Конспект занятия по развитию речи
Тема: « Посылка от Вини- Пуха.»
Цель: Упражнять в подборе определений к заданному слову.
Задачи: 1. Учить образовывать притяжательные прилагательные;
2. прививать навыки слогового чтения;
3. расширять словарный запас;
4. воспитывать у детей доброжелательные отношения друг к другу и к окружающему миру.
Ход занятия
Дети сидят на стульчиках на паласе.
Воспитатель. Посмотрите в окно и скажите: какая сегодня погода?
Дети. Пасмурная.
Воспитатель. Какое настроение навивает на человека пасмурная погода?
Дети. Грустное, печальное, тоскливое…
Воспитатель. Что делает человек в таком настроении?
Дети. Скучает, хмурится, иногда плачет…
Воспитатель. Чтобы пасмурное настроение не поселилось у нас в группе, предлагаю вам взяться за руки и поздороваться, называя друг друга ласковыми именами и пожимая руки.(Выполняют) Какое у вас теперь настроение? Что вы почувствовали?
Дети. Мы почувствовали тепло рук друзей. Настроение улучшилось.
Воспитатель. И в группе стало светло, радостно, уютно и тепло от ваших улыбок. Как ещё можно сказать о хорошем настроении?
Дети. Доброе, весёлое, тёплое, ласковое, радостное…
Воспитатель. Посмотрите, вот что сегодня утром я нашла у дверей нашей группы. Это посылка. Но кому она предназначена? От кого пришла?
Дети садятся за столы рассматривают и читают, вместе с воспитателем, конверт адресом .
Воспитатель. Адрес наш, а вот от кого она? Смотрите, что здесь написано: «Разложите буквы в соответствии с числами – от 1 до 10, и у вас получится слово».
Дети по карточкам составляют слово «медвежонок».
Воспитатель. От кого же посылка?
Дети. От медвежонка.
Воспитатель. А теперь давайте посмотрим, что он нам прислал?
Открываем коробку, а там пустой горшочек и снежинки с заданиями.
«Здравствуйте ребята! Сорока, моя добрая знакомая, рассказывала, что вы любите играть, отгадывать загадки, не боитесь никаких трудностей и вообще- смелые и дружные ребята. Я приготовил для вас игры, а ещё очень трудные задания. Если вы всё сделаете правильно, то по окончанию заданий горшочек станет полный. Ваш друг медвежонок Винни – Пух».
Воспитатель.Посмотрите все снежинки с номерами,достаём снежинку с цифрой 2 читаем: « Вы знаете сказку «Теремок», назовите всех животных по порядку: кто за кем подходил к теремку - и разложите карточки с изображением животных в том же порядке, а из букв составьте названия этих животных».
Дети выполняют задание.
Воспитатель. Достаём снежинку с цифрой 2. Слушайте задание: «Я предлагаю вам игру с мячом «Чей дом?»
Дети встают по кругу, воспитатель кидает мяч всем по очереди и задаёт вопросы. – У медведя чей дом? – Медвежий.
У зайца чей дом? – Заячий.
У волка чей дом? – Волчий. и т. д.
Воспитатель. Молодцы! А как вы думаете, что сейчас делает Винни – Пух?
Дети. Спит.
Воспитатель. Как вы думаете, что может сниться медведю?
Дети. Мёд, малина, река, солнце, зелёная трава…
Воспитатель. Хорошо ребята. Кто знает, у медведя чей хвост? (медвежий). Лапа у медведя чья? (медвежья) и т. д.
А вот и 4 снежинка и задание. «Кто помнит, на чём Винни – Пух решил добраться до дупла с мёдом?» (ответы.) Верно, я тоже предлагаю взять воздушные шары и надуть их. На что они похожи и какого они цвета?
Дети рассматривают шары и затем спускают их со звуком « СС-СС-с!»
Воспитатель. Вот и 5 снежинка. Здесь так много написано… Слушайте внимательно вопросы.
Сколько рогов у 2 коров?
Сколько ушей у 3 мышей?
Каких камней нет в море?
Сколько орехов в пустом стакане? и т. д.
Воспитатель. Вот мы и выполнили все задания медвежонка. Можно теперь открывать горшочек с подарками.
Дети открывают горшочек. В нём снежинки 2 цветов и записка: « Если вам понравилось то возьмите красную снежинку, а если нет – жёлтую». Дети разбирают снежинки.
Воспитатель. Ребята, давайте и мы приготовим Винни – Пуху подарки – нарисуем его портреты, а потом пошлём к нему в лес.
Дети рисуют портреты, устраивают выставку
Занятие окончено.
Логопедическое занятие "Мягкий знак в конце слова".
2-й класс
Цель : Учить обозначать на письме мягкость согласного звука с помощью мягкого знака.
Задачи:
1) познакомить со вторым способом обозначения мягкости согласных;
2) развивать умения дифференцировать мягкие и твердые согласные звуки;
3) развивать навык правописания слов с мягким знаком в конце слов;
4) развивать фонематическое восприятие, навыки звукобуквенного анализа и синтеза,
5) уточнять и обогащать словарный запас;
6) развивать внимание (устойчивость, концентрацию, переключаемость), слуховую и зрительную память, логическое мышление (обобщение, классификация).
Оборудование: стилизованная картинка мягкого знака, предметные картинки животных, птиц, рыб, озеро,; звуковые схемы, карточки, запутанные буквы, картинки (мел, мель, шест, шесть), презентация.
Ход занятия
I. Организационный момент .
Л. Сядет тот, кто отгадает слово и назовет последний звук в нём, даст характеристику.
– Что наступает после утра? (После утра наступает ДЕНЬ; последний звук в слове ДЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Сколько дней в недели? (В неделе СЕМЬ дней; последний звук в слове СЕМЬ - [М’]; этот звук – согласный, мягкий)
– Что между летом и зимой? (Между летом и зимой – ОСЕНЬ; последний звук в слове ОСЕНЬ - [Н’]; этот звук – согласный, мягкий)
- Как называется второй день недели? (Второй день недели называется ВТОРНИК; последний звук в слове ВТОРНИК – [К]; согласный, твёрдый
)
II. Работа над материалом.
1. Развитие кратковременной слуховой памяти и логического мышления (операции обобщение, классификация), подведение к сообщению темы.
Л. Вспомните и назовите все слова еще раз.
О. ДЕНЬ, СЕМЬ, ОСЕНЬ, ВТОРНИК
Л. Как вы думаете, какое слово лишнее? Почему?
О. Лишнее слово – ВТОРНИК; это слово лишнее, потому что последний звук – твёрдый.
Л. Ребята, а почему в словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий?
О. В словах: день, семь, осень последний звук согласный мягкий, потому что после согласной буквы в конце слова пишется мягкий знак.
Л. Какую роль играет мягкий знак в словах?
О. Мягкий знак служит для смягчения согласного звука
Л. Как будет звучать тема нашего занятия?
2. Сообщение темы и цели занятия.
О. Мягкий знак в конце слова
Л. Молодцы. Сегодня мы будем говорить о мягком знаке в конце слова и закреплять умение правильно писать и читать слова с этой буквой.
С чего мы с вами начнём? Конечно с самомассажа: 1) Растираем ручки – умываемся РАЗ, растираем ручки – умываемся ДВА, растираем ручки – умываемся ТРИ. 2) Растираем ушки. (Считаю РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, в противоход растираем ушки!) 3) Дёргаем мочки ушек вниз (РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ и снова РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ) Молодцы!
А чтобы нам с вами правильно произносить все звуки, давайте выполним артикуляционную гимнастику.
«Улыбка» (1-2-3-4-5)
«Хоботок» (1-2-3-4-5)
(«Заборчик») (1-2-3-4-5)
(«Трубочка») (1-2-3-4-5)
«Домик открывается»
3. Закрепление образа буквы Ь , развитие мелкой моторики, зрительного внимания, зрительного гнозиса.
Л. Найдите каждый на своей карточке букву Ь и обведите карандашом.
Подпишите ответ на карточке, под рисунком. Сколько букв вы обвели? (ДВА)
4. Закрепление знаний о мягком знаке.
Л. Чем отличается буква Ь от всех остальных букв?
О. Буква Ь отличается от других букв тем, что она не имеет звука.
5. Составьте слова из букв, подберите к ним картинки и подпишите.
Р, О, Х
Е, М, Л
У, О, Л, Г картинки: мел, угол, хор
Добавьте мягкий знак в конце каждого слова. Какие слова у вас получились? Запишите их под своими картинками.
Мел- угол- хор-
Л. Давайте сравним 1-ю пару слов по значению, по звучанию, написанию.
– Что обозначает слово МЕЛ; МЕЛЬ?
(Мел – материал, которым пишут на доске в школе; Мель – мелкое место в реке или море)
– Какой последний звук в слове МЕЛ; МЕЛЬ?
(Последний звук в слове МЕЛ – [Л], в слове МЕЛЬ – [Л’])
(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове МЕЛЬ)
– Сколько звуков в слове МЕЛ? МЕЛЬ?
(В слове МЕЛ – 3 звука, в слове МЕЛЬ – 3 звука)
Что обозначает слово ХОР; ХОРЬ?
(ХОР – группа людей, которые вместе поют; ХОРЬ – хищное животное, грызун)
– Какой последний звук в слове ХОР; ХОРЬ?
(Последний звук в слове ХОР – [Р], в слове ХОРЬ – [Р’])
– Чем отличаются эти слова по написанию?
(Эти слова по написанию отличаются последней буквой – мягким знаком в слове ХОРЬ)
– Сколько звуков в слове ХОР? ХОРЬ?
(В слове ХОР – 3 звука, в слове ХОРЬ – 3 звука)
– Какой можно сделать вывод?
О. Мягкий знак не имеет звука. Он смягчает последний звук в слове и меняет смысл слова.
6. Развитие фонематического восприятия. (Физкультминутка)
Л. Ребята, мягкий знак очень важная буква. Я предлагаю вам поиграть, а вместе с тем проверить ваше умение слышать и слушать. Я буду называть слова, если услышите слово с Ь – приседаете, без Ь – подпрыгиваете.
Стал , конь↓, лаз, мыл, мыль↓, весь↓, пар, вес, дал, сталь↓, ел, ель↓.
7. Развитие устойчивости, переключения и концентрации внимания, памяти, мышления (обобщения, классификации), звукобуквенного синтеза и анализа.
Л. Немного поиграли, продолжаем наше занятие.
Посмотрите на картинки и назовите, кто изображены на них.
(Картинки животных: лось, волк, олень, рысь, медведь.)
О. На картинках изображены: лось, волк, олень, рысь, медведь.
Л. К соответствующей картинке подпишите названия животных.
В каких словах пишется Ь?
О. Мягкий знак пишется в словах: лось, олень, рысь, медведь.
Л. Для чего нужен в этих словах Ь?
О . Мягкий знак смягчает последний звук в этих словах.
Л . Какое из этих животных лишнее? Почему?
О. Лишнее животное – ВОЛК, потому что в этом слове нет мягкого знака.
Л. Подберите для каждого животного слово-признак из столбика справа и соедините получившиеся словосочетания линиями. (Косолапый медведь, серый волк, пятнистый олень, хитрая рысь, огромный лось)
Л. Какое слово “спряталось” в слове ОЛЕНЬ?
О. В слове ОЛЕНЬ «спряталось» слово ЛЕНЬ.
Л. Следующее задание. Составьте из слов предложения и запишите их:
1. скрылся, в, леса, чаще, лось. (В чаще леса скрылся лось. Лось скрылся в чаще леса.)
2. траву, ветки, лось, ест, и. (Лось ест траву и ветки. Траву и ветки ест лось. Ест лось траву и ветки.)
3. зверь, лось, огромный. (Лось – огромный зверь.)
Прочитайте получившиеся предложения. В каких словах вы встретили Ь? (Лось, зверь)
III. Итог занятия.
Л. Ребята что мы сегодня закрепляли на занятии? (Мы закрепляли умение правильно читать и писать слова с Ь) Что понравилось вам сегодня? Оцените свою работу на занятии и поднимите фишки: зелёную, если мне было интересно, всё удалось и всё было понятно на занятии; жёлтую – если мне было не очень легко на занятии или что не понял; красную – если мне было трудно.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по речевому развитию с учетом ФГОС в подготовительной группе «Путешествие по сказкам»
Провела воспитатель
Заварзина О.А.
Цель: уточнить, расширить и закрепить знания воспитанников о сказках разных жанров.
Задачи:
Речевое развитие:
Обогащать и активизировать словарь по теме "Сказки";
- учить правильно и полностью отвечать на вопросы, выразительно рассказывать отрывки из сказок;
Закрепить умение узнавать сказки по героям, по отрывкам из произведений, называть героев определенных сказок;
Развивать внимание, память, логическое мышление;
Познавательное развитие:
Повышать интерес детей к сказкам, используя занимательные вопросы и игры;
Социально-коммуникативное развитие:
Способствовать развитию умения слушать товарищей и помогать им
Формировать дружеские взаимоотношения между воспитанниками;
Создать эмоционально-позитивный настрой.
Художественно-эстэтическое развитие:
- развивать творческую активность воспитанников в театрализованной деятельности ;
Физическое развитие:
Способствовать развитию координации речи с движениями.
Оборудование:
Мешочек с жетонами двух видов – «колобок» и «теремок» (по количеству детей, для деления на команды);
Аудиодиск с детскими пенями;
Иллюстрации к сказкам, которые упоминаются в досуговой деятельности;
Оборудование театрального уголка.
Пазлы «Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди».
Ребята, скажите пожалуйста, а вы любите сказки?
А каких сказочных героев вы знаете?
Сейчас мы с вами поиграем. Я буду кидать каждому из вас мяч, а вы будете называть мне по одной сказке.
Ребята, как вы думаете, а кто сочиняет сказки? (ответы….)
Правильно, писатели. А каких писателей – сказочников вы знаете? (ответы…)
А еще есть сказки, у которых нет конкретного автора. Они называются народными сказками. Бабушки сочиняли и рассказывали сказки своим внукам. Внуки вырастали и рассказывали эти же сказки уже своим детям. Сказки передавали из уст в уста из поколения в поколение. В каждой стране есть свои народные сказки (русские народные сказки, украинские, немецкие, итальянские и т.д.)
А давайте мы с вами отправимся в путешествие по сказкам! Для этого вам надо быть внимательными и вовремя вспоминать названия сказок и их героев. Чтобы было интереснее, мы разделимся на две команды. Первая команда будет называться «Теремок», а вторая команда – «Колобок». За каждый правильный ответ команда будет получать 1 жетон. В конце нашего путешествия я посчитаю жетончики и мы определим команду-победителя.
1задание.
У сказок, как правило, есть свое особое начало и конец. Команда «Теремок» называет, какими словами могут начинаться сказки, а команда «Колобок» – какими словами могут заканчиваться.
Воспитанники выполняют задание:
1. Жили-были… ; В некотором царстве, в некотором государстве;… Давным –давно… ;
2. Стали они жить поживать и добра наживать; Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок; Жили они долго и счастливо;
2задание.
Участникам каждой команды надо правильно ответить на следующие вопросы:
«Теремок» 1) На чем летает Баба Яга? (На метле, в ступе)
«Колобок» 1) На каком виде транспорта ехали медведи в сказке «Тараканище»? (На велосипеде).
«Теремок» 2) Какой предмет дома может лежать на полу или висеть на стене, а в сказках- летать? (Ковер-самолет)
«Колобок» 2) назовите предмет одежды, который делает человека в сказке невидимым
(Шапка-невидимка)
«Теремок» 3) Чем взмахивает волшебник, произнося заклинание? (Волшебной палочкой)
«Колобок» 3) Какую обувь одевали царские гонцы, чтобы быстрее обежать все царство? (Сапоги-скороходы)
«Теремок» 4) Если ее положить на стол, еда появится сама. (Скатерть-самобранка)
«Колобок» 4) Что нужно сломать, чтобы победить Кощея Бессмертного? (Иголку)
«Теремок» 5) Что в русской народной сказке «Иван-царевич и серый волк» называется «живой» и «мертвой»?(Вода)
«Колобок» 5) Что размазала по тарелке лиса и подала как угощение журавлю в русской народной сказке «Лиса и журавль»? (Кашу.)
«Теремок» 6) Что сломала Маша в гостях у трех медведей? (стул)
«Колобок» 6) Из чего фея сделала Золушке карету? (из тыквы)
«Теремок» 7) В кого превратился гадкий утенок? (в лебедя)
«Колобок» 7) В какой сказке принцесса спала 100 лет? («Спящая красавица»)
3 задание. «Узнай сказку» и назови автора.
«Теремок» 1) Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.(А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)
«Колобок» 1) Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком…
«Кабы я была царица, -
Третья молвила сестрица, -
Я б для батюшки – царя
Родила богатыря» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….») .
«Теремок» 2) «Приходи к нему лечиться и корова и волчица…»(К.И.Чуковский «Айболит»)
«Колобок» 2) «Ах ты гадкий,ах ты грязный, неумытый поросенок…» (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
«Теремок» 3) «Бабочка - красавица, Кушайте варенье!
Или вам не нравится Наше угощенье?" (К.И.Чуковский «Муха – Цокотуха»)
«Колобок» 3) « А потом позвонил Крокодил
И со слезами просил:
Мой милый, хороший,
Пришли мне галоши, И мне, и жене, и Тотоше".(К.И.Чуковский «Телефон»)
«Теремок» 4) "Вот царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась - и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей, Королевич Елисей". (А.С.Пушкин"Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")
«Колобок» 4) «Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идёт сам не зная куда». (А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Ребята, мне кажется.что мы с вами уже устали. Давайте немного отдохнем и повеселимся.
Воспитанники танцуют под музыку из кинофильма «Красная шапочка».
4 задание. «Сказочный сундук»
В сундуке много лет хранились сказки, но от времени названия некоторых сказок стало трудно прочитать. Исправьте меня, если я ошибусь в названии сказки.
«Теремок» 1) « Царевна - индюшка» («Царевна-лягушка»)
«Колобок» 1 ) «По-собачьему велению» («По-щучьему веленью»)
«Теремок» 2) «Сивка- будка» («Сивка-бурка»)
«Колобок» 2) «Иван-царевич и зелёный змей» («Иван-царевич и серый волк»)
«Теремок» 3) «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
«Колобок» 3) «Петушок- золотой пастушок» («Петушок –золотой гребешок»)
«Теремок» 4) «У смеха глаза велики» («У страха глаза велики»)
«Колобок» 4) «Лапша из топора» («Каша из топора»)
«Теремок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)
«Колобок» 5) «Петушок и гороховое зёрнышко» («Петушок и бобовое зёрнышко»)
«Теремок» 6) «Утки-лебеди» («Гуси-лебеди»)
«Колобок» 6) «Лисичка с кастрюлькой» («Лисичка со скалочкой»)
5 задание. «Назови героя сказки»
Думай, смекай, на вопрос быстро отвечай!
«Теремок» 1) Какой герой сказки лечит детей, зверей,насекомых..? (Доктор Айболит)
«Колобок» 1) От кого в сказке убежала вся посуда? (от Федоры)
«Теремок» 2) Назовите героиню сказки, которая выросла на огороде? (Репка)
«Колобок» 2) Какое насекомое нашло денежку, купило на базаре самовар и устроило пир? (Муха-Цокотуха)
«Теремок» 3) Какое домашнее животное носило обувь? (Кот в сапогах)
«Колобок» 3) Кого Иван-Царевич нашел на болоте? (Царевну-лягушку)
«Теремок» 4) Кто родился в Италии? Он не просто мальчик-лук, а надёжный, верный друг (Чиполлино).
«Колобок» 4) Кто смастерил из деревянного полена мальчишку с длинным носом?
(папа Карло).
«Теремок» 5) Как зовут друга Малыша, который живёт на крыше? (Карлсон)
«Колобок» 5) Назовите имя девочки, которая хитростью заставила медведя отнести её из леса домой? (Маша).
6 задание. Давайте вспомним слова герев русских народных сказок и их песенки.
«Теремок» 1) Что напевал Колобок? («Я от бабушки ушел…»)
«Колобок» 1) Какими словами помогал себе волк ловить рыбу на хвост? («Ловись рыбка большая и маленькая»)
«Теремок» 2) Что говорила Лиса, когда не хотела уходить из избушки Зайца? («Как выскочу, как выпрыгну - полетят клочки по закоулочкам»)
«Колобок» 2) Что говорила Маша Медведю сидя в у него в коробе? («Не садись на пенек, не ешь пирожок, неси бабушке, неси дедушке»)
«Теремок» 3) Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? (« Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам новое яичко не золотое, а простое»)
«Колобок» 3) Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? («Кто в теремочке живет…»)
«Теремок» 4) Какие слова произносил Емеля, чтобы все делалось без его участия? («По- щучьему веленью, по-моему хотенью..»)
«Колобок» 4) Какими словами звал Иванушка –дурачок коня Сивку-бурку? (« Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой»)
7 задание «Собери картинку»
Воспитанникам необходимо собрать пазлы (по 2 картинки на команду) по сюжетам русских народных сказок и назвать эти сказки. («Маша и медведь», «Колобок», «Лиса и Журавль», «Гуси-Лебеди»).
8 задание.
Сейчас ребята я предлагаю вам стать артистами и показать отрывки из сказок. Одна команда готовит для нас сказку «Теремок», а другая команда - сказку «Колобок».
Воспитанники самостоятельно берут соответствующие пальчиковые игрушки, шапочки-маски и необходимые им атрибуты. Разыгрываются сказки.
Воспитатель подводит итоги, считает жетоны, награждает всех ребят.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №27 «Чароит»
Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе
Воспитатель:
Штоль Наталья Алексеевна
Апрель 2017 год
г.Красногорск
Московская обл.
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
Цели занятия:
1. Учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением.
2. Обогащать словарный запас детей синонимами и антонимами, уметь подбирать примеры.
3. Вспомнить и назвать сказки по сказочным героям, развивать фантазию и речевое творчество детей.
Задачи:
1. Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Назови ласково».
2. Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.
3. Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).
4. Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
5. Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
6. Повторение домашнего адреса и телефона.
Тип занятия:
Закрепление ранее приобретенных знаний.
Форма занятия:
Непосредственно образовательная деятельность
Продолжительность:
30 мин
Участники:
Воспитанники группы
Возраст обучающихся:
6-7 лет
Оборудование и материалы:
Небольшой мяч,
Предварительная работа:
Методы и приемы работы с детьми:
Наглядные: демонстрация иллюстраций, показ способа действий, показ образца; словесные: рассказ воспитателя, объяснение детей; практические: выполнение заданий.
Структура занятия:
Выработать умение образовывать от данных воспитателем существительных уменьшительно-ласкательные слова. Игра «Я – ласка».Дидактическая игра «Назови свой домик» - научить называть правильно жилище (дом)животного.
Научить образовывать от существительных прилагательные (лиса – лисий).
Учить использовать в своей речи сравнительные слова и обороты.
Развивать умение узнавать животного по описанию (шерсть, носик, глазки) – метод сравнения.
Повторение домашнего адреса и телефона.
20 минут
Окончание занятия
Подведение итога занятия, проверка усвоенных знаний.
5 минут
Ход занятия:
Ребята встают полукругом. Воспитатель – в центре с небольшим мячиком в руках.
Воспитатель: Ребята! Я попросила вас встать полукругом, плечом к плечу, чтобы вы почувствовали себя одной организованной, сплочённой группой и в случае вашей неудачи всегда могли почувствовать рядом плечо своего друга, товарища, который всегда придёт вам на помощь.
Давайте подумаем, как вы хотели бы, чтобы вас называли в группе и как вас ласково называет мамочка. Передавая мячик, пожалуйста, громко и чётко назовите ласково своё имя.
Дети передают мячик друг другу и называют ласково свои имена (Света – Светочка).
Воспитатель: Ребята! Но ласково можно называть не только вас, но и окружающие нас предметы. Давайте попробуем образуем уменьшительно-ласкательные слова, т. е. поиграем в игру «Назови ласково».
Воспитатель называет слово и передаёт мяч ребёнку, который образует от него уменьшительно-ласкательную форму. Например, цветок – цветочек, нос – носик, платье – платьице и т. д. Затем дети тихо садятся на стульчики за столы.
Воспитатель проверяет дальнейшую готовность детей к занятию (спинка прямая, ножки стоят ровно, руки – сложены – правая наверху).
Воспитатель: На прошлом занятии мы с вами вспоминали слова, которые называются синонимами, то есть подбирали слова, близкие по смыслу.
Просит кого-нибудь из детей напомнить и привести примеры. Дети подбирают синонимы к словам «враг», «трудиться», «лентяй».
Воспитатель: Сегодня мы с вами поработаем над словами работать – бездельничать. Какие, ребята, это слова по смыслу, по значению? Как называются такие слова?
Просит одного из детей дать определение антонимов, привести примеры.
Воспитатель: Давайте, ребята, попробуем подобрать антонимы, то есть слова, противоположные по смыслу к данным словам: день – ночь; добрый – злой; вперёд – назад; вежливый – грубый; трудолюбивый – ленивый; высоко – низко; аккуратный – неряшливый; узкий – широкий; верх – вниз; вправо – влево; друг – враг; храбрец – трус.
Для лучшего понимания и запоминания воспитатель обращается к стихотворной форме.
Воспитатель: «Скажу я слово «высоко», а ты ответишь… (низко).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь… (близко).
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты… (храбрец).
Теперь «начало» я скажу,-
Ну, отвечай… (конец!»
Воспитатель в конце игры в антонимы хвалит детей.
Воспитатель: Посмотрите теперь, ребята, на мольберт. Давайте вспомним стихотворение И. Токмаковой «Рыбка, рыбка, где ты спишь?»
На мольберт поставить две демонстрационные картинки.
Воспитатель: Ребята! Кто из вас может прочитать нам это стихотворение? Пожалуйста, Аня. Я не случайно вызвала к мольберту Аню. Она очень хорошо прочитала это стихотворение и выделила голосом все окончания в словах. Давайте вместе повторим: у лисы – след лисий. (Голосом подчеркнуть окончание прилагательного).
Воспитатель с помощью мячика проводит игру «Чей след?» Дети передают мяч друг другу, говорят ответ:
Корова - коровий
Заяц – заячий
Овца – овечий
Лошадь – лошадиный
Кошка – кошачий
Коза – козий
Поросенок – поросячий
Ёж – ежиный
Белка – беличий
Волк – волчий
Лиса – лисий
Воспитатель: Из стихотворения мы узнали, что животные живут в домиках. Как же называются их домики?
С помощью мяча проводится игра «Кто где живёт?»: муравей – в муравейнике, птичка – в гнезде, медведь – в берлоге, акула – в море, щука – в реке, пчёлы – в улье, лиса – в норе, белка – в дупле, волк - в логове, бобр – в хатке, на плотине, собака – в конуре, курица – в курятнике, овца – в овчарне, конь – в конюшне.
Воспитатель: А где живут мои ребята? Кто может назвать свой домашний адрес?
Заслушивают ответы 3 - 4 детей.
В конце игры нужно похвалить ребят. Затем дети тихо встают около своих мест, воспитатель проводит физкультминутку:
«Мы слепили снежный ком,
Ушки сделали потом.
И как раз вместо глаз
Угольки нашлись у нас.
Зайчик вышел как живой
Он с хвостом и головой.
За усы не тяни –
Из соломинок они
Тонкие, блестящие,
Словно настоящие»
А теперь, ребята, давайте посмотрим как вы знаете сказки. Я буду называть сказочных героев, а вы мне скажите название сказки. Слушайте внимательно:
1. Царь, три сына, Сивка-бурка, царевна – «Сивка-бурка».
2. Злая мачеха, две дочери, Дед мороз – «Морозко».
3. Царь, три сына, Иванушка, конёк-горбунок, царевна – «Конёк-горбунок».
4. Царь, три сына, стрела, болото, лягушка – «Царевна – лягушка».
5. «Отец, мачеха, три дочери, царь, принц, фея – «Золушка».
На мольберт поставить картинку с изображением лесных сказочных животных. (Приложение)
Задание детям: внимательно посмотреть на картинку, выбрать понравившееся животное, описать его, сказать при этом, чем он отличается от других зверей. Как его называют в сказках и в каких сказках он встречается? Дети выходят и рассказывают про выбранных ими зверей.
Например, лиса – хитрая, обманщица, рыжая, пушистая, очень красивый хвост, ушки на макушке. Называют её лисичка-сестричка, лиса-Патрикеевна. Встречается в сказках: «Колобок», «Лисичка-сестричка и серый волк», «Лисичка со скалочкой»; мышка – маленькая, серенькая, длинный хвостик, глазки – как бусинки. Мышка-норушка. Сказки: «Теремок», «Репка», «Курочка Ряба»; волк – серый волк, зубами щёлк, когда он голодный, то воет на луну, глаза злые. Серый волчище. Сказки: «Теремок», «Лисичка-сестричка и Серый волк», «Красная Шапочка».
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданием. Чем мы занимались сегодня? Что нового вы узнали?
Литература:
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей; Лада - Москва, 2010. - 192 c.
2. Бондарева Л. Ю. Обучение грамоте дошкольников и младших школьников. Упражнения на каждый день; Академия Развития - , 2008. - 288 c.
3. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Кислова Т. Р. По дороге к Азбуке. Учебник-тетрадь для дошкольников 4-6 лет в 4-х частях. Часть 2; Баласс - Москва, 2008. - 450 c.
4. Варенцова Н. С. Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 112 c.
5. Развитие речи. Дополнительные материалы. Овощи, фрукты, ягоды; Корифей - Москва, 2010. - 112 c.
Екатерина Владимировна Вергунова
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Путешествуем по морю»
Интеграция образовательных областей : познавательное развитие , художественно-эстетическое развитие , речевое развитие , социально-эстетическое развитие , физическое развитие .
Цель : Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память.
Задачи :
-развивать связную речь , навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
Закрепить и обобщить знание детей об антонимах, понятии "один - много", умение называть обобщающие слова, находить лишний предмет;
Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма Способствовать воспитанию доброты, желанию помогать тем, кто нуждается в помощи;
Создавать положительный эмоциональный фон.
Материалы :
Записки пиратов, бутылка, сундук с сокровищами, карточки - задания, дерево с птицей, цветные карандаши для рисования, шаблон птиц, карандаш простой, ножницы, клей, бумага белая.
Словарная работа.
Морская почта, скумбрия, переплывает, длинноухий, голубоглазый, седовласый.
Предварительная работа.
Беседы о домашних и диких животных, рассматривание иллюстраций о птицах, рисование птиц и животных, чтение познавательной литературы, д/и "Скажи наоборот", "Что лишнее? ", "Лото".
Ход занятия.
Ребята встали в круг, взялись за руки и говорим :
Вот мы встали дружно в круг,
Чтоб отправиться нам в путь.
Будем говорить красиво, громко и неторопливо,
Что вокруг мы видеть будем,
Всё запоминать мы будем.
Мы сегодня с вами отправимся в путешествие . А на чём же можно путешествовать ? (на машине, на самолёте, поезде, корабле) . Мы с вами отправимся в морское путешествие , так на чём же мы сможем путешествовать ? (на корабле) . Согласны отправиться в путешествие ? (Да) Я буду вашим капитаном. Поплыли.
Ребята, посмотрите, что там за бортом? (Это же бутылка)
Это морская почта. Давайте выловим бутылку, и прочтем письмо, интересно, кто же его написал, может кому – то нужна помощь? (читает письмо)
"Мы нашли сокровища и спрятали их. Вы можете их найти, но только если выполните задания, которые мы для вас придумали. «Морские пираты» .
Ребята, вы готовы отправиться за сокровищами? (Да) . Тогда поплыли за мной. Руки в стороны ш-ш-ш (изображаем звук волны) . Смотрите впереди виднеется остров, поплыли к нему. Высаживаемся на него.
Смотрите, записка, что же там в ней? О, это первое задание от морских пиратов.
Игровое упражнение "Скажи наоборот".
Ребята, я вам говорю слово, а вы мне его противоположное значение.
Ночь-день, грязь-чистота, свет-темнота, холод-жара, мир-война, ложь-правда, добро-зло, друг-враг, радость-грусть, храбрый-трусливый, белый-черный, зима-лето, высокий-низкий, тихо-громко, грустный-весёлый, медленный-быстрый, крупный-мелкий, назад-вперед, верх-низ, седые волосы-седовласый.
Ребята, какие вы молодцы, всё знаете.
Игра "Назови одним словом"
Дуб, береза, осина, сосна, яблоня; (деревья)
Лошадь, корова, кошка, овца, коза, собака, кролик; (домашние животные)
Волк, лиса, заяц, тигр, шакал, медведь; (дикие животные)
Курица, петух, утка, гусь, индюк; (домашние птицы)
Стриж, ворона, голубь, ласточка сорока, воробей; (птицы)
Акула, треска, сельдь, окунь, скумбрия; (рыбы)
Шмель, бабочка, стрекоза, комар, пчела, паук, муха (насекомые)
Молодцы, вы справились с заданием. Следующая игра "Четвёртый лишний".
Комар, муха, цапля, стрекоза (Цапля- это птица, а остальные насекомые)
Воробей, ласточка, заяц, кукушка (Заяц-это животное, а остальные птицы)
Лиса, волк, медведь, корова (Корова это домашнее животное, а остальные дикие)
Ребята встаньте в круг - поиграем в игру "Один-много".
Одна кукла-много кукол, один стакан-много стаканов, одна кружка-много кружек, один шар- много шаров, один круг- много кругов, один стул- много стульев, один стол-много столов, одна рука- много рук, одна девочка-много девочек, один мальчик-много мальчиков, один носок-много носков, одна машинка-много машинок и т. д.
Игровое упражнение "Закончи предложение".
Осенью птицы улетают, а весной. (прилетают)
С дерева кошка слезает, а на дерево… (залезает)
Лось через канаву перепрыгивает, а через реку. (переплывает)
Змея под камень заползает, а из под камня. (выползает)
Воробьи дорогу перелетают, а змеи. (переползают) .
Как замечательно у вас всё получилось. Плывём дальше. Посмотрите в свои бинокли (кулачки, впереди нас остров, поплыли к нему.
Физкультминутка
На кораблике своём крутят руками штурвал
Дружно по морю плывём .
Здесь волна и там волна, смотрят вдаль в «бинокль»
Не нужна нам тишина. топают ногами
Много умненьких ребят повороты вправо и влево
Всем помочь они хотят. хлопают в ладоши
Ещё одна записка, наверное опять от морских пиратов.
«На этом острове живёт птица, она живёт одна и ей скучно. Помогите ей, сделайте так чтобы она не грустила».
Ребята, смотрите, что я здесь нашла : листы, карандаши, ножницы и трафареты. Я придумала как мы можем развеселить птицу , мы вырежем из бумаги, а потом раскрасим карандашами птиц, и тогда ей точно не будет грустно, ведь у неё появится столько друзей. Давайте (Дети обводят трафареты, а потом вырезают птиц, раскрашивают их) .
Вот и печальная птица, я нашла её на дереве, несите сюда своих птиц, мы их посадим на древо рядом с этой птицей. Посмотрите сколько друзей появилось у птицы, дерево какое красивое получилось. Мы помогли птичке и она нас благодарит. Внимательно приглядитесь к дереву, в какое время года бывают такие деревья? (весной) А какие приметы весны вы знаете?
Снег тает весной;
Прилетают из тёплых краёв птицы весной;
Ночь становится короче, а день длиннее весной;
Солнышко греет сильнее и светит ярче весной;
На деревьях появляются листики весной;
Ребята, вы молодцы знаете приметы весны. На этом острове мы выполнили все задания, нам пора дальше.
Я опять вижу остров, поплыли туда. Снова записка от морских пиратов, они снова нам дают задание :
Игровое упражнение "Сложные слова".
Листья падают – листопад, глаза зелёные – зеленоглазый, звезды падают – звездопад, снег идет – снегопад, лес рубит – лесоруб, лед колет – ледокол и т. д.
Следующая игра "Чем отличаются слова? " Воспитатель говорит слова.
Майка - байка - зайка - гайка – чайка (они отличаются друг от друга первым звуком) . Поплыли дальше.
Посмотрите, что это плывёт на нас? (Это, кажется сундук) Давайте его выловим и посмотрим, что там внутри. Это же букварь, вот и ещё одна записка от морских пиратов : «Вы выполнили все задания и справились вы с ними великолепно, а мы как и обещали вам отдаём вам сокровища. Мы узнали, что вы скоро отправитесь в школу, значит вам нужен букварь, чтобы научится читать. Букварь, вот что для вас сокровище, поэтому мы его вам дарим, берегите его и обязательно им пользуйтесь.
Ребята, ну вот и всё нам пора отправляться домой, наше путешествие подходит к концу .
Что вам запомнилось больше всего в нашем путешествии ?
Какое из заданий для вас показалось самым сложным?
А какое самым лёгким?
Вы такие молодцы, были очень умными, внимательными, поэтому мы легко справились со всеми заданиями.
Публикации по теме:
Построение НОД по развитию речи в соответствии с требованиями ФГОС При построении занятий, с учётом Стандарта, по развитию речи с дошкольниками 5-7 лет я: 1. Продумываю организацию детей на занятии (чередование.
Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ Конспект НОД по художественной литературе и развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГТ (интеграция образовательных областей).
НОД по познавательному развитию в подготовительной группе в соответствии с ФГОС «Английский язык с Василисой Премудрой» Тема: «Английский язык с Василисой Премудрой». Цель: создание социальной ситуации развития познавательной активности детей в процессе ознакомления.
Конспект НОД по развитию речи «Морское путешествие» в подготовительной логопедической группе Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Коррекционно-образовательные: 1. Активизация и актуализация словаря по теме «Обитатели морей.
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе «Весна пришла» в соответствии с ФГОС Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Программные задачи: Образовательные.
Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе «Стихотворение А. Барто «Зайка» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы. Цели: помочь.
Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе стихотворение Б. Заходера «Кискино горе» Цели: познакомить со стихотворением «Кискино горе» Б. Заходера, формировать умение слушать стихотворный текст; совершенствовать умение понимать.
Конспект занятия по развитию речи в соответствии с ФГОС в первой младшей группе «Стихотворение В. Хорола «Зайчик» Цели: познакомить с содержанием стихотворения В. Хорола «Зайчик», развивать способность понимать содержание стихотворения без наглядного.
Конспект занятия развитие речи в старшей группе в соответствии с ФГОС Тема:"Описание предметов" Цель:развить у детей умение подробно составлять описания предмета. Задачи:Формировать умения придерживаться сюжетно-ролевой.
Педагогический проект по развитию речи в старшей группе «Овощи и фрукты» в соответствии с ФГОС Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №27 «Центр развития ребёнка – детский сад «Малыш» Утвержден: Педагогический.
Библиотека изображений: