Конспект урока на тему "Чудеса из театрального чемоданчика. Интегрированное занятие по творчеству Ю

Творческая деятельность в дошкольном возрасте имеет огромное значение и является неотъемлемой частью в процессе воспитания всесторонне развитой, гармоничной личности ребенка. Сказочный мир изобразительного искусства, в который погружается на занятиях ребенок, благотворно влияет на эмоционально-психическое состояние ребенка, способствует снятию эмоционального напряжения, вызывает положительные эмоции, чувство удовлетворенности от проделанной работы, от создания того или иного шедевра. Развитие образного мышления, нестандартного, творческого, формируется именно на занятиях изобразительным искусством. Благодаря разнообразию используемых техник, приемов и материалов ребенок имеет возможность выразить свою индивидуальность и создать необыкновенные произведения искусства. Основные задачи, которые ставит перед собой творческая деятельность: раскрытие индивидуальности в каждом юном творце, развитие творческого потенциала, заложенного в каждом ребенке, формирование и обогащение сенсорных процессов, уточнение и расширение представления о предметах и явлениях окружающего мира, которые ребенку предстоит изображать.

Структура занятий по творчеству имеет несколько нестандартный формат, поскольку обусловлена возрастными и психологическими особенностями каждого ребенка. Несмотря на то, что каждое занятие посвящено определенной теме, радиус взглядов на нее очень велик и широк, поскольку детская фантазия и воображение подчас не знают границ. И мы осознанно не ставим рамок и не создаем границ. Перед детьми всегда есть выбор в используемой технике и материалах. Тема может быть общей, а исполнение зависит от выбора тех или иных материалов (гуашь, акварель, пастель, фломастеры, пластилин, песок, тесто, глина, ткань, природные материалы…) и техник (аппликация, рисование, лепка, моделирование). На занятиях уделяется внимание разным жанрам изобразительного искусства, занятие может быть целиком посвящено изучению портрета, пейзажа или натюрморта. Знакомимся с яркими представителями этих жанров — путем рассматривания и обсуждения репродукций. Основное внимание уделяется развитию художественных навыков и умений, дети учатся пользоваться кистями, ножницами, правильно использовать краски с учетом их особенностей (гуашь, акварель, пальчиковые краски), мелки (пастель, акварельный мелок), различные виды бумаги (картон, ватман, гофрированная бумага). По окончании занятия дети учатся быть благодарными зрителями, мы смотрим и обсуждаем работы друг друга, ищем в каждой работе что-то особенное и красивое!

Результаты

В результате занятий творчеством у детей складывается и расширяется представление об окружающем мире, о разных предметах и явлениях, они уже в состоянии передать эти представления на бумаге или в объемной композиции. Дети становятся более смелыми и уверенными, не боятся выражать свою индивидуальность. Дети умеют пользоваться разными художественными материалами, использовать разные приемы, работать в разных техниках.

Хадалаева
Екатерина Львовна

Воспитатель, преподаватель изобразительного искусства, образование высшее (Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И.Герцена), учитель изобразительного искусства.

Творчество — это процесс самовыражения, самопознания, и самосовершенствования. Через творчество человек познает свой внутренний мир, свои и склонности. А созданные шедевры дарят положительные эмоции и . Но почему-то мы часто не находим время на это важное занятие.

Дети постоянно заняты творчеством. Они что-то придумывают, фантазируют, у них отличное . Значит, необходимость в творчестве заложена природой. Но со временем появляются более важные дела. Более того, на творческих людей смотрят с удивлением. Считают, что они занимаются ерундой. «Займись делом, зарабатывай деньги, брось эту ерунду!» — вот установка современного человека. Жаль, что мы ради денег, забываем о своем внутреннем мире, о человеческих качествах.

В чем польза занятий творчеством?

  1. Познание самого себя

    Это должно быть главной целью каждого человека. Понять свой внутренний мир, свои способности, склонности, желания, интересы. Творчество помогает с самим собой.

  2. Познание окружающего мира

    Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать. Любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. Таким образом, творчество формирует разносторонне развитую личность.

  3. Борьба со стрессом

    В современной жизни — на каждом шагу. От него страдают практически все люди. Это связанно с завышенными требованиями к себе и с нехваткой положительных эмоций. Имеено позитив дает нам творчество. давно используется в лечении психических заболеваний.

  4. Раскрытие своего потенциала

    Каждый человек хочет найти свое предназначение. Кто-то становится успешным бизнесменом, кто-то получает удовольствие от воспитания детей, а кто-то не представляет свою жизнь без рисования. Это прекрасно! Ведь все люди разные. Главное — найти дело по душе.

  5. Хорошее настроение

    Это тоже очень важно. Творчество дает заряд позитива, которого хватает надолго. С ним рутинные дела сделать проще.

А что делать, если вы считаете себя не творческим человеком? Скажу сразу, таких людей не бывает. Вы ведь не делаете абсолютно все по шаблону? Правда, далеку не у всех дел эти шаблоны есть. Творчество можно и нужно искать везде. Вы не рисуете картины и не обладаете литературными склонностями? Возможно, вы прекрасно готовите. Приготовление пищи — творческий процесс. Или виртуозно обращаетесь с инструментами? Повесить полочку — тоже творческий процесс.

Занятие творчеством — способ познать самого себя, избавиться от стресса и депрессии, получить положительные эмоции.

Занятие на тему « Народное творчество»

Цель занятия: Закрепление пройденного материала по циклу “Народное творчество”, роспись по выбору.

Задачи:

  1. Образовательная – Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях, понимание форм бытования народных и крестьянских традиций в современной жизни.
  2. Развивающая – Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, декоративное рисование развить воображение, память, мелкую моторику руки, чувство света, эстетическое восприятие.
  3. Воспитательная – Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.

Предварительная работа:

Напомнить детям о народных художественных промыслах. Подготовить рассказы для детей, играющих роль экскурсоводов. Подготовить силуэты для росписи.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением различных народных промыслов. Посуда Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки. Силуэты для росписи. Краски, кисточки, баночки с водой.

Ход занятия:

Воспитател ь: Ребята, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети здороваются с гостями.

Тихо звучит музыка.

Воспитатель : Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа.

Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.

Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.

В России народных художественных промыслов великое множество… И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.

Дети подходят к первому стенду, здороваются с экскурсоводом.

Ребенок : Я – гжельская мастерица и сегодня расскажу вам о Гжели.

В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свови изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».

Воспитатель : Спасибо тебе за твой интересный рассказ. Наши ребята очень любят изображать гжельские узоры, а еще они знают стихотворение о Гжели.

Сине – голубые розы, листья, птицы

Увидев нас впервые каждый удивится

Чудо на фарфоре - синяя капель

Это называется - просто роспись Гжель.

Воспитатель : Продолжим нашу экскурсию. Посмотрите, какая красивая посуда. А что ты нам расскажешь о своих мастерах?

Ребенок : В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная. А из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина. Или цветы: маки, колокольчики, ромашки.

Воспитатель : Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Молодцы ребята! А еще вы хотели рассказать стихотворение о Хохломе.

Ребенок рассказывает стихотворение:

Посуда не простая, а точно – золотая!

С яркими узорчиками ягодками и листочками

Называется она – Золотая хохлома.

Дети подходят к выставке Дымковских игрушек.

Воспитатель : Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня и свистулька и лошадки. Что же это за узор?

Дети отвечают, что Дымковский.

Воспитатель : правильно, ребята. А сейчас мы услышим рассказ о Дымковской игрушке.

Ребенок : Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины. Для этой росписи используют сочетания ярких цветов: красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного. Словно из далекой доброй сказки пришло к нам чудо: зверюшки-веселушки, дивные дымковские игрушки.

Воспитатель : Ребята, расскажите стихотворение, которое вы знаете о дымке?

Ребенок рассказывает стихотворение:

Есть в России уголок,

Где из труб идет дымок,

Знаменита деревушка

Яркой глиняной игрушкой:

Свистульками звонкими

Пестрыми фигурками.

Кошечками Мурками,

Расписными петухами,

Курицами, индюками,

Веселит, ласкает взор

Пестрый Дымковский узор.

Воспитатель : Ребята, какая интересная экскурсия получилась. А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, где вы сможете выбрать для себя любой предмет и расписать его по мотивам художественных народных промыслов.

Дети выбирают заготовленные заранее силуэты и раскрашивают их.

Воспитатель : А чтобы работа спорилась, на мольберте у вас расположены элементы росписи, которую вы выбрали.

После окончания рисования воспитатель подводит итоги рисования и предлагает детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор

Ребенок:

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные.

Расписали их, старались,

Подарить вам собирались!

Приложение

Примерное содержание рассказов воспитателя о народных промыслах
Гжель
Белоснежные фарфоровые чайники, чашки, сахарницы, подсвечники, часы, шкатулки, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью, - называются «гжель», по названию небольшой подмосковной деревушки Гжель. Там и живут мастера, которые делают посуду с «небесными» узорами. Эта посуда так необыкновенно хороша, что слава о ней разлетелась быстрокрылой птицей по всей земле. Почему же гжель так полюбилась людям? Что в ней такого особенного? Это необыкновенный цвет. Он всегда бело-синий – яркий и прямо какой-то звонкий, будто колокольчик на морозе звенит «дзинь-дзилинь». Посуда у мастеров выходит белоснежная, а поверх этого белого полотна художник ведет кисточку с одной-единственной краской – то слабее нажимает на кисточку, то сильнее, то гуще и плотнее кладет краску, то легче и прозрачнее, то всем ворсом рисует, то лишь самым кончиком. Самый любимый узор у мастеров гжели – чайная роза, которая так и называется гжельской. Декоративные розы не похожи одна на другую. Одни мастера любят крупные розы, поэтому и рисуют они широкими сочными смелыми мазками. Другие мастера любят миниатюрные розочки, поэтому они выбирают тоненькие кисточки и рисуют нежные мелкие грациозные цветы или только бутоны. Кроме роз и другие цветы встречаются – ромашки, колокольчики, маки, тюльпаны, а рядом с ними – птицы, рыбы, деревья и даже целые города.

Хохлома
Село Хохлома, где с давних времен проходят ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу. Вот уже много лет умельцы делают деревянные ковши, поставки, ложки. В наше время мастера научились делать современные наборы посуды – для соков, мороженого, варенья, салатов, а также декоративные блюда, подсвечники, детскую мебель. Все предметы очень яркие, нарядные, праздничные, красочные. Для этого мастерам приходится потрудиться. Сначала посуду вырезают из дерева или вытачивают на станке. Затем покрывают слоем жидкой глины, просушивают, пропитывают льняным маслом и слегка подсушивают. После этого покрывают специальным металлическим порошком и расписывают красивыми узорами. Под конец покрывают особым маслом (олифой) и высушивают в шкафах-печах. Изделия получаются с неповторимым золотым блеском, из-за которого сам промысел и все изделия называют золотой хохломой. Мастера выбирают для узоров цвета красок, которые сочетаются с золотым фоном: красный, черный, зеленый, коричневый, желтый. Любимые узоры – это веточки, кустики, ягодки, цветы. Веточки и кустики мастера называют «травкой». Иногда они рисуют травку так, будто все листочки и травинки превратились в завитки. Такие веточки и кустики называются кудриной (от слов – кудри, «кудрявая»).

Дымковская игрушка.
С высокого берега реки Вятки, на котором стоит город Вятка, видно село Дымково. А почему оно так называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман, село это – будто дымкой окутано, все в дыму. Здесь в далекую старину и зародилась игрушка., которую так и называли – «дымковская». Вначале были свистульки. Всю зиму женщины Дымкова лепили их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. В наше время делают не только свистульки. Если мы зайдем в мастерские, сразу же увидим груды и мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в штанишках, барыни и кавалеры, карусели, даже печки – одна с Емелей, а другая с козлятами, и все это – настоящее чудо. Сначала игрушки лепят из глины, затем сушат в печке. Из печи выходят фигурки закаленные, крепкие, звонкие. Их белят мелом, разведенным на молоке, затем начинают расписывать. И выходят из-под кисточки узоры: кружочки, прямые и волнистые полоски, клеточки, пятнышки, точки. Все на своем месте и все горят ярко-ярко. Краски малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело, как в хороводе! Но оказывается, работа еще не закончена. Еще предстоит «сажать золото». Мастерица смачивает кисточку в сыром яйце, легонько касается золотого квадратика или ромбика и «сажает» его на нужное место – барыням и водоноскам на кокошники и шляпы, петухам – на гребешки. Вот теперь игрушки засветились и стали еще ярче.

ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА

Не менее известным центром народного промысла является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. По легенде в этом месте жил дед Филимон, который делал игрушки. Сейчас в деревне организованы мастерские по изготовлению глиняной игрушки, где работают мастерицы А.И. Дербенёва, П.П. Илюхина, А.И. Лукьянова и др. Люди и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешны, причудливы и очень выразительны – это барыни, крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях, коровы, бараны, лиса с петухом и др. У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Роспись яркая, и в основном преобладает жёлтый, красный, оранжевый, зелёный, синий и белый цвета. Сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звёзды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами и точками намечаются глаза, рот, нос. Игрушки полыхают огнём, переливаются всеми цветами радуги, налепов в филимоновской игрушке мало, если сравнивать её с дымковской.

Маленький ребёнок, прежде всего, видит в филимоновской игрушке забаву, фантастическое изображение предмета, которое пробуждает его творчество.

КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА

Каргополь – древний русский город, окружённый лесом. С давних времён жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. Большей частью они делали обливную посуду: горшки, кринки, миски, некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку. Однако в 1930 году художественный промысел пришёл в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У.И. Бабкина, именно её изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967 году были вновь созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться строгой. В цветовую гамму росписи входят чёрный, тёмно-зелёный и коричневый цвета. Среди игрушек много забавных образов, вылепленных просто, но с большой теплотой и народным юмором. В основном это бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках, куклы с прялками, бородатые мужики. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции – танцующие фигуры, весёлые тройки с седоками в санях и т.д. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, у них удлинённое туловище, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Звери изображаются толстоногими и порой динамичными, например, медведь стоит на задних лапах – момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть, утка с распростёртыми крыльями и т. д. В последнее время для оживления игрушек мастера вносят в роспись жёлтый, голубой и оранжевый цвета. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, ёлочек, точек и полос. Лепят игрушки по частям, места соединения деталей тщательно сглаживают. Изделия сушат, обжигают в печи и расписывают темперными красками. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. У каждого свой почерк лепки и росписи, однако, в основе всех игрушек лежат старые народные традиции.

ТВЕРСКАЯ ИГРУШКА

В городе Торжок Тверской области сравнительно недавно стали изготавливать глиняные игрушки, в частности глиняных птиц, украшенных налепами и росписью. Мастера этого промысла, создавая декоративную игрушку, используют особую гамму цветов эмалевых красок: синий, голубой, белый, чёрный, зелёный, оранжевый, красный. Узор состоит из мазков, кругов и точек, которые создают праздничный декор. Кроме росписи игрушка украшена налепами, которые хорошо связываются с её основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожжённой глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повёрнутыми шейками и головками, что придаёт им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, утки.

БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА

Народными мастерами в селе Богородское московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как глиняные, относятся к народной пластике и могут с успехом использоваться в работе с детьми на занятиях декоративной лепкой. Вот уже более 350 лет в селе Богородское вблизи Сергиев-Посада работают резчики по дереву. В их умелых руках бруски дерева превращаются в забавные фигурки. Игрушки режут из липы, которая должна сохнуть перед этим 2 года. Основные виды расписных игрушек – куры, птицы на подставке с подвижным устройством и др. Режут фигурки из целого дерева, для чего делают заготовки разной формы. Поверхность готовых изделий у старых мастеров зачищалась наждачной бумагой, в результате чего фигурка получалась гладкой. Теперь игрушки отделываются резьбой, которая ритмично ложится на поверхность и украшает изделие. По традиции некоторые части игрушки делают подвижными. Содержание игрушек разнообразно – это сюжеты сказок, басен, спорт и космос, и все они игрушки-шутки. Традиционным образом является медведь.

Известным мастером богородской резьбы является потомственный резчик Н.И. Максимов. Многие годы он обучал резчиков в профессиональном техническом училище, стремился привить им не только навыки и приёмы резьбы, но и любовь к природе, ко всему живому. Богородские игрушки широко известны в нашей стране и славятся далеко за её пределами.

ГЖЕЛЬСКАЯ ПОСУДА

Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гончарными ремёслами занимались здесь издавна, примерно с14 века. Делали квасники, кумганы, тарелки и игрушки, расписанные керамическими красками коричневого и желтовато-зелёного цветов. Иногда посуду украшали лепными фигурками. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали мировую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. Однако синева не однотонна, и если вглядеться внимательно, то можно увидеть тончайшие полутона и оттенки, напоминающие голубизну неба, озёр и рек. Гжельские мастера пишут по фарфору мазками и линиями, а в орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны и ландыши. Кроме посуды в Гжели делают малую скульптуру и игрушки. Среди них можно увидеть любимых детьми сказочных персонажей: Алёнушку в длинном платье и платочке, Ивана-царевича с Еленой Прекрасной на Сером волке, Емелю с пойманной щукой и др. В настоящее время художники работают над созданием новых сюжетов и композиций. Появились скульптуры, изображающие космонавтов и спортсменов с олимпийскими факелами. Все работы гжельских мастеров поражают глубоким чувством ритма, гармонией формы и содержания.

Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Знакомство с городецкой росписью»

Цель : Знакомство с народным промыслом Городца.

Программные задачи:

Знакомить с городецкой росписью, расширять представление о народных игрушках

Развивать эстетическое восприятие, чувство прекрасного.

Воспитывать интерес к русскому народному промыслу

Воспитывать гордость и восхищение работами мастеров русского прикладного творчества

Предварительная работа : сбор информации о промыслах совместно с родителями, создание в группе выставки посуды, украшенной городецкой росписью, рассматривание книг, энциклопедий о народных промыслах

Ход занятия

Воспитатель : Нынче принесла вам в подарок поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера родом из города Городец. На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись

Городец –древнейший русский город - крепость. (слайд)

Здесь давным – давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски, солонцы, поставцы точили на токарном станке. (слайд)

Из чего делались все эти поделки?

Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до посуды.

А началось все с прялок.

Для чего были нужны прялки?

Прялка состоит из гребня, донца и веретена. Донце - это широкая доска, на которой сидела пряха. Донца прялок расписывали. После работы, веретёна складывали в короб, а донца вешали на стену, как картину. Городецкие прялки пользовались особой известностью. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. (слайд)

Есть у нас в стране местечко

Где расписывают дощечки!

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют! (слайд)

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой.

Что изображено на этой посуде: цветы-розы, купавки с симметричными листьями (слайд):

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он (слайд).

Всадники, кареты, барыни, солдаты, кавалеры, собачки (слайд).

Физкультминутка

Говорит цветку цветок: «Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай, утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка - вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Рассмотрите доску.

Какие цвета использовали художники?

Этим городецкая роспись не похожа на другие.

В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.

Раньше предметы расписывались в мастерских. Сейчас это делают художники на фабрике (слайд).

Игра «Кто быстрее сложит разрезную картинку»

Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это - декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом. Приглашаю вас на нашу выставку, чтобы еще раз полюбоваться городецкой росписью.

Конспект воспитательно-образовательной деятельности по ознакомлению детей с Богородской игрушкой детей средней группы.

Цель: формирование знаний о Богородской игрушке.

Задачи: воспитывать патриотические чувства детей, обогащать знания детей о народных игрушках, развивать умение отличать богородские игрушки, познакомить детей с искусством богородских резчиков, механическими свойствами игрушек.

Оборудование : расписной сундучок; богородские игрушки - мужик, медведь, медведь-рыболов, медведь-дровосек, мужик и медведь.

Ход занятия.

I Организационный момент.

Воспитатель : Ребята, сейчас я Вам расскажу сказку о мужике и медведе, да не просто расскажу, а еще и покажу. У меня в сундучке (показывает детям расписной сундучок, в котором приготовлены богородские игрушки) игрушки, да не простые, а подвижные. Ну, садитесь рядком, да слушайте ладком. Жил был старик (показывает игрушку мужика), вот однажды отправился он на лесную опушку за малиной, и видит медведь сидит на пеньке и кряхтит (показывает игрушку медведя).

Подошел к нему и спрашивает: - «От чего же ты косолапый кручинишься, малина не спелая?

А медведь ему отвечает: - « Малина куда как хороша, объелся, только не знаю, как домой дойду. Пока до малинника дошел, все лапы стоптал, прям хоть не ходи сюда. А ты то, что без лошади? Твой-то дом дальше, чем моя берлога, как же ты с такими корзинами домой дойдешь?»

А старик ему отвечает: «Да мне не тяжело».

Медведь: - «Ты, наверное, какой-нибудь секрет волшебный знаешь?»

Старик: - «Знаю, ты с утра рыбу налови, в кузне лошадь подкуй, поле вспаши, дрова наколи и тебе не в тягость будет от берлоги до малинника дойти».

Вот решил медведь совету деда внять, стал рыбу ловить (показывает игрушку медведь-рыболов), дрова колоть (показывает игрушку медведь-дровосек), почувствовал прилив сил, да еще и деду стал в кузнеце помогать(показывает игрушку мужик и медведь). И разгадал тогда медведь секрет деда…..

Воспитатель : А вы догадались? (Ответы детей)

Воспитатель : Да, совершенно верно от труда здоровеют, а от лени болеют.

II Основная часть.

Воспитатель : Ребята, давайте посмотрим, какие игрушки рассказали и показали нам сказку?

Ответы детей: Старик, медведь, медведь колит дрова, медведь ловит рыбу, мужик и медведь.

Воспитатель : А какие это игрушки? Из чего они сделаны?

Ответы детей : Из дерева

Воспитатель : Совершенно верно, эти игрушки сделаны из дерева, с давних времен ремесленники села Богородское вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину сделать много таких игрушек. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Воспитатель : А что необычного в этих игрушках? (Ответы детей)

Воспитатель : Да ребята, Богородские игрушки добрые, забавные, «живые». Потянешь за верёвочку улыбчивого Мишку - дергунчика, и он, приветствуя нас, раскинет в стороны лапы. Кузнецы Мишка и Мужик - бьют молоточками по наковальне, если поочерёдно двигать планки. Мишка-дровосек крепится на подставке тумбочке, внутрь которой вставлена пружинка, которая приводит фигурку в действие.

Воспитатель : Ребята, а как вы думаете, медведь из сказки сильным стал?

Ответы детей : Да

Воспитатель : А как мы можем еще с вами стать сильными?

Ответы детей : Нужно делать зарядку

Воспитатель : Совершенно верно, давайте и мы с вами сделаем зарядку

III Физкультминутка.

Каждый день по утрам

Делаем зарядку (ходьба на месте).

Очень нравится нам делать по порядку:

Весело шагать (ходьба),

Руки поднимать (руки вверх),

Приседать и вставать (приседание 4-6 раз),

Прыгать и скакать (10 прыжков).

IV Закрепление .

Воспитатель : Давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек» . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку, нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец». Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку, но и быть вежливыми покупателями.

Воспитатель : Ну вот, наше занятие подошло к концу. С какими новыми игрушками мы с вами сегодня познакомились? (Ответы детей).

Воспитатель : Какая игрушка вам больше всего понравилась? (Ответы детей).

Воспитатель Молодцы.

Конспект комплексного занятия по формированию целостной картины мира и рисованию.

Подготовила воспитатель: Кукленкова И.А.

«Русская народная игрушка - веселая матрешка»

Виды детской деятельности:

Продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная.

Интеграция образовательных областей:

«Познание», «коммуникация», «художественное творчество», «физическая культура»

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные;

Учить детей различать разные техники росписи матрешек;

Упражнять в рисовании различных цветочных орнаментов;

Развивать творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки; глазомер, чувство цвета, формы, ритма;

Воспитательные:

Продолжать воспитывать детей на русских народных традициях, углублять их знания в народном творчестве;

Формировать эстетическое отношение к окружающему миру;

Показать связь между всеми видами народного творчества: народными промыслами, русским фольклором (песнями, потешками, прибаутками), русскими легендами и сказками;

Коррекционные:

Развивать навыки творческого рассказывания, составление рассказов об игрушке;

Закреплять навыки связной речи.

Предварительная работа

Знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства;

Составление коллекции матрешек;

Рассматривание, обследование и сравнение матрешек;

Дидактические игры с пяти - семиместными матрешками;

Рисование и раскрашивание матрешек.

Материалы:

Выставка игрушек- дымковских, филимоновских, богородских.

Выставка матрешек – сергиево-пасадских, загорских, полхов-майданских.

Силуэты матрешек, вырезанные из белого листа бумаги.

Кисти.

Краски (гуашь или акварель)

Баночки с водой, салфетки.

Карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент

Сказительница русских сказок приглашает детей полюбоваться народными игрушками.

1.Экскурсия по выставке игрушки

II. Сказительница: Здравствуйте, мои дорогие!

Как я рада, что вы ко мне в гости зашли. А знаете, кто я? Я хранительница русских сказок. Знаю я их великое множество и могу вам рассказать.

Только сегодня я хочу вам сказки не рассказывать, а показывать. Вот они у меня все стоят, на столах и подставочках. Удивлены? Посмотрите сами.

Вот здесь живут сказки из Дымково.

Вы уже с ними знакомы. Кого вы узнали? Здесь и барышня – водоноска, и храбрый солдат, олень – золотые рога, и петушок – золотой гребешок. Вот их сколько, и про каждого своя сказочка есть.

А рядышком поселились филимоновские игрушки – тоже яркие, веселые, добрые и шумные. Уж как они свистеть – свиристеть умеют.

Русский народ богат любовью своей – к родной земле, к детям своим. Вот для них, для детишек, и придумали народные мастера всякие игрушки для забавы.

А вот на этом столе собрались игрушки из села Богородское Московской области. Эти игрушки сделали из липы. Медведей особенно любят сделать Богородские мастера.

Такую хитрость придумали богородские мастера, что игрушки их двигаться умеют. Много радости они людям приносят, и те им большое спасибо мастерам богородским говорят.

2. Рассказ матрешки

А вот еще один стол. Он платком цветастым накрыт.Что на нем? А вот угадайте, только уж загадку до конца дослушайте, ониа вам о многом расскажет:

Словно речка она крутобока,

А под алым платочком на нас

Смотрит весело, бойко широко

Парой, черных смородинок – глаз.

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть

Может, три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская … (матрешка)

Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрешки.

А вот еще, какая загадка про матрешек есть, послушайте:

Ростом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они живут в друг дружке,

А всего одна подружка

(стихи А.Рождественской)

3. Физкультминутка:

Мы веселые матрешки –

Ладушки, ладушки.

На ногах у нас сапожки,

Ладушки, ладушки.

В сарафанах наших пестрых,

Ладушки, ладушки.

Мы похожи, словно сестры,

Ладушки, ладушки.

(Руки согнуты в локтях, указательный палец правой руки упирается в правую щеку. При произношении слов «Ладушки, ладушки» дети хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее кружатся, руки на поясе)

4. Рассказ о матрешке (продолжение)

Кажется, что матрешка пришла к нам из мира легенд и сказок.

На самом деле ей всего немногим больше ста лет. Известно, что прообразом матрешки послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна вытачивали из дерева и расписывали русские мастера. Эти яйца были полыми внутри, в большое вкладывалось малое. Первая русская матрешка появилась в Сергиевом Посаде и состояла из 8 фигур. Потом их стали делать во многих областях России. Наиболее известны семеновские, загорские, а также полхов - майданские. Все они отличались элементами росписи, но каждая «одета» в крестьянский костюм: расписной сарафан, платок, передник.

В росписи преобладают красные, синие и зеленые цвета. Есть матрешки, у которых прорисованы глаза и нарумянены щеки.

III. Рисование сарафана для матрешки.

Сказительница: Ну что, понравились вам игрушки?

А теперь садитесь за столы и попробуйте сами нарисовать костюм для матрешки.

(Детям предлагаются силуэты матрешек, вырезанные из бумаги)

Придумайте и нарисуйте узор для сарафана. Подумайте, какой будет основной цвет сарафана. Какой цветочный или геометрический узор будет его украшать.

2. Самостоятельная работа детей

IV. Итог занятия:

Расскажите, пожалуйста, откуда пришли ваши матрешки, в чем отличие их костюма от другого, почему костюм именно такой?

Что вы узнали нового о народной игрушке?

Молодцы!

Наша встреча с матрешкой подходит к концу.

А теперь давайте сделаем « Хоровод матрешек» (выставка работ)

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Влияние народных промыслов «Дымка» на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»

Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребенка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.

Решение вопросов эстетического воспитания на занятиях по изобразительной деятельности не приведет к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей увидеть прекрасное в природе, слышать музыку, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством изображения.

С давних пор дошкольная педагогика признает огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.

Начинать работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребенка.

Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приемы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.

Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объемные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.

Детям нужно рассказать, что самый сложный узор состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки, горошины, прямая и волнистая линия и т.д.

Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.

Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Все это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.

Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки, горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.

Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.

Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает любовь к родному краю.

Очень точно об этом сказал В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончащие ручейки, которые питают источники творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

ПРОЕКТ - «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»

Для дошкольного воспитания особенно актуальны вопросы развития творческой личности, ее духовного потенциала. Вот почему важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. Ценность народного искусства определяется и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Цель проекта:

  • Воспитывать любовь к народной игрушке.
  • Обогатить и расширить представления детей об игрушках славянских детей;
  • Вызвать интерес и желание добывать сведения о незнакомых народных промыслах;
  • Развивать умение классифицировать элементы разных росписей (дымковская, филимоновская, городецкая игрушки, жостовская роспись, хохлома, гжель);
  • Воспитывать активность, самостоятельность и инициативность.

Задачи:

  • Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
  • Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
  • Обобщить знания детей о глиняных и деревянных игрушках.
  • Учить делать сравнительный анализ элементов национальных

узоров

  • Продолжать знакомить с устным народным творчеством.
  • Развивать творческие способности детей.
  • Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
  • Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
  • Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
  • Активизировать и пополнять словарный запас детей.
  • Развивать наглядно-образное и логическое мышление, коммуникативные навыки, эмоциональную сферу общения.
  • Воспитывать у детей интерес к народному творчеству, фольклору.
  • Формировать чувство дружелюбия.
  • Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
  • Приобщать родителей к совместной деятельности


Пожалуй, одна из самых распространенных проблем среди мам, которые хотят заниматься со своими детьми творчеством, — это где взять интересные для ребенка идеи.

Вот 5 способов, как проходят занятия у нас.

1. Занимайтесь творчеством сами.

У ребенка могут быть свои планы, и тогда он не захочет делать то, что вы ему предлагаете. В таких случаях я делаю поделку или рисую сама, если мне сильно хочется все-таки воплотить задумку

Если вы сами не рисуете и не делаете поделок, заинтересовать, а тем более научить ребенка будет сложнее. Ему будет элементарно непонятно, как это делается.

Если же вы хотя бы время от времени что-то творите своими руками, то ребенок будет наблюдать, запоминать и повторять за вами, особенно это касается малышей.

Это мы с Сережей рисовали котов:

2. Делайте игрушки.

Делать поделку ради не так интересно, если она потом будет пылиться на полке. Другое дело, когда делаешь с ребенком игрушки.

У нас таких игрушек было и будет много. Сережкин шедевр — робот Валл-и (который, кстати, занял 1 место в конкурсе в Клубе необыкновенных родителей).

Самые элементарные игрушки из пластилина (теста, глины…) — это фигурки животных и людей, посуда и сами игрушки (кубики, пирамидки, неваляшки).

Глиняную посуду можно раскрашивать. Сережа слепил уже много шкатулок, в которых хранит свои богатства. А для Светозара мы сначала все вместе скатали шарики из застывающего теста, проткнули в них зубочисткой отверстия и сделали браслет.

Так ребенок видит, что лепить можно не просто для забавы, но и что окружающие его предметы, прежде чем мифическим образом попасть в магазин, были сделаны человеческими руками.

3. Придумывайте истории.

Сочиняйте истории на ходу, импровизируйте. Сначала это сложно, но потом идеи начинают приходить сами.

«Давай сделаем поезд? А сколько вагонов у него будет? А кто там будет ехать? Куда, зачем?..»

4. Изображайте сказки или стишки.

О, этот способ просто спас меня, когда я, устав от размышлений о необходимости раннего развития, впала в жуткий ступор и творческий кризис

Все элементарное просто! Берете любимое детское стихотворение, сказку или любую песенку — сгодится все, что придет вам на ум. А затем начинаете инсценировать с помощью игрушек, поделок, аппликаций, рисунков.

5. Каждый раз новый «эксперимент» – материалы, приемы.

Способ требует времени, чтобы найти новые идеи для экспериментов. Но детям часто бывает интересно. А если даже и не заинтересуется, поэкспериментируйте сами и посмотрите, что и как получится.

Например, недавно мы рисовали одноразовыми стаканчиками:

Лилия Семенова

Занятия по творчеству на тему "Арбуз ". Объемные краски .

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс , когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов.

Волшебство, красота и полёт воображения ! Дети в восторге и в нескрываемом удивлении! На ощупь пена приятна, запах необычный, "вкусный " А ещё и рисовать можно ! Чудеса! Здорово! Ребятки не испугались необычной краски и с большим удовольствием размешивали и рисовали .

Творите ! Пробуйте! Вы даже не представляете, какие чудесные краски могут получиться из обычной пены для бритья и клея ПВА!

Вам понадобятся :

2 части пены для бритья

1 часть клея ПВА

Кpaсители (пищевые или гуашь)

В миске или чашке смешать клей ПВА и пену для бритья. Кpacитель лучше добавлять сначала в ПВА, а потом к этой смеси аккуратно примешивать пену, чтобы она оставалась такой же объёмной.

Время сушки - около 3 часов.

Создавайте для ваших детей МИР НОВОГО ВОЛШЕБНОГО ТВОРЧЕСКОГО КОРОЛЕВСТВА !

Ребятки смешивают клей ПВА и краску , затем пену для бритья, в этот момент было самое восхитительное чувство у ребяток)

Ребятки стараются и с большим удовольствием)


А вот и готовые работы наших стараний)Было очень увлекательно!

Публикации по теме:

Для проведения любых праздников, утренников необходимым является наличие оформления, реквизита, атрибутов. Одним из таких на осеннем празднике.

Исследовательская работа: «Полезная ягода - арбуз» Исследовательская работа. Тема: " Полезная ягода - арбуз" Цель: определить возможность выращивания полезной ягоды арбуз в условиях Ракитянского.

МБДОУ д/с «Чебурашка» Конспект итогового занятия по творчеству К. И. Чуковского на тему: «На помощь зайчихе.» Подготовила: воспитатель младшей.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству (рисование) на тему «Пожарная машина» Цель: Закрепить.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка Детский сад №69 «Золотой ключик». Конспект открытого.

Конспект занятия по ХПД «Вот какой арбуз». Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Тема: «Вот какой у нас арбуз».

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству на тему: «Цветы» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Загрузка...
Top