Беседа по организации безопасной среды для ребенка. Безопасность малыша на разных этапах

Что должны знать дети, чтобы защитить себя.

Ребенок может избежать беды, если будет знать, что именно ему делать, когда он окажется в опасной ситуации. Твердо сказать "нет", рассказать тому, кто в состоянии реально помочь, - эти навыки, жизненно важные для любого ребенка, следует динамично прививать ему в целях использования в любой ситуации, угрожающей его безопасности.

Если дети хорошо знают, как устроено их тело, понимают, что оно принадлежит только им, то они не позволят прикасаться к себе никому, кроме тех людей, которые не злоупотребляют их доверием. Даже маленькие дети должны знать правильные названия частей тела, включая половые органы.

Следует отвечать на вопросы детей просто и ясно, используя только те слова, которые они понимают. Ванная комната может быть самым подходящим местом для обучения личной безопасности. При мытье ребенка-дошкольника следует дать ему мыло, чтобы он сам вымыл свои половые органы. Необходимо объяснить, что эта часть тела является интимной, что никто, кроме врача в случае необходимости, не может
прикасаться к ней без его согласия, и сам ребенок тоже не должен трогать интимные части тела других людей.

Необходимо научить ребенка доверять своим чувствам, интуиции. Таким образом, он сможет распознать возможную опасность и избежать ее,
суметь различить хорошие, плохие и смущающие прикосновения.
При этом следует объяснить, что хорошие прикосновения всегда приятны, как объятия тех, кого ребенок любит, или как дружеские рукопожатия,
плохие прикосновения причиняют вред и оставляют неприятные воспоминания, от которых хочется избавиться и которые могут ранить душу, смущающие прикосновения приводят в смущение, нарушают покой, вызывают непривычное волнение. Смущающими могут быть прикосновения, которые начинаются, как хорошие, а потом причиняют боль. Например, щекотка, продолжающаяся слишком долго. Или же это могут быть приятные прикосновения, но тех людей, которых ребенок знает недостаточно хорошо, или "тайные" прикосновения, когда кто-то трогает интимные части тела.
Если какие-то прикосновения причиняют боль или смущают, ребенок должен громко сказать "нет", глядя прямо в глаза тому, кто это делает, убежать, рассказать обо всем взрослому, которому доверяет.
Ребенку необходимо разъяснить, что воспитанные дети хоть и должны уважать взрослых, не следует подчиняться каждому взрослому только из-за того, что тот старше и вправе требовать послушания. Иногда это может быть опасно и привести к беде. Личная неприкосновенность является правом каждого человека. Нужно научить ребенка твердо говорить "нет" в случае любого посягательства на его неприкосновенность так же, как его учат закрывать дверь, когда он моется в ванной.
Родители должны поддерживать со своими детьми доверительные отношения.
Для этого необходимо создать такие взаимоотношения в семье, при которых ребенок может свободно обсуждать со взрослыми любые проблемы. Важно поддержать право ребенка на отказ обнять или поцеловать взрослого, если он этого не хочет - эти ласки даже со стороны родственника или близкого знакомого семьи могут быть неприятны ребенку. Альтернативой им может стать доброжелательный разговор или рукопожатие, как выражение теплых чувств.
От родителей требуется набраться терпения и научиться внимательно слушать детей, когда они рассказывают о событиях своей жизни или о друзьях, задавать ребенку вопросы о его переживаниях, страхах и огорчениях, поощрять ребенка делиться сокровенными переживаниями – это одно из наиболее важных условий, которое помогает избежать беды.
Нужно быть в курсе взаимоотношений ребенка с другими детьми и взрослыми, а секретность, окружающая взаимоотношения малыша или подростка с другими людьми, должна насторожить.



Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

· Насмешками над слабыми и беззащитными

· Драками с одноклассниками

· Унижением девочек, символизирующих мать

· Плохим отношением к учителю

· Выбором телепередач и видеоигр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

Советы родителям.

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, избиения, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас, как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.



2. СТАНЬТЕ ЧАСТЫМ ПОСЕТИТЕЛЕМ ШКОЛЫ. Если у Вашего ребенка возникли проблемы, вызывающие у него депрессию и приводящие к возникновению низкой самооценки, идите в школу. Персонал школы существует для того, чтобы помогать детям учиться и преуспевать.

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах - это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

4. НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ "Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ". Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать "Я горжусь тобой!"

5. ГОВОРИТЕ СО СВОИМИ ДЕТЬМИ О НАСИЛИИ. Поощряйте их желание говорить с Вами о своих страхах, о своем гневе и печали. Родители должны слышать тревоги своих детей, разделять их интересы и чувства, а также давать хорошие советы. Наблюдайте, как Ваши дети общаются. Если же ребенок подвергся насилию, постарайтесь воспротивиться желанию осудить или оправдать то, что произошло. Воспользуйтесь временем, чтобы выяснить обстоятельства, затем решите, как Вы сможете своей поддержкой предотвратить дальнейшее насилие.

6. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствуете одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем - ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается людьми, употребляющими алкоголь или наркотики.

КАК ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА

1. Научите вашего ребенка говорить"Нет" любому взрослому, если он почувствует исходящую от него опасность

2. Научите своего ребенка громко кричать "Это не моя мама!" (или "Это не мой папа!" ), если кто-то попытается схватить его. Это привлечет внимание окружающих и отпугнет преступника

3. Научите вашего ребенка сообщать вам, куда он идет, когда собирается вернуться и звонить по телефону, если неожиданно планы поменяются

4. Старайтесь сами забирать ребенка из детского сада или школы. Если за ним придет кто-то другой, предупредите об этом заранее воспитателя или школьного учителя

5. Придумайте пароль для вашего ребенка и научите его никогда не садиться в машину к незнакомому человеку и никуда не уходить с ним, если тот человек не знает пароля

6. Убедите вашего ребенка в том, что гулять в компании друзей гораздо безопаснее, чем одному, особенно в позднее время. Преступника всегда привлекает одиноко гуляющий ребенок

7. Научите вашего ребенка пользоваться телефоном-автоматом (включая международный). Номера домашнего телефона и телефонов служб помощи он должен знать наизусть

8. Фотографируйте вашего ребенка не реже одного раза в год. Имеющееся у вас описание внешности и особых примет ребенка поможет вам в том случае, если он потеряется или будет похищен

9. Будьте такими родителями, которым ребенок сможет рассказать обо всем, что с ним случается. Ребенок должен быть уверен в том, что вы всегда будете любить его и никогда не перестанете искать, если он потеряется или будет похищен.

РЕБЕНОК

· Понимание возрастных особенностей ребенка, распознавание его потребностей

· Умение понимать чувства ребенка и оказывать ему эмоциональную поддержку

· Реалистичные представления о ребенке и о семье, из которой он пришел, и готовность принять прошлое ребенка и его самого таким, какой он есть

· Понимание причин задержки в развитии, распознавание их проявлений, готовность воспитывать ребенка с возрастными отклонениями, умение справляться с этими отклонениями

· Понимание последствий жестокого обращения и их проявлений. Готовность помочь ребенку преодолеть эти последствия и умения научить его вести себя в ситуациях, несущих риск жестокого обращения

· Умение заботиться о здоровье, гигиене и питании ребенка

· Понимание причин трудного поведения ребенка

· Умение устанавливать границы. Умение управлять поведением ребенка

· Понимание особенностей сексуального развития ребенка, умение разговаривать на интимные темы откровенно.

СЕМЬЯ

· Осознание неизбежности изменений в жизни семьи после прихода ребенка, способность к этим изменениям

· Понимание сильных и слабых сторон своей семьи и ее возможностей, умение их оценить

· Умение справляться с кризисами

· Понимание того, ребенка из какой семьи и с какими потребностями семья сможет принять

· Предпочтения и возможности семьи для воспитания ребенка того или иного возраста

· Способность обеспечить безопасность ребенка и безопасность членов семьи (предотвращение риска жестокого обращения) внутри и вне семьи. Умение научить ребенка вести себя в ситуациях, несущих риск

· Умение сотрудничать между собой в семье в деле воспитания ребенка.

ВОСПИТАТЕЛЬ

· Осознание своих умений, как родителя и воспитателя, готовность их совершенствовать

· Умение отказаться от стереотипов

· Способность понимать и принимать других людей, уважение к различиям

· Предпочтительные методы и приемы воспитания. Отношение к физическим наказаниям. Умение поощрять. Умение наказывать. Ненасильственное воспитание

· Умение справляться со своими чувствами. Умение контролировать эмоции (импульсивность). Умение справляться с тяжелыми переживаниями

· Умение соблюдать конфиденциальность

· Способность к обучению, саморазвитию

· Умение обращаться к собственному детскому опыту

ДРУГИЕ ЛЮДИ

· Умение говорить о ребенке с окружающими

· Умение отстаивать интересы ребенка и защищать его

· Умение налаживать социальные связи и учить этому ребенка. Наличие друзей, семьи, интенсивность общения, готовность вовлечь ребенка

ПАРТНЕРСТВО

· Понимание прав и обязанностей принимающих семей при различных формах устройства, а также особенностей патронатного воспитания

· Умение строить партнерские отношения и взаимодействовать с другими людьми

· Готовность при необходимости просить и принимать помощь

· Понимание роли кровных родителей в жизни ребенка и готовность содействовать поддержанию отношений ребенка с кровной семьей

· Понимание неизбежности конфликтов и умение их разрешать.

Тема: Обеспечение безопасной среды для ребенка. Охрана здоровья ребенка.

1.Создание безопасных условий для воспитания детей в доме и вне семейной среды.

Одна из основ детской безопасности – это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости – действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.
Если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости. Когда-то давно именно так и поступил один расшалившийся четырехлетний малыш, закрывшись от бабушки на балконе. Ей пришлось выбить стекло, чтобы открыть крючок. А ведь ничего этого не произошло бы, не будь на балконной двери этого самого крючка. Пока ребенок не научится аккуратно открывать и закрывать двери, лучше поставить на них специальные фиксаторы, которые закрепляются над дверями и мешают им захлопываться.

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших карапузов лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.

На помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.." Прочитайте эту сказку вместе с малышом, пусть кроха сделает для себя соответствующие выводы.

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.

Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно.Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества – бытовые яды и удобрения – должны быть категорически недоступны детям.

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства – штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) – не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...

Следующая опасность – окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет – риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота – это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Одна девушка рассказала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на... девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапок. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), девочка побежала вниз за тапочкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно полет обуви подействовал на нее отрезвляюще. И разве она не знала, что высота – это опасно? Знать-то знает, но понимала ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.

Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание – крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.

Другая кухонная опасность – это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши-дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший карапуз может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством – это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.
Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.

Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.

Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" – это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет – он вам откроет".

Может показаться, что хороший выход из ситуации – это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.

Должна быть безопасной. Это самое главное.

Для начала надо посмотреть на дом глазами ребенка. Так мы сможем найти источники потенциальной опасности. А затем придумаем способ защиты от них.

К счастью, сегодня в продаже есть масса готовых защитных и блокирующих устройств. Но прежде, чем их покупать, нужно определить, что нам действительно необходимо, а без чего можно обойтись.

Определяем источники реальной опасности

Я не буду писать о тех опасностях, которые не имеют серьезных последствий.

Но есть то, что может нанести серьезные травмы или привести к смерти ребенка . Ребенок может проглотить завалявшийся в углу винтик, выпить чистящее средство, облиться кипятком, упасть с большой высоты, наколоться на что-то и многое другое.

Вы думаете, что спички опасны тем, что ребенок может разжечь дома костер? А что, если он решит засунуть их в ухо?

В одной небольшой квартире десятки, если не сотни опасностей . По сути, дом – это настоящее минное поле.

От всего ребенка не убережешь (и не нужно), но я призываю осмотреть дом и решить, что в данный момент представляет наибольшую угрозу. А в остальном просто быть начеку.

Наша задача – не спрятать ребенка от реального мира , а научить его жить в нем. И если он упадет с кровати, потому что слишком сильно прыгал, ему это принесет больше пользы, чем вреда.

Безопасная мебель

Как только малыш начинает самостоятельно исследовать квартиру, первое, что он делает – это открывает дверцы шкафчиков , выдвигает ящики. Сколько детских пальчиков пострадало от естественной любознательности!

Блокирующие устройств а могут быть неплохим решением. Но я сторонница большей свободы ребенка, поэтому стараюсь обходиться объяснениями. Однако, если ребенок еще слишком мал и часто остается в комнате один, защитные устройства все же желательны. В некоторых случаях на помощь может прийти обыкновенный скотч.

Блокиратор мы установили лишь на шкафчик с бытовой химие й. Но о том, что в этом шкафчике, сын итак прекрасно знает. Я познакомила его со всем содержимым, даже дала понюхать то, что можно.

Уголки стола мы защитили специальными устройствами, потому что сын так и норовил расшибить о них голову.

Неустойчивая мебель должна быть прикручена к стенам.

Межкомнатные двери сделать безопасными помогут специальные фиксаторы положения и амортизаторы. Но мы обходимся предупреждениями.

Кухонные стулья у нас легко переворачиваются, если облокотиться на спинку, стоя на них. Менять их мы не стали. Поэтому когда Антошка залезает на стул, просто разворачиваем его спинкой к столу.

Безопасная кухня

Пожалуй, самое опасное место в квартире – это кухня. А самый опасный предмет на ней – это плита .

Любопытные ручки легко крутят регуляторы на плите. Запреты могут не сработать. И чтобы избежать утечки газа, можно купить специальные блокирующие устройства в виде пластиковых колпачков , которые легко монтируются.

Чтобы ребенок не опрокинул на себя готовящуюся еду, готовить лучше на дальних конфорка х или использовать защитный экран.

Скатерть лучше убрать, ведь за нее легко потянуть и все, что было на столе, окажется в лучшем случае на полу, в худшем – на ребенке.

Отдельную опасность представляет детский стульчик . Никогда не оставляйте ребенка одного, даже если он пристегнут дюжиной ремней безопасности. Дети – большие любители летать с таких стульчиков головой вниз.

Окна и дети

Мы разрешаем Антошке залезать на подоконник, но только в нашем присутствии. Запрет здесь не сработает. Ребенок рано или поздно, когда вы ненадолго отлучитесь, захочет забраться на подоконник.

Чтобы не попасть в страшную статистику падений детей из окон, блокирующие устройства просто обязательно должны быть установлены на все окна.

Опасные предметы

Как только Антошка начал ходить, все самые опасные предметы были убраны на верхние полки (аптечка и т.п.). Подальше спрятали мы и то, что он мог испортить.

Но это не значит, что ребенок живет в каком-то вакууме. Он знаком со многими предметами, которые детям не игрушка.

Под моим контролем он перебирает опасные предметы, играет с ними. Запретный плод сладок, а так он знает, что это такое и для чего нужно. А потому нет искушения залезть по-тихому и что-то взять, и не дай бог проглотить. Но после таких игр все опасное обязательно убирается подальше.

Электроприборы и розетки

Вопрос с электроприборами мы решили просто – научили Антошку правильно ими пользоваться. А те, что представляют наибольшую опасность — под запретом (например, утюг); их убираем сразу после использования и следим, чтобы шнур не свисал.

Розетки прекрасно защищают специальные заглушки. Но к их выбору стоит подойти особенно ответственно, т.к. у нас есть такие, которые Антошка сам умудрялся доставать.

И даже если вам кажется, что ребенок уже не интересуется розетками, все может измениться в одно мгновение. Так было у нас.

Антошке было примерно 2 года. Я перестала ставить заглушку на одну часто используемую розетку, т.к. мне казалось, что сын давно потерял к ней интерес. Отошла от него на 30 секунд, и он успел найти два провода и воткнуть их в розетку. Хорошо, что он держал их за изоляцию. Но с тех пор я всегда ставлю заглушки.

Список опасностей можно продолжать еще долго. Я советую внимательно присмотреться ко всем вещам в доме и подумать, насколько они безопасны. Начиная от игрушек и мебели, и заканчивая комнатными цветами, которые могут оказаться ядовитыми.

Я не призываю бросаться в крайности и изолировать ребенка от всего. Главное – исключить то, что угрожает жизни, а в остальном быть начеку и учить ребенка обращаться с опасными предметами под вашим контролем.

Вас может заинтересовать:

Одна из основ детской безопасности - это наша родительская предусмотрительность. Главный ее закон: "Предвидеть, по возможности избегать, при необходимости - действовать".

Попытайтесь взглянуть на свой дом не взглядом мудрого взрослого, а глазами шустрого активного карапуза. Ему все хочется потрогать и всюду сунуть свой любопытный носик. Важно как можно чаще ставить себя на место ребенка. Только так можно предвидеть опасность.

Если в доме нет конструкций, которые могут легко завалиться, значит, малыш никогда ничего на себя не перевернет. Если вы привыкли всегда убирать свисающие вниз шнуры от бытовой техники, значит, стоящий на гладильной доске утюг или электрочайник на кухонном столе никогда не свалится малышу на голову. Если все ящики вашей мебели имеют специальные фиксаторы, значит, ребенок никогда не вытащит ящик целиком и не уронит на себя все его содержимое. Если у вас в ванной комнате лежит нескользкий коврик, и вы никогда не оставляете там ребенка без присмотра, значит, вы свели возможность травматизма в этом помещении до минимума. В целях безопасности ставьте на двери ванной и туалета только такие замки, которые можно легко открыть снаружи. И никаких крючков, и шпингалетов, которые ребенок может закрыть случайно или специально, из шалости. Когда-то давно именно так и поступил один расшалившийся четырехлетний малыш, закрывшись от бабушки на балконе. Ей пришлось выбить стекло, чтобы открыть крючок. А ведь ничего этого не произошло бы, не будь на балконной двери этого самого крючка. Пока ребенок не научится аккуратно открывать и закрывать двери, лучше поставить на них специальные фиксаторы, которые закрепляются над дверями и мешают им захлопываться.

Нельзя сбрасывать со счетов и электричество.

Обязательно расскажите ребенку назначение и устройство розеток. А еще лучше пусть папа разберет розетку вместе с малышом. Однажды увидев ее устройство, ребенок, скорее всего, не захочет разбирать ее самостоятельно. Объясняйте и постоянно напоминайте, как опасно засовывать в розетку разные предметы, особенно металлические. Этой болезнью страдают практически все дети самых разных возрастов. В доме, где есть малыши, стоит пользоваться специальными заглушками, а вот подросших карапузов лучше научить правилам пользования электроприборами. Это куда эффективнее, чем запрещать и прикрикивать. Объясните малышу, как правильно вставлять вилки электроприборов в розетку и вытаскивать их, обратив внимание на то, что нельзя дотрагиваться руками до металлических контактов. И особенно не нужно этого делать мокрыми руками.

На помощь придут и подходящие сказочные истории. Так, у детского писателя и поэта А. Усачева в книге "Умная собачка Соня" есть поучительная, но не страшная история о Сониных экспериментах с электричеством: "Взяла собачка Соня и сунула хвост в розетку. А там кто-то как вцепится в него зубами!.." Прочитайте эту сказку вместе с малышом, пусть кроха сделает для себя соответствующие выводы.

Мы все много раз слышали и отлично знаем правило: лекарства, моющие средства, бытовая химия и прочие ядовитые вещества должны храниться в закрывающихся ящиках или шкафах и быть недоступными для ребенка. Знать-то знаем, но выполняем ли? Статистика безжалостна. Именно отравления бытовой химией стоят на первом месте среди всех несчастных случаев, происходящих с детьми. И, как правило, случается это из-за нашей халатности. Чаще всего, дети пробуют содержимое флаконов по ошибке, спутав их со знакомыми продуктами питания (сок, мед, варенье) или польстившись на красивый цвет и приятный запах. Особенно часто это происходит, если родители хранят бытовую химию в емкостях от пищевых продуктов. Например, в пластиковых бутылках из-под напитков.

Но просто запирать банки и флаконы на замок мало. Мы не сможем оберегать малыша от окружающего мира бесконечно. Значит, как и во всех других случаях, детский интерес нужно предвидеть и предупредить. Покажите ребенку имеющуюся в доме бытовую химию и объясните ее назначение. Обратите внимание малыша, что многие средства настолько ядовиты, что работать с ними лучше в перчатках. Причем, они могут причинить вред, даже просто попав на кожу. Ребенок должен абсолютно четко знать, что никакие из этих средств нельзя пить и есть, даже если они "съедобно" пахнут. Напоминайте об этом чаще и обязательно рассказывайте о возможных последствиях подобных "дегустаций". А самые опасные вещества - бытовые яды и удобрения - должны быть категорически недоступны детям.

Это же касается и лекарств. С ними тоже проблем хватает. Любой ребенок хоть раз в жизни их употреблял, и часто уверен, что лекарства - штука нужная и полезная. Не стоит его в этом разубеждать, но объясните, что лекарства может назначать только врач или, иногда, мама. Каждое лекарство помогает при определенной болезни, а в других случаях может быть опасным. Таблетки и сиропы (даже "безобидные" витамины) - не конфеты, и не варенье и их нельзя есть столько, сколько хочется. Только в определенной дозе лекарство лечит, в других дозах оно может стать ядом. Никогда не доверяйте даже очень сознательному ребенку самому принимать необходимые лекарства, он должен делать это всегда под вашим контролем.

Никогда не оставляйте лекарства в доступных для ребенка местах. Даже безобидный на наш взгляд флакончик сосудосуживающих капель, которым мы капаем нос при насморке, может быть смертельно опасным для малыша, если он его выпьет...

Следующая опасность - окна, балконы и прочая высота. Ее актуальность обратно пропорциональна возрасту ребенка: ребенок взрослеет - риск снижается. Но до определенного предела. Для обеспечения безопасности крохи достаточно поставить специальные ограничители на окна и двери, для проветривания открывать только форточки и не оставлять малыша без присмотра на балконе. Старший же ребенок уже знает, что высота - это опасно, но, вместе с тем, она может притягивать его, будто магнит. Есть определенная категория детей, которые боятся высоты, но попадаются и другие, у которых инстинкт самосохранения как бы притуплен, и они способны на некоторые необдуманные поступки. И снова случай из жизни со счастливым концом. Одна девушка рассказала, как лет в шесть ей захотелось посидеть на балконных перилах, свесивши вниз ноги. И она это почти осуществила на своем балконе, на... девятом этаже. Подставив табурет, она начала перекидывать ногу через перила, но, к счастью, уронила вниз тапок. Испугавшись, что мама будет ее ругать (а мама в это время спала после ночной смены), девочка побежала вниз за тапочкой и больше уже не решилась повторить задуманный подвиг. Возможно, именно полет обуви подействовал на нее отрезвляюще. И разве она не знала, что высота - это опасно? Знать-то знает, но понимала ли? Наверняка, у многих из вас есть какие-то подобные детские воспоминания и ощущения. Хорошо бы о них не забывать. Тогда вам будет гораздо легче понять поступки и психологию вашего малыша и предотвратить возможную трагедию.

Для ребенка должно быть абсолютным табу, выглядывая в окно или с балкона, подставлять под ноги стул или иное приспособление. Зазевавшись, он может слишком сильно высунуться наружу. И только доверительные, регулярные беседы помогут донести до сознания маленького "летчика" все возможные последствия опасных игр с высотой. Для особо бесстрашных и строптивых ребят можно провести "шоковую" терапию, показав, как летит из окна и разрывается при ударе о землю бумажный или целлофановый пакет, наполненный водой. Такое своего рода запугивание - крайние меры, но в некоторых случаях оно приносит ощутимую пользу.

Кухня не зря считается самой опасной зоной во всей квартире. Но беды не случится, если мама будет четко выполнять простые правила. Приучите себя всегда разворачивать кастрюли и сковородки ручками к центру плиты, а малышу как можно раньше объясните, что плита может быть очень горячей. Дайте возможность ребенку самому в этом убедиться, слегка дотронувшись рукой до разогревающейся духовки. Обжечься он не успеет, но температуру почувствует. Любые подвижные игры на кухне должны быть для малыша абсолютным табу. Следите за соблюдением этого закона неукоснительно.

Другая кухонная опасность - это ножи и прочие режуще-колющие предметы. Полезно знать об одной интересной детской особенности. Малыши-дошкольники воспринимают все слова с частицей "не" несколько иначе, чем взрослые. Любые запреты нередко вызывают у них подсознательное желание сделать все наоборот. Поэтому, лучше не злоупотреблять фразами вроде "Не делай! Не трогай! Не бери! Не лезь!" Вместо того, чтобы запрещать, лучше научить пользоваться опасными предметами правильно и осторожно. Фразу "никогда не трогай нож" лучше заменить такой: "С ножом нужно обращаться очень аккуратно. Он острый и ты можешь порезаться. Будет больно". Бывает, что и мы сами, занимаясь приготовлением пищи, можем случайно порезать палец. Покажите порез малышу. Пусть он убедится, что ваши предостережения не просто слова. Привлекайте маленького помощника к приготовлению ужина, дав ему пластмассовый ножик и вареные овощи. Пусть нарежет их кружочками, соломкой или кубиками. А подросший карапуз может проделывать простые кухонные манипуляции и настоящим неострым ножом, но под вашим чутким руководством. Эту же рекомендацию можно отнести и к бытовой кухонной технике. Если малыш хоть раз увидит, во что превращается мясо после знакомства с электромясорубкой или кухонным комбайном, он вряд ли захочет совать туда пальцы. Самый простой способ борьбы с опасным детским любопытством - это его безопасное удовлетворение. А умение правильно пользоваться ножом и вилкой сведет возможность травматизма на нет.

Воспитательную работу по теме безопасности нужно начинать с самого нежного возраста, не полагая наивно, что ребенок слишком мал и ничего не понимает. Обязательно договоритесь между родственниками, которые принимают участие в воспитании ребенка, а также с няней, если она у вас есть, что разрешено ребенку, а что нет. Чтобы исключить манипуляций вами со стороны ребенка: мама это запрещает, а папа разрешает.

Важно! Никогда не оставляйте ребенка без присмотра в ванной, во время еды в высоком стульчике.

Трудно сказать однозначно, с какого возраста можно оставлять ребенка дома одного. Все зависит от самого ребенка: от его разумности, сознательности и психологической готовности. Одно точно: малыша дошкольника оставлять одного нельзя, а приучать к самостоятельности имеет смысл постепенно. Вы должны быть уверены, что ребенок не побоится находиться дома без вас, что он сможет найти себе содержательное занятие, и твердо усвоил основные правила безопасности.

Как же часто мы напоминаем своему малышу: "Никому не открывай дверь!" Но подобные слова для ребенка могут остаться пустыми словами, если мы не дополним их некоторыми пояснениями. Малыш может понять ваши предостережения совершенно по-своему. Например, так: "Нельзя открывать дверь бандитам, а соседу дяде Коле можно, и этой симпатичной тетеньке тоже можно, ведь она назвалась почтальоном..." Часто в детском воображении преступники рисуются непременно злобными, страшными, с ножами и пистолетами. Ребенок даже не предполагает, что милый, симпатичный человек может быть самым настоящим бандитом. В ответ на звонок ребенок должен посмотреть в глазок и спросить: "Кто?" Вы должны четко объяснить малышу, что "никому не открывать дверь" - это значит НИКОМУ, кем бы человек ни представлялся, и чтобы ни говорил. Если за дверью кто-то хорошо знакомый, пусть ребенок попросит его прийти позже, когда вернется мама или папа. Если же посетитель ребенку не знаком, лучше сказать что-нибудь вроде: "Папа сейчас в ванной, когда выйдет - он вам откроет".

Может показаться, что хороший выход из ситуации - это запереть малыша снаружи на ключ, чтобы он вообще не смог никому открыть дверь. Но делать этого категорически нельзя. Напротив, вы должны быть уверены, что ребенок при необходимости сможет самостоятельно открыть дверь и выбраться из квартиры. Случиться может всякое, и путь к спасению должен быть свободным.

Как можно раньше научите малыша пользоваться телефоном. Особенно это важно в тех случаях, если вам придется часто оставлять ребенка дома одного. Напишите крупно на листе бумаги и повесьте на видном месте номера телефонов скорой помощи, пожарной охраны, милиции, мобильные номера родителей, а также телефонный номер кого-нибудь из родственников, друзей или надежных соседей, живущих поблизости и готовых в случае необходимости прийти на помощь малышу. Ребенок должен четко знать, в каком случае и по какому телефону он должен позвонить, уметь назвать свою фамилию и адрес. Кстати, об адресе. Объясните малышу, что, отвечая на телефонные звонки, он ни при каких обстоятельствах не должен сообщать звонящему то, что он дома один и не называть свой адрес. Самым лучшим ответом будет: "Мама сейчас занята. Перезвоните позже". Приучайте ребенка к мысли, что при малейших сомнениях в правильности своих действий, он должен незамедлительно перезвонить вам на мобильный телефон, рассказать о случившемся и спросить совета. Да и вы сами время от времени звоните домой, чтобы убедиться, что у ребенка все в порядке и поинтересоваться, чем занимается сын или дочурка.

Микролекция.

Принципы закаливания:

· раннее начало, постепенность,

· систематичность,

· индивидуальный подход,

· положительный эмоциональный настрой,

· ребенок должен быть здоров.

Средства закаливания : солнце, воздух, вода.

Методы закаливания воздухом : воздушные ванны, прогулки, сон на свежем воздухе.

Методика проведения воздушных ванн . Ванны начинают с первых дней жизни. Когда ребенку меняют пеленки, раздевают, переодевают, его оставляют голеньким 1-2 минуты, с 3-х недель-4-5 минут, температура воздуха при этом 220, постепенно снижают до 18-200. Затем начинают сочетать воздушную ванну с массажем.

Прогулки начинают проводить со второй недели жизни. Зимой вначале гуляют по 30 минут в комнате при открытых окнах, с 3-4 недель начинают прогулки на улице. До 3-х месяцев при температуре не ниже -50, старше 3-х месяцев жизни не ниже -100, желательно в безветренную погоду. Летом прогулки начинают сразу после выписки из роддома в зависимости от погоды. Длительность прогулок к 1 году увеличивается до 1-1,5 ч 2-3 раза в день.

Методы закаливания водой:

Местные: умывание, местное обтирание, обливание ног;

Общие водные процедуры : полное обтирание, полное обливание, ванна, душ, купание в открытом водоеме .

Методы закаливания водой для новорожденных детей : Умывание, подмывание – это гигиенические процедуры, при температуре воды 280 они будут оказывать закаливающий эффект. Купают в воде 36-370, ополаскивают водой на градус ниже. Пеленку, которой вытирают ребенка подогревать не нужно.

Обтирание начинают проводить с 2 месяцев жизни. Сначала необходимо подготовить кожу ребенка к этой процедуре. Для этого сухой фланелью или кусочками мягкой шерстяной ткани ежедневно утром растирают тело, руки и ноги ребенка до розового цвета. Через 1,5-2 недели переходят к обтиранию с водой. Варежкой из махровой ткани, смоченной в воде и отжатой промокательными движениями обтереть руки ребенка от кончиков пальцев до плеч. Через 3 дня – руки и грудь, еще ч/з 3 дня – руки, грудь, живот, далее спину, ягодицы, и в заключение ноги – от ступней к тазу. Температура воды – 350, летом-320. Через 3 для полного обтирания температура воды меньше каждые 5-6 дней на 10, доведя её до 270. Лучше проводить утром после подмывания, продолжительность процедуры от 2 до 5 минут.

Через полмесяца после обтирания приступают к обливанию ног (ножным ваннам). Обливают только ступни и голени, температура воды 280, постепенно снижая температуру на 10 в неделю, доводя до 200, продолжительность процедуры 20-30 секунд. С 9 месяцев проводят полное обливание: ребенка сажают в ванну и обливают из ковша в следующем порядке: спина, грудь, живот, плечи, руки. Начальная температура летом - 35, зимой-37-36. Летом снижают температуру на 1 каждые 2-3 дня, доводя до 280, зимой – через 5-6 дней, доводя до 300.

Общий душ -1,5 лет. Длительность - 1-2-минуты. Это самая энергичная процедура. Холодовое воздействие сочетается с массирующим действием водной струи. Температура воды как и для обливания. Делать утром, т. к. действует возбуждающе.

Все закаливающие процедуры прекращают, если ребенок заболел, при повышении возбудимости.

Методы закаливания солнцем : солнечные ванны.

Солнечные ванны рекомендуют проводить с 1 года. Перед солнечными ваннами рекомендуют воздушные ванны в течение 10-20 минут. Солнечные ванны проводят с 9 ч до 11 ч утра через 1- 1,5 ч после легкого завтрака. Начинать с 1 мин, доводя до 10 мин на каждой стороне (спина, живот). После солнечной ванны рекомендуют обливание или душ температура воды 360 , снижая температуру постепенно до 280.

Массаж и гимнастика детям до 1 года жизни

Массаж проводят с 1,5 месяцев жизни. Гимнастику проводят со 2 месяца жизни. Их проводят ежедневно, в одно и то же время, через 40 минут после еды. Продолжительность занятий 5-12 минут. Каждое упражнение повторяют 4-6 раз.

Значение массажа для грудных детей : расширяются капилляры кожи, улучшается циркуляция крови, трофика тканей и обмен веществ, повышается мышечная сила, улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата, оказывает тонизирующее действие на нервную систему.

Приемы массажа:

поглаживание – это легкие, скользящие движения тыльной или ладонной поверхностью кисти, оказывает успокаивающее действие на нервную систему, снимает болевые ощущения, расширяет сосуды кожи;

растирание и разминание – это более сильное давление рук, оно действует не только на кожу, но и на подкожно-жировую клетчатку, мышцы, сухожилия, суставы;

поколачивание – оказывает рефлекторное влияние, улучшает питание глубоко лежащих мышц;

вибрация – для детей старше года

Виды гимнастических упражнений :

1. По характеру движений и участию в них ребенка различают а) рефлекторные; б) пассивные; в) активные.

2. по участию мышечных групп: а) рук и плечевого пояса; б) ног и стоп; в) спины; г) позвоночника; д) брюшного пресса.

С 2 -3 мес – рефлекторные упражнения, основанные на безусловных рефлексах

С 3- 4 мес – пассивные движения

Старше 4 мес – активные движения.

С 4-6 мес движения должны быть направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.

Вмес: упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата, они подготавливают ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.

Значение гимнастики : укрепляет костно-мышечную систему, работающая мышца раздражает надкостницу, что стимулирует рост костей; усиливается кровоток, уменьшаются застойные явления в органах и тканях, улучшает обмен веществ, повышает содержание эритроцитов гемоглобина, усиливается иммунная активность крови и тканей, повышается эмоциональный тонус ребенка.

1,5-3 месяца жизни.

А\ массаж - поглаживание: рук, ног, спины, живота.

Б\ активные движения, основанные на безусловных рефлексах /рефлекторные/: упражения для стоп, разгибание позвоночника в положении на боку, выкладывание на живот.

3-4 месяца жизни.

Между мышцами сгибателями и разгибателями устанавливается равновесие - поэтому в комплекс занятий постепенно входят пассивные движения:

А\ отведение рук в стороны и скрещивание на груди;

Б\ поворот со спины на живот /за руки/;

В\ «парение» на животе.

4-6 месяцев жизни.

Движения направлены на побуждение к ползанию и на развитие рук.

А\ «скользящие шаги»;

Б\ поворот со спины на живот при поддерживании за ноги;

В\ падение в положении на спине;

Г\ сгибание и разгибание, вместе и поочередно.

6-10 месяцев жизни.

Упражнения для мышц туловища, ног, костно-связочного аппарата. Это подготавливает ребенка к правильному сидению, стоянию, ходьбе, предотвращает развитие плоскостопия, искривления позвоночника.

Прибавляется:

А\ присаживание при поддержке за обе отведенные ручки;

Б\ приподнимание туловища из положения на животе при поддержке за руки;

В\ ползание.

10 месяцев -1 год 2 месяца .

Добавить:

А\ круговые движения руками;

Б\ наклон туловища и выпрямление;

В\ присаживание самостоятельно с фиксацией ног;

Г\ приседание при поддержке за руки с кольцами.

Комната, где занимается ребенок, должна быть проветрена, температура 19-20 градусов. Летом лучше на воздухе, в тени. Стол для гимнастики твердый, байковое одеяло, клеенка, пеленка. Руки теплые. Присыпку и вазелин при общем массаже у детей раннего возраста не используют. Массажист располагается напротив ребенка.

III. Вопросы для самоподготовки.

1. Средние показатели веса, роста, окружности головы и груди у доношенного новорожденного ребенка.

2. Ежемесячные прибавки в весе, росте у детей на 1-ом году жизни.

3. Формулы для ориентировочного подсчета веса, роста, окружности головы, округлости груди детям грудного возраста.

4. Средние показатели веса и роста ребенка в 1 год.

5. Когда вес ребенка удваивается и утраивается?

6. На сколько сантиметров вырастает ребенок за первый год жизни?

7. Основные принципы и методы закаливания детей грудного возраста.

8. Какие приемы массажа вызнаете? Значение массажа для детей 1 -го года жизни.

9. Виды гимнастических упражнений. В каком возрасте применяется какой вид? Значение гимнастики.

IV . Изучите манипуляции по сборнику алгоритмов «СД в педиатрии »: антропометрия – измерение окружности головы, грудной клетки; измерение роста, веса.

V . Выполните творческие задания:

1. Реферат на тему: «Нетрадиционные методы закаливания»

2. Составление индивидуального плана мероприятий по закаливанию ребенка от 1 мес до года (сообщение, санбюллетень, буклет).

3. Составление индивидуального плана физического развития ребенка (массаж и гимнастика) с 1 до 3 мес., с 3 до 4 мес., 4 – 6 мес., 6 – 10 мес., 10 – 14 мес. (реферат, сообщение, памятка, санбюллетень).

VI. Ответьте на вопросы графдиктанта

1. Средний вес доношенных новорожденных составляет 2500 г.

1. Средний рост доношенных новорожденных 50-52 см.

2. Прибавка в массе тела за 3-ий месяц жизни составляет 750г.

3. Рост ребенка в 1 год равен 100 см.

4. Вес ребенка 1 года жизни равен 10 кг.

6. До 3 месяцев жизни комплекс гимнастики построен на рефлекторных движениях

7. Ежемесячная прибавка в росте в третьем квартале составляет 2,5 см.

8. Окружность грудной клетки у детей 6 месяцев в среднем составляет 45 см.

Эталоны ответов:

1. Нет, 2. Да, 3. Нет, 4. Нет, 5. Да, 6. Нет, 7. Да, 8. Нет, 9. Да, 10. Да

Используемая литература:

1. , Воронцов детских болезней. - М.: Медицина, 1986.

2. , Маринова и физиология детского организма. - М., 1986.

3. Неопатология.-под редакцией и. - Ленинград: «Медицина», 1985.

4. . Детские болезни. - Москва: «Медицина», 1988.

5. Дошкольник - из серии «Мир детства» - под редакцией. - М.: «Педагогика», 1980.

« Вскармливание детей грудного возраста».

Введение:

Учетные цели

Студент должен знать:

Особенности процессов пищеварения у детей грудного возраста и периода молочных зубов;

Виды вскармливания и их характеристику;

Преимущества грудного вскармливания;

Правила кормления грудью;

Способы удовлетворения потребности «есть» в зависимости от вида вскармливания и возраста.

Виды вскармливания. Преимущества грудного вскармливания.

Гипогалактия, ее причины, профилактика.

Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества.

Сроки и правила введения корригирующих добавок, прикормов.

Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни.

Студент должен уметь:

Собрать информацию о вскармливании ребенка;

Выявить проблемы вскармливания;

Обеспечить выполнение мероприятий по удовлетворению потребности «есть»;

Подготовка матери и ребенка к кормлению грудью;

Прикладывание ребенка к груди;

Кормление ребенка из бутылочки, из ложечки;

Приготовление основных продуктов питания; контрольное кормление.

Составить меню для кормления грудного ребенка.

Навыки:

Приготовление овощного пюре,

5% и 10% каши, творога, киселя;

Подогревание смеси; обработка сосок,

Бутылочек, посуды.

Последовательность ваших действий:

I .

1. семинар - 1час

4 .заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II. Изучите материал лекции № 6, 7 « вскармливание детей грудного возраста», «Смешанное и искусственное вскармливание»

III . Ответьте на вопросы для самоконтроля

1. Роль сбалансированного рационального вскармливания для развития здорового ребенка.

2. Виды вскармливания. Удовлетворение потребности есть при естественном вскармливании.

3. Понятие лактации, гипогалактации. Виды гипогалактации.

4. Преимущества естественного вскармливания.

5. Правила кормления грудью.

6. Диета и режим кормящей матери.

7. Затруднения для кормления со стороны матери и ребенка. Противопоказания для кормления грудью.

8. Режим кормления детей 1-го года жизни.

9. Способы расчета необходимого количества молока ребенку 1-го года жизни.

10. Дополнительные факторы или корригирующие добавки при естественном вскармливании.

11. Прикорм и правила его введения.

12. Смешанное вскармливание.

13. Удовлетворение потребности есть при смешанном вскармливании. Докорм.

14. Сроки введения прикормов при смешанном вскармливании.

15. Классификация молочных смесей.

16. Удовлетворение потребности есть при искусственном вскармливании.

17. Правила кормления из бутылочки.

18. Проведение контрольного кормления.

19. Обработка сосок, бутылочек, посуды.

20. Приготовление овощного пюре, 5% и 10% каши, творога, киселя.

21. Подогревание смеси.

22. Проблемы при нарушении удовлетворения потребности есть.

23. Удовлетворение потребности есть детей периода молочных зубов.

IV . Ответьте на вопросы графического диктанта : Положительный ответ - «да», отрицательный ответ - «нет»

1. Гипогалактия - это самопроизвольное выделение грудного молока.

2. Переходное молоко - это молозиево, выделяется с 4 дня лактации.

3. В 4 недели ребенка кормят 6 раз в день.

4. Длительность кормления грудью 15-20 минут.

5. Остатки молока после кормления грудью не обязательно сцеживать.

6. Объем питания ребенка 3 месяцев составляет 1/6 массы тела.

7. Фруктовые пюре вводят в возрасте 4,5-5 месяцев.

8. Прикорм вводят после кормления грудью.

9. Первый прикорм вводят в виде 5% манной каши.

10. Наилучшим видом вскармливания является смешанное вскармливание.

11. В «Б» смесь входит 1 часть молока и 1 часть крупяного отвара.

12. Докорм дают после кормления грудью.

13. «В» смесь дают с 2-х недель до 3-х месяцев жизни.

14. Неадаптированные смеси – это молоко и его разведения.

15. Смеси перед кормлением подогревают до 35°С.

16. Прикорм при искусственном вскармливании вводят по 2 недели позже.

17. При 6 разовом кормлении ночной перерыв составляет 4 часов.

18. Разовый объем питания ребенка 1 года жизни не более 200 мл.

Эталоны ответов к вопросам графического диктанта : 1 - нет, 2 - нет, 3 - нет, 4 - да, 5 - нет, 6 – да, 7 – нет, 8 – нет, 9 – нет, 10 – нет, 11 - да, 12 – да, 13 – да, 14 – да, 15 – нет, 16 – нет, 17 – нет, 18 – да.

V . Изучите технику выполнения манипуляций и приготовьте одно из блюд детского питания (овощное пюре, молочную кашу, творог, кисель).

Приготовление 100% сахарного сиропа

Приготовьте: 100г сахара, 50мл воды, кастрюлю, марлю.

Последовательность действий.

1. Положите в кастрюлю 100г сахара /4 столовые ложки/ и 50мл воды.

2. Доведите до кипения, размешивая на небольшом огне в течение 10 минут.

3. Процедить через двойной слой марли.

4. Долейте через двойной слой марли кипящей воды до объема 100мл.

5. Прокипятите.

6. Горячий сироп вылейте в стеклянную, заранее прокипяченную бутылочку.

7. Плотно закройте бутылочку.

Приготовление 10% раствора поваренной соли

Приготовьте: кастрюлю, марлю, 15гсоли, 150мл воды.

Последовательность действий.

1. Налейте в кастрюлю 150мл воды и положите 15г соли /3 чайные ложки/.

2. Доведите до кипения - 5 минут.

3. Процедите через двойной слой марли.

4. Вылейте в стеклянную бутылочку.

5. Плотно закройте бутылочку.

Приготовление овощного пюре

Приготовьте: кастрюлю, сито, для 100г пюре необходимо: 40г картофеля, 30г капусты, 30г моркови, 10мл молока, 2мл сахарного сиропа, 2мл раствора поваренной соли, 5гр сливочного масла или 3г растительного масла.

Последовательность действий.

1. Овощи помойте, очистите и снова промойте.

2. Нарежьте овощи и уложите в кастрюлю.

3. Налейте в кастрюлю немного воды.

4. Варите на пару овощи до готовности.

5. Горячие овощи протрите через сито.

6. В пюре положите масло, сахарный сироп, раствор поваренной соли, горячее кипяченое молоко и размешайте.

Приготовление 5% и 10% молочной каши

Приготовьте: кастрюлю, для 100г 5% каши необходимо: 5г крупы /1 чайную ложку/, для 10% -10г крупы /2чайные ложки/, 100мл молока, 20мл воды, 1,5мл поваренной соли, 5 мл сахарного сиропа, 3г сливочного масла. Последовательность действий.

1. Отлейте 20мл молока в кастрюлю и добавьте 20мл воды.

2. Разведите 5г крупы /1 чайную ложку/ в кастрюле /10г крупы - 2 чайных ложек при 10%/.

3. Разваривайте крупу в течение 15 минут на медленном огне.

4. Оставшееся молоко /80мл/ подогрейте до появления пара /не кипятить/.

5. Вылейте молоко в кастрюлю, хорошо размешайте.

6. Доведите до кипения.

7. Добавьте раствор поваренной соли, сироп, масло.

8. Снимите с огня кастрюлю.

9. Остудите до t - 37°С.

Приготовление творога

1 способ

Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 300мл молока, 300мл кефира.

Последовательность действий.

Смешайте молоко и кефир в соотношении 1:1 в баночке. Поставьте баночку в водяную баню и доведите до кипения. Дайте отстояться. Откиньте на марлю.

2 способ

Приготовьте: кастрюлю, баночку, марлю, 500 молока, 1 чайную ложку сметаны.

Последовательность действий.

1 Добавьте к 500мл молока 1 чайную ложку сметаны.

2 Поставьте в теплое место на 2 часа.

3 Поставьте молоко в банке на водяную баню и доведите до кипения.

4 Дайте отстояться.

5 Откиньте на марлю.

Приготовление киселя

Приготовьте: кастрюлю, марлю, сито, 15г клюквы или черной смородины, малины, 30мл воды, 23 мл сахарного сиропа, 4г картофельной муки, 20мг аскорбиновой кислоты.

Последовательность действий.

1. Клюкву переберите, промойте холодной водой, перенесите на сито.

2. Обдайте кипятком, разомните толкушкой.

3. Отожмите сок и в стеклянной посуде с закрытой крышкой поставьте на холод.

4. Выжимки из клюквы залейте водой 90мл.

5. Доведите до кипения, оцедите через сито.

6. Часть отвара отлейте, остудите и разведите в нем 4г крахмала.

7. К оставшемуся отвару добавьте сироп и аскорбиновую кислоту, размешайте, доведите до кипения.

8. В кипящий отвар добавьте крахмал и доведите до кипения помешивая,.

9. В готовый кисель вылейте ранее отжатый сок и размешайте.

Правила мытья и стерилизации бутылочек, сосок, посуды

1. Посуду, соски, бутылочки моют в специальной комнате.

2. Должно быть три ванны с подводом горячей и холодной воды.

3. В первой ванне моют посуду щетками, соски выворачивают наизнанку.

4. Во второй ванне обезжиривают, для этого в воду добавляют горчицу /50г на 10 л воды/ или соду /100г на 10л воды/.

5. Над третьей ванной полощут в проточной горячей воде.

6. Затем бутылочки ставят в специальные сетки, а когда стекут остатки воды, стерилизуют в сухожаровом шкафу 50-б0 минут при t 120-150°С.

7. Соски кипятят в течение 10-15 минут и хранят в маркированной посуде «Чистые соски».

8. При специальном обеззараживании посуду после мытья на 20-30 минут погружают в 0,5% раствор хлорамина или хлорной извести, а затем хорошо промывают горячей водой и стерилизуют.

Подогревание смеси

1. Поставьте бутылочку со смесью в водяную баню и подогрейте до 38-40°С.

2. Встряхните бутылочку, выньте ватную пробку, горлышко бутылочки протрите стерильной салфеткой и наденьте соску.

3. Проверьте температуру смеси, капнув на тыльную поверхность кисти.

Кормление из ложечки

1. Ребенка держат на руках запеленованным и осторожно, порциями вливают молоко в рот.

2. Нельзя спешить, следующую порцию вливать в рот только тогда, кода он проглотил предыдущую.

3. После того как закончится кормление, необходимо осмотреть рот ребенка и убедиться, все ли молоко проглочено /для предупреждения аспирации/.

VI . Подготовьте индивидуальные творческие задания на темы:

· «Современные молочные смеси» (реферат, презентация, санбюллетень)

· Деловая игра «Режим и диета кормящей матери»

· Деловая игра «Гипогалактия»

«Период преддошкольного и дошкольного возраста (молочных зубов)».

Введение

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомится с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.

Учебные цели.

Студент должен представлять:

Как подготовить ребенка к посещению детского дошкольного учреждения;

Особенности адаптации детей в детских дошкольных учреждениях;

Подготовку детей к школе.

Студент должен знать:

Характеристику периода «молочных зубов»;

Анатомо-физиологические особенности периода «молочных зубов»;

Особенности развития детей этих периодов;

Особенности адаптации детей к школе;

Основные потребности и способы их удовлетворения у детей периода «молочных зубов»;

Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья.

Студент должен уметь :

Изучение и оценка анатомо-физиологических особенностей детей грудного возраста:

Оценка состояния кожи, подкожно-жировой клетчатки, костно-мышечной системы;

Подсчет пульса, ЧДД, измерение АД и их оценка;

Проведение перкуссии и аускультации легких, аускультация сердца;

Пальпация лимфатических узлов;

Пальпация живота;

Оценка анализов мочи и крови;

Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов;

Оценка физического и нервно-психического развития;

Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста;

Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста;

Обучение родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие детей этих периодов; подсчитать пульс, ЧДД, измерить АД и оценить их.

Последовательность ваших действий:

I . Ознакомьтесь с планом предстоящего занятия:

1. семинар - 1час

2. практическая часть: доклинический этап - 45 мин.

3. самостоятельная работа по отработке практических манипуляций - 90 мин.

4 . заключительный тестовый контроль, подведение итога занятия - 30 мин.

II. Изучите материал лекции № 8 «Анатомо-физиологические особенности детей преддошкольного и дошкольного возраста», № 9 «Питание ребенка старше 1 года».

III. Ответьте на вопросы для самоконтроля:

Перечислите АФО костной системы

Правила посадки за столом

Режим дня, его компоненты и значение для детей данного возраста

Перечислите АФО ЦНС

Перечислите АФО сердечно-сосудистой системы

Назовите АФО дыхательной системы

Особенности физического развития в период «молочных зубов»

АФО пищеварительной системы

Особенности подготовки детей к детским дошкольным учреждениям

Группы адаптации детей в ДДУ.

IV. Ответьте на вопросы графического диктанта

1. Период преддошкольного возраста длится с 1 года до 3 лет.

2. Сращение швов черепа происходит в 5-7 лет

3. Замена молочных зубов на постоянные происходит в 5-6 лет

4. С целью профилактики близорукости книга должна располагаться на расстоянии 30-40 см.

5. Ночной сон ребенка периода «молочных зубов» должен продолжаться в течение 12 часов.

6. Отдых на свежем воздухе длится 1-2 часа.

7. Сердце принимает косое положение к 5 годам.

8. АД рассчитывается по формуле 80+2n.

9. Печень у детей до 2 лет выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2 см.

10. пульс в 5 лет равен 105 ударов в минуту.

11. Тип дыхания у девочек 5 лет – грудной.

12 Частота дыхательных движений ребенка в 5 лет – 25 дыхательных движений в минуту.

13. Первый скачок в росте у девочек происходит в 4 - 5,5 лет.

14. Средний вес ребенка в 5 лет 10-10,5 кг.

Эталоны ответов:1-да,2- нет, 3 – да,4 – да, 5 – да, 6 – нет, 7 –нет, 8 – да, 9 – да, 10 – нет, 11 – да, 12 – да, 13 – нет, 14 – нет.

V . Изучите манипуляции по алгоритму :

- Повторите методику объективного обследования

- Измерение окружности головы, грудной клетки, измерение роста и взвешивание детей периода «молочных зубов»

- Оценка нервно-психического и физического развития.

VI . Выполните индивидуальные творческие задания:

- Деловая игра по профилактике плоскостопия, развития близорукости

- Составить памятку для родителей по организации режима дня

- Сообщение на тему: «Формирование здорового образа жизни у детей периода «Молочных зубов» (закаливание, гимнастика, организация досуга, питание).

«Период младшего школьного возраста (препубертатный)».

Методическая рекомендация рассчитана на возможность самостоятельного изучения студентом данной темы с проведением самоконтроля на качество усвоения материала. Студент должен первоначально ознакомиться с учебными целями модуля, а затем работать поэтапно.

Учебные цели.

Студент должен представлять:

Как подготовить ребенка к посещению школы;

Студент должен знать:

Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста;

Универсальные потребности, способы их удовлетворения.

Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста.

Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасности.

Студент должен уметь:

Проведение антропометрических измерений.

Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшего школьного возраста.

Составление примерного меню детям младшего возраста.

Обучение родителей ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды.

Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим оценить физическое, нервно-психическое и социальное развитие

Формируемые компетенции:

компетенции

Формируемые компетенции

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития.

ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификации.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда , производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.

Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией.

Проводить психосоциальную реабилитацию. ПК

Оформлять медицинскую документацию.

Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому

Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода

Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий

Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

Последовательность ваших действий.

Безопасная среда в жизни ребенка

Детство - это уникальный период в жизни человека. Именно в этот период формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и педагоги. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастья. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Мы стараемся создать для детей безопасную среду дома и в образовательных учреждениях. Но одно дело - обеспечивать безопасность, другое дело – научить детей соблюдать правила личной безопасности в повседневной жизни в любой ситуации. Наши дети рано ли поздно вырастают, и подходит время когда мы вынуждены их оставить одних дома, когда им необходимо адаптироваться к внешней среде, быть одному без старших. И каждый родитель обязан подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.

Правила личной безопасности действуют по формуле:

«Необходимо – предвидеть, по возможности – избегать,

при опасности – действовать».

Период школьных каникул - один из важных в обеспечении безопасной среды ребенка. Мы не только должны рассказать ребенку, как действовать в сложившейся ситуации, но и каждый раз отрабатывать предложенные варианты в жизни.

СИТУАЦИЯ «ОДИН ДОМА»

Настало время, когда вы со своим ребенком договорились, что он на некоторое время остается один дома. На первое время это происходит на некоторое время, затем он постепенно привыкает оставаться на более продолжительное время. Это обычно происходит, когда ребенку шесть – семь лет, часто этот период совпадает с поступлением ребенка в школу.

Правило 1. Прежде всего, необходимо научить ребенка не открывать двери чужим людям. Очень важно научить ребенка определить близких людей по нескольким признакам, это особенно важно, когда в подъезде темно, в зимнее время, когда многие одеты одинаково. Это внешнее узнавание, узнавание по голосу, узнавание по специальному паролю, звонок по мобильному телефону.
Правило 2. Если в дверь позвонили и просят открыть. Нельзя открывать дверь милиционеру, сантехнику, почтальону, соседям, что бы они не говорили. Ребенку можно вообще запретить подходить к двери, когда он один. Он может сказать, что папа в данное время принимает ванну (душ), спит после работы. Ребенок должен обязательно позвонить родителям о случившемся.

Правило 3. Не оставляйте в поле зрения ребенка опасных предметов (таблеток, уксуса в холодильнике, спичек, зажигалок…).

Правило 4. Определите время, которое ребенок может проводить за компьютером или телевизором. Составьте вместе с ребенком список развлечений, домашних дел, которыми ребенок мог бы заняться дома.

СИТУАЦИЯ «ОДИН В ПОДЪЕЗДЕ»

К сожалению, подъезд родного дома один из опасных зон. Здесь возможны неожиданные нападения. Необходимо научить ребенка быть внимательным в своем подъезде. Очень опасны могут быть собаки соседей, даже некоторые соседи.

Правило 1. Перед выходом из квартиры ребенок должен посмотреть в глазок и прислушаться. Из квартиры надо выйти, если никого не видно и не слышно, закрыть двери на ключ. Если в подъезде он увидел незнакомых людей, ребенок может позвонить родителям и сказать, что в подъезде человек (люди). Подождать, пока они уйдут. Позвонить хорошо знакомым соседям, попросить их выйти на площадку и помочь ему выйти из квартиры.

Правило 2. Также важно отработать с ребенком навыки осторожного входа в подъезд. Ключи от подъезда необходимо хранить отдельно от основных ключей от квартиры. Подходя к дому надо незаметно осмотреться, после чего достать ключ. Желательно метра за два от подъезда нужно ключ держать в руке, чтобы быстро открыть.
Правило 3. Ребенок при заходе в подъезд может увидеть стоящего незнакомого человека. Он должен делать вид, что кто-то его позвал или он что-то забыл и выйти из подъезда. Необходимо позвонить родителям или подождать на улице соседей, чтобы вместе заходить.
Правило 4. Открыв дверь подъезда, ребенок видит, что в подъезде темно, отключено электричество. Ребенок должен не заходить в подъезд и сразу связаться с родителями или с хозяевами квартиры, куда он пришел. Он должен дождаться, пока взрослые не придут за ним или преследовать советом близких людей, с которыми он связался.

СИТУАЦИЯ «ОДИН ВО ДВОРЕ»

Наступает время, когда ребенок хочет играть во дворе своего дома один, как другие дети. Конечно, взрослые обязаны обеспечить безопасность детского пространства. Этим взрослые должны заниматься всегда, этим должны заниматься муниципалитеты, управляющие компании, ТСЖ и другие.

Правило 1. Пройдитесь со своим ребенком по окрестностям дома, исследуйте его с точки зрения наличия опасных зон. Обсудите, почему они являются опасными. Научите их обходить. Ими могут быть канализационные люки, строящиеся объекты, пустые старые дома, зона гаражей, проезжая часть двора, теплосети, трубы водоснабжения , сломанные конструкции детской площадки и многое другое. Обсудите места, где можно прятаться, если он с детьми будет играть в прятки.
Правило 2. Ребенок должен гулять во дворе один при отсутствии в нем подозрительных компаний, свободно бегающих собак, а также при наличии достаточного количества детей.

Правило 3. Ребенок должен знать границы своей свободы, то есть в пределах какой территории родители ему разрешают гулять. При необходимости пересечения этой границы, он должен получить разрешения родителей.
Правило 4. Необходимо научить ребенка не вступать в активный диалог с незнакомыми взрослыми на улице, не брать у них конфеты и другие угощения, предостерегаться, если они их просят найти потерявшегося котенка (щенка). Пусть Ваш ребенок также поделится этими правилами и с другими детьми.
Правило 5. Надо научить ребенка как действовать при экстренных ситуациях (на кого-то напала собака, кто-то ушибся, происходит драка, появилась опасная компания и др.). Ребенок должен знать телефоны экстренных служб, должен обязательно позвонить родителям, вернуться домой, отойти в безопасное место. Эти действия необходимо отработать с детьми.

Вопрос формирования основ безопасности жизнедеятельности является актуальным. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в социально адаптированной личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности адекватного поведения. Детство - период впитывания, накопления знаний. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

Давайте создадим для ребенка безопасную среду ВМЕСТЕ!

С уважением, Ваш педагог-психолог.

Загрузка...
Top