Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства. Методическая разработка по технологии (5 класс) на тему: Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества


Из истории вышивки как вида декоративно-прикладного искусства:

Выполнила:
Учащаяся СШ №27 г.Гродно

1. Немного из истории русской вышивки.
2. Орнамент в вышивке
3. О цвете.
4. Инструменты и приспособления для вышивки.
5. Подготовка к вышивке
6. Перевод рисунка на ткань
С помощью копировальной бумаги.
На «на просвет».
С помощью папиросной бумаги.
7. Рабочее место вышивальщицы.
8. Счётные швы.
9. Шов крест простой
10. Используемая литература

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей.
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь.
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок.
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти), праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством.
Каждая вышивка имела свое назначение. Вышивки на рубахах располагалась на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и выполняли роль оберега. В вышивке полотенец нашли свое отражение космологические представления людей, идеи, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й чет верти XX века сохраняются древние символы.

Наиболее распространенным мотивом в орнаменте народной вышивки является "ромб". В вышивке разных народов он выглядит по-разному и имеет различные значения. Ромб с крючками в вышивке рассматривается как символ плодородия, связанный с представлением о матери - прародительнице - непосредственном начале всех рождений на земле. Ромб -"репей" в фольклоре сравнивается с дубом, священным деревом многих народов, и является метафорой небесного "цвета" -молнии, которая разит демонов, оберегает скот. В числе любимых мотивов была "розетка", состоящая из 8 - ми лепестков - лопастей, соединенных в центре Она выступает как символ женского начала, плодородия.
Среди мотивов растительного орнамента видное место занимает "мировое дерево" - дерево жизни. Распространенным мотивом лицевых вышивок является стилизованная женская фигура. Она может выступать в различных композициях: в центре, всадники или птицы по сторонам; держащая ветки или светильники; с птицами в руках и т.д.
Все эта сюжеты различаются по характеру их трактовки. Но в большинстве из них женщина Богиня-Мать, олицетворяющая Сыру- Землю, выступает покровительницей земледелия, плодородия земли. Она была призвана обеспечить жизненные блага и воспроизводство рода.
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени.
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами.
Художественные изделия народных мастеров, украшенные вышивкой, отличаются красотой узоров, гармоничностью сочетания цветов, совершенством пропорций, отточенностью профессиональных приёмов выполнения. Каждое вышитое изделие отвечает своему практическому назначению.
В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки.
Наиболее сохранились и дошли до наших дней вышивки 19 века. Вышивка делилась на крестьянскую (народную) и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно претерпевала влияние моды, приходившей с Запада. Нар одная вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Так, крестьянские девочки к
13-15 годам должны были приготовить себе приданое. Это были вышитые скатерти, полотенца, подзоры, предметы одежды, головные уборы, подарки.
На свадьбе невеста одаривала родственников жениха изделиями своей работы. Перед свадьбой устраивали выставку приданого, которое должно было свидетельствовать о мастерстве и трудолюбии невесты.
Рукоделием в крестьянской семье занимались женщины – пряли, ткали, вышивали, вязали, плели кружева. В процессе работы они отшлифовывали своё мастерство, учились друг у друга и у старших, перенимая у них опыт многих поколений.
Женскую одежду шили из домотканых льняных и шерстяных тканей. Её украшали не только вышивкой, но и кружевами, тесьмой, вставками из цветного ситца. В разных губерниях одежда имела свои особенности, отличия. Она была различной по назначению (повседневная, праздничная, свадебная), выполнялась для разных возрастов (девичья, для молодой, пожилой женщины).
По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна. Отдельные области, а иногда и районы, имели свои характерные приёмы, мотивы орнамента, цветовые решения. Это во многом определялось местными условиями, бытом, обычаями, природным окружением.
Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играют геометрический орнамент и геометризированные формы растений и животных: ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце – символ тепла, жизни, женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли, птица символизировала приход весны. Расположение узора и приёмы вышивки были органически связаны с формой одежды, которую шили из прямых кусков ткани. Швы выполняли по счёту нитей ткани, их называли счётными. Такими швами легко украшать оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ передника, низ одежды.
Вышивку располагали вдоль соединительных швов.
В вышивках «свободных», по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
К старинным русским швам относятся: роспись или полукрест, набор, крест, счётная гладь, козлик, белая мелкая строчка. Позже появились вырезы, цветная перевить, крестецкая строчка, гипюры, тамбурная вышивка, белая и цветная гладь.
Русские крестьянские вышивки можно разделить на две основные группы: северную и среднерусской полосы. К северной относятся вышивки Архангельской, Новгородской, Вологодской, Калининской, Ивановской, Горьковской, Ярославской, Владимирской и других областей.
Самые распространённые приёмы северной вышивки – крест, роспись, вырезы, белая строчка, сквозное шитьё, выполняемое по сетке, белая и цветная гладь. Чаще всёго узоры выполнялись красными нитками по белому фону или белыми по красному. Вышивальщицы умело использовали фон как один из элементов узора. Квадратики и полоски внутри крупных фигур птицы – павы, барса или дерева вышивались синей, жёлтой и тёмно- красной шерстью.
Произведения народных художественных промыслов имеют неограниченных спрос как в нашей стране, так и за рубежом.

Орнамент в вышивке

Для выполнения вышивки необходим узор, рисунок. А всякий ли рисунок подходит для этого? Многие любят вышивать цветы, различные растения. И зачастую в качестве рисунков для вышивки используют натуралистические изображения растений, цветов, а также сюжетные картинки, переведённые с репродукций, открыток. Такие «узоры» нельзя назвать художественными, они не отвечают особенностям декоративно- прикладного искусства. И, кроме того, как бы мы ни стремились вышить цветок во всех его деталях, чтобы он получился «как живой», всё равно он таким не получится и изделие не украсит. Лишь в рисунке, выполненном живописными средствами, где наличие света и тени создаёт ему объём, возможно приближение к натуре, но и живописец не стремится бездумно копировать природу.
В задачу вышивки не входит добиваться реалистических изображений.
Она служит для украшения бытовых изделий и самостоятельного значения не имеет. Основную роль играет сам предмет, который благодаря вышивке приобретает художестве нную ценность.
При создании рисунка для вышивки художник делает зарисовки с натуры и затем претворяет их в орнамент и различные орнаментальные композиции.
Слово «орнамент» в переводе с латинского означает «украшать».
Орнаментом украшают, оформляют изделие прикладного искусства, поэтому он является неотъемлемой частью этого изделия и всецело зависит от его формы, назначения и материала, из которого выполняется это изделие.
При переработке рисунка в орнамент отбираются основные, характерные черты предмета (например, цветка, птицы). Мотивы животных, птиц, растений рисуют контуром, не стремясь к точной передаче, выделяя лишь главные черты. Плоскостное изображение таких мотивов становится частью узора и органически связывается с поверхностью украшаемого изделия.
При создании узоров для вышивки современных изделий художники часто используют мотивы крестьянских вышивок 18- 19 веков, в которых всегда сохраняются принципы орнаментальной композиции.
Трактовка в узорах мотивов растительного или животного происхождения зависит от характера орнамента, фактуры ткани, техники выполнения. Так, например, изображение ягод и листьев клубники может быть различным и зависит от того, какими швами оно будет выполнено.
Приступая к выполнению изделия, сначала надо продумать его художественное решение в целом, определить расположение узора на плоскости, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете, т. е. всё, что входит в понятие композиция.
Характер композиции в большей степени определяется ритмом – закономерным чередованием отдельных элементов или группы элементов в орнаменте, что способствует достижению выразительности композиции, чёткости её восприятия. Повторение абсолютно одинаковых элементов или групп элементов называется раппортом.
Орнаментом может быть украшена вся поверхность предмета (например, ковёр) или какая – либо часть его (края салфетки или середина наволочки), отдельные орнаментальные мотивы могут быть разбросаны по поверхности изделия (скатерть) и т. д.
Для построения орнамента могут быть использованы геометрические формы (треугольники, квадраты, звёзды, окружности и т. д.), а также волнообразные, ломаные линии, спирали и т. д., растительные мотивы (листья, цветы, ветви, деревья и т. д.), изображение образов животного мира (насекомые, птицы, рыбы, звери), а также фигура человека в очень обобщённой форме. Иногда в орнаменте геометрические формы сочетаются с мотивами природы. Все части орнамента должны быть соразмерными.
Иногда мотивы в узоре не повторяются. Узор может строиться на основе симметрии и асимметрии. Такой узор также будет орнаментальным.
Для узоров русской вышивки характерна симметрия – закономерное расположение основных линий, форм, красок относительно горизонтальной или вертикальной осей симметрии. Рисунок может быть построен относительно одной, а также двух или нескольких осей симметрии.
Построение композиции может быть основано на принципе равновесия, когда части узора уравновешивают друг друга и становится частью узора.
Часто узор строится в замкнутой плоскости, т. е. В плоскости, ограниченной какой – либо геометрической формой. Это может быть скатерть квадратной или прямоугольной формы, панно, шаль в форме треугольника, круглая наволочка на диванную подушку и др. в зависимости от формы изделия и замысла исполнителя форма и расположение узора могут меняться. Так, на скатерти могут быть вышиты углы или середина.
Плоскость скатерти или салфетки может быть разделена на квадраты или прямоугольники, а в них располагаться узоры вышивки.
Во всех, приведённых ниже узорах, сохранилось сходство с растениями того же названия, но цветы и листья приняли новую, идеальную форму. В них нет изъянов, которые можно встретить в природе: сморщенный или поломанный листочек, отвёрнутый лепесток цветка, поломанная или загущённая веточка. Чтобы рассмотреть такую веточку, надо раздвинуть и выпрямить листочки, удалить какую – то их часть. То же делает и художник, создавая узор для вышивки. Чёткие формы цветов и листьев группируются по- новому и заполняют полосу или плоскость, подчиняясь замыслу художника. В этих узорах цветы, листья и ягоды не мешают друг другу, не находят один на другой. элементы узора располагаются таким образом, что фон изделия между ними равномерно распределяется и становится частью узора.
Для вышивки рекомендуется использовать образцы народных узоров и рисунки, созданные художниками. Отдельные части рисунков можно комбинировать по – своему, а ещё интереснее, наблюдая природу, самим придумывать узоры, их расположение на поверхности изделия.

Вышивка тесно связана с цветом. При подборе ниток необходимо учитывать сочетания цветов, знать, как они влияют друг на друга. Для этого надо познакомиться с основными свойствами, взаимодействием цветов – цветовой гармонией, т. е. согласованностью в сочетании цветов.
За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из цветов замкнутого спектрального ряда.
Если пучок света пропустить через трёхгранную стеклянную призму, то он окажется разложенным на составные части, образуется цветовая полоса – спектр. В природе можно часто наблюдать это сочетание красок в радуге, при прохождении луча солнца через каплю росы.
Видимый спектр представляет собой непрерывный ряд изменяющихся цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового. Эти цвета отделены друг от другагаммой промежуточных тонов. Если цвета спектра в том же порядке расположить в круге, то между сине - фиолетовым и красным будет пурпурный.Цветовой круг можно разделить по диаметру пополам, так, чтобы в одну половину вошли тёплые цвета, а в другую – холодные.
Любой цвет характеризуется цветовым тоном, яркостью и насыщенностью.
Цветовой тон, это, собственно, цветность – красный, синий, жёлтый и т. д. По цветовому тону отличают один цвет от другого.
Яркость- степень близости к белому цвету. Из всех окружающих нас предметов наибольший процент света отражают белые поверхности. Поэтому самые светлые будут цвета, близкие к белому.
Насыщенность цвета определяется степенью его густоты, его предельной окраской. Например, синий цвет считается насыщенным, если его нельзя сделать более синим.
Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. К хроматическим относят все цвета спектра, весь ряд бесчисленных оттенков этих цветов. Их называют тональными. К ахроматическим цветам относят белый, серый и чёрный. Это бесцветные, неокрашенные цвета. Их называют нейтральными.
Ахроматические цвета насыщенности не имеют. Они не имеют и цветового тона и отличаются друг от друга только яркостью. Самый яркий цвет - белый. Чёрный цвет яркости не имеет.
Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными. Если провести диаметр через середин красного цвета, то он пересечёт голубо – зелёный цвет, который в цветовом круге находится почти напротив красного, и т. д.
Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, то они как бы гасят друг друга, получается сероватый малонасыщенный цвет. При расположении рядом дополнительные цвета взаимно усиливают насыщенность цвета. Учитывая это свойство дополнительных цветов, не рекомендуется брать их в равных пропорциях: один из них должен служить основным, а другой дополнительным (для отделки). Любые цвета при расположении рядом влияют друг на друга и могут производить различное впечатление. Всякий цвет в окружении более тёмных цветов кажется светлее, а в окружении более светлых – темнее.
Гармоничные сочетания цветов можно получить из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в пределах одной четвёртой части цветового круга, например, сочетание жёлтого с жёлто – зелёным. Красивы и оригинальны сочетания, составленные из трёх контрастных цветов (или их оттенков). эти цвета лежат на вершинах равностороннего или равнобедренного треугольника, вписанного в цветовой круг.
Хорошо сочетаются между собой ахроматические цвета: белый с чёрным, чёрный с серым, белым. Эти цвета гармонируют с любым цветом.
При этом хроматические тёплые цвета выигрывают рядом с тёмными ахроматическими, а холодные – со светлыми ахроматическими. Насыщенные цвета гармонируют с чёрным или белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого цвета. Во всех случаях на сочетание цветов большое влияние оказывает преобладание того или иного цвета.
При выборе цвета надо помнить ещё об одном его свойстве. Он может зрительно видоизменять форму и величину предмета. Если смотреть на поверхность, покрытую красными и синими пятнами, то возникает иллюзия, будто красные пятна расположен ы ближе к зрителю, чем синие. Светлые и тёплые цвета кажутся нам ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые цвета как бы увеличивают предмет, а холодные уменьшают его. Это свойство цветов можно использовать для того, чтобы выделить определённую часть одежды, сгладить резкость очертаний. Изделия, которые смотрятся на большом расстоянии, можно вышивать нитками насыщенных контрастных цветов.
Выбор цвета и ниток для вышивки, сочетание их цветов зависят от назначения вещи, расположения узора, величины. Как правило, фону (цвету ткани) отводится дополнительное место, а узору главное. Поэтому фон не должен выделяться, быть ярче орнамента. Цветовое решение узора зависит также от техники выполнения.

Инструменты и приспособления для вышивки.

Для выполнения ручной вышивки нужны очень несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, сантиметр, заострённая палочка, пяльцы; кроме того, миллиметровая бумага, калька, копировальная бумага.
Иглы для вышивания лучше брать короткие с удлиненным ушком. В большое ушко легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Такие иглы применяют для выполнения счётных и простейших швов, а также для вышивки владимирскими швами. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно.
Трудно вдевается в иглу шерстяная нитка. Для вдевания её можно воспользоваться нитковдевателем. Её можно вдеть также с помощью кусочка шелковой или тонкой катушечной нити. Нитку шёлка складывают вдвое и в образовавшуюся петлю вкладывают конец шерстяной нити. В ушко иглы продевают оба конца шёлковой нитки и протаскивают их вместе с шерстяной ниткой.
Для вышивки на плотных и тонких тканях нужны более тонкие иглы с меньшим ушком. Толстые иглы в местах проколов будут оставлять отверстия, а в большом ушке будет плохо удерживаться тонкая рабочая нитка.
Напёрсток необходим для проталкивания иглы через ткань при вышивании без пялец, при прокалывании нескольких слоёв ткани, при подшивании краёв изделия и т. д. Он предохраняет палец от уколов иглой.
Напёрсток надевают на средний палец правой руки, подбирают его точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него.
Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с острыми концами для подрезания и выдёргивания нитей из ткани, средних размеров с загнутыми концами для обрезки ниток при вышивании и большие – для разрезания тканей и мотков ниток.
Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.
Сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.
Заострённая палочка (костяная, деревянная или пластмассовая) применяется для прокалывания дырочек при вышивке белой гладью.
Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения её от деформации. Пяльцы могут быть прямоугольные или круглые. Очень удобны для работы круглые деревянные пяльцы.
Пяльцы могут быть с винтом, при помощи которого их можно прикрепить к столу.
Миллиметровая бумага нужна для составления орнаментов, особенно геометрических, счётных.
Калька используется при подготовке рисунка к переводу на ткань.
Орнамент с оригинала сначала переводят на кальку, а с кальки на ткань
Копировальная бумага нужна для перевода рисунка на ткань.
Подготовка к вышивке
Прежде чем приступить к вышивке, ткань выравнивают по основе и утку, намечают на ней расположение узора, затем переводят узор. После этого ткань запяливают. Для того, чтобы выровнять края ткани, надо выдернуть крайнюю нить и по её следу отрезать лишнюю ткань. Ширину и длину изделия намечают таким же образом.
Если узор геометрический, а ткань имеет чёткое переплетение нитей, то его можно выполнить по счёту нитей ткани. При вышивке, не связанной со структурой ткани (владимирские швы, цветная гладь и др.), требуется перевод рисунка на ткань.
Перевод рисунка на ткань
Рисунок на ткань можно перевести несколькими способами. Во всех случаях узор с оригинала сначала переводят на кальку или переносят на миллиметровую бумагу хорошо отточенным карандашом. После этого рисунок переводят на ткань.

A) Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги.

Ткань, предварительно проглаженную, расстилают на гладкой поверхности (столе, доске), при этом следят, чтобы не было перекоса ткани по нитям основы и утка.
Кальку с узором кладут на ткань и прикрепляют булавками. Под кальку подкладывают копировальную бумагу жирной стороной к ткани и обводят узор остро отточенным карандашом. Желательно для копирования иметь набор копировальной бумаги различных цветов, тогда для светлых тканей берут тёмную копировальную бумагу (чёрную, синюю, зелёную), для тёмных – светлую (белую, жёлтую).
После того как узор будет переведён, надо вынуть копировальную бумагу, отколоть с одной стороны булавки, проверить рисунок и после этого снять кальку.
Узоры геометрического характера (для вышивки счётными швами и др.) можно также переводить с помощью копировальной бумаги. Для этого толстой иглой делают проколы миллиметровки и копировальной бумаги по узору в местах пересечений горизонтальных и вертикальных линий клетки.
На ткани получается узор, обозначенный точками.
Переводя рисунок с помощью копировальной бумаги, надо помнить, что линии узора не должны быть жирными, иначе ткань и нитки в процессе выполнения вышивки могут загрязниться. Поэтому лучше пользоваться копировальной бумагой, бывшей в употреблении, а новую предварительно протирать сухой ватой или тряпочкой.
b) Перевод рисунка на «просвет».
На тонкие прозрачные ткани узор можно перевести с помощью подсвечивания. На стекло, под которым помещена лампа, кладут кальку с четким узором, а поверх неё хорошо натянутую ткань. Остро отточенным карандашом обводят узор (рисуют по ткани), который виден сквозь ткань. c)

С)Перевод рисунка с помощью папиросной бумаги
На сукно, бархат и блестящие ткани узор переводят прометкой через папиросную бумагу, приметывают её к ткани и прошивают мелкими частыми стежками швом вперёд иголку по всему контуру. Затем бумагу срывают.
После выполнения вышивки промётку выдёргивают.

Рабочее место вышивальщицы

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.
Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.
Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой.
Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.

Счётные швы

Счётные швы относятся к наиболее древним и распространённым швам русской вышивки. Это – крест, набор, роспись, козлик, счётная гладь и т. д. Вышивка этими швами имеет повсеместное распространение, особенно она характерна для Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской, Смоленской областей.
Крест появился позже шва роспись, приблизительно во второй половине 14 века, когда стали распространяться рисунки из городских альбомов.
Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки.
Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.
Крестом с успехом вышивали полотенца, подзоры, одежду. Большое применение эта вышивка нашла в Рязанской и Тамбовской областях. Трудно найти вышивальщицу, которая не знала бы вышивки простым крестом, но не все знают, что есть двойной крест, двусторонний и односторонний, а в
Тамбовской области вышивают двусторонним крестом, обрамлённым четырьмя стежками, это – тамбовский крест.
Счётные швы называют счётными потому, что ими заполняют узор, отсчитывая нити ткани. Стежки вышивки ровно ложатся на поверхность ткани. Для выполнения счётных вышивок лучше брать ткань плотного переплетения, так как у неё хорошо видна структура. Швы крест, роспись, счётную гладь можно вышивать и по переведённому рисунку на плотных тканях, на тканях с нечёткой структурой.
Счётная вышивка с успехом применяется для оформления предметов одежды, салфеток, занавесок, диванных подушек, панно и других изделий.
Выполнение счётной вышивки способствует развитию глазомера, но она требует особой внимательности. Если нити ткани будут отсчитываться неверно, то стежки получатся разной величины и в результате рисунок исказится и работа приобретёт неряшливый вид. Вышивка с изнаночной стороны должна так же красиво, аккуратно выглядеть, как и с лицевой.

Шов крест простой

Этот шов прост в выполнении. Он представляет собой диагональные перекрещенные стежки одинаковой величины. Выполняют крест в такой последовательности: первый стежок – снизу слева вверх направо, второй – снизу справа вверх налево. От первого стежка ко второму рабочая нитка проходит по изнаночной стороне по вертикали сверху вниз. Если надо выполнить несколько крестиков, расположенных рядом по горизонтали, то выполняют сначала все первые (нижние) стежки, затем все вторые (верхние).
Таким образом, все верхние стежки должны иметь одно направление.
При вышивании сложного узора необходимо также соблюдать основные правила выполнения шва. Так, в мотиве ромба, где крестики расположены по диагонали, выполняют нижний стежок в первом крестике, верхний - во втором, нижний – в третьем и так далее по всему узору. Продвигаясь в обратном направлении, перекрывают нижние стежки крестиков и подводят иглу с ниткой под верхние стежки.

Используемая литература:

1. Т. И. Ерёменко «Иголка – волшебница».
Т. И. Ерёменко «Вышивка крестом».
Л. М. Русакова «Мотивы ромба с крючками в узорах сибирских вышивальщиц.» Г. П. Дурасов «Изобразительные мотивы русской народной вышивки».

Впервые вышивание возникло еще в эпохе первобытной культуры, когда первый стежок был сделан для объединения шкур животных с целью создания одежды. Вышивка в те времена представляла собой украшение изделий разного рода материалов с помощью сюжетных изображений, орнаментальных узоров, выполнение которых осуществлялось нитками, либо иными материалами. В работе применяли все подручные средства, имеющие сходство с современными иголками, тканью и нитями. В основном это был точеный камень в форме иглы, жилы и кожи животных, острые кости, шерсть волосы и многое другое.

От века к веку и праздничная, и повседневная одежда людей была украшена вышивкой, которая была отмечена на богатых одеяниях царей и вельмож, чиновников, военачальников, дворянства. Вышитые элементы использовались с целью украшения одежды, предметов быта, мебели, включая военное обмундирование. Даже на ценнейших иконах имелась вышивка, блеск в которых придавался с помощью добавления золотых нитей и нашитого жемчуга.

Искусство вышивания преподавалось при монастырях. В те времена каждая девушка должна была овладеть техникой вышивания. Вышивка из всех видов рукоделия получила особую популярность в крестьянской среде, когда вышитые элементы применяли для украшения одежды, постельных принадлежностей, покрывала, палаток. На тканях, как правило, девушки вышивали инициалы своих возлюбленных, добрые пожелания и поздравления.

Вышивка в наши дни.

На сегодняшний день вышивка как вид искусства не утеряла своей популярности и все также востребована. Данный вид творчества выделяет основные виды техники вышивания. Сюда входит вышивка гладью, крестиком, «Ришелье».

Вышивать можно не только нитями, но и лентами, драгоценными камнями, бусинами и бисером. Особой популярностью сегодня пользуется вышивка лентами и бисером. К сожалению, одежда с элементами ручной вышивки является довольно дорогим удовольствием. В связи с этим все чаще отдается предпочтение одежде с машинной вышивкой, в которой прекрасно сочетается цена и качества. Однако узоры, сделанные машиной нельзя сравнить с узорами сделанными вручную, поскольку они не такие красочные и живописные. Только ручная работа способна отобразить все детали и сделать вещь по-настоящему эксклюзивной.

Конечно, с течением времени появляются все новые технологии и материалы. Но, несмотря на это вышивка как вид искусства все также неизменно пользуется высокой популярностью. Ее любят как простые потребители, так и именитые дизайнеры одежды. К примеру, известные на весь мир кутюрье применяют вышивку в эксклюзивных коллекциях.

Искусство вышивания - процесс долгий и кропотливый. Но если у вас есть желание заняться этим прекрасным видом творчества, реализовать свои мечты и фантазии можно воспользоваться книгами и журналами со схемами, которые имеются в свободной продаже. Можно также приобрести готовые наборы для вышивания.

Вышивка является весьма увлекательным занятием, с помощью которого можно не только украсить одежду и интерьер, добавив в них новую жизнь, но вместе с тем она позволяет отвлечься от повседневных забот. Самое главное иметь желание и тогда у вас все получится.

АнапаМама.ру

Декоративное искусство – обширнейшая область творческой деятельности человека. Разнообразные изделия, изготовленные из керамики, дерева, стекла, текстиля являются самыми древнейшими продуктами человеческого труда и творчества, которые знаменуют развитие цивилизации и культурных традиций на различных этапах истории.

Декоративно-прикладное искусство возникло и имело своё развитие в пору человеческого общества, которое считалось важной основной областью художественного творчества. Однако роль и значение декоративно-прикладного искусства до настоящего времени не совсем оценено . Вышивка шёлковыми лентами считается одной из самых древних видов народного рукоделия, его корни уходят в далекие античные времена, где было зарождено искусство производства шёлка в Древнем Китае. Вышивка лентами как вид современного декоративно-прикладного искусства было основано в далекой Италии, в дальнейшем это искусство подхватила другая страна – Франция. Сначала знатные дамы украшали ею свои роскошные платья (см. Приложение 1. Рис.1). Корсажи отделывались мелкими изящными розочками в стиле рококо, листиками и большим количеством всевозможных объемных цветочков. Все это великолепие дополнялось сверкающими жемчужинами и хрусталиками. Вслед за платьями лентами начали украшать и белье, которое становилось все более роскошным и изящным. Создавались специальные ателье, носившие название «Поставщики королевского двора», в которых с помощью простой иглы и шелковых лент создавались настоящие шедевры искусства. В наши дни их можно увидеть в музеях всего мира. Из Франции искусство вышивания лентами очень быстро распространилось в другие европейские страны. Не стала исключением в этом отношении и Россия. В нашей стране ленты в декоративных целях применялись с незапамятных времен. Об этом свидетельствуют многочисленные музейные экспонаты, литературные источники и народные песни. В давние времена засватанная невеста надевала на голову венок, который был украшен лентами и назывался поэтично - «красота». В Ржевском уезде носили головной убор-повойник, который покрывался лентами и узорами, вышитыми золотыми нитками (см. Приложение 1. Рис.2). Очень нарядно выглядел старинный девичий убор, который назывался «ленты», так как отделывался разноцветными лентами в сочетании с бусинками и узорами из золотых ниток (см. Приложение 1. Рис.3). Подол праздничных рубах принято было обшивать двумя полосками кумачовых лент. Обшивались пестрыми лентами и рубахи - «сенокосицы». Подол сарафанов украшался ажурной строчкой и также обкладывался ленточками. Вертикальная полоса, проходившая по центру сарафана и называвшаяся накладом, зачастую выполнялась из хлопчатобумажных или шелковых лент (см. Приложение 1. Рис.4). Иногда вышитые ленты использовались в качестве поясов .



Вышивка лентами с давних времён привлекает рукодельниц только тем, что использование лент может помочь придать вышивке объём и само изделие в дальнейшем будет смотреться более эффектно и красиво.

Вышивка лентами – оригинальная техника, которая является современнейшим и актуальным видом декоративно-прикладного искусства. Она имеет множество разнообразных функций. Работая с лентами может преобладать чувство цветовой гаммы, оригинального воображения, развития творческих способностей. Данным видом современного творчества, люди украшают свой повседневный быт, украшая бытовые предметы яркостью и привлекательностью. Вышивка как вид искусства широчайшим образом может применён в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, следует отметить, что вышивка лентами и лентоплетение является главнейшим атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами часто расшиваются свадебные платья невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах (см. Приложение 2, Рис.5) .

В последнее время вышивкой из шёлковых лент декорируют конверты для новорожденных, подарочные коробки, букеты цветов. Технология вышивки лентами с каждым днём обновляется и развивается, в ней появляются новые приёмы и направления. Стоит отметить, что многих рукодельниц вышивка атласными лентами, также, как и вышивка алмазной мозаикой может привлекать только тем, что она может позволить достаточно быстро увидеть окончательную результативность и за несколько дней создать картину. В отличие от затратных по времени вязания спицами и крючком или вышивания нитями, когда сам процесс создания может занимать многие недели. Сама техника вышивания лентами считается несложной, но требующейся большой аккуратности и усидчивости от человека, который занимается данным видом декоративным – прикладным творчеством .



Проблема обучения вышивке лентами, как вида современного декоративно-прикладного искусства, на сегодняшний день относится к числу наиболее актуальных. Обучение вышивке лентами – процесс сложный, творческий, он не возможен без эмоций и увлеченности. Современные декоративные техники имеют свою специфику и шаблоны в обучении не допустимы, так как школьники обладают разными способностями. Каждый ученик носит в себе задатки художника и при условии более индивидуального подхода эти задатки могут быть развиты. Уроки декоративного искусства способствуют обучению художественным навыкам, учащиеся смогут развивать в себе чувство прекрасного, творческие качества личности, разбираться в многообразии декоративных техник, научиться преобразовывать бытовые предметы в произведения искусства.

Программа технологии предусматривает различные возможности развития, и реализации творческого начала у каждого школьника. Особенно не ограничены эти возможности при использовании в учебном процессе художественно-прикладных видов декоративного творчества: вышивки, вязания и т.д. Национальные традиции, отражаемые в предметах художественных промыслов, перешли к нам как свидетельства таланта и неисчерпаемого творчества народа.
Декоративно-прикладное творчество является одним из видов художественного творчества в области пространственных искусств. Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции. Данный урок – попытка показать, что именно технология, как никакой другой предмет способна стать экспериментальной творческой площадкой, на которой, путем интеграции с другими предметами, применения нетрадиционных форм проведения уроков, создаются идеальные условия для формирования интеллектуальной компетентности и креативности учащихся. Необходимо только создать в классе атмосферу сотрудничества, увлечь ребят "поиском истины", стимулировать их активность и творчество, вооружив современными технологиями. При изучении темы «Вышивка как вид декоративно-прикладного искусства». учащиеся знакомятся с классификацией швов, с их условными и графическими изображениями, осваивают последовательные этапы выполнения шва. Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры. Декоративно- прикладное искусство имеет свою специфику, свой образный язык, тому, кто захочет серьезно и глубоко изучить его, этот язык становится понятным, каждому откроется красота и выразительность произведений народного искусства, их глубокая содержательность и непреходящая эстетическая ценность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна № 207-964-334

Тема урока: Вышивка как вид декоративно-прикладного творчества.

Наглядные пособия: готовые вышитые изделия, (панно, картины) инструкционные карты, схемы для вышивок, журналы по рукоделию, книги.

Оборудование: иголки для вышивания с длинным ушком, пяльцы, ткань, рисунок, мулине, ножницы для обрезания концов ниток.

Цель урока:

  1. Ознакомить с творчеством народных умельцев; ознакомить с профессией вышивальщицы; напомнить об организации рабочего места, правилам безопасности труда.
  1. Способствовать формированию трудовых и эстетических качеств, развивать и прививать интерес и любовь к национальной народной вышивке.
  1. Способствовать развитию специальных способностей влияющих на самовоспитание как элемент трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи : история.

Ход урока:

  1. Учитель называет шов, а учащиеся показывают образец данного шва.
  2. Определите соотношение схемы шва и названия шва.
  3. Повторяем, для какой части рисунка можно использовать тот или иной шов.
  4. Вопросы: Какой шов применяют для вышивания стебля и листьев растения? (стебельчатый).
  5. В каком направлении вышиваются лепестки цветка? (от центра).
  1. Для какого фрагмента можно применить тамбурный шов? (для вышивания контура или заполнения площади цветка).
  1. Рассказ учителя о возникновении вышивки (Из истории вышивки ) 10 минут.
  1. Демонстрация фотографий, книг, картин, альбомов.
  2. Беседа с учащимися
  3. Как применяли вышивку наши бабушки.
  4. Актуальна ли вышивка в наши дни.
  5. Как применяется современная вышивка.
  6. Как вы хотели бы применить свою вышивку.
  1. Изучение нового материала. Презентация 15 минут.

С чего нужно начать?

( Инструменты и приспособления )

Как выбрать схему для вышивки?

(Схемы для вышивки )

( Увеличение и уменьшение рисунка )

Как подобрать нитки?

( Нитки )

Выбрать нитки по цвету

( Цвет в художественной вышивке ).

Как закрепить нитку?

( Способы закрепления нити )

  1. Практическая работа. 30 минут.

Девочки выполняют тренировочные упражнения. Вышивают рисунки на своих тканях с учетом выбранных швов (« Тамбурный шов », « Стебельчатый шов »). Учитель проводит индивидуальную работу с учащимися:

  1. Помогает слабым детям.
  2. Проверяет правильность выполнения работы.
  3. Проверяет качество выполняемой работы.
  1. Заключительный этап. 5 минут.

Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

  1. Домашнее задание: Учебник пар.20-21;. Подготовить инструменты и материалы для изготовления вышитого изделия.

Предварительный просмотр:

Из истории вышивки.

Возникновение вышивания, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появлением первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивкой называется украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполненными нитками и другими материалами вручную с помощью иглы гаи машинным способом.

Материалом для вышивки в разное время служили: натуральные или окрашенные нити льна, конопли, хлопка, шелка, шерсти, а также жемчуг и драгоценные камни, бусы и бисер, блестки, ракушки, золотые и медные бляшки, монеты.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

Переход от каменного и костяного шила к костяной, а затем бронзовой и стальной игле способствовал изобретению и усовершенствованию всё новых и новых способов шитья и вышивания.

Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода.

Наиболее древние вышивки, дошедшие до наших дней, относятся к 17- У вв. до н.э. Они были выполнены в Древнем Китае на шелковых тканях шелком-сырцом, волосом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только одежду, но и ковры и декоративные панно с изображением деревьев и птиц. Тончайшие вышивки Китая оказали значительное влияние на вышивальное искусство Японии.

Разнообразные вышивки Древней Индии и Ирана характеризовались множеством растительных мотивов, изображением животных и жанровых сцен. Красочные вышивки Византии, отличавшиеся роскошью шелкового и золотого шитья, разнообразием растительных узоров, оказали большое влияние на развитие вышивального искусства многих стран западной Европы в период средневековья, где выработались свои орнаментальные мотивы, расцветки техники исполнения.

В Англии с XIII в., известна богатая вышивка золотом, серебром и шёлком орнаментальных мотивов из цветов и переплетающихся завитков растений. В ХУ1- XVII вв. во Франции, Италии и других европейских странах широко распространились вышитые портрет, панно с изображением людей и животных на фоне пейзажей с замками, мифологические сюжеты, сцены охоты. Исключительным богатством вышивальных техник, разнообразием изображений растений, животных, птиц на льняных и шерстяных тканях отличались вышивки Испании.

С конца XI11- Века начала XIV века во Франции, Германии, Швеции, Англии, Дании, Норвегии вышивка начала широко применяться в народном костюме в украшении бытовых предметов. Большое распространение получила вышивка белая гладьевая и сквозная с геометрическими и растительными узорами. В Скандинавских странах применялась также вышивка цветной шерстью и золотое шитье.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

На Алтае в Пазырыкских курганах хорошо сохранились тканые, вышитые и украшенные аппликации кожей, войлоком, бусами и бисером, золотыми и металлическими бляшками ковры, седла, чепраки, одежды и обувь знатных скифов. Изготовленные в VI-! 11 вв. до н.э. В европейской части страны при раскопках старинных курганов найдены остатки одежды скифов и сарматов. Живших здесь в 1-111 вв. украшенные золотыми и серебряными нитями.

Одна из первых вышивальных школ была открыта в Киеве, в Андреевском монастыре сестрой Владимира Мономаха княгиней Анной-Янкой, где молодые девушки обучались мастерству вышивания шелком, золотыми и серебряными нитями. На протяжении столетий руками мастериц создавались пышные растительные орнаменты на одеждах вельмож, зажиточных слоев городского и сельского населения, в оформлении культурного убранства. Более скромны были вышивки в народном быту.

До конца XVIII века вышивание было занятием любителей, домашним ремеслом. Со становлением в стране кустарных промыслов и разнообразных видов ремесел вышивание стало для многих мастериц профессией. Развитие вышивания привело к образованию во многих районах страны отдельных центров

вышивального искусства со своеобразными художественными особенностями узоров, колорита, техникой исполнения, формой и композиционным решением. В XIX НАЧАЛЕ XX века вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, подчеркивающий край одежды. В красочных орнаментах, украшавших полотенца и подзоры, вышивались изображения фантастических зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестецко -валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки, нижегородские гипюры и многие другие техники.

Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохраняются на Украине. В каждом регионе- Полесье, Средней Надднепрянщине, Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье прослеживаются местные особенности, свойственные отдельным областям, районам, селам.

Строгими узорами «белым по белому» и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники, платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах вышивкой отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника счетной и свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи - вышивки с изнаночной стороны и другое.

Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому», мережки, вырезивание, шитье по сборкам и другое.

Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами «белым по белому» и др.

В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники. Наплечники и обшлага, съемные воротники к женским рубахам - голошейкам, передники, головные уборы.

Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии вышивка шелком, шерстью и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий. Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочно - растительных орнаментах, и в строго геометрических - полукрест, стежка, стебельчатый и тамбурный швы, узелками, гладь, аппликация.

Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и другие.

В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотое шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими блестками.

Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с 111-8 вв., с характерной композицией круга - символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов. Здесь отсутствовали изображения человека и животных, что запрещалось религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельным, крестообразным швами и аппликацией украшались сюзане, занавески, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок характерны «шов цепочка, гладь вприкреп, полукрест, аппликация, крест, золотое шитье Бухары, вышивки бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов.

Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи: тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В

узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже - изображение растения.

На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера.

Вышивки народов Поволжья марийская, мордовская, чувашская отличаются геометризованными узорами из растений, животных и птиц, выполненных в технике гладьевых швов и накладного шитья, вышивкой бусами, металлическими бляшками.

Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Инструменты и приспособления

Для начала, чтобы ощутить всю прелесть вышивания потребуются весьма несложные инструменты: иглы, напёрсток, ножницы, линейка или сантиметровая лента, пяльцы.

Напёрсток необходим для предохранения пальцев от прокола. Он может быть металлическим или пластмассовым. Наперсток надевают на средний палец правой руки, подбирают точно по размеру пальца: он не должен сжимать палец и спадать с него. Хорошо подобранный наперсток облегчает и ускоряет вышивание.

Ножницы для работы хорошо иметь трёх видов: маленькие с загнутыми концами - для обрезания рабочих ниток, надрезания и выдёргивания нитей из ткани, для оформления краев ткани при раскрое, средних размеров - для обработки краев изделия и разрезания мотков ниток и большие – для раскроя ткани. Ножницы должны быть хорошо наточены, концы лезвий должны полностью смыкаться.

Пяльцы необходимы для удержания ткани в натянутом состоянии и предохранения вышитой работы от стягивания. Они бывают деревянные, металлические и пластмассовые круглой, квадратной и прямоугольной формы. Круглых пялец желательно иметь в арсенале несколько разных по размеру. Заправлять ткань в пяльцы надо так, чтобы не получалось перекосов, чтобы избежать деформации вышитого рисунка после снятия ткани с пялец.

Иглы для вышивания. Такие иглы по сравнению с иглами для шитья имеют закругленный конец, который не прокалывает, а раздвигает волокна ткани, а также большое удлиненное ушко, в которое легче вдевается рабочая нитка в несколько сложений. Считать и отделять нити с помощью таких игл очень удобно. Гобеленовые иглы продаются под разными номерами. Чем больше номер, тем меньше игла. Вышивают крестом обычно иглами под номерами 22, 24, 26, 28.

Линейка или сантиметровая лента нужна для определения размера изделия, разметки узоров на ткани, при выполнении швейных работ.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Карточка- задание № 5.

Определить соотношение схемы шва и названия шва.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Нитки

Нитки для вышивания должны быть прочными, ровными и не линять. Чаще всего используются специальные нитки - мулине, но вышивать можно и ирисом, и шелковыми, и металлизированными нитками. Также можно использовать различные виды шерстяных, катушечных и прочих ниток.

Мулине. Для вышивки крестом по канве идеально подходят хлопчатобумажные нитки-мулине. Фирм, выпускающих такие нитки, очень много. Они различаются между собой по составу: есть нитки из 100%-го хлопка, а также с добавлением шелка и шерсти. Каждому цвету и оттенку соответствует определенный номер ниток, данные номера производитель может периодически менять, поэтому слишком много ниток впрок лучше не покупать. Чтобы нитки во время работы не перекручивались, можно использовать специальный воск, он также и уплотняет их. Такой воск удобно использовать, если во время вышивки берутся нитки разные по составу. Мулине можно хранить по разному: если ниток немного, то можно просто сложить их в пакет, при достаточном большом количестве мулине лучше намотать их на шпули и подписать каждую, чтобы не перепутать цвета. Шпули затем складываются в пластиковую коробку с отделениями. Также существуют дорожные сумки для хранения мулине и схем, пластиковые файлы-раскладушки, в которые вставляются мулине, намотанные на палочки, и другие приспособления.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Рабочее место вышивальщицы.

Чтобы заниматься вышиванием было удобно, работа не вызывала утомления, надо правильно организовать своё рабочее место и соблюдать определённые правила труда.

Стол с приспособлениями и инструментами должен стоять так, чтобы свет падал с левой стороны. Если в столе нет ящика, то нитки можно хранить в специальном мешочке, инструменты – в коробке, а листы кальки с узорами – в папке. Надо следить за положение корпуса, не сутулиться, не наклонять низко голову. Корпус во время работы должен быть несколько наклонён вперёд. Расстояние между глазами и работой не должно превышать 25 – 30 см. иногда с этой целью пяльцы устанавливают повыше, подкладывая под них доску, книгу и т. д. Стул придвигают к столу так, чтобы можно было опираться о его спинку.

Большое значение имеет правильная постановка рук во время работы: левая рука должна находиться внизу, правая – сверху пялец. При вышивании на редких тканях и строчевой сетке правой рукой проводят рукой проводят иглу на изнаночную сторону вышивки, вкалывая её острым концом. Левой рукой берут иглу за острых конец, выводя на лицевую сторону тупым концом (ушком). Нитку затягивают правой рукой. Выполняя вышивку на плотных тканях, иглу с изнаночной стороны на лицевую выводят острым концом.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Способы закрепления нити.

Вдевание нитки.


Необходимо выбрать иголку подходящего типа и размера. Ее ушко должно быть достаточно большим, чтобы нить легко проходила сквозь ткань или канву

Если возникают затруднения со вдеванием нитки используйте нитковдеватель или метод петли. Сделайте петлю на конце нити, плотно насадите ее на ушко иголки. Затем снимите и проталкивайте сложенную нить через игольное ушко.

Закрепление нити.

В вышивке на рабочей нитке никогда не делают узелков. Изнанка изделия должна быть чистой и аккуратной. Нитку закрепляют на лицевой стороне ткани в том месте, где будет расположена вышивка.

Если для вышивки необходимо взять четное число нитей, например шесть ниток мулине, от пасмы отделяют (по одной) три нитки. Складывают их вместе и вдевают в иглу двумя концами. Иглой с ниткой делают маленький стежок и вытягивают нитку из ткани до тех пор, пока не останется маленький кончик в виде петли, которая образовалась при складывании нитки вдвое. В эту петлю продевают иглу с рабочей ниткой и затягивают её.

Если вышивают в одну, три, пять ниток, то закрепляют рабочую нитку иначе. Сделав маленький стежок на ткани, нитку вытягивают, оставив небольшой кончик, который прикрепляют к ткани вторым маленьким стежком, располагая его поперек кончика нитки. Лишний конец нитки отрезают. Место закрепления нитки закрывают стежками вышивки. А можно оставить на изнанке вначале работы конец нитки длиной 5-6 см. и осторожно выполнить несколько стежков на лицевой стороне ткани. Затем вдеть в другую иглу оставленный конец нитки и сделать несколько стежков под только что выполненной вышивкой. Остаток нитки обрезать. В конце вышивки рабочую нитку закрепляют на изнанке, делая несколько стежков в том месте, где расположена вышивка. Можно закрепить нитку и на лицевой стороне ткани, протаскивая ее под вышитые стежки, или сделать несколько стежков в том месте, которое позже будет закрыто вышивкой.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Инструкционная карта.

Стебельчатый шов представляет собой сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Выполняется он по нарисованной линии или по следу выдернутой нити ткани слева направо или снизу вверх. Каждый новый стежок начинается из середины предыдущего. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны от шва. Все стежки должны быть одной величины.

Используют стебельчатый шов для вышивания стеблей растений. Таким швом можно выполнить метки и монограммы.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Инструкционная карта.

Тамбурный шов (или шов "цепочка") - - это непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов выполняется сверху вниз. Применяют шов для вышивания контура и для сплошного заполнения узора

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Увеличение или уменьшение рисунка

Если размер вышиваемого изделия не совпадает с размером рисунка, последний приходится увеличивать или умень шать. Сделать это можно следующим образом. Предпо ложим, нужно увеличить узор в два раза. Нужный участок разли новывают на равные квадраты. Чем мельче квадраты, тем точнее будет увеличение. Затем на чистом листе бумаги вычерчивают то же количество квадратов, но уже увеличенных в нужное число раз, в данном случае в 2 раза.

Переносят в эти клетки линии со ответствующих клеток оригинала. При аккуратной работе полу чается точно увеличенная копия рисунка. При уменьшении ри сунка клетки оригинала уменьшают в нужное число раз. Такой прием называется увеличением или уменьшением рисунка по кле точкам. Очень важно при этом приеме вычерчивать точные квадрат ные клеточки, иначе форма рисунка изменится.

Предварительный просмотр:

Медведева Вера Викторовна №207-964-334

Цвет в художественной вышивке.

Цвет в художественной вышивке играет очень важную роль. Интересно задуманный рисунок вышивки может быть испорчен неудачным подбором цветов ниток. Чтобы получить наиболее выигрышное сочетание цветов в вышивке, надо знать свойства цвета. Все видимые в природе цвета принято делить на хроматические, включающие все цвета спектра - красный, синий, желтый, зеленый и все их оттенки, и ахроматические - белый, черный и серый цвета.
Ахроматические цвета характеризуются только степенью их светлоты (светло-серый, темно-серый и т. д.).

Хроматические же цвета имеют тон, насыщенность, светлоту.
Среди всего разнообразия цветов выделяют 3 основных цвета - красный, синий, желтый, которые при смешивании образуют другие цвета (красный с желтым - оранжевый, синий с желтым - зеленый, красный с синим - фиолетовый). Таким образом, можно получить множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону.

Цветовой тон - одна из характеристик, определяющая его оттенок по отношению к основному цвету спектра и выражающаяся словами «голубой», «лиловый», «коричневый» и т. д. Например, один красный цвет имеет желтоватый оттенок, а другой синеватый. Смешивая красный цвет с другими красками, можно получить бесконечное множество цветов, отличающихся друг от друга по цветовому тону.

Насыщенность цвета - это степень яркости цвета, которая изменяется в зависимости от наличия в нем серого цвета (ярко-голубой, серо-голубой и т. д.). Чем более данный цвет отличается от серого, тем он насыщеннее, ярче, красочнее. Чистый цвет - это цвет наибольшей яркости. Обычно это свойство обозначается словами «яркий», «приглушенный», «мягкий» (пастельные тона характеризуются пониженной насыщенностью). Яркие цвета чаще всего применяются в вышивке декоративных изделий, более спокойные, ненасыщенные - в вышивке одежды.


Светлота - это большая или меньшая близость цвета к белому цвету (например, темно-синий, синий, голубой - разные по светлоте тона одного синего цвета). Темные цвета образуются в результате смешивания какого-либо цвета с черной краской, а светлые цвета - с белой краской.


Теплые и холодные цвета . Все хроматические цвета и их оттенки делятся на теплые и холодные. К теплым относятся цвета огня и солнца - желтый, оранжевый. К холодным относятся цвета воды, льда - голубой, синий. В пределах каждого цвета могут быть более теплые и более холодные оттенки. Например, красный цвет может быть холодным, если он с синеватым оттенком, и теплым - если с желтым оттенком. Зеленый цвет с желтоватым оттенком - теплый, а с синим - холодный.
Теплые и насыщенные (яркие) цвета привлекают больше внимания и создают впечатление близости предмета. Их называют также
приближающими, выступающими . Холодные цвета и ненасыщенные создают впечатление отдаленности. Поэтому их называют удаляющими, отступающими .

Светотень . Цвет и свет - понятия, неотделимые друг от друга. Благодаря свету человек видит предметы, их форму и цвет. Но в зависимости от источника освещения цвета имеют свойство изменяться. При дневном свете все цвета выглядят чище, прозрачнее. При искусственном освещении цвет может меняться. Например, белый и серый цвета желтеют, синий - темнеет и кажется черным, фиолетовый цвет может краснеть или синеть. Поэтому очень важно цветную вышивку и особенно подбор цветов и оттенков ниток выполнять при дневном свете.

Влияние светотени на форму изображаемого предмета можно проследить на примере шара. Если нарисовать круг и закрасить его ровно краской одного цвета, то получится плоский круг. Если же его заполнить по краям в теневой части более темными тонами выбранного цвета с постепенным переходом на более светлые тона в освещенной центральной части, то зрительно создается ощущение формы шара.

Понятие о светотени дает возможность показать объемность вышиваемых предметов (ягоды, цветы, птицы). Свет влияет на расцветку предметов. В освещенной части предмета (или узора) цвет имеет более светлые тона, а в затемненных местах тона того же цвета темнее.

Гармоничное сочетание цветов . Гармония цветов заключается в их согласованности и строгом сочетании. При подборе гармоничных сочетаний легче пользоваться акварельными красками, а имея определенные навыки подбора тонов на красках, нетрудно будет справиться и с нитками. Гармония цветов подчиняется определенным законам, и, чтобы лучше их уяснить, надо изучить образование цветов. Для этого используют цветовой круг, который представляет собой замкнутую ленту спектра.

Монохромные . Эти цвета наиболее гармонично сочетаются между собой и просты в подборе. Гармония нескольких тонов одного цвета (лучше 3-4) выглядит интереснее, богаче, чем одноцветная композиция, например белый, светло-голубой, синий и темно-синий или коричневый, светло-коричневый, бежевый, белый. Монохромные сочетания часто используют в вышивке одежды (например, на голубом фоне вышивают нитками темно-голубыми, голубыми и белыми), декоративных салфеток (например, на суровом полотне вышивают нитками коричневыми, светло-коричневыми, бежевыми), а также в художественной вышивке листьев и лепестков цветов для передачи светотени.

Родственные. Гармоничные сочетания родственных цветов спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и близки по светлоте (красный, пурпурный, фиолетовый). Родственно-контрастные цвета располагаются в двух соседних четвертях цветового круга на концах хорд (то есть линий, параллельных диаметрам) и имеют в своем составе один общий цвет и два других составляющих цвета, например, желтый с красным оттенком (желток) и синий с красным оттенком (фиолетовый). Эти цвета согласованы (объединены) между собой общим (красным) оттенком и гармонично сочетаются. Существуют 4 группы родственно-контрастных цветов: желто-красные и желто-зеленые; сине-красные и сине-зеленые; красно-желтые и красно-синие; зелено-желтые и зелено-синие.


Контрастные цвета. Диаметрально противоположные цвета и оттенки на цветовом круге самые контрастные и несогласованные между собой. Чем больше цвета отличаются друг от друга по цветовому тону, светлоте и насыщенности, тем менее они гармонируют друг с другом. Вышивая букет из красных и желтых цветов и зеленых листьев, вводят в них вновь полученные цвета, и все они будут гармонично сочетаться. Среди контрастных сочетаний существует несколько приятных для глаз и часто встречающихся в природе - это пары чистых цветов; красный и зеленый, фиолетовый и желтый.
Колорит - определенное взаимоотношение всех цветов и тонов узора, подчиненное общему тону. Колорит в зависимости от преобладания определенных тонов может быть светлым или темным, ярким или мрачным, холодным или теплым. В художественной вышивке необходимо, чтобы каждый цвет узора, взятый в сочетании с другими цветами, не «выпячивался» и не «пропадал», а создавал бы общее впечатление главного, основного тона. Богатство колорита не в пестроте, а в разнообразии оттенков и переходов цвета. Вышивая узор, следует прежде всего определить основной его цвет, а затем искать остальные оттенки.


Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом













1 из 12

Презентация на тему: История появления декоративно-прикладного искусства - вышивка крестом

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивка крестом является одним из самых популярных видов рукоделия. Трудно ли научиться вышивать? Как и любое начинание, вышивание требует внимательности и аккуратности, а главное-большого желания и усидчивости. Если у вас есть все эти качества характера, научиться вышивать нетрудно. Получив начальные сведения о приемах вышивания, можно самостоятельно довести свою технику исполнения до совершенства. Искусно выполненные работы будут радовать ваших близких и знакомых. А как приятно будет получить в подарок вышитую работу, в которую вложена частичка вашего сердца!

№ слайда 3

Описание слайда:

Вышивка крестиком Вышивание во все времена было любимым занятием рукодельниц. Выполненная своими руками, красивая вышивка легко впишется в любой интерьер и будет прекрасным подарком к любому празднику. Вышивка крестиком – великолепное и самое популярное рукоделие. Вышивки смотрятся эффектно, особенно при идеальном по форме крестиком. Вышивать крестиком – ни с чем несравнимое, увлекательное занятие. Стоит только взять в руки иголку с нитью и Вы уже никогда не бросите это увлекательное занятие. А как приятно, в наше непростое время, отвлечься от повседневных забот и заняться своим любимым делом создания своего неповторимого шедевра. Ничто так не расслабляет и не успокаивает так, как любимый вид рукоделия – вышивка крестиком. Сегодня, вышитое своими руками, изделие, пусть даже не шедевр, приобретает особую ценность.

№ слайда 4

Описание слайда:

История вышивки Нет точных сведений о том, где и когда появилась вышивка вообще, и когда вышивка крестом выделилась в отдельный вид рукоделия. Оригинальных вышивок, датируемых ранее ХII века, почти не осталось. Но изображения одежды и предметов интерьера колорит и собственное видение красоты каждого свидетельствуют о том, что вышивка появилась намного раньше. В разных странах узоры отличались по стилю и используемым цветам.

№ слайда 5

Описание слайда:

История вышивки В Западной Европе счетная вышивка стала особенно популярна в ХVI веке. В то время она состояла в основном из библейских сюжетов и текстов, сочетающих различные техники выполнения. К концу ХVIII века на образцах вышивки явственно стал преобладать классический стежок крестом. А по тематике вышивки стали более разнообразны.

№ слайда 6

Описание слайда:

История вышивки На Востоке вышивками традиционно украшали домашнюю утварь - ковры, накидки, вьючные мешки. Отличительной особенностью восточных вышивок является многообразие применяемых цветов и сложность орнамента. Великий шелковый путь способствовал распространению вышивки по Европе.

№ слайда 7

Описание слайда:

История вышивки В России вышивка всегда была очень символична. Некоторые узоры родились еще в глубокой древности и несут на себе отпечаток языческой символики. Находки археологов свидетельствуют о том, что на Руси вышивали еще в Х веке. Постепенно вышивка приобретает все более широкое распространение в украшении костюма и предметов обихода. С ХVIII века она входит в жизнь всех слоев населения.

№ слайда 8

Описание слайда:

История вышивки Вышивка делилась на народную и городскую. Городская вышивка не имела прочных традиций, так как постоянно изменялась под влиянием моды, приходившей с Запада. А народная вышивка крестом была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. Каждая вышивка крестиком имела свое назначение. Вышивки крестиком на рубахах располагались на местах соприкосновения тела человека с внешним миром (т.е. по вороту, рукавах, подолу) и играли роль оберега. В вышивке крестом полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные с культом плодородия и культом предков. В первую очередь это касается орнамента народного шитья, в котором вплоть до 2-й четверти XX века сохраняются древние символы. Главным узором народных вышивок крестом является орнамент и стилизованные изображения животных и птиц. Каждый узор вышивался определенным цветом, что тоже имело символическое значение. В разных областях России были свои особенности и приемы вышивания. Но каждая мастерица, используя те орнаменты, которые были характерны для ее края, старалась сделать их индивидуальными и неповторимыми.

Загрузка...
Top