Священный месяц мухаррам. Достоинства месяца Мухаррам

Число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было в Божьей Книге с того дня, когда Он сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные.

Этими четырьмя месяцами, согласно достоверным хадисам, являются зулькада, зульхиджа, мухаррам и раджаб. Все корановеды придерживаются данного мнения, поскольку пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время своего последнего хаджа сказал:

Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них – зулькада, зульхиджа и мухаррам – следуют друг за другом, а четвертым является раджаб.

Это не означает, что иные месяцы не имеют священного статуса. Например, рамадан, не входящий в эти четыре месяца, – самый священный месяц в году. Указанные четыре месяца отличаются тем, что их святость признавалась даже мекканскими язычниками.

По своей природе каждый из двенадцати месяцев равен другому, ни один из не обладает некоей врожденной святостью, отличающей его от других. Священный статус дается лишь Аллахом, избирающим определенные промежутки времени для ниспослания Своих благ.

Святость указанных четырех месяцев признавалась еще со времен пророка Ибрахима (мир ему). Поскольку мекканские язычники почитали Ибрахима (мир ему), они соблюдали заповедный статус данных месяцев и, несмотря на частые междоусобицы, считали, что воевать в эти месяцы нельзя.

В религиозном кодексе, который был дан Аллахом пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха), священный статус этих месяцев тоже была признан, о чем свидетельствует Коран.

Кроме того, месяц Мухаррам располагает также некоторыми другими особенностями:

1. Пост в мухаррам
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
После рамадана лучшим месяцем для поста является мухаррам.

Хотя пост в данный месяц является не обязательным, а добровольным, за него полагается щедрая награда от Аллаха. Приведенный выше хадис показывает, что пост в данный месяц приносит наибольшую награду по сравнению с другими добровольными постами.

При этом хадис не говорит, что обещанную награду за пост в мухаррам можно получить, только если держать пост весь месяц. Каждый день поста этого месяца приносит награду. Поэтому нужно по максимуму использовать данную возможность.

2. День Ашура
Хотя весь мухаррам является заповедным, 10-й день данного месяца – самый священный из всех его дней. Этот день называют Ашура. Господин Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал, как пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) при переселении в Медину увидел, что мединские иудеи постились 10-го мухаррама. Иудеи говорили, что в этот день Муса (Моисей, мир ему) и его последователи пересекли чудесным образом Красное море, а фараон был потоплен в его водах. Услышав это от иудеев, пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
– Мы больше связаны с Мусой, чем вы.
После этого он предписал мусульманам постится в день Ашура. (Абу Дауд. Сунан)

В ряде достоверных хадисов передается, что поначалу пост в день Ашура был обязательным для мусульман. Но впоследствии обязательным стал пост рамадана, а пост в день Ашура перешел в разряд добровольных. Госпожа Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала:

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) переехал в Медину, он сам постился в день Ашура и предписывал людям поститься в этот день. Но когда стал обязательным пост рамадана, обязанность поста стала ограничена рамаданом, а обязательность поста дня Ашура была отменена. Кто хочет, тот постится в этот день, а кто не хочет, тот пост в этот день не держит. (Абу Дауд. Сунан)

Однако сам пророк (мир ему и благословение Аллаха) постился в день Ашура даже после того, как пост рамадана стал обязательным. Абдулла ибн Муса (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) предпочитал пост в день Ашура постам в другие дни и предпочитал пост рамадана посту в день Ашура. (Бухари. Сахих; Муслим Сахих)

То есть пост в день Ашура – это сунна пророка (мир ему и благословение Аллаха), и за его соблюдение полагается немалая награда.

Согласно одному из хадисов, лучше, чтобы пост в день Ашура дополнялся постом в предыдущий или следующий за ним день. То есть нужно поститься два дня:
– либо 9-го и 10-го мухаррама,
– либо 10-го и 11-го мухаррама.

Причиной этому, как говорил пророк (мир ему и благословение Аллаха), является то, что иудеи постились только в день Ашура, а пророк (мир ему и благословение Аллаха) хотел отделить мусульманский способ поста от иудейского. Поэтому он посоветовал мусульманам добавить еще один день поста к посту в день Ашура.

Некоторые хадисы указывают на еще одну особенность дня Ашура. Согласно данным хадисам, в этот день следует быть щедрее к своей семье, предоставляя им больше еды, чем в другие дни. Данные хадисы, согласно принципам хадисоведения, не отличаются высокой степенью достоверности, но некоторые теологи – такие, как Байхаки и Ибн Хиббан – считали их заслуживающими доверия.

Приведенная выше информация о дне Ашура основана на достоверных источниках. Теперь перейдем к рассмотрению заблуждений.

3. Заблуждения и безосновательные обычаи
О дне Ашура имеются различные поверья. Не основанные на достоверных исламских источниках, они, тем не менее, осели в умах некоторых невежд. Среди таких поверий встречаются, например, следующие:
– в этот день был создан пророк Адам (мир ему);
– в этот день родился пророк Ибрахим (мир ему);
– в этот день Аллах принял раскаяние Адама (мир ему);
– в этот день состоится воскрешение людей;
– кто искупается в день Ашура, никогда не заболеет.

Эти и другие подобные выдумки ни на чем не основаны. Хадисы, на которые при этом ссылаются, не заслуживают никакого доверия.

Некоторые считают сунной приготовить особое блюдо в день Ашура. Этот ритуал тоже никак не основан на достоверных исламских источниках.

Есть люди, связывающие священность дня Ашура со смертью Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), во время сражения с сирийской армией. Конечно, гибель господина Хусейна (да будет доволен им Аллах) – один из самых трагичных эпизодов нашей истории. Но священный статус Ашура никак с нею не связан, поскольку данный статус был установлен еще при жизни пророка (мир ему и благословение Аллаха), задолго до рождения Хусейна (да будет доволен им Аллах). Поэтому не день Ашура получил высокий статус из-за гибели Хусейна (да будет доволен им Аллах), а наоборот: это достоинство Хусейна (да будет доволен им Аллах), что его мученическая смерть произошла в день Ашура.

Еще одно заблуждение гласит, будто мухаррам – это дурной или несчастливый месяц, поскольку во время него был убит господин Хусейн (да будет доволен им Аллах). Из-за этого поверья люди не играют свадьбы в месяц мухаррам. Но и это лишь беспочвенное представление, противоречащее ясным учениям Корана и Сунны. Такие суеверия категорически отвергались пророком (мир ему и благословение Аллаха). Если смерть выдающегося человека в конкретный день делала бы этот день несчастливым на все последующие годы, сложно было бы найти в году день, не являющийся несчастливым, ведь каждый день связан с уходом из жизни той или иной выдающейся личности. Коран и Сунна избавили нас от таких суеверий.

4. Стенания и рыдания
Другой ложной практикой, связанной с этим месяцем, являются ритуалы стенаний и рыданий в память мученической смерти господина Хусейна (да будет доволен им Аллах). Как мы уже говорили, случившееся в Кербеле – один из самых трагичных эпизодов нашей истории, но пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил проводить обряды стенаний по смерти кого бы то ни было. В докоранические времена язычники оплакивали усопших громкими рыданиями, разрывая свою одежду и ударяя себя по щекам и груди. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил все это и предписал мусульманам соблюдать терпение и говорить:
– Инна́ лилля́хи ва инна́ иляйхи ра́джи-у́н. («Мы принадлежим Аллаху, и к Нему в конечном счете вернемся»)

На этот счет имеется ряд достоверных хадисов. Здесь мы ограничимся тем, что приведем один из них:

Не относится к нам тот, кто бьет себя ладонями по щекам, разрывает на себе одежду и говорит то, что говорили во времена язычества! (Бухари. Сахих)

Все авторитетные правоведы единогласны в том, что рыдания такого рода абсолютно недопустимы. Причем сам господин Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины говорил своей любимой сестре Зейнаб (да будет доволен ею Аллах), чтобы та не оплакивала его смерть подобным образом:

Сестра, заклинаю тебя, в случае моей смерти не разрывай одежду, не царапай лицо, никого не проклинай из-за меня и не моли о своей смерти.(Ибн Асир. Полная история. – Том 4, стр. 24)

Из наставления Хусейна (да будет доволен им Аллах) следует, что любой вид стенаний осуждается даже тем благословенным человеком, в честь которого эти церемонии проводятся. Каждый мусульманин должен сторониться этих действий и оставаться верным учениям пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его горячо любимого внука Хусейна (да будет доволен им Аллах).

Муфтий Мухаммад Таки Усмани

Наступил месяц аль-Мухаррам!

✅ Со слов ‘Абдуллы ибн ‘Амра, да будет доволен им Аллах, сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Наилучшим постом после поста в месяце Рамадан, является пост в месяце Аллаха – аль-Мухаррам». Муслим 1163.

Хафиз Ибн Раджаб говорил: “Пророк, мир ему и благословение Аллаха, назвал аль-Мухаррам – месяцем Аллаха, а причисление этого месяца к Аллаху указывает на его почетность и достоинство”. См. “Лятаиф аль-ма’ариф” 89.

Кто-то может спросить: Если добровольный пост в месяц аль-Мухаррам, является наилучшим постом, то почему тогда нет сообщений от сподвижников, чтобы Пророк, мир ему и благословение Аллаха, постился в этот месяц усердно, как скажем в месяц ша’бан, о котором ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, говорила: « Ни в одном месяце Пророк, мир ему и благословение Аллаха, не постился больше, чем в ша’бане». аль-Бухари 1970, Муслим 1156.
Ответ на это дал имам ан-Навави, сказавший: “Одной из причин, по которой Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не постился в месяце Мухаррам так же усердно, как он постился в Ша’бане, может являться то, что знание о превосходстве поста в Мухарраме могло быть ниспослано ему в конце жизни”. См. “Шарх Сахих Муслим” 8/232.

✅ Также месяц аль-Мухаррам выделяется тем, что в нём великий день ‘Ашура, который выпадает на десятое число.

Абу Къатада передал, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:

«Я надеюсь на Аллаха, что пост в день ‘Ашура послужит искуплением грехов прошедшего года!» Муслим 1162.

Имам ат-Тыби сказал: “Слово «надеюсь» связано со словами «на Аллаха», что указывает на обязательность того, что данное обещание произойдет”. См. “аль-Кашиф ан хакъаикъ ас-Сунан” 5/1608.

Абу Джабаля рассказывал: “Я был в пути вместе с Ибн Шихабом (аз-Зухри) и он соблюдал пост дня ‘Ашура. Когда ему сказали: «Ты соблюдаешь пост ‘Ашура в пути, а пост месяца Рамадан в пути не соблюдаешь?» Он ответил: «Поистине, Рамадан можно восполнить в другие дни, а день ‘Ашура восполнить уже нельзя!»” аль-Байхакъи в “Шу’аб аль-иман” 5/335.

Следует ли соблюдать пост в день ‘Ашура с днем до него или после?
Ибн ‘Аббас рассказывал:

« Когда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, постился в день Ашуры и приказал своим сподвижникам делать тоже самое, они сказали: “О посланник Аллаха, это – день, который чтят иудеи и христиане”. Тогда Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа . Но перед наступлением следующего года Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, скончался » . Муслим 1/151.

‘Ата рассказывал: “Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллаха, постился день до (‘Ашура) и день после него”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 1430. См. “Ма сах мин асар ас-сахаба” 2/675.

Также смысл желательности поститься в ‘Ашура с днем до и после в том, чтобы не упустить этот великий день, в случае неправильного вычисления наступления месяца Мухаррам. Они сказали, что хадис: «Следующий год, даст Аллах, мы будем поститься и девятого числа» Муслим 1/151, разъясняет другой хадис Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, который сказал: «Если, даст Аллах, я доживу до следующего года, то буду поститься и девятого числа, из-за опасения упустить день ‘Ашура». ат-Табарани в “аль-Кабир” 10817. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 350.
Шу’ба рассказывал: “Ибн ‘Аббас соблюдал пост в день ‘Ашура даже будучи в пути, постясь также с днем до и после него, опасаясь упустить этот день”. ат-Табари в “Тахзиб аль-асар” 597.
Относительно поста в день ‘Ашура, имам Ибн аль-Къаййим сказал: “Пост в этот день имеет три вида:
Наилучший из них – это пост с днем до и днем после него.
Затем следующий вид – это соблюдение поста в девятый и десятый день, и на это указывают большинство хадисов.
И после этого идет соблюдение поста только в день ‘Ашура, десятого числа”. См. “Задуль-ма’ад” 2/76.

Является ли день ‘Ашура праздником ‘Ид?
Абу Муса аль-Аш’ари, да будет доволен им Аллах, рассказывал:

« День ‘Ашура был у иудеев праздником/‘Ид/, и поэтому Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: А вы поститесь в этот день! » аль-Бухари 2005, Муслим 1131.

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “В этом хадисе указание на запрет избирать день ‘Ашура праздником. Соблюдения поста в этот день указывает на то, что этот день не праздник”. См. “Лятаиф аль-ма‘ариф” 112.

❗ Упомянутый хадис ясно указывает на то, что день ‘Ашура не является ‘Идом в Исламе! Да, за пост в день ‘Ашура уготована великая награда, однако это вовсе не означает, что этот день является праздником у мусульман. И на основании этого становится ясным ошибка многих мусульман, которые считают, что день ‘Ашура является ‘Идом, и по этой причине готовят еду, приуроченную к этому дню для раздачи, угощения и т.п. Нет на правомочность этого в Исламе никакого указания. Шейхуль-Ислам Ибн Таймиййа говорил: “Нет ни одного указания на это ни от Пророка, мир ему и благословение Аллаха, ни от сподвижников, ни от одного из имамов, ни указания в четырех мазхабах. Нет на это ни одного достоверного сообщения, ни в одной книге хадисов, будь то книги “Сахих”, “Сунан” или “Муснад”. См. “Маджму’уль-фатава” 25/299.

Сегодня с наступлением первого дня Священного месяца Мухаррам, начался новый 1439 год по Хиджре. Хиджра - это переселение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Медину. Произошла она в 622 году. Эта важная дата в истории ислама, это событие стало отправной точкой исламской истории, и именно поэтому мусульманское летоисчисление начинается с этой даты.

Священный Мухаррамнаряду с месяцами Раджаб, Зуль Каада и Зуль Хиджа является запретным для конфликтов и войн. В Коране сказано: «Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные» (сура «ат-Тауба», аят 36).

В хадисе сказано: «Год состоит из 12 месяцев, из них четыре запретные, три приходят поочерёдно: Зуль-када, Зуль-хиджа и Мухаррам, а (четвертый месяц) Раджаб находится между Джумаада и Шаабаном» (аль-Бухари).

Особого поклонения в данный месяц не предусмотрено. Также как и всегда, нужно стремится к совершении благих удел, усердствовать в поклонении, восполнять намазы, давать садака, читать Коран, улучшать свой нрав и отдалиться от совершения грехов. Также сунной является соблюдение поста в любой из дней в любом количестве: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха, Мухарраме» (Муслим).

Самым значимым днем месяца Мухаррам является День Ашура – 10-й день месяца Мухаррам или 30-го сентября. Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Когда пророк (мир ему), прибывший в Медину, увидел, что иудеи постятся в день Ашура, он спросил их: «Что это?» Они ответили: «Это - благой день, тот день, когда Аллах спас сынов Исраиля от их врага, и поэтому Муса стал соблюдать пост в этот день». На это пророк (мир ему) сказал: «Я имею на Мусу больше прав, чем вы!», после чего стал соблюдать пост в этот день сам и велел делать это всем остальным».

Аиша рассказывала: «Во времена джахилийи Курайшиты постились в день Ашура и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), также постился в этот день. Когда он прибыл в Медину, то не перестал поститься в этот день и велел другим соблюдать этот пост. Когда же в обязанность был вменен пост в месяце Рамадан, он перестал поститься в день Ашура. И с тех пор кто хотел, соблюдал этот пост, а кто не хотел, не делал этого».

Пост в День Ашура является сунной Посланника Аллаха (мир ему). Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Я никогда не видел Посланника Аллаха ﷺ столь стремящимся поститься, как в день Ашура, и в месяц Рамадан» (Аль-Бухари). Более предпочтительным является держать пост 9-го и 10-го дня Мухаррама или 10-го и 11-го дня месяца.

بسم الله الرحمن الرحيم
الحمد لله رب العالمين والصلاة و السلام علي رسولنا محمد و علي اله و صحبه اجمعين

Хвала Всевышнему Аллаху наступил у нас новый год по хиджре и первый месяц это Мухаррам. Это один из четырех месяцев, в которые запрещены кровная месть, войны и т.д. О высокочтимоcти месяца Мухаррам много говорится в Коране и Сунне. Поэтому каждый мусульманин должен стараться провести этот месяц в служении Всевышнему Аллаhу.
По поводу причины названия месяца аль-Мухаррам (что в переводе с арабского означает «запретный») существует ряд мнений:
1. Месяц назван «аль-Мухаррам» по той причине, что считалось запретным вести вооруженные военные действия в его дни, за исключением обороны от нападения врагов. Это наиболее предпочтительное и правильное мнение.
2. По причине того, что в этот месяц рай стал запретным для Иблиса (сатаны).
3. По причине того, что запрет на совершение грехов в этот месяц становится строже, подобно другим запретным месяцам.

Таким образом, кроме того, что аль-Мухаррам – это первый месяц в году, он также является одним из запретных месяцев, имеющих ряд достоинств, на которые указывают аяты Священного Корана и Пречистая Сунна.

Всевышний Аллах сказал: «Воистину, число месяцев у Аллаха двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе»

В этом священном месяце есть особый день называют его “Ашура" ("ашура, от слова “"ашара”, что означает десять)

В этот день произошло много событий, некоторые из них были радостными а некоторые печальными.

В этот день Пророк Адам, мир Ему, покаялся в своем малом грехе и Аллаh простил Его. Грех Адама, мир Ему, заключался в том, что Он ел запретный плод с особого райского дерева. Это не было большим грехом, и эта ошибка не была малым грехом, указывающим на подлость совершившего его, и тем более это не является неверием.

В этот же день Аллаh спас от всемирного потопа Пророка Нуха (Ноя), мир Ему, и верующих, которые были с Ним на корабле. Их корабль-ковчег по Воле Всевышнего почти после 150 дневного плавания остановился на горе Аль-Джудий, которая находится на территории современного Ирака.

В этот же день произошла битва «Зат ар-рика‘».
10 числа месяца Мухаррам 4 года hиджры должно было произойти сражение «Зат ар-рика‘», но его не было, потому что сердца неверных дрогнули, преисполнились страхом и они убежали с поля боя, бросая имущество и близких. Аллаh Всевышний оградил Своего Пророка и Его последователей от зла и вреда неверующих.

Также в этот день угнетателями был убит имам Хусейн сын ‘Али внук Пророка Мухаммада, мир Ему.
10 числа месяца Мухаррам 61 года hиджры произошло печальное событие. Убили внука Пророка Мухаммада, мир Ему, сына Его дочери Фатимы Аз-Заһра – Абу ‘Абдуллаhа Хусейна, да благословит их Аллаh. Он был убит угнетателями.
Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал о Хусейне и его брате Хасане следующее:

”الْحَسَنُ وَالْحُسَيْنُ سَيِّدَا شَبَابِ أَهْلِ الْجَنَّةِ“

Это означает: «Хасан и Хусейн – господа юношей Рая».
Также Он сказал:

”هَذَانِ ابْنَايَ فَمَنْ أَحَبَّهُمَا فَقَدْ أَحَبَّنِي“

Это означает: «Это Мои дети (внуки), кто их любит, тот и Меня любит».

От Ибн ‘Аббаса по достоверной цепочке передается следующее: «Когда Посланник Аллаhа, мир Ему, вошел в город Медину и узнал, что некоторые не мусульмане постятся в день ‘Ашура. Их спросили, почему они это делают. На что они ответили, что в этот день Бог дал Пророку Мусе, мир Ему, и Его последователям победу над фараоном, то именно поэтому они в этот день постятся, возвеличивая Пророка Мусу, мир Ему. Тогда Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал:

”نَحْنُ أَوْلىَ بِمُوسَى مِنْكُمْ“ رواه مسلم

«Мы ближе к Пророку Мусе, мир Ему, чем вы». И призвал мусульман соблюдать Пост этого дня».

История спасения Мусы мир Ему и его народа.

Аллаh Всевышний послал Мусу и Его брата hаруна, мир Им, чтобы Они призывали фараона и его подданных веровать в Единого Создателя – Аллаhа и поклонятся только Ему.
Фараон был тираном, который считал себя богом и заставлял жителей Египта поклоняться себе. Когда Пророк Муса и Его брат hарун, мир Им, пришли к фараону и стали призывать его веровать в Единого Бога – Аллаhа и поклоняться только Ему, он отказался, проявляя упорство в своем неверии и начал преследовать последователей Пророка Мусы, мир Ему. Это продолжалось до тех пор пока Пророк Муса, мир Ему, не получил откровение от Аллаhа Всевышнего о том, что Пророку с Его последователями нужно покинуть Египет. Фараон, узнав об этом, снарядил конную армию в количестве 1 миллион 600 тысяч человек, чтобы уничтожить Мусу, мир Ему, и Его последователей численность, которых составляла всего 600 тысяч человек. Когда наступило утро и взошло солнце Пророк Муса, мир Ему, и Его последователи увидели приближающуюся армию фараона. Когда мусульмане увидели мощное и многочисленное войско, то сказали, что эта армия уже догоняет их и вот-вот уничтожит людей. Но Пророк Муса, мир Ему, выступил, обращаясь к своим последователям, подбадривая их, чтобы они не боялись и не беспокоились.
Подойдя к морю, они увидели, что оно штормит и в этот момент Аллаh повелел Пророку Мусе, мир Ему, ударить посохом по воде. После этого удара в этом месте море, по Воле Всевышнего, разделилось на 12 проходов. Это было подобно большим горам, между которыми были сухие дороги. Пророк Муса, мир Ему, со своими последователями пересекли море оказавшись на противоположном берегу. Фараон подошел к морю и увидел в нем проходы. С высокомерием и заносчивостью он крикнул своей армии: «Будем следовать за ними и догоним их!». Когда войска фараона вошли в проходы, образовавшиеся в море, и прошли полпути до другого берега, Аллаh Всемогущий повелел морю принять прежний вид. Тогда море сомкнулось над головами фараона и его войска, полностью накрыв их. Это было наказание им за то, что они были неверующими и угнетателями. Некоторые из сторонников фараона не верили, что он умер, но Аллаh показал им мертвое, распухшее от воды тело фараона, выброшенное на берег.
Преимущества соблюдения поста в день ‘Ашура

Пророк Мухаммад, мир Ему, призывал Своих последователей соблюдать Пост в день ‘Ашура – это сунна нашего Пророка Мухаммада, мир Ему, который, ответил на вопрос об этом дне:

”يُكَفِّرُ السَّنَةَ الْمَاضِيَةَ“ رواه مسلم.

Это означает: «Кто соблюдает в этот день Пост искренне ради Аллаhа Всевышнего, то прощаются его грехи прошлого года». Этот Хадис передал имам Муслим.

Так же сообщается, что Абу Катада (да будет доволен им Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто постится три дня в каждом месяце и в течение Рамадана, тот словно постоянно бывает в посте. За пост в день Арафата я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года и будущего, а за пост в день Ашура я надеюсь, что Аллах сотрёт грехи предыдущего года».

Соблюдать Пост в день ‘Ашура не является фардом (обязанностью). Об этом сказали исламские ученые, обосновывая это заключение изречением Пророка Мухаммада, мир Ему: «Аллаh Всевышний не обязывал вас соблюдать Пост в день ‘Ашура, кто хочет – пусть соблюдает, а кто не хочет – пусть не соблюдает».
Этот Хадис передали имамы Аль-Бухарий и Муслим.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучший пост после Рамадана – это пост в месяце Аллаха аль-Мухаррам» В этом хадисе аль-Мухаррам назван «месяцем Аллаха», и это указывает на его достоинство.

Также является Сунной соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам. Это следует со слов Пророка Мухаммада, мир Ему:

”لَئِنْ بَقِيتُ إِلَىَ قَابِلٍ لأَصُومَنَّ التَّاسِعَ“ رواه مسلم

Это означает: «Если Аллаh даст мне дожить до следующего года, то я буду соблюдать Пост 9 числа месяца Мухаррам». Это изречение передал имам Муслим.
Но Посланник Аллаhа, мир Ему, умер до наступления следующего года. Некоторые исламские ученые говорили, что мудрость соблюдения Поста девятого и десятого числа месяца Мухаррам заключается в том, чтобы отличаться от иудеев, которые постятся только десятого числа месяца Мухаррам.
Намаз, рекомендованный для выполнения в День Ашура

1. Кто выполнит 4 ракаата намаза, читая в каждом из ракаатов Суру Аль-Фатиха 1 раз и Суру Аль-Ихлас 50 раз (т.е. всего в намазе надо прочесть 4 раза Аль-Фатиху и 200 (двести) раз Аль-Ихлас), то, инша-Аллах, Аллах простит такому человеку грехи за 50 лет и создаст для него в Раю дворцы из Нура.
В соответствии с другим источником, рекомендуется след. намаз
2. Прочесть намаз, состоящий из 4 ракаатов. При этом читать по 2 ракаата отдельно, в каждом из ракаатов рекомендуется читать следующие Суры: Аль-Фатиха – 1 раз, Зульзиля – 1 раз, Аль-Кафирун – 1 раз, Аль-Ихлас – 1 раз.
А по окончанию всех 4 ракаатов (после намаза) прочитать салават* – 70 раз.

Кто проведет ночь, предшествующую Дню Ашура в ибадате, а утро Дня Ашуры встретит в состоянии поста (уразы), тот будет сохранен от ужаса предсмертных агоний, инша-Аллах.

Кто будет щедр с людьми, находящимися от него в материальной зависимости (семья и т.д.), то, инша-Аллах, Аллах будет проявлять свою щедрость к такому человеку в течение целого года.

Мухаррам - месяц покаяния и богослужения, так что не упускайте шанс получить прощение грехов и многократное воздаяние за добродеяния. Аминь!

Сегодня, 21 сентября, начинается новый 1439 год по хиджре. Первый месяц мусульманского лунного календаря называется мухаррам, что буквально переводится как «запретный» (от слова «харам»). Мухаррам был одним из четырех запретных месяцев, в которые нельзя было начинать войны.

Самый знаменательный день этого месяца – это 10-ый день месяца, день Ашура, в который мусульмане по традиции держат пост. Также в этот день считается желательным проявлять щедрость к своей семье и принимать гостей.

Однако с этим месяцем связаны некоторые ложные практики. У арабов бытовали предрассудки, согласно которым этот месяц считался несчастливым для брака (и некоторых других дел). Мусульмане-шииты устраивают в день Ашура траурные церемонии – во время которых особо рьяные фанатики наносят себе увечья — в память о трагической гибели в этот день внука Пророка (мир ему и благословение) имама Хусейна и его сторонников (да будет доволен ими Аллах) в местечке Кербела. Следует помнить, что подобные вещи не поощряются нашей религией и не соответствуют шариату.

Более подробно об этом месяце и его особенностях рассказано далее.

Как называется первый месяц исламского календаря, и что это слово означает?

Мухаррам – это первый месяц мусульманского лунного года, слово «мухаррам» буквально означает «запретный». Даже в доисламскую эпоху этот месяц считался священным, во время которого было запретно начинать войны и проливать кровь.

О каких четырех священных месяцах говорится в Коране и хадисах?

В Коране сказано:

«Поистине, число месяцев у Аллаха – двенадцать (лунных) месяцев (и это было записано) в писании Аллаха [в Хранимой Скрижали] в тот день, (когда) Он сотворил небеса и землю. Из них – четыре запретных (месяца) (в которые Аллах запретил воевать)» (9, 36).

В число этих четырех месяцев, в соответствии с подлинными хадисами, входят: Зуль-када, Зуль-хиджжа, Мухаррам и Раджаб. Святость этих месяцев соблюдалась в шариатах предыдущих пророков.

Какой день в месяце Мухаррам – самый значимый?

10-ый день месяца Мухаррам, который называется днем Ашура.

Какие особенные действия совершал в этот день наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха)?

Он (мир ему и благословение Аллаха) держал пост в этот день. Госпожа Аиша (да будет доволен ей Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) прибыл в Медину, он держал пост в этот день и предписал своим сподвижникам поступать так же.

Какая другая община соблюдала пост в 10-ый день месяца Мухаррам во время жизни Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и почему?

Ибн Аббас (да будет доволен им Аллах) передает, что, когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вошел в Медину и обнаружил, что иудеи в этот день держат пост, он спросил их: «Что это за день, в который вы держите пост?» Они ответили: «Это день, когда Аллах спас пророка Мусу (мир ему) и его общину, и потопил фараона и его армию. Муса (мир ему) постился в знак благодарности Аллаху – поэтому мы также постимся в этот день». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал тогда: «Мы более достойны следовать за Мусой (мир ему), чем вы, и мы ближе к нему, чем вы». После этого он держал пост в этот день и велел сахабам поступать так же (Муслим, Абу Дауд).

Святость и значимость дня Ашура имеют какое-то отношение к мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах), внука Пророка (мир ему и благословение Аллаха)?

Многие люди ошибочно считают 10-ый день месяца Мухаррам днем траура в память о мученической смерти Хусейна (да будет доволен им Аллах). Нет сомнения, мученическая смерть имама Хусейна (да будет доволен им Аллах) является одним из самых трагических эпизодов нашей истории. Тем не менее, святость дня Ашура не может быть отнесена к этому событию по той простой причине, что святость этого дня была предписана Пророком (мир ему и благословение Аллаха) намного раньше, чем произошло рождение Хусейна (да будет доволен им Аллах). Наоборот, одним из достоинств господина Хусейна (мир ему и благословение Аллаха) является то, что он принял мученическую смерть в день Ашура. Святость дня Ашура также установлена из шариата предыдущих пророков.

Допустимо ли сооружать в день Ашура т.н. «тазия» (деревянные помосты, представляющие собой мавзолеи мучеников Кербелы) для парадов на улицах (как это делают шииты)?

Нет, такие вещи запретны. Имран ибн Хасан (да будет доволен им Аллах), как передается в сборнике хадисов Ибн Маджа, сообщает, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) однажды увидел, что люди сняли верхнюю одежду и надели (особые) рубашки в знак траура. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) был очень недоволен этим, заявив, что это обычай времен невежества, который следует отменить. Из этого хадиса следует, что запрещено выражать траур путем особых церемоний, ношения особой одежды и иным образом.

Допустимо ли заключать браки в месяце Мухаррам?

Это еще одно заблуждение о месяце Мухаррам, что это месяц зла и несчастий вследствие трагического инцидента с имамом Хусейном. Вследствие этого заблуждения люди избегают вступать в браки в это время. Такое суеверие противоречит учению Корана и Сунны, где говорится, что приход Ислама упразднил все понятия о несчастных месяцах и днях. Если считать, что смерть какого-то известного человека делает несчастным этот день на все будущие времена, то вряд ли какой-то день в году будет свободным от такого невезения, поскольку каждый день кто-то из людей умирает, в том числе значительные и праведные люди. Подобные суеверия следует забыть, как не заслуживающие нашего внимания.

Это также ошибочная практика – плакать и совершать разные траурные церемонии в память мученической гибели имама Хусейна (да будет доволен им Аллах). Событие в Кербеле является одним из самых трагических событий нашей истории, но Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам проведение траурных церемоний по случаю смерти любого человека. Люди во время джахилийи (невежества) имели обыкновение оплакивать своих умерших родственников или друзей, громко причитая по ним, разрывая свою одежду и царапая свои щеки и грудь. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил мусульманам делать все это, повелев им соблюдать терпение в несчастьях, говоря: «Инна лиЛЛяхи ва инна илейхи раджиун». По этому поводу имеется множество подлинных хадисов. В одном из них сказано: «Не из нашей общины тот, кто бьет себя по щекам, рвет свою одежду и кричит, уподобляясь людям джахилийи». Все ученые единодушны во мнении, что такое выражение скорби запретно. Сам имам Хусейн (да будет доволен им Аллах) незадолго до своей кончины советовал своей любимой сестре Зайнаб (да будет доволен ей Аллах) не оплакивать его смерть подобным образом. Он сказал ей: «Моя дорогая сестра, если я умру, ты не должна рвать одежду, царапать лицо, проклинать кого-то или желать своей смерти». То есть, сам праведный человек, в память которого проводятся подобные церемонии, осуждал такие действие. Каждый мусульманин должен избегать этой практики и соблюдать заповеди Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его любимого внука имама Хусейна (мир ему и благословение Аллаха).

Что считается желательным и дозволенным совершать в день Ашура (10-ого числа месяца Мухаррам)?

1. Считается мустахаб (желательным) поститься в этот день.

2. Также допустимо (мубах) более щедро (чем в иные дни) тратить на нужды своей семьи в соответствии со своими возможностями.

Загрузка...
Top