лекарственные препараты, которые подавляют жизненно активные функции. Диатез действительно уменьшался, но на этом фоне затихала вся активность ребенка. Огромных сил стоило объяснить матери, что ребенку необходимы домашний режим и комплекс специальных мероприятий для укрепления здоровья. Посещение детского сада пока нецелесообразно. Матери было очень сложно принять решение оставить работу; однако пришлось заняться здоровьем ребенка основательно. Мальчик всю весну не посещал детский сад, а на лето семья уехала к бабушке в деревню. Там Артем окреп и поправился. В сентябре он пошел в детский сад.

Воспитатели и психологи детского сада должны знать об опасности различного рода заболеваний, об их влиянии на эмоциональное благополучие детей и информировать об этом родителей.

Очень внимательно нужно относиться к ребенку, болезнь которого приняла затяжной характер. Во время такой болезни контакт ребенка с внешним миром ограничен. Ему приходится общаться лишь с несколькими людьми из своего ближайшего окружения. Зачастую при длительной болезни у ребенка появляются ранее ему совершенно не свойственные черты характера. В таком случае воспитатели группы и психолог должны поддерживать связь с семьей больного ребенка и давать необходимые советы.

Особо остановимся на детях с нарушениями нервно-психического здоровья. Они сильно выделяются в группе; их поведение основывается на эмоциях. Этих детей отличают сильное беспокойство, суетливость, драчливость. Они постоянно кричат, сильно возбуждаются, долго не могут успокоиться, при малейших неудачах обижаются, плачут, пускают в ход кулаки. Или, напротив, они склонны к тормозным реакциям - застенчивы до пугливости, нерешительны, робки. Если такой ребенок не справляется с заданием, то всегда кто-то другой виноват в его неудачах. В этом случае ребенок отказывается выполнять задание, ссылаясь на то, что болит голова. Родители, а нередко и воспитатели считают эти особенности избалованностью, проходящими недостатками детского возраста. В действительности же все эти нарушения поведения - признаки неблагополучия в состоянии нервной системы, сигналы тревоги. Они относятся к категории так называемых пограничных расстройств, т.е. находятся на грани нормы и болезни. Родители за советом к врачу обращаются в таких случаях очень редко. В большей мере из всех признаков их беспокоят плохой сон, ночное недержание мочи, тики, вредные привычки. Рекомендации, исходящие от врача и психолога детского сада, нередко воспринимаются с обидой.

Следует подчеркнуть, что нельзя сводить все проявления нервных расстройств у детей только к "нервам". Нередко за такими признаками скрывается неблагополучие в семье.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Расскажите об эмоциональных нарушениях как причине возникновения психосоматических заболеваний у ребенка.

2. Рассмотрите взаимосвязь и взаимовлияние тела и психики как основное содержание психосоматической проблемы.

3. Какие виды психосоматических расстройств наблюдаются у детей дошкольного возраста?

4. Подготовьте аннотацию к книге В.В.Николаевой и П.Д.Тищенко "Телесность человека: Междисциплинарные исследования" (М., 1991).

5. Подберите примеры из практики, иллюстрирующие особенности психологического состояния ребенка после продолжительной болезни.

Что такое эмоциональное благополучие? Единого определения данного понятия нет. Существует множество мнений и размышлений о данном термине. Начнем рассматривать определение «эмоциональное благополучие» с термина «эмоция» .

В психологии эмоции рассматриваются как психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.

В современном обществе достаточно снизился возраст появления эмоциональных нарушений у дошкольников .

Термин «эмоциональное благополучие (неблагополучие) » в различных источниках имеет множество определений.

Под эмоциональным благополучием дошкольника 3-5 лет Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. понимают положительно окрашенное эмоциональное состояние ребенка, характеризуемое ощущением комфорта, защищенности, успешности, возникающим на основе удовлетворения его фундаментальных потребностей в безопасности, любви и принадлежности, самовыражении и общении .

Эмоциональное благополучие (неблагополучие) в психологии рассматривается как характеристика для качественной оценки эмоционального состояния человека. В психолого-педагогической литературе нет единого определения данного понятия, но в то же время все исследователи эмоциональной сферы человека к сущностным характеристикам эмоционального благополучия относят нормальный уровень ситуативной и личностной тревоги, оптимальный уровень активности и работоспособности, возможность и готовность адекватно действовать в различных жизненных ситуациях, достаточно высокую самооценку. А.Д. Кошелева, М.И. Лисина, Г.Г. Филиппова рассматривают эмоциональное благополучие как базовое состояние, определяющее позитивное отношение ребенка к миру и самому себе. Оно положительно влияет на эмоционально-волевую и познавательную сферу дошкольника, способствует полноценному нравственному развитию дошкольника, формирует у него ориентацию на успех и достижение поставленных целей. Отсюда следует, что эмоциональное неблагополучие – это некое нарушение положительных связей ребенка с окружающим миром, которое может приводить к развитию нежелательных черт характера: агрессивность, безразличие, а также к психосоматическим расстройствам .

В настоящее время эмоциональное благополучие (неблагополучие) рассматривают в разных направлениях, однако они дополняют друг друга и дают нам возможность рассмотреть данное понятие более глубоко. О. И. Бадулина, Л. И. Божович, Т. В. Драгунова, М. В. Зиновьева, О. А. Идобаева, В. Р. Лисина, В. И. Самохвалова, Т. Я. Сафонова, Л. С. Славина определяют эмоциональное благополучие как положительную направленность эмоционального самочувствия. Л. М. Аболин, О. А. Воробьева, В. Р. Сары-Гузель рассматривают эмоциональное благополучие как показатель успешности эмоциональной регуляции человека (т. е. насколько «хорошо» , полноценно эмоции могут выполнять свои функции в жизнедеятельности отдельного человека) . М. С. Дмитриева, М. Ю. Долина, Л. В. Куликов рассматривают эмоциональное благополучие как важную часть психологического благополучия личности в целом: как интегральная характеристика, в которой сфокусировались чувства, обусловленные успешным (или неуспешным) функционированием всех сторон личности. В некоторых работах понятие «эмоциональное благополучие соотносят с термином «эмоциональное здоровье» , которое по мнению Л.В. Тарабакиной определяется как составную часть психологического здоровья человека, которая обеспечивает «…единство преходящего и непрерывного на основе функционирования уровней – ситуативно-ориентировочного, адаптационно-целевого, личностно-деятельностного; эмоциональное здоровье позволяет сохранять целостное эмоциональное отношение к себе и к миру, преобразовывать отрицательные эмоции и порождать положительно окрашенные переживания…» .

Также в современном обществе проблему эмоционального благополучия рассматривают еще по нескольким направлениям: социально-психологическому (М. Аргайл, Р. Бернс) , психоаналитическому (М. Кляйн, В. Оклендер) и психофизиологическому (В. М. Бехтерев, П.В. Симонов) .

Представители социально-психологической школы считают, что эмоциональное благополучие связано с социальными и психологическими факторами, а именно наличием устойчивого положения в обществе, социальной удовлетворенностью, общим психоэмоциональным состоянием личности.

Представители психоаналитической концепции четко видят причинно-следственную связь между эмоциональным благополучием, особенностями протекания раннего периода развития личности и соматическими патологиями.

Имея психофизиологические представления об эмоциональном благополучии, мы можем говорить о тесной взаимосвязи физического и психологического здоровья человека .

Эмоциональное благополучие рассматривается практически всеми авторами, занимающимися изучением эмоций, но зачастую это понятие рассматривается опосредованно, то есть используются синонимы - «положительный нервно-психический тон» (В. М. Бехтерев) , «удовольствие, радость» (К. Изард) , «счастье» (М. Аргайл) и т. п. Таким образом, эмоциональное благополучие тесно связано с такими понятиями как «эмоциональное здоровье» , «психическое благополучие» , «удовлетворенность жизнью» , «субъективная оценка качества жизни» . Это сложный термин, который является многомерным и многоуровневым. Интерпретация эмоционального благополучия меняется на протяжении жизненного пути и в зависимости от социальной группы. Российские психологи прежде всего говорят о взаимосвязи здоровья, субъективного благополучия и психического состояния человека, делая акцент именно на субъективной стороне здоровья, подразумевая под этим удовлетворенность жизнью в целом и переживание благополучия. .

Мы рассмотрели множество понятий, различных направлений и представлений об эмоциональном благополучии, но к единому выводу так и не пришли. В настоящее время, несмотря на все разнообразие подходов к данной проблеме, мы можем говорить о том, что проблема эмоционального благополучия полностью не раскрыта, не говоря уже о проблеме эмоционального благополучия детей дошкольного возраста. Самое важное, что в психологии до сих пор существует проблема учета психологических характеристик и свойств личности, когда мы говорим о средствах и способах формирования эмоционального благополучия личности.

Изучив различные направления, мы считаем, что эмоциональное благополучие – это эмоциональное состояние человека, зависящее от его здоровья, которое отражает положительное отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру, способность легко адаптироваться к различным ситуациям, не испытывая при этом дискомфорт, страх и тревогу.

Российские психологи (Н. Д. Левитов, В. Н. Мясищев, В. А. Ганзен, Л. В. Куликов и др.) прежде всего говорят о взаимосвязи здоровья, субъективного благополучия и психического состояния человека, делая акцент именно на субъективной стороне здоровья, подразумевая под этим удовлетворенность жизнью в целом и переживание благополучия .

Список литературы:

  1. Данилова О.Ю. Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. (дата обращения: 02. 03. 2017) .
  2. Калишенко Валентина Дмитриевна Влияние оценки педагога на эмоциональное благополучие дошкольников // Вестник славянских культур. 2012. №XXV. (дата обращения: 19. 03. 2017) .
  3. Лаптева Ю.А., Морозова И.С. Развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. №3. С.51 – 55.
  4. Никулина Д.С. Подходы к определению эмоционального благополучия // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2008. №6 [Электронный ресурс] . (дата обращения: 19. 04. 2017) .
  5. Пожиткина Н.В., Савенок Д.А., Папушина А.В. Анализ эмоционального благополучия дошкольника в контексте его психологического здоровья // Психология, социология и педагогика. 2012. № 6 [Электронный ресурс] . (дата обращения: 19. 12. 2016) .
  6. Данилова Оксана Юрьевна Проблема формирования эмоционального благополучия личности в психологической науке и ее взаимосвязь с индивидуально-типологическими особенностями человека // Сибирский педагогический журнал. 2007. №1. .
  7. Фрайфельд И. В., Терентьев А. Е. Организация физкультурно-оздоровительных занятий при формировании эмоционального благополучия дошкольников 3-5 лет // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2009. №4. (дата обращения: 08. 05. 2017) .
  8. Никифорова О. В., Антонова Е. Н. Создание предметно-развивающей среды ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. №5. (дата обращения: 29. 05. 2017) .
  9. Никифорова Т. Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей / Т. Никифорова. – [Электронный ресурс] . (Дата обращения: 01. 06. 2017) .
  10. В.В. Одинцова., Н.М. Горчакова. Эмоциональное благополучие как интегративная характеристика эмоциональной сферы // Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 1
  11. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в начальной школе. Бадьина Н.П., 2007. – 152 с.
  12. Трусова С.С. Особенности личности и поведения соматически ослабленных детей / С.С. Трусова. – [Электронный ресурс] .

«Эмоциональное благополучиеребенка»

Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка?

В дошкольном детстве соблюдение права ребенка на охрану здоровья имеет особое значение. Ведь здоровье зависит от эмоционального состояния, как человека, так и ребенка. По мнению ученых, дошкольный возраст относят к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. В этом возрасте происходит бурное нарастание силы и подвижности нервных процессов, формируется высшая нервная деятельность. Поэтому эмоциональное перенапряжение может перейти в состояние невротических реакций, а проще говоря, у детей появляются неврозы, неврастения. В чем это проявляется? Давайте подумаем?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера.

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?

1.Нарушение режима дня

2.Несогласованность требований к ребенку

3.Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4.Изобилие информации

5.Неблагополучное состояние в семье

6.Желание родителей быть с ребенком в местах массового скопления людей. Это означает то, что для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

7.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так.

Эмоциональное благополучие может нарушить и то, что ребенок не получает достаточно любви и ласки от своих родителей, особенно от матери. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере.

Известный психолог Л.С.Выготский отмечал феномен «засушенное сердце» (отсутствие чувств), который он наблюдал у своих современников и который связан с «воспитанием, направленным, как правило, на интеллектуализированное поведение». К сожалению, этот феномен актуален и в наше время.

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Главный герой повести Марселя Пруста «В сторону Свана» шестилетний мальчик, каждый день перед сном ждёт возможности поцеловать свою маму.

Для него это является итогом сегодняшнего дня, мостом перехода в будущее. Думаю, что это происходит потому, что поцелуй – это то, что являет и возвращает целостность. Поэтому мы целуем ранку ребёнка – чтобы быстрее зажила. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения.

Советы для родителей «Минуты нежности»

1. Танцуйте с малышом, прижимая его к себе. Вы будете находиться в близком контакте, а ритмичное покачивание под музыку успокоит его.

2. Обнимите за плечи своего ребёнка, нежно погладьте по волосам или по щеке – простые движения так нужны ему, нужны постоянно.

3. Порисуйте у ребёнка на спинке пальчиками, а он пусть отгадывает, что вы изображаете.

4. Используйте для нежных игр вечерние часы или время после сна. Спокойная обстановка спальной комнаты располагает к играм, которые помогут Вам проявить свои чувства. Предложите ребёнку спрятать под одеялом мягкую игрушку, а Вы постарайтесь найти её. После отыскивания игрушки обязательно поцелуйте хозяина.

5. Залезьте с крохой под одеяло и поболтайте о чём-нибудь, прижавшись, друг к другу.

Дотроньтесь доверительно до руки или плеча ребёнка, отправляющегося в садик, - иэто придаст ему уверенности в собственных силах. Шутливо взъерошьте волосы Вашему озорнику – и он повеселеет.

«Что нужно знать об эмоциональном развитии ребёнка -дошкольника»

4 года

Ведёт себя «хорошо» более продолжительное время:

Способен к сотрудничеству со сверстниками;

Способен усвоить правила очерёдности;

Может проявлять заботу о младшем или животном и сочувствие обиженным.

Напоминает поведение ребёнка более младшего возраста (Снимается лаской и терпимостью взрослых к временному регрессу в поведении).

5 лет

Ведёт себя «хорошо» в течение всего времени пребывания в ДОУ:

Соблюдает распорядок дня. Ориентируется во времени по часам;

Лучше понимает стремление взрослых к порядку и опрятности и способен в какой-то мере помогать им в этом.

Нормальное «плохое» поведение:

Разоблачает любое отступление в поведении взрослых от декларируемых ими правил;

Бурно реагирует на ложь взрослых, допущенную в разговоре друг с другом.

6 лет

Теряет непосредственность в поведении, «хорошее» поведение становится самостоятельно поддерживаемой нормой:

Способен подчинять эмоции своим не очень отдалённым целям;

Удерживает принятую на себя роль до окончания игры или достижения поставленной цели;

Начинает осознавать свои переживания;

Начинает активно интересоваться отношением окружающих к самому себе, формировать свою собственную самооценку.

Нормальное «плохое» поведение:

Ложь как форма ухода от соблюдения нормы;

Повышенная двигательная активность;

Ябедничество;

Небрежность в выполнении монотонных операций.

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически – 1 балл; если отсутствует – 0 баллов.

1. Легко расстраивается, много переживает.

2. Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

3. Капризничает и раздражается по пустякам.

4. Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

5. Бывают припадки злости.

6. Заикается.

7. Грызёт ногти.

8. Сосёт палец.

9. Имеет плохой аппетит.

10. Разборчив в еде.

11. Засыпает с трудом.

12. Спит беспокойно.

13. Неохотно встаёт.

14. Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17. Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

21. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла – невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов – невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов – нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов – высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов – отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и, тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными людьми!

Эмоциональное благополучие человека - уверенность в себе, чувство защищенности, положительное самоощущение и жизненные успехи - во многом зависит от того, как складываются его отношения с окружающими людьми. Для каждого важно иметь хороших и верных друзей, которые не только дарят нам радость общения, делая нашу жизнь богаче и разнообразнее, но и могут выручить в трудных ситуациях.

Маленький ребенок доверчиво относится к людям, он открыт окружающему миру, его самоощущение положительное. При поддержке окружающих эти качества остаются ведущими на протяжении всего дошкольного детства, и у ребенка развивается уверенность в себе. Психологическая поддержка, которую взрослые должны постоянно ему оказывать, позитивно сказывается на развитии личности и является своеобразной профилактикой неврозов и школьной дезадаптации.

Открытость миру выражается в стремлении ребенка активно познавать действительность, не боясь неуспеха и неудач; чувствовать уверенность в своих силах. На таком фоне общей положительной самооценки формируется способность адекватно, в том числе критически, оценивать результаты собственных действий и действий других.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность. Самое важное в воспитании – любить детей и отдавать им время и силы. Однако, хотя любовь – самое главное, это еще далеко не все. Если родители не понимают особых потребностей своего ребенка, то не могут в полной мере дать ему то, что нужно современным детям. Бывает, что родители щедро дарят любовь своему чаду, но не так, как это было бы наиболее полезно для его развития.

Пока ребенок мал, взрослые, как правило, не задумываются, что станет в его жизни главным, каким человеком он вырастет. Но процесс формирования личности очень сложен и его нельзя откладывать на будущее и предоставлять воле случая. Именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности развития ребенка. В последнее время отмечается рост числа детей, имеющих проблемы в развитии эмоциональной сферы. Это и задержка эмоционального развития (сниженный эмоциональный интеллект), и наличие аффективных вспышек, сопровождающихся агрессией, и нестабильный эмоциональный фон с резкими частыми перепадами настроения, и неспособность детей управлять своими эмоциями, что приводит к отсутствию адекватного общения между ребенком, сверстниками и взрослыми. А если своевременно не уделять внимания эмоциональному развитию детей, в будущем это может стать фоном для развития психосоматических заболеваний, которые являются следствием повышенного темпа жизни и увеличения эмоциональных перегрузок.

Эмоциональное развитие является одним из важнейших направлений развития личности. Известно, что детские эмоции характеризуются импульсивностью и лишь со временем перерастают в устойчивые привязанности, симпатии или антипатии, на основе которых с годами складываются более глубокие чувства (любовь, ненависть и др.). Именно поэтому эмоциональное развитие ребенка является основой нравственного воспитания. Маленький ребенок отличается особой искренностью и непосредственностью как в общении с другими, так и в проявлении собственных чувств. Если эти качества поддерживать, то дети вырастут добрыми и правдивыми, эмоционально отзывчивыми. Эмоционально – волевая готовность старшего дошкольника является одним из компонентов психологической готовности к школе. Поэтому детей необходимо вводить в сложный мир человеческих эмоций, помогать им переживать определенное эмоциональное состояние, объяснять, что оно означает.

Для полноценного развития ребенку необходимы как положительные, так и отрицательные эмоции. Вреден только их избыток, опасна излишняя интенсивность. Для эмоционального развития ребенка важно не сохранение однообразно положительных состояний, а их постоянный динамизм, смена в рамках определенной интенсивности. Мозг ребенка нуждается в напряжении, тренировке, иначе наступает эмоциональный голод, порождающий скуку, тоску, угнетенное состояние. Проявлять негативные эмоции – нормально. Неподходящим может быть время, место и способ выражения. Вспышки гнева необходимы для развития ребенка, но он должен знать, что они допустимы не везде и не всегда. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – сочувственно выслушивать его и помогать идентифицировать возникающие у него эмоции. Коррекция эмоциональной сферы дошкольников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продуктивной деятельности ребенка со взрослым, ориентацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения. Для этого можно использовать элементы игротерапии и арттерапии, а также психогимнастику, релаксацию.

Следует помнить, что чаще, чем прочие эмоции, человеком переживается интерес – фундаментальная позитивная эмоция. Интерес играет исключительно важную мотивационную роль в формировании и развитии навыков, умений и интеллекта. Интерес характеризует активность ребенка с самого начала его жизни. Эмоция интереса рождается в процессе творческого труда. Эмоция радости появляется в творчестве и в любви. С эволюционной точки зрения, эмоция радости вместе с эмоцией интереса обеспечивает социализацию человека. Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Прямое, непосредственное обучение радостным переживаниям невозможно, однако взрослые могут научить им ребенка косвенно, деля с ним свою радость, демонстрируя такой стиль жизни, который благоприятствует радостным переживаниям. Нужно только помнить правило, основанное на законе идентификации: “воспитывают не слова, а поступки”. Следовательно, то, чему мы учим детей, не отличается от того, чему мы должны продолжать учиться сами. И лучшее, что могут сделать взрослые для ребенка – быть счастливыми.

Литература

  1. Грей Джон. Дети с небес. Искусство позитивного воспитания. – М.: ИД “София”, 2004.
  2. Изард Кэрролл Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 1999.
  3. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Р н/Д.: Феникс, 2001.
  4. Чопра Дипак. Семь духовных законов для родителей. – М.: ИД “София”, 2007.
  5. Экман Пол. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. – СПб.: Питер, 2010.

Юлия Ступаченко
Обеспечение эмоционального благополучия как необходимого условия для создания социальной ситуации развития детей

2. Эмоции играют важную роль в жизни людей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску. Поведение ребёнка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, благополучии , возможных перспективах развития .

3. Одна из первых задач Стандарта : охрана и укрепление физического и психического здоровья детей , в том числе их эмоционального благополучия .

П. 3.2.5. Условия , необходимые для создания социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают :

1) Обеспечение эмоционального благополучия через : непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям

4. Эмоциональное отношение воспитателя к детям

Положительное : постоянная забота, внимание к детям, тактичная помощь при затруднении. Использует вербальные и невербальные средства общения. Дает ребенку понять, что он ему не безразличен. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбы о помощи.

2. Нестабильность : не проявляет в отношениях с детьми инициативы, не хватает чуткости к детям, педагогического такта. Ситуативность поведения при общей положительной эмоциональной окраски .

3. Отсутствие положительного эмоционального отношения воспитателя к детям : сух в обращении, нечувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному благополучию детей .

Безусловное принятие каждого ребенка взрослым

Позитивность окружающей обстановки детей

Равенство в отношениях между взрослым и ребёнком

Гибкий, личностно-ориентированный подход

Тесное профессиональное сотрудничество всех специалистов

Создание условий для раскрытий личностной индивидуальности воспитанников

Внимательное отношение и чуткая реакция на возникающие детские проблемы, тревоги и страхи

Тактичное общение с ребенком

Конфиденциальность информации об участниках психолого-педагогического взаимодействия

Всё это и есть обеспечение эмоционального благополучия ребёнка

6. Эмоциональное благополучие дошкольника обуславливается разнообразными факторами : физическое самочувствие, психологический климат в семье, самооценка ребенка, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, стили общения педагогов с детьми

7. РАЗВИВАТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ СФЕРУ РЕБЁНКА , НАУЧИТЬ ЕГО ОСОЗНАВАТЬ СВОИ ЭМОЦИИ И ПРОИЗВОЛЬНО ПРОЯВЛЯТЬ ИХ - ЗАДАЧА РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ И ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

8. Методические средства развития эмоциональной сферы детей

Ролевые игры

Коммутативные игры

Творческие игры

Упражнение на выражение эмоций и эмоциональный контакт

Элементы психологического тренинга

9. игры и упражнение направленные на развитие эмоциональной сферы

Игра «на полянке»

Игра «секретики»

Игра «чудесный сон котёнка» Упражнение «Чудесный сон котенка» .

Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены , глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит : «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон : голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах , что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?

Игра «зеркало»

Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать : «Здравствуй, это я!»

После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.

Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т. д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции , обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

Игра «испорченный телефон»

Игра «Ласковые ладошки» .

Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

Игра «Волшебная коробка» .

Утром во время приёма беседую, с детьми узнаю, как они себя чувствуют, какое у них сегодня настроение. Затем показываю коробку и объясняю, что она волшебная в неё можно положить все свои плохие чувства : гнев, обиду, страх, злость, и т. д. Детям предлагаю сделать это, имитируя движения складывания. В конце игры коробку закрываем и говорим, что все ненужные нам чувства остались в ней.

10. Для создания в группе положительного эмоционального фона , атмосферы доброжелательности и защищённости используем психологические речевые настройки

Здравствуйте,мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно. А в нашей группе тепло, светло и весело. Ваша улыбка-солнышко, от которого становится тепло и хорошо, поэтому мы будем с вами чаще улыбаться друг другу.

11. Эмоциональная жизнь , эмоциональное благополучие , эмоциональное самовыражение и все высшие человеческие чувства развиваются в процессе слаженной работы всех участников воспитательно – образовательного процесса.

ВОСПИТАТЕЛЯМ

Может, просто стало нам привычно,

Но не видеть этого нельзя,

Что у воспитательниц обычно

Вечером усталые глаза.

Мы-то знаем, что это такое,

Детворы неугомонный рой!

Тут с одним-то не найдешь покоя,

А не то, что с этакой гурьбой.

Тот смешлив, а этот смотрит косо,

Там драчун уж затевает бой.

А вопросы? Тысячи вопросов.

И ответа требует любой.

Сколько нужно ласки и заботы,

Всех услышать, каждого понять.

Благодарна и трудна работа

Постоянно маму заменять.

Не тревожно на работе маме.

Ведь всегда следят за малышами

Добрые усталые глаза.

День окончен. Не все песни спеты.

У детишек не тревожен сон.

Так прими ж поклон от всей планеты,

За детей прими от нас поклон !

Публикации по теме:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ИНСТРУТОРА ПО ФИЗКУЛЬТУРЕ МКДОУ ВОСКРЕСЕНСКОГО ДЕТСКОГО САДА №4 «РЯБИНКА» ШИШЛЯЕВОЙ Т. В. ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ.

Игровые технологии как средство эмоционального благополучия младших дошкольников В настоящее время проблема эмоционального благополучия детей стала достаточно актуальной – и не только в семье, но и в условиях дошкольных.

Методическое обеспечение математического развития детей 5-6 лет по теме «Страна детства». Воспитатель Костина А. Н МБУ д/с № 16 «Машенька».

Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно двигательного аппарата Организация взаимодействия педагогов ДОУ и обеспечение социального развития детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Воспитатель.

Условия успешного речевого развития детей Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие.

Подходы к сохранению эмоционального благополучия детей дошкольного возраста в рамках ФГОС дошкольного образования В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС дошкольного образования) одна.

Повышение эффективности образовательного процесса через сохранение и укрепление эмоционального благополучия педагогов. Центральной и определяющей.

Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости Тема эксперимента: «Формирование социальной компетенции дошкольников как фактор развития социальной одарённости". Цель нашего эксперимента.

Семинар (обучающий) «Условия успешного речевого развития детей» Семинар (обучающий) для воспитателей Тема:«Условия успешного речевого развития детей» Подготовила: В. М. Ганюкова старший воспитатель МКДОУ.

Для ребенка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Все это определяет направление.

Библиотека изображений:

Загрузка...
Top