Фундаментальные исследования. Современные проблемы науки и образования


Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека, это целостная, динамическая система, обеспечивающая приспособление человека к среде.


Интегральное исследование индивидуальности как структурного объединения свойств различных иерархических уровней в концепции В. С. Мерлина (1986) основано на междисциплинарное изучение свойств индивидуальности, следующих принципах: дифференцированность и принадлежащих всем ступеням развития материи; устойчивая дивергенция характеристик (свойств) каждого уровня в онтогенезе; специфичность взаимосвязей внутри одного иерархического уровня свойств, которые подчиняются закономерностям, самостоятельно исследуемым в отдельных науках, и различение межуровневых связей, которые должны подчиняться иным закономерностям и могут быть выражены в метаязыке; применение статистических критериев как общенаучного метаязыка для описания внутриуровневых и межуровневых взаимосвязей представление о преобладании равновероятных связей и отношений свойств; (много-многозначных) между характеристиками двух любых различных уровней и подсистем индивидуальности, поскольку между ними имеется цикл промежуточных опосредующих переменных. Наиболее универсальной промежуточной опосредующей переменной выступает индивидуальный стиль деятельности, другими опосредующими переменными могут выступать ценностные ориентации группы, стили моторной активности и жизнедеятельности (в зависимости от сопоставляемых соответствующих подсистем).


Эмпирические исследования, выполненные под руководством В. С. Мерлина и продолженные в современных работах пермских психологов под руководством Б. А. Вяткина, представляют достаточно обширный материал в поддержку указанных принципов. По поводу принципа дифференцированности подсистем следует, на наш взгляд, отметить исследования возрастного развития свойств различных уровней индивидуальности в двух аспектах: 1) развитие индивидуальных свойств может протекать как процесс развертывания, изменения степени выраженности отдельных свойств или возникновение новых свойств; 2) развитие связей между свойствами ИИ, что выражается в разрушении старых и образовании новых связей между индивидуальными свойствами, относящимися к одной подсистеме (одноуровневые свойства), так и относящимися к разным подсистемам (разноуровневые свойства). Развитие разноуровневых связей более гибко, пластично, изменчиво. Но вместе с тем, в онтогенезе сохраняются индивидуальные различия по отдельным свойствам и связям между свойствами ИИ. Это создает устойчивость отдельных уровней и системы в целом. Так, в лонгитюде наряду с сохранением индивидуального рангового места испытуемого по психодинамическим свойствам с возрастом изменяется степень выраженности свойств трех иерархических подсистем - свойств нервной системы, темперамента и личности, расширяются устойчивые симптомокомплексы указанных характеристик внутри каждой подсистемы. Вместе с тем отчетливо обнаруживается развитие много-многозначных связей между свойствами различных уровней, вероятно, за счет развития цепи промежуточных опосредующих переменных, различных в зависимости от возраста.


Таким образом, как показали наши исследования, межуровневые связи в онтогенезе все более дивергируют (Силина, 1977). Это можно интерпретировать и как большую специализацию и дифференцированность отдельных подсистем, несводимость закономерностей каждой из них к иерархически ниже- или вышележащим подсистемам и как сохранение стабильности и целостности всей системы индивидуальности. Специфика статистических связей внутри одного уровня и межуровневых связей показана, пожалуй, в самом широком наборе исследований Пермской психологической школы.


В монографии "Интегральная индивидуальность человека и ее развитие" (1999) и многих выпусках Вестника Пермского государственного педагогического университета (Серия 1. Психология. 1998. Вып.1; 2000. Вып. 1-2; 2003. Вып. 1) представлен обширный фактический материал, касающийся характеристик следующих подсистем: нервной системы, темперамента, личности и социально-психологического уровня и типов связи между ними.


Исследование многодетных и однодетных семей (Силина, 1998, 2000; Баландина, 2002, 2003) явилось подтверждением положения о том, что временные характеристики развития человека на каждом этапе развития предстают как целостный феномен. Выявление специфических взаимосвязей разных подсистем ИИ у детей из разных по размеру семей, которые являются сквозными, стабильно сохраняясь в разных возрастах, и которые изменяются с возрастом, но сохраняют специфику семьи, способствует более глубокому и разностороннему пониманию роли конфигурации семьи в развитии индивидуальности ребенка. По поводу принципа существования опосредующих звеньев между разноуровневыми свойствами индивидуальности следует отметить, что стили деятельности и активности, как опосредующие звенья в системе разноуровневых характеристик интегральной индивидуальности, признаются наиболее универсальными и являются предметом устойчивого внимания исследований, выполненных под руководством В. С. Мерлина, Б. А. Вяткина, М. Р. Щукина в Пермской психологической школе. Стилевой механизм выполняет синергизирующую, компенсаторную и приспособительно-опосредующую функции между свойствами подсистем "организм - нервная система", "нервная система - свойства индивида (темперамента)", "свойства индивида (темперамент) - свойства личности". Это дает основание предполагать наличие и других опосредующих звеньев, обеспечивающих взаимодействие различных уровней интегральной индивидуальности. Промежуточными опосредующими звеньями во взаимосвязях свойств интегральной индивидуальности могут выступать и некоторые специфические средовые особенности, в частности конфигурация семьи.


В наших исследованиях отчетливо обнаруживается многозначный характер связи между свойствами подсистемы индивида (темперамент) и личности в различных социальных группах, а именно у детей из многодетных семей и единственных в семье. Так, экстра-интроверсия у детей из однодетных семей связана с личностными отношениями (к матери, родителям как чете, сиблингам) и автономностью матери. У детей из многодетных семей связи экстраверсии с отношениями к членам семьи отсутствуют. Нейротизм у детей из однодетных семей обусловлен их отношением к друзьям и непоследовательностью матери; у детей из многодетных семей - отношением к отцу и взрослым родственникам. При изучении связей темпераментальных свойств детей и воспитательных практик родителей обнаружен различный характер связей в зависимости от конфигурации семьи. Так, у детей из многодетных семей темп (в предметной и социальной сфере) связан с позитивным интересом родителей, их директивностью, автономностью и непоследовательностью. У детей из однодетных семей с аналогичными практиками родителей связаны такие свойства темперамента, как темп (предметный и социальный), эргичность, пластичность и эмоциональная чувствительность (социальные). При этом многозначные связи относительно стабильны в онтогенезе при общей онтогенетической динамике отдельных свойств.


Приведенные взаимосвязи между свойствами темперамента и показателями отношений различаются в зависимости от типа семьи и возраста детей и демонстрируют значимые сферы отношений для детей, в которых отражаются проявления индивидуальности ребенка. Различные свойства темперамента играют разную роль в многодетных и однодетных семьях. Можно считать, что в многодетных семьях наиболее активно востребованы и проявляются свойства темперамента, связанные с предметной сферой, в однодетных - с социальной сферой. Учение интегральной индивидуальности, являясь теоретической основой для изучения семьи, с позиций системного подхода позволяет всесторонне и комплексно рассмотреть психологические особенности детей. Конфигурация семьи создает внутрисемейную систему ценностей, типы интеракции ее членов, поведенческие модели адаптации к семейной и широкой социальной среде, поддерживает оптимальное и результативное самосознание членов семьи и т. п.


Описанные эмпирические факты свидетельствуют, на наш взгляд, в пользу принятия тезиса: конфигурация семьи (в частности, многодетность) выступает опосредующим звеном в системе взаимосвязей разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, а именно подсистем индивида и личности.

Силина Е. А., Баландина Л. Л.

Семейные коалиции - своеобразные объединения членов семьи, существуют в каждой семье. Само их существование не говорит о том, что в семье что-то не в порядке, но некоторые виды коалиций (союзов внутри семьи) считаются болезненными, приносящими разлад в семью. Другие же коалиции, скорее естественны, они могут гармонично существовать, принося участникам пользу, поддерживая их.

Коалиции, организованные по горизонтали (между членами семьи одного поколения), неразрушительны, скорее полезны для членов семьи. Таковы объединения между братьями и сестрами, родительской парой, дедушками и бабушками. Нормальной можно считать ситуацию, когда отношения между представителями одного поколения чуть ближе, чем между поколениями.

Коалиции, которые организованы перекрестно, по вертикали между поколениями или через поколение считаются более опасными для семьи, часто они разрушительны. Таковы коалиции одного из родителей с детьми против другого или коалиции одного из супругов со своими родителями против другого. Рассмотрим наиболее типичные семейные коалиции с точки зрения их влияния на семейные отношения.

Коалиция детей в семье

Это типичная, здоровая ситуация: двое или более детей в семье находятся в наибольшей близости друг с другом, имеют свои секреты, не выдают друг друга, поддерживают. Это нормальная ситуация, хотя некоторых взрослых она пугает перспективой потери контроля над детьми в результате их сплоченности.

Нежелательный перекос ситуации наступает как раз тогда, когда родителей чрезмерно пугает близость детей. Им кажется, что дети совместно натворят что-то опасное и они стараются ослабить связь между детьми. В таком случае родители, стремясь к контролю или большей близости с одним из детей, могут вносить раскол в их объединение, приближая или выделяя одного из детей. Это развитие событий нельзя назвать желательным, скорее это отражение неблагополучного психологического состояния кого -то из взрослых в семье.

Коалиция родителя с одним из детей

Такая коалиция обостряет отношения ребенка с другими детьми, возбуждая их ревность, подогревая естественную конкуренцию детей. Кроме того, эта коалиция, часто отдаляет второго родителя, делает его аутсайдером в отношениях треугольника мама-папа-ребенок.

Один из родителей (чаще мать) оказывается в тесной связке с ребенком, второй родитель отдаляется одновременно и от ребенка, и от своего партнера по браку. Такая ситуация чревата расколом в супружеских отношениях и трудностями с психологическим отделением, взрослением ребенка, который должен обслуживать потребность одного из родителей (участника коалиции) в душевной близости. Ребенок при таком раскладе становится как бы партнером родителю, играя несвойственную ребенку роль. Так ребенок может стать поверенным взрослого в его душевных делах, его утешителем или источником психологической поддержки. Для ребенка такая ситуация обычно вредна, она невротизирует ребенка, перегружает его ответственностью за благополучие родителя. Осознав, что такая история разворачивается в ваших отношениях с ребенком, лучше из нее постепенно выбираться, освобождая ребенка и подыскивая для себя источники опоры во взрослом мире.

Хороший, хотя и достаточно экзотический пример межпоколенной коалиции с ребенком представлен в фильме «Пианино» (Дж. Кемпион). Главная героиня находится в коалиции со своей дочерью, которая своей близостью защищает ее от притязаний супруга на близость, супружеские отношения. Близость с дочерью делает невозможной близость с супругом, что и необходимо матери, потому, что она испытывает к нему неприязнь. Героиня как бы защищается дочерью, постоянно пребывая в ее обществе.

Близость с ребенком может обслуживать потребность в дистанции с супругом. Иногда это может принимать форму болезненного симптома ребенка.

Ольга, мать 11 летнего Дениса была вынуждена переселиться в комнату сына в результате того, что у ребенка были ночные кошмары. Ситуация продолжалась не первый год, но никто толком не занимался ее решением, считалось, что решение найдено – Ольга должна спасать ребенка своим присутствием. Отношения с отцом мальчика у женщины были крайне конфликтные, так что в дистанции между супругами никто не находил ничего неприятного. Днем супруги не общались, так как были на работе, вечером Ольга занималась сыном, у которого были большие сложности с учебой, ночью женщина охраняла сон мальчика. Так сложности ребенка стали по существу защитой родителей от выяснения отношений и расстановки всех точек над i.

Коалиция с ребенком может создаваться и в семьях с двумя детьми. В таких случаях можно видеть дистантные отношения между супругами, но у каждого из них близкие отношения с одним из детей. Часто такая ситуация сопровождается яркими конфликтами детей . Каждый родитель поддерживает «своего» ребенка, предвзято относясь ко второму, потому, что он представитель враждебного лагеря. Дети это чувствуют и начинают воевать со своим конкурентом, братом или сестрой, отстаивая справедливость. Очень часто не проявленные конфликты старших членов семьи, родителей, выливается в яркие конфликты детей.

«Кроме того, дети – это был для нас новый повод к раздору. С тех пор как были дети и чем больше они росли, тем чаще именно сами дети были и средством и предметом раздора. Не только предметом раздора, но дети были орудием, борьбы; мы как будто дрались друг с другом детьми. У каждого из нас был свой любимый ребенок – орудие драки. Я дрался больше Васей, старшим, а она Лизой. Кроме того, когда дети стали подрастать и определились их характеры, сделалось то, что они стали союзниками, которых мы привлекли каждый на свою сторону. Они страшно страдали от этого, бедняжки, но нам, в нашей постоянной войне, не до того было, чтобы думать о них. Девочка была моя сторонница, мальчик же старший, похожий на нее, ее любимец, часто был ненавистен мне».

Л.Н. Толстой «Крейцерова соната»

Коалиция одного из супругов со своими родителями

Одна из типичных конфигураций семейных отношений: один из супругов чрезмерно близок с кем - то из своих родителей, при этом его отношения с партнером холодные или конфликтные. Корни такой ситуации в чрезмерной близости человека с родителями или одним из них.

Такая коалиция разрушительно действует на супружеские отношения.

Интересно, что коалицию можно создать и с родителями супруга или супруги с тем же результатом для отношений. Если, например, свекровь рьяно встает на сторону невестки, защищая ее от супруга (собственного сына), то такая ситуация также расстроит отношения в семье, несмотря на то, что родитель встает на защиту не своего ребенка, а его брачного партнера. В народе бытует представление о "хорошей свекрови" (или теще), которая встает на сторону второй половины своего ребенка. Но, надо понимать, что по настоящему хорошая свекровь/теща так никогда не сделает, не допустит сближения, коалиции ценой раскола в семье своего ребенка. Встать на сторону партнера своего ребенка то же самое, что лить воду на мельницу конфликта в семье этого ребенка, это всегда усиливает разлад между супругами, заставляя обвиняемого партнера держать круговую оборону.

Коалиция через поколение

Нередкий случай, когда в коалиции оказываются бабушки-дедушки со своими внуками. В таком случае они «дружат против» родителей, мешая им осуществлять контроль над детьми. Например, бабушка может покрывать прогулы своего внука школьника, кормить ребенка запретными сладостями или другим образом противиться воспитательным стратегиям родителей. Для старшего поколения в таком положении дел есть определенная выгода – это своеобразный реванш за потерю влияния в семье и утрату важных жизненных позиций. Внукам же коалиция может приносить прямые выгоды в виде снятия ограничений.

Другие горизонтальные коалиции (коалиции между представителями одного поколения)

Такие коалиции можно считать здоровыми. В коалиции могут выступать родители в семье, дедушки и бабушки, дети. Чрезмерное замыкание в границах коалиций нежелательно, как нежелательно доведение любой идеи до абсурда, однако горизонтальные коалиции естественны и не противоречат идее здорового развития семьи.

Больше о семейных отношениях и способах разрешения конфликтов можно прочитать в моей книге "Мама, папа, я: острые углы семейного круга".

© Елизавета Филоненко

Границы семьи изменчивы.

2а. Основное положение: Определение тех, кто включен в семью, постоянно меняется, а ее границы зависят от жизненных обстоятельств.

2а. Ориентирующий принцип: Феноменологическое осознавание дает терапевту больше информации о "сегодняшней” конфигурации семьи, нежели структурная данность.

Этот принцип касается определения того, кто и что составляет семью. Здесь предполагается скорее творческий подход, нежели статичное определение. Ведь семья может включать друзей, дальних родственников и "побочных” членов семьи на любом отрезке времени. "Побочные” члены семьи – это люди, которые не являются частью данной семьи, они могут даже и не быть родственниками, но на деле они играют важную роль в жизни семейной системы. Вовсе не обязательно быть активным участником семейной жизни, для того чтобы оказывать на нее влияние. В некоторых случаях человек влияет на других просто самим фактом своего существования: грубый начальник, бывший муж (жена), высокопоставленный родственник. Таким образом, "побочный” член семьи становится важной составляющей системы, будучи частью ее феноменологического поля.

Из этого следует, что не так-то просто ответить на вопрос, из кого состоит семья, пришедшая к вам на терапию. В рамках конкретной сессии можно очертить любые границы. К примеру, существует некий сосед, который каждый день общается с данной семьей. Можно ли считать этого соседа частью семьи? Является ли отсутствующий, далекий дедушка частью семьи? Важно сделать выбор и определить границы работы, если не для всего ее объема, то хотя бы для определенной части. В разные моменты вы имеете дело с разными соединениями или конфигурацией. Для конкретной интервенции вы можете определить большее или меньшее соединение.

Когда я работал с семьями, ко мне часто приходили дедушки и бабушки, дяди и тети, племянники и двоюродные братья. Все они приходили для того, чтобы помочь семье лучше разобраться в проблеме или просто создать хорошую атмосферу для общения.

Вслед за постоянными изменениями семейной конфигурации терапевт меняет и свои определения, расширяя тем самым поле наблюдения и интервенции.

2б. Основное положение: У семьи существует жизненные циклы.

2б. Ориентирующий принцип: Терапия должна принимать во внимание потребности взрослых и детей на каждой стадии их развития .

Способность семьи меняться со временем становится важнейшим условием для поддержания ее здоровья. Большая часть изменений происходит не во время терапии. Изменения возникают, когда ситуация меняется и требует принятия новых решений. Вчерашние решения сегодня уже не работают, и актуальные события требуют новых решений. Изменения происходят день за днем. Когда семья не принимает нового решения, естественная изменчивость ее жизни притормаживается и у семьи появляются серьезные трудности. Например, если родители общаются со своим шестнадцатилетним сыном как с десятилетним ребенком, у них неминуемо возникает конфликт. В такой ситуации семьи обычно и просят помощи у терапевта.

Изменение – естественное и желательное явление, особенно для открытых систем. Терапевт должен ознакомиться с различными стадиями развития семьи. Интервенция обязательно должна соответствовать стадии.

2в. Основное положение: Каждая семья уникальна, как и любой из ее членов.

2в. Ориентирующий принцип: Интервенция должна учитывать тот факт, что у семьи есть своя собственная определенная конфигурация и структура, при этом усиление динамики осознавания семьи может служить стимулом для ее изменения.

У каждой семьи есть собственная конфигурация. У нее имеются свои уникальные способы решать жизненные вопросы. Каждая семья поддерживает свой собственный образ жизни в этом мире.

Каждая семья задает свой масштаб того, что "достаточно хорошо”. По этой причине мы так или иначе придаем значение контрпереносу. Контрперенос – феномен, при котором, общаясь с данной семьей, терапевт находится под сильным влиянием своего личного опыта, связанного с родителями и собственной семейной жизнью.

Интервенция, основанная на контрпереносе, часто имеет отношение не столько к непосредственным нуждам данной семьи, сколько к незавершенными переживаниями самого терапевта. Например, если терапевт смог пережить трудную семейную ситуацию, сильно отдалившись от матери, отца и брата, поддерживая с ними очень редкие контакты, у него может появиться искушение склонить своего клиента-подростка принять аналогичные решения. Если же терапевт вырос в семье, которая соблюдала строгие границы между детьми и родителями, он может предпочитать жесткое разделение между двумя субсистемами семьи клиентов – даже если семья в действительности нуждается в расширении этих границ.

Было бы слишком просто видеть в каждой семье, приходящей на терапию, подобие своей собственной. Это означает, что семья может показаться нам "хорошей” или "плохой” - в зависимости от того, насколько она напоминает нам собственный семейный опыт.

Феномен контрпереноса охватывает весь спектр прошлого опыта терапевта, он связан не только с незавершенными переживаниями или действиями. На терапевта влияют религиозные или идеологические убеждения, а соответственно, этими убеждениями являются нормы поведения мужчины и женщины, правила воспитания детей, отношение к сексуальным отклонениям, образованию, правильному питанию и т.д. В работе с семьей мы должны уметь отрешаться от собственных представлений о том, что "хорошо” или "плохо” для нас, и считаться только с тем, что приемлемо для конкретной семьи.

Исходя из этих соображений, мы должны быть супервизорами у своих коллег и, наоборот, работать под их наблюдением, участвовать в тренингах, посвященных личному развитию терапевта, а также время от времени проходить личную терапию, особенно тогда, когда мы испытываем трудности в работе с клиентами, переживаем боль или чувствуем раздражение. Я также уверен в том, что "гармоничный” терапевт должен осознавать и учитывать существование самых разных вариантов семейного уклада. Например, итальянские католики будут отличаться от ирландских, религиозные иудеи – от евреев - реформаторов, темнокожие среднего класса – от темнокожих с городских окраин. Хороший семейный терапевт должен быть немного социологом, антропологом, философом, а самое главное – внимательным наблюдателем , которому действительно интересно, как эта семья взаимодействует со своими соседями и со своей социальной средой.

Мы всегда должны осознавать реакции, которые вызывает у нас семья, когда мы:

· реагируем слишком быстро, давая комментарии или высказывая свое мнение

· сильно "любим” или "ненавидим” семью, супружескую пару или члена семьи

· уверены в том, что "хорошо” для данной семьи, не посвящая много времени наблюдению за ними

· поддаемся влиянию кого-то из членов семьи или принимаем определенное ригидное мнение данной семьи

· "принимаем сторону” одного из членов семьи или субсистемы, противопоставляя его другой части семьи

· чувствуем, что с семьей "все в порядке” и она не нуждается в наших исследованиях

· терпимо относимся к слишком грубым или крайним проявлениям кого-то из участников, так как оно напоминает нам наше прошлое, считая, что "во всех семьях такое бывает”.

Я уверен, что вы и сами можете добавить к этому "списку опасностей” контрпереноса еще много признаков, и предлагаю вам составить свой собственный. Это поможет вам очертить более жесткие границы между тем, что хорошо или плохо для вас, а что важно для семьи, с которой вы работаете, и соотносить свою интервенцию с тем, в чем действительно нуждается данная семья.

Наши намерения состоят не в том, чтобы изменить конфигурацию или модель конкретной семьи и решить, какой она должна быть или как она должна решать свои проблемы. Наша задача увидеть, какие модели травмируют кого-то или может ли семья сделать то, что хочет для того, чтобы существовать как союз. Терапевты должны принимать и уважать любую конфигурацию. Уважать то, что может дать им шанс. 1

2г. Основное положение : Семья – это рабочее объединение.

2г. Ориентирующий принцип : Терапевт должен оценивать, насколько семья или ее субсистема хорошо выполняет свои ежедневные задачи.

Семья должна вести хозяйство, растить детей, одевать и кормить их, решать повседневные задачи, которые предъявляет им жизнь. Поэтому члены семьи должны сформировать хорошо работающее объединение. Если такая работа не выполняется, терапевт должен найти причину этому сбою. Что стоит у них на пути? Возможно, модели поведения установлены таким образом, что кто-то не способен с ними справиться? Если это так, во многих случаях такой человек становится "козлом отпущения" или "идентифицированным пациентом”. Часто один человек в системе испытывает боль. Значит, в этом месте сконцентрировано либо очень много, либо недостаточно энергии. Эта точка или слишком "горячая”, или слишком "холодная”.

Терапевт должен очень внимательно рассмотреть и оценить семейную систему. Как упоминалось раньше, семье обязательно надо знать, что она делает хорошо и насколько ее члены состоятельны. Большинство семей больше знают о своей вине, неудачах и промахах, нежели о талантах и успехах. Однако акцент на неудачах или недостатках отнюдь не всегда стимулирует семью к позитивным изменениям. С другой стороны, осознавание своей силы способно повернуть семью в сторону успешного поведения. Хороший терапевт постарается найти способы использовать сильные стороны семьи, для того чтобы преодолеть их слабости.

2е. Основное положение : Культурное влияние более значимо в семейной терапии, нежели в терапии супружеских пар.

2е. Ориентирующий принцип : Семьи всегда придерживаются определенных традиций . В связи с этим очень важно, чтобы религиозные, социальные, культурные или общественные ценности были ясно выражены.

Когда у супружеской пары появляется ребенок и она становится семейной системой, для нее становятся важными взгляды, обычаи и ценности общества, в котором она живет. Религиозные убеждения, этические нормы, социальная принадлежность и традиции поколений выражены в семье гораздо ярче, чем у супружеской пары. Семья передает эти ценности своему ребенку. В супружеских парах эти ценности часто замалчиваются. У пациентов может возникнуть идея "хорошо выглядеть” перед терапевтом, потому что родители чувствуют ответственность за то, как ведет себя их ребенок. Ведь терапевт представляет для них внешний мир.

Культурные традиции родителей могут причудливо сочетаться с субкультурой детей. Каждое поколение имеет свои собственные нормы поведения, игры, язык, музыку, искусство и планы на будущее.

Именно поэтому родители и дети часто воюют между собой из-за этих культурных различий – "Они делают это...” "Они” – весьма неопределенная субстанция, которая устанавливает правила и представляет мнение семьи, соседей или общества в целом: "Джонни должен пойти в детский сад, потому что все трехлетние дети на нашей улице ходят в детский сад”.

Осознавая, что цели семьи и общества должны быть выявлены и высказаны, терапевт поддерживает семью в обсуждении и признании более широкой картины мира. Терапевт часто оказывается передаточным звеном в конфликте поколений.

1

В статье представлены результаты исследования параметров отцовского отношения к детям в связи с конфигурацией семьи. Рассматриваются различия в связи с позицией ребенка в семье (старший, младший) и в связи со структурой семьи (полная, неполная). В исследовании приняли участие 207 отцов из четырех типов семей: семья с одним ребенком, семья с двумя детьми, семья с тремя детьми и неполная семья с одним ребенком, которого воспитывает отец. Параметры родительского отношения диагностировались при помощи опросника «Взаимодействие родителя и ребенка» Марковской И.М. Данные обрабатывались однофакторным дисперсионным анализом (ANOVA). Результаты: наибольшие различия обнаружены по параметрам: «», «» и «». Для большинства характеристик отношений обнаруживается различие между отцами единственного ребенка и отцами, имеющими двух и более детей. Отношение отцов в полной и неполной семье значимо не отличается. Отношение к младшему ребенку отличается меньше, чем отношение к старшему ребенку.

сиблинги

детско-родительские отношения

1. Алфеева Е.В. Особенности работы психолога с семьей. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2000.

2. Борисенко Ю.Б., Портнова А.Г. Отцовство как фактор развития личности // Развитие личности. - 2006. - № 2. - С. 70-81.

3. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. - М. : Когиито-центр, 2011. - 181 с.

4. Калина О.Г., Холмогорова А.Б. Влияние образа отца на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков // Вопросы психологии. - 2007. - № 1. - С. 15-26.

5. Кон И.С. Отцовство как социокультурный институт // Педагогика. - 2005. - № 3. - С. 3-16.

6. Коркина Н.А. Отцовство в современной семье // Семейная психология и семейная терапия. - 2003. - № 4. - С. 48-54.

7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. - М. : ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - Т. 2. - 464 с.

8. Lamb М. The Development and Significance of Father-Child Relationships in Two-Parent Families / The role of the father in child development. US: John Wiley & Sons Inc. - 2004. - P. 272-306.

9. Levy-Shiff R. (1999). Fathers cognitive appraisals, coping strategies and support resources as correlates of adjustment to parenthood // Journal of Family Psychology. - № 13. -Р. 554-567.

10. Rochlen A.B., McKelley R.A., Suizzo M., Scaringi V. Predictors of relationship satisfaction, psychological well-being, and life satisfaction among stay-at-home fathers // Psychology of Men & Masculinity. - 2008. - Vol. 9. - № 1. - Р. 17-28.

В настоящее время в психологической науке и смежных дисциплинах одной из активно обсуждаемых проблем является проблема отцовского поведения, в т.ч. личностные детерминанты, стиль и модели поведения отцов, особенности внутрисемейных отношений

и их влияние на взаимодействие отца, матери и ребенка. Одним из актуальных направлений исследований является изучение стиля отцовского поведения. Поведение мужчины отца описывается через индивидуальный стиль отцовства, который зависит как от личностных свойств конкретного мужчины, так и от опыта взаимодействия с собственным отцом (Levy-Shiff, 1999; Кон, 1999, 2005; Lamb, Lewis, 2010). Особое место занимает изучение одиноких отцов или отцов, которые сидят дома (Rochlen, Suizzo, McKelley, Scaringi, 2008). В психологической литературе выделяется несколько подходов к классификации отцовского поведения, которое описывается через доминирующие мотивы, включенность в совместную деятельность с ребенком, принятие обязанностей по воспитанию. Выделяют два типа отцовства в зависимости от того, какая психологическая потребность в мужчине сильнее - опекать, заботиться или учить, передавать свои знания и умения (Спиваковская, 2000). Отцовские роли или модели разделяются по степени того, насколько отец включен на эмоциональном уровне, как осуществляет свою воспитательную деятельность, как взаимодействует с ребенком и стремится к выполнению собственных обязанностей (Алфеева, 2000; Варга, 2011). Влияние отца на ребенка индивидуально и во многом зависит от личности самого мужчины и внутрисемейного контекста его отношений с ребенком (например, Калина Холмогорова). Участие отца в воспитании ребенка необходимо для формирования полноценной гармоничной личности при условии четкого различения родительских ролей, оказывает положительное влияние на развитие детей (Борисенко, Портнова, 2003). Изучение роли отцов как агентов социализации позволит конкретизировать детское развитие в пределах многократных семейных контекстов.

Целью нашей работы было выявить специфику отцовского отношения в связи с конфигурацией семьи, т.е. рассмотреть параметры взаимодействия родителя и единственного ребенка и старшего и младшего ребенка, а также учесть структуру семьи: полная или не полная.

Организация исследования

Участники исследования. В исследовании приняли участие 207 отцов из четырех типов семей: семья с одним ребенком (42 чел.), семья с двумя детьми (сиблинговая, 70 чел.), семья с тремя детьми (многодетная, 24 чел.) и неполная семья с одним ребенком, которого воспитывает отец (22 чел.). Данная выборка собрана в рамках выполнения выпускной квалификационной работы Н.А. Мазур. Возраст отцов 37,47 года (Ст.откл. 7,16), старших детей 14,68 (Ст.откл. 2,19), младших детей 11,12 (Ст.откл. 2,43), ребенок в однодетной семье 11,67 (Ст.откл. 2,90).

Методики. Использовался опросник Марковской И.М. для диагностики параметров взаимодействия родителя с ребенком: нетребовательность-требовательность родителя, мягкость-строгость родителя, автономность-контроль по отношению к ребенку, эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю, отвержение - принятие ребенка родителем, отсутствие сотрудничества - сотрудничество, тревожность за ребенка, родителя, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями ребенка с родителем.

Статистический анализ. Анализ результатов проводился при помощи однофакторного дисперсионного анализа ANOVA. В связи с тем что группы различаются по составу, был применен критерий Левена (Levene"s Test) для оценки равенства дисперсий в группах. В случае значимости критерия Левена применялся тест Тамхена (Tamhene test), в остальных случаях ЛСД тест (LSD test).

Результаты исследования и их обсуждение

Различия в отцовском отношении в семьях разного типа

На первом этапе нашей работы были рассмотрены различия в семьях с различной конфигурацией вне зависимости от возраста ребенка. Были обнаружены различия по всем показателям родительского отношения: «нетребовательность-требовательность родителя» F(3, 272)=3,88, p=0,01; «мягкость-строгость родителя» F(3, 272)=4,09, p=0,01; «автономность-контроль по отношению к ребенку» F(3, 272)=9,266, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 272)=28,40, p=0,001; «отвержение - принятие ребенка родителем» F(3, 272)=9,43, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 272)=13,00, p=0,001; «» F(3, 272)=7,22, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 272)=5,54, p=0,001; «авторитетность родителя» F(3, 272)=3,65, p=0,01; «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» F(3, 272)=12,85, p=0,01. Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 1.

Post hoc сравнения позволяют уточнить картину различий. По показателю «нетребовательность-требовательность родителя» отличие обнаруживается между отцами единственного ребенка и отцами сиблингов. При этом у отцов двух детей наиболее низкие показатели требовательности, а у отца единственного ребенка наиболее высокая требовательность. «Мягкость-строгость» различается у отцов единственного ребенка и отцов сиблингов и отцов, одних воспитывающих ребенка. Наиболее высокие значения у отцов двух детей, а наиболее низкие у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Параметр «автономность-контроль» отличается у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно и отцов из других типов семей. «Контроль» наиболее высок у отцов, воспитывающих детей самостоятельно, при этом значения данного показателя у отца единственного ребенка в семье, с двумя детьми и в многодетной семье не отличаются. Значимые различия есть между всеми группами по показателю «эмоциональная дистанция - близость ребенка к родителю», за исключением сравнения групп отцов с единственным ребенком и отцом в многодетной семье. По данному показателю обнаружены отличия между отцами из всех типов семей, за исключением сравнения отцов двух детей и отцов в многодетной семье. При анализе показателей «отвержение - принятие» различия выявились между отцами двух детей и отцами в других типах семьи, наиболее высокие значения наблюдаются у отцов двух детей.

Показатель «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» обнаруживает множество различий, в частности при сопоставлении отцов в многодетной семье и отцов, воспитывающих детей самостоятельно; при сравнении отцов двух детей с отцами из других типов семей. Отцы двух детей в наименьшей степени склонны к сотрудничеству с детьми, тогда как отцы, воспитывающие ребенка самостоятельно, демонстрируют наиболее высокие значения.

Различие по показателю «несогласие - согласие с ребенком» проявилось в сравнении отцов сиблингов и отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Минимальные значения обнаруживаются у отцов двух детей, а наиболее высокие у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. Значимые различия при сравнении отцов двух детей и отцов единственного ребенка и отцов в многодетной семье обнаруживаются по параметру «непоследовательность - последовательность родителя». Значения последовательности в реализации воспитательных действий наиболее высокие у отцов двух детей.

«Авторитетность родителя» - значимо отличается при сравнении отцов единственного ребенка и отцов двух детей и отцов в многодетной семье. Наиболее высокие значения у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно. По показателю «удовлетворенность отношениями с ребенком» значимые различия обнаружены при сравнении отцов из трех типов полных семей. У отцов двух детей и отцов в многодетной семье низкие значения показателя удовлетворенности, тогда как высокие и сходные у отцов одного ребенка и отцов, воспитывающих детей самостоятельно.

Таблица 1

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Неполная семья

Мягкость - строгость

Автономность - контроль

Эмоциональная дистанция - близость

Отвержение - принятие

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

Непоследовательность - последовательность

Удовлетворенность отношениями с ребенком

Различающееся отцовское отношение к старшему ребенку

При сравнении параметров отношения к старшему ребенку у отцов были обнаружены значимые различия по следующим характеристикам: «нетребовательность - требовательность родителя» F(3, 136)=4,56, p=0,05; «автономность - контроль по отношению к ребенку» F(3, 136)=9,89, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 136)=23,62, p=0,001; «отвержение - принятие ребенка родителем» F(3, 136)=13,52, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 136)=6,34, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 136)=5,11, p=0,001; «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем» F(3, 136)=10,36, p=0,001. Различия не были обнаружены по показателям: «мягкость - строгость родителя», «несогласие - согласие между ребенком и родителем», «авторитетность родителя». Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 2.

Post hoc тесты позволяют уточнить межгрупповые различия. Так, по показателю «нетребовательность - требовательность» наиболее высокие значения наблюдаются у отцов единственного ребенка в сравнении с отцами двух и более детей. «Автономность - контроль» по отношению к ребенку в наибольшей степени выражен у отцов, воспитывающих ребенка отдельно в сравнении с отцами двух детей и единственного ребенка. Также обнаруживается различие при сравнении отцов единственного ребенка и отцов трех детей. Различия по показателю «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость» ребенка к родителю проявляются при сравнении отцов единственных детей (в полной и неполной семье) и отцов, имеющих двух детей и более. Показатель «отвержение - принятие» ребенка родителем в наибольшей степени выражен у отцов старшего ребенка в семье с двумя детьми, при этом он значимо отличается у отцов других групп. Значения показателя «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» наиболее высокие у отцов, воспитывающих ребенка самостоятельно, и у отцов, имеющих трех детей, а наиболее низкие у отцов двух детей. «Непоследовательность - последовательность» родителя в реализации воспитательных действий по отношению к старшему ребенку отличается только в группе у отцов трех детей. Наибольшую «удовлетворенность» отношениями со старшим ребенком демонстрируют отцы единственного ребенка, причем она значимо отличается от удовлетворенности отношениями у отцов, имеющих двух и более детей, и у отцов, воспитывающих детей самостоятельно.

Таблица 2

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к старшему ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Неполная семья

Нетребовательность - требовательность

Мягкость - строгость

Автономность - контроль

Эмоциональная дистанция - близость

Отвержение - принятие

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

Непоследовательность - последовательность

Удовлетворенность отношениями с ребенком

Различающееся отцовское отношение к младшему ребенку

При сравнении параметров отношения к младшему ребенку у отцов были обнаружены значимые различия по следующим характеристикам: «мягкость - строгость родителя» F(3, 109)=3,65, p=0,05, p=0,001; «эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю» F(3, 109)=7,07, p=0,001; «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» F(3, 109)=10,19, p=0,001; «непоследовательность - последовательность родителя» F(3, 109)=6,53, p=0,001; «тревожность за ребенка» F(3, 109)=12,87, p=0,001; «воспитательная конфронтация в семье» F(3, 109)=7,50, p=0,001.

Различия не были обнаружены по показателям: «нетребовательность - требовательность родителя», «автономность - контроль по отношению к ребенку», «отвержение - принятие ребенка родителем» и «удовлетворенность отношениями ребенка с родителем». Средние и стандартные отклонения показателей приведены в таблице 3.

Таблица 3

Средние и стандартные отклонения показателей отношения к младшему ребенку отцов в семьях разного типа

Показатели

Семья с единственным ребенком

Сиблинговая семья

Многодетная семья

Нетребовательность - требовательность

Мягкость - строгость

Автономность - контроль

Эмоциональная дистанция - близость

Отвержение - принятие

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество

Несогласие - согласие между ребенком и родителем

Непоследовательность - последовательность

Удовлетворенность отношениями с ребенком

Post hoc сравнения показали, что наибольшая выраженность параметра «мягкость - строгость» и наименьшая выраженность параметров «эмоциональная дистанция - близость», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «воспитательная конфронтация в семье» наблюдаются у отцов младшего ребенка в двухдетной семье. Наибольшая выраженность «тревожности за ребенка» проявляется у отцов единственного ребенка по сравнению с отцами двух и более детей. Наименьшая выраженность «непоследовательности - последовательности» при взаимодействии родителя и ребенка также обнаруживается у отцов единственного ребенка при сравнении с отцами двух детей.

Выводы

В целом можно утверждать, что тип семьи является фактором, влияющим на отношение отца к ребенку. При этом обнаруживаются различия как в связи с количеством детей в семье, так и в связи со структурой (полная - неполная семья). Можно констатировать, что наибольшее число различий в отношении отцов к ребенку наблюдается по следующим параметрам: «эмоциональная дистанция - близость», «отсутствие сотрудничества - сотрудничество» и «удовлетворенность отношениями с ребенком». При этом наиболее высокие значения данных показателей наблюдаются у отцов одного ребенка вне зависимости от полной или неполной семьи. Вероятно, это связано с тем, что в семье с единственным ребенком отец может уделить достаточно времени для взаимодействия с ребенком. По большинству параметров отношение отца единственного ребенка не отличается в полной и неполной семье, но значения параметров отношений у отцов в неполной семье ниже, хотя и незначимо, по сравнению с отцами из полной семьи. Для большинства характеристик отношений обнаруживается различие между отцами единственного ребенка и отцами, имеющими двух и более детей. Это позволяет утверждать, что изменение количества детей в семье меняет отношение отца к детям. Интерес представляет и тот факт, что именно отцы двух детей чаще обнаруживают различия в отношении, а не многодетные отцы. Возможно, ситуация наличия двух детей в семье является для отцов в наибольшей степени психологически «напряженной» так как они, с одной стороны, вынуждены сохранять относительно стабильное отношение к старшему, с другой стороны, формировать новое отношение к младшему ребенку. Тогда как отцы трех и более детей уже могут относиться к детям как к группе, детально не дифференцируя свое отношение.

Отношение отца к старшему ребенку детализирует специфику межсемейных различий. Так, в отношении к старшим можно отметить: во-первых, вне зависимости от полной и неполной семьи, отцы стремятся к последовательности в воспитательных воздействиях, сотрудничеству с ребенком, проявляют эмоциональную близость и наиболее удовлетворены отношениями со старшими детьми. Во вторых, отношение к старшему или единственному ребенку в полной семье носит более требовательный, а в неполной - контролирующий характер. Специфика отцовского отношения в семье с двумя детьми проявилась в большем принятии старшего ребенка и меньшем сотрудничестве по сравнению с отцами других семей.

Отношение к младшему ребенку в семьях с разной конфигурацией обнаруживает меньше различий (6 из 10 параметров), что позволяет утверждать, что отцы относятся к детям относительно одинаково. Отличие проявляется в том, что эмоциональная близость, сотрудничество выше в семье с единственным ребенком. Также в такой семье выше тревожность за ребенка. Интересным фактом является то, что наибольшее число отличий наблюдается при сопоставлении отношения отца к младшему ребенку в семье с двумя детьми. Отношение отцов единственного ребенка младшего школьника и младшего ребенка в многодетной семье в большинстве случаев является сходным.

Исследование выполнено при поддержке РГНФ (проект 12-36-01315).

Рецензенты:

Хрусталева Т.М., д.псх.н., профессор, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Щукин М.Р., д.псх.н., доцент, профессор кафедры практической психологии Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Пермь.

Библиографическая ссылка

Корниенко Д.С., Красильникова Е.Н., Ротманова Н.В. ОТЦОВСКОЕ ОТНОШЕНИЕ В СВЯЗИ С КОНФИГУРАЦИЕЙ СЕМЬИ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 5.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=10581 (дата обращения: 25.02.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Баландина Людмила Леонидовна. Особенности индивидуальности ребенка в зависимости от конфигурации семьи: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01: Пермь, 2003 197 c. РГБ ОД, 61:04-19/149-0

Введение

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ИЗ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ И ФАКТОРЫ, ИХ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ

1.1. Многодетная семья как социально-психологический фактор индивидуальности ребенка 9-11

1.2. Теоретические взгляды на проблему психологических особенностей детей из многодетных семей 12-23

1.3. Обобщение факторов, детерминирующих индивидуальные особенности детей из многодетных семей 23-71

1.4. Теория интегральной индивидуальности и многодетность 71-74

ВЫВОДЫ 75-77

ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Организация исследования 78

2.2. Методики исследования

2.2.1. Методики исследования когнитивных характеристик 78-81

2.2.2. Методики исследования свойств темперамента 81-82

2.2.3. Методики исследования свойств личности 82-84

2.2.4. Методики исследования межличностных отношений 84-86

ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

3.1. Сравнение когнитивных, личностных и межличностных особенностей у детей из многодетных и однодетных семей

3.1.1. Когнитивные характеристики детей из многодетных и однодетных семей 87-93

3.1.2. Личностные особенности детей из многодетных и однодетных семей 93-97

3.1.3. Особенности межличностных отношении детей из многодетных и однодетных семей 97-104

3.2. Анализ взаимосвязей когнитивных, личностных и межличностных особенностей детей из многодетных и однодетных семей

3.2.1. Взаимосвязи когнитивных показателей с разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности 105-133

3.2.2. Взаимосвязи свойств психодинамического уровня интегральной индивидуальности с показателями межличностных отношений 133-139

3.2.3. Взаимосвязи свойств личностного уровня с показателями межличностных отношений 139-155

3.3. Структура свойств интегральной индивидуальности детей из многодетных и однодетных семей 156-165

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ 166-179

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ 179-180

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 181-193

ПРИЛОЖЕНИЯ 194-197

Введение к работе

Настоящая работа посвящена изучению индивидуальных особенностей детей в зависимости от конфигурации семьи. Семейная среда, прежде всего отношения в семье, опосредуют детерминирующие влияния в целом (Л.И. Божович, М.И. Лисина и др.). В семье складываются особые психологические условия, которые влияют на когнитивные и личностные характеристики ее членов, в особенности детей.

Интерес к средовым параметрам привел к исследованию влияния конфигурации семьи на индивидуальность ребенка. Изучение таких параметров конфигурации как размер семьи, порядковый номер рождения, интервалы между рождениями, происходит на материале многодетной семьи-особой модели, позволяющей изучить влияние различных факторов на психику детей.

Изучение феномена многодетности, а также психологических особенностей детей из многодетных семей на фоне многих исследований, посвященных семейным вопросам, осуществлялось недостаточно и многие годы - только зарубежными учеными . Лишь в девяностые годы XX века отечественные психологи обратились к данной проблеме, но на сегодняшний день таких исследований еще мало и проводятся они, в основном, в русле психогенетической проблематики.

В настоящее время большинство исследований многодетных семей посвящено изучению когнитивных характеристик детей и факторов, определяющих интеллектуальные, речевые особенности; выделяются как общие, так и специфические закономерности этого влияния. Вопрос о влиянии конфигурации семьи на особенности личности исследован значительно меньше и, прежде всего, зарубежными авторами. Для надежных данных, по мнению ряда исследователей, необходимы большие выборки, более точная статистика и надежные методы диагностики личностных особенностей. Исследования личности, проведенные на многодетных семьях, не всегда удовлетворяют этим условиям .

Характер внутрисемейных отношений в многодетных семьях выделяется как важный фактор, определяющий специфику психического склада детей. В основном, в работах изучаются родительские стили воспитания и их роль в формировании индивидуальности детей. Другие аспекты социальной ситуации развития ребенка в многодетной семье и за ее пределами (в частности, отношения со сверстниками) слабо освещены в психологической литературе.

Отечественные исследования многодетных семей проводились с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возрастов. Психологические особенности детей из многодетных семей в других школьных возрастах не изучались.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью выявления закономерностей когнитивных и личностных характеристик детей из многодетных семей с учетом социальных условий развития и возраста детей в контексте разноуровневой структуры индивидуальности.

Целью нашего исследования является изучение разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в зависимости от размера семьи; выявление когнитивных, личностных характеристик и специфики межличностных отношений детей из многодетных семей.

Объект исследования - разноуровневые свойства интегральной индивидуальности учащихся из многодетных и однодетных семей.

Предмет исследования - своеобразие психодинамических, когнитивных, личностных и социально-психологических характеристик интегральной индивидуальности и межуровневых взаимосвязей данных свойств у детей из многодетных семей в сравнении с единственными детьми в семье.

Понимание отличительных черт развития детей из многодетных семей, осмысление специфики разноуровневых свойств в их взаимосвязях решается нами посредством метода поперечных срезов, который дает наиболее отчетливое представление о существенных характеристиках, сохраняющихся или изменяющихся в онтогенезе (Б.Г.Ананьев). Такой подход к изучению феномена многодетности является одним из путей, позволяющих выявить

6 типичные для испытуемых психологические особенности и дает уверенность в

стабильности результатов.

Гипотеза исследования заключается в следующем:

    Размер семьи определяет и отличает особенности когнитивных, личностных характеристик и восприятия детьми межличностных отношений, а также специфику взаимосвязей между свойствами психодинамического, личностного и социально - психологического уровней интегральной индивидуальности школьников.

    Феномен «многодетности», проявляющийся в психологических характеристиках детей, имеет в младшем школьном, подростковом, раннем юношеском возрастах общие и отличительные черты.

Таким образом, конфигурация семьи и возраст детей рассматриваются как оказывающие опосредованное воздействие на индивидуальность детей из многодетных семей.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой нами гиптотезы были поставлены следующие задачи исследования:

    Выявить психологические особенности детей из многодетных и однодетных семей.

    Сопоставить когнитивные, личностные, социально-психологические характеристики детей из многодетных и однодетных семей.

3. Сравнить структуру взаимосвязей разноуровневых свойств
интегральной индивидуальности школьников из многодетных и однодетных
семей.

    Сравнить психологические особенности и характер взаимосвязей между разноуровневыми свойствами интегральной индивидуальности в зависимости от типа семьи и возраста детей.

    Выявить наличие специфических характеристик детей из многодетных семей, их стабильность-изменчивость в онтогенезе от младшего школьного до раннего юношеского возраста.

Научная новизна исследования определяется тем, что впервые с позиций теории интегральной индивидуальности осуществлено изучение

когнитивных, личностных характеристик и особенностей межличностных отношений школьников из многодетных семей, а также возрастная динамика изучаемых свойств с младшего школьного до старшего школьного возрастов.

Теоретическое значение работы заключается в установлении

особенностей психического развития детей из многодетных семей; выявлении вариативности влияния факторов размера семьи и возраста школьников на изучаемые психологические характеристики детей.

Практическое значение данного исследования определяется возможностью использовать полученные результаты в просветительской и консультационной работе с участниками учебно-воспитательного процесса (родителями, учителями, воспитателями); при разработке и проведении мероприятий, направленных на повышение профессиональной квалификации психологов, социальных педагогов, работающих в социальных сферах (образование, здравоохранение, социальная защита населения); при составлении и реализации социальных программ с целью индивидуализации процесса обучения и воспитания, выбора образовательного маршрута, реализации индивидуального потенциала ребенка.

Методологической и теоретической основой исследования являются: принцип системного подхода к изучению целостной личности и индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, B.C. Мерлин), принцип единства биологического и социального в развитии человека, принцип обусловленности развития человека как «внешними причинами», так и «внутренними условиями» (С.Л.Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов и др.), принцип генотип-средовой детерминации психических особенностей человека (Р.Пломин, И.В. Равич-Щербо, М.С. Егорова), принцип развития в общении и совместной деятельности ребенка со взрослыми и сверстниками (Л.С.Выготский, Л.И. Божович, М.И. Лисина, Ж. Пиаже), представление об обусловленности психологических особенностей ребенка параметрами конфигурации семьи (А. Анастази, Р. Зайонц, И.В. Равич-Щербо, Т.А.Думитрашку, Т.Н. Андреева). Специальной теоретической основой работы

является принцип многоуровневой организации свойств интегральной индивидуальности В. С. Мерлина.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Феномен «многодетности» проявляется в разноуровневых
психологических характеристиках детей из многодетных семей.

    Размер семьи, как один из основных параметров конфигурации семьи, является фактором, определяющим специфику когнитивных, личностных свойств индивидуальности и восприятия детьми межличностных отношений, а также особенности взаимосвязей между свойствами психодинамического, личностного, социально-психологического уровней интегральной индивидуальности школьников.

    Некоторые свойства индивидуальности являются типичными для детей из многодетных семей, другие свойства - типичными для единственных детей.

4. Степень выраженности и характер взаимосвязей между
разноуровневыми свойствами ИИ школьников, обусловленных типом семьи,
специфичны в каждом возрасте.

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на заседании кафедры психологии ПГПУ (2003г.), на областной научно-практической конференции «Практическая психология -2002» (Пермь, 2002), межрегиональной научно-практической конференции «XVII Мерлинские чтения» (Пермь, 2002), Всероссийских научно-практических конференциях "Ананьевские чтения- 2001. Образование и психология" (СПб., 2001), «Дифференциальная психология: проблемы и перспективы» (Бийск, 2002), II Региональном съезде психологов с международным участием "Психологическое сопровождение личности в педагогическом процессе" (Курган, 2002); Международных научно-практических конференциях "Дифференциация и интеграция психолого-педагогического знания в науке, социальной практике и научных исследованиях", "Социально-психологические проблемы ментальности" (Смоленск, 2001, 2002). По проблемам диссертационного исследования автором опубликовано девять печатных работ.

Многодетная семья как социально-психологический фактор индивидуальности ребенка

В современном обществе семья, в результате взаимовлияния индивидов, » выступает как персональная микросреда развития ребенка. Спектр категорий современной семьи достаточно многообразен. По количеству детей выделяют бездетные, однодетные, малодетные, многодетные семьи. При определении понятия «многодетность» социологами обозначен социально-психологический критерий соответствия социальным нормам детности, принятым в обществе. Для регионов с преобладанием семей с одним-двумя детьми (что соответствует нашей культуре), многодетной считается семья, в которой трое и более детей . В XX веке происходит спонтанное сокращение количества детей в семье; нормы, связанные с феноменом многодетности семьи, исторически изживают себя . Многодетная семья, как особая, «нетипичная» категория семьи, которая становится достаточно редкой в нашей культуре (особенно в городской среде), представляет интерес для социологов, демографов, психологов, педагогов. Одним из важных направлений для изучения проблемы многодетных семей Е.Ф. Ачильдиева считает выявление корней многодетности, описание типов многодетных семей. На основании проведенного социологического исследования, автор выделяет основные причины существования многодетных семей в крупных городах: 1) национальные традиции или семейные нормы; 2) самовоспроизводство многодетности - детям, воспитанным в ее среде, прививаются нормы многодетности; 3) религиозно-нравственные мотивы.

В этой же работе описываются три типа многодетных семей, в соответствии с критерием осознанности родителями мотивов многодетности и ценности нескольких детей. Первый тип многодетных семей характеризуется установками супругов на многодетность в момент заключения брака; дети для них являются самостоятельной и первоочередной ценностью (25% опрошенных). В семьях второго типа многодетность возникла вследствие ситуативных обстоятельств, выход из которых через рождение большего числа детей оказался для супругов предпочтительным (25%). Третий тип многодетных семей является неблагополучными. В таких семьях дети представляют инструментальную ценность: с помощью детей родители могут достичь какой-то цели - материальной или социально-психологической. У супругов отсутствуют собственно мотивы многодетности. Такие семьи обычно плохо организованы и являются источником множества отклонений (50%). В семьях меньшего размера дети гораздо реже имеют лишь инструментальную ценность, с увеличением количества детей в семье третий тип семей представлен в большей мере . Характеризуя многодетную семью, В.И.Зацепин отмечает, что разводы в такой семье, в отличие от однодетной, крайне редки. Данная семья с самого начала отличалась уверенностью супругов друг в друге, в своем семейном будущем, что и позволило ей иметь многих детей. А множество детей, в свою очередь, оказывают скрепляющее воздействие на семью . Подобное описание подходит не ко всем многодетным семьям, а скорее всего к тем, которые Е.Ф. Ачильдиева отнесла к первому и, возможно, ко второму типу. В работах Э. Арутюнянц, С. Голод, посвященных психологическим типам семьи, даны характеристики трех вариантов семьи: традиционной, детоцентрической, супружеской. Многодетная семья относится скорее к традиционной (патриархальной) семье в современном (модифицированном) ее варианте. Отношения в патриархальных семьях определяются родством. В семье доминирует отец (муж), в его руках сосредоточены экономические ресурсы и принятие основных решений; кроме того, отец является наставником, примером для подражания.

Методики исследования свойств личности

Личностный уровень ИИ представлен разнообразными качествами, характеризующими эмоциональную, коммуникативную, поведенческую сферу индивидуальности школьников. Изучение личностных особенностей испытуемых проводилось с помощью опросника Р. Кэттелла, шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Спилбергера-Ю.Ханина, методики рисуночной фрустрации С. Розенцвейга.

Опросник Р. Кэттелла является одним из наиболее известных и адаптированных методик в отечественной психологии. Опросник позволяет описать структуру личности, диагностируя черты личности, которые Р.Кэттелл называет конституционными факторами. Для диагностики личностных свойств учащихся 10-11-х классов использовался 16 PF опросник Р. Кэттелла (форма А). Методика включает 16 факторов или шкал. Каждый личностный фактор рассматривается как континуум определенного качества. Форма опросника содержит 178 вопросов. Для обследования учащихся 2-х, 6-х классов применялся адаптированный и модифицированный Э.М.Александровской и И.Н. Гильяшевой вариант 16 PF опросника. Детский вариант используется для исследования личностных особенностей детей 8-12 лет, он включает 12 шкал и 120 вопросов.

Сумма баллов по каждой выделенной группе вопросов дает в результате значение фактора. Полученные результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением в 0 стенов, максимальным - 10 и средним значением 5,5 стена. Теоретическое обоснование применения и апробации этой методики было сделано в ряде работ .

Шкала реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера Ю.Ханина является адаптированным, модифицированным и стандартизированным вариантом методики изучения тревоги и тревожности Ч.Д. Спилбергера. Согласно концепции Ч. Спилбергера, следует различать тревогу как состояние и тревожность как свойство личности.

Адаптация методики осуществлена Ю.Л. Ханиным. Шкала состоит из двух частей по 20 заданий в каждой. Первая шкала предназначена для определения того, как человек чувствует себя сейчас, в данный момент, то есть диагностики актуального состояния (ситуативная тревога). Задания второй шкалы направлены на выяснение того, как субъект чувствует себя обычно, то есть диагностируется тревожность как свойство личности (личностная тревожность). Каждое высказывание, включенное в опросник, оценивается респондентами по 4-балльной шкале. Максимальное количество баллов, которое может набрать испытуемый равно 80. Подростковая версия шкалы предназначена для детей и подростков 8-12 лет. Обработка и интерпретация аналогична взрослой версии, но в опроснике для подростков количество позиций шкалы рейтинговых оценок уменьшено до трех, соответственно, максимальный балл по каждой части равен 60. Определены ориентировочные нормативы поуровневой выраженности тревожности.

В данном исследовании взрослый вариант методики применялся при обследовании учащихся 10-11-х классов, подростковый вариант - 2-х и 6-х классов. При анализе валидности обнаружены положительные коэффициенты корреляции результатов шкалы с опросниками 16-PF Р.Кэттелла и Г.Айзенка. Методика широко используется в научных исследованиях и практической психодиагностике .

Методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга -проективная методика исследования личности предназначена, прежде всего, для определения преобладающего типа реакции на фрустрационную ситуацию и ее направленность. Методика диагностирует особенности поведения в ситуациях, связанных с появлением трудностей, помех, препятствующих достижению цели.

Взрослый вариант используется для обследования испытуемых с 15 лет (в нашем исследовании - для школьников 10-11-х классов), детский вариант - для детей в возрасте от 4 до 14 лет (в данной работе - для школьников 2-х, 6-х классов).

Стимульный материал состоит из 24 рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации. Черты и мимика персонажей в рисунках отсутствуют. Изображенные на рисунках ситуации достаточно обыденны и могут быть разделены на две группы: ситуации препятствия и ситуации обвинения. Оценка полученных ответов, в соответствии с теорией С.Розенцвейга, осуществляется по направленности реакции: экстрапунитивные, интропунитивные, импунитивные, а также по типу реакции: препятственно-доминантные, самозащитные, потребностно-настойчивые (разрешающие).

Когнитивные характеристики детей из многодетных и однодетных семей

При анализе когнитивных характеристик школьников из многодетных и однодетных семей выявлены значимые различия по ряду интеллектуальных показателей и успеваемости в школе.

Интеллектуальные особенности. Анализ средних значений интеллектуальных показателей у школьников обнаружил более низкие результаты в развитии вербального интеллекта у детей из многодетных семей, по сравнению с единственными детьми, в общей выборке школьников (2-х, 6-х, 10-11-х классов), а также во всех возрастных группах. Однако у младших школьников выявлены различия на значимом уровне, у подростков и юношей различия незначительные (таблица 3). В ходе эксперимента выявлена иная тенденция развития невербального интеллекта, чем вербального. В невербальной сфере младшие школьники (на значимом уровне) и подростки (не значимом уровне) из многодетных семей отстают от единственных детей, в то время как юноши из больших семей значимо превосходят одноклассников из однодетных семей.

Факты сниженных интеллектуальных характеристик детей из многодетных семей согласуются с аналогичными работами по сопоставлению развития детей разных возрастов из многодетных и однодетных семей А Анастази, Л.Белмонт и Ф. Маролла, М. Стофер, Е. А. Силиной, Т. А. Думитрашку, Т. Н. Трефиловой ; наиболее убедительно объясняются теорией Р. Зайонца о снижении интеллектуального содержания семейной среды в многодетных семьях .

Преимущество вербальных показателей интеллекта единственных в семье детей, не явно выраженные различия интеллектуальных способностей подростков из разных типов семей, дифференциация показателей разных видов интеллекта (вербального и невербального) у старшеклассников можно объяснить следующим образом.

1. С одной стороны, согласно психогенетическим исследованиям, вербальный интеллект генетически детерминирован более, чем невербальный , с другой стороны, существуют предположения, что в больших по размерам семьях индивиды обладают худшей наследственностью . Следовательно, можно предположить, что у детей из больших семей генетически вербальный интеллект снижен.

2. Влияние средовой составляющей на невербальный интеллект более значительно, чем на вербальный интеллект . Изменчивость невербального интеллекта учащихся в меньшей степени обусловлена школьной средой и поэтому развивается, в основном, под влиянием генетической детерминации и семейной среды .

3. Семейная среда в многодетной семье характеризуется снижением количества и качества общения родителей с детьми .

Таким образом, более благоприятная наследственность и среда в однодетных семьях, по сравнению с многодетными, способствует лучшему развитию интеллектуальных и, прежде всего, вербальных способностей единственных детей. Данная тенденция выражена в младших возрастах.

Вербальная среда, связанная со школьным обучением, способствует снижению различий вербального интеллекта школьников из разных по размеру семей. По мере взросления ребенка для общего интеллекта уменьшается вклад общей семейной среды и увеличивается роль различающейся среды, а также показатель наследуемости . Начиная с подросткового возраста и, особенно, в юношеском возрасте, дети из многодетных и однодетных семей активно выбирают среду (в - и вне семьи, школы) в соответствии со своими предрасположенностями. По-видимому, среда (общая и индивидуальная) единственных детей определяет, в большей мере, развитие их вербального интеллекта, а среда детей из больших семей, начиная с подросткового возраста, невербального интеллекта.

Загрузка...
Top