Индивидуальном подходе к детям в детском саду. Индивидуальный подход к детям

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Каслинский промышленно-гуманитарный техникум»

Контрольная работа

Дисциплина: Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Тема: «Пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ»

Руководитель работы:

Худоерко М.Н.

Работу выполнила:

студентка 4 курса

группы № 13 ДО (З)

Фахреева В.Р.

Касли 2017

Содержание

Введение…………………………………………………....................

Глава 1

Теоретические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста…………………………………………………

1.1

Особенности детей дошкольного возраста…………………………..

1.2

Понятие индивидуального подхода, его значение в воспитании детей дошкольного возраста………………………………………….

Глава 2

Пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ……………………………………………………………………..

2.1

Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста..

2.2

Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников………………………………………………………….

Заключение ………………………………………………………...…..

Библиографический список…………………………………………...

Введение

Существование индивидуальных различий между людьми – факт очевидный. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс.

Возрастные роли человеческого фактора в развитии нашего общества поставило вопрос об «индивидуальной работе как важной форме воспитания».

Индивидуальный подход нацелен в первую очередь на укрепление положительных качеств и устранения недостатков. При умении и своевременном вмешательстве можно избежать нежелательного, мучительного процесса перевоспитания. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом.

В педагогике принцип индивидуального подхода должен пронизывать все звенья воспитательной и учебной работы с детьми разных возрастов. Сущность его выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются им посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знания его психических особенностей и условий жизни.

В отечественной психологии и педагогике серьезно разрабатывали проблему индивидуального подхода к детям следующие ученые: Коменский Я.А., Ушинский Н.Д., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Запорожец А.В., Леонтьев А.Н., Люблинская А.А., Эльконин Д.Б. и др.

За последние годы проблеме индивидуализации и индивидуального подхода посвящен ряд педагогических работ Унт И.Э., Мурашовой Е.В., Кирсанова А.А., Суворовой Г.Ф., Клюевой Н.В., Смирновой Е.О., Юркевич В.С., Крюковой С.В., Шевченко С.Д. и др. авторов.

Объект исследования – целенаправленный процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Предмет – использование индивидуального подхода в воспитании и обучении детей дошкольного возраста.

Основная цель исследования – рассмотреть пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ.

Гипотеза исследования: предполагается, что использование индивидуального подхода будет способствовать более успешному процессу обучения и воспитания детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

Задачи:

1) Рассмотреть теоретические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста;

2) Изучить особенности детей дошкольного возраста;

3) Раскрыть понятие индивидуального подхода, его значение в воспитании детей дошкольного возраста;

4) Определить пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ;

5) Выявить проблему индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников.

Структура работы: введение, две главы, поделенные на параграфы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1 Теоретические основы индивидуального подхода к детям дошкольного возраста

1.1 Особенности детей дошкольного возраста

В дошкольном, возрасте, который длится от трех лет до шести, происходят главные события в жизни ребенка. Во-первых, это возраст кризисный и он характеризуется некоторыми особенностями, переводящими ребенка в другую возрастную группу.

Ведущим средством общения у ребенка дошкольного возраста становится речь. Кто не знает «почемучек», задающих тысячу вопросов взрослым. Ответы на вопросы помогают ребенку расширять его знакомство с окружающей действительностью. Очень важен ответ взрослого. Он должен быть серьезным и понятным.

Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт.

Игровые действия носят изобразительный характер. Они значимы для ребенка, поскольку в действиях он учится преобразовывать действительность.

В игре ребенок осуществляет перенос значений с одного предмета на другой. Он моделирует воображаемую ситуацию и учится оперировать разными предметами, «додумывая» их роль в игре. Вместо сабли – палка, похожая по своему абрису на саблю. Вместо лошади, швабра, поскольку имеет «лохматую» часть, похожую на гриву.

В игре обязательно нужен товарищ, иначе она теряет свою привлекательность. В игре рождается смысл действий одного играющего для другого играющего.

Правила для ребенка в игре очень важны, поскольку он получает удовольствие от правильности своих действий. Это новый вид удовлетворения потребности в этом возрасте, новая форма удовольствия – сделать по правилам.

Ролевая игра аккумулирует появление элементов труда в деятельности ребенка, поскольку сюжет, как пра­вило, требует определенных трудовых усилий. Именно она выполняет главную роль в подготовке дошкольника к овладению социальным опытом.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление дошкольника развивается от наглядно-действенного (в младенчестве) к наглядно-образному. Это позволяет ребенку устанавливать связи между предметами и их свойствами. Таким образом, ребенок учится вычленять наиболее характерные свойства предметов. Развитие мышления тесно связано с речью. Конечно, в три-четыре года речь еще не выполняет планирующей функции. Ребенок способен представить ход практического действия, но не умеет рассказать о действии, которое надо произвести. К примеру, ребенку трех и шести лет предложили собрать пазл. Трехлетний ребенок делает наугад, и если у него получается, очень радуется. Шестилетний ребенок сначала проговаривает свои действия: «Сначала я положу крышу на домик, а потом забор и цветок, который растет у забора».

Этот возраст характеризуется развитием памяти, она все больше выделяется из восприятия. Конечно, еще большую роль играет узнавание при повторном восприятии, какого либо предмета, но чем дальше, тем заметнее у ребенка появление способности к воспроизведению. Сначала формируется произвольное воспроизведение, а затем произвольное запоминание.

Еще в раннем детстве у ребенка начинает формироваться воображение. Но на этой стадии он выступает в роли пассивного слушателя сказок, рассказов. Малыш, конечно, сопереживает героям, но ему не всегда хватает терпения дослушать до конца. Поэтому для раннего возраста выпускают книжки-малышки, содержащие небольшие тексты и привлекательные картинки. В дошкольном возрасте, где ведущей деятельностью выступает игра, воображение бурно развивается. Особенности образов, которые создает дошкольник, состоит в том, что они могут существовать только в рамках какой-либо деятельности. Как ничто лучше для этого подходит игра, конструирование, рисование, лепка. Они создают внешнюю оболочку для поддержания воображаемых образов.

Надо отметить, что дошкольный возраст является начальным этапом формирования личности ребенка. Главными элементами выступает система мотивов, нравственные нормы и произвольность поведения. У ребенка уже различают личные и общественно значимые мотивы. Преобладают личные мотивы. Достаточно посмотреть, как ребенок стремится обеспечить себя необходимыми предметами в игре, в бытовых сценках. Во взаимодействии с взрослыми ребенок стремится заслужить похвалу. Он тянется к ласке. У него такая большая потребность в положительной оценке своей личности, что частенько, он преувеличивает плоды своей деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка начинают формироваться представления о нравственных нормах. Он знакомится с тем, «что такое хорошо и что такое плохо». Естественно в нравственной ориентации основополагающий пример задает взрослый. Ребенок ориентируется в своих поступках на его поступки.

Поведение у детей пока неустойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного в жизни или в кино, от прочитанного. Ребенок еще очень зависим в своих действиях от взрослых или сверстников, он подражает, не заботясь о правильности своего поведения. Он еще не научился соотносить степень правильности своего поведения и « образца ». К концу этого периода уже могут проявить зачатки произвольного поведения, которое характеризуется устойчивостью, неситуативностью, умением ребенка соотносить внешние стимулы и внутреннюю позицию.

Важным моментом в развитии дошкольников является возникновение своего личного сознания и нахождение своего места во взрослом мире, стремление к положительно оцениваемой взрослыми деятельности. Ребенку очень важно, чтобы дело его рук было оценено родителями или воспитателями. И уже, конечно, он стремится к высокой оценке своего труда.

1.2 Понятие индивидуального подхода, его значение в воспитании детей дошкольного возраста

Когда говорят об индивидуальности, то имеют в виду оригинальность личности. Индивидуальностью определяется какая-либо главная черта личности, делающая ее непохожей на окружающих. Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сферах. Индивидуальность характеризует личность конкретнее, детальнее, полнее. Она является постоянным объектом исследования при изучении психологии.

Проблеме индивидуального подхода в воспитании детей уделяли внимание многие представители педагогики, как русской, так и зарубежной. Уже в педагогической системе Я.А. Коменского четко обозначены положения о том, что весь процесс обучения и воспитания детей необходимо строить с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и выявлять эти особенности путем систематических наблюдений.

Особое место занимают труды Жан-Жак Руссо. Согласно его теории, воспитывать ребенка необходимо природосообразно, следовать естественному ходу его развития. А для этого надо тщательно изучать ребенка, его возрастные и индивидуальные особенности. Руководство взрослых по воспитанию ребенка, подчеркивал Руссо, должно быть продуманным, тактичным и тонким.

К.Д. Ушинский разработал обширную методику приемов индивидуального подхода к детям, основы профилактической работы по воспитанию полезных привычек. Он высказал мнение, что в сложном процессе индивидуального подхода к ребенку нельзя давать какие-то определенные рецепты, тем самым, подчеркнув творческий характер решения проблемы .

Педагоги и общественные деятели дореволюционной России уделяли внимание разработки теоретических положений индивидуального подхода к детям дошкольного возраста, внедрению их в практику. Так, Е.Н. Водовозова указывала на необходимость знания воспитателями и родителями научных основ психологии и физиологии ребенка, для того чтобы уметь всесторонне анализировать его поступки. В воспитании детей она отводила большую роль труду, считая его самым действенным, самым лучшим воспитательным средством. Она также предупреждала, что невозможно выработать единые правила подхода ко всем детям, без исключения, так как дети по своим индивидуальным особенностям очень разные.

Н.К. Крупская рассматривала развитие индивидуальных качеств каждого ребенка как обязательное и необходимое условие его всестороннего воспитания. В вопросе об индивидуальном подходе к детям она обращала большое внимание на то, что при условии воспитания ребенка в коллективе может полностью раскрыться его индивидуальность, способности: «Мы считаем, что лишь в коллективе личность ребенка может наиболее полно и всесторонне развиться. Коллектив не поглощает личность ребенка, но влияет на качество воспитания, на его содержание» .

В работах Н.К. Крупская раскрывает значение индивидуального подхода для всестороннего развития личности ребенка в условиях воспитания в коллективе, развитие самого раннего возраста нравственных качеств, способностей, интересов в соответствии с задачами подготовки детей к жизни, к труду. Ее советы ориентируют педагога-воспитателя на гуманное отношение к ребенку, уважение его индивидуальности, стремление понять его сложный духовный мир.

А.С. Макаренко считал принцип индивидуального подхода к детям очень важным при разрешении ряда педагогических проблем, например, при организации и воспитании детского коллектива, трудовом воспитании детей, в игре. Он пришел к выводу, что, осуществляя общую программу воспитания личности, педагог должен вносить в нее «коррективы» в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Он считал, что в процессе воспитания и обучения необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому у каждого ребенка нужно выявить положительные стороны характера и поступков и на этой основе укреплять в нем веру в собственные силы и возможности. С самого раннего возраста воспитание должно быть таким, чтобы оно развивало творческую деятельность, активность, инициативу.

Объективный воспитательный процесс практически реализует такое общественное явление, как воспитание в его движении и развитии. В нем выявляются его структурные составляющие и та основа «клетка», в которой или благодаря которой осуществляются воспитательные изменения в человеке, происходит формирование его личности.

А.С. Макаренко дал следующее определение объективного воспитательного процесса: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но, прежде всего, и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги. Со сложнейшим миром окружающей деятельности ребенок входит в бесконечное число отношений, каждое из которых неизменно развивается, переплетается с другими отношениями, усложняется физическим и нравственным ростом самого ребенка. Весь этот «хаос» не поддается как будто никакому учету, тем не менее, он создает в каждый данный момент определенные изменения в личности ребенка. Направить это развитие и руководить им – задача воспитателя».

Предавая большое значение индивидуальному подходу, А.С. Макаренко не рекомендовал какие-то специальные методы. Один и тот же метод или прием можно использовать по-разному, в зависимости от определенных условий и индивидуальных особенностей воспитанника. Педагог всегда должен выбирать соответствующие средства, исходя из сложившейся ситуации, причем каждое средство будет иметь значение лишь тогда, когда применяется, не изолировано от общей системы воспитания. А.С. Макаренко обосновал и фактически осуществил в своей практической деятельности основные положения индивидуального подхода к детям. Развитие индивидуальности он связывал не только с особенностями человека, но и с темпераментом, с чертами характера. Он считал, что учет проявлений характера и темперамента сложен и должен быть очень тонок по своей воспитательной инструментовки: «Цели индивидуального воспитания заключаются в определении и развитии личных способностей и направленностей в области не только знания, но и характера».

Проблема индивидуального подхода к детям получила всестороннее развитие в практическом опыте и в педагогическом учении В.А. Сухомлинского. Он подчеркивал важность развития индивидуального своеобразия личности ребенка. Путь изучения индивидуальных особенностей ребенка он считал нужным начинать с его семьи, одновременно подчеркивая необходимость педагогического просвещения родителей: «По моему глубокому убеждению, педагогика должна стать наукой для всех». При этом он отмечал, что общие формы работы с родителями необходимо сочетать с индивидуальными, так как в каждой семье свой уклад жизни, традиции и сложные взаимоотношения между ее членами .

В.А. Сухомлинский находил интересные формы работы для развития индивидуальности каждого ребенка при воспитании его эстетических чувств.

Проблема индивидуального подхода к детям не может быть успешно решена без знаний педагогом психологии. Советские психологи А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин занимались проблемой индивидуального подхода в связи с решением задач формирования личности.

Современная психология выделяет следующие существенные признаки понятия личности:

личность – индивидуальность, то есть неповторимое сочетание физических и психологических особенностей, присущих конкретному человеку и отличающих его от всех людей;

в мировоззрении, устремлении, делах личности проявляется человек как гражданин;

чем богаче его духовный мир, тем прогрессивнее его взгляды, тем большую пользу принесет он обществу своим трудом.

Для формирования личности имеют большое значение особенности высшей нервной деятельности человека: темперамент сказывается на активности, работоспособности, легкости приспособления к изменяющимся условиям, уравновешенности поведения.

Проблема формирования личности включает учение о характере, и советские психологи уделяли большое внимание воспитанию характера.

Характер – совокупность наиболее устойчивых отличительных черт личности человека. Формируется в процессе его воспитания и обучения, в трудовой и общественной деятельности. Характер не является врожденным, его нужно воспитывать и развивать. При этом следует отметить, что основными условиями становления характера являются, с одной стороны, целенаправленная деятельность, с другой – единые требования к поведению ребенка как в детском саду и школе, так и в семье.

Деятельность – важнейшая форма проявления жизни человека, его активного отношения к окружающей действительности. В деятельности обязательно должна быть поставлена определенная цель, что придает действиям направленность и осознанность. Основными видами деятельности ребенка являются игра, а также посильный труд, как физический, так и умственный, учебная деятельность.

В активной деятельности развиваются психические процессы, формируются умственные, эмоциональные и волевые качества личности, ее способности и характер. Проблема индивидуального подхода, поэтому не может рассматриваться вне деятельности, без учета отношения ребенка к окружающим, его интересов.

Необходимым условием осуществления индивидуального подхода является органическое сочетание дифференцированного подхода к каждому ребенку с воспитанием и формированием коллектива. Очень важным условием эффективности индивидуального подхода является опора на положительный характер в свойствах личности ребенка. Индивидуальный подход требует большого терпения от педагога, умения разобраться в сложных проявлениях. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада и школы, так и родителей. Осуществляя индивидуальный подход к детям, педагог должен помнить, что его задача не только развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и формировать качества личности.

Глава 2 Пути реализации индивидуального подхода к детям в условиях ДОУ

2.1 Учет индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста

При изучении индивидуальных особенностей детей следует обращать внимание на изучение их физического состояния и здоровья, от которых во многом зависит их внимание на уроке, занятии и общая работоспособность. Нужно знать раннее перенесенные учеником заболевания, тяжело отразившиеся на его здоровье, хронические болезни, состояние зрения и склад нервной системы. Все это будет помогать правильно дозировать физические нагрузки, а также сказывается на участие в различных спортивно-массовых мероприятиях.

Весьма важно знать особенности познавательной деятельности детей, свойство их памяти, склонность и интересы, а также предрасположенность к более успешному изучению тех или иных предметов. С учетом этих особенностей осуществляется индивидуальный подход к детям в обучении. Более сильные нуждаются в дополнительных занятиях с тем, чтобы интенсивнее развивались их интеллектуальные способности; слабейшим детям нужно оказывать индивидуальную помощь в учении, развивать их память, сообразительность, познавательную активность и т.д.

Большое внимание необходимо уделять изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять их, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами. Не менее существенным является знание характера каждого ребенка с тем, чтобы учитывать его при организации коллективной деятельности, распределение общественных поручений и преодолении отрицательных черт и качеств.

Изучение детей должно охватывать также ознакомления с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительные влияния на их воспитание и развитие.

Также значительное место занимает знание педагогами, таких важных вопросов, которые связаны с обучаемостью и воспитуемостью детей и включают в себя степень восприимчивости, педагогических воздействий, а также динамику формирования тех или иных личностных качеств.

Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, записывая в нем особенности поведения воспитанников, делая периодически краткие обобщения результатов наблюдения. Индивидуальные особенности ребенка также связаны с типом его нервной деятельности, являющимся наследственным.

И.П. Павлов в своем учении о высшей нервной деятельности выявил основные свойства нервных процессов:

1) Силу возбуждения и неуравновешенность;

2) Уравновешенность и неуравновешенность этих процессов;

3) Их подвижность.

На основе изучения протекания этих процессов он определил следующие типы высшей нервной деятельности:

1) Сильный, неуравновешенный, характеризующийся сильным возбуждением и менее сильным торможением, соответствует холерическому темпераменту. Для ребенка холерического темперамента характерным является повышенная возбудимость, активность, отвлекаемость. За все дела он принимается с увлечением. Не соизмеряя свои силы, он часто теряет интерес к начатому делу, не доводит его до конца. Это может привести к легкомыслию, неуживчивости. Поэтому у такого ребенка необходимо укреплять процессы торможения, а выходящую из пределов активность переключать на полезную и посильную деятельность.

Нужно контролировать выполнение заданий, требовать доводить начатое дело до конца. На занятиях нужно направлять таких детей на осмысление материала, ставить перед ними более сложные задания, умело опираться на их интересы.

2) Сильный, уравновешенный (процесс возбуждения уравновешивается процессом торможения), подвижный, соответствует сангвиническому темпераменту. Дети сангвинического темперамента деятельны, общительны, легко приспосабливаются к изменениям условий. Особенности детей этого типа высшей нервной деятельности отчетливо проявляются при поступлении в детский сад: они жизнерадостны, сразу же находят себе товарищей, вникают во все стороны жизни группы, с большим интересом и активно участвуют в занятиях, в играх.

3) Сильный, уравновешенный, инертный, (соответствует флегматическому темпераменту). Дети – флегматики спокойны, терпеливы, прочное дело доводят до конца, ровно относятся к окружающим. Недостатком флегматика является его инертность, его малоподвижность, он не может сразу сосредоточиться, направить внимание. В целом такие дети не причиняют хлопот.

Конечно, такие черты, как сдержанность, рассудительность, являются положительными, но их можно спутать с равнодушием, апатией, безынициативностью, ленью. Нужно очень внимательно изучать эти особенности ребенка в различных ситуациях, в различных видах деятельности, не проявлять поспешности в своих выводах, проверять и сопоставлять результаты своих наблюдений с наблюдениями коллег и членами семьи ребенка.

4) Слабый, характеризующийся слабостью, как возбуждения, так и торможения при повышенной тормозимости или малой подвижности, (соответствует меланхолическому темпераменту). Дети меланхолического темперамента необщительны, замкнуты, очень впечатлительны и обидчивы. При поступлении в детский сад, школу долго не могут привыкнуть к новой обстановке, коллективу детей, тоскуют, грустят. В некоторых случаях переживания отзываются даже на физическом состоянии ребенка: он теряет вес, у него нарушается аппетит и сон. Не только педагоги, но и медицинский персонал и семья должны уделять таким детям особое внимание, заботиться о создании условий, вызывающих у них возможно больше положительных эмоций.

Свойство нервной системы каждого человека не укладываются в какой-то один «чистый» тип высшей нервной деятельности. Как правило, индивидуальная психика отражает смешение типов или проявляется как промежуточный тип (например, между сангвиником и флегматиком, между меланхоликом и флегматиком, между холериком и меланхоликом).

При учете возрастных особенностей развития детей педагог во многом опирается на обобщенные данные педагогики и возрастной психологии. Что же касается индивидуальных различий и особенностей воспитания отдельных детей, то здесь ему приходиться полагаться лишь на этот материал, который он получает в процессе личного изучения воспитанников.

Таким образом, только глубокое изучение и знание особенностей развития каждого ребенка создает условие для успешного учета этих особенностей в процессе обучения и воспитания.

2.2 Проблема индивидуального подхода в воспитании и обучении дошкольников

Каждый человек признается единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальность. Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный воспитательно-образовательный процесс. Всемерная поддержка индивидуальности ребёнка признается одним из основополагающих моментов всего дошкольного образования: только на ее основе могут осуществляться полноценное развитие личности ребенка, раскрываться его особенные, уникальные способности.

Однако проблема индивидуализации воспитания и обучения остается и на сегодняшний день одной из центральных психолого-педагогических проблем. Данная проблема заключается не в решении вопроса о необходимости индивидуализации как таковой, а в слабой проработанности конкретных способов ее осуществления. Нет в современной педагогической практике понятия более популярного и менее отрефлексированного, чем «индивидуальный подход». Более или менее ясно только самое основное и общее: индивидуальный подход в обучении – это учет индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и воспитания.

Основное противоречие традиционного обучения в ДОУ связано с групповой формой его организации и индивидуальным характером усвоения знаний. Уровень профессиональности педагога во многом определяется тем, как он на практике реализует принцип индивидуального подхода к каждому ребенку. Воспитателю, прежде всего, необходимо хорошо знать детей, видеть в каждом из них индивидуальные, своеобразные черты. Чем лучше он разбирается в индивидуальных особенностях дошкольников, тем правильнее он может организовать воспитательно-образовательный процесс. Необходимо учесть, что педагог должен не только представлять себе основные характеристики детей своей группы – их способность воспринимать материал, запоминать, перерабатывать и использовать его, но и знать основные принципы изучения индивидуальных особенностей.

Считаю, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но существуют основные моменты при его осуществлении:

знание и понимание детей;

основательный теоретический баланс;

способность педагога размышлять и умение анализировать.

Для обеспечения выше обозначенных моментов, подготовка педагогов к реализации технологий индивидуального подхода включала:

формирование представлений о достаточно широком спектре индивидуальных особенностей дошкольников: психофизиологических, психологических, педагогических;

формирование умений диагностики определенных индивидуальных различий дошкольников. Конечно, диагностику индивидуально-психологических особенностей учащихся призваны осуществлять специалисты (педагог-психолог, логопед, социальный педагог), а воспитатель уже от них должен получать соответствующую информацию. Однако в силу определенных обстоятельств, на практике воспитателю нередко приходится заниматься такой диагностикой вместе со специалистами или даже самому. Кроме того, непсихологические (педагогические) особенности ребенка воспитатель диагностирует самостоятельно. Необходимо четкое обеспечение педагогическим инструментарием для подобных случаев диагностики.

развитие вариативности педагогического мышления, которое необходимо, например, при подготовке занятия, для разработки заведомо избыточных наборов разнотипных заданий по изучаемой теме. Задания распределяются на основе учета индивидуальных особенностей детей.

Индивидуальный подход требует от педагога помимо умения работать разнородно и разнообразно, еще и большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения – и это только некоторые из причин пока недостаточно широкого применения его на практике при широкой декларативности.

Я считаю, что в настоящее время эту проблему можно и нужно решать, так как реализация индивидуального подхода помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом, является важнейшим условием успешного формирования готовности дошкольников к обучению в школе.

Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить их эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие.

Заключение

Подведем некоторые итоги по рассматриваемому вопросу.

Итак, индивидуальный подход – это осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей обучающихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов, и др.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Индивидуальный подход требует от педагога большого терпения, умения разобраться в сложных проявлениях поведения. Индивидуальный подход является органической частью педагогического процесса, он помогает вовлечь всех детей в активную деятельность по овладению программным материалом. Во всех случаях необходимо найти причину формирования тех или иных индивидуальных особенностей ребенка. Это может быть состояние здоровья, особенности высшей нервной деятельности, условия окружающей среды и прежде всего воспитание. Следует отметить, что в дошкольном возрасте сравнительно нетрудно установить причину различных отклонений в поведении ребенка и устранить их, если это отклонения отрицательного свойства. Позже, когда они превратятся в привычку, устранять их гораздо труднее. Поэтому глубокий, всесторонний анализ всех поступков детей в дошкольном возрасте особенно необходим.

Одним из условий правильного осуществления индивидуального подхода к ребенку является единство требований к нему как работников детского сада, так и родителей. Нельзя разрешить многие вопросы воспитания, в том числе добиться положительных результатов в индивидуальном подходе, вне связи с семьей. Практика дошкольного воспитания знает много примеров, когда разгадка личности ребенка кроется в условиях семейного воспитания. Осуществляя индивидуальный подход к детям, воспитатель должен помнить, что его задача не только формировать и развивать те положительные качества, которые уже есть у ребенка, но и прививать еще не свойственные ему, создавая новый тин человека.

Индивидуальный подход к детям дошкольного возраста оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение проявлений ребенка, установление причины формирования особенностей его характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм осуществления индивидуального подхода к каждому ребенку в общей педагогической работе со всеми детьми.

Реализация индивидуального подхода в работе с дошкольниками может осуществляться при следующих условиях:

глубокое овладение воспитателями знаниями общих закономерностей психического развития, возрастных и индивидуальных особенностей психического развития дошкольников;

овладение методами изучения особенностей и социальной ситуации развития детей;

анализ полученной информации, установления причин возникновения пробелов в развитии детей, благоприятных условий для развития каждого ребенка;

разработка и комплектование индивидуализированных программ развития, воспитания и обучения;

активное включение родителей в образовательный процесс с целью обеспечение преемственности семейного и общественного воспитания, профилактики и коррекции нарушений семейного воспитания;

отношение взрослых к ребенку как к неповторимой индивидуальности, переориентация стиля взаимодействия воспитателя с детьми от субъект-объектных отношений к субъект-субъектным общениям;

подбор в соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями детей игрового материала и учебного оборудования, его педагогически целесообразное расположение.

В заключение необходимо отметить, что проблема подготовки будущих воспитателей к реализации индивидуального подхода к детям является актуальной и требует обстоятельного исследования с целью разработки методических материалов для внедрения их в образовательный процесс высших учебных заведений.

Библиографический список

1. Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. – М.: Просвещение, 2012. – 312 с.

2. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. / З.М. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранов. – М.: Академический Проект; Культура, 2010. – 240 с.

3. Веракса, Н.Е., Веракса, А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве: пособие для педагогов ДОУ / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 80 с.

4. Кирсанов, А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема / А.А. Кирсанов. – Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2015. – 224 с.

5. Ковальчук, Л.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: пособие для воспитателя детского сада / Л.И. Ковальчук. – М.: Просвещение, 2010. – 112 с.

6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студентов средних пед. учеб. заведений / С.А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 432 с.

7. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов и слушателей ИПК и ФПК. – 4-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Лихачев. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 607 с.

8. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения / С.П. Макаров // Педагогический вестник, 2010. №1. – с. 2-10.

9. Маханева, М.Д. Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ: организационно-методический аспект / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 57 с.

10. Педагогические взгляды и деятельность Н.К. Крупской. – М.: Издательство «Просвещение», 2009.

11. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2009.

12. Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. – М.: Педагогика, 2010. – 192 с.

13. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: учеб. пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений / Г.А. Урунтаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – с. 336.

14. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек / В.С. Юркевич. – М.: Знание, 2010. – 80 с.

Перед системой образования стоит множество важнейших задач. Но особое место среди них занимает поиск такой организации процесса, который позволил бы сформировать индивидуальный подход в воспитании, обучении детей. Только в таком случае возможно получение ребенком не только необходимого объема навыков, умений и знаний, но и развитие его стремления к самопознанию и саморазвитию.

Актуальность темы

Насколько важна технология индивидуального подхода в обучении и воспитании детей? Ответ на этот вопрос можно получить, если вспомнить о том, что именно человек является высшей ценностью нашего общества. Именно поэтому столь велико внимание к воспитанию каждой личности, забота об усовершенствовании ее качеств и многогранном развитии способностей. Все эти задачи являются приоритетными для любого государства.

Очевидным фактом является и существование между людьми индивидуальных различий. В этом и кроется ответ на поставленный вопрос. в обучении и воспитании ребенка необходим по причине того, что при любом педагогическом воздействии происходит преломление личных способностей человека через изменившиеся «внутренние условия». Без учета данного фактора процесс воспитания и обучения теряет свою действенность.

Определение понятия

Основной целью нашего общества является всестороннее развитие всех его граждан. Решение этой задачи возможно только через выявление творческого потенциала личности, а также формирования ее индивидуальности, представляющей собой высший уровень развития. Ведь каждый человек должен непременно выявить, то есть «выполнить» себя. И это является не только целью его жизни, но и основной задачей общества в целом.

К тому же такая форма воспитания, как индивидуальный подход в обучении, не противостоит такому принципу, как коллективность. И это подтверждено научными исследованиями. «Я» у человека имеет место именно потому, что существует «мы».

Индивидуальный подход в является мероприятием далеко не одноразовым. Им необходимо пронизывать всю систему, воздействующую на ребенка. В связи с этим такой подход можно назвать общим принципом воспитания подрастающего поколения.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании, ставит своей целью укрепление положительных черт характера личности и устранение недостатков в ее поведении. Имея достаточные педагогические навыки и произведя своевременное вмешательство, можно избежать в дальнейшем столь мучительного и нежелательного процесса, как перевоспитание.

Индивидуальный подход в обучении потребует от взрослого человека большого терпения, а также умения правильно разобраться в тех или иных проявлениях поведения ребенка.

Индивидуальный подход в обучении, а также в воспитании - это составляющая часть педагогического процесса. С его помощью дети вовлекаются в активную деятельность, направленную на овладение программным материалом.

Сущность индивидуального подхода

Обращение к конкретной личности ребенка должно присутствовать в каждом звене учебной и воспитательной работы с детьми всех возрастов. В чем же заключена сущность такого индивидуального подхода? Она выражается в непосредственном педагогическом воздействии на ребенка при решении общих задач, стоящих перед коллективом. При этом учитель или воспитатель должны учитывать условия жизни и психические особенности личности.

Можно смело говорить о том, что принцип индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании является главным в педагогической практике. При его осуществлении взрослому необходимо:

Знать и понимать своих воспитанников;
- любить детей;
- уметь размышлять и анализировать;
- придерживаться основательного теоретического баланса.

Педагог всегда должен помнить о том, что ребенок является самонацеленным субъектом собственного развития. При этом ему всегда нужна поддержка взрослого.

Реализация индивидуального подхода в обучении, а также в воспитании невозможна без учета психофизических аспектов. Рассмотрим эти факторы подробнее.

Уровень умственного развития

Это первый аспект, который должен рассматриваться, когда осуществляется индивидуальный подход в обучении дошкольников и учащихся общеобразовательных учреждений.

Педагог должен изучить уровень ребенка. Это необходимо для его дальнейшего успешного обучения. Если данный показатель имеет высокий уровень, то воспитанник быстрее воспримет и осмыслит материал, хорошо запомнит его и воспроизведет, а затем дольше удержит в памяти. Полученные знания, в таком случае, будут успешно использованы при выполнении последующих заданий.

Индивидуальный подход в обучении детей и их воспитании, который основывается на уровне умственного развития, строится педагогом с учетом зоны его ближайшего воздействия. В таком случае взрослый должен дифференцировать не само задание, а ту меру помощи, которую он предлагает ребенку. Например, одни воспитанники не только сами производят ту или иную деятельность, но и объясняют ход ее выполнения товарищам. Другие же способны выполнить задание, придерживаясь определенного алгоритма. Третьим и вовсе потребуется помощь педагога.

Тип нервной системы

Это второй аспект, который необходимо учесть при осуществлении индивидуального подхода к ребенку. Согласно выводам, сделанным современными исследователями, свойства, которые присущи нервной системе человека, имеют генотипическую природу.

Другими словами, они являются практически неизменными и стабильными характеристиками личности. Именно поэтому не считаться с данным фактором нельзя.
Основные свойства нервной системы: подвижность-инертность и сила-слабость.

Тип мышления

Это третий и достаточно важный аспект, который педагог должен учесть, когда будет осуществлять индивидуальный подход в процессе обучения. Дети, как и взрослые, решают поставленные перед ними задачи по-разному. Одни из них имеют аналитический склад ума. Он находит свое проявление в словесно-логическом абстрактном мышлении. Другим проще думать образами. В таком случае проявляется художественное мышление.

Есть и такие люди, у которых эти два компонента находятся в равновесии. В таком случае можно говорить о гармоничном складе ума. Существующие различия имеют место в связи с функциональной асимметрией полушарий головного мозга. Это и должен учесть воспитатель, когда будет проявлять индивидуальный подход в обучении учащихся или дошкольников.

Так, дети с умом художественного типа начинают осмысливать любой материал только после эмоционального включения. Вначале они опираются на образы и представления, а только потом анализируют все составляющие и делают свои выводы.

Дети мыслительного типа начинают решать задания с выстраивания логических цепочек. Они анализируют все составляющие и мыслят символами. В их алгоритме решения задач преобладают логические размышления. Эмоциональная окраска деталей, как правило, просто мешает им думать.

Модальность восприятия

Это четвертый и также немаловажный аспект, учитываемый педагогом при индивидуальном подходе к детям. Наблюдая за поведением ребенка, можно убедиться в том, что то, каким способом он познает окружающий мир, оказывает огромное влияние на его уровень адаптации в обществе, физическое развитие и успехи в обучении.

Внимательно следя за этим аспектом, уже в младшем возрасте можно предположить, с какими проблемами малыш столкнется при обучении в школе. Зная способ познания, родители, воспитатели, педагоги и психологи могут правильно построить игры и занятия с ребенком. Это позволит извлечь из процесса обучения максимум пользы.

Восприятие информации может быть визуальным, аудиальным и кинестетическим. При первом из них обучение ребенка должно осуществляться благодаря зрительному восприятию поданной информации. Аудиальный тип говорит о том, что все материалы воспитаннику проще запомнить на слух. Некоторые дети воспринимают информацию только в результате собственной деятельности. В таких случаях можно говорить о кинестетическом типе восприятия окружающего мира.

Состояние здоровья

Этот аспект приобретает особую важность в тех случаях, когда требуется организация воспитания и обучения детей с физическими дефектами и нарушениями в соматическом развитии. Но педагог должен всегда учитывать и такие психологические особенности детей, как страхи и тревожность, неуверенность в себе и неврозы. Недооценка всех этих психофизических характеристик воспитанников наносит колоссальный вред их здоровью.

Педагогу необходимо знать, что нарушения психики у детей могут быть связаны с такими факторами, как:

Соматические заболевания;
- дефекты физического развития;
- стрессы и различного рода неблагоприятные факторы, касающиеся социальных условий жизни.

Возрастные особенности

Что еще должен учесть педагог в процессе воспитания? Ему необходимо помнить о том, что на личностном развитии любого человека отражаются его возрастные особенности. В зависимости от прожитых лет происходит изменение мышления личности, круга ее интересов и запросов, а также социальных проявлений. В каждом возрасте существуют свои ограничения в развитии и возможности. Например, память и мыслительные способности интенсивнее всего расширяются в детском и юношеском периодах. Если это не учесть в процессе обучения и воспитания, то время будет упущено. Возможности этого периода использовать в более позднем периоде очень сложно. Но в то же время воспитатель не должен и слишком забегать вперед, воздействуя на нравственное, умственное и физическое развитие детей. Здесь важно учитывать возрастные возможности организма.

Физическое воспитание

Современные ученые, основываясь на результатах проведенных исследований, сделали удивительный вывод. Они выявили прямую зависимость между умственным, физическим и нравственным развитием человека. Первое из них влияет на формирование характера личности. Физическое же совершенство позволяет развиваться органам зрения, слуха и чувств. Кроме того, оно тесно связано с нравственным и трудовым воспитанием. При этом активная деятельность зависит от состояния здоровья ребенка, и наоборот.

Игры, проводимые с детьми, также способствуют укреплению их воли, дисциплинированности, организованности и других нравственных качеств. Физическое воспитание связано и с воспитанием эстетическим. Выполняемые упражнения делают тело красивым. Движения человека становятся ловкими. Осанка и походка - правильными.

При индивидуальном подходе к физическому воспитанию у детей пробуждается интерес к активным движениям на свежем воздухе, к обретению навыков культурно-гигиенического характера и т. д.

Нравственное воспитание

В детском и юношеском возрасте у детей происходит формирование моральных норм. Они приобретают опыт поведения и вырабатывают собственное отношение к людям. Проводя нравственное воспитание ребенка, педагог может существенно повлиять на формирование характера и воли ребенка.

Заключение

Проявляя принцип индивидуального подхода в воспитании и обучении детей, педагог должен знать:

1. Особенности здоровья и физического состояния ребенка. От этого во многом будет зависеть его внимание на занятии, уроке и общая работоспособность.
2. Свойства памяти, интересы и склонности воспитанников. Учтя эти особенности, становится намного проще осуществить индивидуальный подход к ребенку, нагрузив более сильного дополнительными занятиями и оказав помощь более слабому.
3. Умственно-эмоциональную сферу детей, выявляя воспитанников с болезненной реакцией на замечания и повышенной раздражительностью. Понимание характера ребенка позволит максимально эффективно организовать коллективную деятельность.

Только знание особенностей развития каждого из детей, полученное педагогом на основе глубокого изучения всех факторов, создаст необходимые условия для их успешного использования в процессе обучения и воспитания.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия

Консультация на тему «Специфика организации индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного возраста» (для воспитателей ДОУ)

Моисеева Любовь Алексеевна воспитатель 1 квалификационной категории согласовано: старший воспитатель _______________ И.А.Левашова дата проведения: 12.02.2015г.

п. Ромоданово 2015 год Ученье есть индивидуальная деятельность детей.

Здесь каждый ребенок проделывает определенную

умственную или физическую работу индивидуально.

А.П.Усова

В детстве ярко проявляются особенности характера и темперамента, способности и интересы личности ребенка. Нет детей с одинаковыми привычками и поведением, знаниями и умениями. Близнецы и те отличаются друг от друга. У всех дошкольников ровесников разный уровень развития. Одни активные и быстрые, другие пассивные и медлительные. Есть самоуверенные дети, а есть застенчивые. Детей, таких разных, надо воспитывать и учить, но как? В соответствии с ФГОС среди принципов дошкольного образования выделяется и такой как индивидуализация дошкольного образования, под которой следует понимать построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Одна из задач стандарта направлена на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. В этом случае просто необходим индивидуальный подход к детям. Он нужен во всех видах детской деятельности и на протяжении всего дня. Но особенно он хорош на занятии, так как на нем, в основном, происходит организованное обучение и развитие.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна узнать его тоже во всех отношениях» К.Д.Ушинский. «Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать» А.С.Макаренко. «Где-то в самом сокровенном уголке сердца у каждого ребенка своя струна, она звучит на свой лад, и чтобы сердце отозвалось на мое слово, нужно настроиться самому на тон этой струны» В.А.Сухомлинский.
Суть индивидуального подхода заключается в подборе средств педагогического воздействия на каждого ребенка в отдельности с учетом всех его особенностей. Что значит подойти к ребёнку индивидуально? Подойти к ребёнку индивидуально - это понять самого ребёнка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребёнок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетённых друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. « Почувствовать ребёнка» то важное качество, благодаря которому педагог становится профессионалом. Это опыт, проявляющийся от общения с ребёнком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребёнке видит личность. Кроме специального багажа знаний, педагогу в этом деле пригодится – творчество, чуткость, умение анализировать и прогнозировать. Он должен знать и понимать воспитанников, быть рядом и на равных, быть мудрым и снисходительным. Итак, педагог должен знать «струны» всех детей и умело воздействовать на них. Индивидуальный подход на НОД способствует раскрытию индивидуальности ребёнка, которая находит своё выражение в характере мыслительных процессов, запоминания, внимания, в проявлении инициативы, творчества. Данный подход способствует раскрытию индивидуальности каждого ребенка. Так молчаливые, замкнутые, застенчивые, нерешительные, медлительные дети на занятии становятся другими, если руководствоваться некоторыми правилами: 1. Давать им более простые задания. 2. Спрашивать их не первыми, а то, что они лучше знают, и постепенно переходить к новому более трудному материалу, или на повторе ответа. 3. Задавать наводящий вопрос. 4. Использовать напоминание. 5. Давать время на ответ, не торопить с ответом, не прерывать. 6. Следует педагогу помнить и об активных с высоким уровнем развития: 1. Не спрашивать всегда только их. 2. Привлекать их к исправлению и уточнению ответов других детей. 3. Подбирать им более сложные задания. 4. Предъявлять к ответам детей повышенные требования. Вот общие требования, которые педагог может применять ко всем детям на занятии: 1. Продумать посадку детей (с учетом особенностей физического и психического развития и поведения). Двое легковозбудимых детей, сидящих рядом, могут мешать не только друг другу, но и всем остальным. Если же рядом с легко отвлекающимися ребёнком находится спокойный, уравновешенный сверстник, то и первый малыш ведёт себя более организованно. 2. Щедро поощрять . Робкого ребёнка следует похвалить за старание. Если же малыш упрямится и не хочет выполнять указания воспитателя, просьбу- его внимание лучше переключить на другой объект. Дети очень чувствительны к оценке со стороны взрослого. В ходе занятия всегда должна присутствовать оценка деятельности индивидуально: «правильно провёл линию, хорошо ответил на вопрос». 3. Сравнивать результаты ребенка с его собственными достижениями, а не относительно других детей. Так если малыш затрудняется держать правильно карандаш, то ему воспитатель помогает удержать предмет и водит его рукой, а не ставит в пример других детей. 4. Развивать инициативу и самостоятельность. Всегда видно, кто из малышей более активен, а кто подолгу занят однообразной деятельностью. Задача воспитателя выбрать ту или иную игрушку, поиграть вместе, ввести ребёнка в группу играющих детей, предложить роль в игре, создавая тем самым доброжелательную обстановку. 5. Учить детей контролировать себя. Одобрение взрослым положительных поступков и неодобрение негативных, позволяют малышам понять, как можно поступать, а как нельзя. В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребёнка, старается разобраться, выяснить причину конфликта. 6. «Не вешать» на детей ярлыки, типа «он у нас такой», «а он ничего не знает» и т.д. 7. Прерывать попытки детей высмеивать ответы других. 8. Учить правильно оценивать действия и результаты свои и товарищей . 9. Привлекать детей радоваться успехами сверстников. 10. Планировать индивидуальный подход (например, кому какой вопрос лучше задать). 11. Проводить индивидуальную работу вне занятий. 12. Предлагать родителям задания на дом .
Индивидуальный подход оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребёнка при условии, если он осуществляется в определённой последовательности и системе, как непрерывный, чётко организованный процесс. Индивидуальный подход к дошкольникам одного возраста можно осуществлять, деля их на подгруппы. В первой подгруппе – дети с большой активностью, интересом к занятию, проявлением творческих способностей. Для них можно подбирать более сложные занятия. Во второй подгруппе – дети, активность которых внешне не проявляется, особого интереса к занятию нет, могут отмалчиваться или отвечать правильно, но творческие проявления незначительны. Как правила у детей первой подгруппы выше уровень развития, чем у второй. Таким образом, воспитатель тоже осуществляет индивидуальный подход. При проведении индивидуальной работы в процессе различной детской деятельности педагог должен опираться на коллектив, на коллективные связи детей внутри группы. Коллектив является той силой, которая укрепляет в ребёнке общественные начала. Невозможно воспитать вне общения с коллективом такие качества, как доброжелательность, чувство взаимопомощи, ответственности за общее дело. Для индивидуального подхода в процессе игровой деятельности важно выяснить их отношение, интерес к игре и характер участия в различных играх. Педагог должен развивать такие качества как доброжелательность, стремление принести пользу игровому коллективу. Зная индивидуальные особенности детей, их способности и умения, нужно всегда использовать это в игре. Одни дети выразительно читают стихи, другие хорошо поют, танцуют. Есть ребята, умеющие хорошо строить, украшать свои постройки. В общей игре можно каждому найти дело. В процессе дидактических игр выясняется степень умственного развития ребёнка, их сообразительность, смекалка, а также решительность, быстрая или медленная переключаемость с одного действия на другое. Дидактические игры способствуют расширению представлений об окружающем, о живой и неживой природе, о пространстве и времени, о качестве и форме предметов и т. д. , в дидактических играх развивается зрительное восприятие, наблюдательность, способность к общению. В процессе их проведения ярко выявляются индивидуальные особенности детей, эти игры помогают воспитывать сосредоточенность, внимание, усидчивость. Это особенно важно для детей с повышенной возбудимостью. Таким образом, в игровой деятельности заложены большие возможности для эффективной индивидуальной работы с детьми. И воспитатель должен постоянно использовать их для всестороннего развития каждого ребёнка. Индивидуальная работа по физическому воспитанию строится на основе возрастных и индивидуальных особенностей детей. Составляя план индивидуальной работы воспитатель учитывает двигательные интересы ребёнка. Предлагает ему разнообразные задания: вспомнить и выполнить упражнения, организовать знакомые подвижные игры и т. д., важная роль отводится развитию ручной умелости, моторики рук. Индивидуальная работа по развитию движений планируется ежедневно, во время прогулки. Вот некоторые составляющие работы, на которые нужно обратить внимание в ходе индивидуальной работы с детьми в течении дня:
    беседы с родителями во время утреннего приёма о самочувствии ребёнка, поведении предоставление каждому ребёнку возможности заняться интересующим его делом, создание спокойной, радостной обстановки, её поддержанием
при подготовке к завтраку и во время его прохождения обращать внимание на оказание помощи детям не вполне владеющими культурно- гигиеническими навыками
    привлекать детей к работе в уголке природы проведение работы с детьми робкими, застенчивыми, пропустившими предыдущие занятия, подготовить их к участию в общем занятии в ходе занятий обращать внимание, что бы всем было удобно сидеть, видно и слышно педагога, обязательно учитывать активность и степень усвоения каждым ребёнком материала воспитывая навык одеваться на прогулку, уделять особое внимание болезненным и ослабленным детям, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, побуждать помогать друг другу на прогулке осуществляются различные цели преодоления застенчивости ребёнка, вовлечение его в коллектив, развитие наблюдательности, подготовка к участию в занятиях, воспитание трудовых навыков уделить внимание детям, которые проявляют особый интерес к какой- либо деятельности, выделяя её среди других разучивание стихов, скороговорок с детьми, страдающими затруднениями в речи общаясь вечером с родителями рассказать о деятельности ребёнка в течении дня, ответить на их вопросы, дать рекомендации на интересующую их тему
Таким образом, систематическое проведение индивидуальной работы с детьми является основным в педагогическом процессе, он помогает формированию характера, всестороннему развитию личности ребёнка, способствует организации и воспитанию дружного детского коллектива.

Используемая литература: 1. Аванесова В.Н. Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе - 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 176 стр., ил. 2. Интернет- источник. 3. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 127 стр.

Индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада

Социальное развитие ребенка представляет собой сложное и противоречивое явление. Наиболее яркой его характеристикой является сосуществование двух его сторон - социализации и индивидуализации . Социализация выступает как присвоение ребенком норм человеческого общежития, а индивидуализация - как постоянное открытие, утверждение и формирование себя как субъекта.

Сегодня об индивидуальном подходе приходится слышать довольно часто. Педагоги говорят: «К этому ребенку нужен индивидуальный подход». Родители вздыхают: «Моему ребенку требуется индивидуальный подход». Но в восприятии каждого свое представление индивидуального подхода.

Индивидуальный подход (англ. individual approach) - важный психолого- педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе с детьми учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка. Индивидуальный подход в воспитании необходим в 2 отношениях: 1) он обеспечивает индивидуальное своеобразие в развитии детей, дает возможность максимального развития всех имеющихся у ребенка способностей; 2) без учета индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказать на него совсем не то влияние, на которое оно было рассчитано. Педагогическое воздействие всегда опосредуется психологическими особенностями ребенка, и потому характер и эффективность воздействия определяются не только его объективными особенностями, но и тем, как оно воспринимается ребенком.


Сущность индивидуального подхода в воспитании заключается в том, что общие цели воспитания конкретизируются в соответствии не только с возрастными, но и с индивидуальными особенностями. Индивидуальный подход предполагает гибкое использование различных форм и методов воспитания с целью достижения оптимальных результатов по отношению к каждому ребенку, создание необходимых условий.

Работая вместе с Ресурсным центром «Я и мир» по созданию условий для получения ребенком первого положительного опыта социализации мы поставили перед собой цель разработать модели индивидуально-дифференцированного подхода к ребенку 5-7 лет в условиях детского сада.

Вся работа была направлена на решение следующих задач:

Выявление индивидуальных особенностей детей 5-7 лет;

Определение методов, форм и средств, направленных на реализацию индивидуального подхода;

Возраст 5-7 лет был выбран неслучайно. Именно в этот период жизни организм ребенка наиболее чувствителен и уязвим, т. к. особенно реагирует на внешние, в том числе и неблагоприятные воздействия среды.

Работа в данном направлении начинается задолго до того, как ребенок приходит к нам в детский сад и, прежде всего, мы беседуем с родителями, которые обращают внимание на те или иные особенности в развитии ребенка. Вся информация о ребенке, включая информацию, полученную от родителей, анамнез ребенка, рекомендации врачей, а также наблюдения психолога и педагогов вносятся в «Карту индивидуального развития ребенка-дошкольника». В карте отражены показатели, выявленные на основе диагностики и характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению (физическое, социальное, познавательное, эстетическое развитие).

В качестве одной из основных характеристик дошкольника выступает его физическое развитие: овладение двигательными навыками и выразительность движений. Движения ребенка выражают его эмоциональные состояния. Понимание ″языка движений″ позволяет проникнуть в глубину эмоциональной сферы ребенка.

Дополнительно в нашем Центре развития ребенка ежегодно проводится диагностика зрения всех детей, а также диагностика состояния здоровья на специальном аппарате «Здоровый ребенок», что позволяет отслеживать в динамике все изменения, связанные со здоровьем воспитанников. Данные диагностики также вносятся в индивидуальную карту ребенка.

Данная карта не является «диагнозом» ребенка, она служит для педагога ориентиром, с помощью которого можно сделать вывод об уровне развития ребенка и соответствии его возможностям возраста.

Кроме этого, мы обращаем большое внимание на родителей воспитанников. Выстраивая стратегию взаимодействия с семьей, всегда учитываем данные так называемого «социального» анамнеза ребенка: возраст родителей, профессию, вредные привычки, состав семьи и многое другое.

Анализ данных индивидуального развития ребенка позволяет оценить физическое развитие (нормальное или с отклонениями), оценить нервно-психическое развитие ребенка (нормальное или с отклонениями), дать характеристику к устойчивости к острым инфекционным заболеваниям (часто-болеющие или нет). При оценке учитывается количество ОРВИ за год, предшествующий осмотр, хронические заболевания и в результате составляется лист «Здоровья ребенка». В соответствии с индивидуальными данными по каждой возрастной группе составляется сводная схема-анализ «Экран здоровья». Данная схема позволяет педагогу планировать работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья, дифференцируя степень нагрузок, служит основанием для рекомендаций педагогам по составлению ″гибких″ режимов дня в соответствии со здоровьем детей; назначению закаливающих процедур; участию каждого ребенка в разных видах физической активности; для работы с родителями. Ориентируясь на сводную схему, в детском саду формируются временные группы детей, имеющих те или иные особенности в развитии, с которыми работают наши специалисты.


Таким образом, мониторинг развития ребенка и диагностика выступают как основа разработки индивидуальной программы здоровья для каждого ребенка.

Мы уверены, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

В ЦРР - детский сад № 000 система работы с семьей включает:

1) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;

2) участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей;

3) целенаправленную санпросветработу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.;

4) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в прогимназии, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

5) обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);

6) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фитотерапии, ароматерапии и т. д.).

Для реализации этих задач широко используются различные формы работы:

Информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ;

Консультации;

Устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания;

Семинары-практикумы;

Дни открытых дверей для родителей.;

Совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

Стержнем данной работы является индивидуальная программа оздоровления , разрабатываемая на каждого ребенка в начале учебного года совместно с родителями на основе глубокой диагностики состояния его здоровья и психомоторного развития

Индивидуальные программы оздоровления предусматривают не только “гибкий режим” дня, закаливающие процедуры и разнообразные формы физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с конкретным ребенком, но и участие его семьи как в общих и индивидуальных мероприятиях для родителей, так и в семейных клубах: “Здоровье”, “Папа, мама и я - спортивная семья”, “Социально-эмоциональное развитие как одно из направлений воспитания здорового ребенка” и др. Причем темы занятий в клубах и формы их проведения выбирают сами родители через анкетирование и “Книгу предложений”.

На основании анализа комплексных результатов наблюдений и повторной медицинской диагностики в середине и в конце учебного года индивидуальные программы корректируются и в соответствии с этим даются дополнительные рекомендации как педагогам, так и родителям.

Таким образом, данный алгоритм физкультурно-оздоровительной работы не только позволяет на деле осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку, но и привлечь родителей к совместным систематическим усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в ДОУ.


Именно такой подход к воспитанию здорового ребенка позволил снизить заболеваемость и добиться высоких результатов в области физического развития детей. Так, средняя заболеваемость за год составила 7 дней на 1 ребенка.

Занятия в семейных клубах “Здоровье”, “Папа, мама и я - спортивная семья” и др. не только приобщают к здоровому образу жизни, развивают физические качества и навыки, но и способствуют самореализации каждого и взаимообогащению всех. Взрослые и дети лучше узнают друг друга: особенности характера, мечты и способности. Создается микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности человека, забота о каждом, доверительные отношения между взрослыми и детьми, родителями и педагогами, т. е. обеспечивается взаимосвязь физической, психической и социальной составляющих здоровья.

Индивидуальный подход значительно повышает степень мастерства педагогов.

Что значит подойти к ребенку индивидуально? Подойти к ребенку индивидуально - это значит понять самого ребенка: что он из себя представляет, каковы его цели, что он может, чего не может совсем, чего боится, что он любит, а что не любит, стеснителен ли он или, наоборот. Таких вопросов много. Ребенок подчас представляет собой клубок проблем, тесно сплетенных друг с другом, в которых он и сам не может разобраться. «Почувствовать ребенка» то важное качество, благодаря которому педагог становиться профессионалом. Это опыт, появляющийся от общения с ребенком. И накопление такого опыта возможно тогда, когда педагог в ребенке видит личность.

Индивидуально подойти к ребенку – значит создать для него психологически комфортные условия. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, педагог должен всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах.

Результатом работы будет не только усвоение программного материала, но и
личностный рост детей, которым общение с педагогом помогло стать чуть спокойнее, чуть увереннее, чуть добрее.

Таким образом, индивидуальный подход к ребенку в условиях детского сада способствует гармоничному развитию детей совместно с родителями, повышает мастерство педагогов.

Индивидуальный подход к ребенку в ДОУ.

В современных условиях реформирования системы дошкольного образования основной линией преобразования стал переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми. Однако до сих пор определенные стереотипы сознания педагогов и отдельные тенденции образовательной практики не ориентируют их на индивидуальный подход к ребенку и не предполагают разных способов общения с детьми. Причина – в системе высшего и среднего педагогического образования. Строгий, единый режим жизни в дошкольном учреждении также не способствует развитию индивидуальности ребенка. Самые разные дети – живые и медлительные – должны в едином темпе засыпать, просыпаться, одеваться, есть и пр. при этом взаимодействие с ребенком, отличающимся своеобразием, вызывает у педагога трудности. Важной причиной этого положения является то, что на сегодняшний день фактически не существует специальных исследований, определяющих принципы и условия реализации индивидуального подхода к детям.

Вместе с тем в разные периоды времени ученые проявляли большой интерес к данной проблеме. Ушинский К.Д., Сухомлинский В.А. и др. рассматривали сам термин «воспитание» с позиций развития индивидуального своеобразия личности ребенка.

Ковальчук Я.И. в своем исследовании «Индивидуальный подход в воспитании ребенка» подчеркивал, что индивидуальный подход оказывает положительное воздействие на формирование личности каждого ребенка, если он осуществляется в определенной системе: изучение и установление причин формирования особенностей характера и поведения, определение соответствующих средств и методов, четких организационных форм индивидуального подхода к каждому ребенку в общей работе с детьми.

Широко известная система М.Монтессори фактически полностью опирается на принцип индивидуального подхода педагога к ребенку. В ней решающее значение отводиться специально организованной среде, в которой ребенок действует самостоятельно. При этом индивидуальный подход реализуется на основе анализа возможностей и достижений каждого ребенка и подбора для него системы знаний.

Изучение международного опыта и освоение прогрессивных зарубежных технологий вносит позитивный вклад в развитие реформы образования в нашей стране, раскрепощая и обогащая профессиональное сознание педагогов. Однако его адаптация и интеграция в российских условиях – новая серьезная проблема. Можно выделить некоторые аспекты ее решения:

  • создание развивающей среды
  • необходимость распознания индивидуальных особенностей ребенка
  • акцент на его потребность, склонности, способности, интересы, темп развития и др.

Среда – одно из основных средств развития личности ребенка, источник его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников, но и лежит в основе его самостоятельной деятельности. Обязанность взрослого состоит в том, чтобы открыть детям весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование ее отдельных элементов.

При проектировании предметно пространственной среды образовательного учреждения необходимо учитывать следующие факторы:

  • индивидуальные социально-психологические особенности ребенка
  • своеобразие его эмоционально-личностного развития
  • индивидуальные интересы, потребности, предпочтения
  • любознательность, исследовательский интерес, творческие способности
  • возраст и полоролевые особенности.

Рассмотрим, как каждый из этих факторов конкретизируются при построении предметно пространственной среды.

Социально-психологические особенности детей дошкольного возраста предполагают стремление участвовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, а также возникающую потребность в уединении. При этом для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой возрастной группе создаются зоны для разных видов деятельности. Учитывая особенности эмоционально-личностного развития проектируются зоны, где ребенок смог бы хранить свое личное имущество.

В целях реализации индивидуальных интересов, склонностей и потребностей среда должна обеспечивать право ребенка на любимое занятие. Для этого предусматривается периодическое обновление материала и оборудования.

Развитие любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей детей основано на создании спектра возможностей для моделирования, поиска и экспериментирования с различными материалами.

Учет возрастных особенностей ребенка требует при проектировании предметно-пространственной среды предусматривать возрастную адресованность оборудования и материалов. Например, в группе для детей 3-4 лет должны быть широко представлены сюжетно-ролевые игры, а для детей 5-6 лет – конструктивная зона и т.п.

В целях учета полоролевых особенностей детей среда должна отвечать интересам как мальчиков, так и девочек.

Построение развивающей среды выдвигает на первый план не только содержание, но и стиль взаимоотношений педагогов с детьми и требуют принципиально новой организации деятельности образовательного учреждения. Она становится эффективнее в том случае, если обеспечивает поддержку индивидуальности ребенка и связанную с ней реализацию склонностей, интересов и потребностей, а также учитывает индивидуальные различия детей. Эффективность работы будет недостаточной при преобладании фронтальных занятий и требует работы с детьми по подгруппам и индивидуально. Здесь решающим фактором выступает осмысленное и продуманное формирование подгрупп. В одном случае подгруппы формируются в соответствии с такими индивидуальными особенностями детей, как медицинские показатели здоровья, психофизические особенности темперамента, характера, темп и общий уровень развития ребенка, его умственные способности и эмоционально-нравственное развитие. Эти факторы учитываются при формировании подгрупп для организации плановых занятий, в процессе которых педагог может дозировать задания определенной сложности, адекватные составу подгрупп, создавая тем самый комфортные условия для каждого ребенка. В другом случае подгруппы формируются с учетом склонностей, интересов и предпочтений самих детей. При этом создаются условия для их свободной деятельности.

Из сказанного следует, что подгруппы каждый раз формируются по-разному, в зависимости от содержания педагогического процесса. Чрезвычайно важно, чтобы комплектование подгрупп не носило статичного характера: каждый ребенок имеет возможность перейти в другую подгруппу на основании динамики его развития и смены интересов. Обязанность педагога является постоянное наблюдение за каждым ребенком во время занятий, анализ его достижений и проблем, на основе которых состав подгрупп может быть пересмотрен.

Для организации продуктивной работы необходимы также новые механизмы координации деятельности работников. Это предполагает введения гибкого графика работы. Он составляется отдельно для каждой возрастной группы и каждого специалиста. Такая организация труда помогает эффективнее и качественнее осуществлять воспитательно-образовательную работу на основе индивидуального, дифференцированного подхода к детям.


Загрузка...
Top