Что является изменой в православии. Прелюбодеяние - что это такое? Грех прелюбодеяние в православии

На сегодня прелюбодеяние - актуальная тема. Все понимают, что это - бесчестье, низость и преступление, но не каждый может разъяснить понятие прелюбодеяния. Для того чтобы объяснить этот грех, необходимо вспомнить все непрощенные грехи. Существует весьма обширный их список, но смертными считаются только некоторые из них. Это пороки, которые тянут за собой последующие тяжёлые проступки. И для их искупления необходимо понять смысл заповедей и грехов.

Церковь выделяет семь смертных грехов , за которые чрезвычайно трудно вымолить прощение:

  1. Гордыня;
  2. Гнев;
  3. Зависть;
  4. Уныние;
  5. Алчность;
  6. Прелюбодеяние.

Понятие прелюбодеяния

Прелюбодеяние входит в список десяти заповедей и семи смертных грехов. Это понятие вызывает мысли об измене и неверности, но блуд - это не только предательство второй половины. В Средневековье неверность могла стать причиной смертной казни, так как считалась дьявольским проступком. Сексуальное влечение и любовные приключения на стороне ведут к разрушению семьи и нарушению клятвы, которую супруги давали друг другу на бракосочетании.

Интимная связь без заключения брака так же считается прелюбодеянием, как и сексуальное желание по отношению к чужим супругам. С особой неприязнью к блуду относятся в христианском и мусульманском мире.

Примеры блуда

Что кроме интимной внебрачной связи и отношений с чужими супругами входит в понятие о блуде? Следующие примеры дают возможность понять, какого человека можно считать прелюбодеем:

  1. Яркий пример - интимные отношения между свободным молодым человеком и замужней дамой;
  2. Сексуальная связь между женатыми людьми, то есть измена любовников своим законным супругам;
  3. Смертный грех - интимные отношения между кровными родственниками (брат с сестрой, отец с дочкой, мать с сыном, тётя с племянником). Подобное прелюбодеяние называют инцестом.

К этому греху относятся и мысли о чужих супругах, представление в своих мечтах людей, которые ещё не связаны узами брака, на месте собственной второй половины.

Что такое прелюбодеяние в православии? В православной Библии говорится о том, что вожделенный взгляд на чужую женщину уже является прелюбодеянием в сердце. Но некоторые поступки можно не относить к блуду:

  1. Грехом не считается интимная связь свободного парня и незамужней девушки, которые собираются заключить брачный союз. Но такая связь является блудом, если после первого полового акта молодой человек не сделал своей даме предложение руки и сердца.
  2. В некоторых религиях позволено многоженство, и мужчина может привести домой несколько женщин. В таких странах блудом нельзя считать связь женатого мужчины и свободной девушки в том случае, если он собирается делать ей предложение и привести её в свой дом в качестве следующей жены.

Между блудом и прелюбодеянием небольшая разница: под первым понятием подразумевают измену своей законной второй половине, а блуд - это удовольствие внебрачных связей, которое человек пытается достигнуть любым путём, поддаваясь только низменным физическим потребностям и потакая своим желаниям.

Последствия и наказание

В разных странах отличались наказания за прелюбодействие. В мусульманских государствах мужчину за этот проступок наказывали ударами палкой или плетью и на год изгоняли из порядочного общества, а женщину избивали плетью при всех соседях. Супругов, которые изменили своей второй половине, на центральной площади забрасывали камнями до смерти. За грех прелюбодеяния последствия могут быть следующими:

  1. Испорченная репутация прелюбодея;
  2. Блуд - первый шаг к аду;
  3. Разрушение личного счастья и душевной гармонии;
  4. Превращение человека в низменное животное путём потакания плоти;
  5. Развитие различных болезней;
  6. Нищета и полное одиночество тоже могут стать последствиями греха;
  7. Отсутствие доверия и взаимопонимания с преданным партнёром;
  8. Лишение рассудка вследствие душевных мучений.

За совершение подобного проступка прихожан отлучали от церкви, лишали должностей и чинов. Изменники подвергались телесным наказаниям, душевным мукам.

Искупление греха

Для того чтобы искупить грех, необходимо посетить церковь, постоянно молиться о прощении грехов, слушать проповеди священнослужителей. Необходимо исповедоваться и искренне покаяться в содеянном.

Грешник будет страдать до тех пор, пока не поймёт тяжесть своих действий и не обратится к Богу с чистосердечным раскаянием. Молитва от прелюбодеяния облегчит душевные муки и поможет достичь внутренней гармонии, удержать себя от последующих грехов. Сотворившему прелюбодеяние необходимо молиться Святой Деве такими словами:

«Великая угодница Христа, преподобная Мария! Услышь молитву недостойного раба твоего (имя) и избавь меня от страстей, заполонивших душу и терзающих тело. В час разлуки тела и души отгони, святая угодница, лукавые мысли и бесов и вознеси душу мою в светлое царство Христово. Дай мне очищение грехов и спасение души. Во имя Отца и Сына, святого Духа, ныне и присно и во веки веков».

Старинным, а потому несколько загадочным, словом «прелюбодеяние» назван один из смертных грехов .

Смертный он потому, что человек, который получил в дар от Бога бессмертную душу, совершая самые тяжелые из существующих грехов, отдаляет ее от Творца и тем самым обрекает на гибель, на невозможность спасения.

Каково же собственно значение слова «прелюбодеяние», что это за грех? В православии это внебрачная любовная связь , нарушение супружеской верности, аналог современного понятия «адюльтер».

Грех прелюбодеяния в православии

Брачный союз освящен Господом, Им благословлено не только духовное единство супругов, но и плотское. По этому поводу о муже и жене в Книге Бытия даже сказано: да будут они одна плоть. Брак предполагает взаимную ответственность, наличие обязанностей как по отношению друг к другу, так и к другим членам «ячейки общества».

Великий учитель Церкви свт. Иоанн Златоуст супружескую измену называет двойным и даже тройным преступлением. В чем смысл этих слов? Они свидетельствуют о коварной сущности прелюбодеяния, «маскирующего» собой еще несколько проблем:

Человек в браке отдает свое тело во власть супругу.

  • воровство,
  • ложь и лжесвидетельство,
  • зависть,
  • вожделение,
  • недоверие к супругу.

Восьмая заповедь Закона Божьего гласит: «не кради». А человек, совершающий прелюбодеяние, крадет у жены (мужа) свое тело , которое с момента вступления в брак является собственностью «второй половинки». Апостол Павел так пишет о супружеских отношениях в телесном плане: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена».

Изменяя супругу, прелюбодеи непременно запутываются во лжи, лжесвидетельствуют о себе, выкручиваются и хитрят.

О зависти и вожделении по отношению к чьей-то жене или имуществу говорит 10-я заповедь: «не пожелай…» всего только что указанного.

А недоверие, точнее даже, убийство доверия к супругу, вызывается не столько ревностью как чувством, сколько по принципу «раз у самого рыльце в пуху», то и другого таковым видит.

Итогом внебрачных связей чаще всего становятся развод, разрушение семьи, обездоленность детей, растление - не только тела, но и, что гораздо более страшно, души.

Кстати, прелюбодеяние, независимо от того, кто из супругов его совершил, - вполне весомая причина для расторжения брака, и даже церковного.

Чем отличается от блуда

Наш безнравственный век породил множество вопросов. В частности, нередко священники признаются, что многие из молодых прихожан вовсе не считают грехом добрачные интимные отношения: что, дескать, здесь греховного - мы же любим друг друга, все происходит по обоюдному согласию, без обмана кого-то третьего. Ведь прелюбодеяние - это когда изменяешь мужу или жене.

Чтобы разобраться с этим, имеет смысл вспомнить, что такое грех вообще. Грехом является все то, что классифицируется как несоблюдение, а то и попрание законов духовной жизни, попросту говоря, беззаконие. А это грозит бедой, саморазрушением. Ничего прочного в жизни нельзя создать, если в фундаменте лежит ошибка, грех.

Надо понимать, что рассматриваемый грех заключается не только в самом факте измены, но даже и в нечистых помыслах, соответствующей манере поведения. Здесь уже можно говорить о грехе блуда.

Блуд и прелюбодеяние - в чем разница, что говорит Библия? Если с первым мы уже в основном разобрались, то второй, если коротко, представляет собой физическую близость лиц, не связанных узами законного брака и предающихся плотским утехам . Таким образом, значение этого явления более широко. Но еще точнее будет назвать блуд «разновидностью» любодеяния.

Человек может быть и холостым, но его природные физиологические потребности настойчиво диктуют добиться своего любым способом, и он свой блудный нрав пытается завуалировать «гражданским браком», то есть, проще говоря, сожительством. А потом вдруг он или она увидят более достойный «объект» сексуального внимания, и «временная семья» распадается так же легко, как и была создана.


Брак, кроме любовной связи, это еще и единение душ.

По-настоящему счастливым человек может быть только в браке, поскольку это не только телесная, но и духовная близость, единение, любовь и взаимное доверие любимых людей.

Говоря о блуде, уместно вспомнить, что это «родной» грех проституток, гомосексуалистов, лесбиянок, людей, имеющих интимные отношения с близкими родственниками - этот вид блуда называется кровосмешением, и других сексуальных извращенцев.

По-другому блуд можно назвать аморальностью, развратом, крайней степенью человеческой испорченности.

Чтобы понять, насколько тяжел этот грех, стоит вспомнить определение апостола Павла о человеке как о «храме Духа Святого». А если человек этот живет блудными страстями, растлевает тела - свое и сексуального партнера, значит, он оскверняет сей святой храм; как ныне принято говорить, совершает акт вандализма по отношению к святыне, т.е. по большому счету восстает против того, что установлено Богом относительно каждого из нас, против Его порядка и гармонии.

Что такое любодеяние

Более широким понятием половой безнравственности является то, что среди смертных грехов именуется любодеянием или любодейством. Что это за грех? Данным «термином» обозначено все, так или иначе связанное с проявлениями похоти, потому и считается этот грех наиболее отвратительным.

Любодеяние - многогранно. О первых двух «видах» под названием «прелюбодеяние» и «блуд» мы уже рассказали. А еще оно охватывает такие противоестественные пороки как:

  • кровосмешение,
  • малакию - что означает ,
  • мужеложство - «содомский грех», гомосексуализм,
  • скотоложство - такой же «содомский грех», представляющий собой половой контакт человека и животного.

Каковы последствия и наказание

В Первом послании к коринфянам апостол Павел предупреждает блудников и идолослужителей, прелюбодеев, малакий и мужеложцев о том, что Царства Божия они не наследуют. Фигурально говоря, это и есть смерть души. Так что же, нет никакого выхода? Слова апостола можно продолжить: если не принесут искреннего покаяния и не порвут с греховной жизнью.


Столетия назад прелюбодеи строго наказывались.

Надо сказать, что во времена, описываемые в Ветхом Завете, прелюбодей предавался смерти. А Новый Завет свидетельствует о том, как женщину, взятую в прелюбодеянии, фарисеи собирались побивать камнями.

По современным церковным канонам впавшие в грех любодеяния тоже наказываются очень строго. Нет, их не казнят, но они на длительное время отлучаются от причастия , что для человека верующего почти сравнимо с физической казнью. А перед этим должны покаяться и понести епитимью - так называется церковная нравственно-исправительная мера для кающихся грешников.

Она может быть выражена назначенными духовником постами, молитвами, делами милосердия, определенным количеством поклонов. Как епитимья будет выглядеть именно за блудный грех какого-то конкретного человека, может решить священник.

Однако, несмотря на все строгости, всегда следует помнить, что Царствие Небесное открыто для всех. Христианство неспроста называют религией воскресения. На протяжении его истории возникали личности, и единожды согрешившие, и ведшие распутную жизнь, которые, покаявшись и духовно исцелившись, даже были причислены за свои подвиги к сонму святых.

О пути к спасению очень хорошо сказал святитель Иоанн Златоуст, отметив, что воскресение, которое служит началом будущего для каждого из нас, заключается и в том, когда блудник становится целомудренным, корыстолюбец превращается в милосердного, а жестокий делается кротким. Грех, таким образом, умерщвлен, а праведность воскресла; ветхая жизнь упразднена, а начата новая, евангельская.

Путь от греха к нормальной жизни нелегок. Чистосердечное раскаяние - это первая ступень. Вторая - излечение души - значительно сложнее. Еще долго подорванное духовное здоровье будет нуждаться в духовной же терапии. Главное, не возвращаться к греху. Нельзя также отчаиваться и впадать в уныние, находить спасение нужно в молитве .

Молитва от блуда и прелюбодеяния

«Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами»,

а можно выучить такую молитву:

«О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякаго зла, в час же разлучения души от тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков».

Кстати говоря, эта молитва - обращение к св. Марии Египетской, которая была в юности блудницей, но потом осознала всю низость своей жизни и подвигами, поистине превышающими человеческие возможности, молитвами и постом искупила содеянные грехи.

Любодеяние и иже с ними способны потянуть за собой цепочку новых грехов . Последствиями блудных грехов, кроме лжи, могут стать клевета и сплетни, ожесточение и ненависть, нередки убийства из ревности и аборты - детоубийство.

А не впасть в этот страшный порок можно, удалив из своего характера саму склонность к подобному греху, избегая соблазнительных развлечений и праздности, изменив свое отношение к соблазнам. Но самое главное - помнить о Страшном суде и его возможных последствиях для себя и призывать помощь Божью в борьбе с грехом.

Видео по теме

Прекрасной путеводной звездой каждого человека может стать закон Божий. Не стоит думать, что это запреты, подобные родительским. Заповеди — это, скорее, название законов духовной жизни, которые подобны физическим: стоит шагнуть с крыши, и ваше физическое тело разобьется; стоит совершить грех прелюбодеяния, убийства — разобьется ваша душа. Православная Церковь — духовная лечебница, нравственная опора, проверенная веками. Увы, не для каждого человека сегодня это очевидно. В современном мире, с его многообразием мнений и возможностей человек часто теряет свои нравственные, духовные, мировоззренческие ориентиры. Сегодня очень легко потерять и самое себя.


Горе, которое приносит в семью измена — прелюбодеяние, — сродни смерти человека. А блудом, то есть половыми связями, люди разрешают целостность своей личности, своего тела. Многие, живя в гражданском браке, «пробуя» отношения только разрушают их. По статистике, большинство таких пробных сожительств заканчивается расхождением, развалом отношений.


Прелюбодеяние — преступление седьмой заповеди

Заповеди Божии были даны еще в Ветхом Завете пророку Моисею. Сегодня они не раз истолкованы и пояснены Церковью и Самим Христом в Евангелии: ведь Господь Иисус заключил Новый Завет с человеком, а значит, изменил смысл некоторых заповедей (например, о том, чтобы чтить субботу: иудеи обязательно сохраняли покой в этот день, а Господь сказал, что нужно и людям помогать). Сами названия смертных грехов также являются пояснениями к тому, как называется преступление той или иной заповеди.


Смертных грехов семь, а заповедей десять потому, что не все заповеди являются запрещающими, а грех — это невыполнение определенного запета.


Также Десять заповедей называют Декалог (в переводе на латынь).


Отметим, что ставя запреты, Бог заботится о нашем духовном здоровье, чтобы мы не повредили духа и души, не погибли для жизни вечной. Заповеди позволяют нам жить в гармонии с собой, другими людьми, миром и с Самим Творцом.


Прелюбодеяние — это преступление седьмой заповеди. Она запрещает половые отношения вне брака. Господь также не благословляет бесстыдства, просмотра откровенных и порнографических визуальный материалов, следить за своими мыслями и чувствами.


Особенно греховно из-за своей похоти разрушать уже существующую семью, предав ставшего близким человека. Даже позволяя себе думать слишком много о другом человеке, фантазировать — вы очерняете свои чувства, и предаете чувства другого человека.



Секс вне брака — прелюбодеяние и блуд


Духовный и физический уровень греха прелюбодеяния и блуда

Понятие блуда и прелюбодеяния имеют широкое значение, то есть не просто полового акта. К блудным грехам относятся


  • Рукоблудие (онанизм), поскольку это считается извращение данной Богом потребности к деторождению (тем не менее, священники снисходительно относятся к этому греху, поражающему очень многих людей в современном мире с его визуальными соблазнами).

  • Наслаждение определенными фантазиями, извращенными мыслями также зачастую приводит к совершению греха и является согрешением блудными помыслами.

  • Особенно относится к девушкам и женщинам — сознательное использование вызывающего плотские помыслы, вульгарного макияжа и одежды. Разумеется, каждая женщина хочет нравится и собственному супругу или будущему супругу, и в принципе быть уверенной в себе, однако даже современная мода дает достаточно широкий простор для интересной и не вульгарной одежды.

  • Многие не считают разные виды постельных наслаждений (петтинг) блудом и прелюбодеянием, тем не менее, они также относятся к блудным грехам, их необходимо исповедовать.

Чтобы понять, что такое блудные грехи и не согрешать более, почитайте православную литературу о грехах и об Исповеди. Образец такой книги — «Опыт построения Исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), современного нам старца, скончавшегося в 2006 году. Он знал грехи и скорби современных людей.


Господь не зря дает нам заповеди. Известно множество случаев, когда грехи разрушали жизни людей


По статистике, большинство пар сегодня «пробуют жить вместе, то есть сожительствуют и грешат блудом. Тем не менее, статистика показывает, что те, кто не сожительствовал до брака, разводятся реже. Часто в этом случае мужчина стремится избежать ответственности, а женщина очень хочет замуж. После брака женщина первое время испытывает чувство удовлетворения достигнутым, а затем начинает «обретать зрение», замечать недостатки супруга. Между тем, если люди до брака не жили вместе, необходимость физической близости не затмевает недостатки человека, не привязывает его к вам.


Известно, что сегодня жены изменяют мужьям не реже, чем они супруге. С одной стороны, если мужчина изменяет — женщина может простить по необходимости, ведь она с трудом представляет себе жизнь без мужа (особенно с ребенком), однако опросы показывают, что забыть многие жены этот эпизод не в силах. Зачастую они мстят взаимной изменой. Так или иначе, брак дает трещину.


Измена же замужней женщины с легкостью отражается на детях. Они получают мало внимания от матери, она же, в свою очередь, испытывает чувство вины. А если брак распадается по вине жены, дети и вовсе могут остаться с отцом. Тоска по ребенку разрушает женщину — что происходит дальше можно легко спрогнозировать, даже вспомнив роман «Анна Каренина».


Во всех этих случаях очевидно, что не просто Господь посылает некую кару небесную — люди наказывают себя сами.



Епитимия за прелюбодеяние и как покаяться на Исповеди

Во время Исповеди человек называет свои грехи священнику — но, как сказано в молитве перед исповедью, которую прочитает священник, это исповедание Самому Христу, а священник — лишь служитель Бога, который подает зримо Его благодать. Прощение мы получаем от Господа: в Евангелии сохранились Его слова, которыми Христос дает апостолам, а через них — священникам, их преемникам, власть отпускать грехи: “Примите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся”.


В Исповеди мы получаем прощение всех грехов, которые назвали и тех, которые мы забыли. Ни в коем случае нельзя утаивать грехи! Конечно, вам будет стыдно за совершенные плотские грехи, но назовите их коротко, не рассказывая подробности: «Согрешил (а) блудом (или) прелюбодеянием».
Возможно, священник назначит за этот тяжелый грех епитимью. Это принятый еще с древних, апостольских времен особый способ послушания. Он излечивает душу, это определенное лекарство для чувства вины и для изменения образа жизни. Сам Христос и апостолы оставили заветы Церкви, чтобы каждый христианин, переступивший грань заповедей Божиих, исповедался.


Однако Церковь не имеет единого списка епитимий за определенные грехи. Зачастую священники не назначают епитимьи вовсе, ограничиваясь разъяснениями, беседой, предложениями читать наставления об этом святых отцов Церкви.



Виды и возможные варианты епитимии


  • Несколько — обычно 40 дней подряд произношение молитвы или акафиста (длительной молитвы);

  • Подаяние милостыни нуждающимся или служение ближним в виде волонтерства для детских домов, приютов, домов престарелых;

  • Совершение поста;

  • Регулярное посещение богослужений;

  • Регулярное Причастие.

На самом деле, это обычная церковная жизнь людей, которые любят Бога. Периодическое посещение Всенощных бдений вечером и Божественных литургий утром по субботам и воскресениям и по праздничным дням, ежедневная молитва — потребность души верующего человека.


Чтобы ваши просьбы о благополучной земной жизни и спасении в Царствии Небесном были приняты Господом и благословлены Им, воцерковляйтесь и сами, старайтесь вести духовную жизнь, делать добрые дела.


    Потрудитесь в молитве — молитесь чаще, читайте утренние и вечерние молитвы, которые Церковь благословляет читать ежедневно и которые есть в каждом молитвослове. Посещайте храм и молитесь за богослужениями.


    Если вы не крещены — примите Святое Крещение, чтобы Господь был вашим Покровителем и Помощником.


    Венчайтесь с вашим супругом, особенно если вы желаете зачать ребенка.


    По возможности, помогайте нуждающимся: детским домам, домам престарелых, благотворительным фондам — и просто поддерживайте людей, которые делятся с вами своими горестями, помогайте, чем можете


Исповедь, несмотря на то, что многие православные люди исповедаются раз в неделю или две, то есть довольно часто, называют вторым крещением. Во время Крещения человек очищается от первородного греха благодатью Христа, Который принял Распятие ради избавления всех людей от грехов. А во время покаяния на исповеди мы избавляемся от новых грехов, сделанных нами на протяжении жизненного пути.


Дома подготовьтесь к Исповеди — запишите грехи, которые вспомните, с осознанием своей неправды и обещанием Богу не повторять этих ошибок. Исповедь обычно проходит за полчаса до начала каждой Литургии (о времени ее нужно узнать из расписания) в любом православном храме.



Молитвы, чтобы избежать искушения измены, прелюбодеяния

Молятся об этом преподобной Марии Египетской — великой древней святой. С юности она была… проституткой, причем занималась сексом не только для пропитания, но и просто ради наслаждения. Однако Господь вразумил ее страшным видением, и будущая святая искренне раскаялась — она удалилась в пустыню, где почти ничего не ела и каялась на протяжении 40 лет, терпя мысленные искушения, но не сдаваясь. Ей молятся, чтобы не так тянуло к плотским удовольствиям и чтобы избежать согласия на грех, греховных помыслов:


«О великая Христова угодница, преподобная мать Мария! Услышь недостойную молитву мою, грешного раба (рабы) Божиего (Божией) (имя), избавь меня, о преподобная мать, от страстей, нападающих на души наши, от печали и пришедшей греховной опасности, от внезапной смерти и от любого зла. Во время же отшествия нашего ко Господу прогони, о святая угодница, все лукавые мысли, чтобы мы достойно исповедовали все грехи наши и сейчас, и перед кончиной, избавь нас от духов лукавых, чтоб принял души наши с миром в светлый рай свой Христос Господь Бог наш, ведь только Он подает очищение грехов, и Он Сам спасает души наши, и Ему подобает слава, честь и поклонение, в Троице Пресвятой вечно. Аминь»


Молитвами святой Марии Египетской да хранит вас Господь!


Христианин должен содержать свое тело в нравственной чистоте, как и помыслы. Об этом можно прочитать в Новом Завете — настольной книге каждого православного верующего. Однако нравы современного общества настолько далеки от евангельских принципов, что трудно выразить словами.

Что такое любодеяние, о котором говорили святые апостолы, и почему они этому уделяли такое внимание? Разговаривая с молодыми девушками православного вероисповедания, мне пришлось объяснять разницу между любодеянием, прелюбодеянием и откровенным блудом. Также разговор касался и приличия в одежде, которое совершенно не соблюдают молодые люди. Давайте рассмотрим, чему нас учат святые отцы церкви, чтобы объяснить молодежи нравственные принципы христианской морали.

Святость брака

Церковь освящает брачные узы во время обряда венчания, придавая этому действу глубокий сакральный смысл. Браки совершаются на небесах — об этом слышали все. Однако в современном понимании институт брака приобрел совсем иной смысл, а то и вовсе обесценился. Теперь в моде короткие встречи ради удовлетворения сексуальных потребностей.

Церковь говорит, что после обряда бракосочетания муж и жена становятся единой плотью и обретают святость. Поэтому очень важно соблюдать себя в чистоте как в браке, так и до брака. Если человек сочетается брачными узами после нескольких интимных контактов с разными людьми, он несет на себе груз грехов за беззаконные половые связи. Их можно стереть из памяти, но невозможно очиститься духовно.

Блудная связь оскверняет тело и душу, давая повод лукавому постоянно соблазнять человека и мучить греховными помыслами. Эти связи не дают счастья, а только наполняют разочарованием и болью воспоминаний.

Любодеяние и прелюбодеяние

Любодеяние и прелюбодеяние — в чем разница? Новый Завет написан не совсем понятным для современных людей языком, очень редко можно найти перевод на привычный для нашего времени разговорный русский язык. Поэтому люди не всегда понимают, о чем идет речь. Например, слово «любодеяние» вообще не употребляется в современном языке, да и слово «прелюбодеяние» не совсем понятно.

Любодеянием в евангелии называется добрачная половая связь между молодыми людьми. Прелюбодеянием называется супружеская измена. Блудом можно назвать всё вместе — любодеяние и прелюбодеяние. Однако более тонкой градацией значения слова «блуд» является беспорядочная половая жизнь с разными партнерами. Это аморальное с точки зрения христианства поведение, которое порочит честное имя человека.

Откуда берут начало перечисленные грехи? Источник грехопадения — сердце человека и его помыслы. Если в Ветхом Завете прелюбодеянием считалось действие, которое было обнаружено или не обнаружено свидетелями, то в Новом Завете блудом называются даже помышления о недостойных действиях. В евангелии от Матфея говорит:

То есть, если человек предается в своих фантазиях сексуальному контакту с объектом своей страсти, это уже считается любодеянием или прелюбодеянием. Иисус категорично запрещает предаваться подобным фантазиям и учит уклоняться от них.

Также прелюбодеянием считается развод с супругом без вины измены. В евангелии такое действие называется блудом: блудит инициатор развода и его вторая половинка, вынужденная искать утешение на стороне. В послании к Фессалоникийцам апостол говорит:

Ибо воля божья в том, чтобы верующие люди не предавались похотливым побуждениям и не искали утешения на стороне, а с чистым сердцем служили Иисусу. В Первом послании к Коринфянам апостол Павел поясняет, почему нельзя блудить верующим людям:

Наши души и тела принадлежат Господу, поэтому должны соблюдаться в чистоте и непорочности.

Блудодействующий оскверняет храм бога живого, которым является наше физическое тело. Совершая блуд, верующий забывает о боге и его заповедях. А это является огорчением и оскорблением бога.

Блудник является пристанищем для демонов, добровольно поселяя их в свое тело.

Совершая прелюбодеяние, человек может отдалиться от бога настолько, что вообще отпадет от веры. Эти действия развращают не только тело и помыслы, но и оскверняют бессмертную душу. Подавшийся соблазнам, постепенно деградирует как личность и пожнет горькие плоды своих поступков.

В послании к Ефесянам апостол Павел говорит, что блудник не сможет наследовать Царствия Божьего:

К блудодеянию относится также:

  • просмотр порнографических фильмов и картинок;
  • групповой секс;
  • мастурбирование (рукоблудие);
  • соитие во время месячных;
  • секс с лицом одного пола;представление, будто занимаешься сексом с другим человеком вместо законного супруга;
  • иные виды развратных действий.

Временное удовольствие может стоить бессмертия в вечности. Поэтому следует сопротивляться любым соблазнам, приходящим в ум от дьявола. Верующий человек должен понимать, откуда приходят подобные мысли, и кто их инициатор. Задача дьявола — совратить людей и увести с пути правды. Поэтому не поддавайтесь на его уловки, соблюдайте помыслы в чистоте и святости.

Причины буйства плоти

Что является причиной помышлений о блуде? К такому поведению лукавый подводит человека исподволь. Начинаться всё может казалось бы с безобидных вещей:

  • стремление красиво и привлекательно выглядеть;
  • тщеславие, стремление доказать свое сексуальное превосходство;
  • пристрастие к длительному сну и нахождению в кровати;
  • любовь к праздной жизни и мирской суете.

Это приводит человек к привычке потакать своим прихотям и сиюминутным желаниям. А дальше всё заканчивается помыслами о любодеянии и блуде. Отцы церкви учат, что одна страсть влечет за собой вторую, вторая — третью, третья — четвертую. Это целая порочная цепь, звенья которой прочно цепляются одна за другую.

Стоит ли напоминать, что блуд может привести человека не только к духовным недугам, но и к телесным? Венерические заболевания, СПИД и прочие проблемы с системами организма являются следствием блудной страсти. Нравственная распущенность может обернуться незапланированной беременностью и тяжкими последствиями для здоровья молодой девушки. Многие после абортов не могут стать матерями. Поэтому следует прислушаться к заветам апостолов и пересмотреть свое поведение.

Плотское невоздержание калечит судьбы, отравляет душу и может привести даже к суициду. Об этом нас стремится предупредить святое писание и спасти нетленную душу от разложения. Животную страсть нужно победить, иначе она победит тебя. Верующий человек должен осознать тлетворность блудной страсти и раскаяться перед Господом, и в будущем не поддаваться дьявольским соблазнам.

Погадайте на сегодняшний день c помощью расклада Таро "Карта дня"!

Для правильного гадания: сосредоточьтесь на подсознании и ни о чем не думайте хотябы 1-2 минуты.

Как будете готовы - тяните карту:

Блуд и прелюбодеяние – какое значение имеют эти грехи в Православной Церкви? Об этом Вы сможете узнать, если прочитаете нашу статью.

Блуд и прелюбодеяние

С величайшей скорбью приходится приступать к следующим страницам: в очерках, рассчитанных на крещеных, на верующих, на членов Церкви этих страниц по существу не должно было быть. Апостол Павел пишет: “А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас” (Еф 5:3, см. также 1 Кор 6:9-10). Однако разврат окружающего мира сего настолько притупил нравственное чувство (“худые сообщества развращают добрые нравы”, – 1 Кор 15:33), что даже у воспитанных в православной вере (даже у них!) появились добрачные связи и разводы. Тот, кто не вступил в брак, кто тверд в своем брачном союзе, кого не смущают помыслы внебрачного прелюбодеяния и кто не несет крест пастырского служения, – тем лучше этот очерк не читать.

Священник Александр Ельчанинов в своих записках отмечает (и это наблюдение подтверждают другие пастыри), что мужчины часто не каются в грехе случайного похотливого прелюбодеяния, считая его малосущественным; они признаются в нем лишь при прямом вопросе исповедующего. Он вспоминает даже одну жену, говорившую уезжавшему в командировку мужу: “Если тебе будет очень нужно, то ты можешь там кем-нибудь воспользоваться, – я не возражаю и ревновать не буду. Мне важно, чтобы твоя жизнь в целом принадлежала мне”. И это говорила женщина, в какой-то степени верующая, своему в какой-то мере верующему мужу. Полное непонимание Евангельских заповедей, святоотеческих наставлений, духа церковного и даже заповедей Моисеевых!

Что значит “не прелюбодействуй”?

Что можно сказать против такого греха? Приведем лишь высказывания святых Отцов и слова Священного Писания.
1. “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф 5:27-28).
2. “…блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым, знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога. Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления” (Еф 5:3~6).
3. “Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых” (Втор 23:17).
4. “Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела” (1 Кор 6:18). “Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть” (1 Кор 6:15-16).
5. “Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою” (1 Кор 6:19-20). Как оскверню храм сей блудодеянием?
6. “Пекись о теле своем, как о храме Божием, – пекись, как имеющий воскреснуть и дать ответ Богу; бойся Бога как имеющий дать отчет Ему во всем, что наделал; когда тело твое получает рану, заботишься ты уврачевать его, так пекись, чтобы оно явилось чистым и в воскресение” (Авва Исаий)
7. “Если предающийся блуду прежде брака осуждается и наказывается то тем более – после брака. Ибо здесь бывает двойное и тройное преступление это тяжелее всякого греха.
Раскроем смысл слов великого учителя Церкви свт. Иоанна Златоуста. Здесь – грех против собственного тела и нарушение седьмой заповеди “не прелюбодействуй”. Здесь – нарушение и восьмой заповеди, гласящей: “не кради”, ибо “…тело твое, – как говорит Златоуст, – есть ее (жены) собственность и собственность драгоценнейшая всякого имущества. Не обижай же ее в важнейшем предмете и не наноси ей смертельной раны. Но, если презираешь ее, то побойся Бога, мстителя за такие дела, Который угрожает невыносимыми страданиями за такие грехи”. Здесь – нарушение девятой заповеди – “не лжесвидетельствуй”, ибо прелюбодей обычно лжесвидетельствует о себе своему супругу или супруге – большинство разводов начинается со лжи в отношениях между супругами. Здесь часто нарушение и десятой заповеди, гласящей: “не желай жены ближнего твоего, и не желай дома ближнего твоего ни всего, что есть у ближнего твоего”
8. Свт. Иоанн Златоуст восклицает: “…нет подлинно ничего постыднее человека, который блудодей-ствует после брака”.
9. “Мед источают уста чужой жены, и мягче елея речь ее; но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый” (Притч 5:3-4).
Внебрачные связи разлагают супружескую любовь, разрушают семьи, лишают детей одного из родителей, растлевают тела и души.
10. “Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослу-жителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но писал я вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником с таким даже и не есть вместе” (1 Кор 5:9-11).
11. “Подумай же, что жена терпит когда слышит от кого-нибудь или только подозревает, что ты предался блудной женщине. Представляя это, не только избегай прелюбодействий, но не подавай повода и к подозрению; а если жена будет подозревать несправедливо, то успокой ее и разуверь. Не по вражде и гордости она делает это, но по заботливости”.
12. “От целомудрия рождается любовь, а от любви бесчисленное множество благ. И так считай всех женщин как бы каменными, зная, что если ты после брака посмотришь похотливыми глазами на другую женщину делаешься виновником в грехе прелюбодеяния и если увидишь, что в тебе возбуждается похоть к другой женщине и затем жена твоя от этого кажется тебе неприятною, то войди во внутреннюю комнату и, раскрыв эту книгу, взяв в посредники Павла и непрестанно повторяя эти слова, погаси пламень. Таким образом и жена будет для тебя вожделенною; потому что такое пожелание не станет истреблять твоего благорасположения к ней….
13. “Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим” (1 Кор 7:2-5).
14. “Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог” (Евр 13:4).
15. “Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2-4. – Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь.

Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние.

Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25-му Правилу святых апостолов и 3-му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам.

Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который “выйдя вон, плакал горько” (Мф 26:75).

Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову – он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: “А что я собираюсь делать?” и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления.

Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика – она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность.

“Наше дело не рожать, – насладиться и бежать”, – так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей. Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

Мы знаем покаявшихся блудниц, ставших святыми, и великою святою почитаем Марию Египетскую. Священникам и старейшинам иудейского народа Иисус Христос сказал: “говорю вам, что мытари и блудницы впереди вас идут в Царствие Божие”, но Он не сказал блудники.

Среди мужчин неизвестны извалявшиеся в блуде и ставшие святыми; среди них Марии Египетской нет.

Однако на протяжении веков нравы общества потворствовали мужчинам (“быль молодцу не в укор”) и осуждали женщин (“гулящая баба”). Против таких взглядов выступали Отцы Церкви свтт. Василий Великий, Иоанн Златоуст и многие другие. Первый писал: “Господне изречение, яко не позволительно раз-решитеся от брака разве словесе любодейного равно приличествует мужчинам и женам. Но не то в обычае. О женах находим много строгих изречении.

“Не говори мне теперь, – восклицал свт. Иоанн Златоуст, – о внешних законах, которые жен прелюбодействующих влекут в судилище и подвергают наказаниям, а мужей, которые имеют жен и развратничают со служанками, оставляют без наказания; я прочитаю тебе закон Божий, который равно укоряет и жену и мужа и называет это дело прелюбодеянием”.

Есть, впрочем, и страшные женщины, которые “на пари” или из мести, или зависти соблазняют чистых юношей и женатых мужчин. Они встречаются во всех слоях общества и имеют иногда вид респектабельных дам, увенчанных почетными званиями и степенями.

Тяжело и противно обо всем этом писать, но надо кричать со страхом и болью в сердце: “Смотрите, ка-ко опасно ходите!” Грех сидит в нас, грех мира окружает нас, предлагая нам свои соблазнительные образы. Ад нередко одевается в одежды не только “чувства”, но и эстетической прелести.

Примерами могут служить любимая песня многих вечеринок “Из-за острова на стрежень”, где вначале мотив захватывает шириной волжских просторов, а текст заканчивается восхвалением Степана Разина, который всю ночь “провозился” с княжной, а наутро в угоду товарищам утопил девицу, как ненужный предмет. Еще более обманчиво и вкрадчиво звучит изумительно музыкальный романс “Мой костер в тумане светит”. Вдумайтесь только в страшное значение слов, одетых в изящную музыкальную оболочку: “Вспоминай, коли другая, / Друга милого любя, / Будет песни петь, играя, / На коленях у тебя…”.

Можно привести множество других песен, мотивов, кинофильмов, новелл, картин и т. д., возбуждающих чувственность, растлевающих душу и тело… “Сам сатана, – по словам ап. Павла, – принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды” (2 Кор 11:14-15), – и, добавим мы, – эстетической утонченности. Вполне закономерно, что под покровом ночи в любительско-товарищеских группах и “творческих” объединениях при выездах на лоно природы под аккомпанемент страстной музыки с ее эстетически-чувственными выкриками и полушепотом молодежь развращается и разваливаются ранее заключенные браки.

В подобных “товариществах” участие христиан, членов Церкви, должно быть исключено. Помните слова ап. Павла: “Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?” (2 Кор 6:15). Это не значит, что мы против всякого товарищества верующих с неверующими. Вопрос лишь в том, когда и в чем мы можем и должны быть с ними, а когда и в чем обязаны выйти из их среды и отделиться (см. 2 Кор 6:17), памятуя, что “дружба с миром есть вражда против Бога” (Иак 4:4).

Кажется, никогда в истории мира после потопа чувство греха не было так глубоко утрачено народами, как в настоящее время. Много потрудились князья мира сего, чтобы исторгнуть его из человеческого сознания. Особенно возмущала их всегда седьмая заповедь. Не случайно во всем мире, в разных странах с различным социально-экономическим и политическим строем растет преступность. В некоторых странах даже мужеложество не считается предосудительным поступком и такие связи охраняются законом.

Живя в условиях развращенного мира, христианин тем не менее призван к чистоте (“блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят”, – Мф 5:8); необходимо постоянно поддерживать в себе сознание и чувство того, где начинается грех, воспитывая в себе страх перед грехом, ибо грех, особенно плотский, удаляет нас от Бога.

Живя в миру, надо постоянно помнить, что христианин призван к “невидимой брани” со грехом, сидящим в нем, со грехом, обступающим его совне, к борьбе за чистоту и любовь, за добро, за стяжание Духа Святого, за Царствие Божие, которое, по слову Спасителя (Лк 17:21), должно быть внутри нас. Каждый христианин должен осознавать себя воином Христа Бога нашего с грехом, – воином, стяжающим радость Духа Святого уже здесь, на земле.

Борьбу с плотским грехом американец Джон Мотт, основатель христианского студенческого движения, назвал “труднейшей борьбой в жизни студента”. Через эту борьбу прошли все или почти все монашествующие. Ее не избегают и многие вступающие в брак. Грех, особенно плотский, начинается с помысла, “ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, – все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека” (Мк 7:21-23). Поэтому необходим постоянный контроль за своими помыслами, особенно за такими коварными, как похоть, прелюбодеяние и тщеславие.

Христос в Нагорной проповеди учил: “Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну” (Мф 5:27-29).

Всемирно известный психолог В. Джеме указывал, что будет вполне закономерно, если человек, днями и неделями предающийся блудным помыслам, пойдет, наконец, в публичный дом, а святой Марк Подвижник писал: “Согрешивши, вини не тело, а мысль; ибо, если бы не текла мысль, не последовало бы за нею и тело”.

Первое азбучное правило борьбы с помыслами – никакого участия в “сальных” разговорах и анекдотах. Если вам невозможно их прервать, то ни улыбкой, ничем не одобряйте их – читайте в это время Иису-сову молитву. Мы знали солдат, которые при каждом нецензурном ругательстве произносили эту молитву и за все время войны ни разу нецензурно не ругались. Вести себя необходимо так, чтобы рассказывать вам подобные анекдоты и сомнительные истории было бы психологически невозможно, а рассказывать при вас было бы неудобно. Для этого не надо объявлять себя христианином или что-то говорить, а нужно лишь иметь в себе внутреннее целомудрие и молитвенную память. Иисусова молитва в подобных ситуациях не только предохранит вас от нечистоты, но и саму психическую атмосферу коллектива вокруг вас сделает чище. Она – оружие в невидимой брани, война Христова за свою чистоту и за чистоту других. Второе азбучное правило – не ходите даже в старости на сладострастные фильмы, не участвуйте в товарищеско-любительских песенных кружках с сомнительным репертуаром, будьте целомудренны в выборе книг для чтения и т. д.

Обобщая опыт святых Отцов, изложенный в “Добротолюбии”, надо подчеркнуть, что человеческое сознание не может быть не занятым: оно либо предается пустым помыслам, в том числе и блудным, либо занято молитвой и трудом, размышлением о горнем.

Для рассматриваемого греха более, чем для какого-либо другого, справедлива народная пословица: “Лень – мать всякого греха”. Труд, молитва и взаимная любовь да будут спутниками вашей жизни и да охранят чистоту и прочность вашего брака.

Загрузка...
Top