Родительское собрание в средней группе. Сохранение психологического благополучия ребенка в семье

Герасименко Татьяна Владимировна воспитатель КГКП я/с №4 “Березка” г.Экибастуза

Цель: Создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами, вовлечь родителей в совместное осмысление нравственных ценностей.

Ход собрания: Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы собрались на заседание круглого стола, чтобы поговорить о значимости эмоционального благополучия ребенка и нравственного воспитания в семье и детском саду.

Всем нам, взрослым, крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала теплая и доброжелательная улыбка. Если ее нет, должна быть готовность к ней. Внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своем отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык: это вас рассмешит, и вы улыбнетесь. Стоп! именно такое, а не “казенное” лицо должно быть у вас в течении дня. Обещайте себе это, прежде чем выйти на улицу.

Ученые относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

– Как вы думаете, в чем это проявляется?

(Высказывание родителей).

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение(они то плаксивы, то агрессивны), быстро утомляются, плохо засыпают. Ребенок с невротическими нарушениями некомфортно чувствует себя и в детском саду: он бесцельно ходит по групповой комнате, не может найти себе занятие.

Причины эмоционального неблагополучия:

– Несогласованность требований к ребенку дома и в детском саду.

– Нарушение режима дня.

– Избыток информации, получаемой ребенком (интеллектуальные перегрузки).

– Желание родителей дать своему ребенку знания, которые не соответствуют его возрасту.

– Неблагополучное положение в семье.

– Частое посещение с ребенком мест массового скопления людей; родители должны учитывать: то, что является обыденной жизнью для

взрослого, может стать стрессовой ситуацией для ребенка.

Чрезмерная строгость родителей, наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребенка сделать что-то не так.

– Снижение двигательной активности.

– Недостаток любви и ласки со стороны родителей, особенно матери.

Тест ” Какой вы родитель?”

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности

Вашего общения. Часто ли Вы употребляете следующие по смыслу выражения?

  1. Какой ты у меня молодец?
  2. Ты способный, у тебя все получается.
  3. Ты невыносим!
  4. У всех дети, как дети, а у меня…
  5. Ты мой помощник.
  6. Вечно у тебя все не так.
  7. Сколько раз тебе повторять?
  8. Какой ты сообразительный!
  9. Чтобы я больше не видела твоих друзей!
  10. Как ты считаешь?
  11. Ты полностью распустился!
  12. Познакомь меня со своими друзьями.
  13. Я тебе обязательно помогу, не переживай.
  14. Меня не интересует, что ты хочешь.

Обработка результатов. Если Вы употребляете выражения 1, 2, 5, 8, 10, 12, 13, то засчитайте себе 1 балл. Если Вы употребляете выра-жения 3, 4, 6, 7, 9, 11, 14, то засчитайте себе 2 балла. Посчитайте общую сумму баллов.

7-8 баллов – между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов – Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11 – 12 баллов – Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

А теперь сделаем динамическую паузу и перейдем ко второму вопросу: нравственное отношение в семье и в д/ саду:

Динамическая пауза:

1) Выходят в круг и жмут друг другу руки родители, которые:

а) любят поспать;

б) любят сладкое.

2) Меняются местами которые:

а) любят работать на даче(огороде)

б) любят делать заготовки на зиму.

3) Сидя на стуле хлопают в ладоши:

а) любят тратить деньги.

б) любят путешествовать.

Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. Каждый родитель хочет гордиться своим ребенком, чтобы он вырос созидателем, а не прожигателем жизни. Софокл, древний драматург Греции, написал слова, которые остаются

актуальными, и сейчас:

“Затем и молим мы богов о детях,

Чтоб супостатов наших отражали

И другу честь умели подавать”.

Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”.

Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные

чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные

поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных

условий жизни и воспитания”.

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей

Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень

важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья.

Тестирование родителей

“Мой стиль воспитания ребенка в семье”

Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению.

1) Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы:

а) дадите ребенку другое блюдо.

б) разрешите выйти из-за стола.

в) не вступите из-за стола до тех пор, пока все не съест.

2) Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы:

а) идете во двор и ищете игрушку ребенка.

б) погрустите вместе с ребенком о его утрате.

в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из-за пустяков”.

3) Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы:

а) без слов выключите телевизор.

б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание.

в) пристыдите ребенка за несобранность.

4) Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы:

а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”.

б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, ” я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя….”.

в) накажите ребенка лишением игрушек.

5) Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы:

а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольства его поведением.

б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него.

в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как-то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть.

Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А” – тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б” – стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить

его отвечать за себя и свои поступки. “В” – стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание.

Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации.

Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них.

Ситуация первая.

В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном.

  1. Как дальше будет развиваться ситуация?
  2. Кто должен уступить место?
  3. Как вы учите вести своих детей в транспорте?

Ситуация вторая.

В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Ивану очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступить за брата: “Мама, разве можно из-за какой-то игрушки так ругать Ивана?”

– Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь!- прервала она дочь и отправила сына в детскую.

  1. В чем состоит педагогический просчет матери?
  2. Как изменить ситуацию, исправить поведение матери?
  3. Как вы поступили в таком случае?

Ситуация третья.

В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала:

– Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть.

Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор.

Но отец неожиданно сказал:

– Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую.

– Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери.

– Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец.

Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил:

– Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы.

Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану:

– Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна.

  1. Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь?
  2. Какие чувства по отношению к отцу возникли у Люды?
  3. Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости.

После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это:

– Любовь и взаимное уважение.

– Взаимопонимание и взаимовыручка.

– Ценность и личная значимость каждого числа семьи.

– Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба.

Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким (семье) и сверстникам, воспитателям.

Подведение итогов.

Подводя итоги нашей встречи, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать их. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период,

успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Возьмите красное сердечко, напишите на нем любое доброе пожелание и передайте его своему соседу.

Любите своих детей, больше времени проводите с ними, и тогда они вырастут здоровыми, уравновешенными и рассудительными.

МДОУ «Детский сад № 10 «Звездочка»

г. Вольска Саратовской области»

_________________________________

Родительское собрание

«Эмоциональное благополучие ребенка в семье»

Материал подготовила

воспитатель Елхова Ольга Александровна

Здоровье-это полное физическое, психологическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно - психическое здоровье ребенка – это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность взрослых, их занятость, и от этого страдают наши дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Эмоционально благополучный ребенок - улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:

    создание в семье атмосферы положительных эмоций;

    создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

    принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

    поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;

    в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;

    включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:

Я-сообщение и Ты-сообщение.

Например: Ты-сообщение Родитель устал. Ты меня утомил. Реакция ребенка: «Я плохой».

Я-сообщение Родитель устал. Я очень устал. Реакция ребенка: «Папа устал».

Комментарий. Суть Я-сообщения-не заставить кого-то что-то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщение часто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.

Упражнение «Переделай Ты-сообщение»

Задание дается индивидуально на карточках или по группам.

1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)

3. Ты – жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)

К большому сожалению не во всех полных семьях родители уделяют много времени ребёнку, играют с ним, посещают культурные и спортивные мероприятия, музеи, выставки, создают атмосферу добра и взаимопомощи. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу, да просто побеседовать.

Интересуясь у своих воспитанников, как они провели выходные или праздничные дни часто звучит один и тот же ответ: «Папа телевизор смотрел». Или: «Ничего мы не делали».Или «Весь день мультики смотрел по ПК»

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» - создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Памятка родителям по созданию благоприятной семейной атмосферы

1. Помните: от того, как родители разбудят ребенка, зависит его психологический настрой на весь день.

2. Время ночного отдыха для каждого сугубо индивидуально. Показатель один: ребенок должен выспаться и легко проснуться к тому времени, когда Вы его будите.

3. Если у Вас есть возможность погулять с ребенком, не упускайте ее. Совместные прогулки – это общение, ненавязчивые советы, наблюдения за окружающей средой.

4. Научитесь встречать детей после их пребывания в дошкольном учреждении. Не стоит первым задавать вопрос: «Что ты сегодня кушал? », лучше задать нейтральные вопросы: «Что было интересного в садике? », «Чем занимался? », «Как твои успехи? » и т. п.

5. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.

6. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые интонации.

7. Создайте в семье атмосферу радости, любви и уважения.

В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

  1. “Эмоциональное неблагополучие детей и его причины”

Цель: Укрепление сотрудничества педагогов группы и родителей по вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья дошкольников. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей.

Задачи:

Разъяснить значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья;

Пробудить желание увидеть проблемы своего ребенка;

Привлечь родителей к сотрудничеству с педагогами с целью устранения выявленных проблем, к активному участию в образовательном процессе детей;

Создать условия для обмена семейным опытом.

План собрания:

Диагностика эмоционального состояния родителей с использованием восьмицветной гаммы

Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Определение путей решения выявленных проблем

Итог, разное

Ход собрания

- Закройте глаза и представьте, какого цвета у вас настроение. Теперь откройте глаза и краской такого же цвета или наиболее подходящего закрасьте бусинку в наших бусах (Приложение 1)

2. Беседа «Что такое - эмоциональное благополучие ребенка»

Программой ДОУ одной из важнейших задач определена - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребенка

Что же такое здоровье? (Ответы родителей)

По уставу ВОЗ , «здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствием болезней и физических дефектов».

Что касается физического здоровья, то его значимости всегда придавали значение. Существует огромное множество различных услуг, идей и людей, рассказывающих нам о том, как о нем заботиться. Здоровье ребенка зависит от многих факторов: правильного питания, режима дня, пребывания на свежем воздухе, двигательной активности, закаливающих процедур и эмоционального благополучия.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

- Как вы думаете, что означает эмоциональное благополучие ребенка? (высказывания родителей)

На сегодняшнем собрании мы и поговорим о такой серьезной теме, как “Эмоциональное благополучие ребенка”.

3.

Вернемся к результатам нашего цветового теста. Что говорят оценочные результаты о вашем эмоциональном благополучии? (интерпретация теста)

А вот бусы нарисованные вашими детьми, давайте сравним цветовую гамму. (Обсуждение результатов теста детей)

Рост эмоционально-психологического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей. Очень часто дети «заряжаются» нашими эмоциями, как положительными, так и отрицательными. Дети реагируют на поведение, взаимоотношения родителей, их ссоры, наказания. Проблема состоит ещё и в том, что дети легко перенимают образцы поведения взрослых, повсеместно демонстрируя их.

Под эмоциональным неблагополучием понимается отрицательное самочувствие ребёнка.

- Вы знаете своих детей, считаете ли вы, что ваш ребенок испытывает эмоциональное напряжение? (высказывания родителей)

Предлагаем вам проверить свои наблюдения заполнив Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову (Приложение 2) (родители заполняют тест и подсчитывают результаты)

4. Беседа «Проявления эмоционального неблагополучия у детей»

- Как же ваши дети проявляют свое неблагополучие в эмоциях? В чем это проявляется? Давайте подумаем?

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение, то они плаксивы, то агрессивны, дети быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, часто ребенок бесцельно ходит по групповой комнате, не находит себе занятие, грызут ногти, крутят волосы. Подергивают плечами, ночное и дневное недержание мочи, которое ранее не наблюдалось, игра с половыми органами и многие другие нарушения невротического характера. Последствиями эмоционального неблагополучия ребенка являются страх, депрессия, враждебность, агрессивность.

Мы подготовили для вас небольшие видеозарисовки из жизни группы в течение дня (просмотр видеозаписей осуществления режимных моментов и НОД). Взгляните на своих детей со стороны, ведь часто ребенок с родителями ведет себя по иному.

Добавлю лишь, что условно эмоциональные нарушения можно разделить на две подгруппы. В основе этого деления лежат те сферы, в которых проявляется социально-эмоциональное неблагополучие: с одной стороны, во взаимоотношениях с другими людьми, с другой - в особенностях внутреннего мира ребенка (Приложение 3).

5. Дискуссия «Причины эмоционального неблагополучия»

Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?(Высказывания родителей, запись на доске)

1. Нарушение режима дня

2. Несогласованность требований к ребенку

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту

4. Изобилие информации

5. Неблагополучное состояние в семье

6. Определение путей решения выявленных проблем

Что же необходимо предпринять родителям, чтобы устранить выявленное эмоциональное неблагополучие ребенка? (высказывания родителей, педагог наталкивает родителей на необходимость устранения причин)

В первую очередь определить причину нарушения. Для этого возможно необходимо обратиться к специалисту: психологу, психотерапевту.

Чем может помочь специалист?
Специалист может помочь родителям определить причины эмоционального неблагополучия ребенка и выработать тактику поведения членов семьи, которая позволит откорректировать нежелательное поведение ребенка.

В первую очередь проконсультироваться со специалистом по поводу эмоциональных нарушений необходимо родителям детей, страдающих тем или иным соматическим или неврологическим заболеванием. В нашей группе про каждого ребенка можно сказать, что он не здоров. Именно такие дети особенно нуждаются в правильной и последовательно применяемой методике воспитания, которая в этом случае, несомненно, должна вырабатываться индивидуально и учитывать возможности ребенка. В таком случае правильно подобранный режим жизни и воспитания ребенка может во многом ослабить проявления болезни, не допустить ухудшения состояния и осложнений.

Выступление директора детского оздоровительного развивающего центра «Капитошка» о программе тренинговой работы по коррекции эмоциональной сферы.

7. Итог, разное

Сегодня мы с вами говорили о том, что здоровье ребенка зависит не только от правильного питания, разумного режима дня и зарядки. Раскрыв значимость эмоционального благополучия ребенка в деле сохранения и укрепления его здоровья, мы неизменно приходим к выводу о том, что лишь совместными усилиями мы сможем решить эту непростую задачу.

Эмоциональное здоровье крайне важно для нашего благополучия, оно во многом определяет и степень удовлетворенности жизнью и даже успешность.

Эмоциональное здоровье, это что-то большее, чем просто отсутствие психических расстройств. Это состояние благополучия, при котором человек может реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Эмоционально здоровые люди уверены в себе и в самом деле довольны тем, кто они есть. Они имеют хорошее чувство собственного достоинства и веру в себя. Они ценят свое собственное мнение о себе гораздо больше, чем мнение кого-то другого. Они способны хорошо управляться со своим стрессом или имеют сильную приверженность тому, во что верят. Они обычно окружены другими людьми, которые рассматривают их как ресурс поддержки. Об этих людях можно сказать, что они действительно эмоционально здоровы. Кроме того, они лучше подготовлены к любым изменениям и сбоям в своей жизни и легче готовы их принять.

Когда мы находимся в хорошем эмоциональном состоянии нам кажется что все по плечу и мы можем справиться с любыми переменами и событиями, которые бы жизнь нам не подбросила. У нас как будто есть все необходимые инструменты, чтобы разгладить неровности эмоций, которые возникают в виде тревог, страхов, отчаяния или депрессий.

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Всякое серьезное эмоциональное нарушение - это крик о помощи. И вы можете ее оказать!!!

Приложение 1

Диагностика эмоционального состояния с использованием восьмицветной гаммы

Оборудование: жёлтый, голубой, чёрный, красный, пурпурный, зелёный, коричневый, оранжевый карандаши.

Инструкция. Диагностика проводится с каждым ребёнком по отдельности. Ребёнку предлагается: «Закрой глаза и представь, какого цвета у тебя настроение. Теперь открой глаза и возьми карандаш такого же цвета или наиболее подходящего».

Обработка результатов

Выбор карандаша: - оранжевого, жёлтого, зелёного цвета указывает на эмоциональное благополучие;

Пурпурного, голубого, красного, чёрного цвета - на эмоциональное неблагополучие;

Коричневого цвета - на эмоционально нейтральное состояние.

Приложение 2

Тест на оценку уровня тревожности и выявление признаков психического напряжения по А.И.Захарову

__________________________________________________________________

Внимательно прочитайте эти утверждения и оцените, насколько они характерны для Вашего ребёнка. Если это проявление ярко выражено, поставьте 2 балла; если оно встречается периодически - 1 балл; если отсутствует - 0 баллов.

Легко расстраивается, много переживает.

Часто плачет, ноет, долго не может успокоиться.

Капризничает и раздражается по пустякам.

Часто обижается, дуется, не переносит никаких замечаний.

Бывают припадки злости.

Заикается.

Грызёт ногти.

Сосёт палец.

Имеет плохой аппетит.

Разборчив в еде.

Засыпает с трудом.

Спит беспокойно.

Неохотно встаёт.

Часто моргает.

15. Дёргает рукой, плечом, теребит одежду.

16. Не умеет сосредоточиться, быстро отвлекается.

17.Старается быть тихим.

18. Боится темноты.

19. Боится одиночества.

20. Испытывает другие страхи.

21. Боится неудачи, не уверен в себе, нерешителен.

22. Испытывает чувство неполноценности.

Обработка результатов

28-42 балла - невроз, высокая степень психоэмоционального напряжения.

20-27 баллов - невроз был или будет в ближайшее время.

14-19баллов - нервное расстройство, средняя степень психоэмоционального напряжения.

7-13 баллов - высокая степень психоэмоционального напряжения, ребёнку необходимо внимание.

Менее 7 баллов - отклонения несущественны и являются выражением возрастных особенностей.

Приложение 3

Эмоциональные нарушения дошкольников

Сфера
проявления

Характеристики

Затруднения в общении со сверстниками и взрослыми

Неуравновешенность;
. возбудимость;
. бурные аффективные реакции (гнев, истерический плач, демонстрация обиды), которые сопровождаются соматическими изменениями (покраснение. усиленное потоотделение;
. негативизм;
. упрямство;
. неуступчивость;
. конфликтность;
. жестокость;
. устойчивое негативное отношение к общению;
. застревание на отрицательных эмоциях;
. эмоциональная холодность;
. отчуждение, скрывающее неуверенность в своих силах

Особенности внутреннего
мира

Острая восприимчивость
. впечатлительность;
. болезненная чувствительность;
. наличие страхов;
. не являющихся возрастными;
. мешающими нормальной жизнедеятельности детей;
. тревожность;
. мнительность

Наталья Пилипенко
Родительское собрание «Эмоциональное благополучие ребёнка»

Родительское собрание в старшей группе

Тема : «Эмоциональное благополучие детей »

Цель : Установление сотрудничества детского сада и семьи по проблеме укрепления психологического здоровья.

Повышение психолого – педагогической грамотности родителей .

Форма проведения : заседание родительского клуба

Участники : воспитатели, родители .

План проведения

1. Вступительная часть.

2. Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.

4. Советы для родителей «Минута нежности» .

5. Тренинг.

6. Заключительная часть.

Ход мероприятия

Воспитатель. Добрый вечер, уважаемые родители ! Я рада Вас приветствовать на собрании , тема которого «Эмоциональное благополучие ребёнка » .

По мнению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это состояние полной гармонии физического, психического и . Поэтому мы, сегодня поговорим о значимости эмоционального благополучия ребёнка для сохранения и укрепления его здоровья. Родители счастливы тогда , когда счастлив, весел ребёнок !

Разминка. Упражнение «Улыбайтесь!»

Воспитатель. Всем нам, взрослым крайне необходимо приучить себя к тому, чтобы наше лицо всегда украшала тёплая и доброжелательная улыбка. А внутренняя улыбка должна быть всегда. С этой целью утром нужно подольше задерживать взгляд на своём отражении в зеркале. Полюбоваться собой, покривляться, показать себе язык : это вас рассмешит, и вы улыбнётесь.

А сейчас давайте поприветствуем друг друга своими улыбками.

Учёные относят дошкольный возраст к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка . При неблагоприятных условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появление неврозов.

Как вы думаете, в чём это проявляется? (Высказывания родителей .)

Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (они то плаксивы, то агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, у них беспокойный сон, грызут ногти, крутят волосы.

Анализ и обсуждение результатов анкетирования

Воспитатель. Дома вы заполнили анкету и определили уровень эмоционального развития вашего ребёнка (см. Приложение) . После обработки ваших ответов мы выявили наиболее часто встречающиеся причины нарушения эмоционального благополучия детей .

Несогласованность требований к ребёнку дома .

Избыток информации, получаемой ребёнком (интеллектуальные перегрузки) .

Чрезмерная строгость родителей , наказание за малейшее неповиновение, боязнь ребёнка сделать что-то не так.

Боязнь ребёнка животных , темноты.

Воспитатель. Всё это порождает изменения в эмоциональной сфере .

Родительская любовь и ласка нужна не только грудничкам, но и большим детям. И не только нежным девочкам, но и мужественным мальчикам. Родительская ласка не должна ограничиваться только поцелуями и объятиями. Существует много других способов её выражения. Сорвите лепесток у ромашки и зачитайте совет.

Советы для родителей «Минуты нежности»

Тренинг. Игра «Страхи в домиках» .

Воспитатель. Когда ребёнок чувствует , что родители рядом , что они его любят, у него спокойно на душе. Но когда у ребёнка нет этого ощущения , он становится подозрительным, тревожным, чего-то боится, появляется страх. Вопрос : Какие детские страхи вы знаете или слышали о них? (перечисляют)

В каждом возрасте наблюдаются, так называемые нормативные страхи, которые появляются постепенно, как результат интеллектуальной сферы, воображения. При благоприятных обстоятельствах жизни ребенка такие страхи исчезают, дети из них «вырастают» . Но есть случаи, когда страхи накапливаются и мешают личностному развитию, создают невротические проблемы. В каждом возрасте есть возрастные нормы страхов и их распределение по полу и годам.

(раздать таблицу с перечисленными страхами)

Я хочу предложить вам сыграть в игру-тест «Страхи в домиках» .

Перед вами два домика – чёрный и красный. Надо решить, где будут жить страшные страхи, а где – нестрашные. Я буду перечислять страхи, а вы записывайте их номера внутри того домика, в который их поселите.

На самом деле это тест, который вы можете провести с ребёнком и выявить , чего он боится.

Можно предложить ребёнку , пусть он расскажет о том, что чувствует и опишет сам страх. Поделитесь с ребёнком своим опытом , расскажите о том, чего вы боялись в детстве и почему, и обязательно о том, как вы перестали бояться. Очень хороший метод – это сочинить вместе с ребёнком сказку или рассказ на тему его страха. Конец истории должен быть обязательно о том, как герой побеждает страх. Нарисовать страх – это самый распространённый и действенный метод борьбы с ним. А после того, как ребёнок нарисует , сжечь бумажку с рисунком, и обязательно объяснить малышу, что страха больше не существует, что вы его сожгли, и он больше никогда не побеспокоит его, при этом хвалить его, говорить какой он смелый и большой, какой молодец, что смог победить страх.

Вопрос : Как вы думаете, наказание детей может быть одной из причин нарушения эмоционального благополучия ребенка ?

Мне хочется ответить словами известного российского психолога Владимира Леви, который написал «Семь правил для всех – “Наказывая, подумай : Зачем?”

1. Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, по идее, наказание должно быть полезным, не так ли? Никто не спорит. Однако наказывающий забывает подумать.

2. Если есть сомнение, наказывать или не наказывать, – Не наказывайте. Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки, доверчивы и нерешительны. Никакой «профилактики» , никаких наказаний «на всякий случай» !

3. За один раз – одно. Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за всё сразу, а не по одному – за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

4. Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Иные, чересчур требовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил, забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности, не так страшен, как риск задержки душевного развития.

Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чем не бывало. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения. Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение.

5. Если ребенок считает, что мы несправедливы, наказание подействует

только в обратную сторону!

6. Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться, не гнева нашего, а нашего огорчения.

7. При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь.

Заключительная часть. Рефлексия «Сердечко»

Воспитатель. Наша встреча подходит к концу. Возьмите сердечко, напишите на нём любое доброе пожелание, также можете написать несколько слов о вашем отношении к проведённому собранию .

Любите своих детей, больше времени проводите с детьми и наши дети вырастут спокойными, уравновешенными и рассудительными.

В заключении хотелось бы прочесть вам стихотворение Эдуарда Асадова

Берегите своих детей,

Их за шалости не ругайте.

Зло своих неудачных дней

Никогда на них не срывайте.

Не сердитесь на них всерьез,

Даже если они провинились,

Ничего нет дороже слез,

Что с ресничек родных скатились.

Если валит усталость с ног

Совладать с нею нету мочи,

Ну а к Вам подойдет сынок

Или руки протянет дочка.

Обнимите покрепче их,

Детской ласкою дорожите

Это счастье, короткий миг,

Быть счастливыми поспешите.

Ведь растают как снег весной,

Промелькнут дни златые эти

И покинут очаг родной

Повзрослевшие Ваши дети.

Перелистывая альбом

С фотографиями детства,

С грустью вспомните о былом

О тех днях, когда были вместе.

Как же будете Вы хотеть

В это время опять вернуться

Чтоб им маленьким песню спеть,

Щечки нежной губами коснуться.

И пока в доме детский смех,

От игрушек некуда деться,

Вы на свете счастливей всех,

Берегите ж, пожалуйста, детство!

Решение :

1. Придерживаться единых требований в семье и детском саду.

2. Соблюдать режим дня.

3. Поддерживать эмоциональное благополучие ребёнка в семье , используя рекомендации, игры на преодоление страхов у детей.

Приложение

Эмоциональное развитие ребёнка

1. Опишите обычное состояние ребёнка .

2. Часто ли он плачет?

3. Как долго остаётся расстроенным?

4. Чего боится ребёнок ?

5. Часто ли бывает сердитым, агрессивным?

6. Быстро ли он устаёт?

7. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым?

8. Как он относится к детям?

9. Как относится к животным?

10. Кого в семье ребёнок слушается ?

11. Помогает ли он по дому?

12. Какие качества ребёнка Вы особенно цените ?

13. Единодушны ли взрослые члены семьи по отношению к ребёнку (что разрешать, а что запрещать?

Загрузка...
Top