Консультация для родителей «Лепка из соленого теста. Консультация для родителей "Наши руки на для скуки

Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»

Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений.
Значение лепки состоит в том, что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности, пространственное мышление. Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера: усидчивости, умению планировать свою деятельность.
В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто. Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой, как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада.
Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.
Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать.
Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников: повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста.
Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом, пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.
Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие.
Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.
Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.
Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.
Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.
Лепка – объемный способ пластического изображения предметов . Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям.
Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста, ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте». Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.
Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества.


Консультация для родителей - «Солёное тесто-лепим все вместе».

Лепка- это создание обьёмных или рельефных фигур,картин и даже целых композиций из пластичных материалов.

Пластичных материалов великое множество - пластилин,тесто,глина,пластика, зимой-снег,летом влажный песок.

Этот процесс предоставляет великие возможости для развития и обучения детей,потому что

возможность познания окружающих предметов у детей в большей степени связана с развитием действий рук.

Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребёнка. Во время лепки развивается мелкая моторика пальцев,воображение детей,формируются и развиваются навыки ручного труда.

Н
еподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Поэтому работа по развитию ручной умелости должна начаться задолго до поступления в школу.

Покуда процесс проходит в виде игрового действия, ребёнок осваивает технологию уже с младшего возраста, осваивая простейшие приёмы работы с солёным тестом-разминание, отщипывание, шлёпание, сплющивание.

С
олёное тесто -абсолютно экологически чистый материал.

Освоив азы дети приступают к созданию сложных лепных композиций в старшем дошкольном возрасте и к использованию разнообразных приёмов: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания и приклеивания одной части к другой.

Кроме этого,во время занимательного и увлекательного процесса развивается не только речь ребёнка,его фантазия и творчество, но и происходит развитие личности.

Хотя поделки из теста – очень древняя традиция, но и в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками.

Именно по этому следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ.

Очень важно,чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.Детям в любом возрасте необходимо одобрение взрослого и его похвала.

Такое отношение позволит им в дальнейшем чувствовать себя уверенными и компетентными людьми.

Солёное тесто в последние и годы стало очень популярным материалом для лепки: оно очень эластично, его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с солёным тестом доставляет удовольствие и радость.

Тестопластика - искусство создания объёмных и рельефных изделий из теста, которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

М
ы используем тесто для игры. Из теста можно слепить персонажей театра и вазу для мамы.

Классический рецепт солёного теста из пшеничной муки: мука – 2 чашки, соль – 1 чашка, вода- 200 гр (200 мл).




Мука : Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.
Соль : Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую “экстра”. Старайтесь не пользоваться измельчения соли кофемолкой. Соль добавляют в тесто исключительно для защиты от мышей и вредных насекомых. Поэтому большого ее количества, в сущности, не требуется. Перебор соли может сделать тесто после сушки хрупким и ломким, что ведет к образованию трещин на изделии.

С
оль можно использовать любую, даже самую дешевую. Соль грубого помола легко размельчить в кофемолке.

Вода: Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой. Водопроводную воду лучше отфильтровать. Замешивайте тесто на ледяной воде, оно будет более эластичным.

Добавки: качество материала можно улучшить:

Добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, увеличим пластичность материала,

Добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым. Готовое солёное тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Внимание совет! Вымешивая тесто на столе. не забывайте посыпать поверхность стола мукой, чтобы тесто не прилипало

Рецепт теста для лепки.

Рецептов приготовления солёного теста много. Такого, чтобы подходил всем, пожалуй нет. Необходимо самостоятельно поэкспериментировать и выбрать то, с которым приятно работать.

^ Первый рецепт: Мука пшеничная – 2 стакана, Соль «Экстра» – 1 стакан,Вода – 3стакана.

Второй рецепт: Мука пшеничная – 1 стакан,Соль «Экстра» – 2 стакана,Сухой обойный клей – 1 ложка,Вода – около 1 стакана.

Совет. Солёное тесто, оставленное в открытом виде, на воздухе, очень быстро сохнет, поэтому держите ёмкость с ним закрытой. Остаток неиспользованного теста положите в холодильник, там его можно хранить день-два.

Совет. Вы можете придать необычный цвет и приятный запах своему тесту (что сделает работу намного приятнее), если добавите к нему немного специй (или какую-либо из них): мускатный орех, тмин, паприка, серый и чёрный перец, корицу, карри.

Окрашивание солёного теста. Красители.

Если вы решили создать цветную поделку из солёного теста, то вам не подойдёт рецепт обычного солёного теста, попробуйте сделать цветное, окрашенное тесто.
Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов.
Первый цвет - белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй коричневый.
Для его получения при замешивании добавляется обычный какао-порошок (не забудьте перед использованием просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка). Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть.


Красный и оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 г. Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.Для того чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного, синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.Также окрашивать тесто можно с помощью гуашевых красок. Необходимо при замешивании теста в воду добавить гуаши и все хорошо размешать.

Творите вместе - для удовольствия, для забавы, для пользы и красоты!

Юлия Винокурова
Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом»

Консультация для родителей

«Первые шаги в работе с соленым тестом »

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Лепка, также как и другие виды изобразительной деятельности, формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного. У маленького ребёнка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребёнка тем, что несут определённую информацию. Они влияют и на формирование нравственных качеств.

Создание ребёнком даже самых простых скульптур - творческий процесс. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

Одновременно ребёнок осознаёт различные свойства глины и пластилина, знакомится с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности . Лепка часто становится любимым занятием детей.

Можно лепить из глины и пластилина, но интересно освоить что-то новое. Солёное тесто – это самый экономичный и безопасный способ попробовать свои силы в развитии фантазии, ведь слепить из него можно всё что угодно. Тесто – доступный всем , дешёвый и лёгкий в применении материал, его можно заготовить заранее (впрок) . Тесто можно окрасить и лепить уже цветное изделие, а можно расписать готовую работу после окончательного высыхания. Красота и изящество «солёных поделок» дадут пищу для творческого размышления. Работы отличаются легкостью, прочностью.

Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Лепка – полезное занятие для пальчиков, так как развитие мелкой моторики рук у детей напрямую связано с развитием речи и мышления. Работа с тестом – это , своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Наши рецепторы (тонкие окончания чувствующих нервов, расположенные в мышцах) – это маленькие, чуткие исследователи, особые воспринимающие устройства, с помощью которых дети ощущают мир вокруг себя. На кончиках пальцев находятся нервные окончания, которые связаны с центрами головного мозга, влияющими на формирование речи человека. Значительную часть коры головного мозга занимают представительства наших рук. И это естественно , ведь сведения о мире мы получаем именно через руки, через наш рабочий орган , с помощью которого мы исследуем, творим, строим. Самое важное и ценное заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста , наряду с изобразительным искусством (раскрашиванием готовых изделий, развивает ребенка эстетически. Раскрашенные изделия выглядят керамическими. Экологическая чистота и безвредность материала позволяет широко использовать его в работе с детьми .

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

Лепка развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности без показа взрослого, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Разные виды изобразительной деятельности формируют художественный вкус ребёнка, и если рисунок и аппликация воздействуют на эстетическое воспитание посредством точности линий и красочности цвета, то в лепке на первое место выступает объёмная форма предмета, пластика и ритм. Все три компонента реально существуют в пространстве, что формирует в ребёнке умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности.

Лепка в большей мере, чем рисование и аппликация, подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений (дети непосредственно сопоставляют части между собой и со всей фигурой в целом, определяют размеры (длину, толщину, что в рисунке осуществляется только зрительным путём) .

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней.

Тактильная активность особенно ярко проявляется детьми именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста , ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте» . Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.

Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе . Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №10» г.Карабаша

Консультация для родителей «Тестопластика – это увлекательно.»

Подготовил: Власова Е.Ю.

г.Карабаш

Тестопластика или лепка из солёного теста – очень занимательно занятие. Им вполне могут увлечься не только дети, но и взрослые. Лепка - это одно из любимейших занятий детей. Кроме очевидного творческого самовыражения, малыш также развивает гибкость и подвижность пальцев, точность и координацию движений, что способствует улучшению речи, развивает мелкую моторику рук, воображение, формируются и развиваются навыки ручного труда. Ребенок приобретает новый сенсорный опыт - чувство пластики, формы.

Поделки из теста станут оригинальным подарком родным и друзьям.

Помните, что искусство начинается с малого!

В наши дни тестопластика стала очень популярным занятием. Лепят везде и все, и это неудивительно, ведь лепить - большое удовольствие и радость.

Влияние занятий декоративной лепкой (тестопластикой) на развитие ребенка широко.Оно отражается на особенностях развития личности ребенка, его познавательной сферы и деятельности. Вот лишь некоторые аспекты этого влияния:

Расширение кругозора;

Развитие мелкой моторики;

Создания целостного образа;

Развитие ценностного отношения к человеку, его культуре, труду;

Развитие игры с правилами;

Расширение словарного запаса;

Развитие умения взаимодействовать, делового и личностного общения;

Развитие познавательных процессов;

Позитивное влияние на психическое и физическое здоровье.

Таким образом, лепка для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста способствует всестороннему развитию личности.

Тем более что при изготовлении работ не потребуются дефицитные материалы, всё, что нужно – найдётся дома на кухне. Рецептов солёного теста много. Я поделюсь с вами тем, который использую сама

Итак, для работы нам нужно будет:

2 стакана соли

2 стакана муки

2 столовых ложки крахмала

2 столовых ложки обойного клея «Момент»

2 столовых ложки растительного масла

1 стакан холодной воды

Для начала надо размолоть на кофемолке соль, если она у вас крупная. Лучше же сразу купить соль марки «Экстра», только не надо использовать йодированную.

Смешать муку, соль, крахмал, клей. Добавить воду и вымесить крутое тесто. Воды немного, поэтому придётся потрудиться руками. При вымешивании постепенно добавляйте растительное масло.

Получившееся солёное тесто положите в целлофановый пакет и уберите на несколько часов в холодильник.

Теперь нам надо приготовить инструменты.

Во-первых, это доска для лепки и стеки. Продаются в магазинах канцелярских и художественных товаров. Гуашь, бесцветный лак, скалку, острый нож, кисточки. Кроме того, пригодятся формочки для печенья, с помощью которых можно будет вырезать фигурки, зубочистки, рельефные пуговицы, колёсико для выкроек и т.д.

Начинаем работу

Солёное тесто достаём из холодильника, но не всё. Только кусочек. От него отрезаем ещё кусок, с которым будем работать, а остальное - ещё в один пакетик, чтобы не подсыхало сверху.

А теперь с помощью скалки раскатайте тесто. Ровно-ровно. И приступайте к работе. Или вырезайте формочкой какие-то фигурки, или разделите фигурку на части и лепите из них то, что вам вздумается. Здесь всё зависит от вашей фантазии. Книг и фотографий изделий для примера в сети очень много, я не буду повторяться.

Соединяют детали изделия с помощью зубочистки, или проволочки, а небольшие кусочки приклеивают, предварительно смочив место соединения водой.

И вот ваше изделие готово. Кладёте его на ровную поверхность и оставляете до полного высыхания.

Можно ускорить этот процесс, положив поднос с изделиями на тёплую батарею или солнечное окно.

Когда изделия окончательно высохнут, раскрашиваем их гуашью. Можно использовать и другие краски, но на опыте проверено, что гуашь ложится на изделия из теста лучше всего. Ждём, пока гуашь подсохнет, и сверху покрываем лаком.

Вот, собственно, и всё. Теперь, если вы будете делать панно с этими поделками, приготовьте рамку и клей «Момент» и приклеивайте на неё.

Виктория Попова
Консультация для родителей «Лепка из соленого теста»

Лепка в дошкольном возрасте рассматривается и как средство и как условие развития творческого потенциала ребенка. Лепка – разновидность детской изобразительной деятельности, опирающаяся на законы скульптуры и декоративно-прикладного искусства для отражения субъектно-актуального содержания к окружающей действительности, в объеме и через использование мягкого Пластическое творчество – это процесс создания детьми новых, субъективно и объективно значимых пластических образов в ходе преобразования ими личностного и художественно-изобразительного опыта работы с пластическими материалами с целью отображения своего настроения, отношения к миру и себе, своих впечатлений, полученных через наблюдение за природой, изучение произведений искусства, художественное слово. Лепка способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, развитию навыков и умений .

Значение лепки состоит в том , что совершенствуется мелкая моторика рук, развиваются художественно-творческие способности, воображение, конструкторские способности , пространственное мышление. Работа с пластическим материалом способствует воспитанию характера : усидчивости, умению планировать свою деятельность .

В детском саду чаще всего для лепки используют глину или пластилин, но в последнее время появился еще один очень популярный материал – тесто . Творить и созидать – это великолепные моменты нашей жизни, это радость и свет в душе. Соленое тесто – чудесный материал для работы, пластичный, мягкий, интересный. И оно очень хорошо подходит для занятий лепкой , как в домашних условиях, так и в условиях современного детского сада .

Человек издавна научился готовить из муки и воды – лепить лепешки. Сейчас мы привычно покупаем хлеб в магазине. А на праздники сами печем пироги, своими руками лепим и выпекаем петушков, голубей, рыбок и украшаем их немыслимыми завитками. А произведения прикладного искусства из этого материала – совсем другое дело.

Лепить из теста – доступное занятие и для взрослых, и для детей. Это увлечение приносит помимо удовольствия и неоценимую пользу для здоровья тела и души. Активизируется работа пальцев рук, мозга и идет полное расслабление тела и души. Человек наполняется радостью, уходят заботы, стресс, а если он работает с любовью и желанием, то может отдохнуть и восстановить силы. Это особое состояние, божий дар, который нужно беречь и приумножать .

Работа по тестопластике комплексно воздействует на развитие ребёнка, кроме общепринятого мнения о развитии мелкой моторики можно говорить о том, что лепка из соленого теста способствует развитию творческих способностей дошкольников : повышает сенсорную чувствительность, то есть способствует тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики; развивает воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел .

Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из соленого теста . Задача взрослых – педагогов, воспитателей, родителей – облегчить этот путь изучения нового материала, освоить основные приемы работы с ним, вызывать у детей желание работать с соленым тестом , пытаться передать свои впечатления в работе по лепке из соленого теста , передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру.

Говоря о формировании творческих способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творчество детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.

Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» в первые годы жизни. Это дозревание, т. е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те творческие способности, для развития которых имеются стимулы и условия к «моменту» этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие .

Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко – с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным. Однако возможности развития творческих способностей, достигнув максимума в «момент» созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование.

Активность ребёнка в изобразительной деятельности носит творческий характер и проявляется, прежде всего, а стремлении полно и до конца реализовать свой замысел. Показателем самостоятельности в изобразительной деятельности можно считать умение переносить умения и навыки из одних условий в другие, поиск способов и приёмов создания выразительного образа. Инициатива проявляется в том, насколько ребёнок расширяет границы содержания рисунка, опираясь на личный опыт, руководствуясь замыслом, фантазией, эмоционально-оценочным восприятием и отношением к изображению.

Весь процесс художественно-изобразительного творчества сопровождается активной работой воображения, которое является основой для реализации ребёнком своего замысла. Дошкольный возраст характеризуется активизацией функций воображения, вначале воссоздающего, а затем творческого. Как известно, сознательный период развития воображения и фантазии – возраст от 5 до 15 лет. Значит, мы стоим у истоков развития творческих способностей у детей.

Развитие творческих способностей у детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития изобразительного творчества. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания старших дошкольников. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Так же, как и другие виды изобразительного искусства, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного . Поэтому обосновано можно предположить, что лепка из нетрадиционных материалов (в частности из соленого теста ) благотворно сказывается на развитии ребенка как творческой личности.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Познавая красоту окружающего мира, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства : радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развиваются мышление, воображение. Всё это вызывает стремление передать воспринятую красоту, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Лепка – объемный способ пластического изображения предметов. Лепка обеспечивает придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и т. п. Лепка даёт удивительную возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространстве. Техника лепки богата и разнообразна, но при этом доступна даже маленьким детям .

Вывод. Овладевая секретами лепки из соленого теста , ребенок как никогда имеет возможность открыть для себя волшебную силу искусства, реализовать свое творчество и фантазию в собственном «творческом продукте» . Задача педагога, в данном случае, предложить наиболее доступные средства и материалы, для достижения положительного результата, а также дать невидимый толчок к развитию творческого полета. Ведь только находясь в атмосфере взаимопонимания между ребенком и взрослым можно заглянуть ребенку в душу, понять и почувствовать, то чего хочет он достичь.

Если рассматривать лепку из соленого теста как средство развития детского творчества, то можно сказать, что главным моментом в достижении положительной динамики, будет выступать заинтересованность ребенка в начинаемой работе. Мы считаем, что любое выражение представляемого образа ребенком, там, где он отходит от каких-либо рамок, шаблонов и образцов, и будет являться проявлением творчества

Загрузка...
Top