Игры на развитие эмоционально чувственной сферы. Игры на развитие и коррекцию эмоций у дошкольников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Игры на развитие эмоциональной

сферы дошкольников

Клен Елена Александровна – воспитатель;

Кильдюшкина Екатерина Вячеславовна – воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 44 «Соловушка».


Междуреченск 2014

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 44 «Соловушка»

Карточки перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Игроки поочерёдно берут карточки и смотрят на рисунок, а затем изображают эмоцию сказочного героя мимикой лица.

Вариант 3:

Количество игроков: 1-6.

Для игры потребуются 12 карточек с изображениями частей лиц и 6 карточек с героями сказок в различных эмоциональных состояниях: радость, злость, страх, удивление, спокойствие, грусть.

Ведущий раздаёт игрокам карточки с изображениями сказочных героев, уточняет их эмоциональное состояние и предлагает составить "портрет" сказочного героя, описать его, используя карточки с изображениями частей лиц.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать
действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание
окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на
протяжении детства сложный путь развития.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что
объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены,
обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и
безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет
им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.
В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения
эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся
осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его
психического и физического самочувствия.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому
в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные
эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются
следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги.
Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям
трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у
детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций,
связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы
(особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести

лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но,
находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок
испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для
психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к
миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является
весьма прочным и принимает характер установки.
Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный
опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки
в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для
организации педагогической работы по эмоциональному развитию
детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять
и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным
букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных
чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей,
анализировать причины различных настроений.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут
использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей
дошкольного возраста.

«Пресс­конференция»
Цели: развивать навыки эффективного общения; воспитывать желание
общаться, вступать в контакт с другими детьми; учить детей задавать
различные вопросы на заданную тему, поддерживать беседу.
Содержание игры: участвуют все дети группы. Выбирается любая, но
хорошо известная тема, например: «Мой режим дня», «Мой домашний
любимец», «Мои игрушки», «Мои друзья» и т. д.
Один из участников пресс­конференции – «гость» ­ садится в центре зала и
отвечает на любые вопросы участников.
Примерные вопросы к теме «Мои друзья»: Много ли у тебя друзей? С кем
тебе интереснее дружить с мальчиками или с девочками? За что любят тебя
друзья, как тебе кажется? Каким нужно быть, чтобы друзей стало больше?
Как нельзя поступать с друзьями? И т. д.

«Ролевая гимнастика»

Цели: Учить раскованному поведению, развивать актёрские способности,
помогать почувствовать состояние другого существа.
Содержание игры: подобрать короткие и хорошо известные детям
стихотворения.
Предложить рассказать стихотворение:
1. Очень быстро, «с пулемётной скоростью».
2. Как иностранец.
3. Шепотом.
4. Очень медленно, «со скоростью черепахи».
Пройти, как: трусливый зайчик, голодный лев, младенец, старичок, …
Попрыгать, как: кузнечик, лягушка, козлик, обезьянка.
Сесть в позе: птички на ветке, пчелы на цветке, наездника на лошади, ученика
на уроке, …
Нахмуриться, как: рассерженная мама, осенняя туча, разъярённый лев, …
Рассмеяться, как: добрая волшебница, злая волшебница, маленький ребёнок,
старичок, великан, мышка, …
«Секрет»
Цели: формировать желание общаться со сверстниками; преодолевать
застенчивость; находить различные способы для достижения своей цели.
Содержание игры: всем участникам ведущий раздаёт небольшие предметы:
пуговичку, брошку, маленькую игрушку,…. Это секрет. Участники
объединяются в пары. Они должны уговорить друг друга показать свой
«секрет».
Дети должны придумать как можно больше способов уговаривания
(угадывать; говорить комплименты; обещать угощение; не верить, что в
кулачке что­то есть, …)
«Мои хорошие качества»

Цели: учить преодолению застенчивости; помогать осознавать свои
положительные качества; повышать самооценку.
Содержание игры: каждый ребёнок в течение нескольких минут должен
вспомнить свои лучшие качества. Затем все садятся в круг и по очереди
рассказывают о себе. (Дать возможность высказаться всем желающим и не
заставлять, если кто­то отказывается.)
«Я лучше всех умею …»
Цели: учить преодолевать застенчивость, формировать чувство уверенности,
повышать самооценку.
Содержание игры: дети садятся в круг, ведущий даёт задание вспомнить,
что у каждого из участников лучше всего получается (например, петь,
танцевать, вышивать, выполнять гимнастические упражнение, …). Затем дети
по очереди показывают это действие жестами.
«Волна»
Цели: учить концентрировать внимание; управлять своим поведением.
Содержание игры: детям предлагается изобразить море, которое, в
зависимости от погоды может быть самым разным.
Ведущий даёт команду «Штиль!» Все дети замирают. По команде «Волна!»
дети выстраиваются в линию и берутся за руки. Ведущий указывает силу
волны, а дети приседают и с интервалом 1­2 секунды встают, не отпуская рук.
Игра заканчивается командой «Штиль!» (предварительно можно побеседовать
о художниках – маринистах, показать репродукции картин Айвазовского).
«Мимическая гимнастика»
Цели: учить понимать соответствующую настроению мимику; осознавать своё
эмоциональное состояние.
Содержание игры: детям предлагается при помощи мимики выполнить ряд
простых упражнений, которые помогут научиться правильно выражать
некоторые эмоции: удивление, страх, обиду, злость, печаль, радость, восторг.
Эмоции можно изобразить на карточках и положить рубашкой вверх. Ребёнок
вытаскивает карточку и изображает данную эмоцию. Дети должны отгадать
эмоцию.

Когда дети хорошо освоят мимику, можно добавлять жесты и воображаемую
ситуацию. Например, ребёнок вытащил карточку с эмоцией «радость». Он не
только изображает радость, но и помещает себя в конкретную ситуацию:
нашёл подарок под ёлкой, хорошо нарисовал портрет, увидел самолёт в небе,
….)
«Собери эмоцию»
Цели: учить определять по отдельным мимическим фрагментам выраженную
эмоцию; развивать умение осознавать эмоцию; развивать цветоощущения.
Содержание игры: потребуется лист с пиктограммами, разрезанные на части
наборы пиктограмм, цветные карандаши, листы бумаги. Детям даётся задание
собрать пиктограммы так, чтобы получилось правильное изображение эмоции.
Затем ведущий показывает лист с образцами пиктограмм, чтобы дети могли
проверить. Можно попросить детей нарисовать любой рисунок, выбрав
карандаш, соответствующий собранной эмоции (по мнению ребёнка!)
«Моё настроение. Настроение группы»
Цели: учить детей осознавать свои эмоции и выражать их через рисунок.
Содержание игры: каждый ребёнок из группы рисует своё настроение на
листе бумаги карандашом одного цвета. Затем работы вывешиваются и
обсуждаются. Можно взять один большой лист и предложить детям выбрать
подходящий своему настроению цвет карандаша и изобразить своё
настроение. В результате можно увидеть общее настроение группы. Игра
рассматривается, как вариант рисуночных тестов. Необходимо обратить
внимание на то, какие цвета использовали дети, что рисовали и в какой части
листа. Если дети использовали преимущественно тёмные цвета, побеседовать
с детьми и провести весёлую подвижную игру.
«Слушаем тишину»
Цели: снять мышечное напряжение; упражнять в концентрации внимания;
учить управлять своим эмоциональным состоянием.
Содержание игры: по сигналу ведущего дети начинают прыгать и бегать по
комнате, топать и хлопать. По второму сигналу дети должны быстро сесть на
корточки или на стулья и прислушаться к тому, что происходит вокруг. Затем
можно обсудить, какие звуки детям удалось услышать.

«Заряд бодрости» релаксационное упражнение
Цели: помочь детям справиться с чувством усталости, помочь настроиться на
занятие или переключить внимание; улучшить настроение;
Содержание упражнения: дети садятся на пол, двумя пальчиками (большим
и указательным) берутся за мочки ушей и массируют их круговыми
движениями 10 раз в одну сторону и 10 раз в другую, приговаривая: «Мои
ушки слышат всё!» После этого дети опускают руки и встряхивают ими.
Затем ставят указательный палец между бровей над носом. Массируют ту
точку также по10 раз в каждую сторону, приговаривая: «Просыпайся, третий
глаз!» В конце упражнения встряхивают руки.
Затем собирают пальцы в горстку и массируют точку, которая расположена
внизу шеи, со словами: «Я дышу, дышу, дышу!»

«Броуновское движение»
Цели: способствовать сплочённости коллектива; учить работать в группе,
общаться со сверстниками, принимать совместно решения.
Содержание игры: участники свободно двигаются по помещению. По
сигналу ведущего им необходимо объединиться в группы. Количество человек
в группе зависит от того, сколько раз ведущий хлопнет в ладоши (можно
показать карточку с цифрой). Если число участников в группе не совпадает с
объявленным, группа должна сама решить, как выполнить условие игры.

«Котёл»


движений, ловкость.
Содержание игры: «Котёл» ­ это ограниченное пространство в группе
(например, ковёр). Участники на время игры становятся «капельками воды» и
хаотично двигаются по ковру, не задевая друг друга. Ведущий произносит
слова: «вода нагревается!», «вода становиться теплее!», «вода горячая!»,
«вода кипит!», …. Дети в зависимости от температуры воды меняют скорость
движения. Запрещается сталкиваться и выходить за пределы ковра. Те, кто
нарушает правила, выходят из игры. Победителями становятся самые
внимательные и ловкие.

«Вторжение»
Цели: способствовать сплочению коллектива, снятию чувства страха и
агрессии; воспитывать взаимовыручку; развивать ловкость и быстроту.
Содержание игры: на пол выкладывается покрывало. Дети «садятся в
космические корабли и прибывают на любую планету». Затем они свободно
гуляют по планете. По сигналу ведущего «Вторжение!», дети должны быстро
укрыться от инопланетян все вместе под одним покрывалом. Те, кто не
поместились, выбывают из игры.

«Передай по кругу»
Цели: способствовать формированию дружного коллектива; учить
действовать согласованно; развивать координацию движений и воображение.
Содержание игры: дети садятся в круг. Педагог передаёт по кругу
воображаемый предмет: горячую картошку, льдинку, лягушку, песчинку, и т.
д. С более старшими детьми можно играть, не называя предмета. Предмет
должен пройти весь круг и вернуться к водящему не изменившись
(картофелина не должна остыть, льдинка – растаять, песчинка – потеряться,
лягушка – ускакать).

«Монетка в кулачке» релаксационное упражнение
Цели: снять мышечное и психологическое напряжение; овладеть приёмами
саморегуляции.
Содержание упражнения: дать ребёнку монетку и попросить сжать её в
кулачке. Подержав несколько секунд кулачок сжатым, ребёнок раскрывает
ладонь и показывает монетку. При этом рука ребёнка расслабляется. Чтобы
разнообразить тактильные ощущения, можно давать ребёнку различные
мелкие предметы. Дети постарше могут отгадывать, что у них в руке.

«Подними игрушку» релаксационное упражнение
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; концентрация
внимания; освоение диафрагмально­релаксационного типа дыхания.
Содержание упражнения: ребёнок лежит на спине на полу. На живот ему
ставят небольшую устойчивую игрушку. На счёт1­2 ребёнок делает вдох через
нос. Живот надувается и игрушка поднимается. На счёт 3­4­5­6 – выдох через
рот, губы сложены трубочкой – живот сдувается, игрушка опускается вниз.

«Приветствие короля»
Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; создание
позитивного настроя в группе; развитие умения управлять своими эмоциями.
Содержание игры: участники выстраиваются в две линейки. Передние
кладут руки друг другу на плечи. Они образуют как бы ограду для стоящих
сзади. Стоящим позади, нужно, опираясь на ограду, подпрыгнуть, как можно
выше, приветствуя улыбкой короля, помахивая то левой, то правой рукой.
Можно при этом издавать приветственные возгласы. Затем ограда и зрители
меняются местами. Дети должны почувствовать разницу в напряжении мышц:
когда они были деревянной, неподвижной оградой, а теперь, ликующие,
весело подпрыгивающие люди.

«Найди и промолчи»
Цели: развитие концентрации внимания; воспитание стрессоустойчивой
личности; воспитание чувства товарищества.
Содержание игры: дети, стоя, закрывают глаза. Ведущий кладёт предмет на
видное для всех место. После разрешения водящего, дети открывают глаза и
внимательно разыскивают его взглядом. Первый, кто увидел предмет, не
должен ничего говорить или показывать, а молча садится на своё место. Так
поступают и другие. Не нашедшим предмет, помогают так: все смотрят на
предмет, а дети должны увидеть его, проследив за взглядом остальных.
«Коробка переживаний» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического напряжения; развитие умения осознавать и
формулировать свои проблемы.
Содержание упражнения: ведущий показывает небольшую коробку и
говорит: « В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности, обиды и
огорчения. Если вам что­то мешает, вы можете прошептать это прямо в
коробку. Я пущу её по кругу. Потом я её заклею и унесу, а вместе с ней пусть
исчезнут и ваши переживания.

«Акулы и матросы»
Цели: способствовать сплочению коллектива; снятию состояния агрессии;
учить контролировать своё эмоциональное состояние; развивать координацию
движений, ловкость.
Содержание игры: дети делятся на две команды: матросы и акулы. На полу
чертится большой круг – это корабль. В океане около корабля плавает много
акул. Эти акулы пытаются затащить матросов в море, а матросы стараются
затащить акул на корабль. Когда акулу полностью затаскивают на корабль,

она тут же превращается в матроса, а если матрос попадает в море, то он
превращается в акулу. Перетягивать друг друга можно только за руки.
Важное правило: одна акула – один матрос. Никто больше не вмешивается.

«Коровы, собаки, кошки»
Цели: развитие способности к невербальному общению, концентрации
слухового внимания; воспитание бережного отношения друг к другу; развитие
умения слышать других.
Содержание игры. Ведущий говорит: «Пожалуйста, встаньте широким кругом.
Я подойду к каждому и шёпотом скажу на ушко название животного.
Запомните его хорошенько, ток как потом вам нужно будет стать этим
животным. Никому не проговоритесь о том, что я вам прошептала». Ведущий
по очереди шепчет каждому ребёнку: «Ты будешь коровой», «Ты будешь
собакой», «Ты будешь кошкой». «Теперь закройте глаза и забудьте
человеческий язык. Вы должны говорить только так, как «говорит» ваше
животное. Вы можете, не открывая глаз, ходить по комнате. Как только
услышите «своё животное», двигайтесь ему навстречу. Затем, взявшись за
руки, вы идёте уже вдвоём, чтобы найти других детей, «говорящих на вашем
языке». Важное правило: не кричать и двигаться очень осторожно». Первый
раз игру можно провести с открытыми глазами.

«Разведчики»
Цели: развитие зрительного внимания; формирование сплочённого
коллектива: умение работать в группе.
Содержание игры: в комнате расставлены «препятствия» в произвольном
порядке. «Разведчик» медленно идёт через комнату, выбранным маршрутом.
Другой ребёнок, «командир», запомнив дорогу, должен провести отряд тем
же путём. Если командир затрудняется в выборе пути, он может попросить
помощи у отряда. Но если он идёт сам, отряд молчит. В конце пути,
«разведчик может указать на ошибки в маршруте.
«Пианино» релаксационное упражнение

Цели: снятие мышечного и психологического напряжения; установление
межличностных контактов; развитие мелкой моторики.
Содержание упражнения: все садятся в круг, как можно ближе друг к другу.
Правую руку кладут на колено соседа справа, а левую на колено соседа слева.
По кругу, по очереди производить пальцами движения, имитирующие игру на
пианино (гаммы).
«Кто кого перехлопает/перетопчет» релаксационное упражнение
Цели: снятие психологического и мышечного напряжения; создание хорошего
настроения.
Содержание упражнения: группа делится на две части. Все начинают
одновременно топать или хлопать. Выигрывает команда, которая хлопала или
топала громче.

«Аплодисменты» релаксационное упражнение
благоприятного микроклимата.
Содержание упражнения: дети стоят в широком кругу. Воспитатель
говорит: «Вы сегодня славно поработали, и мне хочется похлопать вам.
Воспитатель выбирает одного ребёнка из круга, подходит к нему и, улыбаясь,
аплодирует ему. Выбранный ребёнок тоже выбирает товарища, подходит к
нему уже вдвоём с воспитателем. Второму ребёнку аплодируют уже вдвоём.
Таким образом, последнему ребёнку аплодирует вся группа. Второй раз игру
начинает уже не воспитатель.

«Создание рисунка по кругу»
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе
благоприятного микроклимата; развитие мелкой моторики и воображения.
Содержание игры: все сидят в кругу. У каждого участника лист бумаги и
карандаш или ручка. За одну минуту все что­нибудь рисуют на своих листах.
Далее передают лист соседу справа, а получают лист от соседа слева.
Дорисовывают что­нибудь за одну минуту и опять передают лист соседу

справа. Игра идет пока лист не вернётся к хозяину. Затем все рассматривают
и обсуждают. Можно устроить выставку.
«Приветствие» релаксационное упражнение
Цели: установление межличностных контактов; создание в группе
благоприятного микроклимата;
Содержание игры: участники делятся на пары. Первые номера становятся
внутренним кругом, вторые – внешним.
Здравствуй друг! Здороваются за руку.
Как ты тут? Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришёл! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.

«Скучно­скучно»
Цели: умение пережить ситуацию неуспеха; воспитание альтруистического
чувства детей; воспитание честности.
Содержание игры: дети садятся на стульчики вдоль стены. Вместе с
ведущим все проговаривают слова:
Скучно­скучно так сидеть,
Друг на друга всё глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться. После этих слов все должны добежать до
противоположной стены, дотронуться до неё рукой и, вернувшись, сесть на
любой стульчик. Ведущий в это время убирает один стул. Играют до тех пор,
пока не останется один самый ловкий ребёнок. Выбывшие дети играют роль
судей: смотрят за соблюдением правил игры.

«Тень»
Цели: развитие двигательной координации, быстроты реакции; установление
межличностных контактов.
Содержание игры; один участник становится путником, остальные его
тенью. Путник идёт через поле, а за ним на два шага сзади – его тень. Тень
старается точь­в­точь скопировать движения путника. Желательно чтобы
путник совершал движения: собирал грибы, срывал яблоки, перепрыгивал
через лужи, смотрел вдаль из­под руки, балансировал по мостику и т. д.

«Властелины кольца»
Цели: обучение координации совместных действий; обучение поиску
способов коллективного решения проблемы.
Содержание игры: потребуется кольцо диаметром 7­15 см (моток проволоки
или скотча), к которому привязаны на расстоянии друг от друга три нитки
длиной 1.5 – 2м каждая. Три участника становятся по кругу, и каждый берёт в
руки нитку. Их задача: действуя синхронно, опустить кольцо точно на мишень
– например, лежащую на полу монетку. Варианты: глаза открыты, но
переговариваться нельзя. Глаза закрыты, но можно переговариваться.

Игра «Повтори движения»
Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям
взрослого.
Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит
название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если
название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»
Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.
Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в
доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть,
рисовать, конструировать. Но иногда у вас бу дет час «можно», когда ребенку

разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины
инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти
часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы
они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»
Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим
поведением.
Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни
разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые
движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов.
Кто нарушит правила - водит.

Игра «ДА и НЕТ»

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно
использовать любые другие ответы.
Ты девочка? Соль сладкая?
Птицы летают? Гуси мяукают?
Сейчас зима? Кошка – это птица?
Мячик квадратный? Зимой шуба греет?
У тебя есть нос? Игрушки живые?

Игра «Говори»
Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.
Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но
отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори".
Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори.
Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день
недели? Говори..

Волшебная игротека

Игра «Встаньте все те, кто…» (с 5 лет)

Цель: упражнение направлено на развитие внимания, наблюдательности, а также продолжение группового знакомства.

Ход упражнения: Ведущий дает задание: "Встаньте все те, кто...

Любит бегать,- радуется хорошей погоде,

Имеет младшую сестру,- любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д.

Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшую сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам - ему помогает группа»

Игра «Море волнуется» (модификация игры)

Цель: тренировать детей в выражении с помощью мимики и позы заданных эмоциональных состояний.

Ход упражнения: Дети свободно передвигаются по комнате и по сигналу ведущего «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ….. замри». Дети с помощью мимики изображают эмоцию.

Игра «Дразнилки снежками».

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, побуждение к соблюдение определённых правил.

Оборудование: снежки из ваты, колокольчик.

Ход упражнения: Дети кидают друг в друга снежки, при этом обзываются названиями продуктов. По сигналу ведущего собираются снежки в коробку. Психолог оговаривает правило, что кидать можно только по ногам, спине, животу. Нельзя кидать в голову и по лицу.

Игра «"Угадай эмоцию"

Цель: развитие эмоциональной сферы.

Оборудование: схематическое изображение эмоций.

Ход упражнения: На столе картинкой вниз выкладываются схематическое изображение эмоций. Дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. На первых порах взрослый может подсказать ребенку возможные ситуации, но надо стремиться к тому, чтобы ребенок сам придумал (вспомнил) ту ситуацию, в которой возникает эмоция.

Остальные дети - зрители должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его сценке.

Игра «Мои ощущения»

Цель: расширить опыт детей в установлении связи между восприятием сенсорной информации и сопровождающими его эмоциями.

Оборудование: подборка музыки с разными эмоциями.

Ход упражнения: Дети с закрытыми глазами слушают музыкальный фрагмент. Потом дети называют испытанные эмоции в момент прослушивания.

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Игра «Тренируем эмоции»

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Взрослый предлагает ребенку (или группе детей) потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.

1. Радость.

Улыбнись, пожалуйста, как: кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса; довольный ребенок; счастливая мама.

2. Гнев.

Покажи, как рассердились: ребенок, у которого отобрали игрушку; Буратино, когда его наказала Мальвина; два барана на мосту.

3. Испуг.

Покажи, как испугались: заяц, который увидел волка; котенок, на которого лает собака.

Игра «Лото настроений»

Цель. Развитие умения понимать эмоции других людей и выражать собственные эмоции.

На столе раскладываются картинкой вниз схематичные изображения эмоций. Ребенок берет одну карточку, не показывая ее никому. Затем ребенок должен узнать эмоцию и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Остальные отгадывают изображенную эмоцию.

Игра «Уходи, злость, уходи»

Цель. Обучение выплескиванию негативных эмоций, формирование навыка регуляции эмоционального состояния.

Ребенок ложится на ковер, вокруг него лежат подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы колотить ногами по полу, а руками - по подушкам и гром ко кричать: «Уходи, злость, уходи!»

Через три минуты дети по сигналу взрослого ложатся в позу звезды, широко раздвинув руки и ноги, и спокойно лежат, слушая спокойную музыку.

Игра «Продолжи фразу»

Цель. Развитие умения выражать собственные эмоции.

Дети передают по кругу мяч, при этом продолжают фразу, рассказывая, когда и в какой ситуации он бывает таким: «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» и т. д.

Игра «Обзывалки»

Цель. Разрядка негативных эмоций в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Дети передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными не обидными словами. Это могут быть (по договоренности с группой) названия деревьев, фруктов, мебели, грибов, овощей и др. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты...» и сопровождаться взглядом на партнера. Например: «А ты - морковка!». В заключительном круге играющие должны сказать соседу что-то приятное, например: «А ты - солнышко!»

После прохождения последнего круга необходимо обсудить, что было приятнее слушать и почему.

Игра «Подушечные бои»

Цель.

Дети по команде ведущего начинают бой - «сражение двух племен», «вот тебе за...» или др. Играющие бьют друг друга подушками, издавая побед ные кличи, стараясь попасть по различным частям тела. Игру может начать взрослый, чтобы снять запрет на агрессивные действия. Следует заранее договориться с детьми, что сразу после сигнала (колокольчик, хлопок и т. д.) игра прекращается.

Игра «Необычное сражение»

Цель. Снижение эмоционального и мышечного напряжения.

Дети по команде ведущего начинают «необычное сражение». Играющие рвут газетную бумагу, и кидают их друг в друга, издавая победные кличи, стараясь попасть по различным частям тела.

Игра «Повтори движения»

Цель: развитие умения контролировать свои действия, подчиняя указаниям взрослого.

Ребенок, слушая взрослого, должен выполнять движения, если услышит название игрушки – должен хлопнуть, если название посуды – топнуть, если название одежды – присесть.

Игра «Час тишины – час можно»

Цель. Развитие умения регулировать свое состояние и поведение.

Договоритесь с ребенком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребенок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребенку разрешается делать все: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей, висеть на них, задавать вопросы и др. Эти часы можно чередовать, можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье.

Игра «Молчание»

Цель. Развитие умения контролировать свои эмоции, управлять своим поведением.

Играющие садятся в кружок и молчат, они не должны ни двигаться, ни разговаривать. Водящий ходит по кругу, задает вопросы, выполняет нелепые движения. Сидящие должны повторять все, что он делает, но без смеха и слов. Кто нарушит правила - водит.

Игра «ДА и НЕТ»

Цель.

При ответе на вопросы слова «ДА» и «НЕТ» говорить нельзя. Можно использовать любые другие ответы.

Ты девочка? Соль сладкая?

Птицы летают? Гуси мяукают?

Сейчас зима? Кошка – это птица?

Мячик квадратный? Зимой шуба греет?

У тебя есть нос? Игрушки живые?

Игра «Говори»

Цель. Развитие умения контролировать импульсивные действия.

Ведущий говорит: «Я буду задавать вам вопросы, простые и сложные. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду „Говори". Давай те потренируемся: „Какое сейчас время года? (делает паузу) – Говори. Какого цвета занавески в нашей комнате?... Говори. Какой сегодня день недели? Говори..."»

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ

Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

Походка и настроение (для детей с 4 лет)

Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Танец огня (для детей 5 лет)

Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

Зеркальный танец (для детей с 5 лет)

Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танцевальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

Танец морских волн (для детей с 6 лет)

Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - «ветер» - включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.

Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

Этюд «Насос и надувная кукла» (для детей с 5 лет)

Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - «накачивающий» куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: «С-с-с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу «сдувают», несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: «С-с-с». Она опять «опадает». Дети в паре меняются ролями.

Лес (для детей с 5 лет)

Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Как ваше растение реагирует:

– на тихий, нежный ветерок;

– на сильный холодный ветер;

– на ураган;

– на мелкий грибной дождик;

– на ливень;

– на сильную жару;

– на ласковое солнце;

– на ночь;

– на град; на заморозки».

Этюд «Согласованные действия» (для детей с 5 лет).

Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

– пилка дров;

– гребля в лодке;

– перемотка ниток;

– перетягивание каната;

– передача хрустального стакана; парный танец.

«Огонь-лед» (для детей с 4 лет).

По команде ведущего: «Огонь!»- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела. По команде: «Лед!» - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

Штанга (для детей 5-6 лет)

Ребенок поднимает «тяжелую штангу». Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

Сосулька (для детей 4 лет)

Ведущий читает стихи:

У нас под крышей

Белый гвоздь висит,

Солнце взойдет,

Гвоздь упадет.

(В. Селиверстов)

Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслабленные руки и присесть.

Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

Ведущий читает стихи:

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С.Маршак)

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова «свалился во сне» ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса «День растает, ночь настанет» (колыбельная).

Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

Ведущий читает стихотворение В.Викторова «Конкурс лентяев»:

Хоть и жарко,

Хоть и зной,

Занят весь

Народ лесной.

Лишь барсук –

Лентяй изрядный –

Сладко спит

В норе прохладной.

Лежебока видит сон,

Будто делом занят он.

На заре и на закате

Все не слезть ему с кровати.

Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского «Лентяй».

Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

Как осенняя туча;

Как рассерженный человек;

Как злая волшебница;

улыбнуться

Как кот на солнце;

Как само солнце;

Как Буратино;

Как хитрая лиса;

Как радостный человек;

Как будто он увидел чудо;

позлиться

Как ребенок, у которого отняли мороженное;

Как два барана на мосту;

Как человек, которого ударили;

испугаться

Как ребенок, потерявшийся в лесу;

Как заяц, увидевший волка;

Как котенок, на которого лает собака;

устать

Как папа после работы;

Как человек, поднявший большой груз;

Как муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть

Как турист, снявший тяжелый рюкзак;

Как ребенок, который много потрудился, но помог маме;

Как уставший воин после победы.

Колечко (для детей с 4 лет)

Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

Танец пяти движений (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").

4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные

движения.

5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.

Замечание, после окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.


Загрузка...
Top