Здоровый образ жизни для детей. Формирование здорового образа жизни

Юлия Соловьева (Соколова)
Педагогические условия формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность

В последние годы проблема формирования представлений о здоровом образе жизни (ЗОЖ) рассматривается на государственном уровне в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и, особенно, детей дошкольного и школьного возраста . Одним из факторов сохранения здоровья является формирование ЗОЖ . Данная проблема находит отражение в педагогической теории и практике.

Перед каждым образовательным учреждением стоит ответственная задач – воспитывать у ребёнка мотивированную заинтересованность в здоровом образе жизни , которая является составной частью общей культуры человека.

На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А. М. Амосов, А. И. Антонов, Е. Б. Бреева, Г. А. Бутко, И. В. Журавлева, Ю. П. Лисицын, В. М. Нилов, В. П. Петленко, А. А. Покровский, Е. Л. Семенова, С. М. Степанова, Г. И. Царегородцев, Г. Х. Шингаров и др., при этом преимущественно рассматриваются вопросы становления ЗОЖ у младших школьников, подростков и молодежи.

В отечественной науке имеются немногочисленные исследования, посвященные проблеме изучения формирования представлений о ЗОЖ и становления культуры ЗОЖ у дошкольников (Н. Г. Быкова, Л. Г. Касьянова, М. В. Меличева, О. С. Шнейдер и др.) .

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем организма.

Здоровье – жизнеутверждающая ценность . Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики человека, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания и образования детей , их жизни в семье , качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счёте – отношение государства к проблеме здоровья . Поэтому сегодня здоровье следует рассматривать в широком социальном аспекте.

Для того, чтобы видеть своих детей здоровыми и счастливыми , для того, чтобы дети жили в ладу с собой, окружающим миром и людьми, необходимо и, самое главное, важно, воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни , основанном на достаточной двигательной активности, рациональном питании, правильном режиме дня и отсутствии вредных привычек.

В рамках всестороннего воспитания детей необходимо уделять большое внимание формированию здорового образа жизни с малых лет . Психологи и педагоги давно установили , что самым благоприятным периодом для формирования полезных привычек является дошкольный и младший школьный возраст . Самые прочные привычки, как полезные, так и вредные, формируются в детстве . Вот почему так важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки , закреплять их, чтобы они стали привычками. Главное то, что в этом возрасте происходит быстрое и прочное формирование стереотипов действий, с одной стороны, весьма затруднительна их ломка – переделка с другой. Иначе говоря, ребенок легко воспринимает определенную последовательность действий, но очень трудно осваивает изменения в ней.

Большую роль в формировании знаний о здоровом образе жизни играют взаимодействие субъектов : педагоги детского дошкольного учреждения , родители, дети.

Закрепление знаний о здоровом образе жизни идёт в разных видах деятельности : занятиях, развлечениях, играх и т. д. .

Для выработки у детей необходимых в этой области знаний умений и навыков используют разнообразные методы и приёмы . В нашем случае мы рассмотрим и применим моделирование как один из основных и эффективных методов ознакомления детей дошкольного возраста со здоровым образом жизни .

Моделированием - как проблемой и одной из форм познания окружающей действительности занимались И. В. Сыромятникова и И. Г. Ожерельева, которые в своих исследованиях этой методике уделяли большое значение. В своих трудах они использовали моделирование как метод познания, но как способ акцентированного получения детьми знаний о здоровом образе жизни данный метод не использовался.

Это и послужило выбором темы моего педагогического опыта «Педагогические условия формирования знаний о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста ».

Понятие здоровый образ жизни был разделён на блоки и поставлены цели.

«Наш организм»

Цель : сформировать у детей знания о себе , о своём теле

«Здоровье человека »

Формирование знаний о здоровье , культуре тела, культуре желаний и эмоций; выработка умений и моделей здоровьесохраняющего поведения .

"Безопасный мир"

Цель :сформировать у детей знания , умения и навыки, которые позволят им успешно заимодействовать с окружающей средой

В деятельность детей я стараюсь на внедрить метод моделирования. Данные модели используются на «Минутках здоровья » в НОД, в дидактических играх и т. д. Сохранение и развитие здоровья детей как педагогическая задача может быть решена, если деятельность педагога будет основана на практическом применении знаний психофизиологических закономерностей развития человека и направлена на создание условий физического , духовного и интеллектуального развития ребёнка. Для этого были разработаны рекомендации педагогам для проведения НОД по позновательному развитию, сюжетно-ролевые игры. Был составлен перспективный план по работе с детьми. Мы постарались обхватить все области.

Проблема сохранения и укрепления здоровья ребенка в современных условиях является приоритетной. В последние годы, в дошкольные образовательные учреждения активно внедряются инновационные формы и методы оздоровления детей.

Оздоровление детей -- совокупность мероприятий, обеспечивающих развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований. [Литература оздоровление детей. (ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»).]

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основан-ный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий и, в то же время, защищаю-щий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позво-ляющий до глубокой старости сохранять нравственное, психиче-ское и физическое здоровье .

В основу ЗОЖ, по мнению Д.А. Изуткина, следовало бы положить ряд основных принципов:

  • 1) здоровый образ жизни -- его носителем является человек как существо деятельное и в биологическом, и в социальном отношении;
  • 2) человек выступает как единое целое, в единстве биологических и социальных характеристик;
  • 3) здоровый образ жизни способствует полноценному выполнению социальных функций;
  • 4) здоровый образ жизни включает в себя возможность предупреждения заболевании.

Здоровый образ жизни - это «типичные и существенные для данной общественно-экономической формации формы жизнедеятельности людей, укрепляющие адаптивные возможности организма человека способствующие полноценному выполнению им социальных функций и достижению активного долголетия».

Здоровый и духовно развитый человек счастлив - он от-лично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самоусовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основ-ные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигатель-ный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п.

Плодотворный труд - важный элемент здорового образа жизни. На здоровье человека оказывают влияние биологические и социальные факторы, главным из которых является труд.

Рациональный режим труда и отдыха - необходимый эле-мент здорового образа жизни. При правильном и строго соблю-даемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здо-ровья, улучшению работоспособности и повышению производи-тельности труда.

Следующим звеном здорового образа жизни является ис-коренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспо-собность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколе-ния и на здоровье будущих детей.

Следующей составляющей здорового образа жизни яв-ляется рациональное питание. Когда о нем идет речь, следует помнить о двух основных законах, нарушение которых опасно для здоровья.

Первый закон - равновесие получаемой и расходуемой энергии.

Второй закон - соответствие химического состава рациона физиологическим потребностям организма в пищевых веществах.

Основными правилами в любой естественной системе питания должны быть:

  • - прием пищи только при ощущениях голода;
  • - отказ от приема пищи при болях, умственном и физи-ческом недомогания, при лихорадке и повышенной температуре тела;
  • - отказ от приема пищи непосредственно перед сном, а также до и после серьезной работы, физической либо умствен-ной.

Очень важно иметь свободное время для усвоения пищи. Представление, что физические упражнения после еды способствуют пищеварению, является грубой ошибкой.

Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, вы-сокой работоспособности и продлению жизни.

Немаловажное значение оказывает на здоровье и состоя-ние окружающей среды. Вмешатель-ство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты. Нарушение хотя бы одного из природных компонентов приводит в силу существующих между ними взаимосвязей к перестройке сло-жившейся структуры природно-территориальных компонентов.

Кроме этого, необходимо учитывать еще объективный фак-тор воздействия на здоровье - наследственность. Это присущее всем организмам свойство повторять в ряду поколений одинако-вые признаки и особенности развития, способность передавать от одного поколения к другому материальные структуры клетки, содержащие программы развития из них новых особей.

Влияют на наше здоровье и биологические ритмы. Одной из важнейших особенностей процессов, протекающих в живом организме, является их ритмический характер.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно ре-шающие задачи оздоровления и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Основными качествами, характеризующими физическое развитие человека, являются сила, быстрота, ловкость, гибкость и выносливость. Совершенствование каждого из этих качеств способствует и укреплению здоровья, но далеко не в одинаковой мере.

Можно стать очень быстрым, тренируясь в беге на короткие дистанции. Наконец, очень неплохо стать ловким и гибким, применяя гимнастические и акробатические упражнения. Однако при всем этом не удается сформировать достаточную устойчивость к болезнетворным воздействиям.

Для эффективного оздоровления и профилактики болезней необходимо тренировать и совершенствовать в первую очередь самое ценное качество - выносливость в сочетании с закаливанием и другими компонентами здорового образа жизни, что обеспечит растущему организму на-дежный щит против многих болезней .

Широко известны различные способы закаливания - от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен извест-но, что ходьба босиком - замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание - высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания. Эффективность закаливания возрастает при использова-нии специальных температурных воздействий и процедур. Основ-ные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных осо-бенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на про-цедуру.

Закаливание - мощное оздоровительное сред-ство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ .

Способ достижения гармонии человека один - системати-ческое выполнение физических упражнений.

Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, кото-рые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только оздоровлению, но и существенно повышают эф-фективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, яв-ляются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

При выполнении физических упражнений организм чело-века реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями. Ак-тивизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвиж-ность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физиче-ских упражнений становятся нормой.

Важный элемент здорового образа жизни - личная гигиена. Он включает в себя рациональный суточный режим, уход за те-лом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.

Неодинаковые условия жизни, труда и быта, индивиду-альные различия людей не позволяют рекомендовать один вари-ант суточного режима для всех. Однако его основные положения должны соблюдаться всеми: выполнение различных видов дея-тельности в строго определенное время, правильное чередование работы и отдыха, регулярное питание.

Особое внимание нужно уделять сну - основному и ничем не заменимому виду отдыха. Постоянное недосыпание опасно тем, что может вызвать истоще-ние нервной системы, ослабление защитных сил организма, сни-жение работоспособности, ухудшение самочувствия.

В дошкольном возрасте биологическая потребность в дви-жении является ведущей и оказывает мобилизирующее влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка, его при-вычки и поведение (Г.К. Зайцев, С.В. Лободина, Д.Н. Давиденко). Поэтому наиболее эффективным является приобщение детей к ценностям ЗОЖ в процессе физического воспитания, где в полной мере реализуется потребность в двигательной активности .

Эта потребность проявляется в единст-ве с потребностью получать удовольствие, наслаждение от участия в двигательной деятельности, сопереживать в процессе взаимодействия и общения, самоутверж-даться. На интересе детей к физкультур-ной деятельности следует формировать умения и навыки здоровой жизнедеятель-ности, мотивацию на здоровье. Этот прин-цип и лежит в основе разработанной нами технологии целенаправленного формирования ценностного отношения детей старшего дошкольного возраста к здоровью и здоровому образу жизни.

По мнению ведущих специалистов (Л.И. Божович, А.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец и др.), именно старший дошкольный возраст является наибо-лее оптимальным для осознанного пости-жения окружающего мира, для развития как интеллектуальных способностей, так и практических умений и навыков. Однако следует особо подчеркнуть: формирование у дошкольников знаний, умений и навы-ков должно включаться в доступные и ин-тересные им виды деятельности. Только тогда программа, разработанная взрослы ми, станет для ребенка «его собственной».

Такой деятельностью являются физкультурные занятия, направленные, прежде всего на формирова-ние ценностного отношения детей к здо-ровью и здоровому образу жизни .

Следует заметить: формы поведения, которым подражает ребенок, определяют-ся влиянием взрослых. Поэтому роль об-разовательной среды и педагога, обеспечи-вающих целенаправленное формирование культуры самосохранения и ответствен-ности за собственное здоровье и здоровье близких, является определяющей.

Структурно процесс формирования ценностного отношения к здоровью и ЗОЖ на занятиях по физической культуре можно представить следующим образом: создание проблемы (письмо-просьба) с участием знакомого детям персонажа; формирование знаний о ценности здо-ровья и способах его укрепления; освоение, закрепление и совершенст-вование практических действий по органи-зации здорового образа жизни.

На протяжении нескольких лет работаю над актуальным направлением: формирование у дошкольника осознанного отношения к собственному здоровью. На основе проведенной диагностики разработала, систему работы со всеми участниками образовательного процесса составила перспективный план работы с детьми, который позволяет решать многие актуальные проблемы, связанные с развитием у детей навыков здорового образа жизни. При проведении работы с детьми активно привлекаю родителей воспитанников.

Организовала семейный «Клуб заботливых родителей», работа которой способствует сближению детей и родителей, формированию доброжелательных отношений, побуждает к активной деятельности и желанию сохранить здоровье.

Для работы с детьми по данному направлению определила следующие цели и задачи:

Цель: педагогические основы формирования у ребенка позиций созидателя в отношений своего здоровья.

Задачи:

  • Формировать потребность в здоровом образе жизни.
  • Формировать представление детей о зависимости здоровья, от двигательной активности и закаливания.
  • Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления.
  • Довести до сведения детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья.
  • Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений.
  • Познакомить детей со значением витаминов и минеральных веществ в жизни человека, закреплять представление о духовно-равственных основах здоровья.

Приложение. Тематическое планирование

Одним из направлений физического воспитания дошкольника является воспитание здорового образа жизни. Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором строиться здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается и развивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности. (Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5 -8 лет).

Сформированность отношения к здоровью как к величайшей ценности в жизни (на доступном пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей потребности к здоровому образу жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенок находиться в детском саду, то в силу специфики своей деятельности и возможностей мы несем большую, чем родители ответственность за возникновение и развитие этой потребности. То определила направление деятельности.

При целенаправленном воспитании, обучении, соответствующей мотивации занятий физкультурой отношение детей к своему здоровью существенно меняется. Для работы с детьми старшего возраста определила следующие задачи:

  • Воспитывать сознательное отношение к собственному здоровью и использовать доступные способы его укрепления; (утренние гимнастики; лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема; физкультурные минутки, во время проведения занятий; закаливание, оздоровительный бег, после сна).
  • Внимательно относиться к формированию образно – словесных ассоциаций у детей, особенно касающихся отношения к здоровью;(ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно из представлений вызывает другое).
  • Формировать потребности в здоровом образе жизни; (беседы на тему здоровье: «Здоровье и болезнь», «Физкультура и здоровье», «Здоровые зубы» и. т. д; дидактические игры: «Изучаем свое тело», «Пять чувств», «Части тела»)
  • Довести до сведения детей, что двигательная активность является одним из источников крепкого здоровья; (утренняя и вечерняя гимнастика; физкультурные занятия, подвижные игры на веранде, на свежем воздухе)
  • Расширять у детей представления и знания о многообразии физических и спортивных упражнений оздоровительный бег. (Подготовила комплексы оздоровительного бега со средней группы. Бег уравновешивающие действует на нервную систему, способствует равновесию, даже в том случае, если ребенок был в спокойном состоянии). Алямовская

Учитывая, что дети готовятся идти в школу, поставила перед собой задачи для успешной адаптаций детей к обучению в школе:

  • снятие тревожности по предстоящему переходу к обучению к школьной жизни; /витамины, упражнения, релаксация/
  • основа и необходимое условие воспитания культуры поведения – правильная организация быта в детском саду, общий настрой воспитательного процесса. Важна атмосфера доверия, дружелюбия, окружающая детей, выдержанность, внешняя и внутренняя культура педагога.

Все эти задачи направлены на удовлетворение потребности детей в движении, сохранения и укрепления здоровья будущего школьника. В начале года провела опрос детей о культуре здоровья детей старшего дошкольного возраста.

На вопросы: «Что такое здоровье?», « Что нужно сделать, чтобы быть здоровым?». В основном дети отвечают, что нужно заниматься физкультурой, соблюдать гигиену.

На вопрос: «Кого можно называть здоровым человеком?». Почти все ответили что спортсмены, а когда спросила почему? То ответили, что они занимаются спортом. Есть и такие ответы те, кто следит за своим здоровьем.

А на вопрос: «Ты здоровый человек?». Ответы были разные: 50% считают себя абсолютно здоровыми; а 34% что здоровы, но иногда болеют; 16% уверенны, что они не здоровы, хотя объяснить, почему не могут так считают.

Для комплексного решения обозначенных выше задач я составила «Модель формирования здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста». Она делится на три блока:

Блок, физкультурн-оздоровительный сюда вошли:

  • утренняя гимнастика;
  • оздоровительный бег после сна,
  • три физкультурных занятия,
  • спортивные развлечения, досуги, дни здоровья, пешеходные прогулки.
  • большие спортивные праздники 2 раза в год,
  • спортивное общество «Непоседы», которое в начале года посещали 12% детей, а сейчас 21% ,
  • секция «Баскетбол» которую, посещают 48% детей.

Следующий блок - это блок, формирующий здоровый образ жизни состоит из минуток здоровья, которые вошли в нашей группе привычку. Это:

  • лечебное полоскание горла, 1 раз в день во время утреннего приема;
  • гимнастика для глаз, перед проведением занятий.
  • физкультурные минутки, во время проведения занятий;
  • массаж рук, перед проведением занятий.
  • закаливание, оздоровительный бег, после сна.
  • дыхательная гимнастика в игровой форме, 3 раза в день перед завтраком, обедом и ужином.
  • посещение центра релаксации в зимнем саду «Волшебный лес».

Совместно со специалистами проводим интегрированные занятия /посредством различного содержания и видов деятельности решается одна (основная) дидактическая и воспитательная цель/.

Музыкальное, физкультурное, изодеятельность, ознакомление с окружающим миром и другие занятия, в процессе которых задачи здорового образа жизни решаются в комплексе: формирование элементарных представлений детей об организме человека. Формирование представлений о безопасном для здоровья поведение при переходе улицы и в транспорте. Расширять и закреплять представления детей о пользе здоровья овощей, фруктов, а также деревьев и кустарников. Проводим конкурсы знатоков здорового образа жизни среди дошкольников и школьников(1 класс).

В блоке, взаимодействия с семьями воспитанников я определили две линии работы это санитарно - просветительская, где я проводила консультации, приглашаем специалистов центра здорового образа жизни «Познай себя», семинар по ОБЖ ребенка в условиях семьи «Ценности здорового образа жизни», практикум по закаливанию, массажа рук и подошв, гимнастика для глаз.

В начале года также провела опрос родителей позволяющий изучить культуру здоровья семьи. Искренность ответов позволяет нам эффективно осуществлять работу по воспитанию здорового образа жизни в семьи.

  • 36% - родителей делают зарядку утром вместе с детьми дома;
  • 58% - детей посещают утреннюю гимнастику в доу;
  • 65% - проводят выходные на свежем воздухе / турбазы/;
  • 26% - посещают с детьми спорткомплексы города;
  • Всего 10% - считают, что ведут здоровый образ жизни.

В целях формирования здорового образа жизни в семье активно использую такие формы как родительский тренинг, обмен семейным опытом, круглый стол «Осторожно, Микробы!», презентация детского альбома «Здоровый образ жизни», викторина «Веселая азбуковедения» в семейном клубе «Заботливых родителей».

Также продолжает работать «Программа минимум», которую разработала совместно и приняли единогласно с родителями ещё в средней группе:

  • полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и на ночь;
  • ежедневно бегать в медленном темпе достаточно длительное время;
  • разминаться после пробуждения;
  • уметь расслабляться, гасить отрицательные эмоции;
  • уметь избегать опасностей;
  • мыть руки после еды, после посещения туалета;
  • ежедневно менять носочки, трусики, носовые платки.

Уметь стирать их самому;

  • заботится о чистоте окружающей среды /группе, участке, клумбе, в зимнем саду/;
  • не есть овощи и фрукты не мытыми;
  • следить за своей осанкой. Уметь красиво двигаться.

Знать как правильно вести себя в общественных местах; /углубить чувства и продолжать укреплять привычки поведения у ребят, доброжелательные отношения к взрослым, и поступить соответственно нормами и правилами поведения/.

  • уважать друг друга. Чутко относиться к тем, у кого есть различные отклонения или недостатки (дефект речи…)
  • умение контактировать с другими людьми.

Средством решения этих задач выбрала разностороннее взаимодействие с первоклассниками школы № 45, в число которых, входят бывшие выпускники нашего детского сада. В начале года провели совместное спортивное развлечение «Букварь спорта» в школе. Дети проявили настороженность: их испугало большое помещение, чужие взрослые и учителя. Стало необходимым в проведении неоднократных экскурсий: дети побывали в спортивном зале, библиотеке, в актовом зале, столовой. Дети освоились, и стали хорошо ориентироваться в школе, у них появились друзья. Встречи в спортивных залах школы и детского сада стали постоянными.

Недавно к нам в детский сад пришли школьники на спортивный праздник «Осенние старты». Во время соревнований дети школьники были скованны, чувствовалась неуверенность в своих силах, а мотивы к победе, скорость и качество у дошколят, как выяснилось, сильней, чем у школьников, и результат этого 1 место у команды дошколят.

Встреча показала, что наши воспитанники физически более крепкие и выносливее, осознанно относятся к собственному здоровью и занятиям физкультурой и спортом.

Задача, которую я ставила перед собой это: укрепление здоровья детей, сознательно относиться к собственному здоровью, об этом говорит динамика снижения заболеваемости в 2 раза. На фоне высокого уровня здоровья отмечаем стабильное усвоение познавательного материала, успешной подготовки к школе.

Даже если наши дети и не станут великими спортсменами, но уверенна, проводимая работа о формирование здорового образа жизни позволяет надеяться, что большая часть наших детей будут заниматься разными видами спорта, так как занятия спортом стало одним из их любимых занятий.

Литература.

  1. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» И.М. Новикова.
  2. «Диагностика культуры здоровья дошкольников» В.А. Деркунская.
  3. «Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5– 8 лет» Л.Ф. Тихомирова.
  4. «Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками» Е.А. Алябьева
  5. «Будь здоров» оздоровительная технология Д/С №97 «Светлица»
  6. «Оздоровление детей в условиях детского сада»
  7. «Система организации физкультурно – оздоровительной работы с дошкольниками» Борисова Е.Н.
  8. «Главное чудо света» Г.Юдин

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста

Талькова Л. К.,

инструктор по физической культуре

Максимова А. А.,

заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе МБДОУ «Детский сад № 84 "Голубок"», г. Норильск, Красноярский край, Россия

Цель статьи - раскрыть основы формирования представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, представить опыт работы дошкольного учреждения по использованию оздоровительной технологии «Здоровье - в наших руках».

Ключевые слова: здоровый образ жизни, оздоровительная технология, валеология, дошкольное учреждение.

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально - демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Это связано с массой негативных явлений современной жизни: тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи. Многочисленные научные исследования свидетельствуют: рост отклонений в состоянии здоровья происходит в период пребывания детей в дошкольных учреждениях, учреждениях среднего образования. С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Особенно остро эта проблема обозначена на Севере. На здоровье дошкольников, проживающих в Норильске, оказывает влияние неблагоприятное состояние экологии: нарушение экологического равновесия, выбросы газа. В нашем регионе климатические условия представляют собой сложный комплекс отрицательных факторов в отношении воздействия на детский организм. Среди объективных факторов здорового образа жизни детей выделяются следующие:

- «качество окружающей среды» (состояние воздуха, воды, почвы), продуктов питания, жилища, одежды;

Социально-экономические условия;

Образ жизни;

Организация предметно-пространственной среды;

Организация воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ.

«Назрела необходимость широкого привлечения дошкольных образовательных учреждений к решению важной национальной проблемы- сохранения и укрепления здоровья детей путем создания условий для их гармоничного развития и для систематического проведения профилактической и оздоровительной работы, вовлечения родителей в этот процесс». [Лещенко М, 2008-2011,с.5]. «Не следует также забывать, что только в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным

результатам». [Куркина И.Б.,2008,с.3]. У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

Активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

Заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

Дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности.

Поэтому мы считаем, что у ребенка - дошкольника необходимо формировать навыки здорового образа жизни посредством формирования элементарных знаний о своем организме и о факторах, влияющих на него. Чем раньше ребенок получит представления о строении своего тела, узнает о важности закаливания, движения, правильного сна, тем раньше он будет приобщен к здоровому образу жизни. В связи с этим возникла необходимость создания оздоровительной технологии «Здоровье - в наших руках», адаптированной к условиям Крайнего Севера. Цель нашей работы: разностороннее и гармоничное развитие ребенка, обеспечение его полноценного здоровья, развитие движений и физических качеств, формирование убеждений и привычек здорового образа жизни. В соответствии с целью определены следующие задачи:

1. Определить факторы и условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников;

2. Поддерживать стремление дошкольника к самопознанию и создавать условия для внутренней активности личности;

3. Формировать навыки саморегуляции поведения ребенка, направленные на осознанное сохранение и укрепление своего здоровья;

4. Направлять совместную работу педагогического коллектива ДОУ и родителей на воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.

В процессе работы нами выделены и апробированы условия формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у дошкольников:

Создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, наполненной терминами, символами, атрибутами, традициями культуры здорового образа жизни;

Создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности;

Наличие моделей поведения людей, придерживающихся здорового образа жизни в ближайшем окружении ребенка;

Активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера;

Учет индивидуальных психофизиологических типологических особенностей детей при организации занятий оздоровительно-педагогической направленности.

С целью более прочного усвоения знаний, умений и навыков работа по формированию здорового образа жизни должна осуществляется с опорой на различные анализаторы:

Зрительный (привлечение схем и условных изображений, наглядного материала: правила поведения в спортивном зале, картинок, иллюстраций и др.);

Тактильный (работа с раздаточным материалом - массажные мячи, массажные кольца и т.д.);

Слуховой (восприятие информации на слух);

Двигательный (выполнение упражнений, подвижные игры, игры -эстафеты и т.д.).

Опыт работы по созданию оздоровительной технологии показал необходимость

тесной связи воспитательно-образовательного и воспитательно-оздоровительного

направлений. Воспитательно-образовательная работа с детьми, направленная на формирование потребности в здоровом образе жизни состоит из нескольких разделов:

- «Знай свое тело» (валеология). Дети получают элементарные представления о строении и функциях некоторых органов своего организма (сердца, мозга, костей и др.) рассматривается влияние на работу этих органов различных форм поведения.

- «Соблюдай правила гигиены». Особое внимание уделяется формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены.

- «Скажи «нет» вредным привычкам». Параллельно профилактике вредных привычек идет закрепление полезных привычек.

- «Занимайся физкультурой». Совместно с детьми выявляются значимость движения для здоровья, польза подвижных игр и занятий спортом.

- «Соблюдай режим дня». Работа направлена на воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов.

- «Следи за датчиком настроения». Дети получают представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье.

Комплекс оздоровительных мероприятий, проводимых в дошкольном учреждении, направлен на сохранение и укрепление здоровья детей, снижение уровня заболеваемости, снятие эмоциональной напряженности. Он состоит из следующих разделов: закаливание, физкультурно-оздоровительная работа, лечебно-профилактическая работа. Лечебно-профилактическая работа включает в себя: дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, корригирующую гимнастику, психогимнастику и тренинги (проводит педагог-психолог), самомассаж, фитолечение, витаминизацию. В рамках физкультурно-оздоровительной работы проводятся следующие мероприятия: физкультурные занятия, закаливающие процедуры, оздоровительный бег, динамические часы, подвижные и спортивные игры, игры-эстафеты, спортивные секции, хореография, дни здоровья, развлечения, досуги, выставки детской продуктивной деятельности, занятия в тренажерном зале, "Дорожки здоровья" (массажные коврики, массаж стоп, рук).

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада. Для старшего возраста устанавливается свой режим, соответствующий детям данной возрастной категории. Режим дня - это «не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение» [Алямовская В.Г,2006,с.19]. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек, навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Большое значение на формирование представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни оказывают подвижные игры. Проводятся они на занятиях, во время прогулок и в промежуточные интервалы между занятиями. Подвижные игры обязательно включаются и в музыкальные занятия. Игры дошкольников организует воспитатель, но чаще всего сами дети. «Как правило, дети играют небольшими группами. Чувство радости, самостоятельности в игре стимулирует старших дошкольников стремиться к еще большей физической активности и к организации здорового образа жизни». [АлямовскаяВ.Г,2006,с.19]. Процесс формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни тесно связан с воспитанием у них любви к чистоте, опрятности, порядку. Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществляется во время прогулок. Каждая прогулка может иметь определенное содержание. Так, воспитатель для прогулки планирует ряд подвижных игр, сбор природного материала для дальнейшей работы с ним в группе, эстафету, соревнования, «полосу препятствий», элементы спортивных игр и т.д. С целью оптимизации режима проведения прогулок

продумана система быстрого реагирования - в актированные дни прогулки организуются в помещении, при сниженной температуре воздуха до -13С, при этом задействуются все функциональные помещения ДОУ. Нами разработаны конспекты прогулок, учитывающие разнообразие деятельности детей. Особое внимание уделяется созданию и накоплению в детском коллективе обычаев и традиций здорового образа жизни: проведению минуток здоровья, «психологической разгрузки» в течении дня, познавательных минуток «Беседы о здоровье», системы занятий «Познай себя», «Школа гигиены» и др. Устойчивая мотивация ведения здорового образа жизни возникает у детей дошкольного возраста в процессе подражания. Особенно велика роль примера родителей при воспитании детей. Родительское требование к себе, родительское уважение к своей семье, родительский контроль над каждым своим шагом - вот первый и самый главный метод воспитания», - пишет выдающийся педагог А. С. Макаренко.

«Сотрудничество педагогов и родителей в этом направлении, их сознательная деятельность по преобразованию здоровьесозидающего пространства и использованию здоровьесозидающих практик в педагогическом процессе позволяют ребенку укрепить свою внутреннюю позицию и действовать целенаправленно в соответствии с критериями ведения здорового образа жизни». [Меличева М.В,2007.,с.34].

Поэтому одной из основных задач работы дошкольного учреждения является -сотрудничество с родителями: найти в родителях единомышленников, активных сторонников оздоровительной технологии.«Становясь активным субъектом педагогического процесса, родители приобретают и накапливают практический опыт и теоретические знания о дошкольном периоде детства, что поможет здоровому и гармоничному развитию их ребенка»[Меличева М.В.,2007с.112]. Нетрадиционные формы сотрудничества инструктора по физической культуре, педагогов и родителей нашего дошкольного учреждения повышают эффективность формирования культуры здоровья дошкольников:

Информационно - аналитические (проведения анкетирования, социологических срезов, опросов «Родительская почта», «Телефон доверия», «Виртуальная приемная»);

Наглядно-информационные (информационные проспекты «Вести с группы», открытые посещения родителями учреждения, совместная организационная деятельность, совместные досуги и развлечения, выпуск газет, организация мини-библиотек, презентации семейных творческих проектов, странички сайта, фотовыставки и выставки детских работ);

Познавательные (семинары-практикумы, устные педагогические журналы по обучению родителей методам оздоровления, принципам ведения здорового образа жизни, по ознакомлению с основными показателями формирования культуры здоровья детей, семейный клуб, педагогическая гостиная, вечера вопросов и ответов, консультации:"Режим дня дома", "Спортивный уголок дома", "Зарядка всем полезна", "Подвижные игры с детьми дома", "Правила движения должны все знать без исключения", домашние задания);

Досуговые (совместные досуги, праздники, туристические походы, спартакиады, турниры, участие родителей и детей в акциях, экскурсиях).Родители вместе с детьми участвуют в выставках рисунков на тему "Здоровья и физкультуры", "Спортивная эмблема семьи", "Спортивное генеалогическое древо"; конкурсах, викторинах на тему здоровья и спорт ("Семейный марафон", "Папа, мама, я - спортивная семья", "Вместе с мамой"). Такие формы использовались и раньше, но мы изменили принципы общения педагогов и родителей. Мы стремимся к диалогу, открытости, отказу от критики и оценки партнера, задействуем методы активизации. Например, проводим родительские собрания по типу популярных телепередач, часто используем видеозаписи детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений. Именно поэтому родители с удовольствием посещают собрания, интересуются развитием и воспитанием детей,

вносят изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками. Для поддержания «обратной связи» с семьей мы разработали комплекс домашних заданий родителям на выходные дни. Цель таких домашних заданий - приобщить семью к основам ЗОЖ и закрепить у детей навыки, прививаемые в детском саду. С этой же целью родителей активно привлекаем к сотрудничеству с социокультурным окружением, участию в городских мероприятиях, акциях. Применение различных форм взаимодействия с родителями помогает повысить эффективность деятельности по оздоровлению детей и сформировать устойчивые стереотипы здорового образа жизни в своей семье. Осуществляя физкультурно-оздоровительную работу в нашем детском саду, нам удается воспитывать в ребенке потребность к здоровому образу жизни. Данные опроса детей, наблюдений педагогов и анкетирования родителей в целом совпадают и указывают на устойчивую положительную тенденцию. Самый объективный и основной показатель работы с детьми - это улучшение здоровья малышей. Мы отмечаем положительную динамику состояния здоровья детей: количество случаев заболевания детей нашего ДОУ снизилось в 1,3 раза, индекс здоровья возрос в 2, 7 раза. Наши выпускники активны (47 % успешно занимаются в спортивных секциях города), любознательны, выносливы, легко адаптируются в школьных условиях, обладают всеми качествами гармонически развитой личности. Таким образом, формирование культуры здоровья дошкольника происходит наиболее успешно при условии сотрудничества педагогов и родителей; формирование представлений здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья, изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными. Именно поэтому детский сад должен стать для ребенка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.

Литература

1. Алямовская В.Г. Современные подходы к оздоровлению детей в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / В. Г. Алямовская // Дошкольное образование: прил. к газете «Первое сентября». - 2006. - 16-31 июля (№ 14).

2. Куркина И.Б. Здоровье - стиль жизни. Современные оздоровительные технологии в детских садах,- СПб: Образовательные проекты; 2008, с.3

3. Лещенко М. Анатомия и физиология дошкольника.//Здоровье дошкольника. 2008-2011, с.5

4. Меличева М.В. Культура здоровья дошкольников в кругообороте праздников года, методическое пособие для воспитателей детских садов, организаторов семейных клубов, учителей начальной школы, Санкт-Петербург, 2007, с.34,112.

Разучивание и проведение подвижных игр.

- «Мы весёлые ребята» Цель : учить детей действовать по сигналу, перебегать с одной стороны площадки на другую быстро с увёртыванием. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

-«Мышеловка» Цель: учить детей бегать под сцепленными руками в круг и из круга, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

«Карусель» Цель: учить детей ходить и бегать с ускорением и замедлением темпа по кругу в соответствии с текстом. Развивать умение двигаться по кругу по часовой стрелке и в противоположном направлении.

«Ловишки - перебежки»Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую с увёртыванием, формировать умение действовать по сигналу. Развивать быстроту, ловкость.

«Караси и щука» Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, по сигналу прятаться за камешки, приседая на корточки. Развивать ловкость, быстроту, ориентировку в пространстве.

«Хитрая лиса» Цель: учить детей бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу, ориентироваться на площадке. Развивать ловкость, быстроту.

«Бездомный заяц» Цель: учить детей бегать быстро, стараясь занять домик. Развивать внимание, быстроту реакции на сигнал.

«Гуси - лебеди» Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую, чтобы не запятнали. Развивать умение действовать по сигналу, ловкость, быстроту.

«Ловишки» (с ленточками) Цель: учить детей бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу быстро. Развивать ориентировку в пространстве, умение менять направление.

«Коршун и наседка» Цель: учить детей двигаться в колонне, держась друг за друга крепко, не разрывая сцепления. Развивать умение действовать согласованно, ловкость.

«Пустое место» Цель: учить детей быстро бегать наперегонки в противоположные стороны. Развивать быстроту реакции, внимание.

«Мороз – красный нос» Цель: учить детей перебегать в рассыпную с одной стороны площадки на другую, увёртываясь от ловишки, действовать по сигналу, сохранять неподвижную позу. Развивать выдержку, внимание. Закрепить бег с захлёстом голени, боковой галоп.

«Краски» Цель: учить детей бегать, стараясь, чтобы не догнали, прыгать на одной ноге, приземляясь на носок полусогнутую ногу. Развивать ловкость, быстроту движений, умение менять направление во время бега.

«Удочка» Цель: учить детей подпрыгивать на двух ногах стоя на месте, приземляясь на носки, полусогнутые ноги. Развивать ловкость, быстроту, глазомер.

«Охотники и зайцы» Цель: учить детей прыгать на двух ногах с продвижением вперёд врассыпную, действовать по сигналу. Закреплять умение бросать мяч стараясь попасть в зайцев. Развивать ловкость, глазомер.

«Сбей кеглю» Цель: учить детей катать мяч, стараясь сбить кеглю с расстояния 1,5-2м., бегать за мячом, предавая другим детям. Развивать глазомер, силу броска.

«Подбрось - поймай» Цель: учить детей подбрасывать теннисный мяч и ловить его, прокатывать товарищу. Развивать глазомер, ловкость, координацию движений.

«Попади в обруч» Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь. Развивать глазомер, точность броска.

«Серсо» Цель: учить детей бросать деревянные кольца, стараясь их забросить на «кий» (деревянная палка), развивать ловкость, глазомер.

«Кольцебросы» Цель: учить детей набрасывать кольца на колышки, стараясь набросить как можно больше колец. Развивать глазомер, ловкость, выдержку.

«Совушка» Цель: учить детей действовать по сигналу, бегать, врассыпную имитируя птиц, сохранять неподвижную позу. Развивать равновесие.

«Жмурки» Цель: учить детей бегать по площадке врассыпную, двигаться с завязанными глазами, слушая предупредительные сигналы. Развивать умение быстро перемещаться по залу, ловкость, быстроту действий.

«Второй лишний» Цель: учить детей быстро бегать по кругу, становясь впереди ребёнка. Развивать внимание, реакцию. Воспитывать интерес к подвижным играм.

«Эстафета парами» Цель: учить детей бегать в парах, держась за руки стараясь прибежать к финишу вперёд своих соперников. Развивать выносливость, ловкость.

«Волк во рву» Цель: учить детей перепрыгивать ров, шириной – 70-100см, с разбега, стараясь, чтобы не осалил волк. Развивать ловкость, быстроту движений.

«Ловишка с мячом» Цель: учить детей бегать врассыпную в зале, образовывать круг, бросать мячом в движущуюся мишень – ребёнка. Развивать умение действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга. Воспитывать выдержку.

«Стоп» Цель: Учить детей ходить по площадке, выполняя ритмичные шаги в соответствии со словами ведущего, по сигналу «Стоп1» останавливаться, стоять не двигаясь. Развивать умение двигаться по сигналу, равновесие.

- Тренинг : правильная осанка. Самостоятельная деятельность детей в центре «Здоровячек» с нестандартным физкультурным оборудованием,

Показать приемы и упражнения по формированию правильной осанки.

В группе и на улице вынести игры «Кольцеброс», «Дартс», «Кегельбан»

Д/и с мячом : «Летние виды спорта», «Что вредно, что полезно», «Какой орган, что делает»; Д/и «Что сначала, что потом», «Режим дня»,

Спортивный праздник «Малые олимпийские игры»

Загрузка...
Top