Воспитание сознательной дисциплины и дисциплинированности. Дисциплинированность детей – результат правильной организации процесса воспитания дошколят

С самого рождения малыша на формирование личности наибольшее влияние оказывает семья. Забота, любовь родителей, излишняя требовательность, запреты либо вседозволенность отражаются на характере и поведении маленького человечка.

  • Первые коррективы в воспитании ребенка вносят детские дошкольные учреждения

В детсадах дети приучаются послушанию, самоконтролю, выполнению общепринятых жизненных правил, воздержанию от неразумных желаний.

Первые навыки организованности и сдержанности получают малыши в младшей детсадовской группе. Они учатся спокойно вставать со стульчика («тихо, кукла спит»), собирать игрушки. Радуют Петрушку, одеваясь самостоятельно на прогулку.

Педагог добивается закрепления этих навыков, чтобы они становились устойчивыми и осознанными. Как результат, старшие дети дошкольники уже могут выбрать правильное поведенческое действие: «Хочу, но нельзя». Либо: «Не хочу, но надо».

  • Проводим работу по формированию уважительного отношения к взрослым

Окруженный любовью и лаской родителей и взрослых членов семьи, ребенок дома находится в атмосфере тепла и защищенности. В детском саду расширяется круг его общения со взрослыми. Ребенок начинает общаться с воспитателем, нянечкой, медицинской сестрой и прочими сотрудниками.

Очень важно малыша научить правильному обращению со взрослыми. Сформированное уважительное отношение, привязанность, послушание повлечет за собой желание слушать, выполнять просьбы, предложения, быть предусмотрительным и радовать своими поступками.

Старшие дошкольники уже могут заботиться о старших, стремятся им помочь, оберегают покой.

Важно научить предупредительности и вежливости в общении, научить себя вести в общественных местах.

  • Формируем нормы поведения в обществе сверстников. Доброжелательность, отзывчивость, уступчивость, взаимопомощь

Немаловажной задачей воспитателя является обучение общению детей в коллективе. Маленький ребенок учится играть с другими детьми, не забирать игрушку, а подождать пока сверстник поиграет, либо выбрать или попросить другую.

Воспитателю следует особое внимание уделять обучению навыкам положительного взаимоотношения, а именно доброжелательности и отзывчивости. Дети должны иметь желание заниматься и играть в коллективе. С одобрения воспитателя они совместно собирают замок, либо какую-то другую конструкцию, играют с мячом или катаются на санках. Все это обязательно поощряется воспитателем. Также не следует оставлять без внимания отзывчивость ребенка (пожалел плачущего, или порадовал игрушкой).

В более старшем возрасте,общение происходит произвольно, на основе большей сознательности. Они способны позаботиться о товарище. Могут разрешить спор доказав свою правоту, либо согласиться с мнением товарища. Воспитатель учит быть предупредительным: дать пройти, уступить стул, подвинуть игрушку, подать карандаш и т. п.

Ситуаций для воспитания дружелюбного взаимоотношения в детском коллективе предостаточно. Педагог имеет возможность использовать эти ситуации для побуждения к поступкам нормативного поведения.

  • Формирование норм поведения в общественных местах

Первому чему надо научить ребенка, это поведению в детском саду. Детям рассказывают об уважительном отношении к окружению. Учат заниматься своим делом, не отвлекая товарищей.

Воспитатель учит малышей спокойно одеваться, не мешая другим детям. Учит тихонько проходить по коридору, не нарушая работу взрослых (врача и др.)

Детям объясняют как себя вести на улице и в транспорте. Какие правила следует соблюдать, чтобы не нарушать покой отдыхающих в парке, уступать место старшим и соблюдать тишину в транспорте.

  • Воспитание бережного отношения к вещам и умения поддерживать порядок

Детям объясняется, что вещи – результат труда, а в небрежном отношении с ними проявляется неуважение к производящим их людям. Ребенка приучают соблюдать порядок, не разбрасывать вещи и класть на определенное место. Воспитатель должен проявить внимание и предупредить проявление жадности, стремлении беречь только свои вещи.

  • Учим любить природу

Воспитатель учит видеть красоту природы, все его сезонные изменения. Малыши привыкают ходить по дорожкам, беречь цветущие растения и не затаптывать газон.

Дети средней группы уже проявляют заботу и ухаживают за цветами и животными.

Старшие дети учатся наблюдать, сравнивать, отмечать новое в природе, проявляя возросший интерес. Они выращивают растения, собирают семена.

  • Поведение ребенка зависит от авторитета и культуры воспитателя и родителей

В формировании дисциплинированности детей немаловажное значение имеет культура и характер взаимоотношения педагога- воспитателя с детьми.

Необходимо проявлять интерес ко всем начинаниям детей, стремиться поддержать их, вместо замечаний дать полезный совет, тактично поправить. Ласка и доверие будет непременным условием для возрастающей привязанности ребенка, желания общаться, подчиняться распоряжениям, откликаться на любую просьбу. Дети подражают такому педагогу, переносят на взаимоотношение с товарищами его тактичность и ласковый тон.

При нарушении дисциплины будет достаточно укоризненного строгого взгляда воспитателя, чтобы виновник ощутил недовольство собой, попросил извинения и постарался исправить свою оплошность.

Уровень культуры родителей и сложившиеся взаимоотношение в семье в первую очередь становятся примером поведения, которое ребенок переносит на взаимоотношения с товарищами.

  • Режим дня и дисциплинированность ребенка

В уравновешенном состоянии малыши спокойно реагируют на замечание воспитателя и вмешательство в их игру сверстников, быстро успокаиваясь, они легче переносят обиду.

Уравновешенное состояние дошколят лучше всего поддерживается соблюдением режима дня. Своевременное переключение с одного занятия на другое, чередование активности с отдыхом предупреждает переутомление ребенка.

Соблюдение режима дня предупреждает срывы в поведении ребенка и формирует стереотип поведения. Усваивая продолжительность и последовательность режимных отрезков, дети привыкают к самостоятельной режимной деятельности. Они сами организуют и играют в подвижные игры между занятиями. После сна занимаются трудом и коллективными творческими играми.

  • Организация обстановки. Поведение, соответствующее правилам моральных норм общества

Оборудование помещения, подбор и размещение игрушек и материала – все должно создавать атмосферу доброжелательности для разнообразной деятельности малышей, формирования дисциплины и культуры поведения.

Правила, которых должны придерживаться дети формируются четко, в виде доступных для понимания указаний, но не запретов. «С просьбой надо обращаться вежливо, не забывать благодарить. Входя в группу, надо здороваться со всеми».

На усвоение нового правила требуется время. Воспитатель, разъясняет правило, затем периодически напоминает о нем. В доступной и понятной малышам форме предупреждает его нарушения.

Напоминания не надо превращать в назойливые назидания. Предотвратить назревающий конфликт воспитатель может фразой: « Я надеюсь, что вы помните, как должны поступать друзья, как надо договариваться?»

Очень часто следует объяснять, почему следует поступать именно так: «Если ты не извинишься, он обидится, так как подумает, что ты нарочно толкнул».

Чтобы закрепить правила поведения их надо проигрывать, пока они не станут привычным поведением. Одобряя действия ребенка, воспитатель одновременно подчеркивает его личностные качества: «Алена у нас старательная, карточки сложила, на место положила!»

При этом отрицательную оценку действия нельзя переносить на личность ребенка. Следует подчеркнуть, что он хороший, его отрицательный поступок совершен по оплошности. Ребенок будет недоволен собой и постарается скорее вернуть расположение педагога.

Не скупитесь на слово, чаще хвалите!

  • Причины нарушения дисциплины. Конфликты между детьми

Одна из основных причин – несогласованные требования к ребенку в семье и детском саду. Непоследовательность требований, окрики, угрозы одного из родителей.

Утомление ребенка, длительные ожидания, скрытый период начала заболевания. Необоснованная система запретов в группе, например: « Подождем, пока Артем найдет лопатку».

Если малыш перевозбужден, он не воспринимает никаких предложений. Вовлекать его в какие - либо дела можно только после того, как он успокоится.

Контроль воспитателя за соблюдением дисциплины, оценка и разбор проступков, доверительные беседы способствуют формированию опыта поведения. Недопустимо физическое наказание детей, а также наказания, травмирующие нервную систему, оскорбляющие достоинство, приносящие вред здоровью. Лишение прогулки, еды, удаление из комнаты, запугивание, насмешки, прозвища.

  • Если дети жалуются воспитателю

Прежде всего, следует вникнуть в суть и понять причину, почему ребенок обращается с жалобой.

Часто в жалобе выражается отношение ребенка к ситуации, возникшей в группе. Возможно это поведение кого-то, несоответствующее установленным правилам. Малыш хочет убедиться, можно ли так поступать, верно ли он запомнил правило.

Действия педагога, в зависимости от возраста ребенка, должна быть разные. Например: « Егор взял без разрешения книгу». У малышей интерес к новому превышает волевые процессы накладываемые соблюдением правил. Поэтому воспитатель подтверждает, книгу брать нельзя, просит Егора положить на место, с предложением подать ее, когда будет проводить занятие. С помощью воспитателя ребенок выполняет правило без капризов и упрямств.

Ребенку среднего возраста, воспитателю следует напомнить о необходимости соблюдения правил и необходимости сдерживания себя. Ребенку, обратившемуся с жалобой, нужно предложить в следующий раз остановить сверстника, и напомнить правило.

При несостоятельных жалобах воспитателю надо разговаривать с ребенком наедине, не вызывая негатива у сверстников.

Старшие дошкольники способны сами разбираться в возникающих недоразумениях. Задача воспитателя научить выслушивать и убеждать, доказывая свою правоту.

В одних семьях вопросы дисциплины при воспитании детей имеют первоочередное значение, а в других приучать малыша к порядку родители не спешат, полагая, что это прерогатива педагогов. В третьих семьях взрослые и вовсе полагают, что понятие «детская дисциплина» сродни архаизму, давно себя изжило, и малыши не должны иметь практически никаких ограничений.

Тема о том, как научить ребенка дисциплине, культуре поведения и порядку, достаточно типична не только для детских площадок. Этот вопрос всегда актуален. Проблема дисциплинированности дошкольников на протяжении многих столетий остается предметом особых усилий и забот педагогов. Маятник идей колебался от розог и карцера до монтессориевской свободы и демократизации школьных правил в целом.

Слово «дисциплина» в переводе с латинского, кроме определенной области знания, например математической или лингвистической дисциплины, означает обязательное для всех членов коллектива подчинение твердо установленному порядку. Разделяют и так называемую внешнюю дисциплину и внутреннюю.

В этой статье представлены советы психологов, как ребенка приучить к дисциплине, не ставя при этом жестких рамок и не нанося вред психике малыша.

Зачем нужна дисциплина и как приучить ребенка к порядку

Если говорить о старших дошкольниках и младших школьниках, то внешняя дисциплина - это желание соответствовать требованиям ради получения положительной оценки или одобрения со стороны взрослых. В основе же дисциплины внутренней лежат самостоятельное желание и способность к подавлению негативных импульсов, управление собственным поведением, самодисциплина.

А зачем нужна детям внутренняя дисциплина? Она рождается на стыке потребностей детей и взрослых, на той самой границе, где возникает и дружба. Но, к сожалению, очень часто на этом самом стыке потребностей детей и взрослых последними пускается в ход либо давление авторитетом, либо благодушная вседозволенность. Оба этих приема далеки от единственного здорового поведения в детско-родительских отношениях - от уважения к желаниям и потребностям друг друга и конструктивной защиты собственных границ.

Для глубокого и полного погружения в мир строгих правил, рекомендаций, запретов и указаний необходимо запастись огромным количеством любви к себе самому и к собственному ребенку.

Безоценочная, безусловная любовь - это тот защитный скафандр и, одновременно, кислород, который обеспечит комфортное погружение в бурные волны жизни. Без постоянного ощущения безусловной любви выжить в экстремальных условиях строгости ребенку будет невероятно трудно. Он либо будет вынужден бороться за свою жизнь (проявлять агрессию, закатывать истерики), либо просто утонет в страхе и безысходности.

Если вы еще не научились безусловной любви, или вам не удается убедить в ней своего ребенка, отложите на время борьбу за послушание и дисциплину. Вы навредите своим детям и разочаруетесь сами. Для развития дисциплины у родительской любви у детей должно быть достаточно.

Советы психолога:

  • Чтобы приучить ребенка к порядку и дисциплине как можно быстрее, проявляйте безусловную любовь. Чем больше ребенок видит, ощущает, слышит от вас посланий о любви, тем легче ему время от времени поступиться своей свободой ради соблюдения правил - и эта уступка не будет для него разрушительной.

Правила детской психологии: воспитание дисциплины в семье

Парадоксально, но детская психология такова, что правила и дисциплина ребенку важны даже при условии, что он им сопротивляется. Наличие правил, норм и традиций в семье дает ощущение стабильности и безопасности. Наглядно это демонстрируют малыши, когда в очередной раз тянут ручку к розетке, глядя на взрослого и ожидая запрета. А услышав его, с удовлетворением отходят в сторону, будто сама розетка их интересовала не столько, сколько само подтверждение правил. Другой вопрос в том, насколько много правил окружает ребенка и соответствуют ли они его возрасту. От слишком большого количества правил и ограничений пользы не будет. Ребенок начнет восставать, бунтовать или тревожиться.

Основа воспитания дисциплины у детей в семье – обоснованность правил. Для 5-6-летних детей будет полезно, если правило не возникнет из ниоткуда, а будет чем-то обусловлено, и его необходимость будет очевидной. Полезно обсудить правила с со всеми членами семьи, где они будут действовать. Тем самым вы повысите ценность и важность каждого члена маленького коллектива и предложите им быть не просто исполнителями, но и арбитрами, а возможно - чего только ни бывает! - ревностными поборниками соблюдения принятых норм.

Подоплекой любого правила при воспитании дисциплины у детей дошкольного возраста должны быть не запрет и подчинение родительскому авторитету, а аргумент «кому от этого будет плохо». Этот пункт очень важен! Именно благодаря ему формируется естественное ограничение себя, сдерживание своих импульсов и понимание своей свободы как возможности делать все, что не вредит окружающим. Кроме того, такая мотивировка ограничений помогает воспитать в ребенке естественное внимание к окружающим, причем не потому, что они могут осудить или наказать, а потому, что вокруг живые люди, которые заслуживают уважения.

Сравните высказывания:

  • «Не бросай песок - это нехорошо!» и «Не бросай песок - ты засыплешь глаза девочке!»
  • «Не кричи - это неприлично!» и «Не кричи - я ничего из-за тебя не слышу!»
  • «Перестань вертеться, когда с тобой говорят!» и «Мне трудно с тобой говорить, когда ты на меня не смотришь!» Безусловно, существуют определенные запреты, которые невозможно аргументировать ничем, кроме слов «это неприлично» и «это не принято», но они скорее относятся к правилам этикета (есть ложкой, а не руками, не класть ноги на стол и т. д.). Вы удивитесь, насколько часто мы используем общественное мнение как аргумент там, где достаточно было бы сказать о вреде окружающим. Такая подмена аргументов ведет к излишней зависимости от социального одобрения и не вырабатывает естественного и здорового сочувствия.

Желательно после призыва к сочувствию сделать и следующий шаг: поддержать потребности ребенка. Ведь если песок вредит девочке, его можно кидать туда, где он не вредит никому!

Важные правила воспитания дисциплинированности у дошкольников (уборку постели, наведение порядка в комнате и так далее) обсудите на семейном совете.

Методы воспитания родителями дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников

Продуктивным методом воспитания дисциплинированности является трансформирование запрета из «полного табу» во «временное ограничение». Многие правила актуальны только в некоторых ситуациях. Например, ограничения «не бегай», «не кричи», «не рисуй на обоях», «не пачкайся», «не бегай по лужам» - все они, и еще бесчисленное количество подобных, не достойны той жесткости и эмоционального накала, с которым обрушиваются на головы детей и вполне могут иметь разрешающее продолжение: где и при каких условиях это можно делать. Практически любой «бой» за хорошее поведение может стать «дипломатическими переговорами»: «Не кричи дома, вот на улице вволю накричишься», «Не рисуй на обоях, вот тебе лист»…

Для воспитания сознательной дисциплины у ребенка, вводя правила и запреты, аргументируйте свои действия чувствами. В практическом применении это может звучать следующим образом:

  • «Не кричи так, у меня голова не выдерживает, болит».
  • «Пожалуйста, давай говорить по очереди, а то я теряю свою мысль и чувствую себя неловко».
  • «Нельзя уходить за ворота, я за тебя в ответе, я боюсь».
  • «Не убегай от меня далеко, мне страшно, что я тебя потеряю».
  • «Не лезь сейчас в грязь, мы идем в гости, и мне будет стыдно, что ты такой чумазый».

Поверьте, это замечательно работает.

В процессе воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников, не вдавайтесь в излишние объяснения по поводу актуальности правила: тем самым вы теряете позицию руководителя, ставите под сомнение все, что говорите. Для кого-то это очевидно, для кого-то, увы, почти невыполнимо.

Для того чтобы дети с готовностью слушались взрослого, он должен представать перед ними ярким, весомым и уверенным в себе человеком. Здесь работает правило фигуры и фона. Взрослый должен четко прорисовывать свои позиции на фоне многочисленных желаний детей в группе или на фоне желаний собственного ребенка в семье. Тем самым взрослый не только сделает серьезный шаг на пути развития дисциплины дошкольника, но и заявит о себе как о руководителе, а также даст ребенку опору и ощущение стабильности. Его образ в этом случае формируется благодаря осанке, уверенности в голосе, четкости мысли и весомости речи; для учителя очень важна также и одежда.

Как привить ребенку дисциплину: наказания за нарушения

Заранее договоритесь о том, каким будет наказание, если ребенок нарушает дисциплину и не следует ранее оговоренным правилам. Правило плохо работает, если отсутствует наказание за проступок. Помните, что наказание должно быть неприятным, но посильным и стимулировать скорее прилежание, а не ненависть к вам. Для выбора наказания лучше обратиться к запрету каких-то любимых, но вредных бонусов. Например: сократите время просмотра телевизора, компьютерных игр или количество сладостей. Наказание в виде запрета прогулки или давно планируемого посещения зоопарка будут вредны и жестоки.

Правила одинаковы для всех. Если вашему старшему сыну запрещено разбрасывать игрушки, а при схожей ситуации вы оправдываете его младшую сестричку, приводя в довод ее возраст, вряд ли ребенок будет поддерживать порядок. Если убирать за собой надо - это надо делать всем, кому-то самостоятельно, кому-то с помощью и напоминаниями.

При недовольстве поведением ребенка ваше эмоциональное излияние должно быть строго ограничено регламентом. Определить регламент вам помогут собственные ощущения: какой дозы возмущения родителей хватало вам, чтобы почувствовать дискомфорт и понять, что вы не правы.

Если вы не способны сдержать свой гнев, ругайте только поступок ребенка, не осуждайте его в целом, не пользуйтесь такими репликами, как «Ты всегда…», «Вечно ты…», «Никогда от тебя не дождешься…» Критикуя личность, а не деятельность вы наносите удар по самооценке ребенка.

Как показывает практика, чтобы привить ребенку дисциплину безболезненно, нужно найти баланс между контролем и любовью. Жизнь - не черно-белый контрастный рисунок, в любых правилах есть исключения. Иногда правила можно нарушить - и это очень даже полезный опыт действия в нестандартных ситуациях. Кроме того, исключения лишний раз обозначат важность не самих правил и принципов как таковых, а важность комфортной и безопасной жизни, которые обеспечивают эти правила.

Найти баланс между контролем и любовью - вот достойная цель родительских стараний и усердия.

Статья прочитана 2 514 раз(a).

Возникает вопрос, что же является важнейшим средством воспитания дисциплинированности и организованности.

Для воспитания дисциплины главным является органическое сочетание разъяснения, убеждения с упражнением учащихся в дисциплинированности и организованном поведении.

Очень важное значение имеет прямое и безоговорочное, повседневное и неукоснительное выполнение детьми требований и правил, предъявляемых родителями. Эти требования должны войти в кровь и плоть ученика, стать его прочной привычкой.

Поэтому основное внимание в воспитании дисциплины нужно обратить на то, чтобы хорошо осознанные правила и требования современной морали превращались путем постоянного упражнения в устойчивые привычки поведения.

Различного рода поручения, продуманный воспитательный режим в школе и семье, выполнение которого обеспечивается совместными усилиями педагогов и родителей, приучение детей к практическому осуществлению правил культурного и дисциплинированного поведения путем конкретного показа, сочетаемого с упражнениями, – вот основные формы и методы формирования качеств дисциплинированности и организованности.

В своей интересной и значительной педагогической практике А. С. Макаренко часто применял специальные упражнения по воспитанию дисциплинированности и организованности у колонистов.

Они не знают, ходят или не ходят подозрительные личности, допускают, что это проба, но если кто-нибудь скажет, что это проба, то другие его взгреют. Пойдут, проверят, возвратятся; пропустили часть любимой картины, и никто ничего не скажет, что пропустили любимую картину, а идут и смотрят дальше.

Большое значение для воспитания дисциплинированности имеет выполнение школьниками скаутских поручений, особенно в тех случаях, когда они носят трудовой, общественно полезный характер. Это воспитывает у детей настойчивость, инициативу, организаторские навыки и чувство ответственности за порученное дело. Выполняя поручение школы и семьи, ученик растет духовно, приучается искать и находить большое в малом, приобретает важные качества дисциплинированности и организованности.

Упражнения в дисциплинированности через разнообразные поручения начинаются с самого простого – с самообслуживания, с выполнения простейших обязанностей в быту.

Отец Юры, инженер Николаев Г., рассказывает, что сыну было семь лет, когда в семье появился электрический чайник, привлекший к себе внимание сына. Он выразил желание греть его.

– Хорошо, – сказали мы, – только уж ты теперь и пои нас чаем.

Показали, как наливать воду, как включать и выключать. Так и стал сын нашим «поильцем». Случалось, что поилец забывал о своих обязанностях, тогда кто-нибудь напоминал: «Ты что же, Юрочка, без чаю нас хочешь оставить?» Или просто говорили: «Юра, вспомни о своей обязанности». И мальчик сразу брался за чайник.

Поручение, конечно, не велико, но мальчик приучался что-то делать для других, упражнялся в организованном и четком выполнении своих обязанностей.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВОСПИТАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ И КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ

1. Формирование дисциплинированности и культуры поведения как важнейшая задача нравственного воспитания

При рассмотрении вопроса о содержании нравственного воспитания отмечалось, что важное место в нем занимает формирование у учащихся сознательной дисциплины и культуры поведения. Чем же оно обусловливается?

Дисциплина прежде всего обеспечивает успех деятельности человека. Если он пунктуален, аккуратен, строго выполняет все требования, которые предъявляются к труду и к его служебным обязанностям, это создает предпосылки для достижения высоких результатов в работе и повышения ее качества. Это, безусловно, хорошо для общества и для самой личности.

Вместе с тем дисциплина обладает значительным воспитательным потенциалом. Она делает человека подтянутым, сдержанным, учит его самообладанию, способствует формированию умения подчинять свои действия и чувства достижению поставленной цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Именно это и делает воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения исключительно важной задачей нравственного формирования личности в школе.

2. Различные подходы к разработке проблемы воспитания дисциплины и культуры поведения в педагогике

культура поведение дисциплинированность учащийся

В разработке теории и методики воспитания у школьников дисциплины, как и нравственного формирования вообще, в педагогике сложились три основных направления. Одно из них ведет свое начало от немецкого педагога Иоганна Гербарта и целиком основано на авторитаризме. Основными средствами авторитарного воспитания в этом смысле были: внушение, угроза, наблюдение за поведением и различного рода наказания, не исключая и физических.

Второе направление связано с теорией так называемого свободного воспитания, согласно которой дисциплину детей следует поддерживать и воспитывать, не только не ограничивая их поведения, но, наоборот, обеспечивая им полную свободу и включая их в интересную и увлекательную деятельность, за что такой подход в воспитании получил название «потешающей педагогики».

Понятно, что как авторитарный подход к формированию дисциплинированности школьников, так и теория «свободного воспитания» занимали крайние позиции, были слишком односторонними и не обеспечивали эффективных путей для решения этой сложной проблемы. Авторитарное воспитание было рассчитано на поддержание дисциплины в школе путем насаждения страха среди детей. Естественно, что сознательность учащихся здесь фактически исключалась, хотя без этого не может быть настоящей дисциплины.

«Свободное же воспитание» базировалось только на возбуждении интереса детей, игнорируя то, что в жизни и деятельности человека не может быть интересным все, и потому нужно приучать детей исполнять и «неинтересную» работу и преодолевать различные соблазны и нездоровые влечения. Вот почему с давних времен многие прогрессивные педагоги по вопросам формирования дисциплинированности учащихся придерживались третьего направления - гуманистического. Такие идеи, в частности, высказывали Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский и другие педагоги. Они считали, что дисциплинированность растущей личности есть очень сложный феномен, в основе которого в органическом единстве выступают ее сознание, чувства, а также навыки и привычки поведения и в котором сочетаются и хорошее понимание правил поведения, и переживание своих обязанностей, и внутреннее стремление к их добросовестному выполнению, и способность преодолевать различные препятствия, которые возникают на этом пути.

Структурная сложность этого качества сама по себе исключает использование только какого-то одного подхода к его формированию - авторитарного или основанного на невмешательстве в детское поведение. Процесс этот требует и развития сознательности учащихся, и гуманного отношения к ним, и тактичной требовательности, и систематических упражнений (приучения) по соблюдению правил поведения. Именно эти направления и стали определяющими в воспитании у школьников дисциплинированности и культуры поведения.

3. Сущность сознательной дисциплины и культуры поведения. Понятие дисциплинированности

Слово дисциплина (disciplina) латинского происхождения и в переводе на русский язык имеет два значения. В одном случае оно означает учение, определенную систему знаний, например математическая дисциплина, лингвистическая дисциплина и т.д. В другом же смысле, в каком мы употребляем его в данном случае, оно обозначает «обязательное для всех членов данного коллектива подчинение твердо установленному порядку; выдержанность, привычку к строгому порядку» Словарь иностранных слов. - М., 1987. - С. 170..

Обратим внимание: дисциплина понимается как наличие в коллективе (учреждении, школе) твердо установленного порядка, определенных правил, обязательное подчинение этому порядку и соблюдение этих правил всеми членами данного коллектива. Вот эта обязательность дисциплины придает ей определенную специфику в системе морали. Будучи составной частью нравственности, дисциплина охватывает главным образом те стороны поведения личности, которые являются для нее обязательными в силу служебных обязанностей и существующих в том или ином учреждении правил внутреннего распорядка.

Для понимания специфики дисциплины в системе нравственности личности необходимо иметь в виду, что одно и то же правило поведения в одном случае выступает как требование дисциплины, в другом - как норма морали. Если, например, молодой человек на вечере в клубе сидя беседует с женщиной, которая стоит рядом c ним, или старшим по возрасту мужчиной, его поведение квалифицируется не как нарушение дисциплины, а как отступление от норм вежливости и приличия. Но если ученик во время перерыва будет сидеть и разговаривать с учителем, который стоит, то это уже считается недисциплинированностью, так как школьные правила предписывают, чтобы ученик вставал, когда беседует с учителем. О том, что дисциплина относится преимущественно к выполнению обязательных норм и правил поведения, связанных со служебными обязанностями личности, говорят также те особенности, которые она имеет в различных общественных сферах. Существует, например, воинская дисциплина, дисциплина трудовая и т.д. Естественно, есть и школьная дисциплина. Она включает в себя целую систему обязательных для учащихся правил поведения, определенный порядок организации их учебной, трудовой и общественной деятельности, причем выполнение этих правил должно носить сознательный, а не принудительный характер. В этом смысле сущность сознательной дисциплины учащихся состоит в знании правил поведения и установленного в школе порядка, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их соблюдения. Но если правила дисциплины закрепляются в поведении учащихся и определяют его устойчивость, они превращаются в личностное качество, которое обычно принято называть дисциплинированностью. В конечном итоге школьное воспитание и должно направляться на формирование у учащихся дисциплинированности.

Сознательная дисциплина, дисциплинированность личности могут иметь различные уровни развития, что находит свое отражение в понятии культура поведения. Однако понятие культура поведения не ограничивается только характеристикой дисциплины учащихся. Оно включает в себя все стороны нравственного проявления личности. Говорят, например, о культуре речи, о культуре труда, о культуре взаимоотношений в коллективе и т.д. В этом смысле культура поведения как специфический термин означает высокую степень отточенности, отшлифованности действий и поступков человека, совершенство его деятельности в различных сферах жизни.

Содержание школьной дисциплины, как уже отмечено, определяется теми нормами и требованиями, которые устанавливаются правилами для учащихся, а также внутренним распорядком школы. Важнейшими из этих правил являются следующие: школьники обязаны добросовестно выполнять учебные задания и овладевать знаниями; в хорошем состоянии поддерживать свои учебники, тетради и учебные пособия; соблюдать порядок и тишину на занятиях; не допускать подсказок и списывания; беречь школьное имущество и личные вещи; проявлять вежливость в отношениях с учителями, старшими и товарищами; принимать участие в общественно полезном труде и внеклассных мероприятиях; не допускать грубых и оскорбительных слов; быть требовательными к своему внешнему виду; поддерживать честь своей школы и своего класса и т. д.

Конкретные требования предъявляются к поведению учащихся на улице и в общественных местах. Поскольку содержание этих норм и требований должно учитывать возрастные особенности учащихся, они имеют свою специфику в отношении к учащимся начальных, средних и старших классов. К сожалению, в последние годы внимание к разработке правил поведения школьников было ослаблено, хотя четкое их определение имеет большое воспитательное значение. Дело в том, что правила для учащихся и внутренний распорядок школы являются нормативными документами, на основе которых осуществляется воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения как личностных качеств школьников. Какой же должна быть эта работа?

4. Формирование у учащихся потребности в соблюдении правил дисциплины и культуры поведения

Как и воспитание любого личностного качества, формирование дисциплинированности и культуры поведения базируется на потребности учащихся в своем нравственном росте. Для этого учителя и классные руководители должны создавать такие педагогические ситуации, в которых школьники переживали бы внутренние противоречия между имеющимся и необходимым уровнем дисциплины и стремились бы к ее улучшению. В этих целях можно использовать целую систему методических приемов.

Прежде всего, в школе необходимо поддерживать высокую санитарно-гигиеническую культуру и образцовый внутренний порядок. Чистота и уют в коридорах, классных помещениях и учебных кабинетах, их хорошая освещенность и художественное оформление - все это благоприятно влияет на поведение учащихся, побуждает их не проходить мимо брошенной на пол бумажки, воздерживаться от хождения в грязной обуви, обращать внимание на неопрятность. Очень важно обеспечить подобный режим с первых дней учебного года. Нужно, чтобы к началу занятий школа была хорошо отремонтирована и благотворно действовала на учащихся своей чистотой, порядком, эстетическим оформлением. Это придает не только торжественность и значимость началу учебного года, но и оказывает большое дисциплинирующее влияние на школьников, на их чувства ч сознание.

Немаловажное значение имеет то, чтобы с первых дней занятий было метко организовано дежурство учителей и самих учащихся, продуманы меры поддержания порядка и дисциплины во время перемен, игры на свежем воздухе, хорошее проветривание классов и т.д. В отдельных школах предусматривается все до мелочей. Если в школе просторный коридор, куда сходятся на перерывах учащиеся нескольких классов, что, естественно, создает предпосылки для Шума и беготни, в нем расставляются цветы таким образом, чтобы создать ограничения для излишней резвости... Особенно тщательно налаживается эта paбота в первые дни и месяцы учебного года с тем, чтобы усилить присмотр за порядком и закрепить необходимые стереотипы поведения.

Большую роль в возбуждении потребности в выработке дисциплинированности и культуры поведения играет тактичное предъявление требований к учащимся в начале учебного года. Методика этих требований раскрыта в главе о воспитании ученического коллектива. Здесь же необходимо подчеркнуть, что требования в этом случае служат средством напоминания правил поведения и обостряют у\ учащихся переживания внутренних противоречий между имеющимися недостатками в их поведении и правилами, вытекающими на их школьных обязанностей.

Сильнейшее дисциплинирующее влияние на учащихся оказывает увлекательная и содержательная организация учебной работы! обеспечение с первых дней учебного года переживания учащимися радости успехов, умелая активизация их познавательной деятельности и установление благожелательных отношений с учителями. В этом смысле полностью сохраняет свое значение педагогическое положение о том, что дисциплина в школе воспитывается путем установления стройного порядка в учебной работе, ее высоким качеством и умелой организацией досуга детей, а также благожелательными отношениями между педагогами и учащимися. Шалости детей чаще всего бывают на малосодержательных и плохо организованных уроках, и именно в этих случаях учителю приходится прибегать к мерам внешнего дисциплинирования - замечаниям, записям в дневниках и т.д.

Наконец, в оперативном плане, если назрела острая необходимость в укреплении дисциплины и порядка в школе или отдельном классе, потребность учащихся в улучшении поведения можно вызвать путем анализа допускаемых ими недостатков и постановки задач по их неотложной ликвидации. Такие задачи ставят учителя и классные руководители, если, например, нужно срочно обратить; внимание школьников на поддержание чистоты в школе или улучшить их отношение к общественно полезному труду и т.д.

Если рассмотренные выше меры - образцовый санитарно-гигиенический порядок в школе, правильная организация поведения учащихся с первых дней учебного года, умелое предъявление к ним педагогических требований и содержательное осуществление учебных занятий - используются достаточно умело и комплексно, они создают действенные предпосылки для воспитания у школьников потребности в соблюдении правил поведения и внутреннего распорядка.

5. Воспитание сознательного отношения к соблюдению установленных в школе правил поведения и внутреннего распорядка

Органической частью формирования дисциплинированности и культуры поведения является воспитание у учащихся понимания и сознательного отношения к выполнению своих школьных обязанностей и правил внутреннего распорядка. Решающую роль здесь играет проведение содержательной разъяснительной работы и организация познавательной деятельности учащихся по осмыслению правил дисциплины и культуры поведения. Эта работа должна осуществляться во всей системе обучения и внеклассных занятий.

Обучение дисциплинирует учащихся прежде всего тем, что оно развивает их интеллектуальный кругозор, повышает моральную сознательность и способствует усвоению норм и правил поведения. Большое значение в этом имеет содержание изучаемого материала. В этой связи важно подчеркивать и добиваться глубокого усвоения тех аспектов основ наук, в которых раскрываются принципы морали и дисциплины, их значение для достижения успеха в любой работе и укрепления чувства собственного достоинства. Так, на занятиях по литературе у учащихся формируются представления о моральном облике человека, его убежденности в пользе дисциплины и культуры поведения личности, осмысливаются ее гражданские обязанности. Изучение каждого предмета дает возможность учителям разъяснять правила поведения и их влияние на успеваемость учащихся.

Значительная работа в этом направлении должна проводиться учителями и классными руководителями во внеурочное время. Каким же должно быть ее содержание и основные формы?

Большое место занимает разъяснение правил поведения. С этой Целью в школах проводятся беседы и классные собрания. Тематика их носит двуплановый характер. В одном случае, особенно в начале Учебного года, раскрывается содержание правил поведения учащихся в целом. Так, в школах практикуются беседы на такие темы: «Чего требуют от учащихся правила поведения?», «Каким должно быть поведение школьников?», «Что такое дисциплина?», «Об обязанностях и дисциплине школьников» и др. Обсуждение этих вопросов дает учащимся довольно широкое представление о тех требованиях к их поведению, которые вытекают из их школьных обязанностей.

Но чтобы правила поведения оказывали действенное регулятивное влияние на дисциплину учащихся и способствовали их воспитанию, они должны быть усвоены на понятийном уровне и доведены до моральных убеждений. Естественно, что воспитательной работе в этом случае необходимо придавать более конкретный характер. Ее тематика должна предусматривать глубокое разъяснение важнейших вопросов поведения учащихся и способствовать формированию у них соответствующих понятий. Ограничимся лишь одним примером.

Правила поведения учащихся V-IX классов требуют, чтобы они настойчиво овладевали знаниями, старательно учились и были внимательными и активными на уроках. Чтобы школьники глубоко уяснили и усвоили эти требования, необходимо помочь им осмыслить, в чем должна заключаться их настойчивость и активность в овладении знаниями. Для этого полезно провести не одну, а ряд бесед: «Что такое настойчивость в учении и в чем она проявляется», «Что значит быть внимательным на уроке», «О познавательной активности в обучении», «Об обязанностях учащихся в учебе» и т.д. Как видим, содержание бесед носит не общий характер, как это зачастую бывает, а направлено на раскрытие конкретных понятий: что такое настойчивость в учении, что такое обязанность, в чем проявляется внимательность и т.д.

Подобным же образом проводится разъяснительная работа и по другим правилам поведения. Это позволяет не только формировать понятия о важнейших правилах дисциплины, но и многократно обращаться к разъяснению одних и тех же требований к поведению учащихся, постоянно расширяя и углубляя их знания. Естественно, Что тематика и содержание этих бесед и собраний должны соответствовать возрастным особенностям школьников См. пособия: Этические беседы с учащимися. 5 класс. - Минск, 1992; Этические беседы с учащимися. 6 класс. - Минск, 1985; Этические беседы с учащимися. 7 класс. - Минск, 1986; Этические беседы с учащимися. 8 класс. - Минск, 1987..

Усвоение правил и требований дисциплины создает соответствующие психологические установки в поведении, позволяет учащимся сравнивать свои действия и поступки с моральными нормами, способствует формированию у них взглядов и убеждений, которые и определяют нравственное сознание как важнейший элемент дисциплинированности.

6. Выработка у учащихся умений и навыков дисциплинированного поведения

Воспитание культуры поведения. Воспитание практической стороны дисциплинированности и культуры поведения требует умелой и систематической организации упражнений «в правильном поступке» (А.С. Макаренко). Все это обусловливает необходимость широкого использования метода упражнений (приучения) в системе обучения и внеклассных занятий. Остановимся на наиболее распространенных из этих упражнений.

Большое значение имеет прежде всего четкое начало занятий. Как уже отмечалось, нельзя начинать урок, пока в классе не установится должный порядок и не будет привлечено внимание учащихся к работе. Если же учащиеся чем-либо взбудоражены или не успокоились сразу после перемены, для установления дисциплины необходимо применять специальные педагогические приемы, чтобы настроить их к работе (о них шла речь в главе об уроке).

Исключительно важно, чтобы учитель перед началом занятий обратил внимание на чистоту в классе, на наличие мела у доски и нужных учебных пособий, а в необходимых случаях предложил закрыть учебники или приготовить тетради и ручки для письма. Нет ничего хуже для поддержания дисциплины, чем суетливость и неорганизованность самого учителя в классе. Например, учитель начал опрос учащихся по пройденному материалу, а потом вдруг обнаружил, что некоторые из них не закрыли учебники. Приходится прерывать отвечающего и устранять этот недостаток. Или другой пример. Учитель объявляет о контрольной работе по математике, подходит к доске и записывает задачи, не сделав никаких указаний учащимся. И вот возникают вопросы: «А какое сегодня число?», «Как озаглавить контрольную работу?», «Можно ли выполнять контрольную работу на листках, так как я забыл принести тетрадь?» и т.д. Так по вине учителя на уроке возникает беспорядок.

На уроках необходимо организовывать упражнения и приучать учащихся бесшумно занимать свое место за партой после перемены, правильно сидеть, соблюдать тишину, поднимать руку при желании ответить на поставленный вопрос или обратиться к учителю, красиво и стройно стоять у доски, не отвлекаться от занятий и т.д. Ну а если иной раз возникает, как говорят, «рабочий шумок», опять полезно прибегать к тренировке и, например, предложить учащимся провести «минутку тишины». Нужно также учиться бесшумно выходить из класса после окончания урока, спокойно вести себя на переменах и т.д. Необходимо подчеркнуть, что метод упражнений (научения) является весьма действенным средством воспитания дисциплины и культуры поведения учащихся в процессе обучения. Но эти упражнения необходимо сопровождать краткими пояснениями и беседами об их целесообразности и важности. Особенно широкое применение подобная методика должна находить в начальных и средних классах.

Приучение к дисциплине на занятиях осуществляется с помощью дидактических методов и приемов поддержания внимания учащихся, активизации их познавательной деятельности и возбуждения интереса к учению. Увлеченный учебной работой, школьник сосредоточивается на овладении знаниями, постепенно привыкает к порядку и начинает сам активно бороться со всеми помехами, отвлекающими от занятий.

Если в классе обнаруживается, что учащиеся плохо справляются с выполнением домашних заданий, с ними полезно проводить практические занятия с целью приучения к соблюдению правил умственного труда. Участвуя в этих занятиях, учащиеся глубже усваивают материал, лучше отвечают на уроке и на собственном опыте убеждаются, насколько эффективнее оказывается учебная работа, если придерживаться необходимых правил.

Не меньшее значение имеют упражнения и для организации поведения учащихся на переменах, а также при проведении внеклассной работы. В некоторых школах для этого используют дежурство школьников. В начале учебного дня дежурные занимают свои посты у входа в школу, у гардероба, в коридорах и классах и следят за порядком и дисциплиной. Кто-то из учащихся заходит в школу в грязных ботинках - дежурный предлагает ему выйти из помещения и очистить обувь. Кто-то забыл снять шапку - дежурный напоминает ему об этом. При виде дежурного учащиеся не нарушают порядка у гардероба, не бросают на пол бумажки, не проявляют излишней резвости и постепенно приучаются к чистоте, порядку и аккуратности, шлифуют культуру своего поведения См.: Щуркова Н. Как упражнять в дисциплинированности // Народное образо-вание. - 1965. - № 9..

Не чем иным, как упражнением в дисциплинированном поведении, является участие школьников в хорошо налаженном труде, соблюдении правил уличного движения и т.д.

7. Использование общественного мнения воспитательного коллектива в процессе формирования у учащихся дисциплинированности и культуры поведения. Индивидуальная работа с учащимися

Проводя воспитательную работу в коллективе и через коллектив, нужно широко использовать его влияние на воспитание дисциплинированности и культуры поведения учащихся.

Большую роль здесь играет опора на актив. Как наиболее деятельная часть ученического коллектива, активисты проявляют высокую принципиальность при анализе поведения учащихся, предъявляют требования к своим товарищам и ориентируют коллектив на повышение ответственности за соблюдение правил внутреннего распорядка. Вот почему нужно практиковать специальные совещания и беседы с активистами по вопросам выполнения правил для учащихся, предъявлять повышенные требования к улучшению их поведения, поручать им проводить разъяснительную работу со своими товарищами.

Опираясь на активистов, необходимо тактично применять меры общественного воздействия в тех случаях, когда отдельные учащиеся допускают отклонения от правил поведения. К этим мерам относятся следующие: заслушивание объяснений учащихся, допускающих нарушения дисциплины, на классных собраниях, на заседаниях ученических комитетов, применение мер общественного порицания, а в отдельных случаях и взысканий. Однако нужно серьезно взвешивать целесообразность этих мер и использовать их осторожно и только тогда, когда тот или иной школьник умышленно нарушает порядок и не считается с критическими замечаниями со стороны одноклассников и учителей. Общественное воздействие в этих случаях должно выступать как коллективное осуждение недисциплинированности и в то же время указывать пути к улучшению поведения.

Наконец, значительное место в системе внеклассных мероприятий занимает индивидуальная воспитательная работа с учащимися как по преодолению, так и особенно по предупреждению недисциплинированности. Учителям и классным руководителям необходимо внимательно изучать школьников, особенно их поведение, и замечать малейшие отклонения от норм и правил дисциплины, а также выяснять причины этих отклонений. Нужно иметь в виду, что склонность к нарушению порядка не проявляется внезапно, она зарождается постепенно, и причинами ее могут быть дурное влияние товарищей, потеря интереса к учению, отрицательное отношение к отдельным учителям, неблагоприятное положение в коллективе и др. Во всех этих случаях возникает необходимость в индивидуальной работе и помощи ученику. Положительную роль здесь может сыграть задушевная беседа учителя или классного руководителе внушение, товарищеский совет, совместное обсуждение путей улучшения поведения и т.д.

8. Выдвижение и решение ведущих воспитательных задач в процессе формирования у учащихся дисциплины и культуры поведения

В системе воспитательной работы постоянно возникают те или иные воспитательные задачи, требующие подтягивания отдельных сторон в поведении и дисциплине школьников. Например, может обнаружиться неудовлетворительная дисциплина учащихся на переменах, систематическое нарушение режима дня, снижения старательности при выполнении домашних заданий и т.д. Такие недочеты могут относиться и ко всей школе, и к отдельным классам. Как их преодолевать?

При решении данных вопросов в школах нередко ограничиваются проведением тех или иных одноразовых мероприятий. Ухудшилась дисциплина на переменах в классе - проводится беседа или собрание на эту тему. Обнаружилось небрежное отношение к школьному имуществу - опять собрание или беседа, опять обсуждение. Вполне естественно, что с помощью даже хорошо подготовленных разовых словесных мероприятий подобные недостатки преодолеть практически невозможно.

Чтобы подтянуть учащихся по тем или иным вопросам поведения, необходимо осуществить в этом направлении целый комплекс воспитательной работы и в течение некоторого времени воздействовать на сознание, чувства, поведение и волю учащихся. Обратимся к примеру. После окончания уроков дети беспорядочно бегут к гардеробу, устраивают суету при получении одежды и, таким образом, нарушают порядок. Можно ли этот недостаток преодолеть с помощью одной, хотя и содержательной беседы или ученического собрания? Конечно, нет. Правду говоря, нужно было бы планировать и строить такие гардеробы, чтобы учащиеся могли спокойное без суеты взять свою одежду. Но пока они небольшие и тесные, нужно преодолевать этот недостаток воспитательной работой и приучать школьников без шума и суеты идти к гардеробу. Для этого и требуется довольно продолжительная воспитательная работа. Нужно поставить перед учащимися задачу не нарушать порядка, если после занятий необходимо взять свою одежду в гардеробе, повысить в этом отношении педагогические требования с тем, чтобы вызывать у них потребность в улучшении своей дисциплины и культуры поведения. Затем нужно позаботиться о том, чтобы учащиеся могли быстро получить свою одежду, а не простаивать в очереди. Полезно в какой-то форме обсудить этот вопрос на классном собрании. Однако и этого мало. Необходимо специально потренировать учащихся в том, чтобы они спокойно следовали к гардеробу, и установить надлежащий контроль за их поведением в этом случае. Только такое сочетание требований, разъяснительной работы и приучения в конечном итоге будет реально влиять на поведение учащихся и поможет ликвидировать этот недостаток.

Таким же должен быть подход к воспитанию, если возникает необходимость привлечь внимание учащихся к соблюдению чистоты в школе, формировать бережное отношение к школьному имуществу и т.д.

Литература для самостоятельной работы

1. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников / Сост. Ф.А. Бобков; Под ред. И.С. Марьенко. - М., 1982.

2. Колесов Д.М. Предупреждение вредных привычек у школьников. - Минск, 1987.

3. Короткина Т. К., Шалыт Л.Б. Закон школьной жизни. - Минск, 1989.

4. Шамова Т. II.. Нефедова К.А. Воспитание сознательной дисциплины школьников процессе обучения. - М., 1985.

5. Щуркова П. Как упражнять в дисциплинированности // Народное образование. -1999. - № 9.

6. Этические беседы с учащимися. 5 кл.: Материалы в помощь учителям и классным руководителям / Науч. ред. И.Ф. Харламов. - Минск, 1992.

7. Этические беседы с учащимися: VI кл. Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф. Харламов. - Минск, 1985.

8. Этические беседы с учащимися: VII кл. Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф. Харламов. - Минск, 1986.

9. Этические беседы с учащимися: VIII кл. Пособие для учителя / Науч. ред. И.Ф. Харламов. - Минск, 1986.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Методика и анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения. Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета. Методика нравственного воспитания и формирования культуры поведения старших дошкольников ДО

    дипломная работа , добавлен 27.12.2007

    Исследование особенностей усвоения норм поведения детьми 4-5 лет. Игровая деятельность как средство воспитания культуры поведения у дошкольников. Формирование нравственного представления о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2015

    Психолого-педагогические аспекты воспитания культуры поведения детей старшего дошкольного возраста. Влияние нравственного сознания старшего дошкольника на саморегуляцию его поведения. Анализ результатов работы и выявление динамики сформированности.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2014

    Эволюция воспитания культуры поведения в первобытном, рабовладельческом и феодальном обществе. Культура поведения при социализме. Сущность и особенности воспитания культуры поведения младших школьников. Анализирование опыта работы различных учителей.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2011

    контрольная работа , добавлен 01.02.2011

    Педагогические основы нравственного воспитания. Анализ задач нравственного воспитания в современных программах дошкольного воспитания и методов их реализации. Формирование культуры поведения детей средней группы дошкольного образовательного учреждения.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2008

    Влияние воспитания в семье на формирование культуры поведения дошкольника. Формирование культуры поведения в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ). Организация взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам формирования культуры поведения у детей.

    дипломная работа , добавлен 20.04.2016

    Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения в детском саду. Методика формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная группы). Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Характеристика психолого-педагогических особенностей формирования культуры поведения в старшем дошкольном возрасте. Описание основных методов воспитания культуры поведения старших дошкольников, возможности и условия их практического применения.

    курсовая работа , добавлен 13.01.2011

    Культура поведения - показатель воспитанности ребенка. Нормы и правила поведения детей дошкольного возраста. Опыт работы воспитателей по воспитанию культуры поведения у детей в детском саду. Методы и приемы формирования культуры поведения у дошкольников.

Загрузка...
Top