Зимние Святки что такое? Как проводились зимние Святки? Святки - народные традиции, обычаи и приметы праздничных дней.

В народе эти дни именуются святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане вечером прекращают все свои дневные дела, в память о событиях Рождества и Крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время.

Церковь начала особо отмечать эти дни с древних времен. Уже в уставе VI века преподобного Саввы Освященного пишется, что в дни святок не полагается класть поклоны и совершать венчание. Вторым Туронским Собором 567 года все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными.

По традиции, в первые дни празднества принято посещать знакомых, близких, друзей, дарить подарки - в воспоминание о дарах, принесенных волхвами.

Также в эти дни принято было вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. В древние времена в святки даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню.

Центральным моментом святочных торжеств была общесемейная трапеза. Готовилось нечетное число блюд, основным из которых была кутья, готовили также особые святочные угощения: сбитень, ореховое печенье, маковник, шарики из сладких крошек, блины и овсяный кисель. На столе ставили дополнительные приборы по числу членов семьи умерших в прошедшем году.

Последние дни святок были посвящены подготовке к другому двунадесятому празднику - Крещению Господню . Лучшие деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших водоемах и украшали ее кристаллами изо льда, лентами и деревянными узорами.

Несмотря на то что святки - праздник христианский, к нему примешались немало языческих традиций, унаследованных от самых древнейших времен. До принятия христианства на Руси святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам, это слово происходит от старославянского «святки» - души предков.

Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем, практиковались и магические обряды.

По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженые - колядующие ; у славян с давних пор существовал во время святок обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу». С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды не потеряли своей силы, н есмотря на то что православная церковь запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение святок заводить, по старым идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и напевать соблазнительные песни».

Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову.

Колядующие получали от хозяев обрядовую пищу и высказывали им добрые пожелания в наступающем году. Считалось, что достаток семьи в будущем году напрямую зависел от угощения и подарков колядующих. Многие песни сопровождались действиями, изображающими земледельческие работы. В святки принято было гадать, фактически в каждой деревне или селе были свои ритуалы и гадания. Особое место занимали приметы, по которым пытались угадать погоду и достаток в хозяйстве в течение будущего года.

Заканчиваются Рождественские святки 19 января - Праздником Крещения. В церквах в этот день освящают воду, которую называют крещенской и хранят как святыню целый год.

Праздник зимние Святки имеет на русской земле многовековые традиции, которые связаны с мистикой и языческими корнями наших предков. Стоит сказать, что Святки обладают длинной историей зарождения и развития, обрастания традициями и обрядами. Святки с давних пор были главным и самым веселым зимним праздником Руси, причем, народные гуляния длились полмесяца.

«Святки» или «святые дни» стартуют с Рождественского Сочельника, приходящегося на шестое января, и завершаются , наступающим девятнадцатого января. В дни Святок, по традиции, было грешно работать, чтобы не вызвать бед на себя и близких. Но это было уже во времена развитого христианства, а до этого, во времена язычества на Руси существовал похожий зимний праздник, посвященный верховному небесному богу Белбогу, который еще имел имя – «Святовит», от корня старославянского слова «свиатки», то есть «души предков». В эти дни, согласно народных поверий, с другого света на землю возвращались души усопших, но помимо них приходила всякая нечисть, а ведьмы в эти дни устраивали свои шабаши, чтобы повеселить адских покровителей.

В дни Святок было принято гадать о будущем, производить магические обряды, начитывать заклинания на год вперед, по святочным приметам узнавать судьбу урожая, семьи, дома. Конечно, возможность подглядеть свое будущее не могла не вызывать живого интереса у девушек, поэтому они, традиционно, гадали на суженого. До сих пор многие молодые особы не прочь погадать в ночь перед Крещением.

В святочный зимний период считалось, что на Русь проходил Коляда – воплощение нарождения солнца. В ночь на праздник Коляды славяне разжигали огромные костры, причем, из священного огня, добытого древним секретным способом, и они должны были гореть ровно двенадцать дней. Костры окружали нарядные молодые люди, они водили вокруг них хороводы, рассказывали сказки, задавали друг другу загадки, пели и веселились, прыгали через пламя, скатывали с горы подожженное колесо. Но самое главное молодежь «рядилась» - наряжалась в вывернутые шерстю наверх тулупы, прятала лицо за масками, что было символично и воспринималось как обновление матери-природы. Вечерами, ряженные, с пением колядок ходили по домам, они цитировали шутки-прибаутки, веселя хозяев, желали им достатка, здоровья и богатства, а те должны были угостить их обрядовой пищей. Считалось, что насколько хозяева дома, куда пришли ряженные с колядками, будут щедры к своим гостям, то такой они и будут иметь достаток в наступившем году. Это было ярчайшее обрядовое действо Руси. С него начинались святочные дни. Колядование – захватывающее театрализованное зрелище, происходившее под аккомпанемент специальных тематических песен и пожеланий хозяевам дома. Колядовать на Святках было принято в ночь перед Рождеством, на Новый год или как он в те времена звался «Васильев день», а также в Сочельник перед Крещением. Христа славили, в основном дети и молодежь, а порой уже взрослые мужчины, ходя по деревне из дома в дом, и неся в руке рождественскую звезду.

Главные праздники во время Святок были – Рождество, Новый год, Крещение, как было отмечено выше. Понятно, что эти дни, на фоне длящихся народных гуляний, отмечались более торжественно. В вечернее время в каждом доме проходили обрядовые трапезы, при которых люди ели ритуальную пищу, а то, что оставалось на столе с ужина, ставили на порог или на окно, чтобы этим угостились души умерших родителей. Этот обряд назывался – «кормление предков». Дни Святок делились на вечера «святые» и «страшные». В первую неделю после Рождества на Святках веселились, потому как это были «святые» вечера, когда можно было развлекаться ночами – плясать, кататься на санях, играть в снежки, а в «страшные» вечера на второй неделе после Рождества гадали.

Святки изобиловали обрядами, ритуалами, благодаря которым наши предки хотели задобрить души умерших, чтобы те принесли всем благополучие. Конечно, многие ритуалы имели чисто бытовой подтекст. Для увеличения плодовитости домашнего скота, накануне Рождества пекли «козульки» - небольшие печенки в виде фигурок животных, птиц. Чтобы жизнь в будущем году была счастливой, сноп устанавливали в красный угол – под иконы, для этого же насыпали на пол избы солому, остатки кутьи с Сочельника отдавали курам, повязывали разноцветными лентами деревья в садах. Утром на Рождество и на Новый год мальчики должны были совершить в каждом доме поселения обряд засевания. Ребенок заходил в дом и разбрасывал зерна, под песню-поздравление для хозяев с праздником Нового года. Исполнение подобного ритуала, по мнению наших славянских предков, гарантировало богатый урожай в будущем году.

Как и с любыми другими народными праздниками на Руси, со святочными днями было связано множество примет. Говорили, что если день на Рождество будет теплый без мороза, то весну стоит ждать холодную. Считали, что тех, кто грешит работой в Святки накажет бог: плетущего лапти – больным скотом, шьющего одежду - слепым скотом, изготавливающего коромысла и полозья для саней – бесплодным скотом. Конечно, основную работу по дому люди выполняли, но в рамках дозволенного святочными традициями.

Зато молодые люди полностью освобождались от работы на Святки и были заняты лишь весельем и подыскиванием себе пары. Каждый вечер в течении святочных дней, за исключением сочельников, молодежь устраивали игрища, так парни и девушки могли заприметить друг друга, и даже подготовиться к браку. На посиделках они рядились в наряды и маски, заводили игры.

Святочные гадания стали отличительной особенностью зимних праздников на Руси. Гадания совершались в каждой семье: взрослые гадали на урожай, молодежь на брак. Девушки собирались по вечерам в каком-нибудь одном доме и устраивали подблюдные гадания, пытаясь узнать: выйдут ли они в этом году замуж, кто будет женихом, как сложится их судьба? Парни тоже гадали на суженую.

Когда на Руси установилось христианство, праздник Святок изменил свой сакральный смысл. Русская церковь осуждала народные гуляния, особенно резко она высказывалась о гаданиях, колядовании, о ряжении. Но русский народ так любил зимние святочные праздники, что был не в состоянии отказаться от этого веселья, поэтому решил языческие корни праздника завуалировать под мораль христианства. Почитаемый народом праздник Коляды трансформировался в Рождество Христово. Церковь смогла убедить людей в том, что проводить многие традиционные обряды Святок и гадания – грех для православного христианина, но все же уловка нашлась и тут: время от дня Рождества до Крещения считалось возможным для гаданий, потому как грехи можно было смыть в проруби, которую в праздник Крещения на реках вырубали в крестообразной форме, туда окунались, чтобы смыть с себя грехи увеселений и гаданий во время святок. Да и, вообще, гадания перестали называть нечистым действом, это стало обычным баловством.

Прошло время, и смысл древних языческих традиций праздника Святок окончательно стерся из памяти людей, так как теперь русский народ славит Рождество Христово, милость Господа, оказавшего миру чудо Богоявления. Из традиций и обрядов святочных дней дохристианской Руси в наше время остались лишь песни-колядки, веселье и гадания, но и они воспринимаются лишь как зимнее народное развлечение, сопутствующее старинному фольклорному празднику Святок.


Первый-то братец -
Рождество Христово.
Второй-то братец -
Крещенье Господне.
Третий-то братец -
Василий Кесарийский.

Святки - период времени, приуроченный к зимнему солнцевороту, который открывал народный солнечный год. Святки длились двенадцать дней (по числу месяцев года), с Рождества (25 декабря / 7 января) до Крещения (6/19 января), и включали в себя Васильев день (1/14 января).
Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье. Старый год уходил, а новый только начинался, будущее казалось темным и непонятным. Верили, что в эти дни на земле появляются души умерших, а нечисть становится особенно опасной, так как в период безвременья граница между миром людей и враждебным им миром нечистой силы размыта. Представления о «плохом времени» нашли отражение в названии «страшная неделя» применительно ко второй половине Святок; первая половина Святок, которая начиналась Рождеством Христовым, называлась «святой неделей». Святки были насыщены различного рода обрядами, магическими действиями, гаданиями, с помощью которых старались обеспечить благополучие на весь год, защититься от бед и несчастий, выяснить свою судьбу.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми, они были в северных и среднерусских губерниях Европейской России, а также в Сибири.

В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Отмечать Святки собирались обычно в вечернее и ночное время: когда «сядет в угол чернец», то есть наступит темнота. Развлечений у молодежи на Святках было много: обход дворов с праздничными поздравлениями, ряженье, участие в игрищах, проходивших практически каждый вечер, гадания - «испрашивания судьбы» и др.
Самым ярким обрядовым действием, с которого начинались Святки, был обряд колядования, представлявший собой театрализованное зрелище, сопровождавшееся пением песен - пожеланий, величаний хозяевам. Колядовали, как правило, в ночь на Рождество, на Васильев день, в Крещенский сочельник.
Девушки и парни небольшими группами отправлялись по Дворам «кликать коляду», то есть петь особые благопожелательные песни, называвшиеся в одних местах «колядками», в других - «овсенями», «виноградьем». Колядующие подходили к дому, становились под окно, вызывая хозяев на крыльцо: «Приходила коляда накануне Рождества, здравствуйте, хозяин с хозяюшкой!» Появление хозяев для колядующих было знаком, что можно начинать песню:

Виноградье красно, зелено!
Еще ходят же ребята колядовщики.
Виноградье красно, зелено!
Еще ищут же ребята государева двора,
Государев-то дворец середи Москвы стоит,
Середи Москвы стоит, середь ярманки,
А вокруг его двора стоит железный тын,
А на каждой тынинке по маковке,
Что по маковке и по золоту кресту.
А сам-то государь как светел месяц взошел,
А сама-то государыня как утрення заря,
Малы детоньки часты звездочки.
Сам-то государь на крылечко выходил,
На крылечко выходил и по рублику дарил,
А сама-то государыня по полтине дарила,
Малы деточки по копеечке.

В пожеланиях колядовщиков изображалась яркая, сознательно преувеличенная картина хозяйственного благополучия, семейного довольства. Крестьянской семье желали «избушку ребят, хлевушку телят», «сына в четыре аршина», «в конюшню конёв», «полтораста коров, девяносто быков», да чтобы «одна-то корова по ведру доила, одна-то бы кобыла по два воза возила»:

Куда конь хвостом,
Туда жито кустом.
Куда коза рогом,
Туда сено стогом.
Сколько дубочков -
Столько сыночков.
Сколько осиночек -
Столько свиночек.
Сколько свечек - Столько овечек.

Колядка заканчивалась просьбой о подаянии и угрозой наказания хозяев в случае отказа:

Тетушка, матушка!
Хлебца кусочек,
Лучинки пучочек,
Кокурочку с дырочкой,
Пирожка с начиночкой,
Поросячью ножку
Да жарену лепешку.
Не подашь лепешки -
Разобью окошки.
Не подашь пирога -
Коровку за рога.

Однако песни-угрозы исполнялись редко. Крестьяне считали, что если поскупиться, то в наступающем году «в избе не будет никакого проку».
Таким образом, обряд колядования состоял в своеобразном обмене дарами: молодежь «дарила» крестьянскому дому благополучие на весь год, а хозяева отдаривали пирогами, оладьями, колбасами, пивом, деньгами, печеньем в виде коровок, лошадок, овечек, которое специально выпекали для колядующих. Крестьяне говорили: «Если дашь пирога - полон двор живота, тебе триста коров, полтораста быков». Вечером группы девушек и парней собирались вместе и устраивали пиршество.
Колядование, доставлявшее молодежи столько радости в святочные дни, считается древним обрядом, известным не только русским, но и другим славянским народам. Приход колядующих в древности воспринимался как приход из иного мира умерших предков к своим потомкам, а одаривание их - как приношение в надежде на помощь и защиту в наступающем году. В XIX - начале XX века колядование по-прежнему оставалось одним из важных святочных обрядов, глубинный смысл которого, однако, был уже утрачен.
В рождественское утро начинался обрядовый обход крестьянских дворов - славление Христа.

Утром его совершали подростки, а за ними, уже к вечеру, шли отдельно парни и девушки или те и другие вместе. Они несли на длинном шесте звезду, сделанную из деревянного широкого обода с длинными лучами из тонких палочек и оклеенную цветной бумагой и фольгой. В народной традиции славление Христа осмыслялось как шествие волхвов к колыбели Иисуса, ведомых звездой, взошедшей над Вифлеемом. Этот обряд вошел в народный быт из православной традиции; вероятно, он начал проводиться со второй половины XVII века, то есть со времен царя Алексея Михайловича. Парни и девушки подходили к дому и громко кричали: «Надо ли Рождество прославить?» Славильщиков полагалось пригласить в избу, где они пели для хозяев ирмос «Христос рождается, весь мир поклоняется», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш» и кондак «Дева днесь Пресущественнаго рождает». После этого исполнялись так называемые рацеи, в которых пересказывались рождественские события, описанные в канонических и апокрифических Евангелиях прославлялись Христос и Дева Мария, звучало поздравление хозяевам дома с Рождеством. Потом славильщики отправлялись в следующий дом, где их уже ждали.

Ф. В. Сычков. Девушка зимой. 1912. Масло С. Ю. Судейкин. Ряженые. Середина 1910-х Ряженые-«супруги». Фото. I960. Деревня Климово, Горьковская обл.
А. П. Рябушкин. Гадание девушек на Святках. 1885 В. М. Максимов. Бабушкины сказки. 1867

К числу любимых развлечений молодежи на Святках относилось ряженье - игровое переодевание с использованием масок. Парни обычно превращались в «страшных наряжонок»: в животных, нечистую силу, покойников; надевали маски, сделанные из бересты, кожи, бумаги, ткани, а при отсутствии масок лица замазывали сажей, мукой, приделывали бороды из льна, пеньки, шерсти. Они шли от одной избы к другой, с шумом врывались в них, не спрашивая разрешения хозяев, нарушали покой и порядок, плясали, пели «срамные» песни.


Для девушек такое поведение оставалось запретным. Они рядились «баскими наряжонками», а также цыганками, турчанками, господами, свадебниками. Если парни обходили каждый двор, пугая честной народ, то ряженые девушки посещали только те дома, где жили парни - потенциальные женихи.


«Баские наряжонки» совершали свой обход, как правило, в первую половину Святок, считавшуюся полной святости и чистоты. Свое название этот обряд получил от диалектного слова «баский» - красивый. Девушки вытаскивали из сундуков свои самые лучшие наряды, доставали все украшения: цепочки, янтари, бусы, косники, брошки, кольца, серьги. Поверх всего надевали праздничные шубки, дорогие шерстяные шали. Затем закрывали лица платками, полотенцами, кружевами, чтобы их нельзя было узнать. В таком виде девушки отправлялись по дворам. Подойдя к дому, они становились под окном и «припевали» парню, жившему в этом доме, невесту. Обычно это была девушка, которая нравилась парню и у которой с ним складывалась брачная пара. Девушки в песне нахваливали свою подругу, рассказывали о том, какой она будет хорошей женой. Иногда девушки своей песней старались оказать давление на тех родителей, которым задуманный детьми брак был не по душе. Мать парня, прослушав песню, одаривала девушек пирогами. Затем девушек приглашали в дом, где они веселили хозяев, исполняя кадриль, лансье и запретные для них мужские пляски - «Русского», «Барыню». Обойдя дома, «баские наряжонки» заглядывали на посиделки, часто в соседние деревни. Их встречали плясовыми или игровыми песнями, радовались их прибытию, просили признаться, кто скрывается под маской. Девушки вели себя довольно раскованно, шутили над парнями, предлагали им взять себя в жены, расхваливали себя: «Я девка дюже хороша, платьев у меня много». «Баская наряжонка» могла взять парня за руку и ходить с ним, слегка приплясывая, по избе под такую песню:

Стойте, стойте, росшетитесь,
Дайте молодцу пройти,
Да дайте девицу взять,
У которой без белива лицо беленькое,
У которой без румян щечки аленькие,
Что походочка его да у сердечка моего,
У сердечка моего да у ретивенького,
Поцелую я дружка, да дружка миленького.

Парни пытались «облапить» «наряжонок», шутили над ними, часто очень скабрезно, но святочный этикет запрещал обижать девушек, сдергивать с их лиц маски.
Во многих деревнях России на Святки девушки наряжались цыганами и цыганками, а в казачьих станицах Урала и Дона - турчанками. Костюм, манера поведения, речь девушек, превратившихся на время в «чужих», пародийно обыгрывали существующие стереотипы. «Цыганки» были одеты в широкие юбки, яркие кофты, пестрые платки, а «цыгане» - в широкие штаны, красные рубахи, картузы; «турчанки» надевали на себя множество украшений, заматывали голову наподобие чалмы платками. «Чужие» пели на непонятном языке, плясали под «оркестр», составленный из печных заслонок, ложек, трещоток: «Калапаты-кара-паты, кырымыры кылы». Цыганки предсказывали счастливую судьбу: «Давай погадаю по суженому, по ряженому, счастливой будешь! Золотая ты ручка! Ай, счастливая будешь! Аи, любимая будешь!» Хвалили хозяйку: «Ух добрая, ух красивая! Ух хорошая, товстожопая; ух товстоногая!», выпрашивали подаяние: «Дай сахарку-то, сметанки-то, чайку-то!» Если хозяйка скупилась, то на нее выливался целый поток угроз и насмешек. Наигравшись, девушки отправлялись в следующий дом.
Довольно широко, особенно в Центральной России, был распространен обычай обходить дома и посиделки, нарядившись господами. Бойкие девушки рядились в «барина»: надевали рубаху, штаны, жилетку, картуз, подрисовывали черные усы. «Барыни» были в нарядных платьях, обязательно в шляпках, украшенных бусами, лентами, перьями, в перчатках, с сумочками и зонтиками на длинной ручке. Каждому «барину» полагалась своя «барыня». Пары «господ» одна за другой важно выходили на улицу, а за ними, распевая плясовые песни, шли остальные девушки. Процессия обходила дома и все посиделки, которые были в деревне. В посиделочную избу входили с песнями или частушками. Например, в Рязанской губернии пели:

Разойдитесь, народ,
По сторонушки,
Моя барыня пройдет
По соломушке!
Ах, барин мой,
Что чуфарисси?
Тебя девки не любят,
А ты хвалисся.
В саду пташки поют,
Перелётывают,
Мою барыню целуют,
Перевёртывают.

«Господ» везде принимали с почетом: сажали в передний угол, предлагали им чай и сладости.
На Русском Севере и в Центральной России девушки на Святки ходили «свадьбой». Одна из девушек становилась «женихом», другая - «невестой». «Жених» надевал мужской праздничный костюм, на его статус указывало полотенце, повязанное вокруг талии, ширинка - небольшой платочек, прикрепленный к шапке, букетик искусственных цветов с ленточками или какой-нибудь другой знак, принятый в данной местности. «Невеста» была в нарядной рубахе и шелковом сарафане, ее голову прикрывали вуалью из марли или украшали искусственными цветами. «Красота» жениха подчеркивалась нарисованными углем усами и пышными кудрями из льняной кудели, «красота» невесты - накрашенными губами, бровями, наведенными сажей, множеством мушек на лице. Остальные девушки исполняли роли других свадебных чинов - дружки, поддружья, свашек, тысяцкого. Свадебное шествие по деревне открывал «дружка», который пропахивал дорогу веником, как и полагалось на настоящей свадьбе. Подойдя к тому или иному дому, участники процессии кричали: «Свадьба идет!» Хозяева выходили на крыльцо и приглашали «свадебников» в дом. Гостей сажали за стол, на который ставили еду, принесенную самими «свадебниками» или приготовленную хозяевами, и начинался «свадебный пир». Молодым пели величания, кричали «горько». Однако гулянье было недолгим - «свадьбе» предстояло обойти еще много домов. Вариантов хождения «свадьбой» было множество: в некоторых деревнях «жениха» и «невесту» возили по деревне на санях, «невеста» изображала свадебный плач, припевки пели не свадебные, а «шутейные», девушки закрывали лица полотенцами и т. д.
Обход дворов девушками, ряженными «баскими наряжонками», цыганками, господами, свадебниками, мог проводиться и в другие дни: в Филипповское заговенье (14/27 ноября) - перед Рождественским (Филипповским) постом, на Масленицу, в Петров день (29 июня / 12 июля), в Покров (1/14 октября), в день Кузьмы и Демьяна (1/14 ноября), в конце посиделочного сезона. Обходные церемонии развлекали девушек и укрепляли их союз. Кроме того, девушки могли познакомиться с родней будущего жениха, посмотреть его дом, показать себя будущей свекрови, что было очень важно перед наступавшим после Крещения свадебным сезоном. После обхода своей и соседних деревень парни и девушки обычно собирались на игрище, где веселились почти всю ночь.

Святочная неделя – это дни между рождением Христа и его крещения. Не все знают, с какого числа начинаются Святки и сколько дней длятся. А начинаются святки в сочельник на Рождество 6 января вечером после восхода первой звезды на небе, крайней завершающей датой является Крещение 19 января. В итоге святочный период длится 2 недели, вплоть до самого Крещения Господня.

В 2018 году Рождественские Святки начинаются также с Рождества Христова и продолжаются до Крещенского сочельника. В церковном календаре это важный зимний праздник на Руси. Есть немало поверий, связанных с рождественскими днями. Святочная неделя в 2018, как и в другие года начнется в сочельник Рождества 6 января.

С 6 января с начала Святок в наш мир живых возвращаются души умерших. С этого дня активируется нечистая сила. В святочные дни ведьм устраивают шабаш, беснуются и веселятся с нечистыми. Но, кроме этого, в эти важные рождественские дни, в которые возможно чудо.

Магические ритуалы можно начинать, когда начинается святочная неделя. Гадания и обряды на святки на суженого самые популярные в эти дни. Святки Руси длятся 2 недели: святая неделя с вечера 6 января по 13 января (Старый Новый год), а также 14 по 19 января — страшная неделя, вплоть до самого Крещения. Эти дни наилучшим образом подходят для гаданий, обрядов, ворожбы, ритуалов. Святочные гадания помогут узнать будущее, а ритуалы – сформировать и привлечь нужное развитие событий в ближайший год.

Что делают в Рождественские Святки: традиции

6 января заканчивается Пост рождественский. В этот день уже можно употребить немного алкоголя. В первый день навещают близких и родных людей. В гости приходят с поздравлениями и гостинцами. А еще принято благодарить близких за заботу и любовь. Делайте это искренно, от всей души.

Святки начинают праздновать 7 января. К трапезе приступать можно уже накануне, 6 января, когда взойдет первая звезда. На стол ставится не менее 12 блюд.

Другой традицией является «святочные сказки», вечерами вся семья собиралась в тесном кругу, приглашали гостей и рассказывали сказки. Есть целые сборники народных рассказов. Среди них можно найти авторские произведения. Сказы отличались таинственностью, присутствием волшебства, в них всегда имели место быть чудесные события.


Днем в святочные дни в народе было принято кататься с горок на санях. А еще после Святок сватали невест и женихов, наступал период сватовства.

В последние дни святочной недели готовились к Крещению. Делали прорубь в ближайших водоемах. Форма проруби была особая – крестом.

В течение всего святочного периода следует анализировать доходы, составлять бюджет, заниматься планированием. А еще принято проводить разное гадание на рождество и святки.

Что нельзя делать в святочную неделю

Народная мудрость выдвигала ряд требований, которые запрещали совершать определенные действия в святочные дни.

  • Нельзя пересчитывать деньги. Особенно запрещено считать мелкие монеты. Привлечешь слезы.
  • Нельзя шить, вышивать, вязать вечером перед праздниками, а также в святочные дни, иначе забот будет много в течение года, с которыми будет трудно справиться.
  • Нельзя в святочные недели покупать недвижимость, начинать новые дела, открывать бизнес. В это время активна нечисть, она может испортить все начинания и навлечь беду.
  • Нельзя выполнять тяжелую работу.
  • Запрещается крестить детей и венчаться.
  • 7, также в Крещенье 19 января запрещено гадать, чтобы счастье не прогадать.

Святки гадание, суеверие

Самое подходящее время для гаданий, различных предсказаний и ритуалов — святки. В эти дни в январе открыта информация о будущем. Ежегодно молодые девушки и парни использовали его для святочных гаданий, хоть это и не одобрялось церковью. Информация о предстоящих событиях была доступна, потому, что в неделю с сочельника до самого Крещения на землю сходят духи, вот через них и можно было получить ответы на интересующие людей вопросы.

Гадание – это увлекательный и неординарный способ узнать свое будущее. Если быть точным, то гадание означает – предсказание. Издревле человек желал узнать, что ждет его впереди. С этой целью он использовал различные подручные средства. Что движет людьми в этом случае? ...

Гадание в христианстве считается грехом, но в святки можно было гадать на женихов, узнавать о будущем урожае, предсказывать погоду. А грехи после смывали в Крещение в ледяной проруби.

Святочные гадания особенно нравились молодым девушкам на выданье, они очень сильно хотели узнать выйдут ли замуж, каким будет у них муж. Взрослые тоже гадали, они узнавали о своем будущем. В святки было разрешено гадать в определенных местах. Для этого священного действа использовали бани, огород, веранды, перекрестки. В доме выходить на контакт с нечистью можно было только ночью, а для защиты обязательно зажигать свечи.

Гадание в святки в домашних условиях

Если вас привлекает тема гадания и предсказания, то вам стоит попробовать народные популярные техники. Гадание в святочный период проводят в домашних условиях, для этого следует приготовить атрибуты заранее, изучить методику, выбрать место и позаботиться о том, чтобы вам никто не мешал.

Гадание на святки, предсказание на воске


Хотите узнать свое будущее? Приготовьте для рождественского гадания белые свечи парафиновые и остатки свечек восковых, металлическую посуду, глубокую чашку, огонь, воду.

Сложите свечки в посуду, поставьте емкость на огонь и дождитесь, пока воск и парафин не расплавятся. Расплавленный воск вылейте в другую емкость белая, куда налита вода. Дождитесь, пока фигура застынет. По ней смотрят будущее того, на кого гадают. Есть следующие толкования вылитых фигур из воска.

Толкование восковых фигур

  • Дом – пополнение, благополучие, для девы – скорое замужество.
  • Руины – несчастье в жизни в ближайший год.
  • Пещера, яма – предсказывает серьезную болезнь, смерть.
  • Скала – преграды на пути, в начатом деле.
  • Сердце – любовь, взаимопонимание.
  • Дерево – если у него ветви подняты вверх, то ожидаются радостные события в скором будущем, опущенные ветви сулят тоску, печальные вести.
  • Цветок – радость, успех, блестящие перспективы.
  • Кольцо – свадьба в ближайшее время.
  • Свеча или купол церкви – венчание.
  • Блин, который к тому же упал на дно – затянувшееся девичество, препятствия для замужества.
  • Собака, животное с открытой пастью – приближающиеся неприятности.
  • Ангел – получение помощи свыше.
  • Собака, голова лошади – верный друг, поддержка близких.
  • Капля – денежное пополнение, выплаты.
  • Звезда – скорая помощь Высших сил, все проблемы в жизни будут решаться сами собой;
  • Корабль – перемены, путешествия, изменения в финансовой, духовной, личной сферах;
  • Подкова – предвестница успешных сделок.
  • Черепаха – замедления в делах.
  • Петух – настало время действовать.
  • Змея – двойственность: свернутая в клубок – есть человек, который следит за вами, если змея активная – агрессия в сторону того, кто гадает.
  • Медведь – сильный помощник, защитник; медвежонок – заботливый период.
  • Мышь – пустая суматоха, суетливость, страх.
  • Гусеница – полный развал, неудачи.
  • Паук – хитрость коварство.
  • Заяц – опасность для мужчины, а для женщины – подарок.
  • Свинья – правильные действия, отложенная прибыль (верная).
  • Ежик – накал отношений с людьми, определенным человеком.
  • Волны – быстрые решения, неожиданные перемены.

Гадание на святки по тени


Простое и знакомое многим гадание. Берут газетный лист, подойдет и обычный А4 белый. Мнут в руках, придавая форму шара. Плотно мять не надо. Лист мнет тот, кому предсказывают. Затем положите бумажный ком на тарелку, она должна быть очень плоской, можно просто перевернуть обычную. Тарелку ставят рядом со стеной. Бумагу поджигают, и ждут, когда она прогорит. За тарелкой поставьте свечу. Смотрите на тень, по ней и предсказывают будущее. Тень формируется сгоревшей бумагой. Значение фигур совпадает с толкованием фигур при гадании на воске.

Святочное гадание на замужество по яйцу

Чтобы предсказать будущее, надо в святочные дни вечером взять стакан, налить в него воды (3/4) и вбить туда белок куриного яйца. Его предварительно держите в руках, мысленно формулируйте вопрос. Стакан с белком надо поместить в духовку. Духовой шкаф предварительно нагрейте. Дождитесь, когда белок побелеет. Выньте его из стакана. А теперь, рассматривайте полученную фигуру.

Если фигурка из белка похожа на:

  • кольцо — жди свадьбы;
    купол церковный – готовься к венчанию;
  • квадрат, фигуру с прямыми углами – жди болезнь смертельную;
  • корабль – готовься к переезду после свадьбы в другой город.
  • Блин, плоский круг — будешь еще в девках ходить долго.

Гадание на суженого по зеркалу

Все девушки на выданье мечтают об одном – узнать, что будет их жених. Предсказать каким будет муж, помогут святочные гадания. Проводят их в любой день святок. Но наши бабушки считали, что самое верное гадание в ночь на 14, то есть 13 в полночь. Эта ночь как нельзя лучше подходит для ворожбы на жениха.

Святочное гадание на жениха – точный, действенный ритуал предсказания, который проводят у зеркал. Выбирают для предсказания большую комнату с балконом, берут два зеркала – одно большое, второе меньшего размера. Раньше ритуал проводили тайком в бане девушки, которые желали увидеть своего суженого.

Подготовка к гаданию: снимите нательный крест, тугую одежду, облачитесь в свободную рубаху, платье без пояса, распустите волосы, снимите обувь.

Зеркала поставьте следующим образом: маленькое зеркало напротив большого так, чтобы в большом создавался визуальный зеркальный «коридор». Он будет бесконечный. Для лучшей видимости ставьте по обе стороны от зеркала зажжённые свечи.

Как только вы подойдете к зеркалу, скажите: «Суженый мой, ряженный, покажись в зеркале».

Сидите спокойно и вглядывайтесь в зеркальный «коридор». Старайтесь взгляд рассредоточить. Минут через десять вы увидите изображение своего будущего мужа. Некоторым для этого требуется больше времени, например, минут 15-20. В момент как появится изображение, резко положите маленькое зеркало на стол вниз зеркальной поверхностью и крикнуть: «Чур, меня!». Затем перекреститесь.

Гадание святочное на 4 королей на суженого


Ритуальное гадание на королей — отличный способ узнать каким будет твой муж. Проводят все девушки, не нашедшие свою вторую половинку. Чтобы провести этот ритуал понадобится колода карт (обычные, игральные, новые).
Техника выполнения гадания святочного на 4 королей и 4 валетов следующая: Возьмите колоду карт, из нее отберите 4 короля и 4 валета, остальные уберите. Перед сном перемешайте королей и валетов, засуньте их под подушку. При этом скажите:

Ложитесь спать, старайтесь запомнить сны, которые приснятся этой ночью. Утром, как только проснетесь, рукой наугад вытяните одну карту. Если вам попадется:

  • валет – будущий муж ваш будет молодым;
  • король – значит, что жених будет старше вас по возрасту.

Что касается мастей, то пики означает обеспеченного, успешного мужчину. Крести – незнакомого мужчину, новое знакомство. Черви – избранник будет из круга ближайших друзей и знакомых. Бубны – суженый знакомый друзей, которые вас и познакомят.

Гадание на исполнение желания

Совершают гадание на святочной неделе, наилучшим образом для этого подойдет ночь с 13 на 14. Есть несколько техник на исполнение желаний.

На крупу. Возьмите рис, насыпьте его на тарелку. Загадайте над крупой желание. Формулируйте четко без интерпретаций. Затем возьмите горсть риса и легонько киньте их на стол. Сосчитайте зерна. Если их четное количество, то УРА! Желание исполнится!

На воду: налейте в миску чистой воды. Прошепчите свое желание. Вынесете чашку с водой на крылечко или на балкон, на улицу, лучше под открытое небо. Утром посмотрите: в воде обнаружите ямку – не сбудется загаданное, если поверхность ровненькая – ждите исполнения задуманного.

На куриные косточки. Приготовьте курицу. На ужин съешьте лапку. Косточки сохраните. Их аккуратно сложите в тряпицу, бумажную салфетку красного цвета. А затем вынести за ворота на улицу. Загадайте желание. При этом говорят следующие слова:


Положите сверток за воротами, идите домой.

Рано утром придите на это место, проверьте: если костей на месте не будет, то желание не исполнится; если снегом кости припорошило – то стоит отказаться от задуманного, а если кости нетронуты – то, все, что задумали – сбудется.

Способы гадания на святки, простые и популярные

Есть несколько способов гадания в святочные дни. На Руси использовали для предсказаний следующие предметы: крупа, соль, карты, зеркало, вода, воск, свечи. Часто брали монеты и занимались предсказаниями при помощи животных. Наиболее популярными в деревне были простые способы гадания на святки, считалось, что они самые верные. А для того, чтобы это так и было, нужно просто верить! Вы все наверно знаете самое популярное гадание на святки – бросание сапога или валенка через ворота или в окно. Куда носком покажет, от туда и жениха ждать.

Обряды в рождественские дни на святочной неделе

В дни от Рождества до Крещения наши предки всегда искали знаки и подсказки, позволяющие предсказывать будущее. Обряды в рождественские дни до Крещения проводились с одной целью — узнать о своем будущем. В этот период гадали на будущего жениха, на здоровье, судьбу. Чтобы увидеть свое будущее напрямую старались выполнить обряд и увидеть вещий сон.

Ритуал «заказа» вещего сна пользовался популярностью в основном у женщин. Хотите тоже увидеть предсказывающий будущее сон, в котором будут подсказки и знаки судьбы? Помните, в святочные дни открыты все двери в тонкий мир, поэтому к снам отнеситесь с особым вниманием. Очень часто в период с 7 по 19 снятся вещие сны.

Если вы умышленно желаете увидеть вещий сон, то сделайте следующий обряд. Возьмите круглое зеркальце. Перед сном положите его под подушку. Расслабьтесь перед сном и скажите 3 раза специальные слова:

Вещий сон вы увидите обязательно, только не забывайте, что спать нужно лечь до полуночи.

Оригинальный способ гадания на Святки

Среди оригинальных способов гадания на Святки можно назвать следующие: вытаскивание полена из поленницы, к которой подходят спиной и наугад рукой вытягивают полешко. Если полешко ровное – то и жених ладный, а кривое – будущий муж неуклюжим, будет с изъяном.

Гадание у шкафа, где хранят одежду. Этот способ тоже относят к разряду нетривиальных. Это не только точный, но и веселый способ предсказаний. В компанию девушек позовите мальчика, девочку лет 10. В шкафу должны лежать мужские и женские вещи. Ребенок должен подойти спиной к шкафу, а затем вытащить наугад одну вещь. При этом ребенок задает вопрос: «Это чье»? Наперебой все, кто гадает должны отвечать: «Мое». Кто первый – тому и предсказание.

Если из шкафа вытащили:

  • Подтяжки – будущий муж будет с большим животом, любитель поесть;
  • галстук – богатый, обеспеченный;
  • трусы – бабник;
  • шарф – со слабой потенцией;
  • штаны – балагур веселый;
  • носки – человек скромного достатка;
  • юбка – модный человек, следящий за модой;
  • перчатки – «вороватый», нечестный;
  • пиджак или свитер – хороший надежный супруг;
  • шапка – человек умный с высоким интеллектом;
  • сорочка, рубашка

    Праздник зимнего солнцестояния носит славу самого зловещего дня в году. В народе его называют «Карачун», что у славян означало: «смерть», «гибель». Люди боялись этого праздника, они проводили различные ритуалы, чтобы помочь Солнцу родиться вновь. Они с нетерпением ждали нового восхода, ...

    Рождественский обряд выполняли те, кто был одинок и уже отчаялся найти свою любовь. Все, кто желал встретить свою вторую половинку и связать себя с ней узами брака выполняли следующий ритуал в полночь на святочной неделе. Нужно пойти к церкви, обойти ее 12 раз вокруг нее по часовой стрелке. При этом следует сделать обращение к Богу на помощь в поиске новой любви. Считается, что подобный ритуал разрушает одиночество и снимает обеты.

Колядки на Рождество. Фотография: О. Левченко / фотобанк «Лори»

С вятки в народе называли святым временем. Этот многодневный праздник делился на две части. С 7 по 14 января, в святые вечера, колядовали и устраивали девичьи гадания, а с 15 по 19 января - тоже веселились на славу, но побаивались страшных вечеров - времени разгула темных сил.

В день рождественского разговения еда была особенно вкусной. Хозяйки готовили поросенка с кашей или кабанью голову с хреном, студень или заливное из поросенка. В народе верили, что во время праздничного ужина в дом приходят души умерших предков, и еду на столе для них оставляли до утра.

В рождественскую ночь обязательно обращались к звездам на ночном небе. Если их было много - ожидался изобильный на грибы и ягоды год. А поутру непременно проводили обряд «обсеивания избы». Произнося слова: «На живущих, на плодущих и на здоровье», три раза бросали горстями овес и пшеницу.

Народные святочные гулянья в музее деревянного зодчества «Витославлицы», Великий Новгород. Фотография: С. Холявчук / ИТАР–ТАСС

Рождественские колядки в Ивановской области. Фотография: В. Смирнов / ИТАР–ТАСС

Запеченный молочный поросенок с кашей. Фотография: Н. Лисовская / фотобанк «Лори»

«В Рязанской губернии ходили толпами под окна просить пирогов. Впереди всех шла девица, называемая мехоноскою; она-то несла кошель для пирожного сбора; она-то предводила толпу и распоряжалась дележом сбора».

На радость деревенским ребятишкам во всех домах пекли фигурки коровок, бычков, овец, птиц и петухов. Ими украшали стол, окна и дарили колядующим.

Каждая семья ожидала колядовщиков, готовила для них угощение и с искренней радостью слушала колядки:

Коляда, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
Дай тебе, Господи,
На поле природ,
На гумне примолот,
Квашни гущина,
На столе спорина,
Сметаны ти толсты,
Коровы ти дойны!

За угощение, благодарили:

У доброго мужика
Родись рожь хороша:
Колоском густа,
Соломкой пуста!

В святочные дни плохой приметой считался пустой стол, поэтому на нем неизменно лежал обрядовый калач, которым угощали приходивших колядовать. Радушные хозяева считали: чем больше гостей соберется в их доме, тем куры лучше будут сидеть на яйцах.

После веселого обхода домов молодежь собиралась в посиделочной избе на общую пирушку, где делила и съедала все, чем одарили односельчане. Затем, разодетая в обновки, молодежь плясала под дуду, чтобы избежать неурожая, слушала сказки и гадала о своей судьбе.

Святочные гадания. Фото: В. Прокофьев / ИТАР-ТАСС

Деревенское гадание "на курицу". "Святки в Витославлицах" прошли на территории музея деревянного зодчества под Великим Новгородом. Фото: В. Малыгина (ИТАР-ТАСС)

Рождественские народные гуляния, вновь ставшие традиционными, прошли на подворье Федоровского городка (на снимке) в Царском Селе. Фото: Ю. Белинского / ИТАР-ТАСС

Период Святок совпадал с православным праздником Рождества Христова. Наши предки считали, что в ночь на Рождество открываются врата в добрую семейную жизнь. Поэтому в эти дни проводили гадания о будущей семейной жизни: о суженом-ряженом, о будущем муже и о предсказаниях на скорое замужество. К замужеству и женитьбе на Руси относились с особой серьезностью и ответственностью, поэтому и гадания отличались большим разнообразием. Самым популярным было гадание с зеркальцем и свечой «Суженый-ряженый, явись ко мне наряженный», а также обряды с воском на воде и с гребнем, положенным на ночь под подушку. Гадания, как и колядки, создавали атмосферу святочного веселья.

Если девица вытягивала из дровницы гладкое полено - это обозначало, что муж будет хорошим, а если суковатое - плохим. Если полено толстое - муж будет богатым, а тоненькое - бедным.

Также качества будущего супруга на Руси определяли с помощью... петуха. Девушки разбрасывали по полу разные предметы и пускали петуха. Если он подбегал к зерну - муж будет богатым, если к воде - пьющим, к деньгам - будет заядлым игроком, а если к золе - курящим.

Загрузка...
Top