Выписать народные праздники на руси. Русские народные праздники и обряды и их традиции для детей и взрослых

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу - время, потехе - час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье».

Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый - природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй - языческий, дохристианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь - христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, - двенадцать. В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в X в. и слился с зимним древнеславянским праздником - святками, или колядой.

Время этого праздника для древних славян имело важное хозяйственное значение. Заканчивались зимние работы, наступала полоса деятельной подготовки к весне. Неудивительно, что люди радовались долгожданному отдыху. Да и сама природа располагала к этому: веселей светило солнце, начинали прибывать дни. День 25 декабря в календаре наших предков назывался днём Спиридона-солнцеворота. По поверьям славян, в ночь рождения нового солнца сходили на землю духи предков, которые назывались «святыми», или «святками».

Славянские святки были праздником многодневным. Начинались они с конца декабря и продолжались всю первую неделю января.

На святки запрещалось ссориться, сквернословить, упоминать о смерти, совершать предосудительные поступки. Все обязаны были делать друг другу только приятное. Вечер накануне Рождества известен под именем сочельника, или сочевника, соблюдением обряда которого люди как бы приготавливались к самому Рождеству. В этот день было принято поститься до позднего вечера, до появления первой звезды, в память звезды Вифлеемской. И как только на небе загоралась вечерняя заря, семья усаживалась за стол. В сочельник крестники шли навещать своих крёстных отцов и матерей, поздравляли их с праздником, при этом несли им кутью, пироги. Те, в свою очередь, угощали крестников и дарили им деньги.

Сочельник - это праздник скромный, тихий, проходящий за столом, в благовоспитанной беседе и заканчивающийся очень рано.

А наутро начинался совсем другой праздник - шумный и весёлый. Начинали его дети. Они ходили от дома к дому со звездою, вертепом и распевали стихи во славу Христа. Звезда величиною в аршин делалась из бумаги, раскрашивалась красками и освещалась изнутри свечой. Мальчики, которым чаще всего доверялось нести звезду, для важности вертели звездой во все стороны. Вертеп - двухъярусный ящик, в котором деревянные фигуры изображали сценки, связанные с рождением Христа. Нетрудно догадаться, что хождение со звездой - это напоминание о Вифлеемской звезде, славление - пение во славу Христа, а вертеп - театр марионеток.

За своё пение славелыцики получали разные подарки, чаще всего пироги да деньги. Для сбора пирогов один из славелыци- ков косил кузов, а для денег предназначалась тарелка. Около полудня начиналось славление у взрослых. В старину в этом участвовали все сословия.

Святки не обходились без участия ряженых. Игры ряженых - древняя русская скоморошья забава. Ряженые заходили в избы и веселились, как могли: дурачились, разыгрывали целые представления.

Распространённым святочным обрядом было и колядование - отзвук древнего праздника Коляды.

Колядки - особые рождественские песенки. Содержание их было традиционным - славление хозяина, пожелание его семье и дому благополучия и процветания. За коляду полагалось вознаграждение - что-нибудь вкусненькое. Если же хозяин был скуповат и ничего не давал, или давал мало, то рисковал услышать такое пожелание:

«На Новый год осиновый гроб,

Кол на могилу, ободрану кобылу!»

Любимейшее святочное развлечение - гадание. Породило гадание стремление людей как-то предвидеть будущее и даже магически повлиять на него. В языческую пору гадание носило чисто хозяйственный характер - об урожае да приплоде скота, о здоровье родных и близких. Приносили на святки в избу сноп пшеничный или охапку сена и зубами вытаскивали соломинку да травинку. Полный колос предвещал хороший урожай, а длинная травинка - хороший сенокос.

С годами интерес к гаданию сохранила только молодёжь, особенно девушки. Давно забыто всё языческое да магическое, что включал в себя обряд, а из обломков родились праздничные потехи. Но почему хороша для гадания именно эта пора? Народная легенда говорит: «В ночь под Новый год бесчисленные сонмы бесов выходят из преисподней и расхаживают по земле, пугая весь крещёный народ. От неё, от силы нечистой, и можно было вызнать свою судьбу». На святках взрослые девицы ворожили:

Выйдут ли сей год замуж? В глухую ночь, когда крепко спят все домочадцы, гадальщицы, при соблюдении строжайшей тишины, приносят в избу петуха. Если он пойдёт к столу, значит, девушка выйдет замуж, а если петух будет ретироваться из избы, то она останется ещё в девицах.

Девушки тихомолком отправлялись в гусятник и в темноте ловили птицу: если попадет в руки самец, значит девушка выйдет замуж, если самка - останется ещё в девичестве.

Холостой или вдовец? Девушки тайно выходили из дому к тыну или изгороди, и, обхватив её обеими руками, начинали перебирать одной рукой каждую тынину, приговаривая тихо: «Холостой, вдовец, холостой, вдовец». Если тын кончится названием холостого, то, значит, за такого и выйдет девушка.

В какой стороне живёт суженый? «За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали». В какую сторону покажет конец башмака, там и живёт суженый.

Чтобы узнать свою судьбу, «ярый воск топили». По образовавшимся фигурам судили о своем жребии: похоже на церковь- к венчанию, а коль яма или пещера - жди смерти.

Самым распространённым было подблюдное гадание. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После песни блюдо встряхивали, а гадальщица наугад вытаскивала одно из колец. К его хозяйке и относилось содержание этой песни, предсказывающее судьбу.

Самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой. Девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало и ей могло привидеться что-то.

Гадать можно было в течение Святок, то есть до Богоявления, или Крещения. Праздник Крещения, отмечаемый 19 января, один из великих праздников православной церкви. Установлен в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Предтечей.

На пороге весны в деревнях отмечали весёлый праздник - Масленицу . Известна она с языческих времён как праздник проводов зимы и встречи весны. Первоначальным названием Масленицы было «мясопуст». Позже стали называть масленичную неделю «сырной», или просто Масленицей. Название «Масленица» не случайно. В последнюю неделю перед постом не разрешалось есть мясо, но молочные продукты, в том числе масло, которым обильно поливали блины, - главное праздничное блюдо, ещё не были под запретом.

Как всякое событие, связанное с Пасхой - главным событием года христианина, Масленица не имеет точного календарного прикрепления, а является неделей, предшествующей Великому посту.

Каждый день на масленичной неделе имел своё название, за каждым днём были закреплены свои собственные определенные действия, правила поведения, обряды. Понедельник назывался встреча, вторник - заигрыш, среда - лакомка, четверг - разгул, четверок широкий, пятница - тёщины вечёрки, суббота - золовкины посиделки, воскресенье - прощёный день, проводы.

Вся же неделя, помимо официальных названий, в народе именовалась: «Честная, широкая, весёлая, барыня-масленица, госпожа-масленица».

В воскресенье перед масленицей отец молодой жены, взяв с собой угощение (чаще всего пироги), ехал к сватам и просил отпустить зятя с женой к нему в гости. Приглашал также и сватов вместе со всем семейством. Обычно молодые приезжали в пятницу, вся деревня ждала их приезда. Тёще полагалось ухаживать за зятем, она готовила самые лучшие блюда и, конечно, пекла блины. Поэтому именно масленичная пятница и имеет название «тёщиных вечёрок». На следующий день гостей принимала золовка, то есть сестра мужа. Одним из основных действ, связанных с праздником, были встреча и проводы Масленицы. К четвергу «сырной» недели делали куклу из соломы в виде женщины. Наряд для Масленицы либо покупали вскладчину, либо одевали в обноски. Чучело со смехом и прибаутками возили по всей деревне.

Самым распространённым видом проводов было зажигание костров. Вечером в воскресенье масленичное шествие выходило на озимь, где Масленицу сжигали на костре. У масленичного костра собирался весь народ. Звучали песни, прибаутки, шутки. Подбрасывая солому в огонь, повторяли: «Масленица, прощай! А на тот год опять приезжай».

Одним из масленичных обычаев было катание молодожёнов с ледяной горы. На катание молодые приезжали в своих лучших нарядах. Каждый молодой муж обязан был прокатить свою жену с горки. Всё это сопровождалось поцелуями и поклонами. Развеселившаяся молодёжь часто задерживала санки, и тогда супружеская пара должна была откупиться определённым количеством прилюдных поцелуев.

Катание с гор - вообще одно из любимых масленичных развлечений. Катались, начиная с понедельника, не только молодожёны, но и дети. Ледяные горки украшали ёлками, вешали Фонарики, даже ставили по бокам ледяные статуи.

С четверга катание с горок сменялось катанием на лошадях. Катались на тройках с бубенцами, наперегонки и просто так.

Более суровыми развлечениями были кулачные бои. Бились и один на один, и стенка на стенку. Бои проходили на льду замёрзших рек. Велись бои беспощадно, азартно, иногда оканчиваясь увечьями и даже смертью.

Одним из действ масленичной недели было «взятие снежного городка». За неделю до масленицы мальчишки строили из снега городок, придавая ему всевозможный вид. Далее выбирается городничий, обязанный защищать город от нападения Масленицы. Брали города в последний день Масленицы, ставя целью завладеть флагом на городе и самим городничим.

Последний день Масленицы - прощёное воскресенье. В этот день просят прощения не только у живых, но и у мёртвых. Вечером в этот день ходят в баню и очищенными вступают в Великий пост.

Во время Великого поста отмечался праздник Благовещенья. По церковному преданию, в день 7 апреля Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил, что у неё должен родиться чудесным образом зачатый сын. Считается, что в этот день благословляется земля и всё живое на ней. Несмотря на строгий пост, в этот день разрешалось есть рыбу.

Каждую весну христиане всего мира празднуют Пасху, Светлое Воскресение Христово, старейшее и известнейшее из христианских церковных торжеств. Основные пасхальные обряды известны всем: крашение яиц, печение куличей. Для верующего человека Пасха связана ещё и с всенощным бдением, крестным ходом и христосованием. Христосование заключается в обмене поцелуями при произнесении пасхального приветствия: «Христос воскресе!» - «Воистину воскресе!».

Для христианина Пасха - главный и торжественнейший праздник года, праздник воскресения Иисуса Христа, принявшего мученическую смерть на кресте.

Подвижность дня празднования Пасхи приводит к тому, что каждый год изменяется день событий непосредственно связанных с пасхальным циклом, изменяется дата начала Великого поста и Троицы.

Открывают календарь осенние праздники, так как по православному учению именно в первый месяц осени, в сентябре, был сотворен мир и сентябрь считался началом начал. Кроме того, в конце XV столетия начало каждого года стали отсчитывать с 14 сентября, т.е. этот день был праздником Нового года. Однако называли его иначе -"вход лета", где лето означало не время года, а новолетие. Сегодня же с сентября хотя и не начинается календарный год, но это начало учебного года и любимый всеми праздник 1 сентября - День знаний. Совпадение начала учебного года и православного новолетия очень символично и несет глубокий духовный смысл.

ОСЕНЬ


СЕНТЯБРЬ

11 сентября - день Ивана Постного . Считалось, что Иван Постный - осени отец крестный, так как этот день завершает лето.

30 сентября - день Веры, Надежды, Любови и их матери Софии . Этот день был не только днем Ангела женщин, имеющих эти имена. Его называли "вселенскими бабьими именинами" и праздновали иногда целых три дня подряд. Наряду с радостью праздника считалось, что в этот день женщинам обязательно нужно поплакать и попричитать, чтобы приворожить в дом счастье и покой.

ОКТЯБРЬ

27 октября - день Прасковьи-грязнухи , к которой обращались с просьбой избавить от одиночества. обряды этого дня, как и большинство октябрьских обрядов, связаны в основном с семейными делами. Так, в этот день женщины могли узнать о грядущих событиях в семейной жизни.

НОЯБРЬ


ЗИМА


Народный календарь определяет зиму с заморозков, а окончание по капелям, беря за основу явления живой природы. Декабрь в народном представлении - переломное время года, его вершина в дни зимнего солнцестояния, которое разделяло год на темную и светлую половины. Во времена язычества волхвы и чародеи предсказывали в декабре события, ожидающие людей летом. Весь месяц был наполнен чародейством, колдовством, магическими обрядами и всевозможными таинствами.

ДЕКАБРЬ


1 декабря – праздник начала зимы проходил под девизом: «Каков Платон и Роман – такова и зима нам!», праздник народных зимних игр и забав. Празднование продолжалось несколько дней, охватывало

3 декабря – день Прокла («на Прокла всякую нечисть проклинают») и Введенье.


7 декабря – день Екатерины-санницы . Главная примета этого дня – катание на санях, что, по народному поверью, сбрасывало с души все заботы и тяготы. В этот день девушки начинали гадать о суженом, а заканчивали гадания на Святки в январе.

9 декабря – Юрьев день , день Егория Холодного, день покровителя Руси святого Георгия Победоносца – один из основных праздников декабря, отмечавшегося у нас с языческих времен.

Большинству читателей этот день памятен поговоркой: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!», сказанной впервые в 1607 году как реакция на запрет переходить от помещика к помещику, что стало началом крепостного права в России.

13 декабря – день Андрея Первозванного , первого ученика Христа, «русской церкви камня», предсказавшего распространение христианства на русской земле. Как ни странно, но чаще всего это был девичий праздник, посвященный гаданиям и молитвам о хорошем женихе, так как считалось, что в этот день девичья молитва легко достигает неба.

14 декабря – день Наума Грамотника – покровителя учеников, праздник грамоты, праздник посвящения в ученики. Обучение на Руси издавна начиналось осенью в день Кузьмы и Демьяна , а в день Наума Грамотника ученики демонстрировали свои успехи. Учителем чаще всего был дьячок. Обучение происходило в доме родителей ученика. Средствами обучения были букварь и плетка. За свои труды учитель получал угощение и подарки. Согласно древнему обычаю, часто таким подарком был горшок каши, густо усыпанный монетами.

19 декабря – Николин день, Никола зимний. В этот день чествовали стариков и старших в роду, так как культ святого Николая сменил языческий культ Рода – обожествленного первопредка.

22 декабря – день Анны темной или зимней совпадает с днем зимнего солнцестояния по астрономическому календарю.

31 декабря – день окончания студеного месяца , за которым следовал месяц «разгорания солнца». В связи с этим 31 декабря должен был неизменно гореть огонь. Сегодня живой священный огонь этого дня воплотился в современные свечи и огоньки на елках. Считалось, что в этот день нечистая сила справляет свои последние потехи и от нее надо защититься.

Для прогноза следующего года гадали, оставляя в предновогоднюю ночь на крыльце неглубокую чашу с водой. Утром «прогноз» представал застывшей картиной: лёд застыл ровно – спокойный год, лед вздыбился - добрый год, лед застыл волнами – год счастья вперемежку с горем, вымерзла вода лункой – плохой год.

Завершается декабрь встречей Нового года по светскому календарю. По народному Новый год в России начинался с 14 марта, по церковному – с 14 сентября.

ЯНВАРЬ

1 января - день святого христианского мученика Вонифатия – целителя от пьянства и покровителя людей, больных алкоголем. Именно он определил меру потребления вина.

До христианства этот день посвящался памяти могучего богатыря земли русской, былинного героя Ильи Муромца.

Однако прежде всего 1 января – это начало нового года по европейскому календарю. В России этот день впервые стал начинать новый год только по воле Петра I в 1700 г. По народному календарю год начинался 14 марта, а по церковному с 14 сентября. Введение Петром I даты празднования Нового года сопровождалось огромным торжеством, которое ежегодно повторялось. Народ сначала смотрел с удовольствием на потешные забавы, но многие, в том числе и знатные особы, стали роптать, не понимая, как государь мог переменить движение Солнца. В предположении, что Бог сотворил мир в сентябре, недовольные нововведением долго оставались при своем мнении, считая новый год по древнему обычаю.

Слово «год» звучит одинаково в языке русских, богемских и вендских славян и означает «праздник». Год делится на четыре части – зиму, весну, лето и осень. Хотя так было не всегда: наши предки разделяли его только на зиму и лето. Лето заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, последние шесть месяцев составляли зиму. Позже наши предки переняли слово «год» от своих собратьев славян, но не в смысле праздника, а в значении всего годичного времени и лета как его части.

2 января - день Игнатия Богоносца , отмечался как домашний, семейный праздник. В этот день служили молебен и затем во время крестного хода обносили иконы вокруг деревни, чтобы уберечь себя и своё добро от особой нечисти - шуликанов (от древнерусского слова «шуй», что означает «плохой, левый»). С позиций христианства, это маленькие чертенята. Для защиты от них хозяин вечером втыкал в порог топор, а хозяйка – в притолоку серп. Сила острого серпа и топора должна была передаться двери и порогу, чтобы защитить от зла вход в дом.

7 января – Рождество Христово , начало Святок, многодневное празднование которых заканчивалось на Крещение, 19 января.

14 января – Васильев день по народному календарю; по церковному календарю день одного из виднейших отцов церкви Василия Кесарийского. Согласно одной из легенд, он, благословляя людей, случайно благословил поросенка, поэтому в народе этому святому молились о плодородии свиней. Это отразилось и в меню праздничного стола, где традиционно ставили голову поросенка.

Этот день особенно знаменит уникальным событием – вторичным празднованием Нового года, т.е. Новым годом по старому стилю. В ночь с 13 на 14 января – в Васильев (щедрый) вечер – вновь собирали новогодний стол, где особенно примечательным было такое обилие печеного, что празднующие могли не увидеть друг друга за грудой пирогов. Другой приметой этого вечера были последние гадания: девушек – о замужестве, семейных людей – об урожае грядущего года.

19 января – Крещение Господне по церковному календарю, Водокрещи – по народному. В преддверии Крещения, 18 января, отмечали праздник снега и чистоты – Крещенский сочельник. В этот день собирали снег, так как вода из него может исцелить многие болезни. В полночь ходили к проруби за водой, потому что считалось, что в эту ночь открываются небеса и их отражение в воде делает её святой.

Тема святой воды была основной и на Крещенье. Крещенской водой должны были очиститься все, кто принимал участие в гадании, колядовании и играх ряженых. Вплоть до купания в проруби, если грех был серьезным. В этот день охотно крестили детей, так как это могло их сделать счастливыми людьми.

Крещение завершало Святки, но открывало свадебный сезон, продолжавшийся весь февраль до празднования Масленицы.

25 января – Татьянин день , или бабий кнут, т.е. угол у печи. Свое название этот день получил в честь святой мученицы Татьяны (Татианы), дочери знатного римского сановника и тайного христианина, арестованной из-за ее отказа принести жертвы языческим идолам. Зверские мучения, которым подвергали Татьяну, или не причиняли ей вреда, или за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные ее стойкостью, палачи сами обратились к христианству и приняли крещение в собственной крови. Удивительная и трагическая история, но известная немногим.

Для большинства из нас Татьянин день – это праздник московских студентов, так как в 1755 г. Императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. С тех пор не только у московских, но и у всех студентов России появился свой праздник.

ФЕВРАЛЬ



15 февраля – Сретение , граница между зимой и летом. В этот день все душевные силы и молитвы русского человека были направлены на приманивание весны и солнца. Если в результате просьб солнце появлялось, значит весна откликнулась, первая встреча с ней состоялась. В ином случае впереди всех ждали суровые власьевские морозы.

24 февраля – Власьев день , а в языческие времена – день Велеса, бога богатства, скота и хозяина зверей. В этот день со всей деревни скот сгоняли к церкви и освящали его крещенской водой. Однако еще и в полночь женщины выходили с метлой и кочергой и трижды «опахивали» деревню. При этом одна из них била в сковородку, остальные размахивали метлами и кочергами в честь Велеса, помогая ему отогнать смерть от скота.


Совершая праздничные обряды весной, наши предки глубоко верили, что помогают солнцу разогреться в полную силу и победить холод.

МАРТ

1 марта - Ярило с вилами. В этот день начинается борьба тепла с холодом, и Ярило "поднимает зиму на вилы". Ярило представляли юным мужчиной, пылким влюбленным женихом. иногда, желая подчеркнуть его юность и красоту, Ярилой наряжали девушку. Её сажали на белого коня, надевали на голову венок из полевых цветов, давали в левую руку колосья, а в правую символ смерти - изображение черепа. В другом случае Ярилу, как правило, на ярмарке, представлял юноша с набеленным и нарумяненным лицом в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами. Естественно, живые цветы были частью украшения костюма или головы Ярилы во время праздников в его честь лишь в конце апреля. А первого марта зажигали костры, так называемые "Ярилины огни", на возвышенных местах - на "Ярилиной плеши". На следующий день 2 марта было продолжение Ярилиных игр. Обязательный обряд - "утучнение снега", в процессе которого снег боронился, особенно там, где он покрывался темным слоем.

6 марта - Тимофей-весновей символизирует отчетливое веяние весны. Наблюдая за природными явлениями в этот день можно предугадать, какая весна будет в этом году. С этого дня остерегались злых духов, способных вызвать болезнь. Ведь слабость и болезни, усиливаемые постом и промозглой погодой, способствовали укреплению веры в нечистую силу и вызывали желание обойти её стороной.

10 марта - Тарасий-кумоха. Слово "кумоха" в древнерусском языке означает одну из нечистых сил - лихорадку. Весення лихорадка скрывала за собой не менее 12 демонов - болезней, которых представляли в виде страшных старух. Прогнать их можно было талой мартовской водой, весельем и трудом, прогулками по целебному мартовскому воздуху.

12 марта - день Прокопа. Прокоп окончательно рушит зимний наст и прокалывает дорогу.

13 марта - день Василия-капельника. В этот день собирали в лесу целебные ветки сосны, заваривали сосновые почки и вдыхали пар, так как он считался целебным.

АПРЕЛЬ

Народные праздники на Руси. Старшая группа

Программное содержание:

Образовательные задачи: Знакомить детей с традиционными русскими народными праздниками, развивать понимание их названий. Учить делиться впечатлениями с окружающими, используя художественные средства выразительности.

Развивающие задачи: Развивать познавательную активность, мышление, память, внимание. Развивать речь детей, совершенствовать навыки связного высказывания.

Воспитательные задачи: Прививать любовь и интерес к традициям и обычаям русского народа, приобщая к истокам духовной культуры. Всесторонне развивать личность ребенка, формировать его духовный мир.

Словарная работа: предки, обычай, колядки, благая весть.

Используемый материал: Иллюстрации с изображением праздничных гуляний на Рождество, Масленицу, Пасху; русских народных костюмов. Открытки, календарь народных праздников. Картины русских художников: И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица». Аудиозапись «Звон колоколов».

Ход занятия:

Беседа о русских народных праздниках.

Воспитатель: Ребята, вы любите праздники? Почему? Какие вы знаете праздники?

Молодцы, вы знаете много праздников, которые известны со времен наших предков. А кто такие предки?

Наши предки – русские люди – всегда почитали праздники, но праздновали их иначе, не как мы, современные люди. А хотите узнать как?

Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое.

Вы спросите, как? Садитесь на ковер-самолет, закрывайте глаза, мы отправляемся в путешествие во времени.

(Дети рассаживаются на коврике, закрывают глаза, звучит музыка).

Воспитатель: Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на лужайках, на улицах, в поле. Под музыку балалайки, гармошки водили хороводы, пели, плясали, затевали игры.

Люди наряжались в самые лучшие праздничные одежды (показывает иллюстрации) , по особенному готовили праздничное угощение. Нищим, бедным дарили подарки, бесплатно кормили, повсюду был слышен праздничный звон колоколов. Послушайте звон колоколов. (Звучит запись звона колоколов).

Все праздники на Руси разделялись на великие, средние и малые.

Сейчас вы узнаете какие народные праздники были самыми великими и любимыми на Руси?

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Рождество.

Воспитатель: Как вы думаете, какой праздник изображен на этих иллюстрациях? (Ответы детей).

Правильно - это Рождество. Один из самых известных и любимых праздников.

А почему этот праздник так называется? (Ответы детей).

В этот день празднуют День рождения Иисуса Христа. Кто из вас знает, как праздновали Рождество на Руси? Какими обычаями, обрядами отмечали этот праздник? (Ответы детей)

Первый обычай – ходили люди со звездой по домам, славили рождение Иисуса Христа. А еще был обычай в эти Святые вечера переодеваться. Приходили ряженые в костюмах животных: коз, медведей, коней. Рядились и нечистой силой: чертом, Бабой Ягой, кикиморой. (Рассматривание иллюстраций)

На Рождество люди колядовали. А что такое колядки? (Ответы детей)

Колядки – это песни, в которых славят хозяев дома, желают им хорошего урожая, богатства, добра. А вы знаете колядки? Давайте вспомним их.

Пение колядок.

Коляда, коляда На кануне Рождества. Коляда пришла, Рождество принесла.

Пришла коляда

Накануне Рождества Дайте коровку, Маслену головку! Дай Бог тому, Кто в этом дому.

Воспитатель: Хозяева одаривали колядников печеньем, конфетами, деньгами.

(Рассматривание сюжетных картинок).

Ребята, а вы на Рождество колядовали? Расскажите нам. (Рассказы детей).

Рассматривание иллюстраций с изображением праздничных гуляний на Масленицу и репродукций картин художников - И.Сурикова «Взятие снежного городка» и Н.Кустодиева «Масленица».

Воспитатель: Ребята, а теперь подойдите сюда и посмотрите на эти картины. Как вы думаете, что за праздник изображен на них? (Ответы детей).

Правильно, Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его в конце зимы, и празднуют целую неделю. Все веселятся и радуются, что прошла зима и наступает весна.

Как называли Масленицу? Какие слова ей говорили? (Ответы детей)

Масленицу называли широкой, веселой; душа ль ты моя Масленица; сахарные твои уста, сладкая твоя речь; приезжай ко мне в гости на широк двор – на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться.

Едет Масленица дорогая Наша гостьюшка годовая На саночках расписных На конях вороных).

Что было принято на Масленицу? (Ответы детей).

Было принято делать чучело, наряжать его в девичий наряд и возить по улицам, а потом ставить там, где начиналось веселье).

Как веселились русские люди на Масленицу? (Ответы детей)

Гуляли целую неделю; в игры играли, плясали и обязательно пекли блины.

А почему блины были обязательным лакомством на Масленицу? (Ответы детей) Верно, круглая форма и золотистый цвет считались символом солнца; его ждали с нетерпением после долгой зимы.

В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения; чучело, сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями.

А в какие игры играли на Масленицу? (Ответы детей)

Русские народные игры интересные, веселые – «Заря-заряница», «Лапта», «Гори, гори ясно!»

Давайте и мы с вами поиграем.

Физкультминутка.

Подвижная игра «Гори, гори ясно!»

Выставка пасхальных яиц.

Воспитатель: Отшумела Масленица. И начинался на Руси Великий пост. Люди начинали готовиться к самому великому и любимому празднику.

Может, вы подскажете, как он называется? (Ответы детей)

Правильно, Пасха – ее называли Праздником Праздников и Торжеством из Торжеств. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. Его отмечали целую неделю.

Послушайте стихотворение Майкова А. «Христос воскрес!»

Христос воскрес! Повсюду благовест гудит, Из всех церквей народ валит, Заря глядит уже с небес…

Благовест, то есть благая весть. В Пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только маленькие дети да глубокие старики. Около церквей зажигались костры, цветные фонарики.

Вернувшись из церкви ранним утром, люди целовались – христосовались – и обменивались крашеными яйцами. Красное яйцо – символ Пасхи.

Подойдите, посмотрите на выставку яиц. Эти яйца сделаны из фарфора, дерева, стекла, глины, их шили и расписывали бисером. В кондитерских продавались шоколадные яйца и сахарные.

Яиц надо было много изготовить – для подарков родным и близким.

Вот и мы с вами на Пасху будем расписывать яйца.

А сейчас пора возвращаться назад – в будущее. Садитесь на наш ковер-самолет, закрывайте глаза и послушайте волшебную музыку. (Звучит музыка)

Вот мы и вернулись в настоящее и нас ждут предпраздничные хлопоты. Хлопоты радостные. Мы с вами готовимся к любимому празднику всех детей, к Новому году, а потом будем праздновать Рождество.

Конспект занятия на тему «Традиции россиян.

Русские народные праздники».

Программное содержание: Воспитывать интерес к отечественной культуре, к обычаям и традициям русского народа, развивать понимание названий праздников и их смысл. Расширять кругозор детей, развивать их речь.

Ход занятия:

Ребята, мы с вами родились и живем в России. Наша страна – Россия - очень богата мудрыми традициями и красивыми обычаями. Наши предки, т. е. русские люди, которые жили в давние времена, свято чтили праздники, строго соблюдали обычаи и обряды, связанные с ними. А еще они очень любили и у мели веселиться.

Ребята, а вы любите праздники?

А почему?

Какие праздники вы знаете?

Кто такие наши предки?

Наши предки всегда почитали праздники, но праздновали их не совсем так, как сейчас. А хотите узнать, как? Ну тогда давайте отравимся на экскурсию в прошлое. Садитесь на ковер, закрывайте глаза и мы отправляемся в путешествие.

(Звучит музыка).

А теперь открывайте глаза и слушайте. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, а продолжались на улице, в поле, на лужайках. Под музыку, а то и без нее, водили хороводы, пели, плясали, затевали веселые игры. Люди наряжались в самые лучшие, праздничные одежды. Готовили вкусные угощения. Нищим и бедным людям дарили подарки, бесплатно кормили. Повсюду был слышен праздничный звон колоколов

С чего начинались праздничные дни на Руси?

Чем занимались люди в праздничные дни?

Как старались одеться люди?

Какое угощение готовили? Какие добрые дела старались сделать?

Самым великим и любимым праздником была Пасха. Этот праздник всегда отмечался торжественно и весело. И праздновали его целую неделю. Послушайте стихотворение, об этом празднике, которое написал поэт А. Майков.

Христос воскрес!

Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит,

Заря глядит уже с небес…

Христос воскрес! Христос воскрес!

Благовест – благая весть! В пасхальную ночь в церковь шли все, дома оставались только старики, да маленькие дети. Во время Пасхальной службы

Всегда читается поучение Иоанна Златоуста, там есть такие слова: «Пусть богатые и бедные радуются друг с другом. Прилежные и ленивые пусть веселятся. Пусть никто не плачет, потому что Бог дал людям прощение.»

О каком празднике я вам рассказала?

В честь чего праздновали этот праздник?

Что такое благовест?

На Руси отмечали много красивых праздников. Ребята. Сегодня вы узнали немного об одном из них, но скоро я расскажу вам о многих других.

Конспект занятия на тему «Куклы из бабушкиного сундука».

Программное содержание:

Воспитывать интерес к народному творчеству: дать представление о тряпичной кукле, познакомить с историей куклы-самоделки;

Развивать фантазию, вкус, творческое воображение;

Постепенно подводить детей к осмыслению понятия «народная игрушка»;

Знакомить с элементарными приемами рукоделия.

Ход занятия.

1. Воспитатель: - Давайте отправимся в путешествие в прошлое. Вспомним,

в гостях у каких кукол мы уже бывали? /Ответы детей/. А сегодня встретимся с новыми друзьями. /Читает/.

Как у дедушки Петра

Нет ни печки, ни шеста.

Одна липова доска,

Ой, да, лебеда,

Одна липова доска.

Воспитатель: О чем эта песня? /о старинной кукле-полене/.

Какую куклу наши предки придумали позже? /Соломенную/. Прошло ещё много лет и люди придумали тряпичную куклу. В иных домах их до ста штук накапливалось. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети. Но лишь мальчики начинали носить брюки, а девочки юбки (в старину это было в 7-8 лет), игры у детей строго разделялись. Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Такая «безликая» кукла выполняла роль оберега. Оберег – это как волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей. Так как кукла «безликая» - вещь неодушевленная, а значит недоступная для вселения в нее злых сил. Когда родители уходили в поле на работу, мама помещала такую куклу-оберег в колыбель к ребенку, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. Куколки были разного цвета, что развивало зрение малыша.

2. Физкультминутка «Мячики летают, ладошки помогают» (Приложение).

3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

Каждый кто скажет, из какого материала сделана игрушка, выйдет на ковер. /Игрушки из дерева, из стекла, глины, из пластмассы и т. д./

Последнюю игрушку достает воспитатель, делая вид, что из «чудесного мешочка».

Из какого материала сделана эта кукла? /Она сделана из ткани./

Она тряпичная. /Дети повторяют/. Её название – кукла-пеленашка.

Вам нравится эта кукла? Хотите, я научу вас делать такую?

4. Этапы выполнения работы: фото 10, 11.

1) Нарезаются квадратные куски хлопчатобумажной ткани размером

15х15 см.

2) Кусок ткани складывается пополам и сворачивается в валик.

3) Валик перетягивается жгутом красного цвета.

4) Выделяется голова.

5) Надевается яркий платок размером 8х8 см.

5. Самостоятельная работа детей.

Дети объединяются парами.

6. Итог занятия.

Воспитатель: - Ребята, покажите ваших кукол? Как они называются? /Куклы-пеленашки/.

А как по-другому мы можем назвать наших кукол? /Куклы-обереги, тряпичные куклы, народные куклы/.

У наших кукол нет глаз, рта, носа. Они какие? /Безликие/.

Мне очень понравились ваши куклы. У вас они получились очень славные. А что вам понравилось больше всего в нашем путешествии? /Ответы детей/.

7. Игра с тряпичными куклами-пеленашками «Дочки-матери».

Конспект занятия на тему «Игра не пустая забава»

Цель: Активизировать познавательную деятельность детей, используя историю быта и традиций, обрядов русского народа.

Задачи: - воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

    развивать интерес к истории своего народа;

    совершенствовать в соревновательной форме навыки выполнения основных видов движений;

    формировать навыки управления своей деятельностью;

Ход занятия:

Ведущая: Здравствуйте ребята!

Пришла я к вам издалека.

Я бабушка – Cказительница, да ключей хранительница.

Ключей не простых, от волшебного сундучка,

В нем сказки, были, да небылицы живут.

Открывает сундук. Достает из сундука иллюстрации и картинки обрядовых праздников на Руси. Рассказ:

«Одной из характерных черт обрядовых игр является продолжение жизни, бессмертие человеческого рода, призыв к счастью, благополучию, долголетию, богатому урожаю, хорошему приплоду скота.

Жизнь человека всегда была неотделима от жизни природы. Наиболее любимыми играми были и, наверное, и сейчас остаются: «Коршун», «У медведя во бору», «Волк в лесу».

Давайте и мы поиграем с вами в игру «У медведя во бору».

Считалка: Катилось яблоко

Мимо сада,

Мимо сада.

Кто поднимет,

Тот и выйдет.

Проводится игра, а затем Сказительница продолжает свой рассказ:

«Обряд – это, прежде всего передача культуры народа. Обряд требует соблюдения определенного ритуала. В сельской местности в настоящее время говорят «играть свадьбу», «играть крестины», «играть проводы», «играть песни» и т. д.

Слово «играть» в Тамбовских говорах выступает в значении «веселиться», «шутить», «баловаться». И мы с вами поиграем в игру «Бояре». В эту игру играли на свадьбах.»

Дети делятся на две команды (мальчики и девочки)

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, вы зачем пришли?

Молодые, вы зачем пришли?

Бояре, мы невесту выбирать,

Молодые, мы невесту выбирать.

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила.

Молодые, нам вот эта мила. (Указывают)

(После этого один из бояр-гостей разбегается и «врезается» в цель между боярами-хозяевами, пытаясь ее «разбить». Если это удалось, то он забирает с собой кого-то из тех, чьи руки удалось ему расцепить. Теперь хозяевами становятся гости. Игра продолжается до тех пор, пока в одной цепи есть хотя бы два человека).

Сказительница – На праздниках мужчины любили помериться силой богатырскою.

    Игра «Перетягивание каната»

    «Петушиный бой»

Сказительница – Не один праздник на Руси не обходился без хоровода.

Как у наших у ворот

Собирается народ.

Собирается народ

На веселый хоровод.

Сказительница – Хоровод обозначает движение по кругу, цепью, восьмерками или другими фигурами с песнями, а иногда со сценическим действием. Русские хороводы бывают праздничные и обычные, сельские и городские, дневные и вечерние. Они распределяются по временам года, свободным дням жизни. Эти обряды, дошедшие из глубины столетий, являются одним из средств, при помощи которых древний человек хотел разбудить мать-природу, ускорить приход весны.

Водили хороводы либо за деревней в поле, либо на свободном месте, а иногда просто на деревенской улице. И мы поиграем в хороводную игру

«Ручеек».

Сказительница – Держа друг друга за руки, мы должны оставаться всегда дружными не только в игре, но и в жизни.

Но какой праздник без русской карусели?

Игра «Карусели»

Сказительница – Мы сегодня с вами поиграли,

И много нового узнали.

А теперь вам домашнее задание. Спросите у своих родителей, в какие игры они играли в детстве и атрибуты к этим играм положите в волшебный сундучок, и мы с вами в них поиграем.

А мне пора прощаться,

До свиданья говорить.

Конспект занятия на тему «Эти мудрые русские сказки».

Программное содержание: Воспитывать любовь к родному языку, к родной земле, чувство гордости за свой народ; воспитывать доброту, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие, бережное отношение к природе. Учить использовать в речи пословицы и поговорки, драматизировать отрывки из сказок.

Ход занятия:

Воспитатель – Ребята, вы любите сказки?

Да.

Я знаю, что сказки вам читают мамы и папы, рассказывают бабушки и дедушки, сказочные герои обращаются к вам с экранов телевизоров. Многие из сказок, особенно любимые, вы знаете почти наизусть и все таки, готовы слушать снова и снова. Давайте подумаем вместе, чем же нас притягивают сказки? За что мы их так любим? (Ответы детей). Сказка, ребята, это особый прекрасный мир, где может произойти любое чудо, где действуют добрые сила и силы зла, где героев подстерегают разные опасности, им приходится преодолевать трудности, но неизменно добро побеждает зло, на помощь слабым и беззащитным приходит сильный и смелый герой, а такие качества человека как доброта, трудолюбие, терпение – вознаграждаются.

И так, как говорится, это была присказка, а сказка ждет вас впереди. Рассаживайтесь рядком да поговорим с вами ладком.

Расскажу я вам историю, которая произошла с одним моим знакомым мальчиком, по имени Ваня. С раннего детства все его очень любили, нежили, баловали, старались выполнить любое желание и не заметили… как он превратился в злого ленивого мальчика. Ничего не стоило Ване обидеть девочку, дернуть за хвост соседскую кошку, бросить камень в пробегающую собаку, сломать дерево.

Однажды, перебегая улицу, он толкнул старушку и даже не попросил у нее прощения, не заметил он и того, что старушка проводила его долгим задумчивым взглядом и что-то прошептала. А это, ребята, была не простая старушка, а волшебница. Она решила наказать плохого мальчика и превратила его в Ивашку – грязную мордашку.

Из красивого ухоженного мальчика он превратился в страшного уродца. Прохожие на него оглядывались, дети смеялись, друзья… просто не узнавали. Никакие советы умных докторов не помогали ему.

Такая вот грустная история. А вот и сам Ивашка.

Здравствуйте, ребята!

Здравствуй, Ивашка!

Ребята, а не могли бы вы помочь моему горю?

Воспитатель – Ох, Ивашка, хоть ты и заслужил такое наказание, мы попробуем помочь тебе, потому что надеемся, что ты исправишься. Ну что ребята, поможем Ивашке?

Поможем!

Воспитатель – В соседнем лесу за большим болотом, на опушке, живет Баба-Яга. Она-то уж точно, что-нибудь посоветует. Только дорого к ней очень трудная. Одному никак не пройти. Придется нам, ребята, проводить Ивашку. Вы согласны?

Да!

(Дорога с препятствиями: мостик, кустарник, кочки, тропинка под деревьями).

(Подошли к избушке).

Воспитатель – Посмотрите, ребята, избушка стоит, точь-в-точь как в сказке, к нам задам, к лесу передом. Ивашка, а ты помнишь, какие слова нужно сказать, чтобы избушка к нам повернулась?

Нет, забыл.

Воспитатель – Ребята, а вы знаете? Давайте все вместе скажем: «Избушка-избушка, стань к лесу задом, а к нам передом».

(Появляется Баба-Яга, нюхает).

Человеческим духом пахнет. А, это ты, Ивашка, пожаловал?

Бабушка-Яга, что мне делать? Помоги моему горю.

И не рассказывай, знаю я твою историю, видела в волшебном зеркале все твои проделки.

Я больше не буду, никогда не буду!

Дети – Помоги ему бабушка, подскажи, как от уродства избавится.

Баба-яга – Ну ладно, так и быть, раз уж вы так за него просите – помогу. Но сначала отгадайте мои загадки.

    В каких сказках живет Баба-Яга? («Гуси-лебеди», «Терешечка», «Лягушка царевна»).

    Какие волшебные предметы помогают людям в сказках? (Волшебное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, клубочек, колечко, гребешок).

Баба-яга – А что это вы так за него переживаете, все помочь хотите?

Воспитатель – А мы, Баба-Яга, всегда стараемся помочь тому, кто попал в беду.

Баба-яга – Ну, так и быть, уговорили. Дам я тебе, Ивашка, волшебный клубок. Он поведет тебя в страну сказок. Только туда ты пойдешь один. И так же, как дети помогли тебе, поможешь тому, кто будет нуждаться в твоей помощи. Но помни, что хорошие дела под силу только человеку с добрым и смелым сердцем.

Воспитатель – Ну что ж, Ивашка, ты иди, а мы будем ждать твоего возвращения.

До свидания, ребята!

До свидания, Ивашка, доброго тебе пути!

Конспект занятия на тему «Русская матрешка» .

Программное содержание:

    воспитывать интерес к народному творчеству; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки; познакомить с историей русской матрешки;

    развивать навыки симметричного вырезания силуэта матрешки из листа, сложенного пополам, с предварительно нарисованным контуром;

    развивать навыки вырезания одинаковых элементов аппликации из бумаги, сложенной вдвое, втрое;

    развивать чувство цвета и композиции при построении узора, размещении его на предложенной форме.

Материалы для занятия: разные матрешки, иллюстрации с их изображением; белая и цветная бумага, гофрированная бумага, клей, кисточки, клеенки, салфетки, фломастеры.

Ход занятия.

I. Загадка: Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка... (Матрешка)

II. Рассматривание матрешек и рассказ.

Первых матрешек сделали более ста лет назад. Деревянная матрешка была похожа на простую деревянную девочку. В большой семье кукол одна меньше другой. Прошло много лет, а матрешка остается по- прежнему любимой игрушкой детей.

Раньше матрешек вырезали из дерева вручную, затем обмазывали слоем глины и покрывали льняным маслом. После того как матрешку хорошо просушивали, мастер наносил узор на игрушку: одних «одевали» в сарафаны, других- в зимнюю одежду, третьих в узорчатые платки. Каждой кукле рисовали свое лицо, поэтому каждая матрешка имеет разное его выражение: одна улыбается, а другая грустит. И каждая из них держит что- нибудь в руках: букет цветов, расписной платочек и т. д.

Хороши матрешки. Ни в одной другой стране мира не делают таких игрушек, поэтому матрешка- символ России, всего русского. 111 .Физкультминутка «Мельница» . (Приложение 1) Г/.Последовательность выполнения работы.

    вырезать матрешку по контуру;

    выбрать способ выполнения аппликации: украсить сарафан вырезанными из цветной бумаги узорами; использовать способ обрывания; гофрированную бумагу;

Дорисовать лицо матрешки. V. Анализ работ.

VI.Итог занятия. Чтение книги С. Маршака «Матрешки»

Ребенок и окружающий мир

Народные праздники на Руси: Масленица

Старшая группа

Воспитатели
Могильницкая Н.П. , Оленева И.В.

В современных православных семьях довольно часто празднуют масленичную неделю. Знаем ли мы, что это за неделя и как рассказать об этом празднике ребенку.

Словарь : Масленица, праздник, неделя, блины, солнце, весна

Историческая справка для любознательных родителей

В церковных книгах последняя неделя перед началом Великого поста называлась сырною . В это время можно было питаться рыбою, маслом, молоком, яйцами, сыром. Эта неделя была названа Масленицей . Праздник был веселым, удалым - одним из самых любимых в народе.

Каждый день масленицы имеет свое название:

понедельник - "встреча",
вторник - "заигрыш",
среда - "перелом",
четверг - "широкий",
пятница - "Тещины вечера",
суббота - "проводы",
воскресенье - "прощеный день".

Накануне первого дня масленицы хозяйки начинали печь блины. Этот обычай берет свое начало с язычных времен: в то время наши предки-славяне отмечали приход весны, и традиционный блин был не просто куском зажаренного теста, а символом солнца красного.

Женщины выходили к воде и просили месяц: "Месяц, месяц, золотые твои рожки, выглянь в окошко, подуй на опару". Блины пеклись из гречневой или пшеничной муки на масле, молоке и яйцах. К блинам подавались икра, сметана. Напекали блинов горы, так как съедалось их неимоверное количество. "Блин не клин, живота не раcколет", - говорилось в народе.

Во вторник, на "заигрыш", приглашались девицы и парни - покататься со снежных гор, поесть блинов. Всем было очень весело. В среду теща приглашала на блины зятя. С четверга начиналось настоящее масленичное гуляние, недаром этот день назывался "широким". Люди развлекались в балаганах, на ледяных горках, катались на качелях. Устраивались кулачные бои, шумные застолья.

Парни строили ледяные крепости с воротами, внутри помещалась "стража". Потом конные и пешие "атаковали" крепость: пешие лезли по ледяным стенкам, а конные пытались ворваться через ворота. А стража крепости оборонялась метлами. После окончания боя победители и побежденные вместе шли пировать.

По улицам на санях возили соломенное чучело, которое олицетворяло зиму. В воскресенье его сжигали. В пятницу, "на тещины вечера", наступала очередь зятьев угощать своих тещ и оказывать им всевозможные почести. В субботу, на "проводы", все родственники собирались вместе за столом. Проводы масленицы, "прощеное воскресенье", сопровождались разными обрядами: и сжиганием соломенного чучела, которое олицетворяло зло, и катанием на разукрашенных лентами санях, и песнями.

В "прощеное воскресенье" было принято просить друг прощения за масленичный разгул и излишества, за грехи перед родными и близкими - подготовиться к Великому Посту.

Современному малышу, несомненно, будет интересно узнать о таком интересном празднике, а тем более поучаствовать в его праздновании в кругу семьи.

Практически все элементы празднования масленицы можно повторить в современной семье. В первую очередь, следует уделить внимание родственникам - можно навестить бабушек и дедушек, дядей и тетей, а также пригласить их к себе на блины. Прекрасный повод пообщаться.

Конечно, вместе с ребенком печем блины - и тонкие кружевные, и толстые дрожжевые, подаем их с вареньем, сметаной, творогом сладким и творогом с зеленью, с икрой, с рыбой - с соленой красной, с селедкой, смешанной с брынзой и зеленью. Не забывайте, что участие ребенка обязательно. Он, действительно, может помочь - подать тарелочки, кастрюльки; насыпать муку; помешать тесто; намазать блины маслом, посыпать их сахаром. А сколько впечатлений?! Тем более Вы, уважаемые родители, должны помнить, что для ребенка это не просто "техническая работа", а в полном смысле слова развитие и обучение.

На масленичной неделе обязательно найдите время всей семьей, а может быть и вместе с друзьями покататься с горки, покататься на лошадках или пони. А еще ничего, кроме погоды, не может помешать собрать друзей с детьми и построить снежную крепость. Особенно здорово, когда это будут делать еще и папы.

День прощеного воскресенья - очень не простой по своей сути день. Но этот день может оставить много незабываемых впечатлений и сплотить Вашу семью. Вы можете вместе с ребенком вспомнить неприятные моменты общения, выразить свои чувства по этому поводу и попросить друг у друга прощения. Маленькие дети часто не понимают смысла такого обычая, но с удовольствием исполняют его.

Существует много пословиц о Масленице, вместе с ребенком Вы можете попытаться понять их смысл:

Не житье, а Масленица.
На горках покататься, в блинах поваляться.
Масленица семь дней гуляет.
Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить.
Не все коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица объедуха, деньгами приберуха.
Блины брюха не портят.
Это Масленица идет, блин да мед несет.
Без блинов - не Масленица.
Блин не клин, брюха не расколет.
Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Помните, каждую пословицу необходимо объяснить ребенку, ведь это народное творчество и многие слова будут непонятны ребенку.

Юлия Воронянская

Тема :

«Народные праздники на Руси »

Здоровье сберегающие технологии :

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Технологии эстетической направленности

Подвижные и спортивные игры

Технологии музыкального воздействия

Образовательные области :

Социально-коммуникативное развитие,

Познавательное развитие,

Речевое развитие,

Художественно-эстетическое развитие

Цель :

Приобщение детей к традиционной культуре, создание условий для формирования интереса к традициям, обычаям родного народа .

Задачи :

Образовательные

Познакомить детей с традициями празднования Дня Покрова Пресвятой Богородицы, Рождества, Масленицы, Ивана Купала, с народными приметами , обрядами.

Развивающие

Развивать память, мышление, воссоздающее воображение (умение мысленно представить себе времена и условия жизни общества в древней Руси ,интерес к народной культуре , потребность в получении информации.

Формирование навыков общения с культурным наследием.

Воспитательные

Воспитание нравственных качеств, любви к родному краю, народному искусству , к народным играм .

Предварительная работа :

изучение наизусть колядок, стихов о народных праздниках , пословиц,частушек, народных примет .

Возраст : дети подготовительной группы 5-6 лет

Материалы и оборудование :

свеча,звезда,соломенное чучело,зеленое покрывало,календарь,подарки колядующим.

1. Организазационный момент.

Воспитатель :

Здравствуйте,гости дорогие. Рады видеть Вас у себя в гостях.

"Для дорогого гостя и ворота настеж".

Дети входят (по 3 чел) под рус. нар. мелодию. Выстраиваются полукругом.

Воспитатель : Ребята сегодня к нам пришло много гостей,а давайте с ними поздороваемся,как в древности с поклоном.

2. Вступительное слово.

Воспитатель : Наши предки любили и умели веселиться. Русские люди любили и любят праздники . Любили угостить гостей сытно и вкусно. Говорили : «Угощайтесь, чем Бог послал» , «Не красна изба углами, а красна пирогами» ,

Пели песни, плясали. А вы, ребята, любите праздники ? А почему? А какие вы знаете праздники ?

Дети : Да. Праздники волшебные и веселые . Новый год, Рождество, Пасха…

Воспитатель : Молодцы, вы знаете много праздников , которые известны со времен наших предков. Как вы думаете, кто такие предки?

Дети : Предки – это те люди, которые жили до нас.

Воспитатель : Наши предки – русские люди,они жили на Руси – всегда почитали праздники , но праздновали их иначе , не как мы, современные люди. А хотите узнать, как?

Дети : Да.

Воспитатель : Тогда давайте отправимся с вами на экскурсию в прошлое. Вы спросите, как? На волшебных санях. Садитесь,отправляемся назад в прошлое. Поехали! (Музыка)

На ИД зима на Руси .

3. Беседа о Рождестве.

И вот ребята мы с Вами и с нашими гостями оказались в Древней Руси . Русские люди всегда умели хорошо работать и хорошо веселится. Много разных праздников у них было и делились они на великие, средние и малые. Одни отмечались ежегодно и в одни и те же дни, другие – ежегодно, но в разные числа месяца. Среди этих праздников народ выделял самые великие и любимые. А чтобы мы в них не запутались,создадим свой календарь древних праздников .

Воспитатель : Скажите,а с какого времени года у нас сейчас начинается год (Зимы) .Правильно. И наши предки год начинали зимой. И самый любимый и известный праздник зимы это Рождество .

А почему этот праздник так называется ? (Ответы детей) .

(Выключается верхний свет, зажигаются свечи, звучит тихая музыка. Горит свеча. .)

Воспитатель : Рождество - это религиозный праздник . Само слово Рождество говорит о том, что кто - то родился. Рождение ребенка – это всегда благая весть. По библейской легенде 7 января у Пресвятой Девы Марии в городе Вифлееме родился Иисус Христос – Сын Божий.

Весть о рождении Иисуса разнесли небесные ангелы. На небе появилась Вифлеемская звезда. Рождество - праздник верующих в Христа . Это ожидание счастья, мира, домашнего тепла и семейного согласия.

А вы знаете другие традиции этого праздника ? (ответы детей)

Воспитатель : Правильно, это подарки близким и друзьям; открытки, сладости, сувениры.

Воспитатель : Наши дедушки и бабушки очень любят этот праздник - Рождество Христово. Называют его еще зимние святки. Святки - это от слова «святой» . В этот праздник славили , хвалили, прославляли Христа, Новый год, будущий урожай. Парни и девушки рядились в животных : козу, медведя, в нечистую силу : Бабу-Ягу, кикимору и др. Группами они ходили по домам , поздравляли с праздником , желали наилучшего специальными песенками - колядками.

4. Восприятие фольклора.

Воспитатель :(Стук в дверь. Дети подготовительной группы поют коляки ).

Воспитатель : Колядующие непременно получают что-то съедобное : сладости, орехи и особые обрядовые печенья, их называли козули – их обязательно готовили в каждом доме на этот случай. Эти фигурки из теста надо съесть тут же, загадав желание.

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали зимой ? Как его праздновали ?

Вот как весело праздновали . Рождество. Давайте отметим на нашем календаре зимний праздник Рождество .

Воспитатель : А какое время года наступает после зимы (Весна)

5. Беседа о Масленице.

Кто знает какой праздник праздновали в конце зимы и в начале весны (Масленица)

Масленицу называли широкой, веселой. (Просмотр презентации)

Масленица - праздник проводов зимы и встречи весны. Масленица названа так потому, что русские люди до Поста ели коровье масло, на котором жарились блины, оладьи, лепешки. А блин похож на солнце. Солнце-символ окончания зимы. С чем их только не ели : с маслом, с медом. Праздновали Масленицу 7 дней . Все дни, всю неделю люди веселились, смеялись, пели песни, гуляли, ходили в гости. В последний день недели, в воскресенье люди друг у друга просили прощения. А чучело, сделанное из соломы (Показ чучела) выносили на улицу и сжигали – так расставались со всем плохим, со всеми бедами, трудностями. Во время сжигания чучела люди пели песни,веселились.

А вы любите веселится?

Тогда давайте сыграем в русскую народную игру "Гори,гори ясно"

Количество игроков : четное

Дополнительно : нет

Играющие выстраиваются парами друг за другом - в колонку. Игроки берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота» . Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Горящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят :

Дин-дон, дин-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое играющих, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат :

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих . Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий» ,то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит» . А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали весой ? Как его праздновали ?

Воспитатель :А на календаре отметим еще один народный праздник "Масленицу"

Воспитатель : Становится теплее и мы с Вами выходим из саней на зеленую полянку. После весны наступило какое время года (Лето)

7. Рассказ о празднике "Ивана-Купала"

Воспитатель :Летом наши предки почетали праздник Ивана-Купала . (Просмотр презентации) Купала- древнейший праздник благодарения солнца , зрелости лета и зеленого покоса. Название праздника "Иван Купала" пошло от слов - погружать в воду.

Поэтому в этот день обливают друг друга водой, купаются в реке,разводят костры,поют песни,гадают,водит хороводы.

8. Хоровод. Вот и мы с Вами станем в хоровод.

Хоровод «Ивана Купала» "Капуста

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали летом ? Как его праздновали ?

Воспитатель : Продолжаем составлять наш календарь народных праздников . Лето-Ивана Купала.

Воспитатель. После лета наступает осень.

9. Рассказ об осенних праздниках .

Осенью на Руси отмечали праздник Покрова Пресвятой Богородицы,14 октября. Это очень почитаемый праздник на Руси . Ведь Богородицу считают покровительницей земли русской, нашей заступницей и помощницей. В народе этот день считали встречей осени с зимой. Назвали этот праздник Покрова от слова "Покрывать",потому что в этот период земля покрывалась с первым снегом, как покрывалом. Примерно с этих дней начинали топить в избах, скот больше не выгоняли на пастбище, завершали все полевые и огородные работы, начинали работать пряхи и ткачихи.

На Руси праздник Покрова издавна связывали с началом зимы и посвящали ему поговорки : «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается» , «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»

С 14 октября начинались осенние покровские ярмарки, веселые, обильные, яркие. Здесь можно было увидеть все, чем земля отблагодарила людей за тяжелый труд. Шла бойкая торговля овощами, фруктами, хлебом, медом и другими товарами. Свое мастерство показывали народные умельцы

На Покров в деревнях до утра играла гармошка, а парни и девушки ходили гурьбой по улице и распевали веселые разудалые частушки.

10. Частушки.

Наши дети тоже с удовольствием их поют. (Частушки)

Воспитатель : Итак,ребята, какой праздник на Руси праздновали осенью ? Как его праздновали ?

Воспитатель :Вот и завершается наш календарь. Осенью- праздник Покрова . И нам пора прощаться. А календарь праздников мы обязательно будем пополнять новыми праздниками , с которыми дальше будем знакомится на занятиях . Досвидания.

Список литературы.

Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : Программа. Учебно – методическое пособие. –

2 – е изд., перераб. Т доп. – СПб.: Детство – Пресс, 2002.

Карпенко М. Т. Сборник загадок. М.: Просвещение, 2986.




У наших предков, живших в давние времена на Руси, праздники являлись важной частью как семейной, так и общественной жизни. Многие века русский народ чтил и свято хранил свои традиции, передававшиеся от отца к сыну в каждом поколении.

Повседневная жизнь обычного русского человека в те времена была непростой и посвящена тяжелому добыванию хлеба насущного, поэтому праздники были для него особенным событием, неким священным днем, когда происходило слияние жизни всей общины с их сакральными ценностями, духами предков и их заветами.

Традиционные русские праздники предполагали полный запрет на выполнение любой повседневной деятельности (косьбы, пахоты, колки дров, шитья, ткачества, уборки т.д.). На время праздника все люди должны были одеваться в праздничные одежды, радоваться и веселиться, вести только радостные, приятные разговоры, за невыполнение этих правил полагался денежный штраф или даже наказание в виде битья плетями.

Каждое время года играло в жизни русского человека свою определенную роль. Зимний период, свободный от работ на земле, особенно славился своими гуляниями, шумными забавами и игрищами.

Основные русские праздники на Руси:

Зима

7 января (25 декабря) русский православный народ отмечал Рождество. Этот праздник, посвященный рождению Божьего сына Иисуса Христа в Вифлееме, заканчивает рождественский пост, который длится на протяжении 40 дней. В его преддверии люди готовились прийти к нему чистыми душой и телом: мыли и убирали свое жилище, ходили в баню, одевали чистые праздничные одежды, помогали бедным и нуждающимся, раздавали милостыню. 6 января в Рождественский Сочельник за большим праздничным столом, на котором обязательным первым блюдом была ритуальная каша кутья или сочиво, собиралась вся семья. К ужину приступали после появления первой звезды, кушали, молча и торжественно. После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями.

Святки (Святочная неделя)

Праздничные дни у древних славян, а затем перешедшие и в церковное празднование, дни святок, начинаются от первой звезды в канун Рождества и до праздника Крещения, освящения воды ("от звезды и до воды"). Первая неделя Святок получила название Святочной недели, связана со славянской мифологией, связанной с поворотом зимы на лето, солнца становится больше, тьмы меньше. В эту неделю вечерами, называемыми святыми вечерами, святость зачастую нарушалась мифологическими обрядами гаданием, что не приветствовалось церковью, а днём, наряженные в одежды с флагами и музыкальными инструментами кудесники, ходили по улицам, заходили в дома и потешали народ.

19 января праздновалось православное Крещение, посвященное таинству крещения Иисуса Христа в реке Иордани, в этот день во всех церквях и храмах совершалось Великое водоосвящение, вся вода в водоемах и колодцах считалась святой и обладала уникальными, лечебными свойствами. Наши предки считали, что свяченая вода не может испортиться и хранили её в красном углу под иконами, и верили что это лучшее лекарство от всех недугов как телесных, так и духовных. На реках, озерах и других водоемах делали на льду специальную прорубь в виде креста под названием иордань, купание в которой считалось богоугодным и целебным занятием, избавлявшим от хворей и всяческих напастей на целый год.

В самом конце зимы, когда по поверьям наших предков Весна-красна с помощью тепла и света прогоняла стужу и холод, наступал праздник Масленицы, известный своим раздольным веселием, который длился на протяжении целой недели в преддверии Великого поста. В это время было принято печь блины, которые считались символом солнца, ходить к друг другу в гости, веселиться и наряжаться, кататься с горок на санках, а в заключительное Прощеное Воскресенье палить и хоронить чучело-символ побежденной зимы.

Весна

В этот праздник Входа Господня в Иерусалим, хоть и в православии не имеет предпразднства, так как следом начинается Страстная седмица, верущие приносят в церковь ветки вербы (в славянских ими заменяли пальмовые ветви), которые на утрене после всенощного бдения окрапляют святой водой. Затем православные украшают в домах освященными вербами иконы.

Самым большим праздником всего христианского народа на Руси считалась Святая Пасха, в этот день почиталось воскрешение Иисуса Христа и его переход от смерти на Земле к жизни на небесах. Люди убирали и украшали свои дома, одевали праздничные одежды, обязательно посещали пасхальное богослужение в церквях и храмах, ходили в гости, угощая друг друга пасхальными крашеными яйцами и куличами, после Великого Поста. Встречаясь люди говорили «Христос Воскрес!», в ответ нужно говорить «Воистину воскрес!» и троекратно целоваться.

Первое воскресенье после Пасхи называлось Красная Горка или Фомин день (от имени апостола Фомы, не верившего в воскресение Христа), она являлась символом прихода весны и долгожданного тепла. На этот праздник народные гуляния начинались еще ночью и продолжались целый день, молодежь водила хороводы, каталась на качелях, молодые парни встречались и знакомились с девушками. Накрывали праздничные столы с обильным угощением: жареной яичницей, караваями в виде солнца.

Лето

Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Этот праздник имеет этническое происхождение и глубокие языческие корни. В это день жгут большие костры, прыгают через них, символизируя очищение тела и духа от греховных мыслей и поступков, водят хороводы, плетут красивые венки из цветов и луговых трав, пускают их по течению и гадают по ним на своего суженого.

Один из почитаемых с древних времен народный праздник, к которому приурочено много верований, примет и запретов. В канун праздника в четверг и пятницу пекли обрядовое печенье и прекращали полевые работы. А в сам Ильин день строго запрещалось проводить любую хозяйскую работу, считалось это не принесет результата. Проводилась "братчина", приглашали на общую трапезу всех жителей ближайших селений, а после угощения заканчивались народными гуляньями с песнями и плясками. И главное, Ильин день считается границей лета и осени, когда вода становится холодной, вечера прохладными, а на деревьях появляются первые признаки осенней позолоты.

В середине последнего летнего месяца, а именно 14 (1) августа, православные христиане отмечали праздник Медового Спаса (спас от слова спаситель), которым почитали смерть семи мучеников Маккавеев, принявших мученическую смерть за свою христианскую веру от древнего сирийского царя Антиоха. Дома посыпались семенами мака, защищавшими их от нечистой силы, первые соты меда, собранные в этот день, когда пчелы прекращали собирать нектар, относились в храм для освящения. Это день символизировал прощание с летом, после которого дни становилась короче, ночи длиннее, а погода более прохладной.

19 (6) августа наступал Яблочный спас или Праздник Преображения Господня, у наших предков он был одним из самых первых праздников урожая, символизировавшим начало осени и увядание природы. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Накрывались праздничные столы, начинали есть виноград и груши.

Последний, Третий Спас (Хлебный или Ореховый) отмечался 29 (16) августа, в этот день заканчивалась уборочная страда и хозяйки могли спечь хлеб из нового урожая зерна. В церквях освящали праздничные караваи, также туда приносили орехи, которые как раз поспевали в это время. Заканчивая жатву, земледельцы обязательно вязали последний «именинный сноп».

Осень

Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. Праздник посвящен событию, произошедшему в 10 веке в Константинополе, когда город был осажден сарацинами, и горожане приносили молитвы о помощи Святой Богородице в храмах и церквях. Пресвятая Дева Мария услышали их просьбы и, сняв покрывало с головы, укрыла их от врагов и спасла город. В это время полностью заканчивались уборочные работы, начиналась подготовка к зиме, заканчивались хороводы и гуляния, начинались посиделки с рукоделием, песнопениями и беседами. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств. Брак на Покрова считался в особенности счастливым, богатым и долговечным.

Загрузка...
Top