Ребенок ворует крупные деньги что делать. Советы психолога: ребенок ворует и врет

Деньги являются неотъемлемой частью жизни современного человека. Они уходят на оплату коммунальных услуг, развлечений, удовольствий, еды и много другого, то есть являются нашими постоянными спутниками. Это привело к тому, что у детей еще в раннем возрасте начинает формироваться ошибочное мнение - удовольствие и другие радости можно достичь только с их помощью. На них мама может ему приобрести игрушку, шоколадку и мороженное, сводить в парк, цирк и прочие развлечения. Чтобы заработать деньги, родителям приходится трудиться изо дня в день, затрачивать много сил, а ребенка оставлять на попечение бабушке или отводить в детский садик. Малыш вполне осознает, что денежные средства играют важную роль и дарят радость.

В норме ребенок осознает, что деньги нужны для покупки вкусных и полезных продуктов, одежды, игрушек

Почему дети воруют? Однозначный ответ дать невозможно. Воровство среди детей – довольно распространенная проблема, с которой многим приходилось иметь дело. Практически каждый из нас хотя бы раз в жизни брал что-то чужое, однако это не повод думать, что из ребенка вырастет вор и мошенник. Насторожиться необходимо только в том случае, если после разоблачения и проведенной беседы малыш все равно не перестал заниматься воровством.

Если вы почувствовали, что не справляетесь с возникшей ситуацией и не можете отучить малыша воровать, не затягивайте обращение за помощью к психологу. Он поможет выявить причины проблемы и подскажет методы решения.

Данная статья поможет выяснить причины воровства денег у родителей их родными и приемными детьми, а также подскажет, как найти выход из сложившейся ситуации.

Воровство у детей младшего возраста

Дети в возрасте 3-х лет уже достаточно хорошо понимают значение слов «мое» и «чужое», поэтому если ваш кроха взял чужую вещь или деньги, не думайте, что он не осознает, что они ему не принадлежат. Он все прекрасно понимает. С другой стороны, дети младшего возраста пока еще не способны оценить свой поступок, то есть они не осознают, что поступили в данном случае нехорошо. Они просто берут, что им хочется. Дети младшего возраста не могут представить себя на месте того, у кого они что-то позаимствовали. Они действуют согласно правилу: «Я захотел и взял».


В младшем возрасте ребенок просто берет то, что ему хочется, но при этом не очень задумывается о наказании или чувствах других людей

Что делать родителям дошкольника?

  1. Не ругайте его. Ни в коем случае нельзя называть малыша вором, а совершенный поступок воровством. Необходимо с ребенком спокойно побеседовать. Если он взял игрушку у другого малыша, объясните ему, что тому ребенку очень плохо без этой игрушки, он не может заснуть. Что же нам сделать, чтобы ее вернуть назад? Придумайте, каким образом вы это сможете сделать.
  2. Если кроха взял без спроса у вас деньги, не ругайте его. Выведайте у него, почему он так поступил и куда хотел их потратить? Скажите, что можете купить что-то вместе. Если окажется, что малыш собирался приобрести что-то не для себя – это хороший признак. Объясните ему, что лучший подарок – это подарок, который сделан своими руками. Пусть он поймет, что радость далеко не всегда можно доставить с помощью денег. Внушайте ему это, пока он еще маленький - в будущем малыш не станет повторять таких ошибок.
  3. По возможности уделяйте ребенку как можно больше времени. Пусть он ощущает вашу любовь и заботу. Не нужно «подкупать» малыша, ни в чем ему не отказывать и покупать все, что он только пожелает. Такое проявление не доказывает вашу любовь и дети это прекрасно ощущают. Стараясь заменить заботу и внимание дорогими подарками, вы тем самым подталкиваете ребенка совершать неправильные поступки в будущем.
  4. Бывают ситуации, когда кроха упорно врет, что он взял что-то чужое (рекомендуем прочитать: ). Сначала убедитесь, что это действительно совершил он. Если этот факт подтвердится, то ваша главная проблема в данном случае -не воровство, а ложь. Попробуйте объяснить малышу, что лгать нехорошо. Важно, чтобы он увидел ваше огорчение, но ругать его не стоит. Дети хорошо чувствуют, в каком настроении пребывает их мама. Важно не упустить момент и вовремя начать приучать детей быть честными, тогда проблема воровства в будущем вас не коснется.

Если ребенок соврал, нотации могут только усугубить положение - лучше просто показать ему, что родители расстроены

Ребенок-школьник ворует деньги у родителей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Во время посещения детского сада дети набираются знаний о социальном порядке и характерных взаимоотношениях между членами семьи – это время, когда в семье царит близость. Когда ребенок достигает возраста 6-8 лет, он приобретает чувство некой независимости от семьи и проявляет повышенную ответственность за самого себя.

Общие причины воровства

К частым причинам относят:

  1. Малыш не имеет друзей - чтобы заслужить внимание сверстников, он покупает сладости и небольшие подарки. В таком случае необходимо с ребенком провести беседу о дружбе. Дайте ему понять, что дружба должна быть бескорыстной. Пусть он почувствует, что самый верный и настоящий друг для него – это вы. Можете устроить небольшой праздник, пригласив домой его одноклассников. Ребенок будет увереннее в себе, так как родители будут находиться рядом.
  2. У ребенка было желание приобрести некую вещь, которую родители отказались ему купить. Малыш просто осуществил свое желание другим способом. В таком случае советуют не исполнять все капризы ребенка. Однако если малыш очень сильно чего-то желает и вы можете себе это позволить – уступите ему. Не обязательно покупать ему, что он желает. Можете предложить ему другие способы достижения цели - например, помочь что-то сделать маме или получить хорошие отметки в школе. Объясните малышу, что он может сам заслужить эту награду.
  3. Родители не дают ребенку деньги на карманные расходы. Малыш видит, как его сверстники получают от родителей некоторую сумму и ему тоже хочется их иметь. В принципе, если у ребенка будут карманные деньги, это позволит ему с детства научиться с ними обращаться. Такое доверие способствует развитию ответственности, рациональности и самостоятельности. Когда вы имеете свои собственные деньги, возникает желание сэкономить, накопить, что оказывает положительное влияние на экономическое воспитание. По совету психологов, все же лучше дать ребенку немного финансов, причем их количество не имеет значения. Главное, малыш будет знать, что ему доверяют и у него есть свой капитал.
  4. Ребенок подвергается шантажу или вымоганию денег. Это не лучшая ситуация, с которой не связаны личные качества малыша. Часто старшие сверстника угрожают и вымогают деньги у более слабых малышей. Напуганный ребенок выходит из ситуации, украв деньги у родителей. В таком случае не пытайтесь наказать ребенка, ведь он жертва, а не преступник.

Кризис 7 лет

Когда малыши достигают школьного возраста, их отношения со сверстниками приобретают наиболее значимый характер, они проявляют наибольший интерес к общению с другими детьми, появляется желание показать себя и посоревноваться. Кроме того, у детей возникает чувство собственности, проявляется интерес к свои вещам и коллекциям, комнатам и домашним делам.

Ребенок 7 лет, который нередко прибегает к краже вещей, пользуется чуть меньшей популярностью, чем его сверстники, а желание воровать может появляться из-за стремления заполнить эмоциональную пустоту. Возможно, воровство является ответной реакцией на ощущение обделенности или ребенок просто выбрал такой метод для получения чего-либо, что ему захотелось очень заполучить, а других возможностей этого добиться он не нашел. Иногда воровство становится последствием гнева или враждебности. Детские психиатры считают, что детям, крадущим какие-то вещи, присуще чувство лишения, зависти и сильная обида.


В школьном возрасте ребенок уже отдает себе отчет в содеянном, но свои собственные потребности и желания часто перевешивают

Кризис 13 лет

Следующий этап воровства начинается, когда ребенку исполняется 13 лет. Это возраст, когда малыш подвержен многим физическим, психологическим и социальным изменениям. На фоне этого, чтобы покрасоваться перед друзьями, ребенок снова может взяться за воровство. Давление со стороны сверстников может стать очередной причиной к совершению детьми таких поступков. Больше всего это может спровоцировать подзадоривание. Случается, что ребенок довольно часто прибегает к воровству из-за многих других поведенческих и эмоциональных проблем. В таком случае ребенка необходимо обязательно показать специалисту. Что же делать, когда ребенок воровать стал и как с этим бороться?

Как отучить ребенка воровать?

Ранее мы уже говорили о способах взаимодействия с ребенок в ситуации воровства, добавим еще несколько важных положений:

  1. Никогда не называйте ребенка вором. Это не принесет никакой пользы и только усугубит положение. Некоторые родители пугают ребенка полицией и судом, бьют по рукам. Говорят, что он может попасть в тюрьму. Родителям кажется, что они выбрали правильный путь воспитания, однако так поступать нельзя. Такие разговоры могут привести к тому, что у ребенка разовьется чувство собственной неполноценности, вины и возникнет заниженная самооценка. Помните, что преступления чаще всего и совершаются людьми с подобными проблемами. Не доводите малыша до такого.
  2. Проведите с ребенком беседу в спокойной обстановке, постарайтесь выведать причину, которая подталкивает его к воровству. Попытайтесь узнать, что за факторы им движут. Столкнуться с данной проблемой ребенок может по разным причинам.

Выбор остается за вами

Необходимо помнить, что выбор правильной стратегии всегда остается только за вами. Как правило, каждый конкретный случай уникален. Не следует ждать возникновения проблемы, лучше всего предупредить ее заранее.

Если ребенок берет деньги из вашего кошелька без разрешения, это, безусловно, очень серьезная ситуация. Как правильно относиться к ней, наказывать или нет «воришку», если да, то, как именно, чтобы он осознал свой поступок, рассказывают детские психологи нашего центра.

Воровство ли это?

О значении денег в нашей жизни дети узнают рано, ведь в магазине они видят, как мама или папа расплачиваются за покупки. Они понимают, что в обмен на бумажки и монетки можно получить вкусняшку или игрушку. Желание ребенка иметь свои деньги, чтобы совершить этот обмен самостоятельно, вполне понятно, особенно, когда он хочет какую-то вещь, а родители отказывают со словами: «Сейчас денег нет». Чем старше ребенок, тем сильнее он хочет иметь свой кошелек.

В каком возрасте можно говорить о воровстве? Прежде всего, воровство – это сознательный поступок, состоящий из мотива, плана и действия. Для дошкольника – это слишком сложно, каким бы хулиганистым и смышленым он ни был. Если ребенок в возрасте 4-6 лет и залез в родительский кошелек, то только из-за неправильной модели поведения. Он не осознает до конца, что поступает плохо, но это не значит, что Вы должны успокоить себя: «само пройдет». Такое поведение необходимо сразу же искоренять.

Младшие школьники прекрасно понимают, что воровать деньги нехорошо, поэтому с провинившимся ребенком следует провести беседу, выяснить причины его поступка, узнать только ли у родителей он брал деньги или у других взрослых тоже. Дети в этом возрасте очень чувствительны, поэтому от того, насколько вы правильно отреагируете, зависит дальнейшее поведение ребенка.

Если деньги ворует подросток, то к этому следует отнестись как можно серьезнее. Он знает, что может попросить денег у вас или заработать самому, и если решился их украсть, значит ситуация выходит из-под вашего контроля. Нужно принимать решительные меры.

Почему дети воруют деньги?

У детей разного возраста есть свои причины для воровства из маминого кошелька. Например, малыши искренне считают, что весь мир принадлежит только им, и слабо представляют, что такое «чужое». Психологи советуют с малолетства учить детей понятиям «мое»-«чужое», отделять свои вещи от чужих, сначала спрашивать разрешения у владельца, и только потом брать какую-то личную вещь. Здесь важно быть последовательными. Если вы берете игрушку или книжку ребенка, не забудьте сами спросить у него, можете ли вы это сделать. Нарушая данное правило, которое сами и установили, вы негласно разрешаете малышу брать чужое без спроса.

Существуют и другие причины «воровства» среди дошкольников:

  • Желание иметь что-то, что уже есть у других сверстников, например, модную игрушку. Что делать? Объясните, что иметь то же самое, что и у других, вовсе необязательно, чтобы его уважали и дружили с ним. Покупать игрушку не стоит, лучше предложите взамен что-то более интересное и полезное, например, всей семьей сходите в зоопарк, на пикник или на мастер-класс.
  • Ребенок старается привлечь ваше внимание или считает, что с ним поступили несправедливо. Вспомните, может, недавно Вы куда-то поехали, а его оставили скучать дома? А может Вы в последнее время стали задерживаться на работе, и малышом занимается бабушка или няня? Решение здесь простое: обстоятельная беседа и совместный досуг.
  • Из разговоров взрослых малыш понимает, что большие деньги дают свободу и возможности. Вполне естественно, что он, желая обладать собственными деньгами, начинает воровать или требовать их за помощь по дому или хорошее поведение. Совет психолога: следите за тем, что обсуждаете в присутствии ребенка, сдвигайте шкалу ценностей ребенка в сторону нематериальных благ, учите совершать добрые поступки за простое «спасибо».

В некоторых случаях дошкольники тайно берут деньги у родителей в знак протеста против большого количества навязанных им правил поведения, которые они кажутся нелогичными. Деньги для них – это символ свободы, независимости. Подумайте, может быть, действительно вы создали слишком жесткую систему запретов и сами не всегда играете по своим же правилам. Обсудите ситуацию с ребенком.

Почему воруют младшие школьники и подростки? Часть причин мы уже разобрали. Это желание иметь такие же вещи, что и у одноклассников, бунт против строгих запретов и стремление обрести финансовую независимость. Детские психологи выделяют еще несколько причин воровства.

  • Ребенок хочет сделать подарок близкому человеку. Замечтавшись, как все удивятся, он не думает, что совершает плохой поступок. Что делать? Объясните ему, что он может попросить у вас денег на подарок или сделать его своими руками. В преддверии праздника спросите ребенка, что он хочет подарить друзьям и родным, выделите небольшую сумму и возьмите с собой на шоппинг.
  • Школьник жаждет отмщения. Например, кто-то из ребят его обидел. Взять в отместку какую-то дорогую вещь или деньги кажется ему вполне логичным. В этом случае стоит показать ребенку другой путь решения конфликта.
  • Родители забрали себе деньги, которые подарили ребенку на праздник. В этом случае он чувствует себя правым, поскольку считает, что забирает свое. Если в семье сложная финансовая ситуация, во-первых, спросите разрешения у ребенка (это же его подарок!) и объясните, куда вы собираетесь их потратить, во-вторых предложите вместе сходить в магазин и купить необходимые вещи.
  • Он хочет выделиться, показать себя взрослым, независимым, имеющим возможность самому распоряжаться деньгами.
  • Родители не дают ему карманных денег, тогда как сверстники давно имеют собственные финансы и свободно ими пользуются.

В последних двух случаях обсудите с ребенком его траты, вряд ли это будет непосильная для семейного бюджета сумма. Договоритесь, что он будет получать ее раз в месяц, допустим, первого числа, и тратить по своему усмотрению.

Как правильно реагировать?

Ни в коем случае не кричите, не бейте ремнем и не называйте будущим уголовником. Это ничего не даст. Напротив, в спокойной обстановке поговорите с ребенком и выясните, почему он так поступил. Это очень важно. Одно дело – из благих намерений или по незнанию, другое дело – если поступок был совершен с умыслом и не в первый раз.

  • Уберите деньги из свободного доступа. Держите их на карточке, снимайте небольшое количество наличных. Если ребенок знает пин-код, смените его, благо, сейчас это не проблема.
  • Накажите ребенка, но не ремнем, а делом. Он должен отработать деньги, которые взял. Предложите на выбор: либо это домашние дела, которые обычно не входят в его обязанности, либо он устраивается на любую поденную подработку для подростков. Только заработанные самостоятельно деньги будут иметь настоящую цену.
  • Обязательно узнайте, с кем общается ваш ребенок. Вполне вероятно, он попал в плохую компанию. В этом случае отвлеките его: запишите в спортивную секцию, найдите время на совместную поездку, о которой он давно мечтал, уделите ему больше внимания.
  • Ни в коем случае не признавайтесь, если в детстве у вас тоже были подобные «проблемы с законом». Это лишняя информация.

Раз ребенок берет из вашего кошелька деньги, значит, они ему нужны. Некоторые родители считают, что нельзя давать деньги просто так, что подросток должен их заработать, чтобы понимать их ценность. Другие полагают, что достаточно выдавать ему определенную сумму на месяц, чтобы он научился правильно их тратить: спустил все на фаст фуд – в школу ходит пешком, а не ездит на маршрутке. Правы и те, и те.

Воровство можно предотвратить. С ранних лет приучайте ребенка к тому, что деньги трудно зарабатываются, что их следует тратить с умом, а если они нужны, то малыш всегда может попросить их у вас. В 3-4 года ему можно подарить кошелек и регулярно выделять немного денег. Тогда обладание ими будет для него естественным, постепенно он научится ими управлять.

Если ни беседа, ни наказание не помогли, ребенок продолжает воровать деньги, обязательно придите на очную консультацию к детскому психологу. Вашему ребенку нужна помощь специалиста!

Тема воровства актуальна во многих семьях. Воруют даже самые воспитанные дети. Эта проблема мало изучена, факт кражи может быть выявлен и в благополучной семье.

Чувства родителей: шок, неловкость и стыд - это первая реакция. Часто проблему замалчивают, скрывают. Ребёнка упрекают, пророчат криминальное будущее или вовсе подвергают физическим наказаниям. На самом деле в большинстве случаев не все так страшно. Именно от реакции старших членов семьи напрямую зависит, повторится поступок или нет, закрепится ли он в сознании маленького человека.

В три года малыш начинает отделять своё "я" от родителей. Развивается самосознание, понимание "мое - чужое".

Возраст является доказательством того, что он понимает плохой поступок. Хотя бывают случаи, когда в пять лет кроха отдаёт отчет своим действиям, а в семь не осознаёт, что присвоил чужое. Все индивидуально, требует пристального внимания и квалифицированной помощи.


Взял без спроса вещь: причины

Асоциальное поведение часто встречается у без ответственных, слабовольных детей, которым не привили ценности, не объяснили разницу между своим и чужим. Не забывайте, первые учителя - родители, и только после - общество.

Если отпрыск попал в плохую компанию, чтобы доказать свой авторитет, он способен на многое. Если дома до его увлечений и проблем нет дела и он отвергнут, ребенок идёт искать утешения на улице.


Разбираемся в мотивах, если ребенок ворует и в школе, и дома

  • Угрызения совести велики, но желание обладать чужим гораздо сильнее.
  • Неудовлетворенность - психологическая и/или материальная. (Возможно, его представления о необходимом отличаются от ваших).
  • Недостаточные представления о нравственности и силе воли.

На противоправный поступок способен человек любого возраста. Если он хочет чего-то очень сильно, может уступить, оправдывая собственную слабость, придумывая разные отговорки. Такие кражи имеют единичный характер и остаются без последствий. Виновник мучается угрызениями совести, скрывает даже от родных, трофей не использует - выкидывает или прячет.


  • Если доброжелательные и откровенные малыши внезапно что-то крадут, им особенно необходима помощь. С помощью беседы родители должны исключить материальную выгоду и месть. Обычный сценарий: ребенок никак не может объяснить, почему так поступил. Родные расстраиваются, что виновник обманывает. Они ждут и даже требуют покаяния. Но чем агрессивнее методы, тем толще стена, и тем дальше вы от истины. Часто проблема воровства впервые проявляется в самом раннем возрасте. Тогда провинившегося наказывают, не выяснив сути, почему так произошло. И в 13-14 лет ситуация обостряется с новой силой.

Задумайтесь о собственных отношениях, негативные перемены (развод), вражда и холод - все влияет на вашу кроху. Начните с себя, улучшайте атмосферу в доме. Мало желания изменить своего отпрыска, нужно взять в руки себя, меньше кричать и проявлять больше любви.


  • Месть. Вещи пропадают у одноклассников, к которым присутствует зависть. Такие "трофеи" прячут, никакой материальной выгоды. С помощью противоправных действий школьник повышает свою значимость в собственных глазах. Конечно, в школе он не популярен. Если вы узнали в данном пункте своё чадо - хвалите его. За все, за любой хороший поступок, хвалите безмерно, ему этого не хватает. Установите доверительные отношения. Не устанавливайте материальную оценку за достижения, никаких денег за отметки. Вашему чаду не достает эмоциональной близости и уверенности в собственных силах, а не денег.
  • Нравственное воспитание. Виновник не думает, как сильно расстраиваются другие, его не волнуют возможные последствия. Так бывает, когда маленькому человеку не объясняли, что он взял без спроса и хозяин очень расстроится. Полезно читать, а после обсуждать тематические сказки и рассказы. Особенно это эффективно в 6-7 лет.

Ни в коем случае не оставляйте его одного с поступком, не упрекайте и не лишайте любви. Пусть он знает, что все можно исправить, подайте руку помощи, научите нести ответственность, помогите реабилитироваться.


Что делать, если вор пойман?

А если не пойман, то не обвиняйте, и даже когда за руку поймали, контролируйте свою речь. Обвинениями, особенно беспочвенными, можно зародить комплекс неполноценности, иногда для этого хватает одного инцидента. Невосполнимый ущерб будет нанесен его личности. Пусть малыш знает, что может все исправить, это сохранит его уверенность в себе.

После проступка ожидается продолжение, в каждом поступке мерещится хищение, это толкает к новым преступлениям. Непонимание и неприятие домочадцами ведёт к озлоблению. И присваивание вещей уже становится не только местью, но и способом удовлетворения материальных потребностей.


Не обвиняйте своего малыша в краже, а спокойно объясните ему всю значимость проблемы

Особенности 7 лет

Помните, что дети 5-7 лет - не преступники, они не воруют осознанно - просто берут. Детка думает, что имеет право на все, до чего может дотянуться. Все в этом мире "моё", пока домочадцы не покажут границы дозволенного. Дети, которым не говорят, что правильно, не чувствуют вины, только получают облегчение от обладания желаемым.

Если вы поймали ребёнка на краже в 7 лет, решайте эту проблему с любовью, предложите ему свою помощь. Пересмотрите своё отношение, заверьте в любви. Проявленное терпения поможет быстрее справиться с проблемой.

Для вас это знак о том, что школьник чувствует себя обделенным, нелюбимым, а связь с родителями слабая. Любовь и признание - это базовая потребность каждого человека. Их недостаток повлечет за собой серьёзные проблемы с адаптацией в социуме. Желание быть популярным гораздо сильнее страха наказания. Именно в 6-7 лет мальчики и девочки становятся зависимы от отношений со сверстниками. Например, отпрыск может завоевывать расположение друзей, покупая им сладости, а деньги красть у вас. В этом случае научите его дружить, придумайте, как можно заинтересовать одноклассников.


Дружеская, доверительная домашняя атмосфера поможет быстрее справиться с проблемой

Особенности отрочества

В 8, 9 и 10 лет воровство появляется из-за недостаточно развитой силы воли. Он просто не может удержаться, хотя и присутствует стыд за поступки. В 8 лет уже есть ответственность за себя, дети становятся более независимы. Желание влиться в коллектив, быть в группе сверстников очень сильное. Им кажется, что они обделены, если у одноклассников есть что-то, чего нет у них. Тогда кражи происходят из-за необходимости быть "как все" или чтобы посоревноваться с товарищами. В этом случае ребёнок может воровать не только дома, но и в магазинах.

Советы родителям:

  • Развивайте в своём чаде самостоятельность, пусть малыш ставит себе цели и учится их достигать.
  • Дайте больше свободы, пусть сам выполняет то, что ему уже по силам.
  • Обсудите семейный бюджет. Придите к компромиссу, например, откажитесь от чего-то, чтобы накопить на нужную для ребёнка вещь.
  • Предложите ему собственный заработок. Например, разносить газеты или рекламу, пару часов помогать по дому и получать за это дополнительные деньги.


Подросток

В подростковый период воровства среди детей больше всего. Ведь именно в этот период жизни их ждёт много изменений, физических, социальных и психологических. В этом возрасте к перечисленным причинам прибавляется давление сверстников (возможно, даже принуждение).

Вообще, с подростком ситуация гораздо серьезнее, чем с малышами. Его не возможно силой оградить от "плохого" круга общения, а уговоры могут привести к противоположному результату, он просто не будет вас слушать.

Идеальный вариант - создавать круг общения в раннем детстве. Например, это могут быть дети ваших друзей, одноклассники или дети с общими интересами. Когда друзья уже есть, вы можете ненавязчиво познакомиться со всеми. Приглашайте в гости, если возможно, познакомьтесь с родителями.

Если ситуация вышла из-под контроля, случаи воровства происходят чаще, и вы замечаете другие сложности в общении с ребёнком - это повод обратиться к специалисту, к психологу.


Если ситуация с подростком начала выходить из-под контроля, следует сразу обратиться к психологу

Профилактика: что делать, чтобы предотвратить

В качестве профилактики помогут:

  • Доверительная беседа - поделитесь своими переживаниями, обсудите проблемы.
  • Направьте активность на интересы - спорт, рисование, фотография. Он встретит единомышленников на занятиях, почувствует себя счастливым, занятым и нужным.
  • Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой - это золотое правило для каждого человека. Оно научит сопереживать и задумываться о чувствах других людей.
  • В каждом возрасте должны быть обязанности, по силам, разумеется. Можно отвечать за поливку цветов или за поход в магазин. Решать вам, но постепенно он будет брать на себя все больше ответственности.



Кражам - нет!

  • Страх наказания и сочувствие к жертве многих людей удерживает от противоправных действий. Самый важный урок морали для наших детей - это семья. Именно поведение близких, собственный пример матери и отца, учит расставлять приоритеты.
  • Не давайте волю злости - этим вы лишаете своего малыша уверенности, а в будущем лишите его нормальных взаимоотношений с людьми.
  • Побои, физические наказания, да ещё с угрозами сдать в полицию - ожесточат, озлобят детей, они будут жить в полной уверенности, что порочны.
  • Разделите ответственность, покажите, что вас его поступок огорчает, но в то же время дайте понять, что не бросите в беде. Лучшее лекарство - разговор по душам, обсуждение ваших чувств.
  • Доберитесь до сути, выясните настоящие причины происходящего. За произошедшим может скрываться серьезная проблема.
  • Не приказывайте, ищите выход вместе. Конечно, украденное необходимо вернуть. Но отпрыск может рассчитывать на вашу поддержку. Отнесите вещь вместе, в крайнем случае подложите её незаметно владельцу.
  • Искушение. Не храните деньги на видных местах. Научите правильно распоряжаться собственными средствами.
  • Похвала за честность. Ребёнок принёс потерянную игрушку - поищите владельца. Расскажите, как будет рад малыш, что её вернули. Дайте понять, что именно такой реакции вы и ожидали, никакой другой быть не могло.


Врёт: как отучить

Ложь - это признак кризиса в доверии между любимой крохой и родителями. Нужно понять, какую из потребностей пытается удовлетворить крошка с помощью лжи. Это может быть развитое воображение, недостаток внимания или страх перед наказанием, страх что разлюбят родители.

Вам помогут следующие действия:

  • Разрешите внутренний конфликт, помогите исправить ситуацию. Станьте союзником, научите решать назревающие проблемы.
  • Не пытайтесь полностью контролировать ребенка. Тотальный контроль вызовет желание отстраниться, протестовать и лгать ещё больше.
  • Разделяйте явь и вымысел. Предложите вместе сочинить сказку, если у малыша бурная фантазия. Убедитесь, что он понимает разницу между реальностью и сказкой.
  • Показывайте все на собственном примере. Не давайте пустых обещаний, не обманывайте. Вы - пример для своих детей, хорошо, если он положительный.
  • Не давите на подростка, расширьте его личные границы. Выделите "кредит" доверия. Пусть он почувствует себя независимым.
  • Воровство и ложь - это разные итоги во многом схожих проблем. Часто они сопровождают друг друга. В любом случае и то, и другое является серьёзным сигналом для родителей. Не пускайте ситуацию на самотёк: вы и ваши дети имеют право быть счастливыми, самодостаточными людьми.

Возьмите за правило не наказывать за правду. Обсудить ситуацию, объясните, как нужно было поступить. Подчеркните свою безусловную любовь и готовность прийти на помощь в любой ситуации.


Советы психологов родителям, когда ребенок ворует деньги у родителей, смотрите в следующих видео.

Желание ребенка получить какую-либо вещь часто пресекается родителями строгим: «Нет денег!». И вот тогда в детской голове созревает план о том, как завладеть полюбившейся вещью любыми способами. Из дома начинают пропадать купюры или монеты, а в доме появляться вещи, которые не были куплены или подарены родителями. Что же делать, если ребенок ворует? Неужели в этом случае он обязательно пойдет в будущем по скользкой дорожке? Нет, совсем не обязательно! Специалисты утверждают, что более 80% взрослых в детстве хоть раз взяли что-нибудь чужое. И далеко не каждый из них сделал воровство своим «призванием».

Основные причины детского воровства

  • Неудовлетворенность психологического характера. Если причина именно в этом, то ребенок начинает воровать не только у родителей, но и у одноклассников, близких людей. Такое поведение характерно младшим школьникам и подросткам. Обычно в семьях таких детей царит напряженная атмосфера, которая выражается в эмоциональном холоде членов семьи друг к другу. Иногда причиной воровства является насилие над ребенком в семье или в коллективе. Маленький человек, воруя, вымещает таким образом свою обиду и злость, а не воспринимает присваивание чужого, как способ обогащения.
  • Низкая самооценка и слабо развитые навыки общения. Ребенок не знает, как правильно общаться с другими, не умеет знакомиться с детьми, сильно застенчив и закрыт. При помощи воровства он хочет повысить собственное самоуважение, получить признание коллектива.
  • Неуемное желание завладеть понравившейся вещью. Ребенок, возможно, отдает себе отчет, что делает неправильно, воруя чужую вещь, но желание обладать ею настолько велико, что приглушает голос разума. Иногда такие «преступления» не бывают раскрыты, ведь ребенок тщательно планирует эту акцию до самых мельчайших подробностей, «заметая следы». Взрослым приходится только догадываться, куда делся игрушечный робот соседского мальчика Пети.
  • Привлечение внимания к своей персоне. Очень часто можно услышать истории о детях из богатых семей, которые уличены в воровстве из магазина. Казалось бы, этот ребенок имеет все, так почему же его привлекают подобные авантюры? Все очень просто - он хочет привлечь к себе внимание родителей или других значимых в его жизни людей. Взрослые, слишком сосредоточенные на зарабатывании денег, часто «откупаются» от своих детей подарками и деньгами. Они забывают, что детям в первую очередь необходима любовь и внимание.
  • Малообеспеченная семья. Воровство может быть вызвано недостатком материальных благ в семье. Ребенок видит, что у других детей есть вещи и карманные деньги, которых нет у него. Воруя их, он «восстанавливает справедливость» в своем мире.
  • Родительский пример. В некоторых случаях ребенок перенимает поведение родителей, которые не считают мелкое воровство на работе или в магазине преступлением. Они приносят с работы разные вещи, хвастаются своим друзьям, как смогли незаметно вынести бутылку пива из магазина, не расплатившись. Такие действия являются ярким примером воровского поведения, которые впоследствии копирует их чадо.

Психологи считают, что воровать не будет тот ребенок, который растет в атмосфере эмоционального благополучия, которому привили правильные нравственные принципы. Такие дети умеют контролировать свои желания и никогда не возьмут чужую вещь, как бы им этого ни хотелось. В некоторых случаях причиной воровства может стать общение с плохой компанией. Ребенок ворует, чтобы повысить авторитет и стать своим среди проблемных сверстников. Задача родителей ненавязчиво отстранить свое чадо от общения с такими детьми.

Что делать родителям, если они уличили своего ребенка в воровстве

В первую очередь необходимо докопаться до первопричины такого поступка. Если ребенок ворует, желая кому-то отмстить, то родители должны мягко, но уверенно убедить его в деструктивности подобного поведения. Психологи советуют проиграть конфликт до мелочей. Не нужно обзывать маленького человека воришкой и реагировать слишком бурно на подобные поступки, чтобы не усугублять проблему. Ее позитивное решение во многом зависит от терпения и сдержанности родителей.

Дети от 7 до 10 лет воруют в основном из-за плохо развитой силы воли. Они очень плохо справляются с соблазном завладеть чужой вещью или деньгами, хотя понимают, что поступают неправильно. В этом случае родители не должны давить на ребенка, а дать ему больше свободы действий. Рекомендуется, например, составить график досуга на выходные и позволить реализовать все написанные пункты самостоятельно.

  • Не стоит пугать ребенка полицией или физическим насилием. Это сформирует в его сознании образ о том, что он «плохой».
  • Предложите разделить с ним ответственность за содеянное. Помогите исправить ситуацию.
  • Расскажите о своих чувствах. Пусть он знает, как Вас расстраивает подобное поведение.
  • Помните, что, несмотря ни на что, это Ваш ребенок, а не вор-рецидивист. Если сразу накинуться на него с упреками «Как же ты мог?», то в дальнейшем, скорее всего, он будет продолжать воровать, но будет скрывать это более тщательно. Ведь подобными словами Вы подрываете его уверенность в себе.
  • Пользуйтесь презумпций невиновности. Если даже все окружающие уверены, что украл именно Ваш ребенок, но доказательств его вины нет, - не спешите его обвинять. Пусть он чувствует вашу поддержку.
  • Попробуйте добраться до истины. Расспросите у ребенка причины, которые подтолкнули его на воровство.
  • Помогите ребенку вернуть украденную вещь. Пойдите вместе с ним к ее владельцу и объясните ситуацию, как бы стыдно Вам за это ни было.
  • Не обсуждайте эти проблемы с посторонними людьми.
  • После благополучного разрешения ситуации старайтесь больше не возвращаться к этой проблеме. Будьте уверены, что ребенок точно усвоит преподнесенный урок, если все действия были сделаны правильно. Если Вы знаете на 100%, что это ваш ребенок украл ту или иную вещь, предложите ему вернуть ее, пока никто не видит. В любом случае Ваше чадо должно знать, что Вы любите его, даже если он поступил неправильно. Однако он должен понимать, какую боль приносит всем домашним своим поведением.

Как предотвратить воровство

Профилактика воровства - это действенный метод избежать возникновения неприятных ситуаций в будущем. Предварительные профилактические беседы помогут ребенку узнать, что брать чужие вещи без спроса категорически нельзя. Он должен знать, что все тайное рано или поздно всплывает на поверхность. Поэтому, как бы он ни пытался скрыть нехороший поступок - о нем все равно узнают в свое время. Рекомендуется преподносить уроки доверия. С этой целью можно оставлять деньги на видном месте, выявляя свое доверительное отношение к ребенку. Однако не стоит оставлять безнаказанным первый случай воровства - это повлечет за собой возникновение следующих.

Несколько действенных методов профилактики воровства

  1. Сопереживание поможет ребенку прочувствовать то, что чувствует другой человек, у которого украли вещь. Нужно учить ребенка сопереживать.
  2. Если направить детскую энергию в благодатное русло, то времени на занятия воровством у него просто не останется. Он найдет себе занятие по душе и сможет самореализоваться с его помощью.
  3. Скажите «Нет!» двойным стандартам. Если вы учите ребенка, что воровать нехорошо, а сами приносите из работы канцелярские мелочи, считая это нормальным, то не удивляйтесь, когда ваш ребенок принесет в один прекрасный день домой чужие фломастеры.
  4. Вырабатывайте в ребенке чувство ответственности. Можно поручить ему присмотр за младшими детьми или за домашним питомцем.
  5. Обязательно стоит интересоваться проблемами ребенка и помогать с их решением. Не надо воспринимать его жалобы скептически, считая их смешными. Ребенок должен знать, что дома ему всегда помогут и дадут дельный совет.

Распространенные ошибки в действия родителей

  1. Физическое наказание. Метод воспитания ремнем не раз доказывал свою неэффективность. Родители полагают, что причинив чаду физическую боль, они заставят его исправиться и измениться. Однако последствия такой тактики - это наличие глубокой психологической травмы у ребенка, которая будет преследовать его всю жизнь, если он вовремя не обратиться к психологу. Если бить маленького человека ремнем, то он начнет воровать с удвоенной силой, выражая таким образом свой протест.
  2. Социальный стыд. В этом случае ребенка прилюдно стыдят и порицают. В детской голове формируется чувство собственной ничтожности и неполноценности. В подростковом возрасте он будет избавляться от него при помощи алкоголя или наркотиков.
  3. Вседозволенность. В этом случае родители и вовсе не реагируют на проблему. Ребенок теряет ориентиры и считает, что все делает правильно. Таким детям разрешают почти все. Но попадая в коллектив, они не понимают неприятия их поведения сверстниками.

Отучить ребенка воровать можно при помощи спокойной и конструктивной беседы. Такие проступки не должны оказываться без внимания, но наказание должно быть адекватным и разумным.

Причины детского воровства

Ребенок пришел с прогулки и постарался достать незаметно для вас из своего кармана нового робота. Конечно, вы это увидели и сразу спросили, откуда игрушка у ребенка. А в ответ неуверенная смазанная попытка ответить или четкое "Мне Стас подарил". А Стас не мог подарить робота, о котором мечтал последние несколько недель, и вы это понимаете. Единственное вы не понимаете, почему ваш ребенок украл этого робота у мальчика, ведь у него самого полно игрушек.

Прежде чем отучать ребенка от воровства, нужно выяснить, почему он совершил "кражу". А причин может быть несколько.

Недостаток развития воли и нравственных представлений , когда ребенок очень сильно хочет заполучить чужую вещь, ворует ее и даже не думает о сути и последствиях поступка. Это свойственно всем детям, ведь они еще не умеют оценивать последствия. Это очень хороший повод объяснить малышу, что сиюминутное "хочу" не руководство к действию.

Серьезная психологическая неудовлетворенность . В этом случае чаще всего ребенок ворует деньги у своих родителей, родственников или близких людей. Обычно подобные кражи совершают подростки или младшие школьники. В семьях таких детей царит не совсем здоровая атмосфера - родители чаще всего эмоционально холодны друг к другу, может, даже и к детям. Ребенок не встречает поддержки ни в семье, ни в школе. В этом случае он ворует не для того, чтобы обогатиться, а просто из мести и обиды.

Сильное желание владеть понравившейся вещью, против голоса совести . Ребенок понимает, на что идет, насколько это плохо, что это навредит другому человеку, но остановиться не может. Чаще всего об этом воровстве никто не знает, так как ребенок продумывает все заранее, и пока сам не раскается в содеянном, так и останется загадкой, куда пропала ручка из Франции соседской Наташи.

Как быть родителям


Итак, как себя вести, если вы подозреваете ребенка в воровстве? Вот основные советы.

1. Если вы не поймали ребенка на воровстве, но подозрения все равно падают именно на него, то не спешите его обвинять. В этом случае действует презумпция невиновности.

2. Даже если ребенок что-то украл, не давайте волю своим негативным чувствам, перед вами в первую очередь ребенок, а не злостный вор. В противном случае можно лишить ребенка уверенности в себе и в праве на хорошее отношение окружающих. Будьте осторожны. И забудьте о словах "Как ты мог?" - они бесполезны и даже вредны. Да и в будущем ребенок, скорее всего, будет скрывать свои негативные поступки, если вы будете на него кричать.

3. Ни в коем случае не пугайте ребенка, что отведете его в полицию и не бейте по рукам, рассказывая, как раньше отрубали руки за воровство. Это только ожесточит ребенка, он будет знать, что для вас он плохой.

4. Помогите сами ребенку исправить сложившееся положение, разделите вместе с ним ответственность и предложите решение.

5. Расскажите ребенку, как вас расстраивает то, что происходит (но не называйте содеянное "воровством", "кражей" или "преступлением"). Спокойно расскажите ребенку о своих чувствах и о чувствах тех, у кого пропала вещь.

6. Подумайте о причинах поступка ребенка. Подробно расспросите его, почему он так поступил, что чувствовал в этот момент, почему не попросил у вас эту вещь, а предпочел украсть ее.

7. Попробуйте вместе с ребенком найти правильное решение. И это должно быть именно совместное решение, а не ваш приказ. Можете помочь ребенку и натолкнуть его на правильный выход из ситуации.

8. Украденную вещь нужно обязательно вернуть владельцу. Если ребенок боится идти один, то отправляйтесь вместе с ним. Ребенок должен чувствовать поддержку.

9. В том случае, если вы полностью уверены в том, что ребенок украл вещь, но сам он в этом не сознается, то предложите положить вещь на место, пока никто не видит. А если ребенок маленький, то можно применить подобное: "В нашем доме завелся барабашка, который стащил мои новые бусы, давай вместе ему на столе оставим что-нибудь вкусное, он раздобрится и вернет все на место".

10. Не обсуждайте случившееся в присутствии посторонних людей, это должно быть только между вами и ребенком.

11. Не сравнивайте ребенка с другими детьми, с собой. Не нужно и этого: "А вот я, в отличие от тебя, никогда не..."

12. После того как вы разберетесь с ситуацией и решите проблему, никогда не возвращайтесь к ней. Ребенок и без этого вынесет хороший урок.

13. Исключайте ситуации, которые могут провоцировать воровство.

14. Часто ребенка подталкивает на воровство компания, с которой он общается. Он может воровать "за компанию" или чтобы повысить авторитет. Если ребенок маленький, то ограничьте его общение с такими друзьями. А лучше всего приглашать всех друзей в гости, чтобы познакомиться с ними, познакомьтесь с их родителями.

15. Ребенок должен знать, что плох не он, а его поступок, что он все равно может вам доверять и вы его по-прежнему любите, но искренне хотите, чтобы он понимал, насколько дурно он поступил.

Профилактика воровства:

16. Направьте активность ребенка в мирное русло, пусть он сам выберет занятие себе по душе - рисование, танцы, борьба, фотографирование. Человек, который занимается тем, что ему нравится, посвящает свободное время любимому занятию, не думает постоянно о том, как привлечь к себе внимание, и конечно, у него появится хотя бы один друг по интересам.

17. Учите ребенка сопереживать и думать о других людях, ставить себя на их место.

18. В вашей семье не должно быть двойной морали, когда вы говорите ребенку, что воровать нехорошо, а сами приносите с работы то упаковку бумаги, то скрепки. Для ребенка вы авторитет, поэтому не удивляйтесь, если он будет делать то же самое, принося со школы чужие карандаши и фломастеры.

19. Ребенку нужно нести ответственность, например, за младшую сестренку, за собаку или кошку, за чистотой в комнате. Давайте постепенно больше дел, в которых требуется ответственность.

20. Помогайте ребенку в решении его проблем. Вам они могут показаться смешными, детскими, а для ребенка это очень серьезно. Подумайте, как бы поступили вы сами, будь на его месте. Ребенок должен знать, что всегда может на вас положиться, получить совет.

Загрузка...
Top