Тесная связь с мамой. Симбиотическая связь матери и ребёнка

Желанный или нежеланный

На мой взгляд, важнейший фактор возникновения, начала связи матери и ребенка - его желанность . Бывает так, что и беременности еще нет, но женщина мечтает, грезит о ребенке, как бы предчувствует его. И если беременность наступает, в этой ситуации все со связью должно быть легко, особенно в первые месяцы жизни малыша.

Правда, возможны и артефакты - из-за того, что малыш слишком любим и желанен с самого начала, ценность его для женщины и для пары огромна, возникает слишком сильная, тревожная привязанность. А тревога ослабляет связь.

С ребенком, который изначально не был желанным , связь установить сложнее. Тут может мешать и материнское чувство вины («я тебя не хотела, я перед тобой виновата») , и другие осложняющие ситуацию семейные обстоятельства. Например, непринятие брака или ребенка родственниками.

Но вообще-то связь мамы и малыша - явление парадоксальное. Обстоятельства жизни могут быть очень тяжелы, а связь и любовь к ребенку невероятно сильная. Такие истории известны нам от бабушек про военное и трудное время. Такие истории есть и сейчас, и у многих найдется что рассказать – не про себя, так про знакомых или родственников.

Связь с ребенком во время беременности

9 месяцев беременности - прекрасное время, чтобы настроиться на малыша и попробовать наладить с ним связь. В первом триместре это не для всех просто, потому то самочувствие женщины может быть весьма посредственным. Психологи считают важным, чтобы женщина приняла факт беременности и начала ей радоваться до 12-16 недель. Тогда это не помешает ребенку развиваться, а связи налаживаться.

Для второго триместра беременности показатель нормальной связи то, то женщина начинает относиться к своему состоянию как к хорошему, комфортному. Первые толчки малыша ощущаются на в 17-20 недель, и с того момента как будущая мама начала их хорошо различать, возможен качественно новый уровень связи - контакт на телесном уровне.

Есть любимая игра, которую как колесо открывает почти каждая беременная: если положить руку а живот, малыш туда ударит ножкой. Для мамы это необыкновенная радость и первое понимание того, что внутри тебя отдельный живой человек.

Рекомендации:
- читайте больше литературы про развитие беременности, чтобы хорошо представлять себе, что и когда у малыша развивается.
- посещайте специальные занятия для беременных вместе с отцом ребенка, получая информацию, как максимально мягко провести роды и первые недели жизни ребенка. Родительская грамотность поможет избежать ошибок.
- не создавайте идеальный сценарий родов и идеальный образ будущего ребенка - это может очень помешать в принятии того, что произойдет реально.

Первые дни и недели жизни - бондинг

Прекрасная возможность для установления надежнейшей связи с новорожденным - это максимально ранний контакт с ним. Идеально, если это первые минуты и часы жизни. Но если почему-либо это невозможно, то для установления так называемого бондинга (от английского глагола to bond - связывать, соединять) есть целых 6 недель- то время, когда и малыш и мама максимально чувствительны друг к другу, настроены на сигналы друг от друга.

И если беременность переживалась как единство, то после родов стоит пробовать прийти к воссоединению на новом уровне.

«Золотые ключики» для установления бондинга:

  • Настрой на ранний контакт
  • Кормление грудью по требованию в первые недели жизни
  • Контакт кожа к коже
  • Спокойная обстановка и возможность присмотреться к малышу, настроиться на него
Может ли что-то помешать установлению этой связи?

В первую очередь несовпадение ожиданий матери и пола или внешности ребенка или же очень стрессовая обстановка в первые дни и недели после рождения малыша - главный фактор затруднений чувствования малыша матерью. Нужно постараться в первые дни и недели после родов создать для роженицы и новорожденного максимально комфортную, спокойную, уютную и защищенную обстановку.

Во время беременности, особенно первой, женщина нередко и не представляет себе, насколько такая обстановка - психологическая, бытовая, отношенческая окажется важна, когда малыш родится. Нужно постараться успеть «свить себе гнездо», чтобы спокойно провести в нем первые недели и месяцы жизни малыша.

Если обстановка благоприятная, связь возникает легче.

Если первые месяцы дались нелегко

Случается и так, что конец беременности и первые недели жизни ребенка сопровождаются большой тревогой матери и всех окружающих. И тут. Не до спокойной обстановки и не до специальных приемов для установления связи с малышом. А еще женщина может не догадываться, как важен настрой на ранний контакт, и прочитать или узнать об этом спустя несколько месяцев.

Потеряны ли возможности для установления надежной связи? Конечно женет, потому что весь первый год это время, когда ребенок настроен на связь с матерью и открыт ей. А адаптативные возможности младенцев огромны. И бывает что даже после месяца и больше проведенного порознь из-за проблем со здоровьем, малыш и мама привязываются друг к другу буквально засчитанные дни, и связь эта очень крепка.

Важно только помнить про «золотые ключики».

  • Перестаньте ругать себя за упущенное время и потерянные возможности. Все можно исправить и наверстать, если вы не будете истощать себя чувством вины.
  • Постарайтесь, воспользовавшись профессиональной помощью наладить грудное вскармливание. Но если это не получится, помните - это не катастрофа. А вот материнская депрессия, возникшая от чувства собственной несостоятельности может принести много вреда.
  • Как можно больше держите малыша на руках, купайте его, ходите на прогулку со слингом.
  • Научитесь получать радость от телесного общения с малышом.
  • Подключите отца ребенка к ежедневному уходу. Старайтесь делать простые события вроде купания или массажа маленьким домашним праздником.
  • Найдите специалистов (педиатра, психолога, массажиста), которые будут поддерживать вас в первый год жизни.
  • Не мечитесь по разным докторам, выберите их заранее и внимательно и помните: «лошадей на переправе не меняют».
  • Находите новых знакомых родителей, которым тоже близка позиция тесной связи с малышом.
Что же за феномен – связь матери и ребенка?
  • Связь - это когда ты чувствуешь малыша без слов , и можешь сформулировать его желания или нежелания даже, когда он сам не умеет еще выразить их словами.
  • Связь - это когда на расстоянии (например в магазине) ты чувствуешь, что малыш проснулся , поскольку пришло молоко.
  • Связь с ребенком - это когда по тону его голоса или поведению ты понимаешь, что что-то произошло - хорошее и плохое.

Тут связь опержает знание. В связи матери и ребенка огромную роль играет интуиция и ваше доверие к ней.

Кормление грудью сквозь слезы

Нередко, особенно с первенцем, кормление грудью, считающееся естественным, и таким важным фактором для связи мамы и малыша идет совсем нелегко. Кормить хочется, но не получается.

В нашем мире осталось так мало всего естественного, что приходится учиться вещам, которые раньше получались сами собой: и роды, и кормление грудью, и первый год с первенцем становятся сейчас именно такими вещами.

Семейные традиции прерваны и появляются новые профессии: доула, консультант по грудному вскармливанию, перинатальный психолог, детский психолог. И учится молодая мама правильно кормить, пеленать, купать, утешать иногда буквально сквозь слезы.

Но это очень хорошо, что есть чему и у кого учиться. Потому то если грудное вскармливание не наладилось и малыша пришлось перевести на бутылочку, это потом всю жизнь может восприниматься как поражение. И связь мамы и младенца пострадает не от того, что он искуственник, а от чувства вины.

Связь - явление двустороннее

Качество связи сложно оценить снаружи. Связь бывает разная. А иногда кажется, что у этой пары мама-ребенок связи нет совсем. Она мало держит его на руках или мало целует, или не говорит о нем хороших вещей…Но потом что-то происходит и становится понятно, что все у этой мамы со связью хорошо, просто проявляется она не так как у вас, по-другому.

По внешним признакам, экспрессии и ласке сложно сделать вывод о наличии связи. Например, есть ли связь у мамы с малышом, который растет на руках круглосуточных нянь? Мама приходит его только искупать, бурно радуется, целует, говорит массу ласковых слов, а потом снова не видит ребенка сутки. Все эти бурные эмоциональные проявления - это связь или имитация любви? Не нам судить, потому что про отношения двоих знают только эти двое, будь то супруги или пара мама-ребенок.

Но уж с собой стоит быть честными. И если ваши семейные обстоятельства, личные качества, или особенности ребенка затрудняют образование связи, не оставляйте это так, примите меры!

Что можно делать для того, чтобы наладить связь?

  • Проводите с малышом как можно больше времени. Работа full-time не подходит для мамы маленького ребенка.
  • Не передоверяйте малыша больше чем на полдня помощникам
  • Старайтесь кормить ребенка грудью не меньше года и не больше двух лет
  • Вы не должны бояться остаться с ребенком один на один,и легко справляться с режимными моментами
  • Не оставляйте малыша, когда он болеет
  • Длительные отъезды без ребенка не принесут ему вреда только, когда он станет старше 4 лет, а до этого лучше брать малыша с собой
  • Находите время играть с ребенком хотя бы 15-20 мин в день
«Духовная пуповина», связывающая маму и малыша

Говорят » материнское сердце -вещун», «молитва матери со дна моря достанет», «материнское благословение и в огне не тонет, и в воде не горит», «нету лучше дружка, чем родная матушка». Все эти пословицы о связи мамы и малыша, которой нет аналогов. И если у мамы может быть несколько деток, то у ребенка мама - одна.

Но только часто дети понимают уникальность этой связи и начинают ценить ее далеко не сразу, а где-то ближе к английскому совершеннолетию. И это нормально. Пока малыш растет по пуповине связи токи идут со стороны матери. Не зря говорят «при солнце тепло, а при матери - добро».

Правда и отдача от малыша начинается с первых недель жизни, с первой улыбки, с первого «мамочка, я люблю тебя».

Малыш растет – как меняется связь?

Пока ребенку не исполнится год, самый важный уровень связи для него телесный. Как говорят психологи, достижение первых 6 месяцев - безусловно-эмоциональное общение с матерью, главный результат первого года жизни ребенка - базовое доверие к миру, возникновение которого возможно только при условии, что есть базовое принятие малыша мамой и папой.

После года-полутора начинается новый этап развития связи мамы и малыша. Ребенок становится личностью, осваивает речь, обретает собственное мнение. Дальше все будет не так гладко и спокойно, отношения пройдут через непростые времена - кризис 3 лет, кризис 7 лет, подростковый кризис.

Но уровень базового, возникший на первом году жизни поможет вам в проживании этим непростых этапов развития.

«Вне зоны доступа»

Очень важно не отвлечься от ребенка полностью, уйдя в работу, в построение новых отношений, в рождение еще одного ребенка. Важно не оказаться » вне зоны доступа», не стать эмоционально недоступной.

Конечно, короткие стрессовые моменты, когда на полноценное внимание к малышу у вас просто нет сил, бывают в жизни у каждого взрослого. Но старайтесь выходить на контакт с ребенком как только хотя бы немного справитесь с проблемой, и вы увидите, сколько тепла и поддержки можно получить от такого небольшого существа.

  • Старайтесь прочитать как можно больше разных книжек по воспитанию и уходу за ребенком, начиная с беременности. Пусть их авторами будут жители разных стран, представители различных времен. Старайтесь выделять из книжек то, что вам нравится; то, что подходит по стилю жизни вашей семье. Ваша точка зрения должна быть панорамной.
  • Обсуждайте прочитанное с отцом ребенка. Вы не должны замыкать все решения, связанные с его жизнью, воспитанием, развитием на себя. Ведь тогда отец не сможет ни быть активным участником с первых недель жизни, что очень важно для ребенка, ни вас поддерживать - а это крайне важно для отношений.
Мамино программирование ребенка

Когда связь между мамой и ребенком налаживается, она очень сильна. И материнские возможности влияния на малыша - сознательного и неосознаваемого - весьма велики. Есть русская поговорка «что будешь выкликать, то и откликнется». Она хорошо иллюстрирует возможности маминого программирования ребенка - на жизненную удачу или поражение, на силу или слабость.

Мама, держа ребенка на руках, вглядываясь в его черты лица не может не думать и не представлять, каким он будет, что его ожидает. И очень важно, что ваши мысли не были слишком тревожными, чтобы не создавалась отрицательная программа, которая может помешать ребенку найти себя в жизни и реализовать свой потенциал.

Связь мамы и малыша - сильнейшее средство. И важно как оно будет использовано - во благо или из эгоизма.

Всем ведь известны случаи, когда люди до сорока лет не женятся, опекая мамочку; или ситуации, когда вполне благополучные семьи рушились усилиями одной из мам…Нужно, чтобы ваша связь с ребенком, налаженная с первых дней его жизни, не помешала ему стать самостоятельным человеком.

Быть родителем - это дать ребенку жизнь, поставить его на ноги и отпустить…

Конечно, это будет совсем не скоро, лет через 18-20, и связь не прервется и тогда. Важно, чтобы ваша связь не стала «удавкой» когда малыш станет старше. Всему свое время.

Связь (bonding) - термин, обозначающий состояние эмоциональной близости между родителями и ребенком в момент рождения, стал широко известен в 80-е годы. Концепция связи была предложена докторами М. Клаусом и Дж. Кеннеллом в их классической книге «Узы, соединяющие мать и дитя». Эти ученые утверждают, что у людей, как и у животных, сразу после рождения существует некоторый «период повышенной чувствительности восприятия», во время которого матери и новорожденные запрограммированы на контакт друг с другом и на заботу друг о друге. Сравнивая пары мать - дитя, которые сразу после появления ребенка были неразлучны, с теми, которые не контактировали, они сделали вывод, что позднее первые оказывались более привязанными друг к другу.

Когда эта идея проникла в родовые палаты, к ней отнеслись неоднозначно. Родители и педиатры восприняли ее с энтузиазмом - большей частью потому, что в ней был смысл. Исследователи поведенческих реакций скептически отнеслись к тому, что первые часы, проведенные матерью и ребенком вместе, могут иметь долговременный эффект.

Мы тщательно изучали концепцию связи. Мы изучали работы других исследователей и сами проводили наблюдения и пришли к выводам, которые, как мы надеемся, вполне обоснованы.

Связь матери и новорожденного

Эмоциональная близость по существу есть продолжение отношений, которые начали складываться во время беременности, она укреплялась от постоянного осознания растущей внутри матери новой жизни. Физические и химические изменения, происходящие в вашем теле, напоминают вам о присутствии ребенка. Рождение цементирует связь, превращает ее в реальность. Теперь вы можете видеть и беседовать с маленьким человечком, который раньше был только «выпуклостью», чьи движения вы ощущали внутри себя, чье сердцебиение слышали с помощью медицинских приборов. Эмоциональная близость трансформирует вашу животворную любовь к существу внутри вас в заботливую любовь к существу вне вас. Когда ребенок был внутри, вы отдавали ему свою кровь; когда он снаружи, вы отдаете ему молоко, ваши глаза, ваши руки, ваш голос - всю себя.

Эмоциональная близость матери и новорожденного объединяет их снова. Изучение связи матери и ребенка явилось катализатором ориентированной на семью организации родовспоможения в больницах. Новорожденных перевели из детских комнат в палаты к матерям. Матерям вновь вернули их главенствующую роль в уходе за новорожденными.

Неразрывная связь матери и ребенка не возникает сразу и навсегда. Хотя нет достаточных оснований, чтобы утверждать, что отлучение матери от ребенка в момент его появления на свет негативно влияет на дальнейшие отношения родителей и детей, мы считаем, что возникновение эмоциональной близости в этот период биологически обостренной чувствительности восприятия обеспечивает хороший старт для формирования дальнейших взаимоотношений. Но нельзя думать, что эти начальные отношения раз и навсегда цементируют взаимосвязь родителей и ребенка. Переоценка начального периода вызывает чувство безнадежности у матерей, которые из-за осложненных родов были временно разлучены с малышами. Распространение такого неправильного понимания роли начального периода для складывания дальнейших отношений вызвало эпидемию меланхолии у матерей, которым делали кесарево сечение, и у матерей недоношенных детей, переведенных в палаты интенсивной терапии.

Что можно сказать о детях, которые в силу разных причин (например, преждевременных родов или кесарева сечения) оказались временно разлученными с матерями? Можно ли восполнить ущерб, вызванный потерей периода раннего контакта? Без всякого сомнения, можно, особенно если не поддаваться унынию. Концепция создания эмоциональной близости в абсолютно критический период, сейчас или никогда, ошибочна. Рождение, младенчество, детство - существует много периодов, в течение которых укрепляется контакт матери и ребенка. Если следовать нашему методу сближения, создающему неразрывные связи между матерью и ребенком, то после их воссоединения потеря столь значимого периода ранних контактов постепенно компенсируется. Мы знаем родителей, усыновивших детей недельного возраста, которые после первого контакта с ними проявляли такие глубокие чувства, такую заботу, которые ничуть не уступали чувствам биологических родителей в момент рождения ребенка.

Новорожденные и отцы

Большинство исследований относились к связи матери и ребенка, тогда как об отцах в них только упоминалось с должным почтением. В последние годы отцы также стали объектом пристального внимания и даже заслужили специальный термин для обозначения отношения с младенцем в момент рождения - «всепоглощающее внимание». Мы привыкли говорить о помощи, оказываемой отцами, теперь мы говорим о всепоглощающем внимании, означающем высшую степень вовлеченности в родительские обязанности и радости. Этот новый термин означает не только то, что отец делает для ребенка (держит его на руках, успокаивает), но и то, что ребенок делает для отца. Близкий контакт с ребенком после рождения развивает в отце тонкость чувств.

Считается, что отцы, когда им поручают детей, не столько нянчат их, сколько сторожат. Они на вторых ролях, помогают матери, пока она возится с ребенком. Это не совсем так. У них свой подход к ребенку, и ребенок нуждается в них.

Изучение поведения отцов показывает, что, когда им дают возможность активно участвовать в уходе за новорожденными, они становятся такими же заботливыми няньками, как и матери. Они могут быть немного менее расторопны, медленнее раскрываются, чем матери, но способны на глубокую привязанность к совсем крошечным детям.

Связь с ребенком после кесарева сечения

Кесарево сечение - хирургическая операция. Но это, прежде всего, роды, не стоит об этом забывать. Если необходимо кесарево сечение, это не означает потерю связи с ребенком; просто она немного сдвигается во времени и изменяются роли. Отцам в настоящее время позволено присутствовать при родах путем кесарева сечения, и приятно видеть отца с новорожденным во время таких родов. Здесь открываются возможности, помогающие установить ранний контакт с малышом.

Советы матери . При использовании местной анестезии, так называемой эпидуральной анестезии, вы утрачиваете чувствительность от пупка до кончиков пальцев. В отличие от общей анестезии, которая погружает вас в сон на время родов, эпидуральная анестезия дает возможность не спать во время хирургической процедуры и, несмотря на операцию, радоваться появлению ребенка. Время контакта с новорожденным будет ограничено, так как вы еще очень слабы. Вы сможете подержать малыша только одной рукой, так как другая будет занята капельницей. Лишь несколько минут вы проведете с ребенком щека к щеке, рассматривая друг друга. Важно, что вы почувствовали друг друга сразу же после рождения ребенка. Хотя после кесарева сечения контакт с малышом налаживается по-другому, он все же состоялся.

Советы отцу . Во время операции вы сможете сидеть у края стола и держать жену за руку. В момент рождения вы сможете заглянуть за стерильные простыни и увидеть, как извлекают вашего ребенка. Малыша немедленно поместят в специальный подогреваемый бокс, отсосут околоплодные воды, если нужно, дадут кислород и убедятся, что все системы работают нормально. После того как все необходимое для него будет сделано (что обычно отнимает намного больше времени, чем при нормальных родах), вы или врач подносите ребенка к матери, чтобы она могла немного побыть с ним и почувствовать его близость. Когда операция будет закончена и вашу жену перевезут в послеоперационную палату, вы с ребенком сможете пройти в детскую и заняться с ним. Подержите ребенка, побаюкайте, поговорите с ним, спойте песенку. Если ребенок нуждается в специальной помощи, вы сможете посидеть неподалеку от изолятора - вас позовут, когда будет можно. Вы сможете потрогать своего ребенка, малыш услышит ваш голос. Вы обнаружите, что он будет реагировать на ваш голос, который все время слышал в утробе матери. Отцам, которые имеют возможность коснуться новорожденного руками и понянчиться с ним сразу после рождения, легче наладить связь с ребенком позднее.

Еще несколько советов

Попросите отложить обычную обработку . Зачастую сестра, принимающая роды, сразу после рождения ребенка начинает заниматься им - делает укол витамина К, вводит в глаза обеззараживающее средство и только затем передает матери. Попросите сестру отложить эти процедуры примерно на час, чтобы малыш мог насладиться первыми материнскими ласками. После обеззараживания глаз ребенок временно хуже видит или закрывает глаза. Ребенку важны первые впечатления от матери, нужно, чтобы он видел ее.

Оставайтесь вместе . Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.

Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения . Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Как уже говорилось, такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.

Прикасайтесь к ребенку . Вам приятно чувствовать, что малышу хорошо лежать так, как он устроился: животик к животику, щечка к груди; поласкайте все его тельце. Мы заметили, что матери и отцы по-разному проявляли свою нежность. Молодые мамы обычно ласкали все тельце ребенка, осторожно касаясь его кончиками пальцев. Отцы чаще клали свою ладонь на головку ребенка, как бы показывая готовность защитить этот росточек жизни, который они породили. Поглаживание тельца, помимо удовольствия, приносит малышу пользу. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным - вот такое это лекарство, родительские прикосновения.

Смотрите на новорожденного . Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 8 до 10 дюймов (от 20 до 25 см). Удивительно, но это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает). Глядя в глаза ребенка, вы испытываете прилив материнских чувств.

Говорите с новорожденным . В течение первых часов и дней после рождения между мамой и ребенком начинается свой особый разговор. Исследования показали, что при звуках голоса матери ребенок успокаивается и начинает ритмичнее дышать.

Уильям Серз и Марта Серз. Ваш ребенок.

Психологический симбиоз с матерью - это эмоционально-смысловое единство, которое служит исходным пунктом дальнейшего развития сознания и личности ребенка.

Возникновение психологического симбиоза обусловлено физиологической общностью матери и плода в пренатальном развитии. Развитию психологического симбиоза способствует появляющийся на рубеже первого и второго месяцев жизни ребенка комплекс оживления, упрочивающий эмоциональную связь матери и младенца.

Ребенок рождается неразвитым умственно и физически, полностью беспомощным. Он не знает ничего о мире, в который попал, и о правилах поведения в нем. Поэтому долгое время мама является его глазами и руками. Мама удовлетворяет все его потребности, физические и психические, мама же и показывает, как в этом мире себя ведут, что можно, а что - нельзя.

Мама в течение долгого времени является продолжением «я» ребенка. Это продолжение помогает ему выжить, но мама также - и представитель того нового мира, в который малыш попал. Мама - зеркало этого мира. Строя отношения с мамой, ребенок строит и отношения со всем миром.

В первые месяцы жизни младенца он находится с матерью в психологической симбиотической связи. В это время ребенок не отделяет себя от мамы, он воспринимает себя как двуединое существо, мама - это тоже он. Поэтому малыш необыкновенно чуток к внутренним состояниям матери, он буквально «считывает» её настрой и направление мыслей.

Если мама находится длительное время в стрессе, болеет, раздражительна или агрессивна - ребенок может даже начать физически недомогать, не говоря уж о том, что негативное состояние матери повысит его тревожность.

Особенности отношений в паре мама-младенец влекут за собой следующие важные моменты.

1.Практика показывает, что совсем маленький ребенок в своём поведении всегда воспроизводит мамины ожидания. Если мама спокойна и уверена в том, что её малыш будет спокойным, - он действительно оказывается уравновешенным.

Если малыш, например, капризничает перед сном, «требует» сложного ритуала укладывания в виде интенсивного укачивания или ношения на руках столбиком, - это, на самом деле, не малыш «предпочитает» - это он воспроизводит мамины ожидания.

Младенец первых месяцев жизни способен только чувствовать общие эмоции - хорошо ему или плохо. У него нет предпочтений, нет особых желаний - их и не может еще быть, ведь он ничего пока не знает ни о мире, ни о себе.

Как же формируются «требования» от мамы делать что-то определенным образом, которые якобы исходят от младенца? Алгоритм несложен. Большинство мам, оказавшись с новорожденным на руках, находятся в растерянности, не представляя себе, как правильно за ребенком ухаживать. Например, многие матери первенцев не знают, как уложить ребенка спать в соответствии с его врожденными потребностями. Они неуверенны, нервничают, допускают ошибки в уходе, приводящие к плачу малыша.

Вместе с мамой начинает нервничать и ребенок, он «считывает» её состояние. В результате он тревожится перед сном еще больше, ожидая от неё правильных действий, о которых она не подозревает. Мама методом «тыка» и по советам окружающих начинает пробовать разные варианты успокоения или «усыпления» ребенка, и один из вариантов срабатывает. Не потому, что он единственно правильный и соответствующий генетическим ожиданиям младенца, а потому, что он в определенный момент вызвал у малыша позитивные эмоции.

И с этого начинается формирование ритуала. Мама принимается воспроизводить этот вариант из раза в раз, закрепляя у ребенка привычку укладываться или успокаиваться только так, а не иначе. После этого мама говорит: «мой ребенок засыпает ТОЛЬКО при укачивании на мяче», «…при ношении столбиком», «…только с соской», «…только с папой», «…только в коляске на улице». И это не является неправдой. Малыш действительно засыпает спокойно только так, у него выработана самой мамой привычка. И мама вынуждена всегда поддерживать этот ритуал. Но это не сам ребенок предпочитает так, и никак иначе.

Не сам ребенок предпочитает брать только одну, «любимую» грудь, прикладываться к груди в определенном положении или не прикладываться перед сном вообще. Это - результат маминых действий. А раз это результат маминых действий, значит, мама вполне способна запустить обратный процесс, разрушить привычку и прийти к способу, отвечающему изначальным потребностям малыша.

Разрушение привычки происходит не сразу, и может поначалу встречать сопротивление со стороны ребенка: это нарушает его спокойствие, так как нарушает уже ставшую знакомой картину поведения мамы. Но бояться менять ситуацию не стоит - ведь мама движется в сторону природных ожиданий малыша, которые она сначала у ребенка по незнанию притупила. А то, что спланировано самой природой - всегда просто и требует от матери минимальных усилий. Чтобы уложить ребенка спать, ей всего лишь нужно приложить его к груди. К любой, по её выбору, и в любом положении (конечно, удобном и малышу), по её выбору.

Итак, ребенок всегда ведет себя так, как ожидает от него мама . Ожидание её может быть сознательным или бессознательным. Если она ожидает, что уже подросший малыш опять будет плакать и проситься на руки сразу после того, как она спустила его на пол - он будет это делать.

Какой вывод можно сделать из всего сказанного?

Во-первых, спокойствие, твердость, последовательность и позитивное мышление мамы является условием веры ребенка в доброжелательность и ясность того мира, в который он попал. А это уже - залог уравновешенности и здоровья психики младенца.

Во-вторых, основой нужного поведения со стороны ребенка является мамин настрой. Если мама уверена в том, что всё делает правильно, что нужно делать только так, если она последовательна и спокойна - рано или поздно, но ребенок начнет реагировать так, как маме нужно. Главное - терпение. Безусловно, мама не нанесет ребенку вред и сможет быть полностью уверена в своих действиях только в том случае, если эти действия не идут в разрез с психовозрастными особенностями малыша. Часто матери, будучи неуверенны в том, что они делают по отношению к младенцу, начинают перекладывать на него свои тревоги и опасения.

Очень распространена ситуация, когда мамы, какое-то время практиковавшие повсеместно распространенный «педиатрический» уход, почувствовали, что малышу будет намного лучше, если за ним наладить естественный уход, но, начав воплощать его в жизнь, наткнулись на сопротивление ребенка.

Например, ребенок не может заснуть ночью рядом с мамой, ему неудобно («тесно», «жарко» и другие объяснения, представляющие собой автоматический перенос ощущений, которые в подобной ситуации может испытать взрослый, на младенца). Или ребенок не хочет сидеть на руках лицом к маме. Или ребенок не хочет брать грудь на сон. Или ребенок ни в какую не хочет сидеть в эргономичной переноске. И тому подобное.

Означает ли это, что именно вот этот ребенок развивается как-то по-особому, вопреки законам психического и физического развития младенца? Конечно, нет. Это означает лишь две вещи. Во-первых, у ребенка уже самой мамой в ходе предыдущего ухода выработаны определенные привычки и ожидания определенных её действий в той или иной ситуации. А она вдруг начинает действовать по-другому, ломая устоявшиеся представления малыша. Даже если по-старому было плохо, новое - всё равно поначалу страшно. Поэтому малыша нескольких месяцев от роду не сразу удается, например, начать прикладывать к груди перед сном (особенно после пустышки!) или высаживать.

Кроме того, малыши, которые с рождения проводили на руках матери не так уж много времени (спали в кроватке, гуляли в коляске), имеют притупленную нужду в телесном контакте. Они в некоторой степени внутренне отстранились от матери. (Жесткий, но наглядный пример: дети из дома малютки вообще не могут заснуть рядом с другим человеком, некоторые очень не любят находиться на руках). Поэтому малышам требуется время для того, чтобы привыкнуть к маминым объятьям.

Во-вторых, именно неуверенность мамы в правильности своих действий, её подозрения, что выбранный уход вреден ребенку (например, что она может придавить малыша при совместном сне, «приучить» его к рукам, или что долгое кормление сделает ребенка зависимым, или что эргономическая переноска плохо влияет на позвоночник), - эта неуверенность передается и ребенку, и он протестует в ответ на новый уход.

Здесь может быть только одна рекомендация: подробнейшим образом изучить тот или иной элемент естественного ухода за ребенком, рассмотреть опыт других мам, найти статистику, прочитать результаты научных исследований. В этом случае мама либо отвергнет по каким-то причинам конкретный элемент ухода, либо уже полностью примет его, понимая, зачем это нужно ребенку.

2. Специфика отношений между матерью и младенцем такова, что «главной», «ведущей», «знающей, как надо» в этой паре является именно мама, а не малыш. Малыш приходит в этот мир абсолютно беспомощным, зависимым от взрослого и ничего не знающим о царящих в этом мире порядках. Он ждет от мамы, что она его будет определять, она будет показывать, что можно, а что - нельзя. Мама очень долго (до года - точно), решает за ребенка, что ему делать, и как. А ребенок уже следует за ней и учится тому, что она ему показывает. Если маме хорошо - то и ребенку хорошо.

В современном цивилизованном обществе сложилась обратная ситуация. Ребенок находится в центре внимания, и вся семья крутится вокруг него. Он - главный. Родители подстраивают под него свой быт, мама иногда уходит на три, а то и на семь лет с работы для того, чтобы ребенка развлекать и развивать. Взрослые перестают сами себе принадлежать. Мама по четыре часа в день независимо от погоды гуляет с коляской, а чуть позже специально подолгу играет с ребенком в «развивающие» игры.

Теперь модно считать, что правильным воспитанием является попустительство ребенку в его капризах и выполнение всех его желаний. Такая ситуация возникла из-за утери традиции взращивания детей и из-за незнания психовозрастных особенностей ребенка. Из-за незнания психологии младенца, во-первых, культ свободы и независимости личности, который существует в мире взрослых, автоматически переносится на малыша.

Во-вторых, мама из-за неуверенности и незнания того, как правильно обращаться с младенцем, пытается следовать за ребенком и удовлетворять его «предпочтения». Опять же, это происходит потому, что она не знает особенности возраста своего ребенка, не знает его реальные потребности, не знает, как за ним правильно ухаживать, - она его немного даже боится, поэтому невольно становится в заискивающую, попустительскую позицию.

Мама ждет, когда ребенок определится и покажет ей, как ему есть, спать, сколько гулять, как купаться так далее. А она методом «тыка» предлагает ему на выбор разные способы, ожидая, какой ему понравится. А ведь у ребенка до года нет своих предпочтений,- только те, которые мама неосознанно сама же и выработала. Ребенок ждет, что мама ему, а не он - маме, покажет всё-всё-всё и про этот мир, и про него самого. И если этого не происходит, он теряется, нервничает, становится тревожным, плаксивым, требуя «скандалами» показать ему правила жизни.

Мама - сильная, уверенная, где-то очень твердая, а где-то мягкая и бесконечно нежная, мама ведет ребенка по этой новой для него жизни. Она в центре. Она не меняет кардинально своей образ жизни ради малыша, она не отрывается надолго от своих занятий, чтобы развлекать и «тетешкать» младенца.

Создавая маму и ребенка, природа не ожидала, что мама откажется от привычной жизни, чтобы воспроизводить тот сложный, искусственный, требующий большого количества времени и сил способ ухода за младенцем, который на сегодня распространен повсеместно.

Если бы так было - не выжил бы в результате никто, ни мама, ни малыш. Ведь маме надо трудиться, чтобы есть и жить. А раз природа не ожидала, то значит, этого не ожидает и младенец.

Для того, чтобы гармонично и полноценно развиваться, ему не требуются ни бесцельные многочасовые прогулки на сомнительной чистоты воздухе, ни бесконечные походы в поликлинику, ни трудоемкое создание вокруг него стерильного колпака, ни длительные гигиенические процедуры, ни постоянное развлечение и специальное развитие во время бодрствования.

Гармоничный уход по природе незатейлив и отнимает у мамы минимум сил и времени. Уход, которого ожидает природа малыша, предполагает, что не мама крутится вокруг ребенка, а ребенок находится при маме. Как мама решила - так и будет.

На первый взгляд, парадоксально, но только в этом случае малыш спокоен, удовлетворен и чувствует надежность матери и мира. Мама показывает ребенку, как вести себя у груди, как «ездить» в эргономичной переноске, как укладываться спать. А не смиряется с тем поведением малыша, которое закрепилось в результате её растерянности и безынициативности.

А для этого она должна знать правила ухода. Авторитет мамы для ребенка должен быть непререкаем. Это - залог успеха в воспитании уже подросшего малыша. Если же мама непоследовательна в своих действиях, неуверенна, если ей при младенце указывают, как ей ухаживать за ребенком, оспаривают правильность её поведения, - ей не стоит удивляться впоследствии, почему ребенок её «не слушает» и «закатывает ей истерики».

При правильной позиции мамы у нее никогда не возникнет проблем с тем, что ребенок укладывается спать только каким-то определенным способом, предпочитает во время кормления определенную грудь или определенную позу, «кусается», а позже - не хочет слезать с рук и ест только определенную пищу, и так далее, и тому подобное. Ребенок четко знает границы дозволенного, нормы и правила поведения.

Тут нужно уточнить, что описанное распределение ролей в паре «мама-ребенок» ни в коем случае не равно деспотизму, маминому эгоизму и ущемлению желаний ребенка. Зная психовозрастные особенности малыша и его потребности, мама всегда действует с их учетом.

Это знание помогает, с одной стороны, быстро, чутко и в полной мере реагировать на «просьбы» грудничка, а с другой стороны, - сохранять привычный образ жизни и излишне не жертвовать собой.

осле того как все генетически заложенные нужды малыша удовлетворены, - на первое место всегда выходят мамины предпочтения и интересы. Например, если младенец справил естественные надобности, накормлен и одет по погоде - мама сажает его в эргономичную переноску в правильную позу и смело идет туда, куда ей нужно и настолько, насколько ей нужно.

Если в процессе этого «похода» ребенок захочет спать - он просигналит ей б этом. Мама даст ему грудь на сон, а сама спокойно продолжит заниматься тем, чем занималась до этого.

Знание о том, что абсолютно все потребности её ребенка удовлетворены, предохранит её от ненужных мучений по поводу того, что ребенок спит не в своей постельке, «на ровном», в тиши и покое, по поводу того, что он может на улице чем-то «заразиться», или по поводу того, что ему скучно, неудобно и его надо развлекать.

Если же ребенок в переноске устраивает «скандал», то мама понимает, что это не оттого, что именно её ребенку «не нравится» эргономичная переноска, а оттого, что сама она в чем-то была непоследовательна, приучая малыша к такой форме путешествий. Стоит ей изменить настрой и обрести уверенность в правильности своих действий - и через какое-то время ребенок перестанет устраивать «скандалы».

Описанное распределение ролей также не означает, что мама занимается своими делами, совсем не развлекая ребенка и не нежничая с ним. Конечно, ребенок должен купаться в маминой любви и ласке. Но мама играет с ребенком и ласкает его в основном параллельно со своей основной деятельностью. Естественный уход за малышом вполне это позволяет.

И еще один важный момент. Правильная и последовательно выдержанная позиция мамы способствует формированию в дальнейшем самостоятельной, независимой личности, умеющей при этом глубоко сопереживать.

Если же с рождения ребенка вся жизнь в семье «крутится» вокруг него, - он так и будет дальше считать себя «пупом земли», ставя на первое место свои желания и капризы и не умея самостоятельно справляться с проблемами.

Известный детский врач А. Наури писал: «...За 35 лет практики мне стало понятно, что самое тяжелое, что может испытать на себе ребенок, это взаимодействие с вечно обеспокоенной матерью. Почему? Потому что связь матери и ребенка чрезвычайно прочна и налаживается она именно во время беременности. Мать, которая все время обеспокоена, вводит в поле своих отношений с ребенком негативную эмоциональность».

Насколько сильна связь матери и ребенка в утробе?

Не впервые уже поднимается вопрос об особой чувствительности плода к эмоциональному состоянию матери, и именно этот феномен «эмоционального ответа плода» подтверждают многие исследователи. Безусловным можно считать, что младенец не пассивен в утробе матери, это чрезвычайно чувствительное существо, которое удерживает в своем мозгу множество вещей.

Конечно, никто ни в коем случае не возьмется проводить аналогии между способностями и возможностями развития ребенка периода детства (скажем, после трех лет) и плода, однако плод обладает некоторыми представлениями о внешнем мире благодаря вкусу, запахам, тактильным ощущениям, звукам. Он улавливает движение матери, ее ласки, вкус поглощаемой ею пищи и физиологические изменения, связанные с материнскими эмоциями.

Группа французских исследователей экспериментально доказала, что на протяжении трех последних месяцев беременности плод может различать голоса и знает два слога, две фразы, два запаха и два вкусовых ощущения. Он способен обучаться, причем более интенсивно, чем любой новорожденный, будь он даже гением от природы.

Постоянное чтение вслух одного и того же текста или проигрывание музыкального отрывка приводит к снижению сердечного ритма, измеряемого на протяжении шести недель, в то время как музыка, услышанная впервые, влечет за собой повышение ритма. Связь матери и ребенка сильна. Плод, как и недоношенный ребенок, проводит различие между речью матери, обращенной к нему, и той, которая обращается к другому человеку. В конце беременности младенец предпочитает легкий шум тишине, голоса - шуму, женские голоса - мужским. Кроме того, он больше любит радостные звуки, чем грустные или гневные, а значит, различает настроение взрослых.

Общение матери с ребенком

Как утверждала Ф. Дольто, общение с плодом при беременности может иметь психотерапевтическое значение: «Необходимо разговаривать с ребенком обо всем, что его касается, и говорить правду с самого детства. Труднее для человеческого существа то, что лишено смысла и не проходит через речь».

Именно Дольто принадлежит утверждение, что и не рожденный еще ребенок - уже личность: «Каждый ребенок дает себе жизнь своим желанием жить».

Тот факт, что эмбрион живет и что материнский организм не отвергает плод, свидетельствует об общем желании жизни. Таким образом, уже с момента зачатия плод является будущим человеческим существом и находится в постоянном общении с матерью: «Ее эмоциональное состояние и все переживаемые ею события влияют на его психологическое строение». Мать, «забывающая», что она беременна, может разрешиться ребенком с тяжелыми психическими отклонениями.

Эмоциональная связь матери и ребенка

Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора - качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка, мысли, связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода.

А знаете ли, Вы, что с конца третьего месяца палец плода нередко оказывается во рту? Причиной сосания пальца может стать затянувшееся грустное или тревожное состояние матери. Радость, волнение, страх или тревога влияют на ритм ее сердцебиения, кровообращение и обмен веществ: когда мать радуется, кровь разносит гормоны радости эндорфины; когда грустит или тревожится - гормоны стресса катехоламины. Соответствующие ощущения (безопасности или опасности) испытывает и ребенок. Зародыш, конечно, воспринимает эти сигналы еще неосознанно, однако всем своим существом уже чувствует, как к нему относятся - с радостью или тревогой, спокойствием или страхом.

Отношение матери к будущему ребенку напрямую влияет на его развитие. Причем внешние стресс-факторы не влияют на малыша непосредственно; только мать, пропуская их через себя, допускает или нет их воздействие на ребенка. Сильные положительные эмоции беременной вовсе не вредят ребенку - наоборот, гормональная перестройка, разнообразие внутренней жизни матери благотворно отражаются на развитии малыша. Хуже, если мать длительно находится во власти негативных переживаний, не может или не хочет освободиться от них.

Эмоции и окружающее человека пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. Несчастье, душевная боль вызывают ощущения сжатия сердца, нехватки воздуха. Такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба, приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения. Радость же вызывает у матери чувство душевного комфорта, что положительно влияет на ребенка.

Помните : чтобы связь матери и ребенка была крепкой, сознательное положительное отношение к плоду необходимо для формирования здоровой психики ребенка.

Сенсорные способности плода

Теория пренатального воспитания несет в своей основе мысль о необходимости предоставления эмбриону и затем плоду самых лучших материалов и условий. Это должно стать частью естественного процесса развития всего потенциала, всех способностей, изначально заложенных в яйцеклетке.

Внутреннее ухо, воспринимающее звуки и передающее сигналы в мозг, формируется в конце шестого месяца беременности, и плод воспринимает звуки и реагирует на них. Например, считается, что хоровое пение улучшает самочувствие и укрепляет нервы матери, которая впоследствии производит на свет здоровых, спокойных малышей, способных быстро и легко адаптироваться в самых различных ситуациях. Последнее - признак устойчивого психического равновесия, что пригодится ребенку в дальнейшей жизни.

Что говорить плоду?

Мало кто знает, но сенсорные способности плода поистине безграничны. Благодаря им связь матери и ребенка становится только крепче.

  1. Если отец регулярно разговаривает с плодом во время беременности жены, то почти сразу же после рождения ребенок будет узнавать его голос. Часто родители также отмечают, что дети распознают музыку или песни, услышанные в пренатальном периоде. Причем они действуют на малышей как прекрасное успокоительное средство и могут быть успешно использованы при снятии сильного эмоционального напряжения.
  2. Что касается голоса матери, то его действие настолько велико, что удается снимать напряжение у детей и взрослых и возвращать их в состояние равновесия простым прослушиванием его записи, сделанной через жидкую среду. В этом случае пациенты воспринимают голос так, как воспринимали его, находясь в утробе матери и плавая в амниотической жидкости. Такой возврат к пренатальному периоду, характеризующемуся безопасностью, дает возможность как молодым, так и пожилым пациентам установить новый контакт с первичной энергией и устранить нежелательные явления.

Влияние музыки на плод

Плод также избирательно воспринимает музыку, которую слушает мать во время концерта. Так, музыка Бетховена и Брамса действует на него возбуждающе, тогда как произведения Моцарта и Вивальди успокаивают его. Что касается рок-музыки, то здесь можно сказать только одно: она заставляет его просто бесноваться. Было замечено, что будущие матери часто вынуждены покидать концертный зал по причине непереносимых страданий, испытываемых из-за бурного движения плода.

Постоянное прослушивание музыки может стать подлинным процессом обучения. Никто не возьмет на себя смелость утверждать, что мать, часто слушавшая музыку или много игравшая на каком-то музыкальном инструменте во время беременности, обязательно произведет на свет композитора, музыканта-виртуоза или певца. Несомненно одно связь матери и ребенка будет сильной и он будет восприимчив к музыке и к различным звукам. Кроме возможного формирования определенных способностей мать, безусловно, привьет ребенку вкус к музыке, что значительно обогатит всю его последующую жизнь. Однако развивающееся существо запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.

Загрузка...
Top