Не надобен клад, коли в семье лад - кладовая лада - каталог статей - оздоровительная система ладушка. Классный час «На что и клад, коли в семье лад» Нужен клад коли в семье лад

Ведущий: Добрый день, дорогие друзья! Я искренне рада нашей встрече. Семья -главное богатство в жизни. И если в семье царят взаимопонимание и доверие тепло и уют, это настоящее счастье. А если вся семья еще и любит читать, то это счастье вдвойне.

Наша программа называется: «Будет в семье лад, коли книге рад». И сегодня мы собрались вместе, чтобы получить заряд бодрости, блеснуть эрудицией, поболеть за дружные семьи, которые рискнули принять участие в сегодняшнем конкурсе.

Тема нашей встречи «Семейное чтение».

Представляем участников конкурса:

Любой конкурс невозможен без жюри. (Представляется состав жюри)

Вед. Наш первый конкурс «Семейный портрет».

Сейчас каждая семья попытается рассказать о себе, о своих семейных увлечениях, интересно, творчески, с задором. Нет на свете одинаковых детей и родителей, каждая семья интересна по своему. Давайте убедимся в этом.

Приглашаем семью... (Выступают семьи)

Вед. Спасибо семьям, а жюри за работу.

Издавна семья состояла не из одного поколения. В ней были дедушки, бабушки, мама, папа, дети, внуки и т.д. Жили они дружно, весело, друг друга уважали. Мы нашли много свидетельств тому.

Вспомним хотя бы народные сказки, пословицы и поговорки. Я начну пословицу, а вы постарайтесь все вместе ее закончить.

- Семья в куче... - (не страшна и туча)

- Не нужен и клад... - (когда в семье лад).

- Дом вести...- (ис бородой трясти).

Вед. Это была не большая разминка, перед Предстоящие конкурсом.

Наше следующее задание называется «Гонка ая лидером». Вам необходимо ответить на мои вопросы, Я поочередно для каждой семьи

задаю вопрос - с нас правильный ответ. За каждый правильный ответ - 1 балл.

Вопросы:

I . Есть у каждой книги, у дерева тоже есть, но у дерева опадают (Листок) 2.Главыый ropqg шлягера «В траве сидел кузнечик» (Кузнечик) З.Какое государство упоминается в тнтулй Гамлета, принца Датского? (Дакия)

4. По чему бьют в хоккее с шайбой? (По шайбе)

5.0 вчинка 5 которая стоила древним греком большой выделки. (Руно)

б.Текущий по усам. (Мед)

7. Свод армейской мудрости. (Устав)

8- Город, где огней так много золотых. (Саратов)

9. Не идущая к Магомету. (Г*ора)

ЕО.Часть тела, которую предлагают в комплексе с сердцем. (Рука)

I1 . Атрибут избы, который лучше ис иыносить. (Сор) 12,Райское местечко для влюбленных. (Шалаш) 13,Жидкость, без которой ни туда и ни еюда, (Вода) 14.Черные, жгучие и опасные. (Очи)

15. Заходящий за разум. (Ум)

16- Иа вес ЯЗЫКИ мастер. (Полиглот)

17, Декежная единица рублевой зоны, (Рубль)

18. Автомобиль, названный в честь великой русской реки. (Волга)

19. Вздор, предпочитавший, чтоО em несли. (Околесица)

20- Слово, которое и кошке приятно, (Доброе)

■ Всем спасибо.

Наш следующий конкурс. Он называется: «Что за прелесть эта сказки».

Я зачитываю отрывки из детских сказок, а ваша задача назвать автора л название сказки.

За полный ответ 5 баллов, если вспоминаете только автора или только название произведения - то 3 балла.

Варианты отрывков из сказок:

.. . Хозяин выскочил навстречу гостям, сорвал с плешивой головы шапочку и низко кланялся, прося зайти.

- Не мешало бы нам перекусить хоть сухой корочкой, - сказала Лиса.

- Хоть коркой хлеба угостили бы, - повторил Кот. («Золотой ключик, или Приключения Буратино». А.Н.Толстой).

.. . Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». А.С.

Пушкин).

...- Апчхи, - оглушительно чихнул неизвестный старик и упал ниц, -приветствую тебя, о прекрасный и мудрый отрок!

- Вы откуда? Из самодеятельности?

- О нет, о юный мой повелитель! Я вот из этого трижды проклятого сосуда... («Старик Хоттабыч». Л. И. Лагин)

.. . И когда пришел настоящий час, стало у молодой купеческой дочери, красавицы писаной, сердце болеть и щемить, ровно стало что-нибудь подмывать ее, и смотрит она то и дело на часы отцовские, аглицкие, немецкие, - а все ей пускаться в дальний путь. А сестры с ней разговаривают, о том о сем расспрашивают, подзадерживают. («Аленький цветочек». СТ. Аксаков)

.. . Девочка прибавила шагу и вышла на полянку. Да так и замерла. Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше. Сидят и тихо беседуют. Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? («Двенадцать месяцев» С.Я. Маршак)

... Наконец и в путь обратный Со своею силой ратной И с девицей молодой Царь отправился домой. Перед ним молва бежала,

Быль и небыль разглашала.(«Сказка о золотом петушке» А.С. Пушкин)

Женя отдала маме баранки, а сама про себя думает: «Это и вправду замечательный цветок, его непременно надо поставить в самую красивую вазочку!» («Цветик - семицветик». В.П. Катаев).

.. . Он подпрыгнул кверху, точно мячик, и со страха упал прямо на широкий волчий лоб, кубарем прокатился по волчьей спине, перевернулся еще раз в воздухе и потом задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи. («Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Д.Н.Мамин-Сибиряк).

Вед. Наши мамы - молодцы! В следующем конкурсе мы посмотрим, на чтоспособны дети.

Проводится обзор книжной выставки: «Волшебный ларец сказок»

(Концертный номер)

Вед. Пока жюри подводит итоги у нас очень приятный момент. В этом вы сейчас убедитесь.

1. Чтоб жила библиотека, надо Чтоб в нее читатель заходил Хоть иногда... Вы со мной Согласны? Да!!

2. Чтоб страна была сильна, Надо...

Надо. Чтоб дружна была семья! Вы со мной согласны? Да!

3. Чтоб страна была умна,

Надо

Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Да!

Вед. А сейчас обещанный приятный момент. Награждение самых активных читателей нашей библиотеки.

- Номинация «Самый юный читатель»

- Номинация «Самый активный читатель» - Баталова Гузель

- Номинация «Почитатель сказок» - Костина Анастасия

- Номинация «Самая читающая семья» - семья Ахметовых - мама папа и 2 их сыновей. (Аплодисменты победителям)

А мы продолжаем.

Вед. Важным элементом крепости, сплоченности и душевного согласия в семье является, конечно, семейное чтение. И мудрые родители, в каком бы веке они не жили, всегда понимали это. Читая всей семьей и малые и взрослые, соприкасаясь с жизнью литературных героев, приобщались к высокому и духовному, чем так богата мировая литература. Насколько эта традиция отлична от смотрин телевизора - чистотою общения, человечностью, душевностью - нет нужды доказывать.

Возродить ее - значит укрепить семейные узы. 5 ,Наш следующий конкурс называется «Звездный час».

Сейчас вам представится уникальная возможность показать эпизод семейного чтения.

Семьи получают отрывки из произведений.

Распределяют между собой роли, отрепетировав немного, они зачитывают этот отрывок.

Перед выступлением обязательно объявите автора и название произведения. Высший балл-5.

(Пока семьи готовятся проводится игра со зрителями)

Итак, мы готовы присутствовать на семейном чтении наших участников. Жюри продолжает свою работу. Выступит семьи.

Вед. И последняя шаш конкурс. Он называется «Почти буриме».

Я остановилась на нем, потому что знаю всех своих читателей, как больших любителей и знатоков поэзии. Конкурс заключается в следующем. Вы выбираете по конверту, где даны окончания стихотворных строк написанных знаменитыми поэтами, ваша задача - вспомнить и прочитать четверостишие. На обдумывание 3 мин. И так, выбираем конверты и работаем. 1.Кроет, крутя, завоет, дитя.

Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин. «Зимний вечер») 2.Одинокий, голубом, далекой, родном.

Белеет парус одинокий, : В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов. «Парус») 3.Береза, окном, снегом, серебром.

Белая береза Под моим окном. Принакрылась снегом, Точно серебром.

Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром,

Как бы резвясь и играя, Грохочет в небе голубом.

(Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза»)

Команды готовятся, а вашему вниманию обзор книжной выставки: «Семья колыбель счастья».___

Команды зачитывают отрывки из стихотворений

Вед. Нашему жюри предстоит большая работа - подвести итоги последнего конкурса и всей игры.

А пока жюри думает - музыкальный подарок от детского коллектива «Радуга».

По итогам конкурсов - «Самой читающей семьей» признаны семьи Ахметовыхи, Зариповых. Вам аплодисменты и призы. (Награждение победителей).

Закончился наш праздник. На прощание я хотела бы всем пожелать счастья, добра. Надеюсь, что вам сегодня было весело и интересно. До новых встреч.

1. По нему стучат, плюнув че­рез плечо. (Дерево.)

2. Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (Мороженое.)

3, Бьют Еремку по затылку, а он не плачет, только ножку пря­чет. (Гвоздь.)

4. Чтобы тело чище было, ну­жен нам кусочек... (Мыла.)

5. Плывут цвета молока в си­ем небе... (Облака.)

6. Счастливые... не наблюдают (Часов.)

7. Без рук, без глаз, а рисовать умеет. (Мороз.)

8. Всыпать по... число. (Пер­вое,)

9 Мой ... самых честных пра-(Дядя.)

10. Аи,Моська,знать она коль лает на... (Слона.)

11. течет, не вытечет. Бежит, бежит, не выбежит. (Раса.)

12. А вы... как не садитесь, все в музыканты не годитесь. (Друяя)

13. Стоит копна: спереди ви­лы, сзади метла. (Корова.)

14.... пробелогобычка. (Сказка.)

15. Быть можно дельным... и думать о красе ногтей. (Челове­ком.)

16. Чего можно ждать сидя у моря? (Погоды.)

17. Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, слезы пролива­ет. (Лук.)

18. Перед кем не надо метать бисер ? (Свиньи.)

V 19. В здоровом...здоровый

дух. (Теле.)

20, Пишет он, когда диктуют, он и чертит и рисует, а сегодня вечерком он раскрасит мне аль­бом. (Карандаш.)

КОУ ВО "Бобровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VII - VIII вида для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья"

Воспитательный час

«Не нужен клад, коли в семье лад»

Подготовила воспитатель

Семейной группы № 1

Кравченко И.В.

Воспитательный час «Не нужен клад, коли в семье лад».

Цель :

Формировать представление о взаимоотношении в семье.

Задачи:

  • Формирование представлений о жизненном укладе в русской семье;
  • Развитие навыков коммуникативного общения;
  • Воспитание уважительного, доброжелательного отношения друг к другу.

Тип занятия: комбинированный

Форма проведения : воспитательный час.

Время проведения: 30-40 мин.

Место проведения : класс.

Семейная группа №1

Наглядные пособия:

  • Плакат с названием воспитательного часа «Не нужен клад, коли в семье лад»;
  • Эпиграф: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой.
  • Таблица с определением слова «семья»
  • Заготовки для панно «Семья»: два серединка, серединка цветка «семья», стебель, лепестки со словами: «понимание», «любовь», «трудолюбие», «традиции», «здоровье».

Оборудование:

  • ТСО: магнитофон
  • Аудиозаписи музыкальных произведений: «Родительский дом», «Вальс» Т.Свиридова, «Маленький принц» Е.Камбурова
  • Ручки, листы бумаги.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

(под звуки музыки воспитанники рассаживаются за парты )

Воспитатель :

Для того чтобы снять эмоциональное напряжение, которое у нас с вами присутствует, выполним несложное упражнение. С помощью описания погоды, постарайтесь выразить свое настроение и самочувствие сейчас. Начнем с меня. У меня сейчас переменная облачность, тихая безветренная погода, затишье. Кто следующий? (ответы детей )

  1. Основная часть.

Давным-давно, много веков назад, так много звезд на небе не было как сейчас. В ясную ночь можно было увидеть только одну звездочку, свет которой был то очень ярким, то очень тусклым. Однажды Луна спросила у звездочки:

Луна: Звездочка, почему твой свет такой разный: то яркий, указывающий дорогу даже ночью; то тусклый и незаметный?

Звездочка: (помолчав, вздохнув ответила ) Свет мой становится тусклым тогда, когда мне одиноко. Ведь я, совсем одна и нет никого похожего на меня. А так хочется видеть и слышать кого-то рядом с собой.

Луна: А в какие ночи твой свет становится ярким?

Звездочка: Мой свет становится ярким тогда, когда я вижу спешащих странников. Мне всегда интересно узнать, что манит их в дорогу, куда они так спешат?

Луна: Ну что же, ты узнала их тайну?

Звездочка: Однажды я задала вопрос одному страннику, который долго был в пути. Он выглядел изнеможенным и очень усталым от долгого пути, каждый шаг давался ему с большим трудом, но глаза…

Луна: А какими были его глаза?

Звездочка: Они светились в темноте от счастья и радости. Замерзая на снегу, голодая без куска хлеба, задыхаясь от жары, он шел вперед, преодолевая все преграды, потому что знал: дома его ждет тепло и уют, забота и сердечность семьи-жены, детей, внуков. Ради их счастливых глаз он готов был совершить даже невозможное.

(Звучит песня «Родительский дом». Входят дети в костюмах: двое изображают мать и отца, пятеро – их дочерей. Садятся за стол. Мать ставит на стол горшок. Раскладывает пищу и, тоже садится)

Отец : Голубушка, а где же хлеб?

Мать : И правда, хлеб – то забыла!

Отец: Без хлеба и стол сирота.

Мать: И не говори, хлеб всему голова(ставит хлеб на стол). Ну что, отец, будем ужинать?

Маша: А Настеньки –то нет!

Отец: Опять заигралась.

Мать : (отцу)Может подождем?

Маша: А вот и она.

Настенька: (подходит к матери) Маменька, дырка.

Мать: Отец, у Настеньки, валеночек прохудился.

Отец: Завтра залатаю.

Мать: Да что ты – откладывай безделье, но не откладывай дела.

Отец: Не беспокойся, ладушка моя, сегодня вечером сделаю.

Мать: Кушайте детки, кушайте. Отец, посмотри: семь вместе – душа на месте.

Верочка: А наша Дуняшка с Николашкой, жениться хотят(хихикает).

Маша и Настя: Тили- тили тесто, жених и невеста!

Отец: Тише вы, малы еще за старшими наблюдать.

Мать: Совсем дети – то взрослые стали, а у нас и приданного богатого нет. А ведь пять дочек у нас.

Отец: Не переживай, матушка, справимся. На что нам клад, коли в семье лад.

Мать : Накушались детки?

Дети (хором): Спасибо матушка, спасибо батюшка. (кланяются)

Родители : На доброе здоровье.

Отец: Ну, вы матери помогайте, а я за латки возьмусь.

Маша и Настя: Скучно, матушка.

Мать: Скучен день до вечера, коли делать нечего. Вот возьмите, поиграйте в бирюльки.

(старшие дочери обращаются к матери)

Девушки: Матушка, отпусти нас на посиделки.

Мать: Ну что отец отпустим?

Отец: Да пусть идут, только делайте больше, а говорите меньше.

Мать: Ну, коли отец разрешает, так и быть, идите. Да только вот рукоделие не забудьте. (достает им из корзинки ) Ты, Верочка, вышивку закончи. Ну а ты, Дуняша, ручники обвяжи. (достает из сундука шали, наряжает)

Мат ь: Ой, Ванюша проснулся! (зовет Настю и Машу ) Потягунюшки – порастунюшки, поперек толстунюшки, руки хватунюшки, в роток – говорок, а голову – разумок. Проснулся сынок, проснулся родной. Настенька потутушкай братика. Это ему повезло, столько нянек.

Настя: Тритатушки, три-та – та, вышла кошка за Кота. За Кота –Котовича. За Иван – Петровича. Ходит кот по лавочке, водит кошку за лапочку.

Мать : Умничка, надо Ванечку умыть.

Маша : Водичка, водичка. Умой мое личко. Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок. Чтоб глазки блестели и щечки горели.

Мать: Молодец. Неси Настя кашу, да покормите братика.(девочки кормят, да в люльку укладывают, качают)

Отец : Настенька, доченька, принимай работу.

Настя: Ой, спасибо, папенька!

Отец: Носи на здоровье, да расти нам на радость. Что ж, пора мне дров наносить, да лучины настругать на растопку. (уходит)

Мать: А мы, давайте пряжу смотаем.

Луна : Ну как тебе такая семья?

Звездочка: (помолчав) Я всю жизнь мечтала о такой семье. Я теперь буду дарить как можно больше света путникам, которые несут счастье в свой дом, в свою семью.

Луна: Ты хочешь иметь семью? Будет тебе семья.(взмахнула рукавом золотого одеяния, в тот же миг появились тысячи новых звезд)

Звездочка: Вы здесь, вы рядом, дорогие мои. Теперь мы одна Семья!

Воспитатель:

Как вы думаете, почему прозвучала именно эта сказка? О чем мы сегодня будем говорить? (ответы детей) мы сегодня поговорим о семье.

Ученик:

В семейном кругу мы с вами растем!

Основа основ – родительский дом!

В семейном кругу, все корни твои!

И в жизнь, ты выходишь из семьи!

Воспитатель:

У каждого человека должен быть свой дом. Слова «отчий дом», «семья» входят в наше сознание с первых дней жизни. Семья – великий дао, который необходимо сохранять в течении всей жизни.

Задание № 1

Что такое семья? О чем вы думаете, когда произносите это слово?...

Правильно, семья – это папа, мама, сестры, братья. А вот, в словаре В.И. Даля, определение семьи, звучит следующим образом:

Ученик:

Семья – это совокупность близких родственников, живущих вместе.

Воспитатель:

Давайте ребята попробуем создать макет благополучной семьи. (На доску вешается ватман с изображением середины и стебля цветка. На столе лежат заготовленные лепестки от цветка со словами: понимание, любовь, трудолюбие, традиции, здоровье)

Задание №2

Толстой сказал «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»

Ответьте на вопрос: из чего складывается семейное счастье.

(ответы детей)

Сейчас я вам расскажу одну легенду:

«В давние времена была одна семья – 100 человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя. И спросил он у главы семейства: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая дуга друга?». Старец произнес одно слово – « понимание ».

Значит семейное счастье складывается из взаимопонимания. И так, прикрепим к нашему ростку первый лепесток – ПОНИМАНИЕ.

Задание №3

Народная мудрость гласит: «В здоровом теле – здоровый дух». Как в вашем понимании «здоровье» отражается в семейном счастье?

(ответы детей)

Следующий лепесток – ЗДОРОВЬЕ.

Задание №4

Не малую роль в семьях играют традиции – это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. А в ваших семьях есть традиции.

(ответы детей)

Очень хорошо. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их. А в нашем цветке появился новый лепесток – ТРАДИЦИИ

Задание №5

Есть такая пословица: «Счастье не птица – само не прилетит». Если каждый член семьи выполняет свои обязанности, тогда в доме уют, тепло, гармония. Там, все заботы по дому лежат на одних плечах, как правило, царят раздражение и непонимание. Народные пословицы и поговорки подтверждают, что не так просто поддерживать семейный очаг.

Закончи пословицы:

Жизнь прожить – не поле перейти.

Дом построить не шапку на голову надеть.

Труд человека кормит, а лень портит.

Землю красит солнце, а человека труд.

Да, в жизни не все так просто – «как потопаешь, так и полопаешь».

И так, на нашем цветке появляется новый лепесток – ТРУДОЛЮБИЕ

Воспитатель:

Наш цветок – семьи почти сформирован. У вас на столах еще лепестки, напишите на них те качества, которыми, по вашему мнению, должна обладать каждая семья.

  1. Заключительная часть.

Семейное счастье и благополучие рождается лишь тогда. Когда родители и дети связаны взаимной любовью, интересами и делами. Родной дом – это место, где мы творим, размышляем, обогащаемся жизненным опытом. Только семья способна уберечь каждого из нас от невзгод. Только нравственные устои, передающиеся из поколения в поколение, забота близки – делает нас богаче, чище, добрее. Семья – это источник, из которого мы черпаем силы на всю жизнь. Одна из заповедей гласит «Почитай отца своего и матерь свою, да будет тебе благо».

Будьте добрее и внимательнее к своим близким!

И в заключении хочу отметить следующее: наряду со всеми праздниками в календаре – 15 мая ООН провозгласил Международным днем семьи.

И завершит наш воспитательный час стихотворение В.И. Коростылева « Семья»

Ученики:

«Семья – это то, что мы делим на всех,

Всем понемногу- и радость и смех,

Взлет и падение, радость, печаль

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели года.

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем.

Воспитатель:

Большое спасибо всем за участие.


Все мы в детстве мечтаем. Мечтаем о счастье. Счастье каждый представляет себе по-разному.

Одно у всех обязательно. Рядом должна быть мама. Самая моя, моя…

Рядом должен быть папа. Мой самый, самый…

И мы должны быть вместе.

А потом уж полёт на Луну, постройка дома на старом дубе, сплав на плотике через огромную лужу во дворе.

И, согласитесь, очень важно знать, что мама и папа любят друг друга и, конечно, меня. Правда?

Мама, папа и я. Это на самом деле очень важно. Это старт на всю жизнь. Старт уверенный, хранящий по жизни, либо это образ того, как я не хочу, чтобы было. Где больно: слёзы, обиды и разочарования.

Что же делать? К сожалению, не всем довелось родиться в ладной семье. Здесь важно сделать свой выбор и жить так, как хочется, по Душе, даже если в багаже тяжёлый груз из непониманий, взаимных упрёков, холодности и отчуждённости…

А пока хочется понять, что это за слово такое волшебное "Лад" ?

Почему издревле он так ценился? Что такое ладная семья?

"Не надобен клад, коли в семье лад" , читаю я собранную Владимиром Далем стародавнюю русскую поговорку.

Лад в семье, как соль на столе. Когда есть, всё ладно.

А вот когда его нет, жизнь теряет яркие краски, охота жить теряется, дела не идут, болезни приходят, несчастья случаются…

Потому как в Ладу живущий силы свои сберегает, они при нём. Не растрачивает он их попусту на "вчерашний день": обидки, мщения, брань и разборки. А эти вещи у нас ой как много силы отнимают.

У ладного человека в Душе мир, не теряет он ясность и разумность. От этого и дела идут споро и легко, всем на удивление.

В ладу живущий достигает своих мечтаний, у него много сил творить.

Это к-ра -сивые люди (солнечные), их видно. Своей любви в них много, великодушия, и несут они это светом в мир.

Лад в семье — это лад "семи — я", сложенный из лада в душах каждого в семье.

Ладные семьи — костяк сильных Родов.

Дети в ладных семьях сильные и крепкие Духом рождаются.

А старшие поколения с младшими непрерывной нитью лада соединены. И в старости благодарную любовь детей и внуков родители видят.

С древнерусского "Лад " значит "согласие", а ещё точнее "взаимодействие".

Очень много в этих словах. Это умение слышать друг друга, умение договариваться, умение сотрудничать, работать так, чтобы каждому было радостно, и дело делалось так, как надо, как задумано, то есть ладом.

У Даля читаю: "Ладом" — "порядком, толком, путём, дельно" .

Слово "Лад" значит ещё "любовь". Ладо, Лада называли так суженого, супруга. Ладушкой называли любимую. "Лады всего дороже ", "Ладый мой, не жури меня ".

От слов этих бережность идёт, нежность, уважение и чистота.

Ладная семья обережённый свой круг имеет для каждого в семье. Этот круг от недобрых людей или завистливого взгляда убережёт. Потому, что внутри чисто, между собой доверие и ясность.

Слово "Лад" вбирает в себя целые миры устроения жизни, такой жизни, где люди подобны Богам, возможно потому, что произошло от имени славянской богини Лады.

Богиня Лада — это Мать Мира, женская ипостась бога Рода, супруга Сварога. Лада хранит семьи, благоприятствует чадородию, оберегает людей от гнева других богов. Многие века помогала она людям сохранять Жизнь на земле, радостно трудиться и продлевать свои Роды. Прекрасно, что эти слова сохранились в русском языке, донеся до нас уклад жизни предков наших.

Если обратиться к кладовой народной мудрости, которая нам досталась в наследство от предков, то там мы обнаружим ряд прекрасных пословиц о деревьях. Например, «Корнями древо сильно». Подразумевается, что когда у дерева есть корни, то в нем есть и сила. Известно, что в отличие от деревьев со слабой корневой системой дерево с мощными корнями успешно выживает в неблагоприятных условиях — во время ураганов и снегопадов, при сильных заморозках и ветре.

Из корней в ствол и крону дерева поступают соки, которые позволяют ему расти вширь и ввысь, стремиться кроной к солнышку, и в этом ему никто не может помешать. Предки по этому поводу говорили: «Как не гнети дерево, оно все вверх растет».

Благодаря корням на деревьях созревают семена и плоды, от которых при попадании в добрую землю произрастает новая жизнь — побеги молодых деревьев. Очевидно, что бревно без корней и кроны или же неправильное посаженное дерево не могут «рожать» другие деревья. Потому: «Не сади дерева корнем кверху».

Любое дерево начинает свою жизнь с семени, попавшего в почву. Притом само малое семечко изначально содержит в себе всю подробную информацию о будущем большом дереве. Причем, каково семя, таково и дерево. Потому и говорили «От осины не родятся апельсины».

Последнее изречение относится также в переносном смысле и к роду, внутри которого все родственные взаимосвязи можно образно представить в виде большого разветвленного Древа. По такому типу строятся как раз Родословные (генеалогические) деревья. Более точно данную мысль передает пословица: «Какое дерево, такой и клин; каков батька, таков и сын». Или же «какова матка, таковы и детки». И тут нечего добавить.

Еще предки говорили: «Где одному не справиться, там род поддержит». И это было непреложной истиной, поскольку на Руси всегда с малых лет всем сородичам прививались, и высоко ценились взаимопомощь и взаимовыручка. Отец и мать стояли насмерть за своих детей, брат не щадя живота своего стоял за братьев и сестер своих... Потому еще добавляли: «Русский человек без родни не живет». Родственники всегда приходили на помощь в любой беде, без этого было не выжить. Тогда выражение «все за одного и один за всех» произносилось не ради красного словца, а обладало вполне конкретным обязательным к исполнению для всех родичей содержанием.

К родителям и старикам было особое почтение. Говорилось: «Кто родителей почитает, тот навеки не погибает». Или: «Живы родители-почитай, умерли-поминай». Без благословения представителей старших поколений ни одно серьезное дело не начиналось. Вспоминается: «Родительское благословение на воде не тонет, и на огне не горит».

Верно подмечалось предками: «Семейная жизнь что кипящий котел». Потому и придавалось большое значение тому, чтобы в роду и семье царили согласие и взаимопонимание. По этому поводу до нас дошло множество пословиц. Приведем одну из них: «На что и клад, коли в семье лад». Притом: «Муж-голова, а жена-сердце».

Всегда помнили и о детях: «С детьми содом, а без детей могила». Или: «Малы детушки-что часты звездочки: и светят, и радуют в темну ноченьку». Мудро подмечали: «У кого детей много, тот не забыт Богом».

За каждым из подобных изречений стоит древняя культура семейно-родовых отношений, бытовавших ранее в славянских землях. Данная культура основывалась на глубочайших знаниях Бога, Вселенной, общества и людей. Пришло время возрождать полезное, но забытое.

Семейный вечер

Учитель

Цели:

Оформление и плакаты:

4. Плакаты:

Литература.

1.

2.

3.

Звучит песня "Родительский дом".

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Добрый день, уважаемые родители!

Как хорошо, что мы с вами собрались в этом зале. У вас, несомненно, много неотложных дел, забот, но все заботы и дела оставьте за дверьми этого зала и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть.


1-й ученик:

Посмотрите-ка, у нас

Здесь собрался целый класс,

А напротив - папы, мамы.

Папы бросили диваны,

Мамы бросили кастрюли

И костюмы натянули.

2-й ученик:

Этой встрече все мы рады,

Собрались не для награды.

Нам встречаться чаще нужно,

Чтобы все мы жили дружно!

Дети - это чудо света,

Я увидел это сам

И причислил чудо это

К самым чудным чудесам.

Мы пред будущим в ответе:

Наша радость, боль и грусть,

Наше будущее - дети...

Трудно с ними, ну и пусть.

В наших детях наша сила.

Внеземных миров огни.

Лишь бы будущее было

Столь же светлым, как они.

Учитель.

Учитель

Учитель.

Что такое "честъ семьи"?


Учитель.

Включается магнитофон: исполняется песня о матери.

Ученица читает отрывок из поэмы Р. Гамзатова "Берегите матерей!"

Учитель.

Ученик:

Мы маме так редко приносим букеты,

Но каждый так часто ее огорчает...

А добрая мама прощает все это.

Под грузом забот, не сгибаясь,

Она выполняет свой долг терпеливо...

Красива по-своему каждая мама -

Любовью своей материнской красива. (С. Богомазов.)

Ученик. Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их при­вычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет . За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Мы должны научиться уважать мать с раннего дет­ства.

Учитель:

Земля-матушка, хлеб-батюшка» )

*Каков отец, таков и сын.

*Имеющие отца - имеют опору.

*Рука отца страну прокормит.

А теперь представим слово нашим родителям.

Шагиева Фаягуль рас­сказывает о своей многодетной семье. Опо­ра семьи - отец, для детей он авторитет, советчик, помощ­ник. Ничто не согревает душу матери, как внимание и добрые слова детей.

Ах, наши дети - в окошке свет!

Прекрасней их на свете нет.

И наша юность - назло годам -

Все в наших детях вернется к нам.

Учитель

Маргарита:

Учитель:

Мусин Азамат . Моего дедушку зовут Фуат. Он в колхозе работал ветеринаром . Сей­час ему уже 70 лет, но дедушка продолжает трудиться и по сей день. За добросовестный труд он имеет награды. Он добрый, ласковый. Я очень люблю своего дедушку и горжусь им.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы погово­рить о следующей традиции. Издревле на Руси существо­вал обычай: представители одной семьи занимались од­ним видом деятельности , передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались динас­тии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, стро­ителей, артистов, учителей...

Учитель: Сейчас приглашаем вас на экскурсию в прошлое. Ребята подготовили фотогазету. Родители рассматривают в ней своих детей в раннем возрасте.

А сейчас я хочу объявить семейные конкурсы.

1. Конкурс «Кто это?» .

Вопросы:

2. Конкурс пословиц.

5. Согласную семью и горе не берет.

6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

3. Т ест. «Знаете ли вы своих детей?» Приглашаются родители со своими детьми. (Две доски устанавливаются в разных местах, родители и дети одновременно отвечают на вопросы.)

Вопросы к тесту:

1. Любимый цвет вашего ребенка? 2. Любимый праздник?

3. Сколько лет вашему ребенку? 4.

5. Сколько денег вы даете ребенку на карманные расходы?

6. Какой стиль одежды предпочитает ваш ребенок?

7. Сколько у него друзей? 8. Любимый танец?

9. Любимая группа или солист? 10. Пишет ли он стихи?

11. Ведет ли он дневник?

12. В каком возрасте у вашего ребенка была первая любовь?

4. Минута откровения.

5. Мы строим дом. Родительский дом – начало начал,

Ты в жизни моей надежный причал.

Родительский дом! Пускай много лет

Горит в твоих окнах добрый свет.

Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, почувствуют, поддержат? Как же построить такой дом. С чего начать?

На доске - макет дома. Вам нужно выложить его кирпичами, но не простыми! Я раздам вам кирпичи, а вы напишите на них то, что я скажу. А потом мы выстроим дом.

1. Добрые слова о доме.

2. Члены семьи.

3. От чего зависит крепость семейных отношений.

4. Семейные праздники.

5. Песни о семье и о доме.

Ученик:

Из полученных кирпичей сложим дом

А дом заставленный добром - еще не дом.

И даже люстра над столом, - еще не дом.

И на окне с живым цветом - еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста-

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом. (Стих поэтессы Л. Сусловой.)

Учитель: Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами чувство, лежащее в глубине души каждого. - это любовь к Дому своему.

Ученик :

Неизменно уверены в том,

Чтобы мы оставались детьми.

И отцу до земли поклонись,

Учитель:

Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: «успех», «удача», «благоденствие », «благополучие». В русском языке в нем кроется главный его смысл: «сопричастность», «со­пряженность одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами». Мало человеку простого благополучия и удовольствия. для счастья. Школа распахивает перед ребенком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? С улыбки родителей, в семье ребенок учится чувствовать и понимать чувства других людей.

Дом, семья... человек может иметь хорошую квартиру, большую семью, но не создать домашнего очага, того маленького мира, где каждый всем дорог и нужен. Говорят, на кры­шах счастливых домов аисты вьют гнезда, потому что в этих домах вы­растают хорошие дети.

Ученик:

Я вам желаю от души,

Чтобы были дела хороши,

Чтобы в дом не стучалась беда,

Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,

Желаю теплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней

Уважаемые родители!

- Как можно больше времени проводите вместе со своей семьей, обсуждайте прожитый день, делитесь проблемами, со­ветуйтесь друг с другом. Не бойтесь попросить совета у ре­бенка - это только сблизит вас.

Обсуждайте возникшую проблему спокойно. Доверять вам будут, если будете способными понять, сопереживать.

Не скрывайте любовь к своему ребенку. Старайтесь, чтобы его друзья бывали у вас дома, надо знать, с кем он дружит.

Помните, что ребенок - это гость в вашем доме, который со временем покинет отчий дом. Поэтому воспитывать его надо так, чтобы он не забывал свою семью.

Нужно чаще бывать в школе, интересоваться его школь­ными делами.

Познакомить со словами Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы бу­дете ими».

Учитель:

Я от души благодарю всех, кто принял участие в празднике. От всей души желаю, чтобы пламя семейного очага всегда согревало и поддерживало вас в трудную минуту. Будьте счастливы!

Семейный вечер

«Не нужен клад, коли в семье лад».

(посвящен году социальной поддержки семьи)

Учитель Сафиуллина Зумара Минигалиевна,

МОУ СОШ с. Никифарово МР Альшеевский район РБ.

Цели:

1. Воспитание чувств любви к своей семье и гордости за нее, чувства уважения к родителям.

2. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

3. Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и школы, усиление роли семьи в воспитательном процессе.

Оформление и плакаты:

1. Составление учениками генеалогического древа сво­ей семьи, оформление выставки «Кто мы? Откуда мы?».

2. Оформление фотовыставки «Загляни в семейный аль­бом» (интересные кадры из фотоальбомов учеников).

3. Сочинения учащихся на темы: «Моя семья».

4. Плакаты: 1) «Без хороших отцов нет хорошего воспитания,

несмотря на все школы» Н. Карамзин

2) «Счастлив тот, кто счастлив дома». Л. Н. толстой.

3) Каково на дому, таково и самому.

Литература.

5. Журнал «Воспитание школьников», №4-1998г.

6. Журнал «Классный руководитель», №5-2000г.

7. Родительские собрания. Волгоград,2006г.

8. «Башкортостан укытыусы һ ы», №3- 2006г.

Родился человек. Независимо от того, принес его аист, или он просто родился в родильном доме, он сразу же попадает в сложную сеть социально-нравственных отношений. А все начинается с семьи. Семья - начало всех начал, в ней истоки и характера человека, и мироощущения, представления о плохом и хорошем, перерастающие в устойчивую систему ценностных ориентиров.

Учитель. Семья - это мать, отец, бабушка, дедушка, братья, сестры. Ребенок – это зеркало семьи, в нем отражаются положительные и отрицательные качества родителей. Цель семьи - сформировать гармонически развитую личность. Успех зависит от общих целей, деятельности членов одной семьи. А цель - сотворение семейного счастья... Задача родителей – дать ребенку счастье. Драматуг Розов говорил: «Счастье – это отсутствие всяких несчастий». Счастье каждый понимает по-своему. Счастью учатся в детстве.

Учитель . Как вы понимаете, что такое счастье? (Отвечают учащиеся).

Учитель. Как сказал Л. Толстой, все счастливые семьи похожи друг на друга, а несчастливые - несчастны по-своему. Как вы считаете, в чем причина несчастий некоторых семей?

Учащиеся отвечают: безответственность, финансовые затруднения, пьянство, наркомания и т. д.

Нужен ли сегодня молодежи опыт старших поколений?

Влияет ли количество детей на кре­пость семьи?

Что такое "честъ семьи"?

Какие семейные традиции передают­ся из поколения в поколение?

Что является главной основой се­мейного счастья?

«Счастлив тот, кто счастлив дома». Эти слова принадлежат великому рус­скому писателю. Смысл их широкий: писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье взрослые, помогая детям стать увлечен­ными, деятельными, гармонично разви­тыми людьми. Семейное счастье, благо­получие семьи рождаются, когда роди­тели и дети связаны взаимной любовью, общими интересами и делами. В родном доме ребенок развивается, обогащается жизненным опытом. Гармонично разви­тым ребенок может вырасти только в такой семье, где есть отец и мать, кото­рые являются самыми близкими, самы­ми родными людьми для него.

Учитель. Хранительницей домашнего очага является мать. Вспомним слова пи­сателя А. Фадеева, обращенные к моло­дым, да и не только к ним: "Оглянись же, юноша, и ты, мой друг, оглянись, как я, и скажи, кого ты в жизни больше обижал, чем мать? Не от меня ли, не от него ли, не от наших неудач и ошибок седеют наши матери (а ведь придет час, когда все это мучительным упреком обернется...)......Мама, мама, прости меня, потому что только ты, только ты одна на свете мо­жешь прощать все это...".

Учитель. Дорогие мамы! Ре­бята! Каждую секунду в мире рождается 3 человека. С первого дня ребенка мать жи­вет его дыханием, его слезами, улыбками. Любовь к малышу своему для нее также ес­тественна, как цветение сирени весной. Как солнце посылает свои лучи, согревая все живое, так и любовь матери согревает всю жизнь ребенка. Каким величественным является миг, когда мать кормит только что родившееся свое дитя!

Мать не только не­досыпает ночами, волнуется и печется, чтобы ребенок был сыт, здоров, жизнера­достен, счастлив. Мать - это окно в боль­шой мир. Она помогает ребенку понять красоту мира: леса и неба, луны и солнца. Мать - чудо мира. Своей бесконечной го­товностью к самопожертвованию она вну­шает ребенку чувство надежности, защи­щенности. А сколько мудрых и добрых слов сказал народ о матери в пословицах и по­говорках! (Учащиеся приводят пословицы и пого­ворки о матери).

Мы в вечном, неоплатном долгу перед матерью, чья любовь сопровождает нас всю жизнь. Не всегда мы ценим труд матери, воздаем ей должное, выражаем глубокую сыновнюю любовь и благодар­ность. А ведь ничто так не согревает душу матери, как добрые, ласковые слова сына или дочери.

Ученик. Не желая того, мы часто обижаем наших матерей. Пренебрегаем их советами, не уважаем их при­вычек, вкусов. Для многих мать вовсе не авторитет. За советом идут к другим, а за утешением к матери. Да, мать всегда разделит наше горе. Но ведь и счастье наше хочется ей разделить. Мы должны научиться уважать мать с раннего дет­ства.

Учитель: Велика роль матери в воспитании детей, но в то же время, я считаю, особое внимание необходимо уделять роли отца, его учас­тию в воспитании на семейных тради­циях. Поэтому сегодня на уроке речь пойдет и об отцах.

В башкирских, русских семьях отцы пользовались большим уважением. Тра­пеза не начиналась без отца, ему перво­му подавали еду. Ребенок не имел права перебивать разговор взрослых, спорить с отцом.

Мы носим фамилию отца, отчество у нас по имени отца, он дал нам жизнь. Отец близкий, родной нам человек, его роль в нашей жизни значительна.

Без чего мы бы не смогли жить? Без хлеба. Получается, что эти два слова связа­ны друг с другом. Подтвердим это при­мером: «Земля-матушка, хлеб-батюшка» )

Об отцах есть очень много пословиц. Какие пословицы вы подобрали? Объясните, какой поучительный смысл содержится в них?

*Каков отец, таков и сын.

*Не став отцом, цену отца не узнаешь.

*У кого есть отец, у того есть защита.

*Имеющие отца - имеют опору.

*Рука отца страну прокормит.

Какие ассоциации возникают, когда мы произносим слово «отец»?

Кем является отец для вас? (Он родитель, кормилец, добытчик, защитник, опора, глава, хозяин, наставник, воспитатель, советчик, помощник, друг, собеседник и т. д.)

Нужен ли отец в современной семье? Нужен, так как авторитет и влияние отца имеют большое значение для становления личности не только сына, но и дочери, отец вносит в семью никем не заменяемый вклад.

У узбеков есть такой обычай: когда знакомятся, спраши­вают: «Отец, мать живы-здоровы?» Если ответите «да», собеседник скажет: «Оказывается, ты самый богатый на этом белом свете».

«Да, наши родители - наше богатство. Чтобы это бо­гатство не ушло от нас раньше времени, мы с честью должны выполнять свой сыновний долг». (Т. Малик.)

У отцов и матерей всегда есть чему учиться. Не следует забывать о своем вечном долге перед родителями за то, что они подарили нам жизнь.

Учитель : А как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые?

Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, Человек обладает генеалогической памятью. Память - то, что связывает нас со своими корнями. Память противостоит унич­тожающей силе времени. Человек рождается на свет, растет, задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?» Издавна одной из традиций в семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную - генеалогическое древо. Эта традиция возвращается в семьи. (Учащиеся показывают свои домашние заготовки - рисунки генеалогических деревьев)

Вот мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имен, как I у Александра Сергеевича Пушкина. У кого-то на дереве 16-20 листочков, но и они говорят о большой проделан­ной работе. А самое роскошное дерево получилось у Султановой Маргариты. Мы все были удивлены твоим результатом, и нам бы хотелось услышать о том, как ты работала.

Маргарита: Мое генеалогическое древо включает 44 имен. Над его составлением я работала долго, и мне, конечно же помогала мама. Мы с ней целый день опрашивали по телефону своих многочисленных родственников, даже из других городов. Мне было очень интересно, тут и родственники заинтересовались составлением моего дерева.

Учитель: Не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих род­ственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет вашей хорошей семейной традицией. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми. О своих родных вы писали в сочинениях, и теперь, я думаю, вы поделитесь вашими мыслями.

Учитель: Спасибо, ребята. А теперь я хотела бы погово­рить о следующей традиции. Издревле на Руси существо­вал обычай: представители одной семьи занимались од­ним видом деятельности, передавая свое мастерство, свои навыки из поколения в поколение. Так рождались динас­тии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных, стро­ителей, артистов, учителей...

В нашем селе тоже есть знаменитые династии учителей. Например у Абдуллиной Йолдоз. Зачитай, пожалуйста, Йолдоз, строки твоего сочинения.

1. Конкурс «Кто это?» . Вопросы:

1. Брат жены. (Шурин.) 2. Брат мужа. (Деверь.)

3. Сестра мужа. (Золовка.) 4. Сестра жены. (Свояченица.)

5. Мать жены. (Теща.) 6. Отец жены. (Тесть.)

7. Мать мужа. (Свекровь.) 8. Отец мужа. (Свекор.)

9. Дочь брата или сестры. (Племянница.) 10. Брат отца или матери. (Дядя.)

11. Сестра отца или матери. (Тетя.) 12. Матери жены и мужа. (Сватьи.)

2. Конкурс пословиц. (Объяснить значение следующих пословиц).

1. На что клад, коли в семье лад. 2. В семье и каша гуще.

3. Вся семья вместе, так и душа на месте. 4. Яблоко от яблони недалеко падает.

5. Согласную семью и горе не берет. 6. В семье любовь да совет, так и нужды нет.

7. Семья - печка: как холодно, все к ней собираются.

8. Дружная семья и землю превращает в золото.

3. Т ест. «Знаете ли вы своих РОДИТЕЛЕЙ?»

Вопросы к тесту: 1. Любимый цвет ваших родителей 2. Любимый праздник?

3. Сколько лет вашим родителям? 4. К какому знаку зодиака он относится?

4. Минута откровения. А сейчас для всех звучит вопрос: «Когда в последний раз вы дома слышали комплимент в свой адрес?» Или даже проще: «Когда вам говорили хорошие, приятные слова? Не льстивую похвалу, а самые обычные, доброжелательные слова?» Нам всем катастрофически не хватает этих слов в общении друг с другом, а в семье тем более. А ведь, если откровенно, без них нам плохо. Жизнь-то у каждого из вас далеко не безоблачная. Мы знаем, что такое обиды, горечь, разочарования. А доброжелательность? Умеем ли мы произносить добрые слова в адрес друг друга? Взяв в руки цветок или открытку сказать слова любви и нежности близкому человеку и подарить ее.

Ученик :

Где бы ни были мы, но по-прежнему

Неизменно уверены в том,

Что пас примет с любовью и нежностью

Наша пристань родительский дом.

И пускай наше детство не кончится,

Хоть мы взрослыми станем людьми,

Потому ч го родителям хочется.

Чтобы мы оставались детьми.

Поклонись до земли своей матери,

И отцу до земли поклонись,

Мы с тобою в долгу неоплаченном,

Свято помним об лом всю жизнь.

Учитель: Семья зарождается на чувстве любви двух, которые становятся мужем и женой; на их любви и согласии держится все семейное здание. Производная этой любви - родительская любовь и любовь детей к родителям.

Мы хотим своим детям счастья. Но не случайно это слово так многозначно: «успех», «удача», «благоденствие», «благополучие». В русском языке в нем кроется главный его смысл: «сопричастность», «со­пряженность одной человеческой судьбы с другими людскими судьбами». Мало человеку простого благополучия и удовольствия. для счастья. Школа распахивает перед ребенком мир познания, приобщает к труду. А с чего начинается воспитание в семье? С улыбки родителей, в семье ребенок учится чувствовать и понимать чувства других людей.

Загрузка...
Top