Карате для детей: польза и противопоказания. Что развивают занятия карате

Япония — страна, традиционно знающая толк в единоборствах. Это объясняется и традициями, и менталитетом жителей, и особой культурой островного, обособленного восточного государства. Одним из самых популярных видов боевого искусства является карате (нередко можно встретить написание каратэ ). Его особенность — в безусловной эффективности: противники минимально контактируют друг с другом во время поединка, стараясь наносить разящий удар в определенную точку, чтобы завоевать победу.

Это непростое, но увлекательное занятие давно завоевало уважение и любовь у представителей других государств и континентов. Не осталась в стороне и Россия. В частности, и в нашем городе есть специализированные секции, студии и другие спортивные объединения, в которых ребята под руководством опытных тренеров научатся технике, тактике и философии карате, эффективным приемам и другим тонкостям.

Карате — занятие для тех, кто хочет быть не только здоровым и сильным, но и уверенным в себе. Всего этого можно достичь желанием, упорными тренировками, и результат — развитие мускулатуры, повышение выносливости и ловкости, внимательности, координации — не заставит себя долго ждать.

Как правильно завязать пояс в киокушинкай

Киокушинкай - один из самых зрелищных разделов карате, который отличается своими традициями и особой философией. Немаловажной составляющей в нем являются и разноцветные пояса. У каждого из них - свое символическое значение. Естественно, во время тренировок и выступлений следует правильно его носить. Чтобы завязать пояс по всем правилам, сначала необходимо убедиться, что два его конца отведены за спину, затем, стягивая пояс за спиной, его концы надо протянуть вперед (при этом важно, чтобы они были одинаково вытянуты по длине), а в завершение всего оба конца завязать на животе плоским узлом. Оставшаяся длина пояса должна быть в пределах 15-20 см. Что и говорить: серьезное искусство - серьезные правила, в которых важна точность и расчет.

Как выбрать кимоно для новичка

Любое единоборство - и карате не исключение - предполагает особую форму и экипировку. В данном случае - кимоно, которое необходимо выбирать с учетом роста ученика. Также немаловажен уровень его подготовки. Для новичка лучше всего купить кимоно из стопроцентного хлопка саржевого переплетения. Важна даже плотность формы: рекомендуют 190 граммов на квадратный метр. Такая ткань отличается мягкостью и легкостью, что будет удобно для ребенка. Стоит помнить о том, что кимоно может «сесть» после нескольких стирок, поэтому выбрать его нужно с запасом до десяти сантиметров.

Самообладание, отличная физическая форма и умение за себя постоять – вот что дают восточные единоборства всем, кто их изучает. И начинать, конечно, лучше с детства, чтобы боевые искусства для ребенка стали привычной частью жизни.

На сайтах спортивных клубов нередко можно увидеть объявления, где обучение какому-либо виду восточных единоборств начинается с 4 лет. На самом деле это надо понимать так: с указанного возраста плюс следующие 1–2 года с детьми станут в основном заниматься оздоровительной гимнастикой (прыжками, растяжкой, кувырками и т.д.). Позже добавится отработка «правильных» падений. Более серьезные вещи, связанные с техникой восточных единоборств, изучаются позже: начальная подготовка – обычно в 10–12 лет, а учебно-тренировочные занятия – в 12–14 лет.

Польза занятий в спортивных секциях для детей

Прежде чем записать ребенка к тому или иному тренеру, родителям стоит навести справки: узнать, работает ли он в системе образования, имеет ли необходимые лицензии, относится ли к какой-либо федерации (тогда ответственность за действия тренера будет нести эта организация), поинтересоваться спортивными успехами учеников мастера, мнением детей и родителей. И только после этого записывать своего ребенка в спортивную секцию.

Профессиональный тренер в спортивной секции для детей никогда не заставит ребят драться по-настоящему. Жесткие удары и захваты на тренировках не практикуются – вместо этого ребята учатся имитировать настоящую атаку, останавливая потенциальный удар в сантиметре от болевой точки противника, а также вовремя уходить от нападения.

Восточные единоборства призваны развивать в человеке не только силу и ловкость, но и духовное начало. Для детей оно прежде всего заключается в самоконтроле и дисциплине. Она на тренировках железная. Ребятам запрещено разговаривать друг с другом, носиться по залу и перебивать тренера. Кстати, замечено: 5–6-летним детям легче научиться соблюдать спортивные правила, чем 7–8-летним, поскольку у младших школьников уже сложились определенные поведенческие стереотипы, изменить которые очень непросто.

Совет врача
Возрастные нормы для начала занятий восточными единоборствами ориентировочны. Некоторые дети опережают сверстников в физическом развитии на 2–3 года. Они могут приступить к занятиям спортом раньше. Тренер и спортивный врач помогут родителям решить вопрос о начале тренировок.

Постепенно к общефизической подготовке в занятия добавляется отработка движений выбранного единоборства (например, катов в карате). На этих упражнениях строится вся техника боевого искусства для ребенка. Важно, чтобы ребенок запомнил приемы на мышечном уровне, поэтому без многочисленных повторов не обойтись. Отрабатывая удары на «лапах» (специальных мягких тренировочных приспособлениях), перед зеркальным отражением, ребенок шлифует технику восточного единоборства, нарабатывает основные боевые качества: скорость, силу, гибкость.

Теперь следует рассмотреть конкретные особенности популярных восточных единоборств, поскольку выбор того или иного направления нужно делать не под влиянием романтических представлений, а опираясь на знание их особенностей – естественно, в контексте детских возможностей.

Ушу для детей

Одна из самых древних систем физического и духовного совершенствования возникла в Китае более двух тысяч лет назад. В этой стране ушу и по сей день не просто вид боевого искусства, а система воспитания человека. Упражнения ушу, выполняемые неторопливо, напоминают оздоровительную гимнастику, однако каждая форма ушу имеет боевое применение. Дети могут приступить к занятиям с 5 лет, но лучше – лет в 7–8.

Отдельные комплексы упражнений ушу для детей обладают хорошим лечебным действием при заболеваниях суставов, искривлении позвоночника и нарушении развития опорно-двигательного аппарата. Гимнастика в данном виде единоборства дает равномерную нагрузку на все группы мышц. Занятия ушу для детей полезны для девочек. А еще ушу для детей как нельзя лучше подходит для медлительных ребят, которые, прежде чем решиться что-то сделать, долго думают.

Ушу для детей – единственный вид единоборств, у которого нет противопоказаний . Одни и те же упражнения индивидуально воздействуют на каждого, являясь одновременно методами физической тренировки и оздоровления организма.

Это факт
Занятия восточными единоборствами противопоказаны при всех острых и хронических заболеваниях в стадии обострения, умственной отсталости, эпилепсии, травмах головного и спинного мозга и их последствиях, сосудистых заболеваниях головного и спинного мозга и их последствиях, ревматических болезнях, системных заболеваниях соединительной ткани, болезнях крови и кроветворных органов, заболевания зрительного нерва, нарушениях двигательного аппарата глаз.

Айкидо для детей

Айкидо для детей - еще один вид восточных единоборств, рекомендованных девочкам. Это техника защиты, которая построена на перехвате рук нападающего. Траектории движения самого «бойца» плавны и по форме напоминают описывание окружностей. В айкидо для детей много плюсов: разминка включает в себя элементы самомассажа и постановку правильного дыхания. Впоследствии ребенок учится «просчитывать ходы», т.е. предугадывать действия противника. Главный результат практики айкидо для детей – это высокая степень координации: подвижные, гибкие движения, свободные от мускульной зажатости.

Дзюдо для детей

В дзюдо для детей полностью отсутствуют любые удары в голову и туловище противника. Основной принцип дзюдо – умение использовать вес тела и силу соперника против него самого. В этом смысле дзюдо напоминает айкидо. Отличие в том, что в дзюдо для детей меньше задействована физическая сила самого человека и больше «хватов» за одежду, а не за руки, чтобы «враг» потерял равновесие. Дзюдо позволяет тренировать силу воли, выносливость и спокойствие. Агрессия здесь полностью вытеснена духом соперничества, единоборства, стремлением к спортивному поединку.

Дзюдо нельзя заниматься детям с патологией шейного отдела позвоночника, аномалиями развития, болезнями суставов, сердца, почек, глаз.

Карате для детей

Это японское боевое искусство без оружия. В дословном переводе карате означает «пустая рука». Существует много стилей карате – шотокан, годзю-рю, киокушинкай и др. В одних делается акцент на растяжку, в других – на вращения и броски и т.д. Главное – понять, на что делается упор в данной секции – на контактный или бесконтактный бой в перспективе. Бесконтактный стиль карате для детей наиболее оптимален для девочек, поскольку снижает риск травм, и полезен вообще для детей тем, что развивает внимание, быстроту и точность реакции. В дальнейшем бесконтактное карате для детей станет идеальной базой для закрепления навыков самообороны.

Занятия карате развивают быструю и точную реакцию, ловкость и выдержку, внимание. Техника предусматривает работу большого количества мышц, что создает прекрасные условия для общей тренировки, развивает координацию и ловкость, позволяет поддерживать хорошую спортивную форму. На занятиях карате для детей ребенок учится взаимодействовать с другими детьми, контролировать свои эмоции, быть готовым к трудным ситуациям.

Но не всем можно заниматься карате. В данном виде спорта много резких движений, поворотов, прыжков – это противопоказано при любых формах сколиоза, болезнях глаз, артритах и диспластическом синдроме.

Джиу-джитсу для детей

История «мягкого искусства» (а именно так переводится это название с японского) уходит корнями в древность. В стиле джиу-джитсу можно заметить приемы дзюдо, айкидо, карате. Неудивительно, ведь все эти единоборства вышли из джиу-джитсу. В его основе лежит сочетание ударной и бросковой техник с силовым воздействия на суставы. Цель приема – вывести обидчика из равновесия, остановить, а затем применить болевой или удушающий прием. Естественно, что на занятиях джиу-джитсу для детей дошкольники и младшие школьники отрабатывают приемы при помощи бесконтактного джиу-джитсу.

Джиу-джитсу для детей особенно рекомендуется детям с повышенной агрессивностью. Подобные занятия учат не только основам самообороны, они помогают контролировать внутреннее состояние, бороться со слабостью, нетерпением и злобой. Многие родители приводят детей в джиу-джитсу не ради спорта, а для воспитания. Кроме того, этот вид единоборства учит самоконтролю, дисциплине, осознанию собственного достоинства.

Однако джиу-джитсу для детей противопоказано при любых заболеваниях опорно-двигательного аппарата и нервной системы.

Таэквондо для детей

Особенность данного вида спорта – уникальная техника ударов ногами. По своим принципам это оборонительная техника, основанная прежде всего на скорости, а не на силе человека. Таэквондо для детей подходит как гиперактивным непоседам, от которых стонут родители и воспитатели, так и робким тихоням, боящимся даже намека на конфликт и оттого вечно обижаемым. Для первых таэквондо для детей – прекрасный способ выплеснуть энергию, научиться сочувствию более слабым, укрепить лидерские качества. Для вторых данный вид восточного единоборства послужит источником уверенности в себе. Тренер поможет застенчивому малышу побороть свои страхи, воспитать силу духа и научиться давать отпор при необходимости.

Впрочем, таэквондо для детей нельзя заниматься при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почек, опорно-двигательного аппарата.

По большому счету, почти каждому ребенку, даже самому слабенькому и неагрессивному, можно подобрать подходящее восточное единоборство. Впереди школа, где очень важно чувствовать себя уверенно среди сверстников. Когда ребенок знает, что сможет за себя постоять, то он живет в мире с самим собой, а это уже является фундаментом здоровья в широком смысле.

Планируете записать своего ребёнка на занятия по каратэ? Хотите сделать из него сильную личность? Волнуетесь, когда Ваш малыш задерживается по дороге из школы? Отдайте его в нашу секцию! Детская школа каратэ Будо-Академии– это спортивный клуб, который сделает из Вашего ребёнка настоящего опытного спортсмена, это специально созданные условия, которые помогают воспитать в ребёнке смелость, целеустремлённость и тягу к достижениям высот в различных видах восточных боевых искусств! Детские секции каратэ для детей Клуба Боевых Искусств «Будо-Академия» в Москве позволяют с малых лет взрастить зёрна отваги, чтобы Ваш малыш мог смело смотреть в лицо опасности и в случае прямой угрозы эффективно защитить себя.

Программа занятий каратэ для детей в Будо-Академии предназначена как для начинающих, так и для опытных молодых каратэков.

Наша методика обучения оправдывает себя годами. Секция каратэ для детей в Москве приглашает детей от 4 лет на занятия по каратэ. Многие спросят: «В чем польза отзанятий каратэ для дошкольников?». Наши тренировки нацелены на развитие общей физической подготовки, а также на формирование и развитие специальных умений и навыков. Надо помнить, что каратэ развивает детей не только физически, но и духовно!

Каратэ для школьников подходит идеально как для мальчиков, так и для девочек и реализует цели всестороннего гармоничного развития через спорт детей от 7лет и старше. Благодаря занятиям каратэ продолжают развиваться ловкость, гибкость, координация, сила, растяжка, выносливость, коммуникативные навыки, укрепляется иммунитет, симметрично формируется мышечный каркас.

Лучшие ученики ежегодно достойно защищают имя Будо-Академии на местных, национальных и международных соревнованиях по каратэ, занимая престижные призовые места. Каждый год увеличивается число ребят, имеющих спортивные разряды и звания «кандидат в мастера спорта» и «мастер спорта» по виду спорта «всестилевое каратэ».

и с достоинством защищающих имя своей академии на национальных и международных соревнованиях. Каждый год в нашей академии занимают престижные призовые места, каждый год наши ряды пополняются квалифицированными мастерами спорта. Каратэ развивает детей и взрослых не только физически, но и духовно!

В будо академии работают дипломированные профессионалы своего дела, которые ценят боевые искусства и в лучших традициях японской культуры воспитывают своих учеников. Детская школа каратэ – это опытные специалисты, действующие спортсмены, участники Олимпийских игр, постоянно защищающие имя нашего клуба на всероссийских и мировых соревнованиях.

Мы ежедневно совершенствуем технику ведения боя как в себе, так и в наших учениках. Каратэ для детей предназначено для начинающих и для опытных молодых каратистов.

Будо академия – это не только детские тренировочные залы по Москве, но и мужские, женские и даже комбинированные группы. Также мы приобщаем к каратэ дошкольников в возрасте от 4-х лет, проводим как групповые, так и индивидуальные занятия для любых возрастов. Узнать ежемесячную цену, цены на обязательные атрибуты каратиста: форму, капы и т.д. можно у Вашего персонального тренера.

Как достигнуть хороших результатов?

Опыт каратэ для детей показывает, что наибольший враг для каждого человека это не уличный хулиган, который не вовремя вынырнул из-за угла, а собственные страхи, вынашиваемые многими людьми. Наши занятия в короткие сроки помогают достичь не только хороших результатов в отработке техники боевого искусства, но и справится с самым сильным противником любого человека – паникой или излишними волнениями. Посещая каратэ для детей, Ваш малыш просто не заметит, как переступит через собственные необоснованные, призрачные страхи. В любой момент Вы можете увидеть, какие результаты дадут ему наши тренировки.

Секция каратэ для детей в Москве воспитывает в них не только силу, быстроту реакции и точность ударов, но и дух! Ведь моральная и психологическая способность противостоять опасности – залог победы над любым, даже неравным по весовой категории соперником.

Какому боевому искусству мы можем научить?

Вниманию читателей предлагается авторский материал известной каратистки Александры Нечай (Кишкиной) - Мастера спорта России, Мастера спорта международного класса, Чемпионки мира по Вадо-кай и многократной призерки российских и международных соревнований.

Сейчас Александра ведет успешную тренерскую деятельность, а в данном материале делится знаниями и опытом о том, как правильно организовать тренировку детей 5-6 лет.

На сегодняшний день очевидно, что многие виды спорта существенно «помолодели». И каратэ-до в ключе данной тенденции не является исключением: если 15 лет назад 8-летних каратистов можно было встретить далеко не в каждой секции, то сегодня на татами можно увидеть и шестилетнего бойца. Процесс это предсказуемый, ожидаемый и имеющий вполне закономерные объективные причины. В первую очередь, это приобретающее все более массовый характер стремление к здоровому образу жизни. Кроме того, чрезвычайно высокий уровень детской заболеваемости и поголовная компьютеризация подрастающего поколения заставляет родителей задуматься об укреплении физического здоровья своих чад, что само по себе невозможно без адекватной физической нагрузки. Также в геометрической прогрессии растет количество малышей с синдромом гиперактивности. Немало родителей готовы отдать в спортивную секцию уже трехлетнего малыша. Все эти обстоятельства обусловили приток в спортивные секции деток дошкольного возраста.

На мой взгляд, это положительная тенденция: тренер получает возможность более широкого выбора талантливых ребят, да и задача воспитания здорового поколения становится более реальной. Вместе с этим, перед тренером, работающим с дошкольниками, встает архисложная задача: научиться работе с маленькими детьми, суметь привить им любовь к спорту и труду над собой, суметь поддержать ее в течение многих лет и вырастить из «желторотиков» взрослых спортсменов.

У многих тренеров возникают сложности в работе с малышами. Основными из них являются непослушание и, как следствие, низкий уровень овладения навыками боевого искусства. Обычно, на начальном тренировочном этапе такая возрастная группа напоминает собой наглядную модель броуновского движения. Выполнение простого упражнения всей группой одновременно порой кажется невозможным, не считая бесконечно болящих голов, животов, и просто плохого настроения, потому что «у меня ничего не получится» или «я вчера в садике разбил тарелку, и воспитатель отругала». Зачастую, отлаженная система работы с более взрослыми воспитанниками здесь практически не работает. Таким образом, возникает насущная необходимость коррекции, казалось бы, уже налаженной системы тренировок, разработка новых ее форм и методов, адаптированных к работе с дошкольниками. В первые же недели работы с детками 5-6 лет становится очевидным, что это другая, инопланетная цивилизация, и чтобы иметь возможность ее тренировать необходимо научиться ее понимать.



В основе физического воспитания лежит главный принцип: физическая нагрузка должна приносить радость. И особенно это важно в нежном детском возрасте. Поэтому ее характер и объем должны соответствовать возрастным психологическим и физиологическим особенностям деток, а также особенностям современного воспитания.

Почему, собственно говоря, речь идет именно о пяти-шести летних ребятах, а как же дети более младшего возраста?

Набирать деток младше 5 лет (особенно в "смешанные" разновозрастные группы) по большому счету не имеет смысла. Достаточная физическая нагрузка для трех-четырехлеток имеет простой незамысловатый характер. Младшие дошкольники как физически, так и психологически не готовы к специальной деятельности. В этом возрасте детки только начинают воспринимать себя как отдельного человека, а не как конструкцию «я и мама», учатся осознавать свои и чужие границы, общаться со сверстниками и взрослыми, понимать свои эмоции и эмоции других людей. В этом возрасте часто возникает реакция отрицания всего и вся. При этом негативная реакция следует не на действие как таковое, а на сам факт требования или просьбы взрослого. Физические способности тоже пока не велики: многие детки только учатся прыгать, играть с мячом, стоять на одной ноге, не различают право и лево, не могут сосредоточить внимание на выполняемом деле более 5 минут. Для правильного физического развития в этом возрасте достаточно домашнего физкультурного уголка и веселого активного времяпрепровождения.

Ребятишки же пяти-шестилетнего возраста вполне адекватно способны усваивать не только упражнения общей физической подготовки, но также и успешно обучаться специальной технике каратэ. Именно поэтому стоит рассматривать 5-6 лет как первую возрастную ступень для начала обучения каратэ.

В первую очередь тренер, начиная работу с маленькими детьми, должен запастись огромным терпением, быть готовым ко множеству неожиданностей и к постоянному контакту с родителями.

Но будем разбираться во всем по порядку...

Спортивный отбор

Каратэ-до относится к тем счастливым видам спорта, для которых практически не существует каких бы то ни было особенных критериев отбора. Однако, принимая в секцию юных воспитанников, следует обратить внимание на некоторые моменты.

Первое, что должен сделать тренер, это отправить новоиспеченных учеников в поликлинику за справкой о состоянии здоровья. Не стоит недооценивать значение этой, казалось бы, прозаичной формальности. Как показывает мой опыт, некоторые родители даже не догадываются о наличии у собственных детей патологий в первую очередь сердечно-сосудистой и опорно-двигательной систем. Некоторые из них оказываются прямыми противопоказаниями к занятиям единоборствами, некоторые не являются противопоказанием, но требуют коррекции, а также индивидуального дозирования тренировочной нагрузки. Думаю, очевидным является дальнейший систематический контроль состояния здоровья воспитанников. Спортивная медицина рекомендует проходить диспансеризацию 2 раза в год.

В процессе занятий могут выявиться индивидуальные особенности детей, не являющиеся медицинским противопоказанием, но требующие особого внимания: синдром гиперактивности, задержки физического и психического развития и т.д. В этом случае особенно важно тесное общение с родителями малыша. Зачастую, родители деток с особенностями не готовы признать это перед тренером. Однако тут необходимо принятие совместного решения. Большинство родителей гиперактивных деток приводят их в спортивную секцию, чтобы чадо наконец «выбегалось». Однако, при некоторых видах гиперакативности занятия в секции каратэ усугубляют и без того непростое состояние ребенка. Обычно, такие ребятки не в состоянии более 3-5 минут заниматься упорядоченной деятельностью, а устав выполнять упражнения начинают активно отвлекать остальных участников группы. При этом любые попытки тренера прекратить хаотичное поведение ребенка приводит к его усилению и вспышкам агрессии. Такая особенность психики малыша требует индивидуальной специальной коррекционной работы, одним из важнейших условий которой является строжайшее соблюдение режима дня и специфическое дозирование физической и умственной нагрузки. Тренер не имеет возможности обеспечить такую коррекционную работу в условиях групповой тренировки.


Что касается задержек психического развития, если поведение ребенка не представляет угрозы для его собственной жизни и жизни других воспитанников, он может заниматься в секции каратэ, но главнейшей задачей в этом случае будет скорее социализация, чем достижение высоких спортивных результатов.

Физическое развитие

5-6 лет - возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка. Дети начинают осознавать широту собственных физических возможностей, стремятся к развитию ловкости, гибкости, быстроты, силы, выносливости, хорошо переносят нагрузку, быстро восстанавливаются. В этом возрасте существенно улучшается координация движений, дети способны быстро усваивать суть и особенности разучиваемых упражнений и самостоятельно воспроизводить идеальный образ движения. К 6 годам дети способны осваивать достаточно сложные специализированные движения: технику кихон и ката, основы элементов кумитэ.

Итак, определим основные принципы тренировочного процесса детей 5-6 лет с учетом особенностей физического развития:

  1. Главнейший принцип: нагрузки средней величины дают больший прирост тренированности. Для детей нагрузка не должна быть связана с большим и очень большим напряжением;
  2. Основная задача физической подготовки детей в возрасте 5-6 лет: максимально расширить набор освоенных простых и подготовить к освое-нию новых технически сложных упражнений. Исходя из этого, полезно использовать дробление сложных технических движений на простые подводящие упражнения (например, подготовку к правильному передвижению в стойке дзенкуцу-дачи можно превратить в комплекс подводящих упражнений: а) выпады вперед, б) упражнение «лыжник» (имитируем ходьбу на лыжах, но при этом расстояние между ногами равно ширине плеч), в) ходьба с полусогнутыми коленями, г) прыжки вперед со сменой ног по заранее разложенным маркерам (маркеры раскладываются зигзагообразно) и т.д.;
  3. Преодоление предельных или близких к ним по величине сопротивлений противопоказано (например, поднятие больших тяжестей или выполнение упражнений с отягощением);
  4. При выборе последовательности выполнения упражнений предпочтительней после разминки выполнять упражнения скоростной направленности и «скучные» упражнения, требующие концентрации внимания, а упражнения силовой направленности перенести на вторую половину тренировки. Тренировка не должна носить исключительно узконаправленный характер. В этом возрасте следует разносторонне развивать моторику, что необходимо для дальнейшего гармоничного физического развития маленького спортсмена;
  5. Бег трусцой на разминке не должен превышать 5-7 минут;
  6. Выполнение основных упражнений необходимо перемежать паузами отдыха. Здесь хорошо подходят и простые дыхательные упражнения, и пальчиковые игры на ловкость;
  7. В план тренировки необходимо включать игровые элементы: эстафеты, различные спортивные игры. Обязательно дайте поиграть и в конце тренировки;
  8. Тренировка на силу и выносливость в этом возрасте должна иметь разнонаправленный, разнообразный характер. Не нужно ограничиваться, например, только бегом для развития выносливости;
  9. Обязательно проводим контроль за функциональным состоянием маленьких спортсменов. Самый простой, а главное доступный способ - контроль частоты сердечных сокращений (ЧСС), или, проще говоря измерение пульса. Т.к. дети не могут сами корректно посчитать собственный пульс, на каждой тренировке выбираем 2-3 ребят, у которых будем производить измерение пульса 2-3 раза в течение тренировки. Измерение проводится в течение 10 секунд сразу после нагрузки и спустя 2-3 минуты после нагрузки. Сравниваем количество ударов со шкалой зон мощности по ЧСС (I зона: 20-24 уд/10 сек, II зона: 25-26 уд/10 сек, III зона: 27-28 уд/10 сек, IV зона: 29 и выше уд/10 сек). I и II зоны соответствуют оптимальной комфортной нагрузке для сердца. Для III зоны характерно максимальное развитие дыхательной системы, повышается уровень максимального потребления кислорода легкими. Достижение IV зоны - негативный показатель, свидетельствующий о завышенной нагрузке для данного воспитанника. При замере пульса спустя 2-3 минуты после нагрузки в идеале ЧСС должна сократиться до уровня I зоны. Это свидетельствует о нормальном процессе восстановления.

Оцениваем ЧСС сразу после нагрузки: если она систематически попадает в IV зону, значит необходимо снизить нагрузку для отдельных ребят или для группы в целом; попадание во II и III зоны является нормой и свидетельствует о эффективном развитии тренированности; ЧСС, соответствующие I зоне характерно для сердечно-сосудистой системы с высокой выносливостью; ЧСС, ниже 20 уд/10 сек - повод насторожиться. Это может быть свидетельством нарушения сердечного ритма и развития брадикардии. Такого воспитанника необходимо отправить на дополнительное обследование к кардиологу.

Многие тренеры наверняка сталкивались с головными болями, возникающими у детей в процессе тренировки. Основной причиной такого явления является углеводная недостаточность. Нередко сопутствующие ей явления - темные круги под глазами и бледный носогубный треугольник. Чаще всего она возникает, когда ребенок пришел на тренировку голодный. В этом случае нужно угостить страдальца конфетой или кусочком шоколада и дать возможность отдохнуть пока голова не перестанет болеть. Совет родителям: обеспечить легкий углеводный перекус (хлебцы, бутерброды) минимум за 40 минут до тренировки. Безусловно, о каждом приступе головной боли сообщаем родителям.

Также индикатором физического состояния является дыхание: дыхание через рот при выполнении упражнений свидетельствует о превышении мощности нагрузки.

Учет физических особенностей развития безусловно является важным моментом, однако, корректно построить тренировочный процесс не представляется возможным без понимания психологических особенностей 5-6 летних ребят.



Психологические особенности

Дети в этом возрасте обладают хорошей обучаемостью. Это является следствием улучшения устойчивости памяти и внимания. Последнее становится более произвольным, т.е. ребенок может его активизировать, направлять и удерживать усилием собственной воли. Дети 5-6 лет способны действовать по заданию взрослого, готовы принимать простую систему правил, а также могут заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20-25 минут. Они чрезвычайно любознательны, задают множество вопросов, и пытаются сами найти на них ответы, рассуждать, строить умозаключения, стремятся во всем проявлять самостоятельность, могут предвидеть приближенные и отдаленные последствия собственных поступков. Очень велико желание показать себя миру, а заодно попробовать его на прочность и выяснить «как это все вокруг работает». В этом возрасте начинают формироваться механизмы саморегуляции, осознания детьми общих правил поведения и обязательности их выполнения. Однако, следует понимать, что в этом возрасте процессы возбуждения все еще преобладают над процессами торможения и ребенок еще не в полной мере овладел средствами самоконтроля. Поэтому ребята достаточно легко отвлекаются - стоит тренеру, к примеру, на несколько секунд выйти из зала или углубиться в работу с одним из учеников. Устав действовать по заданию, начинают болтать или заниматься тем, чем им хочется в данный момент. Ребятам все еще трудно сосредоточить внимание на том, что им кажется неинтересным.

Важнейшие особенности психики детей 5-6 лет, которые тренер должен учитывать и в соответствии с которыми строить тренировочный и воспитательный процесс, следующие:

  • Основным способом познания и ведущей деятельностью в этом возрасте является сюжетно-ролевая игра. При этом, происходит постепенный переход к играм по правилам;
  • Ведущей потребностью является потребность в общении и творческой деятельности;
  • Отсутствие абстрактного мышления. В этом возрасте активно начинает формироваться наглядно-образное мышление (оно предполагает зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними). Однако, многие детки продолжают прибегать к наглядно-действенному мышлению (решение задач через практическую деятельность, необходимость наглядного примера), когда им сложно понять поставленную перед ними задачу.

  1. Физическая нагрузка должна быть в радость. Это очень важный момент, т.к. маленькие дети не в состоянии понять, зачем они должны заниматься чем-то, превозмогая себя. Не ограничивайте себя в творчестве, постарайтесь разнообразить тренировку веселыми упражнениями. Рутинным упражнениям, таким как изучение специальной техники каратэ (то есть упражнениям, требующим высокой концентрации внимания и дисциплины) посвятите 20-25 минут;
  2. Т.к. в этом возрасте игра - ведущая деятельность, то весьма эффективным приемом является обыгрывание упражнений. Например, при закачке пресса поднятием ног лежа на полу, я предлагаю ребятам представить себя ниндзя, главное достоинство которых - бесшумность и внезапность нападения. И потому они, как настоящие ниндзя, должны бесшумно опускать ноги на пол, иначе нас могут заметить. Опустив ноги на пол, мы на несколько секунд превращаемся в лепешку и расслабляем животики. А потом непременно снова становимся ниндзя. Звучит как безумие, но работает!
  3. Т.к. ведущей потребностью является стремление к творческой деятельности, очень здорово совместно с ребятами придумывать игры, используемые в процессе тренировки. В этом случае они не только чувствуют свою сопричастность, но и ревностно контролируют друг друга в вопросе соблюдения правил;
  4. В этом возрасте похвалы не бывает много. Хвалите своих воспитанников за каждое правильно выполненное упражнение. Для них ваше одобрение - толчок к дальнейшему прогрессу. Для маленьких воспитанников важен прогресс ради прогресса, они пока только учатся прогнозировать великие цели и бороться с трудностями на пути к их достижению;
  5. В конце тренировки полезно дать оценку деятельности каждого воспитанника. При этом, стоит побуждать ребят к самооценке: «Как думаешь, почему ты сегодня получил четверку с большим минусом?»;
  6. Никогда не обещайте того, что вы не сделаете и всегда выполняйте то, что обещали. Тренер, безусловно, является авторитетом для воспитанников и ему приходится заслуживать уважение и укреплять его каждый день. Спекуляция действиями, которые вы не выполните (например, обещание выгнать с тренировки за плохое поведение) обесценивает значение тренерского слова. Невыполнение обещаний ведет к тому же результату;
  7. Отсутствие абстрактного мышления у ребят данного возраста рождает одну очень важную особенность: для понимания того, что тренер хочет от воспитанника, последнему нужен наглядный пример. Давая команду для выполнения какого-либо удара обязательно показывайте его. Некоторые ребята могут не выполнять упражнение не из вредности, а потому, что не понимают, чего от них хотят. В таком случае необходимо сделать движение вместе с ребенком, а иногда и управляя его ногами и руками;
  8. Ведущей потребностью является потребность в общении. Вот отсюда и растут ноги болтливости детей данного возраста. Есть отдельные товарищи, которых можно назвать просто патологическими болтунами. Однако, если девочкам генетически присуща многозадачность, и они могут делать сразу два дела, то мальчики могут или сосредоточенно упражняться, или не менее сосредоточено болтать. Тут необходимо набраться терпения. Если группа начинает больше походить на улей, меняем род деятельности или переходим к 3-5 минутному отдыху. Т.к. зачастую отдых понимается малышами как возможность «постоять на ушах» рассказывайте ребятам в это время истории и легенды, приобщая их к культуре и мировоззрению страны-родоначальницы единоборства (в нашем случае Японии), показывайте видео выступлений великих мастеров;
  9. У ребят в возрасте 5-6 лет настолько велико желание блеснуть своими способностями, что порой они не в состоянии сдержать себя, при этом необходимым условием является наличие свидетеля их самовыражения. Так что ситуация, когда вся группа галдит: «Посмотрите, а я правильно делаю?» - это нормально. Оцените действия воспитанников, просящих вашего внимания. Часто ребята хотят показать то, чему их научили вне секции. Отведите несколько минут в конце тренировки для демонстрации их личных достижений. Это позволит избежать хаоса во время тренировки и удовлетворит жажду самовыражения ваших учеников. Кроме того, не стоит забывать, что в процессе завоевания вашего внимания ребята могут демонстрировать плохое поведение. Зачастую это бывает, когда ребенок привык подобным образом добывать внимание к себе. Дети этого возраста считают, что «негативное» внимание лучше никакого;
  10. Особенностью психики в данном возрасте является ее неустойчивость. Например, шестилетний парень может зарыдать, соскучившись по маме и т.д., и т.п. Наберитесь терпения и разберитесь в ситуации. Любому нетипичному поведению есть своя, порой совершенно неожиданная, причина. Многие из подобных ситуаций легко разрешимы, однако, нередко ребенок не торопится идти на контакт. Тут необходимо проявить верх деликатности. Главное, действовать спокойно, без нажима и дать понять, что вы не в чем не обвиняете ребенка. Иногда необходимо поговорить с родителями. Пример из практики: мальчик, пришедший заниматься в середине учебного года, в течение месяца большую часть тренировки отсиживался в углу без объяснения причин, иногда стеная, что у него ничего не получится. При этом, по заверению мамы на тренировку шел всегда с готовностью. В результате выяснилось, что это была реакция на новый коллектив и успехи товарищей по команде. Спустя месяц ребенка было не узнать. Из хнычущего кусочка горя он практически в одночасье превратился в жизнерадостного дисциплинированного успешно тренирующегося человека.

Работа с маленькими детьми требует безграничного терпения, творческого подхода и постоянной работы над собой. Каждому из нас хочется учить ребят технике каратэ, передавать свое мастерство, однако при этом необходимо проявить выдержку и немало времени посвятить воспитанию дисциплины и психологической адаптации ребят. Прежде всего, привить им любовь к спорту, научить их трудиться и добиваться результата, проявлять взаимовыручку, быть отзывчивыми к товарищам по команде, радоваться победам и переживать неудачи. Быть для них и мамой, и папой, и бабушкой, как говорил небезызвестный герой мультфильма Зинзиля. Безусловно, вырастить из малыша спортсмена и человека с большой буквы это нелегкий, кропотливый труд, но не в этом ли и заключается настоящее тренерское счастье?

Уважаемые коллеги, желаю всем удачи и буду рада если эта статья окажется для вас полезной!

Александра Нечай (Кишкина)
тренер каратэ-клуба "Колизей", г. Волгоград

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

В последнее время все большей популярностью среди других видов спорта пользуются секции восточных единоборств, в которых занимаются не только взрослые, но и дети.

Занятия карате для детей, что это? Дань моде или уникальная возможность не только обеспечить физическое развитие ребёнка, но их научить его элементарным навыкам самообороны?

Карате и его особенности

Все знают, что карате – это одна из наиболее известных и распространённых систем японской самообороны. Основные виды движений, составляющие основу этой борьбы – это удары, которые наносятся ногами и руками. Параллельно с этим активно практикуется техника бросков и резких выпадов тела, а также воздействие на суставы атакующего болью, которая появляется в результате ударов по специфическим точкам тела человека.

Помимо физической подготовки и получения навыков самообороны, эти занятия предполагают интеллектуальный фон. Ведь такой вид борьбы – это не только полезная гимнастика, благодаря которой ваш ребёнок будет в отличной форме, это ещё и определённая философия, образ мышления.

Именно поэтому занятия карате для взрослых отличаются от тренировок, которые проводят с маленькими детьми. Ведь преподаватели этой разновидности единоборств, занимающиеся с малышами должны быть не только отличными каратистами, но также педагогами и психологами.

Карате для детей, в каком возрасте начинать занятия?

На родине этого вида боевого искусства, в Японии, обучение карате являются частью культуры воспитания подрастающего поколения. Поэтому занимающиеся этим видом борьбы дети возрастом 4-5 лет там совсем не исключение. Зачастую десятилетние японцы уже имеют определённый дан (уровень, ступень мастерства) по карате.

В России ситуация обстоит несколько по-другому. Так как обучение маленьких детей восточным единоборствам ещё не стали широкой традицией (как, например, занятия плаванием или футболом), то количество секций, которые могут похвастаться профессионалами высокого класса, умеющими и любящими работать с дошкольниками не так уже велико.

Средний возраст, в котором дети начинают тренировки, у нас приближается к 7-8 годам. Именно в этот период детская мотивация к тренировкам и достижению успехов выбранном виде спорте становится ярко выраженной.

Особенности обучения карате детей

Малышам-дошкольникам возраста 5-6 лет очень сложно сознательно контролировать движения ступней ног и кистей рук. У многих детей в этом возрасте конечности часто живут своей жизнью, поэтому занятия карате нет смысла начинать, пока малыши не научатся чувствовать периферийные мышцы рук и ног, и впоследствии управлять ими в произвольном порядке.

Преподаватели, работающие в детских группах, отмечают, что наиболее благоприятный период для начала занятий определяется возрастными рамками 6-8 лет, когда дети поступают в школу. Связано это с тем, что в таком возрасте они начинают ощущать себя полноправными членами коллектива, и понимают, чего ждёт от них преподаватель. Если начальный этап занятий в школе совпадает со стартом тренировок карате, то качественный уровень проводимых тренировок становится существенно выше.

Что развивают занятия карате

Развитие телесных и физических навыков:

  • Совершенствуются и развиваются физические данные малыша, повышается гибкость и подвижность его суставов.
  • Тренируется координация движений, специальные упражнения способствуют корректировке отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата
  • На занятиях карате дети учатся правильному дыханию, овладевают навыками контроля своего мышечного аппарата, учатся расслаблять и мышцы напрягать тогда, когда это необходимо.

Умственное развитие

Этот вид восточной борьбы способствуют развитию умения концентрировать внимание, что является чрезвычайно полезным и необходимым навыком для современных детей. Ведь зачастую им трудно сосредоточиться даже на уроках в школе, выполняя задания преподавателя. Помимо этого тренировки отлично способствует улучшению детской памяти, учат избегать стереотипов в мышлении.

Можно говорить, что у детей, занимающихся этим видом борьбы, гармонично развиваются оба полушария мозга, таким образом, обеспечивая полноценное формирование не только образного, но и аналитического, логического типа мышления.

Влияние на личность

В процессе регулярных занятий карате неуверенный и стеснительный ребёнок становится более уверенными в себе и своих силах, целеустремлёнными, владеющими базовыми навыками самоконтроля.

Занятия этим видом борьбы в течение продолжительного периода времени являются отличной иллюстрацией для детей, демонстрирующей, как можно добиться успеха, если подходить к этому последовательно и добросовестно. В результате регулярных тренировок ребёнок многократно убеждается в существовании тесной связи между упорным трудом и результатом.

Когда можно говорить об успехах

Если дети занимаются с удовольствием и под руководством профессионального педагога, то уже к концу первого года занятий они могут добиться успехов. Однако серьёзные качественные сдвиги в овладении навыками карате можно ожидать не ранее, чем через 2,5-3 года после начала занятий.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Передача про занятия карате для детей:

Загрузка...
Top