Развитие речи подготовительная группа. Гербова В

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Гербова В.В. В пособии, выпущенном к программе «От рождения до школы» и соответствующем ФГОС, представлена система работы по развитию речи у детей 6–7 лет. Книга адресована широкому кругу работников дошкольного… - Мозаика-Синтез, Речевое развитие. Методические пособия 2018
    110 бумажная книга
    В. В. Гербова Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой… - Мозаика-Синтез, (формат: 70x100/16, 112 стр.) Библиотека программы `От рождения до школы` 2014
    142 бумажная книга

    117 бумажная книга
    Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. 6-7 лет. ФГОС Настоящее пособие издано в рамках учебно-методического комплекта к примерной общеобразовательной программе дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой… - (формат: 70x100/16, 112 стр.)
    122 бумажная книга

    См. также в других словарях:

      Издательство «МОЗАИКА СИНТЕЗ» российское издательство, специализирующееся на развивающей литературе для детей дошкольного возраста. На книжном рынке работает с 1993 года. Содержание 1 Описание 1.1 Участник выставок … Википедия

      Органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Понятие «С. и.» подразумевает создание качественно нового художественного… … Большая советская энциклопедия

      Николай Евгеньевич Веракса … Википедия

    муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    города Ростова-на-Дону «Детский сад № 175»

    (МБДОУ)

    Рабочая программа по развитию речи

    Для детей 6-7 лет

    (подготовительная группа)

    «Развитие речи в детском саду»

    (в рамках УМК основной образовательной

    программы «От рождения до школы»)

    Киселева О.А..

    Голевцова Ю.А.

    2015-2016 гг.

    Пояснительная записка

    Речевое развитие в подготовительной группе включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Направленность программы – речевое развитие детей.

    Основные задачи по развитию речи:

    Совершенствовать речь как средство общения;

    Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения;

    Побуждать детей интересоваться смыслом слова;

    Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки одного языка;

    Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении;

    Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками;

    Развивать умение составлять рассказы из личного опыта.

    Объем программы составляет 72 (академических) часа, включая диагностические занятия. Занятия проводятся 2 раз неделю по 30 минут.

    Образовательная деятельность по речевому развитию с детьми подготовительной группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине непосредственно образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

    Формы реализации:

    Система работы включает:

    НОД (занятия)

    Беседы,

    Наблюдения,

    Игровые занятия,

    Экскурсии,

    Проблемно-игровые ситуации ,

    Викторины, сочинение загадок и сказок,

    - рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

    Условия реализации:

    Средства развития коммуникации:

    общение взрослых и детей; культурная языковая среда; обучение родной речи на занятиях; художественная литература; изобразительное искусство, музыка, театр.

    Методы развития речи и коммуникации:

    Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:

    Наглядные, словесные, практические.

    Наблюдение в природе,

    Экскурсии

    Чтение и рассказывание художественных произведений

    Дидактические игры

    Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):

    Рассматривание игрушек и картин,

    Рассказывание по игрушкам и картинам

    Заучивание наизусть

    Игры-драматизации

    Пересказ

    Инсценировки

    Обобщающая беседа

    Дидактические упражнения

    Рассказывание без опоры на наглядный материал

    Пластические этюды

    Хороводные игры

    Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров.

    Центры оснащены развивающими материалами:

    Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

    Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии, образно-символический материал и т.д.

    Наборы картинок, репродукций, букв, речевые домино и др. дидактические игры, направленные на развитие речи детей.

    Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативы ребенка. Для этого созданы следующие условия:

    условия для свободного выбора деятельности;

    условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;

    не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;

    создание разных пространств предъявления детских продуктов:

    Легко сменяемые стенды и демонстрационные столы, полки, на которых ребенок может поместить свою работу

    Презентации или иные формы собрания группы или её части, на которых дети- по желанию- рассказывают о своем опыте или иным способом представляют продукты собственной деятельности.

    Праздники или иные события, как демонстрация детских продуктов.

    Детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

    В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, нормативные проекты – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию и коммуникацию детей.

    Самостоятельная деятельность детей;

    Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе диагностики учителей логопедов.

    Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD -проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

    Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, совместные проекты, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

    Предполагаемый результат :

      Высказывать желание послушать определенное литературное произведение.

      С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

      Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

      С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.

      Отвечать на вопросы «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз»..

    Участвовать в коллективном разговоре; задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.

    Быть доброжелательным собеседником, говорить спокойно, не повышая голоса.

    В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.

    Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

    Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

    Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения, составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

    Содержание программы.

    Вид и тема

    Кол-во часов

    Примечание

    Подготовишки

    Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и почему, выяснить, хотят ли они стать учениками. Помогать детям правильно строить высказывания.

    Для чего нужны стихи?

    Побеседовать с детьми о том, зачем люди сочиняют, читают и декламируют стихи. Выяснить, помнят ли дети программные стихотворения

    Октябрь

    Активизировать речь детей

    Звуковая культура речи. Подготовка детей к обучению грамоте.

    Совершенствовать слуховое внимание и восприятие детей. Определять количество и порядок в предложении.

    Вот такая история!

    Помогать детям составлять рассказы из личного опыта

    На лесной поляне

    Развивать воображение и творческие способности детей, активизировать их речь

    Ноябрь

    Осенние мотивы.

    Учить детей рассматривать рисунки в книгах, объяснять, почему понравилась та или иная иллюстрация.

    Звуковая культура речи. Работа над предложением.

    Совершенствовать фонетическое восприятие, умение определять количество и последовательность слов в предложении. Продолжать работу над смысловой стороной слова.

    Активизировать речьдетей, совершенствовать фонематическое восприятие речи.

    Подводный мир.

    Совершенствовать диалогическую речь детей, умение составлять рассказы на заданную тему

    Декабрь

    Лексические игры.

    Обогащать и активизировать речь детей.

    Работа с иллюстрированными изданиями сказок.

    Приучать детей с интересом рассматривать рисунки в книгах. Активизировать речь детей

    Звуковая культура речи.

    Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова.

    Тяпа и Топ сварили компот.

    Совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

    Лексические игры и упражнения

    Активизировать словарь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

    Январь

    Новогодние встречи!

    Совершенствовать умение детей составлять рассказы из личного опыта. Активизировать речь дошкольников

    Творческие рассказы детей.

    Активизировать фантазию и речь детей.

    Лексические гиры и упражнения.

    Активизировать словарный запас детей

    Февраль

    Звуковая культура речи.

    Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие; учить детей делить слова с открытыми слогами на части.

    Работа по сюжетной картине.

    Совершенствовать умение детей озаглавливать картину, составлять план рассказа. Активизировать речь детей

    Лексические игры и упражнения.

    Обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.

    Занятие проводится по выбору воспитателя .

    Март

    Звуковая культура речи.

    Подготовка детей к обучению грамоте.

    Совершенствовать фонематическое восприятие. Формировать умение делить слова на части.

    Заучивание стихотворения П. Соловьевой «Ночь и день»

    Познакомить детей со стихотворением П. Соловьевой «Ночь и день»; упражнять в выразительном чтении стихотворения.

    Лексические игры и упражнения.

    Активизировать речь детей, учить их импровизировать

    Лохматые и крылатые.

    Продолжить учить детей составлять интересные и логичные рассказы о животных .

    Лексико-грамматические упражнения

    Воспитывать чуткость к слову, активизировать и обогащать словарь, помогать правильно употреблять сложноподчиненные предложения

    Апрель

    Рассказы по картинкам.

    Продолжать совершенствовать умение детей составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием.

    Звуковая культура речи.

    Подготовка к обучению грамоте.

    Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие, умение детей делить слова на части. Упражнять детей определять последовательность звуков в словах.

    Пересказ сказки «лиса и козел»

    Совершенствовать умение детей пересказывать сказку «в лицах».

    Повторение

    Повторение пройденного материала.

    Май

    Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте.

    Совершенствовать фонематическое восприятие. Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

    Лексико-грамматические упражнения.

    Активизировать речь детей.

    Пересказ рассказа Э. Шима «очень вредная крапива».

    Продолжать совершенствовать умение пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения.

    Повторение.

    Повторение материала (по выбору педагога)

    Дидактическое обеспечение

    Наглядно-дидактические пособия:

    - « Мир в картинках »

    - « Играем в сказку »

    - « Рассказы по картинкам »

    - Портреты авторов

    Список методической литературы:

    УМК Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

      В.В Гербова «Занятие по развитию речи в детском саду».

    Валентина Викторовна Гербова

    Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации. Для работы с детьми 2–7 лет

    Библиотека «Программы воспитания и обучения в детском саду»

    Под общей редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой


    Программа «Развитие речи в детском саду» печатается по тексту книги «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

    Предисловие

    Настоящее издание является частью методического комплекта к «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2006), которая в соответствии с современными задачами дошкольного образования предусматривает всестороннее развитие ребенка на основе его возрастных возможностей и индивидуальных способностей.

    Ведущие цели «Программы» – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, развитие психических и физических качеств, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, к школе.

    К «Программе» подготовлены краткие «Методические рекомендации» (М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005; М.: Мозаика-Синтез, 2006), раскрывающие особенности организации и методики работы по всем основным разделам воспитания, обучения и развития ребенка в детском саду на разных возрастных этапах дошкольного детства.

    Более подробные методические руководства к «Программе» содержатся в базовых методических пособиях: Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б. «Дети раннего возраста в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез), Комарова Т. С., Куцакова Л. В., Павлова Л. Ю. «Трудовое воспитание в детском саду» (М.: Мозаика-Синтез) и др.

    Пособие «Развитие речи в детском саду» продолжает серию изданий данного учебно-методического комплекта. Книга включает программу и методические рекомендации по развитию речи у детей 2–7 лет.

    Программа

    Серьезное внимание в контексте решения задач умственного воспитания и общего развития ребенка уделяется работе по обучению устной речи.

    Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты.

    На занятиях по развитию речи и вне их, в процессе ознакомления с окружающим миром, природой, а также во время чтения произведений художественной литературы воспитатель подводит детей к пониманию того, что слова обозначают предметы и явления этого мира и имеют определенное значение, что для точного выражения мыслей нужно подбирать наиболее подходящие по смыслу слова.

    Подготовка детей к овладению устной речью начинается с первой группы раннего возраста. В программе этой группы основными задачами являются: развитие гуления и лепета, способствующие развитию артикуляционного аппарата, слухового сосредоточения, голосовых реакций, накопление пассивного словаря и формирование умения повторять за воспитателем некоторые простейшие слова.

    В программе второй группы раннего возраста, когда речь ребенка становится средством общения со взрослыми и сверстниками, предусмотрено формирование правильного звукопроизношения, начальных форм связной речи.

    В первой и второй младших группах педагоги создают условия для обогащения и активизации словаря, использования детьми в устной речи несложных предложений.

    Программа средней группы нацелена на освоение детьми правильного произношения всех звуков родной речи, формирование навыков пересказывания и составления небольших рассказов.

    В старшей группе особое место занимают совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи.

    В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты. Воспитатель подводит детей к звуковому анализу слов, учит делить слова на слоги, составлять из слогов слова, из слов – предложения, дает первые представления о слове, предложении (без грамматического определения их).

    Во всех возрастных группах проводятся упражнения на развитие диалогической речи, формирование культуры речевого общения. Воспитатель развивает самостоятельную активную речь ребенка, поощряет желание говорить, общаться с другими людьми.

    Усовершенствованный вариант программы включает новую рубрику «Развивающая речевая среда». Ее основная цель – определение особенностей организации развивающей речевой среды во всех группах детского сада, а также содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребенка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми более младшего и старшего возраста.

    В национальных дошкольных образовательных учреждениях, где работа ведется на родном языке, детей с первой группы раннего возраста обучают устной родной речи по программе, разработанной в республике, крае, области, а со средней и старшей групп – русской разговорной речи.

    В тех дошкольных образовательных учреждениях, где работа с детьми нерусской национальности ведется на русском языке, со старшей группы вводится обучение родному языку по образовательным программам, разработанным в регионах.

    Первая младшая группа (от двух до трех лет)

    Развивающая речевая среда

    Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые позволят им общаться со сверстниками и взрослыми посредством речи («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне…», «Предупреди Митю… Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»).

    Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки, предметы (матрешка из трех-пяти вкладышей, заводная игрушка, шкатулка с фантиками от конфет) в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и с воспитателем.

    Доступно и эмоционально рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных фактах и событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных).

    Приучать детей внимательно слушать и слышать рассказ воспитателя.

    Формирование словаря

    На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

    Учить детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

    Обогащать словарь детей:

    Существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок) , одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама) , транспортных средств (автомашина, автобус) , овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

    Глаголами, обозначающими трудовые действия (пылесосить, стирать, гладить, лечить, поливать) , действия, противоположные по значению (открывать – закрывать, снимать – надевать, брать – класть) , действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять) , их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться) ;

    Прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий) ;

    Наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко) .

    Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.

    Звуковая культура речи

    Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

    Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

    Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?») .

    Грамматический строй речи

    Учить правильно употреблять существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под) . Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?») .

    Гербова
    Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий
    От автора

    Успешная реализация программных задач зависит от ряда факторов и, прежде всего, от уклада жизни
    дошкольного учреждения, той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной,
    продуманной развивающей среды.
    Эффективность воспитания и обучения достигается путем кропотливого труда педагогов,
    непосредственно работающих с детьми, и всех сотрудников дошкольного учреждения, общающихся с
    дошкольниками в течение дня.
    Система работы по обучению детей родному языку, ознакомлению их с художественной литературой
    представлена в работах В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к
    художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).
    Пособие «Занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе детского сада», написанное в
    рамках «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В.
    Гербовой, Т.С. Комаровой, дополняет рекомендации по важнейшему направлению педагогической
    деятельности – целенаправленному и планомерному обучению дошкольников. Практическое
    назначение книги – дать воспитателям примерные ориентиры по планированию занятий (определение
    тем и целей обучения, способов их реализации).
    Особенности развития речи старших дошкольников

    На занятиях по развитию речи детей седьмого года жизни учат понимать объяснения педагога и
    отражать в речи знания природоведческого, исторического, математического характера; выделять
    существенные признаки предметов, доступные пониманию дошкольников; сравнивать предметы между
    собой, указывая на отличительные и сходные признаки; выделять причину простейших явлений;
    группировать предметы, имеющие общие признаки.
    Производить сравнение, анализ, обобщение, объяснять связи между явлениями ребенок сможет лишь
    в том случае, если он умеет использовать в речи не только простые, но и сложные грамматические
    конструкции, имеет достаточно богатый активный словарь.

    Словарная работа
    В методике развития речи дошкольников выделяют три основные задачи словарной работы:
    обогащение, уточнение и активизация словаря детей. Решение этих задач в старшем дошкольном
    возрасте по сравнению с предшествующими возрастными группами имеет ряд особенностей.
    Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых
    формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка
    представления об окружающем.
    Хотя в старшем дошкольном возрасте словарь детей достаточно богат и разнообразен, существует
    значительная разница между общепринятым значением слов и сложившимися у ребенка
    представлениями. Эта «семантическая микросистема» (определение А. Леонтьева) имеет тенденцию к
    постоянному расширению и уточнению. Но это возможно лишь при условии систематической помощи
    детям со стороны взрослых.
    В этом возрасте детей знакомят с многозначностью слов. Без помощи взрослого они не могут понять
    это явление. Очень своеобразно, например, дети понимают слово грамота: «Грамота есть книга, а в ней
    всякая разная азбука».
    В работах К. Чуковского, Л. Пантелеева, В.Филатова описаны примеры того, как дети самостоятельно
    образуют производные слова, например: показательный палец, ныряльная шапка (резиновая шапка
    для купания), дождь рассилился (идет сильнее). Вместе с тем образование и понимание родственных
    слов в старшем дошкольном возрасте осуществляются с трудом.
    Иногда дошкольники заменяют прилагательные другими частями речи. Умение детей употреблять
    прилагательные во многом зависит от того, насколько часто эта работа проводится на занятиях.
    В ходе словарной работы на занятиях и в процессе общения в быту дети встречаются с явлением
    синонимии, когда слова, разные по звучанию, имеют одинаковое или близкое значение. Поскольку
    синонимы позволяют с разных сторон охарактеризовать одни и те же предметы, важно приучать детей
    замечать разнообразие слов, подбирать наиболее подходящие в каждом конкретном случае.
    Средством выразительности речи являются также антонимы – слова, имеющие противоположное
    значение. Антонимы привлекают старших дошкольников, и они часто неосознанно используют их.
    Работа с антонимами способствует развитию мышления, пространственных, временных представлений,
    умению сравнивать. При этом следует помнить, что пары контрастных слов должны быть соотносимы
    (то есть обозначать какой-либо один признак, например, размер или пространственные отношения и
    т. п.). Развитию умения дошкольников подбирать антонимы способствуют упражнения, в которых
    нужно закончить фразу, сравнив два признака: «Этот карандаш длинный, а этот…, Эта лента широкая, а
    эта…, Эта полка висит на стене высоко, а эта…» С этой целью используются и игры-упражнения, в
    которых воспитатель или ребенок называет слово, а партнер произносит слово с противоположным
    значением: зима – лето, справа – слева, ближе – дальше, мягкий – твердый, широкий – узкий и т. п.
    Овладение словарем – это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное
    употребление. Только в этом случае можно говорить о богатстве словаря ребенка. Поэтому активизация
    словаря является особой задачей педагогической работы с детьми.
    В активный словарь входит прежде всего общеупотребительная лексика. Но он должен обогащаться и
    образными выражениями, которые дети используют при пересказе, в играх-драматизациях и т. д.

    Одним из основных путей обогащения и активизации словаря прилагательными и наречиями,
    которых мало в речи дошкольников, должно стать знакомство с произведениями художественной
    литературы. Детям старшего дошкольного возраста понятны в основном те из них, для которых
    характерны динамичность развертывания сюжета, завершенность действий и поступков героев.
    Без использования приемов, связанных с разбором художественных деталей произведения,
    уточняющих и закрепляющих те или иные слова, многие определения могут и не стать достоянием
    активного словаря ребенка. При этом, естественно, не следует забывать о том, что, в отличие от
    объяснительного чтения в школе, основная задача чтения художественных произведений в детском
    саду – понимание детьми текста в целом.

    Грамматический строй речи
    С целью уточнения и активизации речи детей в старшем дошкольном возрасте используются
    специальные лексико-грамматические игры и упражнения, которые направлены на формирование
    следующих умений:
    правильно употреблять несклоняемые существительные;
    правильно употреблять существительные во множественном числе родительного падежа;
    согласовывать слова в предложении в роде и числе;
    образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок.
    В ходе бытовой и игровой деятельности у детей не возникает необходимость использовать сложные
    формы предложений. Дошкольникам трудно заимствовать их и из художественных произведений.
    Поэтому воспитатель должен проводить соответствующую работу, направленную на формирование у
    детей умения строить разнообразные (как простые, так и сложные) предложения. Своими вопросами
    (почему? когда?), предположениями (что сделать, чтобы… если…) педагог побуждает детей давать
    развернутые ответы, употреблять сложноподчиненные предложения.

    Звуковая культура речи
    В старшей группе у детей было сформировано умение различать на слух те или иные звуки в словах,
    определять позицию звука в слове. У детей седьмого года жизни совершенствуется слуховое внимание и
    фонематическое восприятие. В этом возрасте они уже должны четко произносить все звуки родного
    языка. В подготовительной к школе группе у детей формируют новое и достаточно сложное умение –
    определять звук, изменивший значение слова (мак – рак, кит – кот).
    С целью развития слухового внимания детям предлагают упражнения, в которых они должны
    вспомнить слова, начинающиеся на определенный слог, а затем вслед за педагогом проговорить еще
    10-12 слов, которые воспитатель зачитывает из словаря. Потом дошкольники пытаются объяснить, что
    обозначают эти слова.
    Слух дошкольников совершенствуется и в ходе выполнения упражнений на подбор рифмы к
    стихотворным строчкам.
    В подготовительной группе с целью развития у детей звукопроизношения широко используются
    скороговорки. Как справедливо отмечает З. Савкова: «Скороговорки – этот удивительный жанр
    фольклора, создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений
    речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка».
    Однако, как правило, этим роль скороговорок не ограничивается. Они с большим успехом могут быть
    использованы для развития разных сторон звучащей речи: для преодоления вялости и
    малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшают подвижность мышц языка, губ, нижней
    челюсти), закрепления правильного произношения звуков, выработки отчетливой и ясной речи
    (дикции).

    Связная речь
    В ходе работы с детьми седьмого года жизни решаются следующие задачи по развитию связной речи:
    развивать умение интересно, связно, последовательно описывать простые случаи из своей жизни;
    учить соблюдать логику развития сюжета;
    совершенствовать умение понимать и передавать в речи некоторые связи между наблюдаемыми
    явлениями, делать выводы;
    учить давать оценку явлениям и поступкам, о которых рассказывают сверстники, мотивированно
    оценивать поведение персонажей;
    учить говорить не торопясь, достаточно громко, без напряжения; развивать интонационную
    выразительность речи.
    Развивать связную речь – логически последовательное и грамматически правильное изложение
    мыслей, точно и образно передающее содержание, – задача не из легких.
    Дети подготовительной к школе группы должны самостоятельно составлять рассказ по картинкам с
    последовательно развивающимся действием, употреблять в речи сложносочиненные и
    сложноподчиненные предложения, пользоваться прямой речью, обращениями.
    Рассказы детей не всегда интересны по содержанию, логичны, образны. Часто они состоят из
    нераспространенных назывных предложений. В рассказах детей встречается много повторов, личных
    местоимений («он сказал», «они пошли»). Нередко дети неправильно пользуются прямой речью,
    употребляют союзы и предлоги, неточно используют глаголы в косвенной речи.

    Подготовка детей к обучению грамоте

    Программа подготовки к обучению грамоте предполагает формирование у детей представлений о
    слове и предложении.
    Обучая дошкольников делить предложения на слова, воспитатель предлагает им сосчитать слова в
    предложении (без союзов и предлогов) и любым способом сообщить результат (хлопки в ладоши, отсчет
    фишек, показ карточек из математического набора с нужным числом геометрических фигур и т. д.).
    Далее педагог просит детей назвать слова в порядке их расположения в предложении. Для того чтобы
    дети выполняли это задание с удовольствием и в достаточно быстром темпе, воспитатель «раздает» им
    слова, например: «Весна – Оле, пришла– Диме» и т. д. Если дошкольники назвали слова не в том
    порядке, педагог «раздает» слова другим детям.
    В подготовительной к школе группе детей учат слоговому и звуковому анализу слов. (Многие дети
    путают звуки и слоги.) В этом отношении неоценимую помощь оказывает упражнение «Я – вам, вы –
    мне», в котором сначала педагог просит детей сосчитать и назвать части того или иного слова, а затем
    выполняет задание, сформулированное ребенком. («Валентина Викторовна, сосчитайте и назовите
    части в моем слове».) То, что ребенок в своем обращении к воспитателю вынужден оперировать
    терминами часть слова, звук, способствует усвоению этих понятий.
    Для анализа воспитатель предлагает детям двухсложные и трехсложные слова с открытыми слогами;
    просит назвать звуки в словах, состоящих из трех-четырех звуков.

    Приобщение детей к художественной литературе
    Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» – за способность детей
    проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство некоторых
    детей в поиске понравившейся книги.
    В перечень произведений для чтения в подготовительной к школе группе входят (как и во всех
    предыдущих группах) фольклор народов мира, произведения поэтов и писателей России, зарубежная
    проза и поэзия.
    Русская народная поэзия представлена более сложными песенками, в том числе календарными
    обрядами (коляда, Масленица), прибаутками, небылицами, пословицами, скороговорками, считалками,
    загадками.
    Среди русских народных сказок есть малоизвестные педагогам произведения («Белая уточка», из
    сбор. А. Афанасьева; «Сынко-Филип-ко», пересказ Е. Поленовой; «Чудесное яблочко», обраб. Л.
    Елисеевой и др.). Рекомендуется знакомить детей с былинами: «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
    запись А. Гильфердинга (отрывок); «Добрыня и змей», пересказ Н. Колпаковой; «Садко», запись П.
    Рыбникова (отрывок).
    В программный список поэтических произведений вошли стихотворения А. Пушкина, А. Блока, М.
    Волошина, А. Ремизова, П. Соловьевой и других поэтов.
    Рекомендованы литературные сказки отечественных (П. Ершов, А. Ремизов, К. Ушинский, К.
    Паустовский и др.) и зарубежных (А. Линдгрен, Б. Поттер, С. Тонелиус и др.) авторов. В список
    включены повести и рассказы, которые, как свидетельствуют наши наблюдения, пришлись по душе
    именно детям 6–7 лет (А. Куприн, «Слон»; Н. Телешов, «Уха» (в сокращении); К. Коровин, «Белка»;
    рассказы Ю. Коваля и т. д.).
    Приобщая детей к художественной литературе, следует учитывать ряд моментов, связанных с
    особенностями возраста:
    устойчивый интерес детей к книгам, рассчитанным на длительное чтение;
    наличие способности к эстетическому восприятию художественного произведения;
    заметное возрастание интереса к поэтическому слову;
    умение некоторых детей читать самостоятельно.
    Методика работы с этой возрастной группой мало отличается от методики работы с детьми 5–6 лет.
    Правда, педагоги, беседуя с дошкольниками по содержанию художественных произведений,
    предусматривают более сложные, чем раньше, вопросы и одобряют более продуманные,
    аргументированные ответы.
    Библиотека группы должна комплектоваться при участии детей; вместе с ними нужно решить, какие
    книги можно передать в методический кабинет, подарить детям средней группы. Процедура передачи
    книг доставляет много радости и той и другой стороне.
    В книжном уголке должны быть любимые детьми книги (например, сказки А. Пушкина, Г.Х.
    Андерсена, Д. Мамина-Сибиряка и др.), а также словари, хрестоматии, детские энциклопедии,
    например, из серии «Я познаю мир», то есть книги, к которым часто обращается воспитатель. Дети тоже
    имеют право брать их в любой момент.
    В подготовительной к школе группе периодически организуются выставки книг. Их тематика самая
    разнообразная: авторская книга, например сказки А. Пушкина; книги, оформленные известным детям
    художником, например В. Чижиковым; разные издания одной и той же сказки, иллюстрированные
    разными художниками; русские народные сказки; сборники стихотворений о природе; книги с
    веселыми историями и др. Тематика выставок определяется наличием книг в дошкольном учреждении.
    Кроме того, интересующую детей книгу можно взять (заказать) в библиотеке (при этом дошкольников
    знакомят с работой библиотеки и библиотекарем).
    Прививая интерес к рассматриванию книг, не нужно забывать о том, что в подготовительной к школе
    группе многие дети пытаются читать. Рассматривая книгу, они стремятся получить иную, чем раньше,
    информацию: стараются прочитать название книги и подписи под рисунками; убедившись, что книга
    имеет оглавление, пробуют выяснить, есть ли в ней то или иное произведение и на какой странице его

    Можно найти. Это требует от ребенка усилий, а от воспитателя – своевременной помощи. С помощью
    педагога дошкольники продолжают учиться целенаправленно рассматривать иллюстрированные книги
    (единый стиль оформления: форзацы, орнаменты, рисунки).
    Литературный багаж у детей различен. Дошкольники шестого года жизни могут назвать от двух до
    одиннадцати произведений разных жанров и от одной до пяти фамилий писателей. Наряду с А.
    Пушкиным, К. Чуковским, С. Маршаком дети называют М. Зощенко, Н. Носова, Д. Хармса, А. Милна, Г.
    Снегирева. У многих ребят есть любимые книги.
    Произведения, с которыми воспитатель намеревается познакомить детей, он должен обязательно
    прочитать заранее и желательно вслух, что педагоги, к сожалению, делают крайне редко. Культура
    чтения вслух, от которой во многом зависит первое впечатление ребенка о книге, определяется
    восприятием текста воспитателем и его отношением к произведению. Эмоциональные переживания
    детей напрямую связаны с так называемой тональностью произведения, которую надо дать им
    почувствовать. Если по какой-либо причине произведение не полюбилось воспитателю, его лучше не
    читать детям (выбор программных произведений достаточно велик).
    Перед тем как читать книгу, воспитатель должен сказать добрые слова о ней и ее авторе, подчеркнув,
    что лично ему герои этого произведения полюбились. Если произведения этого автора уже знакомы
    детям, следует непременно напомнить им об этом. Прежде чем предложить детям книгу для
    самостоятельного рассматривания, педагог должен сам внимательно рассмотреть ее: определить, на что
    дошкольники сами не обратят внимание (например, на то, как художник с помощью цвета передает
    радость или отчаяние героев).
    Система работы по ознакомлению старших дошкольников с произведениями художественной
    литературы включает:
    ежедневное, как и во всех предыдущих группах, чтение сказок, рассказов, стихов; самостоятельное
    рассматривание детьми книг;
    специальные занятия;
    свободное общение воспитателя с детьми на основе произведений художественной литературы.
    Перечень произведений для чтения детям 6–7 лет внушителен. Предполагается также повторение уже
    знакомых произведений. Поэтому целесообразно объединять произведения в блоки на основе
    жанровой принадлежности и чередовать чтение рассказов, сказок, стихотворений, глав из книг в
    течение месяца.
    Многие произведения художественной литературы, в частности стихотворения, связаны с тем или
    иным временем года, а иногда и с месяцем. Поскольку климатические условия в разных регионах
    нашей страны отличаются, воспитателям необходимо заранее ознакомиться с нашими
    рекомендациями, чтобы своевременно поменять местами некоторые занятия.
    В ходе свободного общения с детьми воспитатель может предложить им тот вид деятельности,
    который в настоящий момент их особенно привлекает: рассматривание книг, драматизация, кукольный
    спектакль, чтение произведения в лицах, совместное чтение достаточно большого по объему
    стихотворения или сказки в стихах (дети, ориентируясь на паузы при чтении взрослого, договаривают
    слова и отдельные фразы), иллюстрирование любимой книжки, рассказывание стихов жестами
    (воспитатель очень медленно читает зна

    Загрузка...
    Top