Обычаи воспитания у разных народов мира. Отношение к детству в культурах разных народов

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.


в Америке

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

В качестве наказания для непослушных малышей практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий, но если ребенок жалуется на это окружающим, такой поступок родителей может расцениваться как abuse (противоправные действия, повлекшие физический или моральный ущерб). В итоге лучшим способом внушить ребенку, что он вел себя неправильно, остается беседа. Считается, что любое наказание должно сопровождаться подробным объяснением его мотивов. На первый взгляд, такой подход может показаться очень сложным и неэффективным, ведущим к вседозволенности со стороны детей, однако на практике этот метод дисциплинирует и детей, и родителей.

Несомненным преимуществом американского подхода к воспитанию является его неформальность и упор на практические знания и навыки. Курс на прагматизм, иногда в ущерб теоретическим знаниям, обусловлен самим американским менталитетом. Со стороны отношение к усвоению знаний в США, особенно на ранних этапах (детский сад, подготовительные классы) может показаться недостаточно серьезным и даже поверхностным. В части теории, наверное, так оно и есть. Однако многих родителей (в частности, иммигрантов из бывшего СССР) приятно удивляет то желание, с которым дети в Америке спешат в школу и делятся тем, что они выучили и узнали сегодня.

Воспитание ребенка - это непростой процесс. Несмотря на обилие специальной литературы или даже педагогического образования, сложно однозначно сказать, что можно делать, а что не нужно. Практика далеко ушла от теории. Каждая семья имеет свои традиции и обычаи в воспитании подрастающего поколения, но для конкретного народа они, в большинстве своем, едины.

Воспитание детей в разных странах имеет существенные отличия, в чем-то мы соглашаемся с этим, а где-то методы воспитания не получают нашей поддержки. Для представителей разных стран приемы воспитания могут быть похожими или значительно разниться.

Воспитание детей у разных народов

Япония

К примеру, японцы своих детей в возрасте до 5 лет балуют, для них не существует запретов и наказаний. Однако после «критического» возраста, ребенок попадает в условия жесткой конкуренции и отбора по заслугам.

Великобритания

Англичане, напротив, воспитывают детей в строгости, не позволяют поддаваться эмоциям, готовят к суровым реалиям жизни. Они умеренны в проявлении чувств, но полны благородства.

США

А вот американцы во многом схожи со славянами в вопросах воспитания. Они считают, что дети должны находиться рядом с родителями, будь-то прогулка или вечеринка. В США для этого созданы все условия, существуют даже специальные комнаты, где родители могут покормить или переодеть свое чадо.

Германия

Немцы не торопятся заводить детей лет до тридцати, пока не добьются значительных успехов в карьере. Если же супружеская пара решились на этот ответственный шаг, значит, подойдут к нему они со всей серьезностью. Няню очень часто начинают подыскивать заранее, еще, когда ребенок не родился.

Традиционно все дети в Германии до трех лет сидят дома. Ребенка постарше начинают водить раз в неделю в «игровую группу» чтобы он набирался опыта общения со сверстниками, а затем устраивают в детский садик.

Франция

Француженки очень рано отдают малышей в детский сад. Они опасаются потерять свою квалификацию на работе и считают, что в детском коллективе ребята быстрее развиваются. Во Франции ребенок почти с рождения весь день проводит сначала в яслях, потом в детском саду, потом в школе.

Французские дети быстро взрослеют и становятся самостоятельными. Они сами ходят в школу, сами покупают в магазине необходимые ученические принадлежности. С бабушками внуки общаются только на каникулах.

Италия

В Италии напротив принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В детский сад обращаются только если нет никого из родных. Большое значение в Италии придается постоянным семейным обедам и праздникам с большим количеством приглашенных родственников.

Африка

Африканцы с давних времен носят детей с собой при помощи отреза ткани, который является прадедушкой слинга. Но это скорее необходимость, нежели способ ознакомления с окружающим миром.

Участие в воспитании детей бабушек и дедушек в разных странах

Воспитание детей в разных странах при помощи бабушек и дедушек тоже имеет свои особенности. Активное участие в становлении личности ребенка принимают умудренные опытом пенсионеры у славян, мусульман и итальянцев. Для французов и американцев характерна отдаленность от старшего поколения. Они, как правило, выходя на пенсию, отправляются в путешествия или занимаются личной жизнью. Объединяется семья только в период больших праздников.

Воспитание детей у родителей, принадлежащих к разным культурам, зависит от обычаев, исторических моментов, традиций, менталитета нации и каждой семьи в отдельности.

Видео-материалы о воспитании

Изюминки воспитания детей в разных культурах:

Воспитание детей в Чехии:

Традиции воспитания в Японии:

Системы воспитания детей у разных народов мира значительно отличаются. И влияют на эти различия многие факторы: менталитет, религия, образ жизни и даже климатические условия. Мы собрали в этой статье описания основных моделей воспитания, а также, если вдруг вам захочется углубиться в одну из них – литературу по данной теме.

Важно! Мы не даем никаких оценок данным системам. В статьях из "Базы знаний", так же, как, например, в Википедии, мы открыты к вашим правкам – оставляйте комментарии, если с чем-то не согласны, хотите дополнить или пояснить.


Японское воспитание


С рождения до 5-ти лет у японского ребенка длится так называемый период вседозволенности, когда ему позволено делать все, что вздумается, не нарываясь на замечания взрослых.

До 5 лет японцы обращаются с ребенком, "как с королем", с 5 до 15 лет – "как с рабом", а после 15 – "как с равным".


Другие особенности японского воспитания:

1. Родители разрешают своим чадам практические все. Хочется рисовать фломастером на обоях – пожалуйста! Нравится копаться в горшке с цветами – можно!

2. Японцы уверены, что ранние годы – время для забав, игр и наслаждения. Конечно, это не означает, что малыши абсолютно избалованы. Их учат вежливости, хорошим манерам, приучают ощущать себя частью государства и общества.

3. Мама с папой никогда не повышают тон в беседе с детьми и не читают многочасовые нотации. Исключены и физические наказания. Главная дисциплинарная мера – родители отводят малыша в сторонку и объясняют, почему нельзя себя так вести.

4. Родители ведут себя мудро, не утверждая свой авторитет через угрозы и шантаж. После конфликтов японская мама первой идет на контакт, косвенно показывая, насколько сильно ее огорчил детский поступок.

5. Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости . Этот народ склоняется к тому, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка.

Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности.


Однако к моменту поступления в школу отношение взрослых к детям резко меняется.

Их поведение строго регламентировано: нужно почтительно относиться к родителям и учителям, носить одинаковую одежду и вообще не выделяться на фоне сверстников.

К 15-ти годам ребенок уже должен стать полностью самостоятельным человеком и отношение к нему с этого возраста "на равных".


Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей.

Литература об этом: "После трех уже поздно" Масару Ибука.

Немецкое воспитание


Жизнь немецких детей с самого юного возраста подчинена строгим правилам: им не разрешают сидеть перед телевизором или компьютером, спать они ложатся в 8 часов вечера. С детства малыши приобретают такие черты характера, как пунктуальность и организованность.

Немецкий стиль воспитания – четкая организация и последовательность.


Другие особенности немецкого воспитания:

1. Не принято оставлять детей с бабушкой, мамы берут младенцев с собой в слинге или коляске. Затем родители выходят на работу, а малыши остаются с нянями, которые обычно имеют медицинский диплом.

2. У ребенка обязательно есть своя детская комната, в обустройстве которой он принимал активное участие и которая является его законной территорией, где ему многое позволено. Что касается остальной квартиры – там действуют правила, установленные родителями.

3. В распространены игры, в которых моделируются житейские ситуации, развивается умение самостоятельно мыслить и принимать решение.

4. Немецкие мамы растят самостоятельных детей: если малыш упадет – он поднимется сам и т.д.

5. Дети в обязательном порядке посещают садик с трехлетнего возраста. До этого времени проводится подготовка в специальных игровых группах, куда малыши ходят с мамами или нянями. Здесь они приобретают навыки общения с ровесниками.

6. В дошкольном учреждении немецких детей не учат чтению и счету. Педагоги считают важным привить дисциплину и объяснить правила поведения в коллективе. Дошкольник сам выбирает занятие по душе: шумные забавы, рисование или игру в машинки.

7. Грамоте ребенка учат в начальных классах. Учителя превращают уроки в занимательную игру, тем самым прививая любовь к учебе.

Взрослые стараются приучить школьника к планированию дел и бюджета, приобретая для него ежедневник и первую копилку.


Кстати, в Германии трое детей в семье – своего рода аномалия. Многодетные семьи для этой страны редкость. Возможно, это связано с скрупулезной тщательностью немецких родителей в подходе к вопросу расширения семьи.

Литература об этом: Аксель Хаке "Краткое руководство по воспитанию малышей"

Французское воспитание


В этой европейской стране большое внимание уделяется раннему развитию детей.

Особенно французские мамы стараются воспитать в малышах самостоятельность, поскольку женщины рано выходят на работу, стремясь реализовать себя.


Другие особенности французского воспитания:

1. Родители не считают, что после рождения младенца их личная жизнь заканчивается. Напротив, они четко разграничивают время на ребенка и на себя. Так, малышей рано укладывают спать, и мама с папой могут побыть вдвоем. Родительская же постель – не место для детей, ребенка с трех месяцев приучают к отдельной кроватке.

2. Многие родители пользуются услугами детских развивающих центров и развлекательных студий для всестороннего образования и воспитания своих чад. Также во Франции широко развита сеть , где они находятся, пока мама на работе.

3. Француженки относятся к малышам мягко, обращая внимание лишь на серьезные проступки. Мамы награждают за хорошее поведение и лишают подарков или лакомств за плохое. Если же наказания не избежать, то родители обязательно объяснят причину этого решения.

4. Бабушки и дедушки обычно не нянчатся с внучатами, но иногда отводят их в секцию или студию. Основное время малыши проводят в садиках, легко адаптируясь к условиям дошкольного учреждения. Кстати, если мама не работает, то ей могут и не дать бесплатную путевку в государственный детский сад.

Французское воспитание – это не только скромные и выдержанные дети, это еще и сильные родители.

Мамы и папы во Франции умеют говорить слово "Нет" так, чтобы оно звучало уверенно.


Литература об этом: "Французские дети не плюются едой" Памела Друкерман, "Сделать счастливыми наших детей" Мадлен Дени.

Американское воспитание


Современные маленькие американцы – это знатоки юридических норм, не редко дети жалуются на родителей в суд за ущемление своих прав. Возможно, это происходит потому, что общество огромное внимание уделяет разъяснению детских свобод и развитию индивидуальности.

Другие особенности американского воспитания:

1. Для многих американцев семья – это культ. Хотя бабушки и родители часто проживают в разных штатах, на Рождество и День благодарения все члены семьи любят собираться вместе.

2. Еще одна характерная особенность американского стиля воспитания – привычка посещать публичные места вместе со своими чадами. На то есть две причины: во-первых, не все молодые родители могут позволить услуги няни, во-вторых, они не хотят отказываться от прежнего "вольного" образа жизни. Поэтому часто можно увидеть детей на взрослых вечеринках.

3. Американских малышей редко отдают в детские сады (точнее, группы при школах). Женщины-домохозяйки сами предпочитают воспитывать детей, однако не всегда занимаются с ними. Поэтому в первый класс девочки и мальчики идут, не умея ни писать, ни читать.

4. Почти каждый ребенок в среднестатистической американской семье с ранних лет состоит в каком-нибудь спортивном клубе, секции, играет за школьную спортивную команду. Существует даже стереотип, когда об американских школах говорят, что там главный школьный предмет "Физкультура".

5. Американцы серьезно относятся к дисциплине и наказанию: если лишают детей компьютерной игры или прогулки, то всегда объясняют причину.

Кстати, именно США – родина такой техники конструктивного наказания, как тайм-аут. В этом случае родитель перестает общаться с ребенком или оставляет его в одиночестве на короткое время.


Период "обособления" зависит от возраста: по одной минуте на каждый год жизни. То есть четырехлетнему малышу хватит 4 минут, пятилетнему – 5 минут. Например, если ребенок дерется, достаточно отвести его в другую комнату, усадить в кресло и оставить одного. После окончания тайм-аута нужно обязательно спросить, понял ли малыш, почему его наказали.

Еще одна особенность американцев – несмотря на пуританские взгляды, открыто говорить с детьми на тему секса.

Литература об этом: книга "От пеленок до первых свиданий" американского сексолога Дебры Хаффнер поможет нашим мамам по-иному взглянуть на сексуальное воспитание ребенка.

Итальянское воспитание


Итальянцы трепетно относятся к детям, считая их дарами небес. Детей любят, причем не только их родители, дядюшки, тетушки и бабушки с дедушками, а вообще все встречные, начиная от бармена и заканчивая продавцом газет. Всем малышам гарантировано внимание. Прохожий может улыбаться ребенку, потрепать его за щечки, что-то ему сказать.

Неудивительно, что для своих родителей ребенок в Италии остается ребенком и в 20, и в 30 лет.

Другие особенности итальянского воспитания:

1. Итальянские родительницы редко отдают малышей в садик, считая, что они должны воспитываться в большой и дружной семье. За детьми приглядывают бабушки, тети, другие близкие и дальние родственники.

2. Малыш растет в атмосфере тотального надзора, опеки и, одновременно, в условиях вседозволенности. Ему разрешают все: шуметь, кричать, дурачиться, не выполнять требования взрослых, играть часами на улице.

3. Детей берут с собой повсюду – на свадьбу, концерт, светский раут. Получается, что итальянский "бамбино" с рождения ведет активнейшую "светскую жизнь".

Никто не возмущается этим правилом, потому что малышей в Италии любят все и не скрывают своего восхищения.


4. Русские женщины, живущие в Италии, отмечают нехватку литературы о раннем развитии и воспитании детей. Проблемы есть и с развивающими центрами и группами для занятий с маленькими детьми. Исключение – кружки по музыке и плаванию.

5. Итальянские папы наравне со своими женами разделяют обязанности по воспитанию ребенка.

Итальянский папа никогда не скажет "Воспитание детей –женское дело". Наоборот, он стремится принимать активнейшую роль в воспитании своего чада.

Особенно если это чадо женского пола. В Италии так и говорят: родилась девочка –папина радость.

Литература об этом: книги итальянского психолога Марии Монтессори.

Русское воспитание



Если несколько десятилетий назад у нас применялись единые требования и правила к воспитанию ребенка, то сегодняшние родители используют самые разные популярные развивающие методики.

Однако до сих пор в России актуальна народная мудрость: "Нужно воспитывать детей, пока они поперек лавки помещаются".


Другие особенности русского воспитания:

1. Главные воспитатели – женщины. Это относится и к семье, и к образовательным учреждениям. Мужчины намного реже занимаются развитием детей, большую часть времени посвящая карьере и зарабатыванию денег.

Традиционно российская семья строится по типу мужчина – кормилец, женщина – хранительница домашнего очага.


2. Подавляющее большинство малышей посещает детские сады (к сожалению, приходится долго стоять в очереди), которые предлагают услуги по всестороннему развитию: интеллектуальному, социальному, творческому, спортивному. Однако многие родители не доверяют детсадовскому образованию, записывая деток в кружки, центры и студии.

3. В России не так популярны услуги нянь, как в других европейских странах.

Чаще всего родители оставляют детей на бабушек и дедушек, если вынуждены выйти на работу, а место в яслях или садике пока недоступно.


В целом бабушки часто принимают активное участие в вопросах воспитания детей.

4. Дети остаются детьми, даже когда они уходят из дома и заводят собственные семьи. Мама с папой стараются помочь материально, решить различные бытовые сложности подросших сыновей и дочерей, а также нянчатся с внучатами.

Литература об этом: "Shapka, babushka, kefir. Как воспитывают детей в России" .

Детство привлекает внимание психологов и педагогов, социо­логов и этнологов, философов и культурологов, писателей и ху­дожников. Феномен детства представляется как сложная социальная система и своеобразный духовный объект, в котором преломля­ются закономерности сущности и существования человека и че­ловечества.

Детство - не просто период возрастного развития человека, а явление, оказывающее значительное влияние на самосознание человека и все этапы его жизни.

Откуда мы черпаем знания о проблемах ребенка, его воспита­нии и обучении в историческом аспекте и до сегодняшнего дня? Прежде всего из сочинений педагогического характера. Подобные тексты в области педагогики дают представление о том, как по­нимают взрослые детство, как описывают его и как они действу­ют по отношению к детям.

О детстве и проявлениях «детскости» писали почти все мысли­тели прошлого (Платон, Аристотель, Августин, Г. В.Ф.Гегель, К.Маркс, Л.Фейербах). Детство исследуется в работах М.Мид, Р.Тейлора, А.Камю, Ж.П.Сартра, Э.Фромма, З.Фрейда и др. Сре­ди отечественных исследователей эту проблему разрабатывали И.С.Кон, Е.В.Золотухина-Аболина, Р.Т.Апресян, А.А.Петраков, Г.Д. Гачев, К.А. Пигров и др.

На протяжении веков практически у всех народов существова­ло типичное представление о детстве, несмотря на различие культур и цивилизаций, - ребенок как объект педагогических усилий взрослых.

Антропологические исследования М.Мид показали, что, не­смотря на биологическое сходство людей, период детства у пред­ставителей разных культур проходит по-разному, поскольку на характер протекания детства у разных народов существенное влия­ние оказывают социокультурные факторы.

Детский и взрослый мир, как правило, были разведены между собой, а роли детей и взрослых точно определены. Роли взрослых четко очерчивались и не были слишком сложны, поэтому дети к

исполнению этих ролей могли легко подготовиться и приспосо­биться.

В этот период не существовало представления о детстве, кото­рому бы приписывались особые значения и ценности, отличные от мира взрослых.



Общественные системы первобытных народов были просты. Они основывались на традиции и почитании предков, а традиции имеют огромное значение. Общественные перемены происходили мед­ленно, прошлое взрослых становилось будущим для новых поко­лений, у старших и младших существовали почти одинаковые цен­ностные ориентации.

Основой освоения культуры в данном обществе стала простей­шая форма подражания - копирование.

В архаичных обществах (например, в древних китайской, япон­ской, индийской, арабской и еврейской культурах) сильная власть патриархальной семьи сохранялась, даже когда сыновья станови­лись взрослыми.

В античной Греции впервые стали подразделять течение жизни на различные периоды (смена зубов к 7 годам, половое созревание - начиная с 14 лет, появление бороды к 21 году и т.д.). В Спарте дети оставались в семье до 7 лет. До 20 лет они воспитывались изолированно от семьи в подобранных по возрасту группах. Лю­бой взрослый играл роль воспитателя. Дети полностью подчиня­лись господствовавшим нормам.

В Афинах, демократическом городе-государстве, дети и моло­дежь получали большую свободу действий, занимались образова­нием, осваивали искусства, спортивные игры. Основу социализа­ции детей составляла имитация, когда освоение ценностей и норм культуры регламентировалось менее жестко по сравнению с ко­пированием.

В Средние века городская культура становится определяющей для возникновения особой детской стадии в жизни человека. Овладение ремеслом требовало больших сроков обучения; рыцар­ство тоже нуждалось в длительной подготовке по овладению уме­нием сражаться, слагать и петь баллады и т. п. Однако из-за соци­альных различий жизнь низших слоев общества не оставляла места для детства. Статус ребенка был непосредственно связан с соци­альным статусом семьи, сословной принадлежностью ребенка.

При переходе к капитализму в результате возникновения бур­жуазной семьи и обучения детство очерчивается более определен­но. Граница между ребенком и взрослым стала весьма ощутимой. Понятие детства как общей для всех людей фазы развития впер­вые сформулировано педагогикой эпохи Просвещения, в первую очередь Ж.Ж.Руссо. «Люди, будьте человечны, - писал он, - это ваш первый долг: будьте такими для всех состояний, для всех возрастов, для всего, что не чуждо человеку... Любите детство;

поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт. Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечный смех, а на душе всегда мир» 1 .

Детство идеализируется как этап жизни, на котором еще не возникло отчуждение человека, в противоположность господству­ющим в обществе нормам. Воспитание должно подготовить ре­бенка к контакту с социальной действительностью, формирова­ние и развитие детей гарантируют обновление общества. По мне­нию Ж. Ж. Руссо, общество портит человека, поэтому детство сле­дует защищать от его пагубного влияния. Содержание жизни в детстве - проявление во всей полноте «телесности» человека, освоение им функций, связанных с сохранением собственного существования, познание окружающей среды и овладение ею. Человек должен прожить детство во всей его неповторимости: лишь тогда жизнь будет полноценной. В эту эпоху акцент делается на моделировании ребенком социальных ситуаций.

В научных сочинениях XVI -XVII вв. для характеристики воз­растных периодов жизни использовалась терминология, которая употребляется до сих пор: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость.

Западная христианская традиция приняла характеристики, дан­ные детству, отрочеству, юности античными авторами в русле по­пулярной темы возрастов (или этапов) человеческой жизни (к ран­ним периодам жизни относятся возрасты т/апНа, риеппа, айокзсеппа, ]и\епШ). Она присутствует в поэзии Солона, в сочинениях Гиппо­крата, Пифагора, Птолемея, Аристотеля и других авторов, их ва­риации известны во всех культурах европейского Средневековья.

Древнерусский «Травник» вобрал в себя многие положения, восходящие к Гиппократу (через Галена и Филона) и Птолемею: «Первая седмица - когда бывает человеку семь лет от рождения его: зубов испадение, незлобие, кротость и неразумение, шало­сти в играх и все мысли младенческие... Вторая седмица - когда бывает человеку два раза по семь от рождения его, то есть 14 лет, приходит он в распадение, свойственное юности, и обуреваем бывает похотью плотской, семени испущением и буйством неле­пым... Третья седмица - когда бывает человеку три раза по семь, то есть 21 год, тогда юноша буен и многомятежен, в уме его гнез­дятся помыслы лукавые на блуд да на пьянство, и на иныя мно­гие нелепыя буйства. Но тогда же он начинает легонько смыслу внимать, в разум приходит и учению старших следует, во всем подражая и во всем преуспевая» 2 .

1 Руссо Ж. Ж. Эмиль, или О воспитании. - СПб., 1913. - С. 55.

2 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI-XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 7.

Общим местом для средневековой педагогической литературы было определение детства с точки зрения физиологической - рост, незрелость - физическая и умственная. С точки зрения социальной - это период несамостоятельности и подчиненности

взрослым.

Рождение в середине XIX в. научной педиатрии, появление в конце века психоанализа заставили по-новому взглянуть на про­блемы детства.

XIX столетие французский ученый Ф.Ариес называл привиле­гированным возрастом детства.

Отнесение «открытия детства» к строго определенному исто­рическому периоду не вызывает у многих историков единодушия. Однако многие ученые согласны с тем, что Новое время, особен­но XVII и XVIII вв., связано с ростом интереса к ребенку во всех сферах культуры, более четким хронологическим и содержатель­ным различением детского и взрослого миров и, наконец, при­знанием за детством автономной, самостоятельной социальной и психологической ценности.

В XX в. произошло осознание детства как глобальной философ-ско-культурологической проблемы, имеющей значение для по­нимания специфики человека и человечества.

Тема детства появилась в русской письменной традиции лишь в XVIII в. в рамках столь же нового литературного жанра - воспо­минаний о своей жизни. Эти источники определенно свидетель­ствуют о возникновении интереса к осмыслению детства в более позднее время, и положение о том, что Средневековье не знало понятия «детство», представляется вполне справедливым. В тек­стах допетровской эпохи сохранились скудные сведения о детстве. В эпоху Просвещения были заложены основы представлений о всесилии человеческого разума, прогрессе в развитии человече­ства, науке и просвещении как основах благоденствия народов, о могуществе воспитания в исправлении людских пороков. Однако отношение к детству, постулируемое Руссо, оказалось совершен­но противоположным тому, которое было привычно до этой поры русскому обществу, воспитанному на домостроевских установках. Педагогические советы Руссо, изложенные им в его труде «Эмиль, или О воспитании», были по большей части приняты в штыки. Это неприятие особенно отчетливо выразилось в личном письме Екатерины Великой: «Особенно я не люблю емилевского воспи­тания, в наше доброе старое время думали иначе, а так как между нами есть, однако ж, удавшиеся люди, то я держусь этого резуль­тата» 1 . Тем не менее тема ребенка и его воспитания, ранее не при-

1 Цит. по: Кошелева О. Е. Свое детство в Древней Руси и в России эпохи Про­свещения (XVI -XVIII вв.) : учеб. пособие по педагогической антропологии и истории детства. - М., 2000. - С. 19.

влекавшая к себе широкого внимания, превратилась в спорную и вызывавшую интерес.

Идеи этой эпохи господствовали, развивались, детализирова­лись и не подвергались сомнению вплоть до недавних времен.

Согласно взглядам современных психологов исследовать дет­ское развитие исторически - значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его лич­ности внутри каждого возрастного периода, происходящее в кон­кретных исторических условиях.

Для культуролога изучение истории детства - это исследова­ние исторической эволюции детства как социокультурного фено­мена в определенном культурном контексте, детерминированном социумом.

Философско-культурологический анализ детства предполагает прежде всего определение типов отношения человека и различ­ных сообществ к процессу взросления, включая экскурс в про­блематику истории детства как социокультурного феномена.

Исследования психологов и данные этнографии о развитии детей в различных обществах способствовали изменению пред­ставлений о детстве как «натуральной стадии». Будучи социо­культурным феноменом, детство носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития. Главная социальная функ­ция детства, состоящая в подготовке человека к самостоятельному взрослому труду, определяет специфику возрастной дифферен­циации, продолжительность и самобытность детства. На характер и содержание отдельных периодов детства оказывают влияние так­же социально-экономические и этнокультурные особенности об­щества, в котором растет ребенок, и в первую очередь система общественного воспитания.

Этнопедагогику ребенок интересует прежде всего с точки зре­ния воспитания и организации его жизни в целом. Традиционные представления о ребенке как субъекте воспитания в народной педагогике реализовались в особом внимании и заботливом отно­шении к детям, в том числе к сироте, приемышу, падчерице, пасынку и пр. Довольно полно представлены факторы воспита­ния: природа, слово, труд, быт, обычай, традиции, искусство, религия, общение, игра, пример.

Важнейшая роль отводилась приобщению ребенка к языковой культуре. Словесному воздействию придавался особый (иногда магический) смысл (поверье, просьба, совет, намек, пожелание и пр.). В традиционной педагогике всех народов последовательно проводится идея полного педагогического цикла (человек рожда­ется внуком, умирает дедом). Конкретные цели воспитания во­площались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица» и т.д.) и в виде добродетелей, в которых просматривается традиционное народное понимание педагогиче-

ских функций: развитие ума, воспитание честности, порядочно­сти, трудолюбия и т.д.

Непрерывность социализации, сохранение воспроизводства человека обеспечивает культура, которая сама выступает как на­копленный опыт.

В опыте прошлого много знакомых и понятных нам проблем. Однако с развитием общества плюрализм общественных норм и представлений приводит к возникновению «веера» направлений социализации, в котором опыт, накопленный этнопедагогикой, как часть педагогической культуры человечества может и должен найти свое достойное место.

Задания для самоконтроля

1. Сформулируйте, что общего вы находите в понимании детства у автора древнерусского «Травника» и у античных авторов.

2. Как менялось отношение к детству в истории культуры?

3. Приведите примеры из произведений русской классической лите­ратуры, посвященных детству, по которым можно было бы судить об отношении к детству.

Как известно, люди любят друг другу советовать. В списке тем, в которых каждый считает своим долгом наставить на путь истинный другого человека, лидируют темы «Как нужно воспитывать ребенка» и «Как нужно лечить болезни». Оставим медицинские темы профессионалам и признаемся в одном: о воспитании детей мы знаем далеко не все. По крайней мере, о зарубежном. Ведь у разных народов традиции воспитания мальчиков и девочек разные.

Немецкое воспитание

Немцы создают семью до 30 лет, но не торопятся заводить детей. «Тормозят процесс», как правило, женщины. И причин поступать именно так у них более, чем достаточно. Во-первых, к тридцати годам многие из них только начинают делать первые уверенные шаги в карьере. Во-вторых, им не приходится надеяться на чью-то бескорыстную помощь, а услуги няни довольно дороги. В-третьих, детских садов в Германии очень мало, и работают они только до полудня.

В результате в Германии одна из самых низких рождаемостей из всех Европейских стран: немки слишком долго думают, прежде чем завести ребенка. Но зато их мужья, которым приходится подолгу ждать появления на свет наследников, становятся очень хорошими отцами.

Если супруги все-таки решили, что у них будет ребенок, то можно не сомневаться: к его появлению они отнесутся со всей серьезностью. Врожденный немецкий педантизм проявится и здесь: они обязательно начнут подыскивать квартиру побольше, а няню и врача-педиатра - пораньше, в тот момент, когда ребенок еще только планируется, но не зачат. Кстати, в этой стране, сделать аборт без медицинских показаний практически невозможно. Но дети, тем не менее, рождаются не по воле случая, а когда задумано родителями. Во всяком случае, не раньше.

Ни один немецкий домовладелец не удивится, если бездетная пара, снимая жилье, обязательным условием назовет наличие детской комнаты. Не удивится и няня, когда к ней обратится женщина, об «интересном положении» которой можно только догадываться. Нередко няня приступает к своим обязанностям, когда малышу исполняется месяц. Это означает, что мама решила не бросать работу надолго (хотя рабочее место сохраняется за ней в течение трех лет). Но в любом случае все дети в Германии до трех лет - домашние.

Ребенок постарше, как считают родители, обязательно должен общаться со своими сверстниками, поэтому раз в неделю их водят в так называемую «игровую группу», а позднее - в детский сад. Удивительно, но для немецких мам чуть ли не единственное, что определяет готовность ребенка к школе - это нормальные взаимоотношения со сверстниками.

Дошкольное обучение не очень популярно. «Ребенка будут учить в школе», - считают они. «Игровая группа», в которую приводят ребенка на несколько часов, - вовсе не возможность для мамы отдохнуть от малыша. Дети в них проводят время в присутствии мам или нянь. Последние обычно пьют чай, угощают друг друга домашними пирогами и ведут долгие беседы, пока их дошкольники получают свою порцию общения, играют.

Детский сад в Германии - что-то вроде клуба для маленьких, который открывается рано утром и перестает работать самое позднее в два часа дня. В саду дети не обедают. Считается, что такой важный ритуал должен проходить только дома, иначе ребенок может почувствовать себя оторванным от семьи.

Воспитание по-французски

Во-первых, жизнь во Франции очень дорогая, и чтобы обеспечить своего ребенка, мать очень рано после его рождения выходит на работу. Отпуск по уходу за ребенком - шесть недель до и десять недель после рождения малыша - предоставляется женщине, которая хотя бы два года до родов отработала на своем предприятии. Во-вторых, французские мамы опасаются, что за время вынужденного простоя в работе они потеряют квалификацию и потом никуда не смогут устроиться.

Помимо этого большинство французских матерей уверены в том, что ранняя социализация малыша - помещение его в коллектив, обучение общению с другими людьми - пойдет только на пользу, потому что в коллективе ребенок развивается гораздо лучше, там за компанию с друзьями он начинает играть, читать, рисовать; кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина, быстрее осваивает необходимые в быту навыки: как обращаться со столовыми приборами, как самостоятельно одеваться и раздеваться, завязывать шнурки, пользоваться туалетом и т. д. Французские дети настолько естественно воспринимают то, что их мамы работают, что неработающая женщина вполне может услышать от своего ребенка вопрос: «Мама, ты не работаешь, потому что больна?»

Интересная бытовая деталь: во многих государственных детских садах и досуговых центрах детей, у которых мамы не работают, не допускаются в столовую и одни должны ходить обедать домой. Это очень неудобно для ребенка, который не имеет возможности пообедать вместе со своими друзьями и должен очень торопиться, чтобы успеть сбегать домой и обратно.

Поскольку домашнее воспитание в связи с занятостью родителей не очень актуально, во Франции достаточна развитая система образования, включая дошкольный этап.

Во Франции ребенок почти с самого рождения с утра до вечера находится в яслях, потом в саду, потом в школе. Естественно, при занятости родителей дети во Франции рано взрослеют. Они самостоятельно ходят в школу, могут по дороге зайти в магазин и на свои карманные деньги купить школьные принадлежности.

Роль бабушек и дедушек во французских семьях невелика, поскольку дети видят их только в каникулы. В Париже можно чаще встретить бабушек в кафе за чашкой кофе или бокалом вина, нежели гуляющих с внуками. Впрочем, этих пожилых мадам трудно даже назвать бабушками: маникюр, помада и неизменные каблучки позволяют им выглядеть элегантно в любом возрасте. У них своя, насыщенная событиями жизнь, подчинять её школьному расписанию внуков бабушки не хотят. Любви на уровне самоотречения здесь не понимают.

Повзрослевшие мальчики и девочки сами стремятся начать подрабатывать в качестве нянь и репетиторов.

Американское воспитание

Средние американцы, у которых нет в запасе достаточного количества семейных накоплений, наиважнейшим пунктом своей взрослой жизни считают получение хорошей работы. Есть работа - есть деньги, возможность спокойно жить, купить дом в хорошем районе, путешествовать.

Молодые люди, получив высшее образование, не спешат вступить в брак. Только к 30 годам, если настойчиво идти к своей цели, можно получить приличную работу, заплатить первый взнос за дом и… подумать о семье и ребенке. Причем совсем не обязательно устраивать свадьбу. Гражданские браки очень распространены в Америке, многие пары оформляют свои отношения после рождения нескольких общих детей.

Решившись стать родителями, американцы рожают двоих-троих детей подряд, считая, что одному малышу трудно расти среди взрослых. По их мнению, детей-погодков растить гораздо легче: у них одинаковые интересы, да и все возрастные трудности родителем переживать легче, когда детей несколько.

Отличительной чертой американского стиля жизни можно назвать привычку всюду брать с собой детей, даже грудных. Если молодым родителям захотелось отдохнуть, провести вечер с друзьями, а ребенка не с кем оставить, они отправятся на вечеринку вместе с ним. Дети ведут себя вполне естественно: спят, сидят на руках, иногда плачут. Но никого вокруг это не удивляет и тем более не раздражает. Во всех общественных заведениях есть места, где можно переодеть и покормить малыша, а во многих ресторанах его могут даже развлечь, предложить цветные мелки и листы бумаги.

Впрочем, оставлять детей дома многие просто не имеют возможности. Привыкшие с 17 лет жить отдельно от родителей, американцы не могут рассчитывать на постоянную помощь бабушек и дедушек. Да это и не принято. А платить няне 5 долларов в час при том, что средний заработок американцев составляет 8–12 долларов в час, довольно трудно.

Другой причиной, по которой американцы предпочитают не расставаться с детьми в свободное время, является безопасность. Киднеппинг - очень распространенное в США явление. В некоторых штатах действует закон, запрещающий оставлять ребенка до 12 лет одного на улице и даже дома. Моя институтская подруга, три года живущая в Америке, рассказала, что сразу после приезда их семьи в США её восьмилетний сын часто после школы оставался дома один: он сам разогревал в микроволновке обед, играл, смотрел телевизор. Но когда об этом узнала их соседка по дому, она в ужасе воскликнула: «Надеюсь, больше никому вы про это не говорили?!»

Японское воспитание

Европейцы часто удивляются, как японцы балуют детей и практически не делают им замечаний. Японцы никогда не бьют и даже не ругают своих детей. До 5 лет ребенку позволено делать все, что ему захочется.

Японская семья делится о том, как им удается сохранять «спартанское спокойствие», в то время как в душе, наверняка, бушует желание «двинуть как следует». Ответ оказался удивительно прост: «У нас не принято критиковать чужих детей. Своим же обычно мы не делаем замечания на людях, но если все-таки делаем, то негромко и не меняя спокойного выражения лица. Мы не любим конфликтов. Единственно, чего мы не делаем никогда - не лупим их». Детей, считают японцы, надо учить двум незыблемым правилам. Первое: поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. Второе: «Кто на родителей косится, тот в камбалу превратится» (старинная японская пословица).

До средней школы рамки опеки, с точки зрения не японца, все равно широки. В начальной школе не существует видимой грани в связке «учитель - ученик». В обеденное время еду приносят в класс, и учитель всегда обедает вместе с учениками. Общение родителя и учителя происходит посредством специального дневника в форме вопросов-ответов, рекомендаций и т. д. Родительских собраний как таковых не проводят. Учитель назначает определенный день, в который каждому родителю по классному списку отведено по пятнадцать минут для обсуждения текущих моментов. Такая гибкая система позволяет не «выносить сор из избы» относительно проблем ребенка прилюдно. Большое место в жизни школы отведено родительским комитетам, мамы-члены которых не шушукаются по углам по поводу проблем того или иного ребенка, а коллективно ищут выход из создавшихся ситуаций. В начале учебного года, который начинается первого апреля и заканчивается в июле (август - каникулы. Вторая часть года - с сентября по февраль), родителям выдают большой пакет с распечаткой плана школьных мероприятий на год с разбивкой по дням: даты медицинских обследований, спортивных праздников, дополнительных занятий, кружков, а также меню на каждый месяц. В течение первого месяца обучения «первоклашек» опекают дополнительно: работники школы выделяют нескольких человек, которые помогают малышам осваивать дорогу домой. Для этого класс разбивается на группы, состоящие из рядом живущих детишек, которые гуськом возвращаются из школы. У каждого из них на груди висит бирка с именем, на голову одета ярко-желтая шапочка с резинкой (чтобы не сдул ветер), а на ранец прикрепляется ярко-желтая наклейка, чтобы ребенка издалека смог увидеть любой автомобилист. До средней школы ранцы у детей должны быть одинаковыми: черные - у мальчиков, красные - у девочек.

К средней школе отношение к детям становится гораздо более жестким как со стороны учителей, так и со стороны родителей. За образец взят немецкий вариант железной регламентации в униформе, косметике, поведении (например, каждое утро начинается с линейки, где поют гимн школы). С этого момента родители уже стараются определить вуз для ребенка. Поэтому в средней школе ребенок не только меняет ранец: он вступает в острую конкурентную борьбу со своими сверстниками. Из-за этого часто среди них отсутствует контакт. (Прошлым летом моя знакомая японская семья, несколько лет живущая в России, отправила своего сына в крымский лагерь от бассейна «Фили». «Нашему Куго было так интересно! Он нашел там много друзей, почти не зная языка! - наперебой рассказывали мне его мама и папа.- У вас в России очень хорошая система: в одной группе в бассейне плавают вместе и те, кто лучше, и те, кто хуже, дети с разными способностями. И более сильные помогают более слабым! У нас же существует четкое разделение на группы детей одного уровня способностей и подготовки. Поэтому с самого начала дети находятся в режиме постоянного соперничества между собой, и такую атмосферу, естественно, трудно назвать дружественной»).

Подростки тяжело переживают такой перепад из «счастливого детства во взрослую жизнь». Газеты пестрят статьями об актах вандализма в школах, издевательствах среди детей-подростков. Нередки случаи самоубийств. Дети оказываются зажаты в определенные рамки, испытывают стресс и соответственное желание вырваться за их пределы.

Загрузка...
Top