Нетрадиционные формы работы с родителями как эффективный способ взаимодействия доу и семьи. " нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду"

ЕЛЕНА ЯДРЕНЦЕВА
Нетрадиционная форма работы с родителями в условиях ДОУ (из опыта работы)

Презентация на тему "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ "

Слайд 1 : «От того, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

/Василий Александрович Сухомлинский/

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал Антон Семенович Макаренко : «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе ? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме традиционной формы общения с родителями , и нетрадиционные .

Слайд2 :Нетрадиционные формы с родителями делятся на 4 вида :

1. Информационно-аналитические

2. Познавательные

3. Досуговые

4. Наглядно-информационные

Слайд 3 : Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия» , «Волшебный сундучок» , «Ларец пожеланий и предложений» .

Слайд 4 : Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» - это сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы обсуждаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба , либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах . Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично .

Слайд 5 : Познавательная форма знакомит родителей с возрастными и психологическими особенностями детей.

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет , т. е. зависит от запросов, интересов родителей , это может быть и деловая игра или вечер вопросов и ответов или, собрание в виде «аукциона» , т. е. проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме , либо заседание в виде круглого стола. (Слайд 6) В конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось , какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы хотели еще обсудить. Также с родителями и с детьми я провожу совместные прогулки, экскурсии. Это позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями , повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей.

Слайд 7 : ДОСУГОВАЯ форма для установления эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми .

Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в детском саду. Например, «Мастер-класс» по изготовлению самодельной куклы-оберега или из деревянной ложки (слайд 8, 9) или родители показывают , как они умеют вышивать, вязать крючком, спицами, также делятся любимыми рецептами или изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах или выставках.

Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом, караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей , ведь это главный праздник в семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение на таких праздниках между мною и родителями получается непринужденным и доверительным.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я показываю детям уже готовые работы , побуждаю к созданию совместных с родителями композиций . Родители проявляют интерес , увлекаются, создают много разнообразных совместных с детьми поделок, рисунков, фотогазет, активно участвуют в выставках. Слайд 10 : Например, у нас в саду проходила выставка рисунков на тему «Амурская осень» , также рисунков совместного творчества к празднику «День победы» , (слайд 11) выставка из природного материала «Дары природы» , (слайд 12) стенгазет «Моя семья» , «Здоровье малышей» , (слайд 13) фотогазеты «Моя мамочка» , родители охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми их развешивают, «Укрась участок» , «Наряди елочку» . Слайд 14 : Очень интересно проходят совместные праздники, но не только с родителями , еще привлекаю старшее поколение, например, праздник «День Победы» , после устраиваю «посиделки» .

Слайд15 : Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада , особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками .

Слайд 16 : Мною сделан групповой альбом «Наша дружная семейка» , который находится в родительском уголке , начиная с младшей группы, я записываю интересные случаи с ребенком в группе, вклеиваю фотографии детей, а также участие ребенка в конкурсах, детские поступки, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом и у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в группе с участием родителей .

Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей . Они и красят, и строят, и цветы с деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому все слова благодарности хранятся в папке, которую я назвала «Копилка добрых дел» .

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась , что главное, чтобы подход к работе не носил формальный характер , а необходимо применять как можно больше новых современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями . Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Слайд 17 : Свое выступление я хочу закончить словами Ольги Высоцкой :

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте!"

(0. Высоцкая)

(слайд 18) Спасибо за внимание!

Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»

На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного организации.

В документах Министерства образования и науки Российской Федерации рассматривается обновленная образовательная стратегия по созданию оптимальных условий для успешного воспитания, развития дошкольников, взаимодействия с родителями , социальными партнерами.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки РФ №1155 от 17 октября 2013 года) отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия дошкольной образовательной организации с семьями детей для успешной реализации основной образовательной программы ДОО.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который направлен на позитивную социализацию, актуализирует задачи безопасного поведения в социуме, быту, природе.

Тип проекта . По доминирующей в проекте деятельности : образовательный.

Участники проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.

По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.

Актуальность.

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат , т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.

Проблема. Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие какого-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.

Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » Цели проекта :

Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;

Задачи :

Оказать психолого-педагогическую помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.

Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.

Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;

Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .

Принципы взаимодействия воспитателя с родителями :

Умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;

Внимание к проблемам родителей , их субъективным переживаниям;

Способность к оказанию психологической помощи;

Ориентация на стимулирование самообразования родителей ;

Способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;

Положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме ;

Проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями ;

Искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;

Недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей .

Формы взаимодействия с родителями воспитанников :

1. Информационно – аналитические ;

Анкетирование;

Тестирование;

Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .

2. Наглядно-информационные формы ;

Сайт ДОУ и педагогов;

Выпуск семейных стенгазет;

Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;

Фотовыставки;

Семейные презентации;

Нетрадиционные дни открытых дверей .

3. Познавательные;

Нетрадиционные родительские собрания ;

Информационно -практические занятия «Школа родителей ";

Маршруты выходного дня или экскурсии;

Совместная работа по тематическому плану проектам ;

Круглый стол.

4. Досуговые;

Совместные праздники, досуги, развлечения;

Совместные спартакиады;

Семейный театр;

Участие родителей в конкурсах , выставках

Этапы реализации проекта

I этап (подготовительный)

1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .

2. Анкетирование родителей .

3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .

4. Разработка методических материалов для реализации проекта .

II этап (основной)

1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.

2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .

III этап (заключительный)

1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )

2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.

3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ и на сайте ДОУ.

Ожидаемый результат

Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :

У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;

Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;

Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .

Участники проекта :

Дети старшего дошкольного возраста

родители воспитанников

Воспитатели группы

Педагог – психолог

Музыкальный руководитель

Инструктор по труду

Длительность проекта : долгосрочный

Сроки реализации проекта : 2016 – 2017 г.

Материально-техническое обеспечение :

Специально организованные и оборудованные помещения для участников проекта ;

Телевизор;

Компьютеры;

Доступ к интернету;

Мультимедийное оборудование.

Таблица 2

Прогнозируемые риски и их минимизация

Риски и их минимизация

Не желание родителей и педагогов участвовать в проекте . Повышение уровня мотивации при помощи бесед, консультаций.

В процессе реализации проекта возможны технические неполадки. Дополнительное использование дисков, флешек и копий проектной деятельности .

Отсутствие транспорта для перевозки воспитанников и родителей на экскурсии Привлечение родителей и их личного транспорта.

Карантинные мероприятия в ДОУ в связи с вирусными заболеваниями дошкольников

Профилактика вирусных заболеваний, масочный режим.

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Связь проекта с Годом Детства : Проект гармонично вошел в год « Детства » объявленный в ХМАО-Югре (На основании распоряжения Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29.12.2015 № 341-рп "Об объявлении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре Года детства в 2016 г . ", т. к. включает в себя ряд мероприятий направленных на поддержку семьи и детства .

Формы работы с воспитанниками и родителями по реализации проекта : интегрированные, комплексные, фронтальные мероприятия, тематические развлечения, организация творческих мероприятий, экскурсии.

Методы и приемы работы с воспитанниками и родителями по реализации проекта : беседы, консультации, целевые прогулки, чтение художественной литературы, экскурсии, рассматривание картин, игры - викторины, сюжетно – ролевые игры, мастер – классы, анкетирование, агитация и пропаганда.

Виды детской деятельности по реализации проекта : игровая, коммуникативная, познавательная, творческая, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы.

Таблица 3

Деятельность педагога и родителей воспитанников

на разных этапах работы над проектом

Этапы Деятельность педагога Виды деятельности детей, родителей

Подготовительный этап

Постановка проблемы, цели и задач проекта .

Определение методов исследования, подбор литературы, разработка методических материалов, рекомендаций, конспектов развлечений и НОД.

Оказание помощи родителям в выборе рисунков , фотографий, видеоматериалов, литературы.

Анкетирование родителей Вхождение в проблему.

Вживание в игровую ситуацию.

Предложение своих мероприятий, идей и игр.

Основной этап Проведение комплекса мероприятий совместно с родителями по теме проекта .

Активная поддержка родителей в подготовке театрализованной деятельности, организации экскурсий, оформлении выставок , мини-музея, макета «Цветочный город» и т. д.

Оказание помощи родителям в организации мероприятий

Родители выступают в роли организаторов экскурсий, выбора тем ля собраний и форм их проведения

Заключительный этап Подготовка и активная помощь в защите проекта , создании мультимедийной презентации (демонстрация слайдов и доклад «Из опыта работы » , вручение медалей, дипломов, благодарственных писем родителям и воспитанникам

Подведение итогов проекта (участники проекта подводят итог того , что у них получилось, что не получилось, чего можно было бы избежать).

Создание мультимедийной презентации совместно с родителями и воспитанниками .

Распространение родителями памяток для водителей, родителей других групп на территории ДОУ

Таблица 4

Перспективное планирование проекта « Нетрадиционные формы работы ДОУ семьей »

2015 – 2016 год (ноябрь - март)

№ Наименование мероприятия, форма работы с родителями Ответственные

Сентябрь

Ноябрь Анкетирование родителей «Изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом » (Проложение1)

Круглый стол «Копилка семейных советов» Воспитатель,

родители

Воспитатель

https://vk.com/pochemuchka01, группы о жизни ДОУ

Воспитатель,

родители

«Стили родительского взаимодействия »

Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники»

Воспитатель,

родители

Воспитатель,

родители

Оформление альбомов с практическими материалами по теме проекта

Опрос «Вас устраивает меню в детском саду »

Воспитатель,

родители

Воспитатель,

родители

Февраль Оформление родительского уголка .

Родительское собрание за круглым столом.

«На сайте нашего ДОУ»

Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель,

родители

Воспитатель,

родители

Семинар – практикум «Основы семейного права»

Письма «Воспитатель глазами родителей » Родители

Педагог – психолог

Родители

Тренинг «Давайте познакомимся!»

Фотовыставка «Моя дружная семья»

Педагог – психолог

Родители

Воспитатель,

родители

Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Родители

Май Если дома не сидится» (походы, экскурсии)

Тренер спортшколы

Сюжетно-ролевая игра «Я педагог» Воспитатели, родители , воспитанники

Анкетирование «Какой я родитель Родители

Педагог – психолог

Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог

Родители

Август «Мама, папа, я спортивная семья»

Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит»

Физкультурный работник

Воспитатель

Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» » Педагог-психолог родители

«Стили родительского взаимодействия » Воспитатель

родители

Прогулка выходного дня «Моя дружная семья»

Воспитатель

родители

Рефлексия

Создан творческий альбом «Это – папа, это – я, это – улица моя» совместно с родителями (рисунки, аппликации, поделки, стихи, рассказы) .

Составлены макеты и панно : «Мы вместе» , «Цветочный город» .

Изготовлены памятки «Я - родитель » ,атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Теневой театр»

Проведена викторина с родителями «Я знаю своего ребенка» , анкетирование : «Я и мой ребёнок на улице.

Создан коллаж «Наш город» .

В результате слаженной работы ДОУ с родителями воспитанников , делаем вывод, что благодаря нам удалось добиться следующих результатов :

В группе создана оригинальная активизирующая предметно - пространственная среда (уголок ПДД, мини-музей «Большая и малая родина » , выставка «Моя семья» , выставка рисунков);

Расширился кругозор родителей в области работы ДОУ ;

Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы , оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего дошкольного возраста, обучению умению использовать макет «Цветочный город» для моделирования ситуации в игровом пространстве, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей;

Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом ;

Благодаря инициативности родителей , установлена прочная связь с социальными объектами города, которая включает развитие творческой самостоятельности, эстетический вкус через совместную театрализованную, изобразительную деятельность детей и родителей ;

Благодаря нетрадиционным формам работы с родителями , ДОУ удалось наладить с родителями воспитанников партнерские отношения.

Таким образом, результаты реализации проекта свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы . Благодаря сотрудничеству, сотворчеству воспитателей, детей и родителей , удалось достичь намеченной цели и ответить на проблемные вопросы.

Пояснительная записка

Не так давно был популярен тезис: «Образовательные учреждения призваны заниматься лишь обучением детей, а воспитание должно проходить в семье, общественных организациях». Теперь приходиться восстанавливать воспитательный потенциал учебных заведений, воссоздавать в них воспитательные связи и отношения между педагогами, детьми и родителями.

Немаловажную роль в воспитании ребенка играет процесс взаимодействия семьи и образовательного учреждения. Родители и педагоги прекрасно осознают необходимость тесного взаимодействия. Не возможно в полной мере решать вопросы воспитания и образования, не имея контакта и взаимопонимания с родителями.

В семье закладываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. Воспитательные возможности семьи находятся в прямой зависимости от присутствующего в ней психологического и духовно-нравственного климата, устойчивости и стабильности отношений родителей. Современная семья утратила свою исконную функцию: передачу подрастающим поколениям духовно-нравственных и культурных традиций, понимание самого процесса воспитания как предоставление ребенку не только телесной, но и духовной пищи.

Не всегда семья может благотворно влиять на развитие и становление личности ребенка. Многие родители, не владея в достаточной мере знаниями возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой совершают ошибки в воспитании.

Педагог должен тщательно выбирать направления и формы работы с родителями. Необходимо учитывать личностные особенности родителей, их интересы. Не всегда одна и также форма работы с родителями подходит всем родителям. Одни родители предпочитают пассивное участие, другие активно включаются в процесс совместной деятельности ребёнка. Если педагог тесно сотрудничает с родителями он имеет представление об интересах родителей, которые необходимо обязательно учитывать при выборе формы просвещения.

Учитывая современные тенденции развития, новые технологии необходимо пересмотреть устоявшиеся формы работы с семьёй. Современное образование нуждается в разработке и освоении новых нетрадиционных форм работы с родителями.

Поэтому мы в своём учреждении стараемся разнообразить и дополнить работу с родителями новыми интересными мероприятиями. Особой популярностью пользуются творческие и досуговые формы работы.

Основная цель работы с родителями - это просвещение.

Воплотить основную цель помогают следующие поставленные задачи:

    Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей;

    Способствовать гармонизации детско-родительских отношений;

    Обучить родителей адекватным формам взаимодействия с детьми;

    Способствовать более тесному и доброжелательному отношению родителей с педагогами и друг с другом.

Ожидаемые результаты нетрадиционной работы с родителями:

    Родители станут более тесно общаться друг с другом;

    Родители смогут доверять педагогам и не бояться обсуждать проблемные вопросы воспитания;

    Наладятся внутрисемейные отношения;

    Родители научатся адекватно воспринимать своего ребёнка и правильно реагировать в различных ситуациях.

Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями

В семье, образно говоря,

закладываются корни,

из которых вырастают потом и ветви,

и цветы, и плоды.

Семья - это источник, водами которого

питается полноводная река нашей страны.

В. Сухомлинский.

Вовлечение родителей в деятельность образовательного учреждения приносит пользу каждому из участников воспитательно-образовательного процесса - детям, родителям, педагогам. К нетрадиционным формам сотрудничества с родителями можно отнести:

дискуссионные формы:

Родительские конференции.

Цель: обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. На конференции может выступить специалисты: представители медицинской службы, учителя, педагоги-психологи и т.д. Кроме того, эта форма позволяет педагогам, специалистам и родителям моделировать жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами и специалистами. Важно определить актуальную тему конференции ("Забота о здоровье детей", "Роль семьи в воспитании ребенка с ОВЗ").

Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают педагоги образовательного учреждения, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.

Темы родительских рингов в школе могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

Плохие привычки - наследственность или влияние социума?

- “За” и “против” школьной формы.

Нужны ли ребенку праздники?

Трудности школьного урока. В чем они состоят?

Вечер вопросов и ответов.

Цель: уточнить педагогические знания родителей, умение применять их на практике, узнать о чем-либо новом, пополнить знаниями друг друга, обсудить некоторые проблемы развития детей. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированную педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов. Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течение этого времени педагоги и родители готовятся: составляют вопросы, группируют, распределяют их в коллективе для подготовки ответов.

Родительские вечера проводятся в 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

1. Рождение ребенка и первый год его жизни и развития.

2. Первые книжки ребенка.

3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

4. Друзья моего ребенка.

Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.

Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка с ОВЗ спокойно.

"Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания с обязательным участием специалистов - медиков, дефектологов, социальных педагогов, психологов. Встречи за Круглым столом расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. На заседание "Круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога, родителям предлагается подписать «визитку», приколоть ее на груди. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем воспитания детей с нарушениями слуха, учетом пожеланий родителей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями.

Цель: устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами образовательного учреждения совместных праздников, как «Встреча Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я - дружная семья», «Праздник говорения», «День именинника», «День добрых дел» (ко дню пожилого человека).

Не обойтись и без спортивных развлечений таких как «Зарничка», семейные Олимпийские игры. Совместное участие в мероприятиях помогают создать эмоциональный комфорт, сблизить участников педагогического процесса. Родители с детьми могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Досуговые формы работы с родителями являются самыми привлекательными, востребованными, полезными, но и самым трудными в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: не только социализировать ребёнка, но и увидеть изнутри его проблемы, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с другими родителями и их детьми.

творческие формы:

Семейная газета оформляется родителями совместно с детьми. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», " Семейные праздники".

Семейный альбом «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;

Фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья».

Такие формы работы демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Творческие мастерскиена тему: « Мои интересы и увлечения».Их проводят учащиеся, родители и родственники. Они не только рассказывают о своем досуге, но и проводят небольшие мастер-классы, обучая друг друга изготовлению различных аксессуаров из кожи, бисероплетению, вышиванию, макраме и т. д.

Активность родителей в создании фотогазет, выставок говорит о том, что эти формы работы являются востребованными. Эти формы работы дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. С этими материалами знакомятся другие семьи на родительских собраниях, в личных беседах с педагогами, что вызывает желание у многих принять участие в совместных мероприятиях в следующий раз. Все участники соревнований, выставок, конкурсов обязательно награждаются призами и грамотами на общих линейках, собраниях.

формы психологического просвещения:

Родительский тренинг – это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах учувствуют оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы, который дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «Детские гримасы», «Любимая игрушка», «Мой сказочный образ», «Детские игры», «Воспоминания детства», «Фильм о моей семье».

метод игрового моделирования. В игровой обстановке родители получают возможность обогащать арсенал своих воспитательных методов общения с ребенком. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает буквально заново открывать для себя радость общения с ребенком, не только словесную, но и эмоциональную. Родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч, вовлекаются в исследования собственного родительского поведения, обогащая его новыми способами общения с ребенком и ощущая себя более компетентным в семейном воспитании.

Общение в непринужденной обстановке способствует сближению воспитателей и родителей, родителей и детей. Активное вовлечение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОО является одним из современных требований. С целью его реализации педагогические коллективы используют разные формы взаимодействия с родителями детей, достойное место среди которых могут занять квесты. Проведение данных приключенческих игр создает условия не только для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, но и обмен опытом по организации данного направления в семье. В настоящее время приключенческие игры, которые называют квестами, приобрели особую популярность. Популярным развлечением для современных детей становится игра-квест.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации праздника ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников, повышает атмосферу сплоченности и дружбы, развивает самостоятельность, активность и инициативность. Игры-квесты - эта такая форма проведения развлекательных мероприятий, которая представляет собой комплекс проблемных задач, поставленных с определенной целью. Такой праздник напоминает театрализацию: составляется «приключенческий» сюжет с участием популярных сказочных или мультипликационных героев. Продумываются материалы для заданий.

формы работы вне учреждения:

Совместные экскурсии, походы, пикники.

Цель таких мероприятий - укрепление детско-родительских отношений. У родителей появляется возможность побыть с ребенком, завлечь, заинтересовать личным примером. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае, которые помогают обогатить словарный запас ребёнка, расширить его кругозор.

Затем, после походов увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества «Во поле березонька стояла», «Чудеса для детей из ненужных вещей», «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия». В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение не только для детей, которые учатся не только принимать подарки, но и делать. Родители тоже не останутся равнодушными, видя как их ребёнок с увлечением играет с друзьями в детском саду в давно заброшенную дома игру, а любимая книга стала еще интереснее и звучит по – новому в кругу друзей. А это большой труд, воспитания человеческой души. Например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека (школы, группы.)

Проведение нетрадиционных форм работы - это шаг навстречу семье, это шанс понять друг друга и протянуть руку помощи. В таких мероприятиях родители могут выступать в разных ролях: от активного участника до члена жюри или болельщика. Любая из ролей и позиций полезна с педагогической точки зрения, главное, чтобы такое взаимодействие было постоянным.т. Совместное участие (детей, родителей и учителя) позволяет близким включиться в общение со своим ребенком, наблюдать деятельность педагога, осваивать методические приемы активизации речевой и познавательной деятельности, а также устанавливать и поддерживать связь с социумом. Невозможно воспитать ребенка словами, без личного примера. Только личный пример взрослого порождает в детях искрению заинтересованность. Поэтому я использую такую форму работы с родителями, как «Родители - детям», где родители активно участвуют в воспитательно-образовательном процессе.

Список используемой литературы:

Шеина Л. И. Квесты – как новая форма взаимодействия взрослых и детей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 46. – С. 439–441. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76561.htm.

Наталья Фомичева
Нетрадиционные формы и методы работы с родителями

«Только вместе с родителями , общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье». В. А. Сухомлинского

Метод - (от греческого methodos - путь исследования или познания) - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи.

Форма – способ существования учебно-воспитательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания.

Формы и методы работы с родителями должны быть направлены на повышение педагогической культуры родителей , на укрепление взаимодействия учебного заведения и семьи, на усиление ее воспитательного потенциала и развитие личностного потенциала каждого ребенка.

Методы работы : наблюдение; беседа; тестирование; анкетирование.

Формы работы делятся на активные и пассивные, на групповые и индивидуальные, а также на традиционные и нетрадиционные .

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на познавательные, информационно – аналитические , досуговые, наглядно – информационные .

К познавательным формам работы можно отнести :

«Семинар – практикум» не только знакомит родителей с какими – то понятием, но и в ходе собрания обучает социальным упражнениям, помогает применить полученную информацию на практике . На семинарах-практикумах могут выступать не только воспитатель, но и родители , логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга.

«Родительский клуб » – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.

Родительский клуб , как объединение родителей , воспитывающих ребенка, может поставить перед собой, например, следующие задачи :

Способствовать гармонизации детско-родительских отношений .

Содействие формированию благоприятного микроклимата в семье, способствующего максимальному раскрытию имеющихся у ребенка личностных, творческих и социальных ресурсов.

Формирование партнерских взаимоотношений родителей с детским садом .

Содействие личностному и социальному развитию родителей , формирование навыков социальной активности и конструктивности.

Тщательная подготовка к каждому заседанию, четкий отбор материала, нетрадиционность форм , практическая деятельность, ненавязчивость обучения различным приемам работы с детьми – все это может способствовать заинтересованности родителей к посещению клубных заседаний.

«Родительские собрания » . Обычно родительские собрания проходят традиционно – доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. А пассивность – это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей . Это говорит о том, что необходимо пересматривать формы проведения родительских собраний . Для совершенствования проведения мероприятия можно использовать следующие новаторские формы :

«Педагогическая лаборатория» . Рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета «Родитель – ребенок – детский сад» Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий, либо анализируются прошедшие и подводятся итоги.

«Читательская конференция» . Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций.

«Аукцион» . Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме .

«Душевный разговор» . Собрание рассчитано не на всех родителей , а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы (в общении со сверстниками, агрессивность и др.) . Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят.

«Мастер – класс» . Собрание, на котором родители родителям родителям

«Ток – шоу» . Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения.

«Мастер – класс» . Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям , как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог.

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление интересов, запросов родителей через проведение социологических опросов, анкет, тестирования, а также относится «Почта доверия» . «Почта доверия» - это почтовый ящик, куда родители могут положить записки со своими проблемами, идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти вопросы можно обсудить на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба , либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной формах . Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями и эффективна, когда нехватка времени мешает встретиться с родителями лично .

Педагогическая помощь родителям должна основываться на тщательном и всестороннем изучении каждой семьи, каждого ребенка. Наиболее действенная форма для этого является посещение семей. Основная цель визита – познакомиться с ребенком и его близкими в привычной для него обстановке. В игре с ребенком, в разговоре с его близкими можно узнать много нужной информации о малыше , его пристрастиях и интересах и т. д. посещение приносит пользу родителям : они получают представление о том, как воспитатель общается с ребенком и позволяет педагогу познакомиться с условиями, в которых живет ребенок, с общей атмосферой в доме.

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада , особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками . Можно постоянно оформлять групповые стенды типа «Для вас, родители » , содержащие информацию по двум разделам : повседневная жизнь группы – различного рода объявления, режим, меню и т. п., и текущая работа по воспитанию детей в детском саду и семье.

С большим интересом родители рассматривают работы детей , выставленные на специальном стенде : рисунки, лепка, аппликации.

В разделе «Советы и рекомендации» под руководством психолога и социального педагога могут помещаться рекомендации по различным вопросам. Тематика материалов стенда должна зависеть как от возрастных особенностей, так и от особенностей семей.

Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим можно путем проведения дней открытых дверей (к их проведению необходимо прилагать большие усилия и методистов , и социальных педагогов, и психологов, либо показ презентаций «Из жизни группы» , «Наша дружная семейка» , «В кругу семьи»

В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей . Темы папок могут быть разнообразными : от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей , побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы домашнего воспитания.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями , а также более доверительные отношения между родителями и детьми . К данной группе форм можно отнести проведение педагогами дошкольных учреждений таких совместных праздников и досугов в группе, как «Встреча Нового года» , «Лучший папа» , «Папа, мама, я - дружная семья» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Использование досуговых форм способствует тому , что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию .

Также одной из результативных форм являются выставки совместного творчества, посещение театра, музеев.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии равноправного партнерства педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-об разовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Существуют традиционные и нетрадиционные формы работы с родителями.

Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

1. Презентация детского сада

Поступление ребёнка в детский сад - очень важный момент для каждой семьи. Презентация детского сада - это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом, коллективом, помещениями, программами, по которым работает детский сад. Основная задача - с первых минут общения вызвать у ребёнка радость, сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада, продемонстрирова ть настрой на взаимодействие и взаимопроникнове ние в проблемы друг друга. Это мероприятие требует большой подготовки, но приносит огромную отдачу, облегчает процесс адаптации ребёнка к детскому саду, снижает уровень родительских тревог и опасений по поводу пребывания ребёнка в детском саду.

2. Родительские собрания

Одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.

Правила проведения родительского собрания:

1. Родительское собрание должно быть основательно подготовлено. За две недели до собрания вывесить в вестибюле группы объявление с указанием темы, даты и времени его проведения, подготовить для родителей буклеты с кратким содержанием собрания. Продумать все организационные моменты: от расстановки мебели до возможных вопросов со стороны родителей. Нельзя сажать родителей на детские стульчик, а педагогов и администрацию - на обычные. Общение должно проходить на одном уровне.

2. Предложить родителям приготовить выступление на определённую тему. Организовать присутствие на собрании заведующего, старшего воспитателя, педагогов, работающих с детьми, чтобы придать мероприятию значимость; установить эмоциональный контакт с родителями, продемонстрирова ть заинтересованное отношение администрации к проблемам воспитания и обучения детей.

3. Общение должно носить неформальный, доброжелательный характер. Родители на собрании - активные участники и партнёры в обсуждении проблемы. Приветствуется диалог, а не монолог педагога с озвучиванием правил, необходимых для выполнения родителями.

4. Педагоги группы должны с уважением относиться к родителям, принимать во внимание авторитет семьи и опыт семейного воспитания.

5. Обязательно наличие обратной связи, обсуждение итогов собрания с родителями, согласование мер по преодолению трудностей и реализации планов развития ребёнка.

3. Семинары и консультации для родителей

Цель семинара и консультации - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка, решение проблемных вопросов, активизация педагогических умений родителей. Их тематику можно определить, проанализировав родительские потребности и интересы, например путём анкетирования. Консультация и семинары могут проводиться фронтально для группы родителей, которых заинтересовал тот или иной вопрос, или индивидуально. Их цель - помочь родителям в разрешении сложных педагогических ситуаций, проинформировать об успехах, достижениях ребёнка.

4. Наглядный материал

Наиболее важным в информационно-пр осветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.

Информационный стенд для родителей «Визитная карточка детского сада» в холле , на котором представлены следующие сведения:

· Лицензия на осуществление образовательной деятельности;

· Фамилия, имя, отчество заведующего, часы приёма родителей;

· Наименование и телефон вышестоящей организации;

· Направления деятельности детского сада: краткая характеристика групп, программ, перечень дополнительных услуг;

Информационные стенды в группах предназначены для обмена информацией по вопросам воспитания и обучения детей, знакомства родителей с планами работы на ближайшее время, распространение педагогических знаний.

На стенде могут быть представлены:

· Фамилии, имена и отчества всех педагогов, которые работают с детьми этой группы, время, когда они могут побеседовать с родителем о ребёнке;

· Режим дня;

· Расписание занятий;

· План мероприятий на месяц;

· Объявления;

· Условия проведения конкурсов;

· Меню на день;

· Словарь добрых слов и выражений;

Все материалы, предлагаемые для ознакомления родителям, должны быть эстетично оформлены;

Содержание необходимо регулярно обновлять, иначе родительский интерес к этой информации быстро пропадёт;

Оформление выполняется так, чтобы привлекать внимание родителей;

Содержание предлагаемого материала должно быть действительно интересно большинству родителей.

Буклеты, листовки, памятки

Преимуществом информационных буклетов, листовок и памяток является их адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. В них может быть представлена информация о детском саде, группе, конкретном направлении работы детского сада, например по художественно-эс тетическому воспитанию, о дополнительных услугах и т. д.; о конкретном мероприятии, приглашение на открытое занятие и т. п.; консультации с целью реализации единого воспитательного подхода семьи и детского сада, например в вопросах адаптации ребёнка к детскому саду.

Внутренняя газета детского сада посвящается определённой теме, например здоровью детей, игровой деятельности, обучению грамот е, развитию творческих способностей и т. д.

В газете есть постоянные рубрики:

· Взрослым о детям;

· Консультации специалиста;

· Детские новости;

· Говорят малыши;

· Наши достижения (об успехах детского сада).

Выпуск газеты требует серьёзной работы творческой команды педагогов детского сада, определённых материально-техн ических затрат. Газета должна выходить регулярно.

5. Педагогические беседы с родителями

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, консультации.

Цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущая роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

6. Посещение семьи

Воспитатель своей группы должен посетить семьи своих воспитанников.

Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй, изучение опыта семейного воспитания или совместное обсуждение значимых для семьи и детского сада служат материалом для проектирования последующих взаимодействий с родителями и другими членами семьи.

7. Дни открытых дверей - это форма взаимодействия с родителями, открывающая дверь в мир детского сада. В этот день коллектив детского сада предъявляет семьям воспитанников свои достижения. Родители (и другие члены семей) знакомятся со службами дошкольного образовательного учреждения; программой его развития и образовательной программой , в соответствии с которой осуществляется воспитательно-об разовательный процесс; наблюдают специально организованные занятия с детьми, а также включаются (при поддержки воспитателей) в разнообразную совместную с детьми деятельность. В этот день важно познакомить семьи со сложившейся в детском саду системой просвещения и образования родителей (целями, содержанием, формами, методами работы) и пригласить к взаимодействию в различных образовательных направлениях: физкультурно-озд оровительном, художественно-эс тетическом, эколого-краеведч еском и др.

«День открытых дверей» актуален в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи. По мере того, как детский сад вместе с семьёй будет стремиться к развитию взаимодействий, переходить с одного на другой качественный уровень, «День открытых дверей» преобразуется в постоянные открытые отношения детей, родителей и педагогов.

8. Анкетирование

Одна из активных форм получения и обмена информацией по разным вопросам работы детского сада. Анкетирование помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. С другой стороны, анкетирование помогает родителям серьёзнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребёнком и др.

Анкетирование давно и прочно вошло в работу детского сада, у такой формы взаимодействия с родителями есть плюсы:

Быстрое получение информации по какой-либо проблеме;

Достоверность информации;

Возможность охватить всех родителей.

Анализируя ответы родителей, педагоги получают информацию о семье, запросах и ожиданиях родителей по отношению к детскому саду, об особенностях ребёнка, о готовности родителей взаимодействоват ь с педагогами по тем или иным вопросам воспитания, качестве питания и др.

В анкете обязательно должны присутствовать:

Вежливое обращение к родителям;

Краткое вступление с обозначением цели анкетирования;

Вопросы, при необходимости варианты ответов на них;

Благодарность за взаимодействие в конце анкеты.

Нетрадиционные формы работы - новые формы работы, которые помогают лучше оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Родители готовы поддержать начинания педагогов, направленные на удовлетворение и развитие интересов, потребностей детей. Но современные родители - взрослые, образованные, имеющие жизненный опыт люди, умеющие анализировать ситуацию, поэтому в решении ряда проблем педагог обязан использовать педагогические инновации, новые нетрадиционные формы работы. К ним относятся:

1. Конкурсы и проекты

Проведение разнообразных конкурсов позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.

Содержание конкурсов может быть разным. Это могут быть традиционные конкурсы или соответствующие тематике плана работы. При подготовке конкурса необходимо определить цель проведения, участников, состав жюри, критерии оценки, награждение победителей. Необходимо заранее ознакомить родителей с положениями конкурса, дать достаточное количество времени на его подготовку.

Итоги проведения творческих конкурсов могут быть представлены родителям в виде стенгазеты в холле, выставки и др.

Объявление о проведении конкурса вывешивается в вестибюле группы заранее. Дополнительно каждая семья получает листовку с условиями конкурса.

2. "Круглый стол" с родителями

Цель: в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.

На заседание "круглого стола" приглашаются родители, письменно или устно выразившие желание участвовать в обсуждении той или другой темы со специалистами.

3. Деловые игры

Деловая игра - простор для творчества. Она максимально приближает участников игры к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Нет конкретной узко направленной схемы проведения деловых игр. Все зависит от компетентности, способностей и выдумки руководителей.

Примерная структура игры такова:

1. Подготовительный этап, который включает в себя определение цели, задач игры, организационных правил, регламентирующих ход игры, выбор действующего лица (лиц) в соответствии с ролями, подготовку необходимого наглядного материала и оборудования

2. Ход игры, заключающийся в выполнении всеми участниками игры необходимых правил и действий.

3. Итог игры, выражающийся в анализе ее результатов.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В ней могут участвовать воспитатели, заведующие, социальные педагоги, родители, члены родительского комитета и др. В деловой игре также принимает участие референт (их может быть несколько), который ведет наблюдение за своим объектом по специальной карточке наблюдения.

Темой деловых игр могут быть разные конфликтные ситуации.

4. «Клубы» (семейные)

Семейные клубы - это неформальные объединения родителей, созданные для решения практических задач воспитания. Обычно они организуются группой энтузиастов: педагогов и родителей. Деятельность семейных клубов основана на добровольных началах. В семейных клубах критически настроенным родителям становятся видны не только недостатки, но и достоинства собственных детей (по сравнению с чужими), а восторженным родителям видны не только достоинства, но и недостатки их малышей. Дети приобретают в семейных клубах ценный опыт общения с людьми разных характеров, оказываются в разных ролевых позициях (например, старшими, опытными - для малышей).

Семейный клуб - один из действенных каналов передачи, сохранения и развития ценностей семейной культуры, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьёй. Объединяя разных по возрасту детей и воспитывающих взрослых (родителей педагогов) клуб обеспечивает живую связь поколений, передачу всего лучшего, что есть у старшего поколения. Являясь неформальным источником просвещения, клуб предъявляет лучшие образцы воспитания детей дошкольного возраста в семье и детском саду.

При проектировании клубных встреч важно обеспечить единство трёх взаимосвязанных моментов: сообщение определённой информации - её ценностная интерпретация - побуждение участников встречи к практическому действию.

5. Вечера вопросов и ответов

Специфическая разновидность клубных встреч. Они могут быть однотемными и многотемными. Вечера вопросов и ответов представляют собой концентрированну ю педагогическую информацию по самым разнообразным вопросам, которые зачастую носят дискуссионный характер, и ответы на них нередко переходят в горячее, заинтересованное обсуждение. Роль вечеров вопросов и ответов в вооружении родителей педагогическими знаниями состоит не только в самих ответах, что само по себе очень важно, но также и в форме проведения этих вечеров. Они должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов, как уроки педагогических раздумий.

Родителям не позднее, чем за месяц объявляется о проведении этого вечера. В течении этого времени методисты, воспитатели, социальные педагоги должны к нему готовиться: собирать вопросы, группировать, распределять их в педагогическом коллективе для подготовки ответов. На вечере вопросов и ответов желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов - медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания вопросов.

Как организовать поступление вопросов от родителей? Обычно методисты и воспитатели используют для этого родительские собрания, анкеты, всевозможные опросники. На родительских собраниях сообщают время проведения вечера вопросов и ответов, предоставляют возможность продумать вопросы и зафиксировать их на бумаге, также у родителей есть возможность продумать вопросы дома и вручить педагогу позже.

6.«Встречи-знако мства»- это встречи, целью которых является разностороннее знакомство семей воспитанников между собой и знакомство с педагогами, воспитывающими ребёнка в детском саду. Для этого можно использовать специальные методы:

- «Выбери дистанцию» (педагог объявляет какой-либо предмет символом обсуждаемой встречи с родителями и ставит его в центре комнаты. Затем предлагает родителям встать на таком расстоянии от предмета, которое могло бы лучше всего продемонстрирова ть их близость или отдалённость по отношению к теме встречи. Каждый из родителей одной фразой объясняет выбранное им расстояние.

");

Загрузка...
Top