Виды мышления у детей дошкольного возраста. Образное мышление: как развить

Ерофеевская Наталья

Недостаток образного мышления нельзя назвать бичом цивилизации, но многие люди уверенно скажут о себе: «Да, с воображением у меня туго». На этом этапе следует остановиться и пояснить сразу: образное мышление и воображение – это принципиально разные психологические процессы.

Кроме того, и людям прочих профессий наличие развитого образного мышления совсем не помешает: острый ум и широкий кругозор ценятся в обществе и привлекают людей. Да и в повседневной жизни образное мышление станет незаменимым помощником:

нестандартный подход к возникшей ситуации или обстоятельствам делает легким решение проблем;
образное мышление становится своеобразным механизмом психологической защиты от неприятного человека или нервной ситуации: представление раздражителя в комичном или абсурдном образе (особенно пользуется спросом представление оппонента в образе хомячка) сгладит ситуацию и успокоит;
визуализация идеи или мечты с представлением в воображении мельчайших деталей делает реализацию желаемого проще и реальнее.

В конечном итоге, чем большими физическими и психологическими возможностями собственного организма человек пользуется, тем интереснее и насыщеннее его жизнь, общение с другими людьми, полноценнее самореализация.

Образное мышление у ребенка

Детский возраст хорош тем, что ребенок, в отличие от закостеневшего в собственных привычках и возможностях взрослого, впитывает новое как губка, легко и просто выполняя творческие задания. Для детей различного возраста разработано множество методик развития образных представлений – в основном, они связаны с решением задач на мысленное представление ситуации и предметов в ней, реальные практические действия при этом не выполняются.

Многие задания на развитие образного мышления у ребенка начинаются с фразы «Представь, что…» — и фантазия ребенка понеслась! Детское образное мышление награждает представляемый объект многообразием свойств и несвойственными ему характеристиками – фиолетовый медведь, лиса с шестью ногами, птица размером с самолет и т.д. На этой стадии воображение неотделимо от наглядно-образного мышления и плотно сливается с ним.

Мышление ребенка развивается на всем периоде: подобранные для конкретного возраста игры, задания по рисованию, конструирование моделей различной сложности, кубики предлагают ребенку все новые задачи на представление чего-либо в уме – это и становится основой образного мышления. В дальнейшем на его базе формируется логическое и вербальное мышление, необходимое для обучения в школе.

Образное мышление у взрослого

Прежде чем ремонтировать собственное сознание, предлагаем оценить: как обстоят дела с образным мышлением? Несложный тест позволит объективно выявить степень развития образного мышления: возьмите любую из картинок (сложность ее зависит от вашей уверенности в себе) и буквально минуту разглядывайте ее, пытаясь отметить расположение линий, цветовой гаммы – основных тонов и оттенков, игру света и тени, сюжетную линию и т.д. Поняли, что отметили для себя все, что изображено? – закройте глаза и мысленно, по деталям, воспроизведите в сознании ту картинку, которую до этого наблюдали, добиваясь ее четкости в голове.

Если восстановление запомненного образа прошло без проблем – с образным мышлением все отлично, и ваша задача поддерживать его на должном уровне. Если картинка в уме так и не обрела четкие формы, осталась смазанной или частично не заполненной – над образным мышлением стоит поработать: подобные тренинги с запоминанием изображения рекомендуется повторять на одном примере не менее шести раз до обретения ясной картинки.

Усложняем задачу? Вместо картинки с понятным сюжетом предложите собственному образному мышлению абстракцию из узоров, точек, цветовых линий – запомните и воссоздайте его умственно. Неясность образа можно «отредактировать» постепенно, последовательно обращая внимание на конкретные признаки: формы и цвет, текстуры, размеры и т.д. Такие тренировки образного мышления, полезны для поддержания тонуса мозговой деятельности на протяжении жизни.

Комплекс техник и методик для развития образного мышления взрослого человека

Психологами разрабатываются специализированные методики, помогающие осознать задатки собственного образного мышления, обратить внимание на его проблемы и развить его для дальнейшего активного использования. Предлагаем некоторые из них:

Мысленное представление реальных предметов: комнаты в квартире, бегущего по степи коня или капли утренней росы, друга детства, концертного зала, лица знакомого или недавно увиденного на улице человека и т.д. – что угодно, попадающееся каждый день на глаза или когда-либо виденное.
Мысленное представление несуществующих предметов: сказочных существ (Змея Горыныча, единорога, хоббита, Белоснежки и семи гномов и т.д.), молочной реки с кисельными берегами, скатерти-самобранки, многорукого бога Шивы, ангелов и т.д.
Мысленное представление недавнего события: спортивного соревнования или праздничного ужина, кинокартины с детальными лицами, обстановкой, цветовой гаммой, словами и звуками. Представляйте даже запахи.
Техника квадрата бокового зрения предлагает при сохранении взгляда в прямом направлении рассмотреть периферийное поле зрения. Закройте глаза и мысленно воспроизведите увиденное, для облегчения задачи разбив периферийное пространство на четыре квадрата с анализом деталей в каждой части.
«Я представляю пять…»: пять предметов одного цвета, пять предметов на букву «К» (или любую другую), пять вещей меньше 10 см, пять подземных объектов (крот, корни деревьев, червяки и т.д.), пять доставляющих удовольствие предметов (десерт, ванна, пляж) и т.д.

6. Представление геометрических тел (плоских и объемных, от простейших шара и куба до многовершинных 3D-фигур) с усложнением задачи их размещением в пространстве и движением относительно друг друга. Начать рекомендуется с одного объекта, добиваясь четкого видения, а затем, добавляя другие, создавать их движение. Не концентрируйтесь на одном геометрическом теле, а удерживайте в поле мышления как можно больше четких законченных образов.

7. Работа с чувствами. Представляем положительную эмоцию: восторг, изумление, радость, удивление и т.д. Насколько наглядно удастся представить лицо стороннего человека или собственное лицо при переживании надежды, любви, апатии, ревности и т.д.?

Не рекомендуется пытаться насильно улучшить представляемые образы, если они оказались недостаточно четкими и яркими, — идея создания образа важна и полезна сама по себе. Отметьте базовые признаки (форма, текстура, цвет, размер, качество) и сконцентрируйтесь на них, постепенно углубляясь до деталей. Со временем образ станет устойчивым, а на его создание не понадобиться много времени.

31 марта 2014, 14:12

Особым процессом познания окружающего мира у человека является мышление. Дети дошкольного возраста быстро проходят стадии развития, что отражается и на освоении видов мышления.

Характеристика мышления

Мышление является одним из основных психологических процессов. Формирование его хорошо изучено. Доказано, что оно тесным образом связано с речью. И для него характерны следующие особенности:

По мере взросления и социализации ребенка происходит совершенствование нервной системы и мышления. Для их развития понадобится помощь взрослых, которые окружают малыша. Поэтому уже с года можно начинать занятия, направленные на формирование познавательной деятельности детей.

Важно! Нужно учитывать, с какими предметами и, каким образом готов работать ребенок. С учетом индивидуальных особенностей детей подбираются учебные материалы и задания.

Особенности мышления этой возрастной группы определяются следующим:

  • обобщение – ребенок способен сравнивать и делать выводы о схожих объектах;
  • наглядность – ребенку необходимо видеть факты, наблюдать различные ситуации, чтобы сформировать собственное представление;
  • абстракция – умение отделять признаки и свойства от объектов, которым они принадлежат;
  • понятие – представление или знание о предмете, относящееся к конкретному термину или слову.

Систематическое освоение понятий происходит уже в школе. Но группы понятий закладываются ранее. Вместе с развитием абстракции у детей происходит постепенно освоение внутренней речи.

Виды мыслительной деятельности у дошкольников

В дошкольном возрасте дети способны осваивать знания об окружающем их мире. Чем больше они знают синонимов и характеристик объектов, тем более развитыми они являются. Для детей дошкольного этапа развития является нормой способность обобщать, устанавливать связи между предметами. В 5–7 лет они являются более любознательными, что приводит к многочисленным вопросам, а также самостоятельным действиям для открытия новых знаний.

Виды мышления, характерные для детей до школы:

  • наглядно-действенное – преобладает в возрасте до 3–4 лет;
  • образное – становится активным у детей старше 4 лет;
  • логическое – осваивается детьми в возрасте 5–6 лет.

Наглядно-действенное мышление предполагает, что ребенок наблюдает зрительно за разными ситуациями. На основании этого опыта выбирает нужное действие. В 2 года у малыша действие происходит почти сразу же, он идет методом проб и ошибок. В 4 года он сначала думает, а потом действует. В качестве примера может быть использована ситуация с открыванием дверей. Двухгодовалый малыш будет стучать по двери, и пытаться найти механизм ее открытия. Обычно у него, получается осуществить действие случайно. В 4 года кроха внимательно осмотрит дверь, вспомнит, какими они бывают, попытается найти ручку и откроет ее. Это разные уровни освоения наглядно-действенного мышления.

Важно в дошкольном возрасте особенно активно развивать мышление, основанное на образах. В этом случае у детей появляется умение выполнять поставленные перед ними задачи без наличия перед глазами предмета. Они сопоставляют ситуацию с теми моделями и схемами, которые встречали ранее. При этом дети:

  • выделяют основные черты и особенности, характеризующие предмет;
  • запоминают соотнесение предмета с другими;
  • способны нарисовать схематично предмет или описать его словами.

В дальнейшем развивается способность выделять у предмета только те особенности, которые нужны в конкретной ситуации. Убедиться в этом можно, предложив крохе задачи типа «убери лишнее».

Перед школой ребенок может, оперируя лишь понятиями, рассуждать, делать выводы, давать характеристику предметам и объектам. Для этого возрастного периода характерно:

  • начало экспериментов;
  • желание перенести освоенный опыт на другие объекты;
  • поиск взаимосвязей между явлениями;
  • активное обобщение собственного опыта.

Основные мыслительные операции и их развитие

Первое, что осваивает малыш в познавательной сфере, – операции сравнения и обобщения. Родители выделяют большое количество предметов понятием «игрушки», «мячи», «ложки» и т. п.

С двух лет осваивается операция сравнения. Зачастую она строится на противопоставлении, чтобы детям этого было проще формировать суждения. Основными параметрами сравнения становятся:

  • цвет;
  • величина;
  • форма;
  • температура.

Обобщение возникает позднее. Для его развития требуется уже более богатый словарный запас ребенка и накопленные умственные навыки.

Разделить предметы по группам детям трехлетнего возраста вполне под силу. А вот на вопрос: «Что это?» они могут не ответить.

Сложной мыслительной операцией является классификация. В ней используются и обобщение, и соотнесение. Уровень оперирования зависит от разных факторов. В основном от возраста и пола. Поначалу малыш способен только классифицировать предметы по родовым понятиям и функциональным признакам («что это?», «какой он?»). К 5 годам появляется дифференцированная классификация (машина папы служебная грузовая или личная легковая). Выбор основания для определения видов предметом у дошкольников носит случайный характер. Зависит от социальной среды.

Вопросы как элемент совершенствования мыслительной деятельности

Маленькие «почемучки» – подарок и испытание для родителей. Появление в большом количестве вопросов у детей говорит о смене этапов дошкольного развития. Детские вопросы делят на три основные категории:

  • вспомогательные – ребенок дошкольного возраста просит помочь в его деятельности более старших людей;
  • познавательные – их целью является получение новой информации, которая заинтересовала ребенка;
  • эмоциональные – их назначение получить поддержку или определенные эмоции, чтобы чувствовать себя увереннее.

В возрасте до трех лет редко чадо использует все виды вопросов. Для него характерны хаотичные и бессистемные вопросы. Но даже в них прослеживается познавательный характер.

Большое количество эмоциональных вопросов является сигналом, что малышу не хватает внимания и уверенности в себе. Для того чтобы компенсировать это, достаточно общаться тет-а-тет 10 минут в течение дня. Дети 2–5 лет будут считать, что родители много интересуются их личными делами.

Отсутствие познавательных вопросов в возрасте 5 лет должно насторожить родителей. Следует больше давать заданий для мышления.

Вопросы детей младшего и старшего дошкольного возраста предполагают ответы разного качества. Если в три года ребенок может даже не выслушать ответ, то в 6 лет у них в процессе могут рождаться новые вопросы.

Родители и педагоги системы дошкольного развития должны знать, насколько подробно и с помощью каких терминов нужно изъясняться с ребенком. В этом состоят особенности мышления и воспитания малышей.

Предпосылки задавать познавательные вопросы у детей появляются около 5 лет.

Вспомогательные вопросы характерны для периода до 4 лет. С их помощью можно сформировать навыки, необходимые для дальнейшего развития и жизни в быту.

Как развивать мыслительные процессы у дошкольников?

Для развития и совершенствования мыслительных процессов в дошкольном периоде нужно постепенно наращивать понятийный аппарат и характеристики объектов. Ориентироваться можно на следующие данные:


  • совершенствование на базе воображения;
  • активизацию произвольной и опосредованной памяти;
  • применение речи как инструмента постановки и решения умственных задач.

Внимательное отношение к ребенку – своеобразная гарантия нормального развития познавательной деятельности. Для тех, кто хочет сэкономить, важно знать, что игры можно покупать «на вырост». Ребенку помладше при этом показывать одни действия и объяснять базовые характеристики. Со временем усложнять действия и понятия.

Помочь в развитии мышления в дошкольном возрасте могут:

  • различные виды настольных игр (лото, домино, вкладыши и т. п.);
  • активные диалоги с чадом в процессе прогулок или в домашних условиях, которые не носят характер отдельных уроков;
  • пояснения действий, которые осуществляют окружающие люди или животные;
  • лепка, аппликации, рисование;
  • разучивание стихов, чтение книг.

Важно! Иногда неправильное питание и недостаток витаминов приводят к заторможенной работе нервной системы, быстрой утомляемости ребенка, что сказывается и на развитии мышления.

Чтобы мыслительная деятельность была нормальной, нужно следить за достаточным количеством в пище детей витаминов группы B, железа, цинка, магния.

Таким образом, психология ребенка предполагает постепенное погружение в сложный мир предметов и явлений внешней среды. Нанизывание понятий, знаний, действий развивает мышление дошкольников. Только совместная деятельность позволяет успешно обрести навыки, которые нужны для дальнейшей жизни.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Тренируйте соответствие. Игры на соответствие могут повысить перцептуальное рассуждение за счет развития способности у детей распознавать и сравнивать визуальную информацию. Существует практически бесконечное число способов тренировать соответствие, но, для начала, попробуйте:

  • Соответствие цветов. Дайте детям задание найти как можно больше синих вещей, затем как можно больше красных вещей и так далее. Можете попросить их, чтобы они нашли предметы или вещи в комнате такого же цвета, как их рубашка или глаза.
  • Соответствия форм и размеров. Возьмите кубы и блоки различной формы и размеров и попросите детей собрать их в соответствии с формой или размером, а если дети уже достаточно развитые – то сразу по двум параметрам.
  • Напишите на карточках или бумаге буквы и попросите детей найти совпадающие. После того, как этот навык будет освоен, можно переходить на короткие и более длинные слова.
  • Дайте детям задание найти соответствие между словом и картинкой. Эта игра укрепляет связь между написанным словом и визуальным образом. В продаже можно встретить подобные карточки и игры, разработанные для развития этого навыка, но вы также можете сделать их самостоятельно.
  • Поощряйте детей находить предметы или вещи, которые начинаются с определенной буквы. Эта игра укрепляет связи между определенной буквой или звуком и объектами и людьми, название или имя которых начинается с них.
  • Играйте в игры на тренировку памяти. Игры на тренировку памяти развивают оба навыка – соответствие и память. Для подобных игр обычно используют парные карточки с различными символами. Карточки переворачиваются лицевой стороной вниз (после того, как их рассмотрели), а игроки должны найти соответствующие в новой колоде.

Поработайте над способностью выявлять различия. Часть образного мышления включает способность на лету различать и определять, что относится к определенной группе предметов, а что – нет. Существует много простых тренировок, которые могут помочь детям развить эти навыки. Например:

  • Попробуйте использовать картинки "Найди лишний". Они есть в журналах, книгах и в Интернете. Предметы на картинке могут быть похожи, но детям нужно внимательно посмотреть и найти эти небольшие различия между ними.
  • Стимулируйте детей находить объекты, которые им не принадлежат. Объедините группу элементов - скажем, три яблока и карандаш - и спросите, какой объект им не принадлежит. По мере прогресса, вы можете придумать более сложные задания: использовать яблоко, апельсин, банан и мяч, например, потом яблоко, апельсин, банан и морковку.
  • Тренируйте визуальную память. Покажите детям картинки, затем скройте все или часть из них. Попросите их описать, что они видели. В качестве альтернативы, покажите детям какое-то количество предметов, отложите в сторону и попросите назвать столько, сколько они смогут.

    • Подбодряйте детей говорить о картинках, которые они увидели. После того, как они описали их, расскажите им истории об изображенных предметах, сравните с другими картинками.
  • Развивайте внимательность к деталям. Покажите детям картинку со словами или изображениями и попросите найти столько, сколько они смогут.

    Складывайте пазлы. Играя с различными пазлами, дети тренируют визуальное восприятие: они поворачивают элементы пазла, соединяют их и представляют картинку в целом. Этот ключевой навык в математике.

  • Учите детей, где право, где лево. Ориентация в том, где право, где лево, является частью перцептуального и зрительного восприятия. Объясните разницу между левой и правой стороной на руках ребенка, беря за основу ту, которой он пишет. Укрепите знания, попросите ребенка взять предмет в левую руку своей или помахать правой рукой – используйте все, что приходит на ум.

    • Полезно детям в их раннем возрасте объяснять понятие стрелок, указывающих направление. Покажите детям картинки со стрелками влево и вправо и попросите их определить направление.
  • Роль наглядно-действенного мышления постоянно меняется в жизни детей дошкольного возраста. С каждым годом они становятся все более самостоятельными выбирают и применяют способы, приемы решения практических дл дань, меняют отношение практического действия к умственной. С переходом мышления во внутренний план (интериоризация) перестраивается практическое действие. Наглядно-действенное мышление является видом мышления, непосредственно в ний в практическую дидію.

    Младшие дошкольники не всегда используют действие, адекватную поставленной задаче. Например, при составлении фигурок на фоне часто беспорядочно передвигают, соединяющие их, получают неожиданные для себя комб бинации, иногда составляют совсем бессмысленные картины (фигурку коня кладут вверх ногами, всадника размещают головой вниз). Одновременно с удовольствием делают вывод, что у них получилась хорошая картинка. Т обто конкретную задачу они решают пробными действиями, а результат осмысливают после их окончанияння.

    Дети среднего дошкольного возраста в процессе действия осмысливают задачи и способы его решения их речь при этом является опорой действия или сопровождает ее

    Соотношение чувственного восприятия, практического действия и речи меняются у детей старшего дошкольного возраста. Не вдаваясь в практических манипуляций, они могут мысленно решить предложенное заданием ния, потом вслух рассказать об этом. После найденного в уме решения ребенок быстро размещает фигурки на определенном фоне, а ее рассказ после выполненного действия повторяет то, что она сказала в ее начале, сама д ия ничего не прибавила к решения задачиня.

    В дошкольном возрасте наглядно-действенное мышление не исчезает, а совершенствуется, переходит на высший уровень. У старших дошкольников действенном решению задачи предшествует словесно оформленное решение его по одумкы. В связи с этим меняется и суть действий ребенка. Младшие дошкольники понимают лишь конечную цель, но не видят условий ее достижения. Этим обусловлена??беспорядочность (пробнисть) их действий. Уточнение задачи совершает действия проблемными, поисковыми. Действия старших дошкольников перестают быть пробными, теряют эвристический характер, становятся исполнительными (до начала ребенок решает проблему мысленно). Согласно д в этого изменяется и его мышления, которое с действенного становится словесным, планирующим. Несмотря на то, действенное мышление не отмирает, а остается как бы в резерве. При необходимости решения новых мыслительных задач ди тина снова прибегает к нему до нього.

    Наглядно-образное мышление детей

    В дошкольном возрасте у ребенка преобладает наглядно-образное мышление, что связано с овладением им новыми видами деятельности: рисованием, игрой, конструированием и т.д.. Оно помогает малышам решать зада ния мысленно, без участия практических действий, а благодаря оперированию только образами, поскольку является видом мышления, в процессе которого человек оперирует имеющимися в своей памяти образами предметов и объявлениящ.

    Способность к мышлению в образах сначала реализуется как оперирование представлениями о конкретных предметах и??их свойствах. При этом оно теряет свою связь с практическими действиями и непосредственным восприятием нием ситуации. В деятельности ребенка появляются задачи нового типа, которые предусматривают косвенный результат действий, достижение которого требует учета связи между явлениями, происходящими одновременно или помета вно. Такие задачи возникают в играх с механическими игрушками, в конструировании и и ін.

    Младшие дошкольники решают их с помощью внешних ориентировочных действий, т.е. на уровне наглядно-дийо-ного мышления. При выполнении задач по косвенным результатом дети среднего дошкольного возраста в начинают переходить от внешних к умственным попыток. После ознакомления детей с несколькими вариантами решения задачи малыши могут использовать новый вариант, не прибегая к внешним воздействиям с пред целями, а получая необходимый результат мысленномки.

    Решение задач с косвенным результатом способствует возникновению наглядно-схематического мышления, которое является следующим этапом в развитии наглядно-образного

    . Наглядно-схематическое мышление - вид мышления, обеспечивающий отображение предметов объективной действительности, независимо от действий, желаний и намерений ребенка

    Ребенок не создает их, а выявляет и учитывает при решении задачи. Такое мышление сохраняет образный характер, но сами образы становятся другими, в них отражаются не отдельные предметы и их власти свойствам, а связи и отношения между ними.

    Наглядно-схематическое мышление дошкольников среднего и старшего возраста проявляется во многих особенностях их деятельности. Один из его проявлений - схематичность детского рисунка, в котором передается здеб большего связь основных частей предмета и отсутствуют индивидуальные его признаки. Проявлением схематичности мышления также являются легкость понимания детьми различных схематических изображений, успешное использование я их (узнают схематическое изображение предметов, используют схемы типа географической карты для выбора нужной дорожки разветвленной их системе и т.д.о).

    Умение создавать и использовать схематизированные образы являются большим достижением в развитии мышления ребенка, поскольку наглядно-схематическое мышление открывает возможности увидеть недоступны наглядно-образном в существенные стороны. Объявления.

    Опыт ребенка обогащается неравномерно. С некоторыми предметами она имеет дело часто, неоднократно действуя с ними, распознает их качества, стороны, свойства, что приводит к их обобщенное представление. Другие пред дуете менее доступны детям, вследствие чего они познают односторонне. Образы этих предметов есть слитыми и конкретными. Операция такими образами единичных вещей предоставляет мышлению маленького ребенка конкретно в бразного характера. Это подтверждают детские сужденияження.

    Таня (4 года), увидев у девочки очки, спрашивает:"Почему эта девочка бабушка?","Кошка может превратиться в человека?" нашкода.... Була б така м"якенька, лагідна...".

    Конкретная образность детского мышления послужила аргументом для некоторых психологов (К. Бюллер,. В. Штерн,. Дж. Салли), которые считали образность определенным видом мышления, этапом в развитии высших его форм. Найхара актернишою признаком такой образности является синкретизм. Не умея выделить в образе, сохранившийся существенных или основных признаков предмета, ребенок падает найакцентованиши для нее детали. По этим случайными в знаками дошкольник узнает конкретный предметомредмет.

    Синкретизм проявляется в восприятии и мышлении ребенка. По мнению. Ж. Шаже, он является основной качеством детского мышления, характеризует его доаналитичний степень. Ребенок мыслит схемами, слитыми (нерозчленов ными) ситуациями соответствии с образом, который у нее хранится на основе восприятия, без его анализа. Преодолению синкретичности образов способствует правильно организованное обучениеання.

    Слитность образов особенно заметно проявляется в восприятии детьми малознакомого содержания. Например, они неправильно понимают синкретично образные литературные высказывания, сложные метафоры, аллегории:"И ве еселий, и крылатый ходит ветер над землей. Это мощный вентилятор бьет в лицо струей"(Есть. Тараховская). Прослушав это, 5-летние дети спрашивают:"Почему он бьет?","Кого он побил?"," ка?","Где он ходит?","Ветер смеется?","Почему он веселый?"Такие вопросы и замечания детей свидетельствуют, что слово выражает конкретный образ единичного предмета, которого оно касается. Этот образ слит, нерасчлененный (проанализирован), поэтому используется целостно (если"ходит", должен иметь ноги, если"веселый"- смеется). Впервые образ распадается не через выделение существенной или характерно й признаки предмета или явления, а признаки, получившая в опыте ребенка сильнее подкрепление. Поэтому, не умея абстрагировать идею с чувственно сохраненным образом, ребенок не понимает поэтических образеому, не вміючи абстрагувати ідею з чуттєво збереженим образом, дитина не розуміє поетичних образів.

    По мнению. Л. Выготского, синкретизм имеет большое значение в развитии детского мышления, поскольку синкретические связи являются основой выделения связей, проверяются практикой и отражают действительность

    В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности дошкольник начинает овладевать построением наглядных пространственных моделей - особых знаков, в которых отражаются связи и отношения об бьективних вещей. Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослых или в процессе организованных ими действий с предметами, она легко усваивает при действиях с моделями, я ки отражают существенные признаки предметов и явлений. Например, во время обучения 5-летних дошкольников математике было чрезвычайно трудно объяснить им отношения частей и целого. В процессе ознакомления с ним и с помощью схематического изображения деления целого на части и его восстановление из частей дети легко поняли, что любой предмет можно разделить на части и восстановить из них. Эффективным оказалось использования пространственных моделей и при формировании у дошкольников анализа слова в процессе изучения грамотмоти.

    Итак, при соответствующем обучения образное мышление становится основой усвоения дошкольниками обобщенных знаний, а также совершенствуется в результате использования этих знаний при решении познавательных и пр рактичних задач. Приобретенные представления о существенных закономерности помогают ребенку самостоятельно разбираться в частных проявлениях этих закономерностей. Так, усвоив представления о зависимости строения тела животных от условий жизни, старшие дошкольники могут по внешним признакам установить, где живет животное, как добывает ешьжу.

    Развитие образного мышления дошкольников характеризуется тем, что их представления получают гибкости, подвижности, дети овладевают умением оперировать наглядными образами: представлять предметы в разных просто. Оровий положениях, мысленно изменять их взаимное расположение.

    Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности, благодаря чему помогают ребенку понять существенные связи и зависимости вещей. Однако они малопродуктивные, если ребенку необходимо выделить свойства, связи и отношения, которые невозможно представить наглядно, образно. Попытки достичь этого с помощью образного мышления вызывают типичные для дошкольника ошибки. К таким ошибкам при сводят, например, задача установить, изменяется количество сыпучего вещества при перемещении ее из сосуда одной формы в сосуд другой, меняется количество глины, пластилина при изменении вылепить ного из них объекта. Примерно так же отвечают дошкольники на вопрос, где больше пластилина: в шарике или в розплесканому кусочку, сделанном из того же шарика у них на глазах. Это вызвано не с датнистю дошкольника выделить видимый им уровень вещества в посуде от общего ее количества. В образном мышлении они оказываются слитыми, поэтому количество нельзя увидеть, наглядно представить выделю еною от воспринятой величины. Правильное решение таких задач требует перехода к суждениям на основе образов, которые используют словесные понятийпоняття.

    Таким образом, наглядно-образное мышление преодолевает в своем развитии стадию перцептивных преобразований ребенком объекта с внешней помощью, а также стадию преобразования ситуации на образном уровне по собственной инициативе мотивы. Переход от наглядно-действенного к наглядно-образного мышления может ускорить специальное обучение с использованием схем-заменителейв.

    Мыслительная деятельность человека является многогранной. Ведь каждому из нас приходится сталкиваться с самыми разными задачами, требующими своего, особого подхода. Образное мышление непосредственно связано с восприятием человеком предметов реального мира. Происходит оно в тесном взаимодействии с другими психическими процессами - памятью, вниманием, воображением.

    У каждого ли человека имеются способности мыслить образно?

    Развитие образного мышления интересует многих, однако есть взрослые, которые не уверены в своих способностях. Необходимо понимать, что в человеческом мышлении некоторые процессы осуществляются визуально. Иногда человек осознает, что он оперирует своими прошлыми восприятиями, их воспоминаниями, как реальными предметами. Чтобы оценить данную особенность, можно ответить на три следующих вопроса:

    • Из какого материала были сделаны ваши любимые ботинки, когда вам было 15 лет? Каковы они были на ощупь?
    • Сколько окон в деревенском домике у вашей бабушки (вашего дедушки, троюродной тети)?
    • Как будет выглядеть латинская буква S, если ее «отзеркалить» в обратную сторону?

    Обычно люди, которые отвечают на первый из перечисленных вопросов, представляют себе обувь, которую они носили в подростковом возрасте, мысленным взором «дотрагиваясь» до ее поверхности. Что касается второго вопроса, то обычно человек извлекает из памяти образ этого дома, «обходит» его кругом, считая окна. Что касается буквы S, то обычно в процессе ее мысленного «отзеркаливания» человек мысленно вращает ее и «смотрит» на результат. Эти примеры показывают, что в процессе воспроизведения образов участвуют одни и те же психические процессы.

    Образное мышление у деток дошкольного возраста

    Наглядно-образное мышление является главным типом мышления у ребенка в дошкольном возрасте. Именно с его помощью малыш совершает большинство операций. К тому моменту, когда ребенок вступает в этот период развития, он умеет выполнять только те задания, которые можно сделать с помощью орудия или ручками. Такие действия направлены на то, чтобы достичь непосредственного результата. В процессе развития ребенка его действия становится все более сложными. Возникают задачи другого типа, в которых результат активности малыша будет не прямым, а иметь косвенный характер. Самый простой пример - это бросание мячика об стенку. Мяч кидается для того, чтобы ребенок его затем снова поймал. Те же задачи, в которых результат действий косвенный, включают в себя игру с конструктором, механическими игрушками и проч.

    Развитие наглядно-образного мышления у детей - важная задача. Ведь чтобы решать усложненные задачи, не обойтись без умения управлять образами. Также данный тип мышления учит ребенка реагировать на образы, предъявляемые внешним миром. Поэтому для дошкольника развитие образного мышления является залогом успешного обучения в младших классах. В среднем дошкольном возрасте дети учатся удерживать в воображении образы различных предметов, закреплять шаблоны. К примеру, огурчик ассоциируется с формой овала, квадрат - с формой поверхности стола.

    Простые способы развития воображения у дошколят

    Самые простые методы развития наглядно-образного мышления у дошколят - это:

    • Наблюдение красивых пейзажей.
    • Экскурсии на различные выставки произведений искусства.
    • Путешествия, в которых родитель расскажет подробно о памятнике природы.
    • Пазлы различных уровней сложности.
    • Изготовление поделок из цветного картона, аппликаций.
    • Рисование с использованием как ведущей, так и неведущей руки.

    Оригами

    Большой популярностью у родителей и педагогов пользуется изготовление фигурок из бумаги. Для этого требуется всего лишь несколько предметов - картон, бумага, ножницы. Как правило, маленькие дети не очень интересуются сложным процессом сгибания бумаги до тех пор, пока не увидят результат. Поэтому взрослому хорошо для начала продемонстрировать «чудеса» этого вида поделок.

    Лепка из пластилина

    Это один из самых простых и увлекательных способов развития образного мышления для малышей. Лепка позволяет развить не только фантазию, но и мелкую моторику. Даже если у малыша будут получаться самые простые изделия - «колобки», «морковки», «мячики», самое главное, чтобы занятие у него вызывало интерес. Пластилин должен быть мягким, пластичным. Можно заменить этот материал полимерной глиной или же предложить ребенку лепку из соленого теста.

    Образное мышление. Младшая школа

    Становясь старше, ребенок постепенно перестает в своем мышлении опираться на наглядные образы. Возможности мышления становятся все более широкими, малыш учится давать все более широкие характеристики объектам. Он учится оперировать разными образами в памяти, преобразовывать их - к примеру, соединять объекты и разделять их в своей фантазии. Развитию логического и образного мышления способствуют различные игры:

    • Настольные игры (например, домино, лото). Интерес у малыша могут вызвать и специальные головоломки.
    • Чтение различных детских книг, красочных журналов с интересными описаниями, энциклопедий.
    • Работа творческого характера: рисование, макраме, создание аппликаций. Развитию образного мышления у школьников помогает и лепка.
    • Просмотр мультфильмов и фильмов об окружающем мире.
    • Семейные праздники, путешествия.
    • Прогулки на природе.

    Хорошим упражнением для развития наглядно-образного мышления дошкольников является игра «На что это похоже?». Она позволяет ребенку научиться оригинально и творчески подходить к решению задач. Задание заключается в том, что на каждую картинку (кружочек, квадрат, треугольник, спираль, или абстрактный рисунок) нужно придумать как можно больше ассоциаций. Это упражнение хорошо проводить в группе деток. Данная игра хорошо способствует развитию образного мышления у младших школьников.

    Зачем необходимо образное мышление взрослому

    Развитое образное мышление необходимо во многих профессиях - например, без него не обойтись дизайнерам. Фраза «нарисуйте мне что-нибудь яркое и запоминающееся» не должна ставить работника в тупик; напротив, эти слова должны быть катализатором мыслительной деятельности. Работа над образным мышлением помогает развивать и аналитические способности. Упражнения для развития таких навыков будут полезны не только работникам творческих профессий, но и всем тем, кто хотел бы расширить свой кругозор.

    Образное мышление: как развить взрослому

    Прежде чем приступать к выполнению упражнений, взрослому необходимо поверить в себя, выбросить мысль о том, что он не обладает хорошо развитым чувством юмора, творческой жилкой, воображением. Все эти способности есть у каждого - просто, скорее всего, они оказались на «задворках» сознания.

    Прямое доказательство того, что каждый человек обладает воображением - это способность вызывать в памяти наглядные образы. Каждый помнит, как выглядит его родитель, подруга или друг. Человек также способен описать особенности ближайшей к нему станции метро или же любимого места в городе. Не нужно подолгу заниматься упражнениями на развитие образного мышления, чтобы восстановить в памяти мелкие детали любимых мест, вспомнить, как выглядят дома и улицы родного города. Так, можно совершить воображаемое «путешествие» во времени и снова оказаться в плену ярких воспоминаний. Поэтому стоит только немного потрудиться, чтобы расширить пространство своей фантазии.

    Бином фантазии

    Хорошим способом развития образного мышления является упражнение под названием «Бином фантазии». Его автор - знаменитый сказочник Джанни Родари. Нужно сказать, что методика подойдет как взрослому, так и ребенку. Писатель поясняет: обычные ассоциации не развивают воображения. Например, словосочетание «конь - пес» не дает простора для фантазии, являясь всего лишь упоминанием животных из одного семантического ряда.

    Способ Джанни Родари способствует развитию художественно-образного мышления. «Бином фантазии» в идеальном варианте должен определяться посредством случая. Например, можно открыть наугад книгу (или разные книги) на разных страницах. Можно скомбинировать два отрывка фраз из рекламы.

    Эксперимент сказочника

    Джанни Родари вспоминает о том, как на уроке экспериментировал с детьми со случайно выбранным словом «шкаф». Отдельно взятое, оно вряд ли смогло бы вызвать какие-либо эмоции - никто не станет ни смеяться, ни плакать, думая о шкафе. Однако если связать понятие «шкаф» с понятием «пес», то все становится совершенно иначе. Самый простой способ связать воедино эти два образа - использовать предлоги. Например, «пес в шкафу», «пес на шкафу». Тогда воображение подскажет различные образы - это может быть собака, бегущая с собственной будкой на спине по улице. Или же собака, у которой есть персональный шкаф с разными нарядами.

    Другие методы

    Еще несколько способов развития образного мышления:

    • Работа с друдлами - каракулями со множеством значений, которые необходимо описать. Такие картинки по своему виду напоминают каракули, которые человек рисует во время разговора по телефону или же слушая скучную лекцию. Однако у друдла есть одна особенность - его создатели изначально закладывают в него смысл. На картинке ниже можно увидеть друдлы, которые способствуют развитию образного мышления.

    • Еще один способ - пробовать воспроизводить в воображении только что увиденные предметы. Хорошо помогает игра под названием «Спички». Для ее проведения нужно бросить на стол пять спичек, посмотреть на них, отвернуться, и на другом конце стола изобразить их расположение другими пятью спичками. Поначалу может не получиться, однако практика со временем принесет результат. С каждым разом необходимо стараться тратить меньше времени на воспроизведение. Когда начнет получаться, количество спичек можно увеличить.
    • Также можно придумывать новые функции уже привычным предметам. К примеру, в привычных кружевных или капроновых колготках можно сушить лук, использовать в качестве оформительного элемента для декора цветочных горшков, изготавливать из них куклы.
    • Еще один хороший способ - это подбор эпитетов и антиэпитетов к слову. Для выполнения этого упражнения нужно выписать по центру листа бумаги любое слово, с правой стороны - те определения, что ему подходят. С левой - разместить слова, которые никак нельзя употребить с этим предметом или явлением. В качестве примера можно рассмотреть слово «человек». Человек может быть свободным, умным, богатым, худым, продвинутым и т. д. Определения, которые не подойдут к этому слову - старинный, тугоплавкий, жидкий, заостренный.
    • Можно попробовать воспроизвести последнюю встречу с друзьями или коллегами. В процессе воспоминания необходимо постараться вспомнить: сколько человек было в компании? Что на них было надето? Какие блюда были на столе? О чем шел разговор, какие темы обсуждались? Какие переживания сопровождали эту встречу?

    Данные упражнения можно преобразовывать на свое усмотрение. Главное в них то, что эти методы задействуют образное мышление. Чем чаще выполнять упражнения, тем больше это свойство психики будет развиваться.

    Загрузка...
    Top