Игры связанные с эмоциями. Игры на выражение эмоциональных состояний

1. Тренируем эмоции (для детей с 4 лет)

Попросите ребенка: нахмуриться

  • как осенняя туча;
  • как рассерженный человек;
  • как злая волшебница;

  • улыбнуться
  • как кот на солнце;
  • как само солнце;
  • как Буратино;
  • как хитрая лиса;
  • как радостный человек;
  • как будто он увидел чудо;

  • позлиться
  • как ребенок, у которого отняли мороженное;
  • как два барана на мосту;
  • как человек, которого ударили;

  • испугаться
  • как ребенок, потерявшийся в лесу;
  • как заяц, увидевший волка;
  • как котенок, на которого лает собака;

  • устать
  • как папа после работы;
  • как человек, поднявший большой груз;
  • как муравей, притащивший большую муху;

  • отдохнуть
  • как турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • как ребенок, который много потрудился, но помог маме;
  • как уставший воин после победы.
  • 2. Колечко (для детей с 4 лет)

    Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

    3. Танец пяти движений

    Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительность каждого темпа - одна минута.

      1. "Течение воды". Плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое движения.

      2. "Переход через чащу". Импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов.

      3. "Сломанная кукла". Неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как "сломанная кукла").

      4. "Полет бабочек". Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.

      5. "Покой". Спокойная, тихая музыка или набор звуков, имитирующих шум воды, морской прибой, звуки леса- стояние без движений, слушать свое тело.
      После окончания упражнения поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

    4.Джаз тела (по Габриэле Рот, для детей с 5 лет)

    Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала только движения головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Далее движения рук в локтях, потом - в кистях. Следующие движения - бедрами, затем коленями, далее -ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + бедра + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигаться всеми этими частями тела одновременно.

    5. Походка и настроение (для детей с 4 лет)

    Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение: "Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь- как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдем, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Пройдемся задумчиво, как рассеянный человек. Побежим навстречу к маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее".

    6. Танец огня (для детей 5 лет)

    Танцующие тесно сжимаются в круг, руки поднимают вверх и постепенно в такт бодрой музыке опускают и поднимают руки, изображая язычки пламени. Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (танцуют на цыпочках), то ниже (приседают и покачиваются). Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (берутся за руки) по две, три, четыре вместе. Искорки светятся радостью и добром.

    Зеркальный танец (для детей с 5 лет)
    Участники разбиваются на пары. Звучит любая музыка. Один из пары - зеркало, он с наибольшей точностью старается повторить танце­вальные движения другого. Затем дети в паре меняются ролями.

    7. Танец морских волн (для детей с 6 лет)

    Участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий - "ветер" - включает спокойную музыку и "дирижирует" волнами. При поднятии руки приседают первые номера, при опускании руки - вторые. Море может быть спокойным - рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - когда ведущий плавно рукой показывает, кому присесть, кому встать. Еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже.
    Замечание: красота танца морских волн во многом зависит от дирижера-ветра.

    8. Этюд "Насос и надувная кукла" (для детей с 5 лет)

    Дети разбиваются на пары Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух, - лежит на полу в расслабленной позе (колени и руки согнуты, голова опущена). Другой - "накачивающий" куклу воздухом с помощью насоса - ритмично наклоняется вперед, на выдохе произносит: "С-с-с". Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет- она надута. Затем куклу "сдувают", несильно нажав ей на живот, воздух постепенно из нее выходит со звуком: "С-с-с". Она опять "опадает". Дети в паре меняются ролями.

    9. Лес (для детей с 5 лет)

    Ведущий: "В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес.
    Как ваше растение реагирует:

  • на тихий, нежный ветерок;
  • на сильный холодный ветер;
  • на ураган;
  • на мелкий грибной дождик;
  • на ливень;
  • на сильную жару;
  • на ласковое солнце;
  • на ночь;
  • на град;
  • на заморозки".

    10. Этюд "Согласованные действия" (для детей с 5 лет).

    Дети разбиваются на пары или выбирают одного из родителей. Им предлагается показать парные действия:

  • пилка дров;
  • гребля в лодке;
  • перемотка ниток;
  • перетягивание каната;
  • передача хрустального стакана;
  • парный танец.

    11. "Огонь-лед" (для детей с 4 лет).

    По команде ведущего: "Огонь!"- стоящие в круге дети начинают двигаться всеми частями тела.
    По команде: "Лед!" - дети застывают в позе, в которой их застала команда. Ведущий несколько раз чередует команды, меняя время выполнения той и другой.

    Этюды на расслабление мышц (по М.И.Чистяковой)

    12. Штанга (для детей 5-6 лет)

    Ребенок поднимает "тяжелую штангу". Затем бросает ее, максимально расслабляясь. Отдыхает.

    13.Сосулька (для детей 4 лет)

    Ведущий читает стихи:
    У нас под крышей
    Белый гвоздь висит,
    Солнце взойдет,
    Гвоздь упадет.
    (В. Селиверстов)

    Произнося первую и вторую строчку, дети держат руки над головой, а когда произносят третью и четвертую, то должны уронить расслаб­ленные руки и присесть.

    14. Шалтай-Болтай (для детей 4-5 лет)

    Ведущий читает стихи:
    Шалтай-Болтай Сидел на стене,
    Шалтай-Болтай Свалился во сне.
    (С.Маршак)

    Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпочной куклы. На слова "свалился во сне" ребенку необходимо резко наклонить корпус тела вниз.

    15. Спящий котенок (для детей 3-4 лет)

    Ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик. Этот этюд желательно проводить под музыку Р.Паулса "День растает, ночь настанет" (колыбельная).

    16. Конкурс лентяев (для детей 5-6 лет)

    Ведущий читает стихотворение В.Викторова "Конкурс лентяев":

    Хоть и жарко,
    Хоть и зной,
    Занят весь
    Народ лесной.
    Лишь барсук -
    Лентяй изрядный -
    Сладко спит
    В норе прохладной.
    Лежебока видит сон,
    Будто делом занят он.
    На заре и на закат
    Все не слезть ему с кровати.

    Затем дети по очереди изображают ленивого барсука. Они ложатся на пол (на мат или коврик) и пытаются как можно глубже расслабиться. Для расслабления желательно использовать музыку Д.Кабалевского "Лентяй".

    17. Пылесос и пылинки (для детей 6-7 лет)

    Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась все медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.

    Когда ребенок-пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.

    Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников.

    Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии.

    Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

    Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

    В дошкольном возрасте происходит освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

    Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх , агрессию и слезы, но, находясь долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

    Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

    Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

    Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.

    1.Игра «Пиктограммы».

    Детям предлагается набор карточек, на которых изображены различные эмоции.
    На столе лежат пиктограммы различных эмоций. Каждый ребенок берет себе карточку, не показывая ее остальным. После этого дети по очереди пытаются показать эмоции, нарисованные на карточках. Зрители, они должны угадать, какую эмоцию им показывают и объяснить, как они определили, что это за эмоция. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети.
    Эта игра поможет определить, насколько дети умеют правильно выражать свои эмоции и "видеть" эмоции других людей.

    2. Упражнение «Зеркало».
    Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!»

    После выполнения упражнения обращается внимание на то, что, когда человек улыбается, у него уголочки рта направлены вверх, щеки могут так подпереть глазки, что они превращаются в маленькие щелочки.

    Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых.
    Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пиктограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта.

    3. Игра «Я радуюсь, когда…»
    Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Света, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Ребенок ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда….», затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?»

    Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками.

    4 . Упражнение «Музыка и эмоции».

    П рослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки, какая она: веселая - грустная, довольная, сердитая, смелая - трусливая, праздничная - будничная, задушевная - отчужденная, добрая - усталая, теплая - холодная, ясная - мрачная. Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

    5. Упражнение «Способы повышения настроения».

    Предлагается обсудить с ребенком, как можно повысить себе самому настроение, постараться придумать как можно больше таких способов (улыбнуться себе в зеркало, попробовать рассмеяться, вспомнить о чем-нибудь хорошем, сделать доброе дело другому, нарисовать себе картинку).

    6. Игра «Волшебный мешочек».

    Перед этой игрой с ребенком обсуждается какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

    7 . Игра «Лото настроений». Для проведения этой игры необходимы наборы картинок, на которых изображены животные с различной мимикой (например, один набор: рыбка веселая, рыбка грустная, рыбка сердитая и т. д.: следующий набор: белка веселая, белка грустная, белка сердитая и т.д.). Количество наборов соответствует числу детей.

    Ведущий показывает детям схематическое изображение той или иной эмоции. Задача детей – отыскать в своем наборе животное с такой же эмоцией.

    8. Игра «Назови похожее».

    Ведущий называет основную эмоцию (или показывает ее схематическое изображение), дети вспоминают те слова, которые обозначают эту эмоцию.

    Эта игра активизирует словарный запас за счет слов, обозначающих различные эмоции.

    9. Упражнение «Мое настроение».

    Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.

    10. Игра «Испорченный телефон». Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.

    После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.

    11. Игра «Что было бы, если бы..»
    Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо(а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т.д.)?

    Психогимнастические упражнения (этюды), о сновная цель которых – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.

    1.Новая кукла (этюд на выражение радости) .

    Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

    2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).
    Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

    3.Фокус (этюд на выражение удивления).
    Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

    4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).
    Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

    5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
    Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

    6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).
    В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей - недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...

    7.Про Таню (горе - радость).
    Наша Таня громко плачет:
    Уронила в речку мячик (горе).
    «Тише, Танечка, не плачь -
    Не утонет в речке мяч!»

    8.Золушка (этюд на выражение печали).

    Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

    9.Один дома (этюд на выражение страха).

    Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь?

    Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения. Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.

    1.«Ласковые ладошки».

    Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.

    2. «Секретики».

    Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.

    3 . Игра «На полянке».
    Педагог: «Давайте сядем на ковер, закроем глаза и представим, что мы находимся в лесу на полянке. Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».
    После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.

    4.Упражнение «Чудесный сон котенка».

    Дети ложатся по кругу на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

    Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается». Ведущий спрашивает детей об их снах, что они видели, слышали, чувствовали, свершилось ли чудо?


    «Маргаритка у нас настолько сдержанна всегда была, что любой взрослый позавидовал бы ее спокойствию. Не злится, не хандрит, всегда в одном стабильном настроении. Я даже подумать не могла, что это неправильно. Первые сомнения закрались в голову, когда она «не обрадовалась» долгожданному щенку, которого ей подарили на день рождения. Впрочем, и сам праздник с тортом, шариками и угощениями у нее не вызвал восторга» - рассказывает мама невозмутимой маленькой Полины, Диана Захарова.

    Девочке всего семь лет, но ни детской вспыльчивости, ни обидчивости или огромной радости она никогда не проявляла. Первой обратила на это внимание школьный психолог, когда малышка пошла в первый класс. Оказалось, что за этим мнимым спокойствием скрывалась настоящая буря в душе малышки, но различать чужие эмоции или показывать свои она почти не умела.

    А нужны ли ребенку эмоции?

    А может ну их, эти эмоции, гораздо проще жить без них?

    Нет! Они нужны каждому, даже самому маленькому человеку, и у каждой из них своя «цель»:

    • Страх создан для того, чтобы малыш мог обезопасить себя.
    • Злость и гнев позволят в нужный момент постоять за себя.
    • Грусть и тоска важна для полноценных отношений и общения.
    • А радость – это психологическая «разрядка», ощущение счастья полезно для общего состояния малыша.

    Эмоции детям нужны, они помогают стать полноценным членом общества, а также правильно воспринимать окружающих людей. Эмоции играют важную роль в развитии мышления и речи.

    Если ваш малыш не эмоционален, или, наоборот, не умеет контролировать «всплески» то, возможно, он «не знаком» с этими «масками», которые примеряет человек в разных жизненных ситуациях.

    Лучшие игры для развития эмоций

    Эти простые игры будут полезны любому крохе, «буйным» малышам они помогут обуздать свой темперамент, а стеснительным – стать смелее и эмоциональнее.

    Игры для самых маленьких: от года до трех лет

    Самолетик

    Кто не играл со своим малышом в «самолетик», беря его подмышки и кружа в воздухе? Играйте в такую игру почаще, ведь она «будит» эмоции крохи, причем контрастные одновременно: карапузу и весело, и страшно.


    Театр одного актера

    Как привлечь папу в игру с малышом? Сделать из него актера! Пусть покажет самые простые сценки, которые будут вызывать восторг, страх или гнев. Но ситуации стоит проиграть именно детские, чтобы кроха мог разделить их с вами. Например, у папы забрали машинку – он расстроен и плачет, угостили конфеткой – радуется.

    Вперед, по мостику!

    Начертите на полу линию и попросите малыша медленно пройти по ней, а потом в обратную сторону. При этом можно приговаривать: «Топ-топ». Чтобы кроха понял важность процесса, сначала покажите ему, что покидать пределы линии нельзя. Как это сделать? Пройдитесь по линии, намеренно оступившись скажите грустное: «Ой», или что-то еще, что может продемонстрировать неудачу.

    Скачайте чек-лист "Особенности детской игры с рождения до 7 лет", и узнайте, как выбрать правильную игру по возрасту, поддерживать активность малышей и оставаться заботливой мамой!

    Дорисуй улыбку

    Улыбка – это тоже эмоция, пусть малыш узнает, как приятно дарить улыбку. Нарисуйте вместе котика, куколку, любимого героя из мультика. Но место для улыбки оставьте пустым, ее должен дорисовать сам малыш. Когда куколка улыбается? Когда мы сказали ей, что она красивая. Киска – когда налили ей молочка. Важно, чтобы все действия совершал сам кроха, нарисовать улыбку сможет и трехлетка.

    Маленькие истории

    Папа у нас в роли актера уже побывал, теперь очередь за малышом. Читайте ему небольшие истории, можно взять отрывки их книг, можно придумать самостоятельно. Важно, чтобы в историях герои ярко выражали свои эмоции.

    Например:

    «Мама впервые попросила Ваню сходить в магазин за хлебом. Мальчик так обрадовался поручению, что побежал вприпрыжку».

    «Анечка так спешила к бабушке в гости, что не заметила камушек на дороге, споткнулась, и упала. Она очень расстроилась, так как ушибла колено и запачкала любимое платье».

    Несложно догадаться, что крохе предстоит на себе почувствовать все эмоции героев и проиграть их.

    Смотрите (бесплатно в )

    Пора в детский сад

    А эта игра будет особенно полезна для тех малышей, которые уже ходят в детский сад и неплохо говорят. Играть в нее должны сразу несколько детей, выбираем среди них маму и папу, а также воспитателя. Когда день в садике прошел, один малыш изобразит, что он плачет. Задача родителей – выяснить что произошло и ласково побеседовать с ним.

    Такая игра раскроет тайны маленького воспитанника, ведь ему сложно придумать нереальные происшествия в садике, и под видом игрового персонажа он расскажет о своих проблемах и переживаниях.

    Итак, мы рассказали вам о самых простых играх, которые помогают познакомить малыша с эмоциями и научить «проживать» их самостоятельно. Будьте эмоционально-воспитаны сами, и тогда ваш кроха научится искренне радоваться и стойко переносить грусть или злость.

    А ваш малыш эмоционален? Как он проявляет свою печаль, испуг или восторг?

    Скачайте чек-лист "Особенности детской игры с рождения до 7 лет"

    Все дети любят играть. В зависимости от возраста дети играют по разному. Скачайте наш чек-лист и узнайте, как выбрать правильную игру по возрасту и поддерживать активность малышей.

    Целью этих игр является закрепление и воспроизведение различных эмоций.

    143. Таня-плакса (для детей 4-5 лет)

    Дети водят хоровод, в центре которого стоит Таня, и читают стихотворение:

    Наша Таня громко плачет:

    Уронила в речку мячик.

    Тише, Танечка, не плачь:

    Не утонет в речке мяч.

    (А. Барто)

    Пока дети читают стихотворение, Таня горько плачет. Когда хоровод останавливается, Таня вытирает слезы и улыбается.

    144. Поссорились и помирились (для детей 4 - 5 лет)

    Два ребенка сначала изображают поссорившихся детей.

    Выразительные движения. Двое детей стоят спиной друг к другу и притопывают одной ногой; руки на поясе или за спиной.

    Затем изображают помирившихся.

    Выразительные движения. Дети поворачиваются лицом друг к другу и, улыбаясь, берутся за руки, весело кружатся в танце. В конце обнимаются.

    Звучит музыка Т. Вилькорейской «Помирились».

    145. Разные настроения (для детей 4-5 лет)

    Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш»:

    Ох, как плачет малыш -

    Что медведь рычит.

    А смеется малыш -

    Что ручей журчит.

    А уж слезы текут –

    Будто дождик льет.

    Улыбается малыш -

    Будто солнце взойдет.

    Вот какой малыш -

    Сын мой.

    Ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

    146. Разное настроение (для детей 5-6 лет)

    Капризуля, мальчик Марк,

    Не унять его никак.

    Улыбнется он на миг,

    Засияет солнца лик.

    (Н. Померанцева)

    Дети по очереди мимикой показывают эмоциональное состояние мальчика Марка.

    Выразительные движения. 1- 4-й такты - капризное настроение: брови опущены и сдвинуты, губы полуоткрыты, уголки губ опущены вниз, голова слегка наклонена вниз, плечи опущены. Капризная гримаса на лице дополняется легкими движениями поочередно обоими плечами вперед и назад.

    5 -8-й такты - хорошее настроение: брови приподняты, губы тронуты улыбкой, голова слегка откинута назад, плечи развернуты.

    Во время игры звучит музыка Г. Хакензака «Капризуля, мальчик Марк».

    Подвижно

    147. Снегурочка (для детей 4-5 лет)

    Ведущий рассказывает сказку «Снегурочка». Затем дети изображают удивление и радость старика со старухой, когда они увидели живую Снегурочку.

    Выразительные движения. 1. Удивление: раскрыть рот, приподнять брови.

    2. Радость: широко улыбнуться.

    148. Прогулка (для детей 5-6 лет)

    Летний день. Дети гуляют (этюд «Хорошее настроение»). Пошел дождь (этюд «Золотые капельки»). Дети бегут домой. Прибежали они вовремя, начинается гроза (этюд «Гроза»). Гроза быстро прошла, перестал идти дождь. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам (этюд «После дождя). В игре используется венгерская народная мелодия, музыка Д. Львова-Компанейца «Хорошее настроение», П. Христова «Золотые капельки», К. Караева «Сцена грозы» (отрывок приводится ниже).

    Торжествующе

    149. Что в углу? (для детей 6 - 7 лет)

    Из стульев строится кровать. Ребенок делает вид, что раздевается и ложится в постель, закрывает глаза. Входит дедушка - другой ребенок. Он делает вид, что снимает халат, потом подходит к внуку, видит, что он спит, поправляет одеяло и, уходя из комнаты, выключает свет. Ведущий читает стихотворение Ал. Кушнир «Что в углу?»:

    Что виднеется в углу

    С черной тенью на полу,

    Непонятное, немое,

    Не пойму и сам какое,

    Человек или предмет?

    Ах, скорей зажгите свет!

    Вдруг оно сейчас подскочит,

    Утащить меня захочет?

    Вдруг, издав ужасный стон,

    Побежит за мной вдогон?

    Схватит? Стащит одеяло?

    Свет зажгли - мне стыдно стало.

    Я ошибся. Виноват.

    Это - дедушкин халат!

    Затем мальчик открывает глаза - ему делается страшно. Входит дедушка и включает свет. Мальчику стало стыдно.

    Выразительные движения. 1. Беспокойство: надутые щеки, сощуренные глаза, утлы рта опущены, отпрянуть назад. 2. Сожаление, стыд: брови приподняты и сведены, рот открыт (вытянутое лицо), плечи приподняты.

    150. Потерялся (для детей 5 - 6 лет)

    Мальчик с родителями приехал в незнакомый ему город. Они только что сошли с поезда и идут по перрону. Вдруг мальчик увидел очень большую собаку и от удивления даже остановился (этюд «Удивление»), а родители пошли дальше. Собака убежала. Мальчик оглядывается, но мамы и папы (бабушки, брата, сестры) нигде нет. Он бежит к выходу в город (специально поставленные стулья), выходит... и застывает в позе отчаяния: мамы и папы здесь нет (этюд «Момент отчаяния»). Родители тоже ищут, мальчика. Они подходят к нему сзади и трогают за плечо. Радость встречи. Мама и папа берут его за руки и весело идут с ним по городу (этюд «Хорошее настроение»).

    151, Змей-Горыныч (для детей 5 - 6 лет)

    Сказочный город (поставленные по кругу стулья). В нем живут царевич, царевна и ремесленники. Сторожит город Стражник. Иван-царевич уходит на охоту. Царевна вышивает. Ремесленники заняты каждый своим делом (кузнец кует, маляр красит и т. д.). Стражник обходит город. Налетает Змей-Горыныч. (Звучит музыка П. Чайковского «Баба-яга»). Он смертельно ранит Стражника, убивает ремесленников, а царевну уносит (уводит) в свою пещеру (специально поставленные стулья). Змей-Горыныч летает перед входом в пещеру, сторожит царевну. Иван-царевич возвращается с охоты. Стражник приподнимается, показывает направление, куда Змей-Горыныч унес царевну, бессильно падает. Иван-царевич берет меч и идет сражаться со Змеем-Горынычем (этюд «Битва». Звучит музыка Б. Хоффера «Битва»). Борется и побеждает его. Как только Змей-Горыныч падает, Стражник и ремесленники оживают, а из пещеры выходит царевна. Иван-царевич ведет царевну в город. Царевна снова вышивает, ремесленники работают. Стражник обходит город, а Иван-царевич собирается на охоту.

    152. Три подружки (для детей 5 - 6 лет)

    Жили-были три подружки: свинка Хрюшка, кошка Мурка и утка Крякушка. Однажды в теплый летний день они пошли гулять. На них были новые платья, и мамы наказали им строго-настрого не пачкаться и далеко друг от друга не, уходить.

    Но Мурка, гоняясь за птичкой (этюд «Кузнечик»), зацепилась за пенек и разорвала платье, а Хрюшке захотелось полежать и понежиться в луже (этюд «Лентяй»). Утка Крякушка потеряла шляпу и башмачок, когда помогала Хрюшке вылезти из лужи. Вот идут они после прогулки, опустив головы, громко плача... Что-то будет? Что скажут мамы (этюд «Остров плакс»)?

    Мамы встретили малышей около дома, страшно удивились (этюд «Удивление»), рассердились и хотели их наказать (этюд «Провинившийся»). Но когда они узнали, как Крякушка спасала Хрюшку, перестали браниться и даже похвалили ее!

    153. Пожар (для детей 6-7 лет)

    Два брата остались дома, так как в детском саду был карантин. А мама не нашла никого, кто бы мог побыть с ними, пока она будет на работе. Мальчики этому очень обрадовались.

    Как только за мамой закрылась дверь, братья отправились на кухню за спичками. Спички нашли быстро: целых два коробка. Ребята вышли в коридор, разгородили его стульями и стали играть в войну. Они чиркали спичками о коробки и, когда спички загорались, кидали их через стулья друг в друга, представляя, что стулья - это граница, а летящие спички - боевые ракеты. Спички в полете гасли, а если случалось, что спичка, падая, продолжала гореть на полу, то стоило на нее наступить ногой, как от огня ничего не оставалось.

    «Ура! Пли! Огонь!» - кричали братья то по очереди, то вместе, не замечая, что одна из непогасших спичек провалилась за тумбочку для обуви... За тумбочкой лежала газета, газета вспыхнула и подожгла снизу обои, загорелась и задняя стенка тумбочки, в коридоре стало дымно.

    Ребята наконец почувствовали запах дыма и увидели, что он поднимается из-за тумбочки. Они бросили игру, побежали на кухню, набрали воды в чашку, потом перелезли через стулья, которые мешали им подойти к тумбочке, и начали лить воду туда, откуда шел дым.

    Но дым продолжал клубиться. Ребята решили отодвинуть тумбочку от стены, чтобы посмотреть, что там. Но только они взялись за нее, как она упала на бок. Из-за тумбочки вырвались языки жаркого пламени, огонь побежал по стене, и ребята оказались отрезанными и от воды, и от выхода из квартиры.

    Братья испугались, громко заревели, убежали в комнату и закрыли дверь, но дым проникал и сюда. Дети стали кашлять, задыхаться. Они хотели открыть форточку, но им уже было очень плохо. Мальчики смогли дойти только до кровати, они залезли на нее, закрылись одеялом и... потеряли сознание.

    Ребята очнулись в больнице. Возле них сидела их мама, рядом стоял доктор. Братья сразу же все вспомнили. Мальчики горько заплакали, стали просить прощения у мамы и обещали доктору никогда больше не играть со спичками. Когда дети успокоились, мама рассказала сыновьям, как к ним домой приезжали пожарные, как они вынесли ребят из огня и потушили пожар.

    154. В темной норе (для детей 4-5 лет)

    Два друга, Утенок и Зайчонок, пошли гулять. По дороге им встретилась Лиса. Лиса подумала, что хорошо бы ей съесть малышей, но вслух сказала: «Здравствуйте, неразлучные друзья! А у меня для вас в моей норе приготовлено угощение: вкусные конфеты и рассыпчатое печенье. Пойдемте со мной!». Малыши поверили Лисе и пошли с нею. Пришли. Лиса открыла дверцу в свою нору: «Заходите первыми!». Только переступили порог Утенок и Зайчонок, как Лиса быстро закрыла дверцу на крючок и засмеялась: «Ха-ха-ха! Ловко я вас провела. Побегу я теперь за дровами, разведу огонь, вскипячу воду и брошу в нее вас, малышей. То-то вкусное у меня будет угощение!». Утенок и Зайчонок, оказавшись в темноте и услышав насмешку Лисы, поняли, что попались. Утенок заплакал и стал громко звать свою маму. Зайчонок не плакал, он думал... «Давай, Утенок, выроем подземный ход и убежим отсюда» - сказал наконец Зайчонок. Утенок перестал плакать и вместе с Зайчонком стал рыть землю. Вскоре в небольшую щелку проник свет, щелка становилась все больше и больше, и вот друзья уже на воле. Утенок и Зайчонок, обнялись и радостные и веселые побежали домой: Пришла Лиса с дровами, положила их на землю, сняла крючок, открыла дверцу, посмотрела в нору и замерла от удивления... В норе никого не было.

    Игра проводится рядом с помещением, где нет естественного освещения (коридор; кладовка и т. п.). Эта темная комната будет лисьей норой. Дети роют подземный ход, скребя пальцами по двери. Ведущий через некоторое время начинает потихоньку приоткрывать дверь.

    15. Два сеньора (для детей 6 - 7 лет)

    Ведущие читают стихотворение о веселом и грустном сеньорах по ролям.

    Сеньор Мажор. Друзья, представиться спешу,

    Знакомству очень рад,

    Меня зовут сеньор Мажор.

    Я лучший друг ребят!

    С собой все ода я приношу

    Улыбку, шутку, смех.

    И если дружен ты со мной,

    То ждет тебя успех.

    Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

    И ждет тебя успех.

    Сеньор Минор. А я зовусь сеньор Минор

    И вот что вам скажу:

    Со смехом мне не по пути,

    Я грустью дорожу.

    Люблю, вздыхая, слезы лить

    И предлагаю вам:

    Давайте вместе погрустим,

    О чем - не знаю сам...

    Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

    О чем - не знаю сам.

    Сеньор Мажор. Со мною будешь бодр и смел

    И всем на удивление

    Любую трудность победишь

    Мажорным настроением!

    Сеньор Минор. Со мною будешь тих и мил

    И трудные мгновения

    С улыбкой грусти обойдешь

    В минорном настроении.

    Сеньор Мажор. Так пусть всегда, так пусть везде

    Улыбка красит лица!

    Сеньор Минор. Улыбка с грустью пополам

    Всем тоже пригодится.

    Сеньор Мажор. А станет страшно вдруг в пути -

    Смелей, дружок, не трусь!

    Ты позови: «Сеньор Мажор!» -

    Я тут же появлюсь!

    Траля-ля-ля, траля-ля-ля,

    Я тут же появлюсь!

    Сеньор Минор. А если грустные деньки

    Припомнить захотим-

    Зовите так: «Сеньор Минор!»-

    И вместе погрустим.

    Дети подходят к тому сеньору, с которым они хотели бы играть. Группы сеньора Мажора и сеньора Минора по очереди разыгрывают этюды под музыку Е. Тиличеевой «Мажор. Минор» с веселым или грустным содержанием.

    156. Сочувствие (для детей 6 - 7 лет)

    Дети вспоминают игру «Два сеньора». На этот раз группа сеньора Мажора отправляется на остров плакс (этюд «Остров плакс»). Они пытаются развеселить королеву плакс, но тщетно. Радостные лица сеньора Мажора и его друзей раздражают и обижают королеву. Она плачет еще сильнее. Плаксы прогоняют весельчаков с острова.

    На остров плакс отправляется группа сеньора Минора. Сеньор Минор со своими друзьями садится около королевы. Все грустят вместе с нею. Сеньор Минор сочувственно улыбается королеве. Происходит чудо. Королева плакс отвечает улыбкой. Заулыбались и остальные плаксы. И вот уже у всех прояснились лица, у всех ровное, хорошее настроение.

    157. Два рыболова (для детей 6-7 лет)

    На мосту стояли два мальчика и удили рыбу. У них были одинаковые удочки, одинаковые ведерки для рыб, да и стояли они неподалеку друг от друга. Но один мальчик то и дело вытаскивал из воды рыбку за рыбкой, а другой только с досадой поглядывал на него. В его ведерке плавала всего; одна небольшая рыбешка. Вот и сейчас у него не клюет, а у соседа опять дергается поплавок. У неудачливого удильщика на лице все сильнее выражалась досада, а у удачливого лицо было, как у задаваки, насмешливое.

    158. Котята (для детей 5 - 6 лет)

    Воспитатель читает английскую народную песенку в переводе С. Маршака:

    Два маленьких котенка поссорились в углу,

    Сердитая хозяйка взяла свою метлу

    И вымела из кухни дерущихся котят,

    Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.

    А дело было ночью, зимою, в январе,

    Два маленьких котёнка озябли на дворе.

    Легли они, свернувшись, на камень у крыльца,

    Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.

    Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.

    Приходя в этот мир, маленький ребенок начинает впитывать в себя все, что происходит вокруг, осознавать, подражать. Он развивается, учится ходить, говорить, играть, общаться. Мы стараемся помочь ему в этом: покупаем развивающие игрушки, книжки, используем разные методики. Очень часто, в погоне за интеллектуальным или физическим развитием, мы забываем о развитии эмоциональном. Мы учим складывать и вычитать в 3 года, читать в 4, покупаем всевозможные энциклопедии с большим объемом информации о животных, космосе, обо всем на свете, но забываем объяснить ребенку, как нужно реагировать в той или иной ситуации. Забываем рассказать, что помимо тысячи созвездий на небе, здесь, на земле, вокруг малыша, да и в нем самом, есть масса различных эмоций и чувств. И вот уже к 6-7 годам воспитатели и родители пытаются записать ребенка в разряд "трудных", а он просто не может понять и не умеет выразить свои эмоции. Не знает, как реагировать на эмоции окружающих. И попытка выразить себя приобретает резкие, порой грубые формы.

    В младенчестве резкие эмоции, такие как: плач, крик - носят непроизвольный характер и выражают неудобство, которое испытывает ребенок (голод, холод, боль и тд.) Но ребенок растет и учится управлять своими эмоциями. И не только сдерживать, но и воздействовать ими на окружающих или выражать свои переживания. Не дали отнять у соседа по песочнице игрушку? И тут же крик разносится по району. И это уже не просто крик обиды, а еще и крик требования – я хочу, дайте.

    Маленькие дети спонтанны в своих эмоциях. Грустно – плачу, радостно - смеюсь, больно - кричу. Они не управляют эмоциями. Скорее эмоции управляют малышами. Плачет соседский малыш – плачу и я… Ребенок не контролирует эмоциональные процессы, именно поэтому, так резки бывают смены настроения. Только что он плакал, а через секунду уже смеется, заметив на ветке воробья. Еще нет осознания чувств и контроля над эмоциями, нет понимания правильности или неправильности происходящего. Все сиюминутное: хочу игрушку - беру, не хочу - брошу.

    Американский психолог X. Джайнотт отмечал важную психологическую особенность детей 3-лет: индивидуализм. С его точки зрения, для детей этого возраста совершенно естественно не всегда испытывать чувство стыда за то, что сделал что-то нехорошее: толкнул малыша в песочнице, отобрал игрушку, разрушил куличики. И только постепенно, знакомясь с правилами поведения в обществе, ребенок начинает вести себя в соответствии с этими требованиями.

    Как правило, у 5-7 летнего ребенка все эмоциональные проявления уже имеют определенную мотивацию. Если у ребенка резко меняется настроение - надо искать причину. Уже какие-то конкретные события приводят к грусти, печали или радости. В наше время все чаще вспоминают феномен "засушенного сердца" (отсутствия чувств), о котором писал Л.С. Выготский. И это не удивительно. При нынешнем ритме жизни многие родители поддаются искушению включить мультфильмы или посадить ребенка за компьютерную игру вместо того, чтобы вместе почитать, вместе поиграть или просто заняться домашними делами, но, опять же, вместе с ребенком. Отсутствие общения приводит к внутреннему ощущению ненужности, незащищенности и к возникновению различных страхов.

    Все больше погружаясь в мир виртуальный, дети перестают общаться. Ведь живое общение, распознавание и передача эмоций требует определенных усилий и знаний. Ребенку, вовремя не получившему эти знания, очень сложно найти контакт со сверстниками.

    Общению, взаимодействию с окружающими, реакциям на ту или иную ситуацию ребенок учится непосредственно у окружающих его людей. В первую очередь, у родителей. У самых близких и любимых, кому хочется подражать и чей авторитет не поддается сомнению. Дети перенимают манеры, мимику, подражают интонациям, перенимают оценку событий, людей. Именно поэтому очень важно следить за словами и эмоциями, если рядом растет маленький человечек. Воспитатели, друзья, товарищи по игре - все они тоже служат положительным или отрицательным примерами реакций на окружающий мир. Конечно, немалое значение имеют и образцы поведения сказочных персонажей, с которыми мы знакомим своих детей через книжки , сказки , мультфильмы, спектакли.

    Но все-таки, лучше всего учится ребенок в живом общении, а самый интересный и захватывающий способ - это игра. В игре можно смоделировать разные события, предложить ребенку побыть на месте разных персонажей. Объяснить любую ситуацию легко и ненавязчиво. В игре дети учатся контактировать друг с другом, у них формируются нравственные принципы, понятия о поведении в обществе. Дети выражают себя через игру и учатся понимать других. В игре легко показать, как можно выражать свои эмоции не только словами, но и жестами, мимикой, пантомимикой (выражением через движения человеческого тела), голосом (меняя тембр, интонации, громкость, высоту).

    Для развития эмоциональной сферы младших дошкольников можно использовать следующие игры:

    1. Тренируем эмоции

    Попросите ребенка:

    Нахмуриться, как осенняя туча; как рассерженный человек; как злая волшебница. Улыбнуться, как солнце; как хитрая лиса; как радостный человек; как будто он увидел чудо. Разозлиться, как ребенок, у которого отняли мороженное; как два барана на мосту; как человек, которого ударили. Испугаться, как ребенок, потерявшийся в лесу; как заяц, увидевший волка; как котенок, на которого лает собака. Устать, как человек, идущий в гору; как человек, поднявший большой груз; как муравей, притащивший большую муху. Отдохнуть, как турист, снявший тяжелый рюкзак; как ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

    2. Рисуем

    Варианты этой игры ограничены только вашей фантазией. Для игры вам понадобятся: краски , карандаши , фломастеры , ручки, бумага. Можно попросить ребенка нарисовать свое настроение или настроение какого-нибудь персонажа. Рисунок может быть сюжетный, а может быть и абстрактный. Можно нрисовать, что чувствует ребенок когда видит бабочку или когда устал. Поиграть с цветами отображая разные эмоции и т.п.

    3. Колечко

    Дети садятся в круг. Ведущий прячет в ладонях колечко. Ребенку предлагается смотреть внимательно на лица соседей и постараться угадать, кто из них получил в свои ладошки колечко от ведущего. Угадавший становится ведущим.

    4. Зеркало

    Ведущий изображает какую-либо эмоцию, а ребенок должен ее повторить и угадать. Например, удивление: рот чуть-чуть приоткрыт, кончики бровей приподняты, глаза широко открыты. Возможен другой вариант игры: ведущий показывает эмоцию, а ребенок должен показать противоположную. Например: радость - грусть.

    5. Угадай эмоцию

    Для этой игры вам понадобятся изображеня разных эмоций. Для этого подберите подходящие фотографии или вырезки из журналов. В дальнейшем можно будет перейти на карточки со схематическим изображением эмоций. Детям очень нравятся игры с демонстрационными карточками , поэтому их использование будет создавать дополнительное воздействие.

    Пусть ребенок выберет карточку и попытается узнать, отгадать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики или голоса. Если детей несколько, то пусть они попробуют угадать, какую эмоцию он показывает.

    6. Найди пару

    В эту игру могут играть один или несколько человек. Сначала, подберите картинки с животными с разным выражением мордочек или картинки со схематичным изображением эмоций. Ведущий показывает детям схематичные картинки (или изображает эмоции сам). Дети, в своем наборе карточек, стараются отыскать животное с такой же эмоцией.

    7. Что ты чувствуешь?

    Для этой игры также можно использовать картинки с разными эмоциями. Ребенок должен выбрать ту карточку, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение мамы, папы и т.д.

    8. Испорченный телевизор

    Все участники игры, кроме ведущего и первого игрока, закрывают глаза. Ведущий молча показывает какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый игрок, "будит" второго игрока и передает увиденную эмоцию, как он ее понял, но без слов. Далее второй участник "будит" третьего и далее по цепочке. Затем ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и заканчивая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошел сбой в передаче информации, или убедиться, что телевизор был полностью исправен.

    9. Рассматривание картинки

    Для игры пригодятся сюжетные картинки с изображением различных настроений. Задача ребенка: соотнести, что делает тот или иной персонаж на картинке и что он при этом чувствует.

    Помимо игр с карточками и картинками, можно предложить детям разыграть различные мини-сценки . Расскажите ребенку краткий сюжет и пусть он попробует его "актерски" обыграть. Сюжеты могут быть самыми разными, как на основе сказок и историй, знакомых вашему малышу, так и придуманными прямо "на ходу".

    "Баба-Яга" . Выражение гнева. "Баба-Яга, костяная нога, поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет - сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает".

    "Фокус" . Выражение удивления. "Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана вылетел голубь".

    "Лисичка подслушивает" . Выражение интереса. "Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут кот и петух, и подслушивает".

    Но детей надо учить не только общаться, но и учить их эмоционально расслабляться, сбрасывать напряжение. Ведь постоянное сознательное подавление эмоций ведет к перенапряжению не только нервной системы, но и определенных групп мышц. О влиянии чувственных переживаний на мышечную усталось указывал в своих исследованиях еще русский физиолог В.М.Сеченов. На этой же тесной связи эмоциональных переживаний и мышечных напряжений построены принципы телесно-ориентированной терапии.

    1. Игра "Прогони злость"

    Ведущий: «А сейчас я научу вас некоторым приемам, которые помогут вам в дальнейшем прогонять свою злость. Возьмите по газете и представьте, что вы на кого-то очень злитесь (делает паузу). А теперь скомкайте газету с силой и бросьте ее в сторону». Дети выполняют задание, а взрослый следит за тем, чтобы они как можно естественнее представили свою злость, комкая газету. Эта игра поможет агрессивным детям в дальнейшем снимать напряжение.

    2. Игра "Разная поступь"

    Ребенку предлагают изобразить поступь людей и животных, например походить: как старый человек, как малыш, как котенок, как лев, как клоун и т. п. Варианты поступи он может придумать и сам. Другие дети по демонстрируемой поступи пытаются угадать, кто именно изображается. Это упражнение направлено на снятие напряжения, эмоциональное раскрепощение детей.

    4. Игра "Волшебный сон"

    Дети будто засыпают "волшебным сном": каждому может "присниться" все, что он захочет. Во время "сна" рекомендуется использовать спокойную тихую музыку. После "пробуждения" дети рассказывают и показывают свои "сновидения". Упражнение способствует снятию эмоционального напряжения.

    5. Игра "Насос и мяч"

    Играют двое. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус наклонен несколько вперед, голова опущена (мяч пустой). Второй игрок начинает надувать мяч, сопровождая движения рук звуком "с". Услышав звук "с", первый игрок вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях. На втором "с" выпрямилось туловище, после третьего у "мяча" поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ "выдергивает" шланг насоса. Из мяча с силой выходит воздух: "ш-ш-ш...". Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. После чего игроки меняются ролями.

    6. Игра "Кулачок"

    Игроки сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох медленно с усилием сжимают кулак. Затем делают вдох, ослабляя сжатие кулака. Повторять следует 5 раз. Выполнение упражнения с закрытыми глазами удваивает эффект. Можно представить, будто выжимаете сок из лимона. Упражнение также помогает в точном запоминании важной и сложной информации.

    Вы можете придумать и свои игры. Главное чтобы это было интересно вам и вашему ребенку.

    Загрузка...
    Top