На одного сотрудника органов опеки приходится несколько тысяч детей. Кто защищает неспособных себя защитить в каменных джунглях

Более половины специалистов по охране детства работают в этой профессии менее пяти лет, а 16,5% - меньше года. По данным Минобрнауки, на конец 2016-го в этой системе трудились 11 374 человека. Всего в стране работает 2 446 органа опеки и попечительства. При этом 443 из них (18%) имеют только одного сотрудника. Из-за такой ситуации с кадрами нередко сотрудники опеки вместо того, чтобы помочь семье, оказавшейся в трудной ситуации, просто забирают детей у родителей. Нехватка профессионалов приводит к человеческим трагедиям. Одна из них - прогремевшая на всю страну история семьи Агеевых. Сейчас Антон и Лариса Агеевы ждут очередного решения Европейского суда по правам человека. Они надеются, что ЕСПЧ поможет им вернуть детей, которые уже восемь лет живут в детдоме.

Член Совета по попечительству в социальной сфере при правительстве, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская сообщила «Известиям», что одна из главных проблем российской опеки - текучка кадров.

Поэтому часто получается, что человек, не имеющий подготовки и специального образования, решает судьбу посторонних ему людей, принимает жизненно важные для них решения, - пояснила Елена Альшанская.

В этом году Глебу Агееву исполнилось 12 лет, восемь из которых он провел в приюте. Напомним, что все началось в марте 2009 года, когда Антон Агеев привез четырехлетнего сына в детскую больницу с ожогами лица. По словам родителей, ребенок полез под стол, задел провод электрического чайника, и на него пролился кипяток. На следующий день после госпитализации фотографию обожженного мальчика показали по всем центральным каналам. Кадры, которые медики передали журналистам, не заретушировали, а личные данные ребенка были обнародованы, что запрещено законом. Родителей же обвинили в издевательстве над Глебом и его младшей сестрой Полиной.

Обвинение утверждало, что мать избила мальчика раскаленным чайником. «Известия» тогда подробно писали о том, что в деле много вопросов, однако к призывам разобраться мало кто прислушивался. Многие политики, общественники и пользователи соцсетей требовали немедленной расправы.

Расправа наступила скоро: Глеба и его сестру Полину отобрали у родителей и поместили в детдом. В 2010 году на суде обвинения в издевательствах не подтвердились. Антон Агеев был полностью оправдан, его супругу Ларису суд приговорил к году и восьми месяцам исправительных работ за причинение легкого вреда здоровью и ненадлежащее исполнение родительских обязанностей. Но репрессивная юридическая машина была запущена, и остановить ее не удалось.

Уже восемь лет Агеевы пытаются вернуть детей. Российские суды всех уровней им в этом отказали. Однако Европейский суд по правам человека в 2013 году встал на сторону родителей. В Страсбурге усмотрели в решениях российских властей необоснованное вмешательство в семейную жизнь. По мнению судей ЕСПЧ, достаточных оснований отбирать детей не было, российские суды нарушили право Глеба и Полины на семью, и дело должно быть пересмотрено. Кроме того, супругам Агеевым присудили €55 тыс. компенсации и €12 тыс. возмещения судебных издержек. Однако российский суд пересматривать свое решение отказался.

По словам Антона Агеева, на условия проживания детей жаловаться не приходится: они попали в одно из лучших сиротских учреждений в стране, и у них есть все, что нужно. Кроме родителей. Все последние восемь лет Антон и Лариса ежедневно разговаривают с Глебом и Полиной по телефону и навещают их почти каждую неделю. Сейчас дети отдыхают в летнем лагере в Крыму.

Глеб и Полина всё прекрасно понимают и терпеливо ждут совершеннолетия. Потому что знают: вырваться из детдома у них нет почти никаких шансов.

За эти восемь лет они тысячи раз спрашивали нас, когда смогут уехать из приюта. Им обещали, что это должно произойти летом, после Нового года, после очередного суда... Но в последнее время они перестали задавать этот вопрос, - говорит Антон Агеев.

А родителей беспокоит, что Глеба и Полину лишили того, что есть почти у всех домашних детей, - ласки, поездок с родителями, кружков и секций.

У Глеба музыкальные способности, а Полина активно занимается спортом. Однако полноценно заниматься в качественных кружках и секциях у воспитанников даже самых лучших детдомов возможности практически нет, - говорит Антон Агеев. - Но это не самое важное. Надо видеть их радость, когда мы приходим. Они знают, что на свете есть родные люди, которые любят их, и очень тяжело переживают разлуку. Сейчас у них, конечно, уже есть собственные увлечения и интересы, друзья. Поля увлекается флористикой, постоянно обсуждает с мамой цветы, просит привезти какие-то особые. Мы пытаемся поддерживать их в активной жизни. Но расставаться всегда тяжело. Когда мы уезжаем, они чуть ли не плачут. И спрашивают, когда мы приедем в следующий раз. Им бы хотелось, чтобы мы были рядом все время.

Они вас по-прежнему называют папой и мамой?

Антон Агеев рассказал «Известиям», что сейчас в Страсбурге ждет рассмотрения еще один иск. Но дело это небыстрое, и не исключено, что дети вернутся к родителям до решения суда - просто достигнут совершеннолетия.

До сих пор в стране нет программы высшего образования для подготовки сотрудников опеки. В Минобрнауки России «Известиям» пояснили, что, как правило, в этой сфере работают специалисты с педагогическим, психолого-педагогическим и юридическим образованием. В прошлом году была разработана программа профпереподготовки по специальности «Специалист органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних», отметили в пресс-службе министерства. Но такие специалисты появятся в органах опеки еще не скоро.

В этом году мы разрабатываем учебно-методические комплексы к программе профессиональной переподготовки, а также планируем проведение научно-методического семинара для преподавателей институтов повышения квалификации работников образования, - пояснили в министерстве.

В ведомстве также сообщили, что начиная с 2013 года Минобрнауки организовало и провело курсы повышения квалификации для пяти тыс. специалистов по вопросам защиты прав детей.

Нормативы и штатную численность органов опеки определяет не Министерство образования, а региональные власти. К примеру, в Забайкалье 138 специалистов на 265 тыс. детей (один специалист на 1 920 детей), в Магаданской области - 28 на 30 тыс. (один на 1 067), в Московской области - 484 на 1,27 млн (один на 2 619 детей), а в Тюменской области - 86 на 848 тыс. (один на 9 855).

Член Общественного совета Минобрнауки РФ Алексей Рудов считает, что главные проблемы в регионах - низкий уровень подготовки сотрудников опеки, большая текучесть кадров и отсутствие четких ориентиров.

Основной объем их работы - бесконечные учеты и отчеты, - пояснил он. - При минимальной автоматизации на это уходит почти всё время, а на работу с людьми остается минимум. Кроме того, сотрудник опеки зависит от мнения начальства и боится портить статистику. Поэтому лучший способ «не попасть под раздачу» - ничего не делать и ждать до последнего. Или делать только то, что ведет к удобному результату для специалиста, а не для ребенка.

По словам Алексея Рудова, за последние годы случаев, когда детей необоснованно отбирают у родителей, стало меньше в несколько раз. Однако каждая такая история привлекает большое внимание и заставляет беспокоиться многие семьи.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

Интервью у сотрудника Органа опеки и попечительства Сельцина Николая Петровича взяла М. Градова.
М.Г.:
Николай Петрович! Общественность нашей страны взбудоражена законопроектами, принятыми в первом чтении Государственной Думой, которые мы для краткости называем «закон о патронате» и «закон об общественных наблюдательных комиссиях». Рассмотрение законопроектов отложено на неопределённое время. Однако, проблемы с законотворчеством остались. Люди не успевают следить за плодовитыми законодателями. Если мы ведём речь о ювенальных технологиях, навязываемых нам с Запада, мы не можем обойти вопрос об органах, работы которых касаются отложенные законопроекты. Хотелось бы услышать мнение специалиста, знающего проблему изнутри. Поэтому я начну по порядку.

1) Какими действующими нормами закона регламентирована деятельность органов опеки и попечительства? Имеются ли какие-либо недоступные для общего сведения инструкции, положения, памятки и т.д.?

Сельцин Н.П.:

Действующими являются следующие нормы:

· Федеральный закон № 159 ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

· Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"

"Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"

· Постановление Правительства РФ от 18 мая 2009 г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

· Постановление Правительства РФ от 19.05.2009 N 432 (ред. от 12.05.2012) "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"

· Постановление правительства Москвы от 25 декабря 2007 г. № 1169-ПП «О реализации мер социальной поддержки детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по оплате жилья и коммунальных услуг в городе Москве»

· Закон г. Москвы № 29, от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения»

· Закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве».

· Постановление правительства Москвы от 02 октября 2007 г. № 854-ПП «Об обеспечении жилыми помещениями в городе Москве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа»

· Приказ от 14 сентября 2009 г. № 334 «О реализации постановления правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423»

· Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. № 06-364 «О применении законодательства по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних»

Недоступные для общего пользования документы фактически есть. Но недоступны для пользования они в силу своего огромного количества. Зачастую даже профессионал натыкается на ранее недоступные и неизвестные ему законы, рекомендации, приказы и так далее. Формально же любой человек имеет постоянный доступ к любому документу. Но это похоже на русскую сказку: «пойди туда, не знаю куда, возьми то, не знаю что».

М.Г:
2) Каковы главные обязанности сотрудников органа ОиП?

Сельцин Н.П.:
По должностной инструкции главного специалиста отдела опеки, попечительства и патронажа муниципалитета московского района, он обязан:
Среди прочего, вести прием населения по вопросам опеки, попечительства и патронажа, рассматривать обращения, заявления и жалобы, осуществлять профилактическую и реабилитационную работу по преодолению социального сиротства, реализовать переданные полномочия в части организации социального патронажа, подготавливать материалы для рассмотрения на заседании комиссии по охране и защите прав детей, проводить обследования условий проживания детей, состоящих на учете в ООиП, давать заключение в суд по спорам, связанным с защитой прав и интересов детей, осуществлять совместно с уполномоченными органами изъятие из семьи детей при непосредственной угрозе их жизни и здоровью…

3) Каковы инструменты помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации?

Сельцин Н.П.:
Фактически и «по-честному» - инструментов нет. Специалист может только «капать на нервы» угрозами лишения родительских прав. Но надо понимать, что на кого-то эти угрозы еще могут подействовать, а на кого-то уже нет. В случае, если они подействовать не могут, ребенок изымается и устраивается в детский дом. Потом, опека продолжает капать на нервы таким родителям, но уже с другой стороны, со стороны материнского и отцовского чувства. Его уговаривают забрать ребенка из детского дома. Если родитель соглашается, то специалист предлагает ему устроиться на работу и принести справки за полгода работы (через полгода после лишения можно восстановиться) и прекратить пить. При этом нет ни бюджета, позволяющего кодировать родителей, ни правового механизма, позволяющего это делать без желания родителя. Такая работа сводиться к 1 проценту результата, по моим личным оценкам. В том же случае, если на родителя еще могут подействовать угрозы лишения родительских прав, эти угрозы «валятся» на него со всех сторон. Их изобилие со временем приводит к тому, что родитель считает их нормой и перестает бояться. После чего ребенок у него забирается через лишение родительских прав.
Надо четко понимать, что под «трудной жизненной ситуацией» понимаются совсем уж асоциальные семьи. Родители - наркоманы, алкоголики, бродяги. Все иные случаи, которыми сейчас пугает себя общество, относятся к ювенальной юстиции западного образца, но не нашей, отчасти еще советской системе. Вот если произойдет наполнение нашей системы смыслами и нормами запада, тогда эта категория расширится значительно.
Кроме того, надо четко понимать, что совершенно ничего нельзя сделать с человеком, который сознательно встал на путь безнравственности и «идет» по нему уже долго. Нельзя, если мы не находимся в тоталитарном государстве.
Можно как-то не допускать того, чтобы человек на этот путь встал. Но это уже работа совершенно иного направления. Такая работа в некоторой степени велась в Советском Союзе и прекратилась в Российской Федерации. Работа эта в принципе возможна только при конкретной идеологии, которой в РФ нет.

4) Есть ли необходимость в делегировании ООиП дополнительных полномочий, каких именно?

Сельцин Н.П.:
На мой взгляд, такой необходимости нет. До тех пор, пока ООиП осуществляет «посредническую» деятельность между семьей и государственными учреждениями никакие особые полномочия специалистам вообще не нужны. И особенно полномочия сверх установленной меры.
Дело в том, что для исполнения своих обязанностей опека привлекает государственные структуры: милицию (провести акт обследования, если представителей опеки не пускают в квартиру добровольно), поликлинику (определить состояние здоровья ребенка), суд (решение вопроса устройства ребенка на полное государственное обеспечение, лишение родительских прав). У этих структур достаточно полномочий для решения любых вопросов и отдельные полномочия специалистам опеки не требуются.

М.Г.:
5) Как, на взгляд сотрудников органов опеки, можно оптимизировать работу в нынешних условиях, не изменяя законодательства? Есть ли для этого возможности?

Сельцин Н.П.:
Оптимизировать работу ООиП не нужно. Со времен СССР вся эта работа отрегулирована и настроена надлежащим образом. Нужно прекратить «плодить» различные инструкции и приказы, законы и постановления «ни о чем». А то, что уже есть, привести в порядок, переработать. Чтобы было не более 5-10 документов федерального и местного уровня, не больше. При этом надо перестать бесконечно передавать различные отделы и ведомства «из рук в руки», поставить во главе специалиста, имеющего многолетний опыт работы на местах и поставить перед ним Цель.
По сути, надо просто прекратить реформировать систему регулирования семьи и детства в систему ювенальной юстиции (да еще и делать это «кривыми руками»).
Кроме того, надо принимать на работу в опеку людей с профильным образованием, имеющих своих детей, а не по принципу «землячества», и родственных отношений.
Но все, что я сказал, относится к оптимизации работы ООиП в том направлении, в котором она ведется на данный момент. Не больше.

М.Г.:
6) Николай Петрович! Пожалуйста, укажите основания для лишения родительских прав по судебным решениям, примеры самых тяжких случаев из практики, и самых «невинных» (если были такие).

Сельцин Н.П.:
В основном причинами для лишения родительских прав по судебным решениям являются: алкоголизм, наркомания, неисполнение обязанностей по содержанию (материальное обеспечение) ребенка, невыплата алиментов на содержание ребенка.
В качестве полярных примеров приведу следующие: мать девочки (прописанной в московской квартире и имеющей в таком случае право на жилищные льготы по законодательству г. Москвы) семнадцати лет обратилась в отдел с проблемой воспитания дочери. По ее словам, контакт с ребенком был утрачен несколько лет назад, а сама девочка неуправляема. Несколько раз мать с бабушкой присутствовали на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. На комиссии семье всячески пытались оказать помощь, предлагали перевести в учебное заведение, специализирующееся на проблемных случаях, направляли к психологам. Но, с одной стороны, фактически мать не хотела решать возникшую ситуацию. А с другой стороны, предложенные меры по ее разрешению мало бы помогли. В итоге было принято решение о лишении родительских прав и устройстве ребенка на полное государственное обеспечение, чему очень противились специалисты ООиП. Дело в том, что после 18 лет (при определенных условиях) таким детям необходимо предоставлять квартиры по договору безвозмездного пользования (которые с 23 лет переходят в собственность) и в данной ситуации была очевидна жилищная заинтересованность со стороны матери. Рассматривая исковое заявление о лишении родительских прав матери, суд его удовлетворил. Данному решению суда долго удивлялись почти все сотрудники. Ведь оснований для лишения фактически не было (по их мнению), а мать была лишена после невнятных фраз об «отсутствии контакта с ребенком», «неспособности повлиять на дочь». Я изначально был уверен в данном исходе потому, что этот случай попал под определение «неисполнение обязанностей по воспитанию и обучению». Ведь когда мать говорит: «Я не могу ее воспитывать», - с точки зрения Права все очевидно. Право в данном случае не интересует искренность слов, а Суд данный аспект проблемы не учел. Но с другой стороны, если мать сама просит лишить ее родительских прав и при этом не отказывается воспитывать ребенка, а заявляет о неспособности это делать, то у Суда просто нет иного выхода. Поэтому мне «человеческие» ожидания сотрудников Опеки были понятны. Но с точки зрения Закона и Суда решение Суда было обосновано.
Второй пример лежит в иной плоскости. В 2009 г. опека участвовала в суде по лишению родительских прав матери-алкоголички. Инициатором лишения был отец двоих детей разного возраста, который за время совместной работы по данному вопросу приобрел в глазах специалистов образ примерного отца и мужа с тяжелой судьбой (жена-алкоголик и женщина легкого поведения). При этом в формировании данного образа косвенно приняли участие его брат (дядя детей) и мать (бабушка). После лишения матери родительских прав, она подала иск о разделе имущества. В этом споре специалисты опеки опять приняли сторону отца, так как примерный отец отстаивал интересы детей в первую очередь.
В 2011 году девочка (старший ребенок) - на тот момент ей было 12 лет - самостоятельно обратилась в опеку с просьбой «поговорить с папой». По ее словам, папа часто кричит на нее с братом, заставляет заниматься глупыми делами, обижает бабушку (свою мать), часто приходит домой пьяным и не дает заниматься в школьных кружках. Сотрудники опеки, знакомые с данной семьей с 2009 года и с отцом семьи, как с человеком ответственным и дотошным, девочке не поверили. Сотрудники опеки, базируя свои представления о жизни на «устаревших» ценностях, решили проверить. На акт обследования жилищно-бытовых условий вышел специалист. Поговорил с отцом. В квартире оказалось бедно, но чисто. Однако пища для детей имелась, а чистоту поддерживала сама девочка. Отец, как всегда, показал кучи фотографий с улыбающимися детьми, положительные характеристики из школы.
Я (а тем специалистом был я) рассказал отцу о том, что девочка приходила в опеку. При этом предупредил, что за семьей теперь будут постоянно наблюдать и если девочке будет плохо - это сразу заметят. Отец объяснил, что воспитывает детей, за воровство (по его словам сын крадет у него деньги) наказывает углом. На дочь он ругается за то, что девочка вместо того, чтобы заниматься математикой, хочет обучаться игре на пианино, а он это не приветствует. В общем, сложившаяся ситуация представлялась обычной сложной ситуацией московской семьи. Особенно, если учесть небольшую жилую площадь квартиры и вытекающие из этого проблемы. Именно это имел в виду отец, когда сказал, что девочку «научили» на него жаловаться, имея на то свои личные внутрисемейные «псевдооснования». Сам он работает с утра до вечера на основной работе, а потом подрабатывает на личном автомобиле, чтобы прокормить, одеть и обуть ребенка. При этом отец показал новые вещи, чеки на эти вещи, чеки на запчасти к машине, на бензин и на многое другое. Тогда я только удивился подобному качественному подходу к жизнедеятельности. Никаких сомнений в «положительности» отца у меня не возникло.
Через несколько дней в опеку позвонила бабушка девочки. Бабушка рассказала начальнику опеки все то же самое, что рассказывала девочка и попросила оказать помощь. Но в 2009 году та же бабушка была полностью на стороне отца, не говоря о нем ни одного плохого слова - это раз. А я к тому моменту уже разговаривал с отцом - это два. Бабушке начальник отдела опеки отказал.
Через неделю психолог детского районного центра принес характеристику девочки, в которой было указанно, что ребенок готов совершить самоубийство. На следующий день была созвана комиссия по охране прав детей, на которой присутствовал и этот психолог, дядя девочки и ее отец. Ситуация оказалась крайне сложной. Отец девочки по факту оказался душевнобольным, когда прикрываясь чеками и покупками, человек издевается морально над детьми. Дети отказываются идти к нему домой. Дядя стоял на позиции лишения родительских прав отца. Комиссия отделалась тем, (меня на комиссии не было, я не вхожу в ее состав) что настоятельно рекомендовала определить детей на обучение в интернат, чтобы меньше видели отца. Когда я узнал об этом от разгневанного дяди, для меня стало совершенно очевидно, что принятое решение является полумерами, если не ошибкой. Об этом я объяснил руководителю муниципалитета и настоял на изъятии детей из семьи и временной передаче их под опеку дяде.
Данное решение было очень не просто принять в силу различных причин. Но самым тяжелым было противопоставление нежелания детей возвращаться к отцу желанию самого отца их воспитывать. При этом формально он имел все права, чеки, колбасу в холодильнике и другие атрибуты «законных прав и интересов несовершеннолетнего».
В результате суд ограничил отца в родительских правах. При этом запретил видеться с детьми. Совершенно непонятно было, каким образом отец может «исправиться» в полугодичный срок, имея «на руках» подобный запрет. Через полгода дядя обратился в суд с иском о лишении родительских прав на том основании, что отец не исправился. Суд вынес решение о лишении родительских прав. Мосгорсуд оставил решение районного суда в силе.

М.Г.:
7) Чем отличается усыновление (удочерение) от принятия ребёнка под опеку?

Сельцин Н.П.:
В случае с усыновлением вопрос решается дольше, чем с опекой. После лишения родительских прав (например) должно пройти полгода и только потом подается исковое заявление в суд об установлении усыновления. Усыновление очень основательно. Суд отдает ребенка человеку и человек становится полноценным родителем с точки зрения Права. Хотя на данный момент существует закон, по которому до 18 лет за ребенком должна следить опека. Сама опека (по крайней мере, многие ее представители) считает это не правильным - если суд «полностью отдал» ребенка человеку, то при чем здесь опека? А если опека продолжает надзор за семьей, то значит суд «отдал не полностью». И еще одно разительное отличие в том, что усыновленный ребенок не получает никаких льгот после 18 лет, связанных со статусом лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Оформить опеку (попечительство) сравнительно быстро и просто. При этом попечитель является только законным представителем ребенка и не может присвоить ему своего отчества или фамилии. До 18 лет на ребенка, находящегося под опекой, распространяются все те же льготы, как и на усыновленного ребенка. Но после 18 лет подопечный ребенок имеет право на однократное предоставление жилья по договору безвозмездного найма, если у него жилья нет или если жилье не соответствует оговоренным в законодательстве нормам. Кроме этого есть другие льготы, распространяющиеся на лиц из числа детей-сирот и не распространяющиеся на усыновленных детей.

М.Г.:
8) Николай Петрович! Не является ли в современных условиях воспитание детей в приёмных семьях неким бизнесом? Что является доказательством этому?

Сельцин Н.П.: Относительно механизма приемной семьи следует пояснить, что он был рассчитан на те случаи, когда у ребенка нет родственника, желающего взять его под опеку. А для стимуляции постороннего ребенку человека было предложено выплачивать деньги за воспитание, плюс к деньгам на содержание ребенка. То есть родители (в Москве - один родитель) получают деньги за осуществление семейной формы воспитания ребенка и отдельной позицией - на его содержание.
В моем отделе за всю практику был только один случай приемной семьи. Та семья приехала из Смоленска в Москву и встала здесь на учет. Но даже и этого одного случая хватило для того, чтобы уже имеющееся негативное мнение по этому вопросу еще более окрепло в коллективе отдела опеки, попечительства и патронажа. Каждый знакомый мне специалист и работник опеки выступает резко против такой формы «семейного воспитания». Это оказалось «палкой о двух концах». С одной стороны благие устремления, а с другой стороны - негативная практика. Такая практика, когда детей используют, как грубую рабочую силу в решении бытовых проблем и одновременно источник дохода. К детям нет ни любви, ни симпатии, ни даже уважения. Есть только желание получать деньги за содержание и воспитание ребенка. И это совершенно невозможно зафиксировать с правовой точки зрения. Именно поэтому специалисты моего отдела всячески стараются «вставлять палки в колеса» желающим, предлагая им обычную «опеку». Но договор «приемной семьи» заключается на уровне Департамента семейной и молодежной политики (на данный момент «опека» передается в «социальную защиту» и не понятно, кто этим будет заниматься), и в территориальный отдел опеки «спускается» уже готовым. Возможностей помешать у людей на местах не много. Но, следует сказать, что и желающих взять ребенка из корыстных целей тоже не много.
Именно это, все эти неявные стремления специалистов и граждан, жить «по совести» и работать «по справедливости» и является «пережитком» Советского Союза. Но эти «пережитки» держаться лишь до тех пор, пока весь механизм не «заполнится» нормами ювенальной юстиции Европы.
Является ли «приемная семья» бизнесом? Категорически - да. И доказательством является отрицательное мнение практически большинства специалистов (мне не известен ни один, настроенный положительно). Именно «бизнесом» называют специалисты «приемные семьи» и всячески препятствуют их формированию. Ведь если ты хочешь взять ребенка, исходя из светлых чувств и стремлений, то тебе достаточно будет опеки, и денег на еду, и жизнь для ребенка. А «работу» по его воспитанию ты оцениваешь не деньгами. В эту глубинную сферу человеческого денежная оценка еще не проникла…
Другим доказательством можно считать многие фактические случаи, с которыми сталкиваются работники. Повторю, с точки зрения Права доказать это тяжело, но от человеческого взгляда, от взгляда матери (а в опеке большинство - женщины) грязь не укроется. Это я считаю двумя доказательствами и не знаю никого, кому бы их не хватило.

М.Г.:
9) Действительно ли есть необходимость в ликвидации детских домов, реально ли это, обоснованно ли это?

Сельцин Н.П.:
Ответить на этот вопрос компетентно я не могу. Для компетентного ответа надо иметь полную статистику по детским домам и информацию об экономическом положении страны. Я могу лишь отметить несколько моментов.
Интересным кажется то, как расформировали детские дома. Воспитанников просто взяли и разделили по тем домам, которые остались выполнять свои функции. Встают вопросы: детей стало меньше на столько, что треть детских домов стала не нужна и при этом есть уверенность, что количество детей не увеличится? Лично я, как специалист, в этом сомневаюсь. У меня количество детей на протяжении нескольких лет не меняется существенно. Ведь надо учитывать, что ребенок поступает в детский дом в раннем возрасте и воспитывается в нем до 18 лет. Ну, допустим на основании некоторых статистических сведений есть уверенность в том, что в ближайшие пару-тройку лет количество детей останется минимальным и новые дома не понадобятся. Допустим. Но как можно делать прогнозы на более длительный период? Я не понимаю. Особенно если учесть, что определенный процент детей в детских домах составляют дети бывших воспитанников и бывших подопечных детей (у которых родители умерли от асоциального образа жизни или лишены родительских прав). Какой еще вопрос можно задать? Например, такой: или денег в стране на содержание детских домов не осталось? До такой степени не осталось, что предлагается увеличить количество воспитанников одного воспитателя в ущерб качеству воспитания? И при этом добавить денег воспитателю?
Интересной становится «негласная» рекомендация «сверху»: лишать родительских прав меньшее количество родителей. Причем эта рекомендация «спустилась», как опеке, так и судьям. При этом надо понимать, что сокращается количество детских домов, где воспитываются достаточно взрослые дети. А о сокращении «домов - малюток» (где находятся совсем маленькие дети) я ничего не слышал. Хотя мое неведение само по себе еще ничего не значит.
Однозначно можно сказать, что «на местах» динамики по улучшению ситуации с детьми, оставшимися без попечения родителей, не наблюдается. Государство не борется с «болезнью» и значит ее «симптомы» (дети) останутся. Не понятно, с чего бы их количество стало сокращаться. С другой стороны - мне известна статистика по Москве и ее районам, из которой видно, что существует тенденция увеличения международного усыновления детей в раннем возрасте. И государство, кстати, открыто говорит о необходимости передачи детей на «семейную форму воспитания». Вот только форма эта не российская…

М.Г.:
10) Что, на взгляд сотрудников органов опеки и попечительства, необходимо предпринять государству, чтобы уменьшить социальное сиротство?

Сельцин Н.П.:
Обзавестись «политической волей», как говорят в таких случаях. И пересмотреть наши взгляды на все «нормы» и «права», льющиеся в нашу систему регулирования семьи и детства «рекой изобилия» с Запада.
Надо, чтобы государство не позволяло родителям оказаться на «социальной обочине» жизни. Но такое возможно только при наличии педагогически-воспитательного идеологического механизма. Опять же, в качестве примера возьмем Советский Союз, когда человека принудительно устраивали на работу и следили за его исправлением. Понятно, что очень многое было далеко от совершенства, что имелась масса ошибок, перегибов. Но главное в том, что система воспитания создавалась. Создавались механизмы настоящего общественного контроля, когда за проблемным родителем присматривали коллеги по работе. Государство должно иметь идеальные ориентиры, основанные на ориентирах народа и ему же транслируемые постоянно с государственного уровня. Можно продолжить пояснения на данную тему, но все их будет проще свести к одному: должно быть экономически сильное государство с четко оформленной концепцией семьи. Примерно такое, как Советский Союз. Можно лучше. Без этой концепции, без высокого смысла решить проблему невозможно. Мы и дальше будем наблюдать понижение нравственного уровня в обществе. Повышение желания молодых семей жить «для себя» и как следствие - некачественное воспитание детей. Которые в свою очередь будут тоже (хоть и меньше) рожать детей.
Никакими другими решениями ситуацию не исправить. Это, конечно, только мое мнение. Но оно основано на годах профессиональной деятельности в школе, детской комнате милиции и отделе опеки и попечительства.

М.Г.: Николай Петрович! Спасибо Вам за беседу. На мой взгляд, освещённые Вами вопросы помогут гражданам лучше понять роль органов опеки и попечительства в отношениях между детьми и их родителями.

Приложение 7 к распоряжению

Главы города

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

ведущего специалиста отдела опеки и попечительства

управления по опеке и попечительству администрации города

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Ведущий специалист отдела опеки и попечительства управления по опеке и попечительству администрации города (далее именуется – ведущий специалист отдела) является сотрудником отдела и участвует в организации работы администрации города с несовершеннолетними опекаемыми (подопечными).

Ведущий специалист отдела является муниципальным служащим, замещающим старшую должностью муниципальной службы категории "В", на него распространяются все гарантии, права, обязанности и ограничения, предусмотренные законодательством о муниципальной службе.

1.2. Ведущий специалист отдела назначается и освобождается от должности Главой города по представлению начальника управления по опеке и попечительству администрации города.

1.3. Ведущий специалист отдела подчиняется начальнику отдела опеки и попечительства управления по опеке и попечительству администрации города.

1.4. В своей деятельности ведущий специалист отдела руководствуется Конституцией Российской Федерации , федеральными законами, в том числе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", Гражданским кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка, иными нормативными актами Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа, органов местного самоуправления города Нижневартовска, относящимися к специфике отдела, Уставом муниципального образования город окружного значения Нижневартовск, Положениями об управлении по опеке и попечительству администрации города, отделе и должностной инструкцией .

II. ОСНОВНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2.1. Осуществляет:

Качественное и своевременное выполнение возложенных на него обязанностей;

В пределах своей компетенции выполнение постановлений и распоряжений вышестоящих органов власти, Главы города, решений Думы города, выполняет распоряжения вышестоящих руководителей в пределах, предусмотренных должностной инструкцией;

Учет предоставленных льгот.

2.2. Обеспечивает:

Высокую организацию и дисциплину труда в своей работе;

Конфиденциальность получаемой информации в соответствии с действующим законодательством;

Необходимый уровень документооборота и хранение документов в соответствии с действующим законодательством;

Грамотное составление документов, соблюдение сроков их прохождения.

2.3. Ведет:

Учет детей, находящихся под опекой (попечительством), согласно установленной документации;

За разглашение сведений, составляющих охраняемую законом и иными нормативными актами тайну, а также сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, затрагивающих частную жизнь, честь и достоинство граждан, в том числе и после прекращения муниципальной службы, в пределах, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации;

За причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации;

За несоблюдение Правил внутреннего трудового распорядка;

За несоблюдение ограничений, связанных с муниципальной службой.

Большинство из нас сталкивается с органами опеки лишь, а какая-то назойливая незнакомая тетенька чего-то там требует для нашего ребенка. Мы ведь лучше знаем, что ребенку надо, правда? Но зачем-то же эти тетеньки из отдела опеки нужны!

Reconomica пообщалась со специластом отдела опеки, чтобы узнать, чем занимается эта государственая организация на самом деле. Вы узнаете, что делают специлисты опеки, с какими ситуациями им приходится сталкиваться по работе, а также, сколько они за это получают.

Коротко обо мне: Мне 31 год, стаж в профессии – 2 года, отдел опеки попечительства администрации города-миллионника, должность – ведущий специалист отдела.
К сожалению, не могу назвать подлинные данные о себе и месте работы – и это является первой особенностью государственной службы.

С 2017 года обязательным условием для прохождения государственной службы (а работа в отделе опеки и попечительства является именно таким видом трудоустройства) является сообщение работодателю сведений о своей активности в сети Интернете. В отдел кадров необходимо подать данные о своих аккаунтах во всех социальных сетях и других порталах, сайтах знакомств, сообщить факты регистрации в мессенджерах , где указаны хоть какие-то персональные данные о вас.

Таким образом, рассказать честные сведения об этой профессии, я могу лишь, не указав полную информацию о себе. Приложить фотографии рабочего места я, к сожалению, не могу, по указанным выше причинам. Неразглашение любой информации, связанной с нашей работой, является элементом контроля службы безопасности администрации города.

Что такое “опека и попечительство”? О профессии своими словами

Специалист отдела опеки и попечительства - это представитель незащищенных категорий граждан: детей, инвалидов, недееспособных граждан, лиц пожилого возраста, главная задача которого - контролировать соблюдение их гражданских прав.

Навыки, умения, образование, необходимые в профессии

Педагогическое образование является обязательным требованием в этой профессии. Юридическое – желательным. Хотя именно знание правовой базы, законодательства (практически во всех сферах: земельное законодательство, трудовое, семейное право и уголовный кодекс, не говоря о конкретных законах в сфере опеки и попечительства) является основой этой профессии. Кроме того, необходимо уверено разбираться в судебной системе, знать процедуры подачи исковых заявлений, апелляций, кассаций, обжалований, отзывов и т.д. Понимать структуру судебного процесса, как в уголовных, так и в гражданских делах.

Знания психологии и педагогики необходимы для работы с результатами экспертиз, заключений, выдаваемых узкими специалистами нашим клиентам. По той же причине необходимо иметь базовый набор знаний о психиатрии, для работы с психически больными людьми, уметь различать симптоматику и степень выраженности заболевания, чтобы грамотно привлекать к дальнейшей работе социального работника, либо врача-психиатра.

Бумажная работа – весомая часть функционала специалиста отдела опеки. Уверенное владение Microsoft Office , 1С в разы сокращает время, отведенное на составление документов и отчетов.

Способы трудоустройства

Единственный вариант поиска данной работы – участие в конкурсах на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы. Данные об этих конкурсах размещаются на сайтах администраций городов.

Попасть на такую вакансию с нуля практически невозможно. Приходить напрямую в отдел кадров администрации города нет никакого смысла, тем более - присылать свое резюме. Подавляющее большинство сотрудников администрации устроены туда «по знакомству», это ни для кого не секрет. Небольшой процент людей получили работу в администрации, будучи переведены из поднадзорных организаций (у нас это комплексные центры, центры социальной помощи).

Работодатель принимает на работу людей по рекомендации уже работающих сотрудников, чаще всего на временно свободные ставки (специалистов, которые находятся в отпуске по уходу за ребенком). И если сотрудник проявляет себя хорошо, его переводят на постоянную ставку.

Никого трудового обучения нет. Тебе объясняют направление твоего функционала: опекаемые дети, недееспособные, выявление, усыновление и т.д. И дальше ты сам с нуля строишь свою работу в этом направлении. В лучшем случае, пользуясь подсказками коллег. Понятия «молодой специалист» в данной профессии нет. Чаще всего принимают сразу на ставку ведущего специалиста со средним размером оплаты труда по отделу.

Чем занимается специалист органов опеки

Собственно опекой занимается лишь треть всего отдела. В наши полномочия входит весь цикл защиты прав и интересов уязвимых категорий граждан. Оформление опеки над детьми-сиротами, помещение их в государственные учреждения, выявление неблагополучных семей и работа с ними, защита прав душевнобольных и поверка деятельности психиатрических учреждений, контроль за действиями опекунов, участие в сделках с имуществом, решение семейных споров.

У части специалистов работа с документами является основной. Они проверяют пакеты предъявляемых документов и выносят заключения, ведут базы данных, выдают справки. У большинства же разъездной характер труда: ездим по судам, участвуем в процессах в качестве законных представителей, посещаем адреса, где, по поступившей информации, проживают семьи в трудных жизненных ситуациях. Отделы полиции, прокуратура, РОВД , ЗАГС, МФЦ , ЕРКЦ , пенсионные фонды – ездим везде, передавая и забирая запросы, необходимые для защиты прав наших клиентов, участвуем с следственных мероприятиях и судебных процессах.

Посещать приходится самые неприглядные и мрачные места города: психиатрические клиники, следственные изоляторы, места преступлений. Присутствовать на допросах и судебных заседаниях. Вести контроль содержания клиентов в психоневрологических интернатах.

Все те истории, которые мелькают на центральных каналах с заоблачными рейтингами – наша повседневная работа: убийство матерью своих детей, хищения средств в детских домах, злоупотребления врачей-психиатров, постоянные судебные тяжбы по разделению детей, споры супругов, прочий сор из избы. Устраиваясь в органы опеки, нужно быть готовым ежедневно видеть жизнь с самой неприглядной ее стороны.

За последние месяцы мои коллеги убегали от разъяренного алкоголика, который поливал их кипятком из чайника, я лично пыталась успокоить старика в ожидании бригады скорой помощи, пока тот колотил всех прохожих палкой по голове, высунувшись из окна. А сегодня ко мне на прием пришла девочка с просьбой определить ее в интернат, потому что отчим все утро кричал на нее. Параллельно с этим в кабинете другой специалист пытался найти временный компромисс между потенциальными опекунами ребенка, отец которого убил его мать, после чего покончил с собой. И эта лишь маленькая толика проблем, не самых серьезных, с которым сталкиваешься ежедневно.

Оплата труда в отделе опеки и условия работы на госслужбе

Я устроилась на эту работу с зарплатой 17 т. р., сейчас она составляет 23 тысячи. Заплата складывается из оклада, 6 т.р., ежемесячной премии в 60-100%, размер которой назначает начальник управления, районного коэффициента. Кроме того, бывают квартальные премии в размере 5 т.р. Полный соц.пакет, отпуск 30 календарных дней.

В общем, социальные гарантии есть, .

Плюсы и минусы профессии

Основным плюсом профессии является ее условная престижность, все-таки, отдел опеки и попечительства - структурный элемент администрации города. Возможность более-менее свободно располагать рабочим временем. По ходу служебных передвижений, можно параллельно успевать делать мелкие личные дела (это неофициально, конечно). Социальные гарантии, белая зарплата – тоже плюс.

Минусы профессии – большая степень ответственности, высокая цена ошибки, постоянные стрессы, потенциальный риск для здоровья. В нашем отделе опеки и попечительства проезд по служебным поручениям не оплачивается, иногда в день на разъезды уходит по 300 руб. Таким образом, тех 23 тысяч я никогда не видела, в реальности у нас низкая оплата труда.

Карьерный рост

Карьерная лестница предполагает следующие ступени: ведущий специалист отдела, главный специалист, начальник отдела, заместитель начальника управления. При количестве сотрудников отдела 40 человек, единственное возможное повышение – стать главным специалистом. Это возможно при достижении стажа работы более 5 лет, при условии добросовестного исполнения своих обязанностей.

Напутствие соискателям

Социальная работа, на мой взгляд, является таким же призванием, как медицина или педагогика. Она требует много душевных сил, терпимости и терпения, и конечно, человеколюбия. А с учетом более чем скромной оплаты труда, специалист отдела опеки и попечительства является больше гражданской позицией, чем профессией. Если вы чувствуете в себе силы пройти через все трудности этого дела, то, занимаясь им, однажды испытаете настоящую радость от осознания пользы, которую приносите людям.

Телефонная консультация 8 800 505-91-11

Звонок бесплатный

Сотрудники опеки

Многодетная семья. Часто приезжают пдн и сотрудники опеки. Их визиты меня оскорбляют. Могу ли я их не пускать и как не грубо это сделать?

Не пускать не имеете права. Данные органы от имени государства осуществляют контроль за соблюдением прав и законных интересов детей. Что должно и вас как мать интересовать. С моей точки зрения лучше не давать поводов сомневаться в вас, не пуская их в дом. Интересы детей должны быть превыше ваших.

Подают ли сотрудники наркодиспансера в органы опеки и попечительства при поступлении на стационар при алкоголизме имея несовершенолетних детей, но проживают с бабушкой на данный момент, т. к. был переезд в другой город!?

Не подают, если при пациенте не было несовершеннолетних детей, которые остались без присмотра родителя в следствие его госпитализации в состоянии алкогольного опьянения. Но поскольку, как понятно из вопроса, дети были у бабушки, то врачи не сообщат ни в органы опеки, ни в полицию. Состава ст. 5.35 КОАП РФ нет. а это значит, что оснований для нарушения врачебной тайны нет.

Могу ли я вести съемку со звуком в отделе опеки и попечительства? Сотрудники пользуясь незнанием попечителя законов хитро избегают своих обязанностей и возможно нарушают закон. Цель съемки думаю ясна.

Можете, совершенно открыто, закон и конституция допускают это.

Ребёнка забрали в дедом. Нам сотрудник органа опеки должна была выдать разрешение, но не выдала так как я поругалась с мужем. Теперь хочу одна его вернуть и что для этого нужно сделать?

Если лишили родительских прав, возможно подать заявление в суд о восстановлении родительских прав на основании ст. 72 СК РФ . К иску необходимо приложить доказательства устранения обстоятельств послуживших основанием для лишения родительских прав.

Я была освобождена по удо и сотрудники опеки нам отказывают в продление опеки над детьми.

Здравствуйте Светлана, советую Вам, обратиться в прокуратуру для получения разъяснения, а также для подачи жалобы на данные действия опеки.

У меня сотрудники пдн забрали 4 детей в осрц центр органы опеки дали месяц испытательного срока этот срок прошол но детей не отдают хотят ограничить права как быть.

Здравствуйте, Наталья Викторовна! Ограничить в родительских правах Вас могут при наличии оснований предусмотренных законом: . Ограничение родительских прав 1. Суд может с учетом интересов ребенка принять решение об отобрании ребенка у родителей (одного из них) без лишения их родительских прав (ограничении родительских прав). 2. Ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие). Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. Если родители (один из них) не изменят своего поведения, орган опеки и попечительства по истечении шести месяцев после вынесения судом решения об ограничении родительских прав обязан предъявить иск о лишении родительских прав. В интересах ребенка орган опеки и попечительства вправе предъявить иск о лишении родителей (одного из них) родительских прав до истечения этого срока. 3. Иск об ограничении родительских прав может быть предъявлен близкими родственниками ребенка, органами и организациями, на которые законом возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних детей (пункт 1 статьи 70 настоящего Кодекса), дошкольными образовательными организациями, общеобразовательными организациями и другими организациями, а также прокурором. (в ред. Федеральных законов от 24.04.2008 N 49-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции) 4. Дела об ограничении родительских прав рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. 5. При рассмотрении дела об ограничении родительских прав суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей (одного из них). 6. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об ограничении родительских прав направить выписку из такого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка. (п. 6 введен Федеральным законом от 15.11.1997 N 140-ФЗ) С уважением, Корсун Ирина Дмитриевна.

Как написать жалобу на бездействие сотрудников опеки в получении жилья ребенка-сироты?

Доброго времени суток, могу составить для вас грамотное заявление в Органы опеки. Пишите в личные сообщения. Нужно так же будет чтобы вы указали мне все сведения по данной ситуации.

Мне звонят коллектора и сотрудники банка говарят что позвонят в органы опеки и заберут детей, я предоставляла документы что сейчас нахожусь на лечение не отказываюсь платить кредит но сейчас трудно финансово врачебная комиссия говорит, что через месяц меня могут признать недееспособной, помогите пожалуйста в этой ситуации.

Здравствуйте! Главное ничего не бойтесь! Не верьте сказкам коллекторов. Правда на Вашей стороне. Можете написать мне в личку. Помогу бесплатно.

Справку из органов опека подписывают только сотрудники. Опеки. Или сотрудники других структур. Справку берем для продажи дома. Где дети имеют доли.

Не очень понятно, что имеете в виду. Но - справку из опеки могут подписать только облеченные соответствующими полномочиями лица. Сотрудники иных органов - такими полномочиями не обладают.

Здравстауйте, какое образование должен иметь сотрудник опеки, чтобы быть представителем несовершеннолетнего ребенка.

Здравствуйте, Виктория! В соответствии с Профстандартом 03.006 Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, утвержденного Приказом Минтруда России от 18. 11. 2013 г. № 680 н, к специалисту органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних применяются следующие требования к образованию и обучению: - Высшее образование по профилю профессиональной деятельности; - Рекомендуется обучение по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки. Требования к опыту практической работы: - Не менее 1 года в организациях социального обслуживания. Особые условия допуска к работе: - К работе не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации.

Загрузка...
Top