Майя Ховалыг
Открытое занятие по математике в старшей группе «Число 0. Цифра 0. Закрепление»
МАДОУ ЦРР ДЕТСКИЙ САД №21 г. Кызыла РТ
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Выполнила работу :
Воспитатель :
II квал. кат.
Ховалыг М. Д.
Тема : Число 0 . Цифра 0 . Закрепление .
Цели :
1. Формировать представление о числе 0 , закрепить цифру 0 .
2. Закреплять представление о геометрических фигурах, умение выявлять и продолжать закономерность.
Материалы к занятию :
Демонстрационный – картинки с изображением стадо коров, табуна лошадей, цифры от 0-3 , изображение ежа и 3 грибов (1 мухомор и 2 съедобных) .
Ход занятия
Игра «Путешествие»
Дети вы любите путешествовать? (Да)
Давайте, поедем в лес за грибами.
Загадка про автобус.
Дом по улице идет
На работу всех везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках.
(Автобус)
На чём поедем? (на автобусе)
В кассе все покупают билеты – (у детей числовые карточки , а цифры на спинке у стульчиков от 1 до 8, и дети ищут свое место в автобусе).
Все уселись, контролер проверил билеты.
Водитель рулит, а дети сели! Поехали!
Дети, посмотрите направо…
(показать картинки с изображением коров и лошадей) :
Кого вы видите на картине? (коровы)
Как называются коровы, пасущиеся вместе? (стадо коров)
Дети, посмотрите налево…
(показать картину с изображением лошадей)
Кого вы видите на картинке? (лошадей)
Как называются лошади, пасующие вместе? (табун лошадей)
Хором и индивидуально повторять с детьми – стадо коров, табун лошадей.
Обучающий : Вот и лес. На поляне грибы (на фланелеграфе мухомор и два съедобных гриба.)
Сколько грибов? (3) (дети должны назвать число и показать цифру )
Покажите, цифру 3 .
Сколько съедобных? (2)
Покажите цифру 2 .
Дети, показывают цифру 2
Сколько не съедобных? (1)
Покажите, цифру 1 .
Как он называется? (мухомор) .
Прежде чем класть в корзину, внимательно рассмотрим .
Один червивый, уберем его.
Гриб червивый можно есть? (нет)
Почему? (ответы детей)
Сколько осталось? (один) .
Но тут пришел ежик и попросил этот гриб.
Сколько грибов у нас осталось? (ни одного)
Итог : если предметов нет, значит это ничего 0. И обозначается такой цифрой 0 – и показать детям.
Я вам прочитаю стихотворение о цифре 0 .
Ноль : Цифра вроде буква 0 ,
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
В стихотворении о чем говориться, объяснить детям о цифре ноль 0 . Дети покажите цифру 0 .
Дети давайте вспомним как Вини-пух с пяточком пошли в гости к ослику. Что нес в подарок Вини-пух? Сколько шариков он нёс? Что с шариком случилось?
Сколько осталось? (ничего ноль)
Дети, посмотрите, пожалуйста, на эти картинки (картинки с изображением одного и того же дерева летом, поздней осенью, и зимой.) Я попрошу вас по картинкам определить время года и расставить картинки по порядку.
Сколько листьев на дереве летом? (много) .
Что происходит осенью? (листья желтые)
Что можно сказать об их количестве? (их стало меньше)
А что происходит зимой? (листья с деревьев опадают, не остается ни одного.)
Как это записать? (цифрой 0 )
Я вам предлагаю вернуться на автобус домой. Поехали!
Водитель рулит руль.
Физминутка
Мы считали и устали,
Дружно все мы тихо встали
Ручками похлопали – 1, 2, 3!
Ножками потопали – 1,2,3!
Выше руки! Шире плечи!
1,2,3 – дыши ровней!
Ручками похлопали – 1,2,3!
Ножками потопали – 1,2,3!
Игра «Бусы»
Вернулись домой, а там мама собирает рассыпавшиеся бусы. Надо ей помочь. Детям дается задание на продолжение раскрашивания бус. (сложность задания должна соответствовать уровню подготовки детей) .
Например :
1. Продолжать раскрашивать бусы;
2. Дорисовать и раскрашивать цепочку.
Картинки с геометрическими фигурами.
Я вам приготовила картинки с геометрическими фигурами, попрошу вас внимательно ее рассмотреть и ответить на вопросы :
Задание детям :
1. Зачеркните все желтые фигуры;
2. Зачеркните все синие фигуры;
3. Какая геометрическая фигура осталась? (треугольник)
4. Зачеркните один красный треугольник.
5. Сколько фигур осталось? (0) .
Запишите цифру 0 у себя на листочках.
Итог занятия
С какой цифрой познакомились ?
С цифрой 0 .
На какую букву похожа цифра ноль ? (на букву О) .
Покажите цифру 0 .
Публикации по теме:
Конспект занятия по математике «Число 8. Цифра 8» Тема: Число 8. Цифра 8. Цель: Создать условия для усвоения числа и цифры 8; познакомить с графическим обозначением цифры 8. Формировать.
МБДОУ № 160 г. Кемерово Составитель: воспитатель Кудряшова Елена Варисовна Цель. Закрепление знаний детей о числе «четыре» и его проявлении.
Конспект НОД. «Познание» (формирование элементарных математических представлений). Тема: «Число 9. Цифра 9». Образовательные области:.
Открытое занятие по математике для старшей группы «Число 9. Цифра 9» Цель занятия: 1. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представление об определении времени по часам. 2. Закрепить счет в пределах.
Конспект занятия в старшей группе по ФЭМП «Число 2. Цифра 2. Пара» Программное содержание: Образовательные 1. Познакомить с образованием и составом числа 2, цифры 2. 2. Закрепить понимание смысла действий.
Мы с вами уже знакомы, пора познакомить своего малыша с цифрами. Цифровой ряд начинается с цифры 0 . Малыша следует сразу знакомить с числом и цифрой 0. Как это сделать? Начните со знакомства с понятием много и ни одного.
В детском саду занятия по математике начинаются с трех лет.
И так, как познакомить малыша с множеством? Как показано на рисунке, спросите у малыша:
Сколько мишек в прямоугольнике слева? (много)
А сколько мишек в прямоугольнике справа? (ни одного)
Поясните малышу, что когда нет ни одного, обозначают цифрой 0 . И покажите малышу цифру ноль. Спросите, на что похожа цифра?
Для закрепления цифры вы можете использовать дидактический материал по математике – это и художественное слово, и ребусы, и веселые задачки, и загадки.
Дидактический материал по математике. Цифра «0
Веселые стихи
Повернуть ее ты можешь,Головой поставить вниз,Цифра будет все такой же,
Правда, ведь, скажи? Цифра вроде буквы «О» – Это ноль иль нечего. Круглый ноль такой хорошенький, Но не значит ничегошеньки. С. Маршак Ноль – как обруч. Захочу – По дороге покачу. Где здесь верх и где здесь низ? Бублик в воздухе повис. Если ноль – пустое место, Значит, бублик не из теста. |
В этой цифре нет угла –Оттого она кругла.До того она кругла –
Покатиться бы могла. Не похож он на пятак, Не похож на бублик, Круглый он, да не дурак, С дыркой, да не бублик! З. Александрова Можем говорить мы смело – У ноля большое дело: Только к цифрам он подходит, Сразу чудо происходит. Ноль встает за единицей – Число десять на странице! |
Веселые задачки
На ветке сидит 4 воробья. Подкрался кот, схватил одного. Отгадай, сколько воробьев осталось на ветке?
(Нисколько, все улетели.)
На дубе три ветки, на каждой ветке по 2 груши. Отгадай, сколько всего груш на дубе? (Нисколько.)
Ребус
О т в е т: на-тя-нули.
загадки
Древнерусские афоризмы
- · Ученье имеет корень горький, а плод сладкий.
- · Лучше ногами споткнуться, чем языком.
- · Ум – большое богатство для человека.
- · Меч ранит тело, а злое слово – ум.
- · Давай телу лишь столько, сколько оно требует, а не сколько захочет.
Разделы: Работа с дошкольниками
Актуальность нашего занятия заключается внеобходимости приучать детей дошкольного возраста к логическому мышлению, а различные игровые моменты способствуют развитию интереса к математике.
- Закрепить представления о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9.
- Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам.
- Воспитать интерес к математическим знаниям: старательность, привычку к точности, умение контролировать свои действия, активность, самостоятельность.
Материалы к занятию:
- числовой демонстрационный отрезок;
- демонстрационные таблицы для закрепления знания состава чисел в пределах 9;
- картинки к логическим задачам.
Раздаточный материал:
- геометрические фигуры (1-зеленая, 2-фиолетовых, 3-синих, 8-оранжевых);
- модели "мешков" на каждого ребенка;
- линейки;
- цветные карандаши;
- цифры карточки 0 - 9;
- модели мячей (1- большой и маленькие - красный, синий, желтый, зеленый).
Предварительная работа:
- Индивидуальная работа с Афоней К., Полиной Д., Вероникой В., Денисом В., Женей П., Колей Ф.
- Рассматривание в рабочей тетради заданий.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Сегодня на занятии мы с вами познакомимся с числом и цифрой "0". А для начала давайте поиграем в игру "Вспомни сказку".
Хотите отдохнуть за городом? Сначала вспомним сказку "Жили-были дед да баба и была у них курочка Ряба". Что было дальше? (Дети рассказывают сказку до конца).
Сколько золотых яиц осталось у деда с бабкой? (Нисколько, ноль)
Как это записать? Какая цифра обозначает, что нет ни одного предмета? Покажите ее движением руки. (Цифра 0)
Покажите число 0 на числовом отрезке.
Что можно поставить вместо знака вопроса 0 0>?
Воспитатель: Молодцы! Сейчас вам расскажу историю о том, как в гости к дедушке и бабушке в деревню приехали из города их внуки. Им было очень интересно посмотреть на домашних животных - побывать на скотном дворе, погулять по лесу, сходить на рыбалку. Эти дети живут в городе и о животных имеют почти такое же представление, как в шуточном стихотворении
Сколько рук у поросенка?
Сколько ласт у индюшонка?
Сколько гребней у гуся?
Сколько ног у карася?
А как бы вы ответили на этот вопрос? (Ни одного, нисколько, ноль)
Воспитатель: Давайте попробуем решить логические задачи. Для этого я выставлю картинки, а вы ответите на вопросы.
А) Два брата, Вова и Вася ловили рыбу. Не Вова поймал 3 рыбки. Как зовут брата, поймавшего 3 рыбки? Сколько рыб поймал Вова?
Б) Оля, Таня и Нина пошли по грибы. Таня нашла не 3 гриба и не 2 гриба. Оля нашла не 2 гриба. Сколько нашла Нина?
Обобщение
Воспитатель:
Что обозначает число 0? Сколько это предметов? (Нисколько, ни одного)
Где расположено число 0 на числовом отрезке (Слева в начале отсчета)
Какие числа больше числа 0? (1, 2, 3,: - все числа)
Какие числа меньше числа 0? (Таких чисел нет. Ноль самое маленькое число)
Воспитатель: Ребята, вы хорошо поработали. Теперь давайте поиграем.
Ходит по двору индюк (Руки на поясе, ходьба с высоким подниманием ног)
Полетел над полем жук (Взмахи руками)
По цветку ползет паук (Шаги с движением рук вперед и к груди)
Обломал он старый сук (Присесть, хлопок).
Воспитатель: Сейчас вы будете самостоятельно работать. (Дети работают с раздаточным материалом. Все действия дублируются на демонстрационной доске)
Дедушка с бабушкой попросили детей сходить в магазин. Поможем им сделать покупки и все сосчитать?
Положите в первый мешок 1 зеленый треугольник. Посмотрите на запись
- сколько фигур надо положить во второй мешок? (Нисколько)
- сложите все фигуры в общую сумку, в большой мешок. Сколько получится треугольников? (Один)
- дорисуй в тетради и допиши равенство (1+0=1)
Как вы будете рассуждать? В первом мешочке фигур нет - 0. Во втором мешочке
Два квадрата. Когда все сложим вместе, получим два квадрата: 0+2=2.
Положите в первый мешок 3 синих кружочка. Сколько кружков надо отложить во второй мешок? (Нисколько, ни одного)
Сколько кружков останется? (3 кружка)
Дорисуйте и сделайте запись в тетрадях (3-0=3)
Расскажите и дорисуйте, что происходит в последнем задании (Было 4 треугольника. Взяли все 4 треугольника, в результате треугольников больше не осталось: 4-4=0)
Воспитатель: Давайте обобщим.
Что получается когда к числу прибавляем 0 или к 0 прибавляем число? (Получается то же самое число).
А когда отнимают это же число? (Получается 0).
Воспитатель: Дети решили поиграть "в школу". Поиграем вместе с ними? Рассказываю детям правила игры: каждый выбирает по собственному желанию одно из равенств и вставляет в него вместо звездочки "+" или "-". При этом может оказаться, что знак подобрать нельзя или что, наоборот, возможны различные варианты решения. Выигрывает тот, кого за отведенное время (2-3 мин.) правильно ответит на вопрос и обоснует его. Для выполнения задания можно использовать геометрические фигуры или числовой отрезок. Разбираю фронтально несколько похожих заданий, проиллюстрировав их с помощью фигур или числового отрезка.
Воспитатель: Все дети оказались победителями игры. Молодцы! А теперь покатаемся на лошадках:
Цок, цок, цок, цок
Я лошадка, серый бок!
Я копытами стучу,
Если хочешь прокачу!
Воспитатель: Ребята, давайте повторим.
Дети вернулись и увидели, как дедушка во дворе выкладывал из плиток мозаику. Дети тоже выложили свои фигуры. Что они вам напоминают?
Каждая фигурка занимает определенную площадь. На глазок попробуй угадать у какой фигуры самая большая площадь? Самая маленькая?
А как можно проверить, верны ли ваши догадки? (Надо сосчитать сколько клеток в каждой фигуре)
Что вы заметили (Площадь у всех фигур одинаковая - по 9 клеточек)
Из каких трех чисел можно составить число 9? (2, 4 и 3; 2, 5 и 2; 3, 5 и 1; 3, 3 и 3)
Дети очень любят играть. Для игры в мяч они просят раскрасить маленькие мячи так, чтобы большой мяч был между красным и синим, желтый слева от красного, но справа от зеленого. Какие мячи надо раскрасить - маленькие или большие? (маленькие мячи)
Это трудное задание. Чтобы не ошибиться, сначала разложим мячи в нужном порядке. Начнем с большого мяча: он должен быть между красным и синим маленькими мячами. Как это можно сделать? Дети раскладывают по разному.
Теперь положим желтый мяч так, чтобы он был слева от красного. В первом случае это можно сделать? А во втором? А теперь положите зеленый мяч так, чтобы желтый находился справа от зеленого.
А теперь раскрасьте так же маленькие мячи на картинке.
Воспитатель:
Ребята наше занятие подошло к концу.
Что вам понравилось больше всего во время нашей поездки в деревню?
Что интересного вы можете рассказать о числе 0?
Вы сегодня очень хорошо поработали! Молодцы!
Использованная литература:
- Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для школьников: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение 1990. - 94 с.
- Давайте поиграем: Мат. Игры для детей 5 - 6 лет: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Н. И. Касабуцкий Г Н. Скобелев, А. А. Столяр, Т. М. Чеботаревская; Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. - 80 с.
Учится считать малыш с малых лет. Уже в год умная мама, подавая ребенку игрушку, проговаривает: "Один мячик", "Два шарика"... Ребенок все это запоминает и, как правило, умеет считать до десяти уже годам к пяти точно. Но совершенно другое дело - цифры. Малыш пока не ассоциирует количество предметов с их изображением, и этому ребенка нужно учить. Не стоит вбивать в голову цифры раньше пяти лет, а вот с пяти-шести уже можно, а в семь перед самой школой - даже нужно.
Если этап обучения счету пропущен, то есть ребенок считать еще не умеет, несмотря на старший дошкольный возраст, придется учиться считать и учить цифры одновременно. Начать интереснее всего со стихов про цифры. Отличное, запоминающееся стихотворение есть у С. Маршака: Весёлый счёт (прочитать стихотворение >>)
Наибольшую результативность в обучении деток показывают комплексные задания. На одном листе собраны задания, касающиеся изучаемой цифры и ее предшественников (то есть повторение изученного). Один лист идет на два занятия. Первое - непосредственно изучение цифры. Ребенок смотрит, как она выглядит, раскрашивает, ассоциирует с количеством предметов на картинке. 20 минут на одно занятие вполне хватит. После того, как цифру выучили, рекомендуем распечатать и расположить на видном месте в комнате соответствующую карточку с цифрой.
Второе занятие - закрепление изученного. Ребенок узнает состав числа, выполняет простейшие манипуляции с числами.
Скачать и распечатать задания "Учим цифры с ребенком"
Чтобы скачать лист, для начала кликните на него левой кнопкой мыши и откройте в полном размере. Далее клик правой кнопкой мыши, выбираем "Сохранить картинку как..." и сохраняем себе на компьютер, а с него распечатываем.
Итак, лист распечатали. Текст заданий читает родитель или преподаватель. Самое первое задание при знакомстве с цифрой - заштриховать ее. Не раскрасить, а именно заштриховать. Такое задание, как штриховка, отлично готовит руку к письму, ребенок учится владеть своими пальчиками, это позитивно отразится и на почерке.
Затем из цепочки цифр выбираем ту, которую изучили, проговариваем, раскрашиваем.
Следующее задание - раскраска. Раскрашиваем одинаково помеченные области одним цветом.
Тема урока: Число и цифра 0
Цели:
Сформировать представление о числе 0, овладеть умением выявлять свойства нуля с помощью наглядных моделей; писать цифру 0; закреплять навыки счета в пределах 9;
Развивать творческие способности учащихся, внимание, мыслительные операции;
Воспитывать умения анализировать свою деятельность;
Оборудование: набор цифр от 0 до 9, ель, разноуровневые карточки для индивидуальной работы
Ход урока.
Организационный момент.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
Посмотрите на своего соседа по парте и подарите друг другу улыбку, настройтесь на работу. Проверьте посадку.
II . Актуализация знаний.
Сегодня математика приглашает в своё царство всех, кто не боится цифр и вычислений. Мы с вами стараемся познать эту интересную науку, преодолевая трудности, ведь наш девиз: « У меня всё получится».
Работа с числовым рядом (веер цифр)
Назовите число, которое стоит за числом 4 (5)
Назовите число, которое стоит перед числом 7. (6)
Какое число стоит между числами 7 и 9? (8)
Назови соседей числа 3 (2,4)
Найди сумму чисел 4 и 5 (9)
Найди разность чисел 8 и 1(7)
На доске записаны числа (набор цифр):
3 6 1 4 7 9 2 5 8
Какие задания можно предложить?
Расположить числа в порядке увеличения, уменьшения, сравнить, составить равенства и неравенства.
2. Числовые равенства и неравенства.
Наш друг Незнайка постарался за вас и составил равенство. Проверьте, все ли он правильно сделал?
Как помочь Незнайке, ничего не зачеркивая и не исправляя числа?
4=5 (4=5-1) (1+4=5)
3. Состав числа 9.
2+...=9 ...+2=9
2=7 9-...= 2
III . Постановка темы урока.
Начинаем мы опять
Решать, отгадывать, смекать!
Росли 2 сосны, на каждой сосне по 2 ветки, на каждой ветке по 2 яблока.
Сколько всего яблок?
Нисколько, на соснах яблоки не растут.
Подумайте, как можно по-другому сказать? (ни одной)
Догадались, какова у нас тема урока?
Число 0. Цифра 0. Это слово пришло к нам из латинского языка. Означает «ничто».
IV . Открытие новых знаний.
1.Введение числа и цифры 0. Соотнесение числа с количеством предметов.
У Маши было 9 конфет. 4 конфеты она дала младшему брату, 4 съела сама и 1 угостила папу. Сколько конфет осталось у Маши?
Что же обозначает число 0? (нет предметов, пустоту, нисколько, ни одной не осталось)
Какой цифрой будем записывать число 0?
Физкультминутка (подвижная)
Буратино потянулся-
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развёл-
Видно ключик не нашёл:
Чтобы ключик нам достать-
Нужно на носочки встать.
Буратино выше встал,
Поглядите- ка, достал.
2. Написание цифры по образцу. Работа по учебнику с.31
Цифра 0 состоит из одного элемента – большого овала. Начинаем писать чуть ниже вершины правой стороны клеточки в левую сторону, округляем, касаемся верхней линии клеточки, округляем, вниз, округляем вправо, касаемся нижней линии клеточки, округляем, вверх и соединяем.
– Вспоминаем правила посадки при письме, учитель показывает образец написания нуля.
3. Определение места 0 на числовом отрезке с. 30
Число 0 не знает, где его место. Какое место ему занять на отрезке. Почему вы так думаете?
В народе часто говорят: «Начнем с нуля…», когда так говорят?
(начинают сначала, на пустом месте).
Сравните 0 с другими числами отрезка.
На сколько 0 меньше 1? На сколько 1 больше 0?
4. Свойства нуля:
Цифра вроде буквы 0 –
Это 0 иль ничего.
О его особых свойствах
Мы поведём сейчас рассказ.
Что значит эта запись: а+0=.... (а - любое число, если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число а+0=а) Также устанавливаются другие свойства: 0+а=а, а-0=а, а-а=0
Задание №2.
Итак, ребята, мы познакомились со свойствами 0.
Ещё раз прокомментируйте их
.5. Работа по тетради на печатной основе.
Задание №1
Как его проиллюстрировали? Кто мог цветочки срезать и для кого?
Что получилось в результате?
Физкультминутка (для глаз)
Задание №5.
1 столбик коллективно;
2 столбик - 1ряд;
3 столбик - 2ряд;
4 столбик - 3ряд
V . Первичное закрепление.
Дифференцированная работа.
1.Решение примеров на основе свойств 0.
5-0=5 7-7=0 2+0=2
2. Индивидуальные карточки . Выбираем для себя задание (по сложности) на карточке красный кружок – самое сложное, синий – 2 уровень, зелёный – 1 уровень (простое).
3. Игра «Подумай, где ты встречал 0, в какой службе работает число ноль?»
Пожарная -01, милиция -02, скорая помощь -03
Запишите в тетради эти номера.
VI . Итог урок.
- Что вы узнали на нашем уроке?
Мы познакомились с новым интересным числом. Что вы можете рассказать о нем? (Его нельзя использовать при счете, но без него нельзя обойтись в математике. Оно меньше любого известного нам числа . Мы не можем показать соответствующее ему количество предметов.)
Какие свойства нуля теперь знаете?
Какое задание вам показалось интересным? Сложным?
Расскажите по схеме:
Я запомнил …
Я знаю…
Я смог…
Я научился....
Как бы вы оценили свою работу? (предлагается три смайлика для оценки)
VII . Дом.задание.
Найти символ числа ноль и выяснить, какую важную роль в математике выполняет ноль. Спасибо за урок.